Постановление Правительства Белгородской области
от 28 мая 2018 г. N 197-пп
"Об утверждении Стратегии развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года"
В целях создания благоприятных условий для развития общественного питания на территории Белгородской области, улучшения качества услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания для населения области, формирования конкурентной среды и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р, распоряжения Губернатора Белгородской области от 09 марта 2016 года N 125-р "Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков и плана мероприятий "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Белгородской области на 2017 - 2020 годы" Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия, прилагается).
2. Департаменту экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.) в 2-месячный срок разработать и направить на утверждение План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области разработать и утвердить в установленном законодательством порядке муниципальные стратегии, руководствуясь основными положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.).
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 апреля начиная с 2019 года, об исполнении постановления - к 1 апреля 2026 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
Е. Савченко |
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 28 мая 2018 г. N 197-пп
Стратегия
развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года
Паспорт
Стратегии развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года
Наименование Стратегии |
Стратегия развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) |
Основание для разработки Стратегии |
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р; - распоряжение Губернатора Белгородской области от 09 марта 2016 года N 125-р "Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков и плана мероприятий "дорожной карты" по содействию развития конкуренции в Белгородской области на 2017 - 2020 годы" |
Государственный заказчик Стратегии |
Правительство Белгородской области |
Представитель государственного заказчика (координатор) Стратегии |
департамент экономического развития Белгородской области |
Руководитель Стратегии |
Абрамов Олег Васильевич - заместитель Губернатора Белгородской области - начальник департамента экономического развития Белгородской области |
Разработчик Стратегии |
департамент экономического развития Белгородской области |
Исполнители Стратегии |
- департамент экономического развития Белгородской области; - департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области; - администрации муниципальных районов и городских округов Белгородской области (по согласованию) |
Участники Стратегии (по согласованию) |
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (по согласованию); - Белгородская торгово-промышленная палата (по согласованию); - Белгородская территориальная организация профсоюза работников торговли и общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства Российской Федерации "Торговое Единство" (по согласованию); - образовательные учреждения Белгородской области, осуществляющие деятельность в области профессионального образования в сфере общественного питания (по согласованию); - общественные организации (по согласованию); - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания на территории Белгородской области (по согласованию) |
Цель Стратегии |
создание благоприятных условий для открытия, ведения и расширения бизнеса в сфере питания вне дома независимо от формата, размера и способа ведения этого бизнеса, формирование комфортной конкурентной среды и стимулирование предпринимательской активности в сфере общественного питания, развитие всех форм организации общественного питания и поддержка областных производителей - поставщиков продукции |
Задачи Стратегии |
- создание условий для развития предприятий общественного питания области; - обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры общественного питания на территории области; - продвижение на рынок общественного питания области качественной и безопасной продукции отечественного производства, в том числе областных производителей, и организация взаимодействия между предприятиями общественного питания и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) продукции на территорию области; - создание условий для обеспечения безопасности предоставления услуг общественного питания области; - стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания; - повышение качества и культуры сервиса предприятий общественного питания для населения области; - информационно-аналитическое обеспечение в области общественного питания |
Сроки реализации Стратегии |
2018 - 2019 годы и на период до 2025 года |
Целевые показатели и показатели социально-экономической эффективности реализации Стратегии |
1. Оборот общественного питания, млн. рублей: в 2017 г. - 7830,0 млн. рублей; в 2025 г. - 12150,0 млн. рублей. 1.1. Оборот общественного питания на душу населения, рублей: в 2017 г. - 5046,9 рубля; в 2025 г. - 7838,7 рубля. 2. Количество посадочных мест в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть), единиц: в 2017 г. - 61251 единица; в 2025 г. - 65150 единиц. 2.1. Обеспеченность населения области услугами общественного питания (общедоступная сеть) на 1000 жителей, посадочных мест: в 2017 г. - 39 посадочных мест; в 2025 г. - 42 посадочных места. 2.2. Количество предприятий общественного питания (общедоступная сеть), единиц: в 2017 г. - 1585 единиц; в 2025 г. - 1650 единиц |
Система организации контроля за исполнением Стратегии |
общее руководство и контроль за ходом реализации Стратегии осуществляет государственный заказчик Стратегии - Правительство Белгородской области. От имени государственного заказчика Стратегии оперативную работу по организации управления Стратегией и контролю за ходом ее реализации осуществляет координатор Стратегии - департамент экономического развития Белгородской области. Оперативное управление осуществляется в соответствии с мероприятиями Стратегии, определяющими сроки, исполнителей и участников реализации мероприятий |
1. Введение
Общественное питание - отрасль экономики, предприятия которой осуществляют деятельность по организации питания населения, а также производству и реализации готовой продукции и полуфабрикатов непосредственно на предприятии общественного питания или вне его, с возможностью оказания широкого перечня дополнительных услуг (включая организацию досуга).
Наравне с термином "общественное питание" в Стратегии использован более современный термин "питание вне дома", означающий в целом деятельность предприятий по изготовлению готовой кулинарной продукции и предоставлению условий для ее потребления.
Стратегия направлена на формирование и обеспечение функционирования конкурентоспособной отрасли питания вне дома или общественного питания на территории Белгородской области (далее - отрасль).
Развитие отрасли общественного питания предполагает увеличение числа и разнообразия (по форматам, специализации, размеру и т.п.) предприятий и объектов отрасли путем стимулирования предпринимательской активности через снятие административных барьеров и формирование стабильных условий ведения бизнеса.
В последние годы рынок общественного питания как в стране в целом, так и в отдельных регионах, в частности Белгородской области, претерпевает большие изменения. По мнению экспертов, динамика роста рынка, значительное увеличение множества форматов и концептуальных вариантов предприятий, качественно новый уровень ведения бизнеса с использованием новейшего оборудования и технологий подтверждают тенденцию развития отрасли общественного питания и целесообразность инвестиций в этот сегмент.
Рынок общественного питания является составной частью потребительского рынка области, таким образом, развитие рынка общественного питания напрямую зависит от потребителей, их покупательной способности и предпочтений. Следовательно, субъекты данного рынка призваны обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения области на услуги общественного питания, качество и безопасность их предоставления, доступность на всей территории области. Неэффективное развитие отрасли влечет за собой снижение качества жизни населения Белгородской области.
В связи с этим возникает необходимость разработки стратегии развития общественного питания Белгородской области.
Стратегия позволит:
- провести анализ состояния и развития отрасли в Белгородской области, выявить ключевые проблемы развития отрасли;
- создать условия, способствующие заинтересованности бизнеса в развитии отрасли;
- обеспечить баланс интересов потребителей и бизнеса;
- сформировать современный облик городов и других муниципальных образований области;
- обеспечить развитие отрасли как элемента, формирующего среду жизнедеятельности людей;
- сформировать социально ориентированную систему общественного питания, обеспечивающую ценовую и территориальную доступность услуг для всех групп населения и прочее.
2. Анализ состояния и развития общественного питания в Белгородской области
Общественное питание играет важную роль в динамичном развитии экономики как страны в целом, так и Белгородской области. Специфические свойства товара и услуг общественного питания обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Как типичный местный рынок, общественное питание обеспечивает высокий уровень занятости населения области и, в связи с этим, оказывает значительное влияние на стабильность экономики области в целом.
В 2017 году на потребительском рынке Белгородской области осуществляли деятельность 2531 предприятие общественного питания, что на 0,1 процента больше чем в 2016 году (2529 единиц). Из них 62,6 процента (1585 единиц) относится к общедоступной сети общественного питания. Соответственно на долю предприятий общественного питания закрытого типа (студенческие и школьные столовые, предприятия общественного питания при промышленных предприятиях и различных учреждениях) приходится 37,4 процента (945 единиц).
Общее количество посадочных мест в предприятиях общественного питания на 1 января 2018 года составило 144,9 тысяч. Из них в общедоступной сети находится 61,25 тыс. посадочных мест или 42,3 процента.
Наиболее динамично предприятия общественного питания открываются в городе Белгороде, Старооскольском городском округе, Губкинском городском округе, Шебекинском городском округе и муниципальном районе "Белгородский район". В этих муниципальных образованиях сосредоточено порядка 70 процентов предприятий от общего количества общедоступной сети общественного питания области. Особенностью современного этапа развития общественного питания в области является то, что предприятия питания открываются в комплексе с культурно-досуговыми, лечебно-оздоровительными и торгово-развлекательными центрами.
За 2017 год сеть общественного питания общедоступной сети увеличилась на 34 единицы (2,2 процента) по сравнению с предыдущим годом и на 1055 посадочных мест (1,8 процента).
Слабо развивается общественное питание в Валуйском и Яковлевском городских округах и муниципальных районах "Ивнянский район", "Корочанский район", "Краснояружский район", "Красненский район", "Ракитянский район" и "Чернянский район", где количество предприятий общественного питания сокращается. Основными причинами закрытия большинства предприятий общественного питания в районах области является невысокая платёжеспособность населения и низкая рентабельность предприятий при высоких стартовых затратах на открытие объекта.
Среди основных характеристик современного ресторанного бизнеса - ориентация на некую усреднённую европейскую кухню. Можно отметить, что из национальных кухонь в области массово представлена европейская кухня (современный ресторанный комплекс "Зима", рестораны "Башня", "Самовар", "Солома", "Новая волна", "Белогорье", "Веретено", "Эль хаус", "Амати" и др.), итальянская и японская (рестораны "La Terrazza", "Мезонин", "Милан", "Суши Дом" и др.), а также восточно-кавказский микс (рестораны "Хива", "Дворец Востока", "Генацвали", "Золотоноша" и др.). В единичных экземплярах присутствуют заведения с русской кухней, китайской и некоторыми другими кухнями.
Кроме того, на рынке общественного питания получили развитие и сегменты специализированных заведений. Особенно следует отметить кофейни, ставшие неотъемлемой частью жизни города Белгорода и городских округов (кофейни составляют 2,2 процента или 35 объектов от общего количества предприятий общедоступной сети).
Следует отметить, что в настоящее время наиболее устойчивы к кризисным явлениям сетевые предприятия общественного питания. В области функционирует крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания McDonalds ("Макдоналдс"),
Высокоценовой сегмент ресторанного бизнеса и франшизные проекты внедряются медленно. Вместе с тем активно развивается другой сегмент рынка общепита - фаст-фуд (сеть кафе и киосков быстрого питания "Оранжевый остров") и другие предприятия быстрого питания, что свидетельствует об ориентации населения на демократические форматы общественного питания. Востребованность данного сегмента по-прежнему растет.
Состояние общественного питания общедоступной сети области в настоящее время в разрезе типологии предприятий выглядит следующим образом: 141 ресторан (8,9 процента), 155 баров (9,8 процента), 598 кафе (37,7 процента), 208 закусочных (13,1 процента), 97 кулинарий (6,1 процента), 68 буфетов (4,3 процента), 64 пиццерии (4 процента), 35 кофеен (2,2 процента), 29 столовых (1,8 процента), 15 кафетериев (1 процент) и др.
Областной центр достаточно насыщен предприятиями общепита, особенно его центральная часть.
На сегодняшний день реальность состояния рынка общественного питания отражается показателем, который характеризует количество мест на определенное число жителей. Данная характеристика применялась еще в СССР, где, по принятым нормам, среднее значение данного показателя было представлено 40 местами на 1000 жителей. Этот средний норматив по стране действует и сейчас согласно строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы проектирования".
В России отрасль общественного питания недостаточно развита. Так в России на 1000 человек приходится менее одного предприятия питания; в Белгородской области - 1; в США, Германии - 2; в Великобритании - 4; в Италии, Франции - 5; Китае - почти 6 предприятий питания.
Сфера питания вне дома относится к такого рода рынкам, где предложение рождает спрос. Недостаточное количество объектов питания вне дома нельзя объяснять отсутствием спроса. Желание современного человека позавтракать, пообедать, поужинать или просто "перекусить" вне собственного жилья естественно, соответствует современному темпу и образу жизни и практически не зависит от уровня его дохода. Такое желание должно удовлетворяться предоставлением разных ценовых возможностей питания вне дома.
Сравнительный анализ обеспеченности населения посадочными местами на предприятиях общественного питания общедоступной сети в разрезе регионов Российской Федерации в 2016 году показал, что на 1000 жителей Санкт-Петербурга приходится 85 посадочных мест, в Ростове-на-Дону - 70, в Краснодаре - 68, в Ленинградской области - 59, в Екатеринбурге - 53, в Иркутске - 49, в Москве - 47, тогда как в Московской и Белгородской областях этот показатель составляет всего лишь 39 посадочных мест на 1000 жителей.
За период с 2014 по 2016 годы на 1000 жителей приходилось 94 посадочных места, 93 посадочных места - в 2017 году, в том числе в предприятиях общедоступной сети 38 посадочных мест в 2014 и 2015 годах, 38,5 посадочных места в 2016 году, 39 посадочных мест в 2017 году. Наибольшая обеспеченность посадочными местами общедоступной сети приходится на жителей города Белгорода - 56 посадочных мест в 2014 году, 58 посадочных мест в 2015 и 2016 годах, 59 посадочных мест в 2017 году, что превышает нормативные показатели (40) на 17, 18 и 19 посадочных мест.
Из муниципальных районов следует отметить Борисовский район, в котором показатель числа посадочных мест на 1000 жителей (более 60) превышает даже уровень областного центра и превышает нормативные показатели практически на треть. Такое состояние можно прокомментировать только с точки зрения развития туристических маршрутов в данном направлении и санаторно-курортного лечения в современном комплексе Санаторий "Красиво".
Количество посадочных мест на 1000 жителей в 2017 году в Яковлевском городском округе (50 посадочных мест) и Грайворонском городском округе (49 посадочных мест) превышает среднеобластной уровень - 39 посадочных мест.
Растет число посадочных мест на 1000 жителей в Алексеевском, Губкинском, Грайворонском, Новооскольском и Шебекинском городских округах и муниципальных районах "Белгородский район", "Волоконовский район", "Корочанский район", "Прохоровский район", "Ровеньский район".
Самая низкая обеспеченность на 1000 жителей в 2017 году отмечается в Валуйском городском округе (17 посадочных мест), муниципальном районе "Краснояружский район" (21 посадочное место), Алексеевском городском округе (24,5 посадочных места), муниципальных районах "Красногвардейский район" - 25 посадочных мест, "Волоконовский район" и "Ивнянский район" - 26 посадочных мест и Старооскольском городском округе - 28 посадочных мест.
Отстают от нормативных показателей числа посадочных мест на 1000 жителей по обеспеченности населения посадочными местами в предприятиях общественного питания (СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" - 40 посадочных мест на 1 тыс. человек) следующие муниципальные районы: "Красногвардейский район" (на 22 посадочных места в 2015 году, на 15 - в 2016 году и 14 - в 2017 году), "Вейделевский район" (на 18 посадочных мест в 2015 году, на 12 посадочных мест в 2016 году и на 10 посадочных мест в 2017 году), "Волоконовский район" (на 16 посадочных мест в 2015 и 2016 годах, на 14 посадочных мест в 2017 году), "Краснояружский район" (на 15 посадочных мест в 2015 и 2016 годах, на 19 посадочных мест в 2017 году), "Корочанский район" (на 11 посадочных мест в 2015 году, на 8 посадочных мест в 2016 году и на 7 посадочных мест в 2017 году), Алексеевский городской округ (на 12 посадочных мест в 2015 году, на 16,5 посадочных места в 2016 году и на 15,5 посадочных места в 2017 году), Губкинский городской округ (на 10 посадочных мест в 2015 году, на 11 посадочных мест в 2016 году и на 10 посадочных мест в 2017 году).
Следовательно, в рамках развития стратегии общественного питания именно в указанных муниципальных образованиях следует увеличить число посадочных мест на 1000 жителей до нормативных показателей.
В целом по Белгородской области удельный вес посадочных мест в ресторанах и барах на 1 января 2018 года составляет 30 процентов, что вдвое превышает нормативные показатели. В разрезе муниципальных образований области наибольший удельный вес посадочных мест на данный тип предприятий приходится на муниципальный район "Белгородский район" (57 процентов), Яковлевский городской округ (41,3 процента), Старооскольский городской округ (36,4 процента), город Белгород (35 процентов), Валуйский городской округ (30 процентов), Губкинский городской округ (25 процентов).
Вместе с тем в ряде муниципальных образований области, таких как Грайворонский и Новооскольский городские округа и муниципальных районах "Ивнянский район" и "Красненский район", данные типы предприятий общественного питания отсутствуют, что негативным образом сказывается на состоянии общественного питания общедоступной сети.
В распределении сети специализированных предприятий на долю посадочных мест в кафе должно приходиться примерно треть от всей совокупности. В целом по области их доля составляет примерно половину - 49,3 процента. Вместе с тем в муниципальном районе "Ивнянский район" и Новооскольском городском округе предприятия общественного питания представлены исключительно в виде кафе, где на долю посадочных мест приходится 100 процентов, что также негативно сказывается на состоянии общественного питания в этих муниципальных образованиях и в Белгородской области. Во всех остальных муниципальных образованиях области удельный вес посадочных мест практически вдвое превышает нормативные показатели, за исключением муниципального района "Белгородский район" и города Белгорода.
На долю посадочных мест в закусочных по Белгородской области приходится всего 4 процента против 20 - 25 процентов требуемых. Во всех муниципальных образованиях области, за исключением Алексеевского городского округа и муниципального района "Красненский район", где на долю посадочных мест в закусочных приходится 27,5 процента и 71,4 процента соответственно, наблюдается нехватка мест данного типа предприятий общественного питания.
Сохраняется значительная дифференциация по уровню обеспеченности услугами общественного питания сельского и городского населения. Организация услуг общественного питания в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов в отдаленных, малонаселенных сельских районах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли. Обеспечение жителей таких территорий услугами - одна из основных задач региональной политики в сфере потребительского рынка.
Таким образом, имеющаяся в сфере общественного питания области материально-техническая база позволяет обеспечивать стабильные темпы роста оборота общественного питания. За 2014 - 2016 годы оборот общественного питания Белгородской области в фактически действующих ценах увеличился с 6280,3 до 7278,6 млн. рублей, т.е. возрос на 16 процентов. При этом цепные показатели динамики оборота в действующих ценах носили за все годы позитивный характер. В 2017 году оборот общественного питания составил 7830,0 млн. рублей, что в физическом объеме на 5,1 процента выше, чем в 2016 году.
Наиболее высокие темпы развития оборота наблюдались в 2012 году по сравнению с 2011 годом (122,5 процента). Динамика физического объема продаж продукции общественного питания также имеет положительную динамику, кроме 2015 года, по сравнению с предыдущим годом, когда реальный объем реализации продукции общественного питания снизился на 2,2 процента.
В структуре оборота общественного питания Белгородской области, несмотря на незначительное укрупнение сети, преобладают малые предприятия, наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей. Соответственно, в 2017 году доля в структуре оборота общественного питания области крупных и средних организаций составила 41,8 процента, малых предприятий - 44,5 процента, индивидуальных предпринимателей - 13,7 процента.
За 2014 - 2017 годы увеличился оборот общественного питания на душу населения с 4062 рублей в 2014 году до 5046,9 рубля в 2017 году. Прирост составил 984,9 рубля (24,2 процента).
В разрезе муниципальных образований области наиболее высокие темпы роста оборота общественного питания в целом и на душу населения за 2014 - 2016 годы приходятся на муниципальный район "Белгородский район" - 771,3 процента и 734,3 процента соответственно, Яковлевский городской округ - 226 процентов и 227,5 процента, муниципальный район "Краснояружский район" - 203,9 процента и 209,5 процента. Выше среднеобластного темпа роста оборота общественного питания (163,5 процента) оказались результаты деятельности предприятий общественного питания Новооскольского городского округа, муниципальных районов "Борисовский район", "Корочанский район", "Ровеньский район" и города Белгорода.
Среди факторов, положительно влияющих на динамику оборота общественного питания, можно отметить повышение обеспеченности населения местами на предприятиях питания и рост уровня использования посадочных мест. Анализ зависимости оборота общественного питания под влиянием различных факторов показал, что за исключением двух муниципальных образований (муниципальный район "Красненский район" и Старооскольский городской округ), где динамика посадочных мест опережала рост оборота и, соответственно, интенсивность использования мест за пятилетие снизилась, положительная динамика оборота на одно место позитивно отразилась на объемах деятельности всех предприятий общественного питания. Увеличение числа предприятий общественного питания явилось благоприятным фактором увеличения оборота общественного питания во всех муниципальных образованиях области, за исключением муниципального района "Вейделевский район", где наблюдается сокращение объектов общественного питания.
Численность, состав обслуживаемого населения, тенденции и темпы их изменения оказывают значительное влияние на все аспекты развития предприятий общественного питания. Однако в 16 из 22 муниципальных образований Белгородской области численность обслуживаемого населения сократилась.
Факторный анализ оборота на душу населения в разрезе муниципальных образований показал, что рост обеспеченности населения посадочными местами и повышение интенсивности их использования оказали положительное влияние на прирост среднедушевого оборота общественного питания во всех муниципальных образованиях. Исключением стали Грайворонский и Старооскольский городские округа и муниципальный район "Красненский район" где, как указывалось выше, нагрузка на одно посадочное место снизилась.
В настоящее время ценовая политика ресторанов и баров, составляющих порядка 19 процентов рынка общественного питания Белгородской области, по ценовому приоритету позиционирует себя как гастрономические рестораны класса "люкс" или "высший". Средний чек подобных заведений 2 - 2,5 тыс. рублей и выше, соответственно, для большинства населения области цена является основным ограничением, не позволяющим посещать подобные заведения. Поэтому наблюдается низкая загруженность материально-технической базы предприятий питания. Среди негативных факторов также недостаток оборотных средств и невозможность использования кредитных ресурсов в связи с высокими процентными ставками и нестабильностью кредитно-денежных отношений в стране.
Анализируя сложившуюся ситуацию в сфере услуг общественного питания на потребительском рынке области, можно выделить следующие проблемы:
- несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей деятельность предприятий общественного питания;
- отклонение от нормативных показателей числа посадочных мест на 1000 жителей;
- неравномерное типовое распределение сети общественного питания в разрезе муниципальных образований Белгородской области;
- неравномерное территориальное распределение объектов предприятий общественного питания (концентрация объектов торговли и предприятий общественного питания в основном осуществляется в центральных частях городских округов и районных поселках области и выражается в неравномерной обеспеченности живущего там населения);
- недостаточное количество предприятий, предлагающих продукцию низкой и средней ценовой категории, специализированных организаций диетического питания, детских и молодежных кафе и т.д.;
- недостаточное развитие сети предприятий быстрого обслуживания в малых городах области и поселках городского типа;
- несоответствие фактической обеспеченности населения услугами предприятий быстрого обслуживания потребностям в районных центрах и малых городах области;
- недостаток квалифицированных кадров для работы на предприятиях общественного питания;
- недостаточно высокий уровень качества продукции и услуг на предприятиях общественного питания;
- трудности с обеспечением предприятий общественного питания качественным сырьем, в том числе свежей сельскохозяйственной продукцией, низкий уровень логистики в данной сфере; отсутствие современных оптовых рынков по продаже качественной свежей сельскохозяйственной продукции с учетом требований индустрии питания, в результате чего эта продукция поступает на предприятия общественного питания через несколько дней, проходя через несколько посредников, что увеличивает издержки и сроки доставки, снижает качество сырья и готовых блюд;
- недостаточное число предприятий питания с русской кухней, оформленных в национальном стиле, с учетом этнических особенностей Белгородской области. В то время как во многих странах мира предприятия питания имеют самостоятельную культурную, историческую ценность, являются частью имиджа города и страны. Ресторанный бизнес развитых стран во многом построен на гастрономическом туризме;
- отсутствие региональных сетевых брендов общественного питания;
- низкий уровень оплаты труда работников отрасли.
В связи с этим необходимо оказывать поддержку развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере общественного питания в сельской местности, обеспечивая тем самым повышение уровня доступности услуг в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах.
В современном градостроительстве размещение предприятий общественного питания обусловлено характером сложившейся системы расселения, планировочными и социально-демографическими условиями каждого конкретного города.
Главная особенность размещения предприятий общественного питания заключается в том, что они образуют единую гибкую (открытую) систему, построенную на учете общегородских связей и интересов населения, его пространственной мобильности. Соответственно и размещение предприятий общественного питания увязывают с общей пространственной структурой города так, чтобы предприятия местного значения, располагаясь на открытых (территориально не замкнутых) улицах и магистралях, дополняли систему предприятий городского значения и включались в общую архитектурно-пространственную структуру города.
Предприятия общественного питания местного значения, расположенные в жилой зоне, целесообразно размещать в структуре города с учетом системы расположения транспортных остановок там, где основные потоки населения переходят от транспортного к пешеходному движению по пути к месту жительства или работы.
Такое размещение (с учетом обязательной пешеходной доступности) остановок общественного транспорта одновременно обеспечивает охват каждым предприятием обслуживаемой зоны в пределах пешеходной доступности 5 - 7 мин (400 - 500 м) независимо от границ микрорайона. При этом полностью учитываются интересы проживающего населения.
В то же время коммерческий сектор общественного питания как отрасль материального производства должен быть конкурентоспособным. Обеспечение и поддержание определенного уровня конкурентоспособности предприятий общественного питания невозможно без использования современных маркетинговых инструментов, одним из которых являются маркетинговые исследования.
Маркетинговое исследование покупательских предпочтений на рынке общественного питания Белгородской области подтвердило целесообразность совершенствования системы ценообразования, повышения качества блюд и обслуживания, разнообразия ассортимента за счет включения в меню блюд рационального питания, пропаганды здорового питания, в том числе в средствах массовой информации, развития столовых низкоценового сегмента рынка. Особую озабоченность потребители высказали в связи с санитарным состоянием предприятий общественного питания и профессионализмом персонала.
Таким образом, в настоящее время целый комплекс потребностей населения, касающийся сферы общественного питания в Белгородской области, остается неудовлетворенным.
Для организации рационального питания требуются профессиональные и научные знания в области технологии, позволяющей свести к минимуму потери пищевых веществ в процессе приготовления, применение физиологических норм питания с учетом пола, возраста, профессии и состояния здоровья человека. Всего этого можно достичь при производстве продукции на предприятиях общественного питания с привлечением соответствующих высококвалифицированных специалистов.
В динамике оборота предприятий общественного питания находят отражение непрерывный рост производства и валового внутреннего продукта, с одной стороны, повышение качества жизни населения - с другой. Если судить по росту благосостояния населения Белгородской области, то, несмотря на прогнозируемое в 2017 году снижение оборота общественного питания, по сравнению с предыдущим годом, в целом перспективы развития индустрии питания в области благоприятные. Позитивными факторами этого развития являются:
- рост общей численности населения, проживающего в области, как за счет рождаемости, так и за счет миграции из других регионов России и стран Содружества Независимых Государств;
- рост деловых, офисных и культурно-развлекательных центров, способствующих увеличению числа работников, нуждающихся в пище в обеденное время, а также числа отдыхающих в свободное от работы время, что способствует повышению проходимости предприятий питания;
- качественное изменение структуры населения в сторону роста доли молодежи и детей;
- постепенное изменение менталитета населения, меняющего свое отношение к питанию вне дома;
- собственное стремление населения к росту доходов и повышению качества жизни.
Следует отметить, что в условиях увеличения платежеспособного потребительского спроса населения и устойчивого развития оборота общественного питания необходим поиск новых концепций развития общественного питания, разработка и реализация действенных мероприятий, способствующих качественным структурным изменениям деятельности предприятий общественного питания.
Программное решение указанных проблем будет способствовать поддержанию высоких темпов развития отрасли, расширению предложения услуг, реализации программы социально-экономического развития области.
3. Цель и задачи Стратегии
Стратегия направлена на развитие общественного питания в Белгородской области.
Рынок общественного питания Белгородской области призван обеспечивать условия для максимального удовлетворения спроса населения на продукцию общественного питания, качество и безопасность, доступность услуг питания на всей территории области.
Целью Стратегии является создание благоприятных условий для открытия, ведения и расширения бизнеса в сфере питания вне дома независимо от формата, размера и способа ведения этого бизнеса, формирование комфортной конкурентной среды и стимулирование предпринимательской активности в сфере общественного питания, развитие всех форм организации общественного питания и поддержка областных производителей-поставщиков продукции.
Цель Стратегии обусловливает решение основных задач:
- создание условий для развития предприятий общественного питания области;
- обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры общественного питания на территории области;
- продвижение на рынок общественного питания области качественной и безопасной продукции отечественного производства, в том числе областных производителей, и организация взаимодействия между предприятиями общественного питания и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) продукции на территорию области;
- создание условий для обеспечения безопасности предоставления услуг общественного питания области;
- стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания;
- повышение качества и культуры сервиса предприятий общественного питания для населения области;
- информационно-аналитическое обеспечение в области общественного питания.
4. Срок реализации Стратегии
Срок реализации Стратегии: 2018 - 2019 годы и на период до 2025 года.
5. Направления развития и способы достижения цели и решения задач Стратегии
Направления реализации Стратегии основаны на скоординированных действиях исполнителей и участников мероприятий по достижению намеченных целей и задач Стратегии.
5.1. Создание условий для развития предприятий общественного питания области.
Необходимо создать в регионе благоприятные условия для развития отрасли общественного питания, в том числе быстрого обслуживания доступного ценового уровня (демократичного формата) на основе формирования и расширения сети нестационарных предприятий питания (мобильных объектов уличного питания в центральных зонах городов Белгородской области, а также спортивно-оздоровительной зоне, в том числе на территориях, прилегающих к основным туристическим маршрутам).
Также необходимо сформировать систему мониторинга хозяйствующих субъектов общественного питания и создать единую базу организаций сферы общественного питания (дислокация в разрезе классификации предприятий общественного питания по типам).
В этой связи необходимо продолжить работу по проведению ежегодного анализа развития инфраструктуры сферы общественного питания в разрезе муниципальных районов и городских округов Белгородской области, с отражением в нем основных показателей деятельности предприятий и прогноза основных индикаторов развития рынка общественного питания области.
Целесообразным является создание на территории области Ассоциации рестораторов, основными целями которой должны стать защита интересов субъектов рынка общественного питания, формирование благоприятной среды для развития отрасли.
5.2. Обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры общественного питания на территории области.
В области сохраняется значительная дифференциация по уровню обеспеченности услугами общественного питания сельского и городского населения. Преодоление этого дисбаланса, в первую очередь, предполагает ориентацию на развитие общедоступных предприятий общественного питания в сельской местности, территориальная доступность которых должна быть обеспечена за счет устранения диспропорции их размещения. Основой для формирования оптимальной структуры предприятий общественного питания, соответствующей требованиям рынка в регионе, должен служить маркетинговый подход, в том числе ориентация на основные потребительские сегменты. В условиях чрезвычайно подвижной, непредсказуемой внешней среды необходимо проведение маркетинговых исследований потребительских предпочтений рынка общественного питания не реже одного раза в два года.
На основе маркетингового подхода для улучшения качества жизни населения с учетом градостроительных, архитектурных, транспортных особенностей территорий целесообразно использовать зональную схему размещения предприятий общественного питания, позволяющую грамотно разместить типы и виды предприятий питания на имеющейся территории. Такой подход позволит повысить привлекательность инфраструктуры городов.
Совершенствование организации общественного питания, развитие новых форматов и внедрение современных форм обслуживания населения предполагают дальнейшее развитие предприятий выездного обслуживания, в том числе: кейтеринга (доставка на дом), организации и доставки семейных и корпоративных ланчей.
В последние годы актуальным становится развитие концептуальных предприятий общественного питания, базирующихся на основе различных критериев от интересов (клубная система) до принципов и направлений питания (здоровое питание, диетическое и лечебное питание, зеленая столовая, вегетарианская кухня, национальная кухня).
Важнейшей из задач потребительского рынка, по-прежнему, является удовлетворение потребностей населения путем:
- дальнейшего создания в кафетериях, буфетах отделов по продаже здоровых, экологически чистых продуктов питания, в том числе вырабатываемых предприятиями области;
- внедрение обогащенных продуктов питания (хлеб, напитки, молочные продукты) в систему общественного питания (как общедоступной, так и ведомственной сети);
- стимулирование развития сети предприятий, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих их по заказам потребителей;
- развитие предприятий быстрого обслуживания.
В рамках обеспечения сбалансированного развития и размещения инфраструктуры общественного питания на территории области необходимо более активно развивать услуги общественного питания в организациях придорожного сервиса и туристических комплексах, более активно внедрять в общественном питании новые формы обслуживания населения, развивать гастрономический туризм.
Местную кухню можно рассматривать как туристский ресурс области. Связь общественного питания и туризма будет способствовать увеличению притока туристов, в том числе из числа населения области (школьников и студентов образовательных учреждений, пенсионеров), удлинению их пребывания на территории области, увеличению прибыли предприятий общественного питания и сферы туризма. К факторам, благоприятствующим развитию гастрономического туризма в области (помимо наличия ресурсов), можно отнести: возможность создания новых рабочих мест и вовлечения местных жителей в рабочий процесс; наличие разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурно-исторического наследия; наличие профильных образовательных учреждений высшего образования. В области в рамках гастрономического туризма можно развивать практически все известные направления: кулинарные школы и мастер-классы, кулинарные развлечения, кулинарные направления, кулинарные события, кулинарные медиа, гастрономические магазины, гастрономические туры от туристических агентств, фермерские рынки, производство пищевых продуктов. Развитию гастрономического туризма служит также позиционирование блюд местной кухни посредством участия предприятий общественного питания в событийных мероприятиях области (фестивалях, ярмарках, праздниках районов, городов, населенных пунктов). Интерес и знакомство с местной, национальной кухней, блюдами, приготовленными из белгородских продуктов местными поварами и/или собственными руками, будут способствовать развитию общественного питания в регионе.
Ежегодное проведение мониторинга развития рынка общественного питания будет способствовать обеспечению населения области необходимыми посадочными местами в предприятиях общественного питания, а также обосновывать потребность в предприятиях общественного питания в разрезе районов области.
В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" продолжится работа по обеспечению доступности для инвалидов услуг организаций общественного питания.
Обеспечение доступности объектов и услуг торговли и общественного питания для инвалидов и маломобильных групп населения будет осуществляться путем реализации региональной "дорожной карты", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 21 сентября 2015 года N 346-пп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, труда, занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, туризма, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики".
5.3. Продвижение на рынок общественного питания области качественной и безопасной продукции отечественного производства, в том числе областных производителей, и организация взаимодействия между предприятиями общественного питания и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) продукции на территорию Белгородской области.
Работа по обеспечению насыщения потребительского рынка области качественной и безопасной продукцией, в том числе ввозимой из-за пределов Российской Федерации, организована в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с действующим законодательством в сфере развития потребительского рынка в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг российского и иностранного производства, реализуемых на территории области.
Данная работа в области проводится в соответствии с действующим законодательством, постановлением Губернатора Белгородской области от 03 апреля 2015 года N 31 "О создании областной межведомственной комиссии при Губернаторе области по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Белгородской области". В рамках комиссии организовано взаимодействие и координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и администраций муниципальных районов и городских округов по недопущению поступления на потребительский рынок области фальсифицированной, контрафактной и контрабандной продукции.
Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, принятая в 2003 году, стала главным стратегическим документом, определяющим приоритеты в деятельности Правительства Белгородской области.
Важнейшее направление Программы - защита здоровья и жизни граждан, в том числе обеспечение качества и безопасности продовольственной продукции.
С этой целью Правительство Белгородской области в сентябре 2016 года заключило соглашение с автономной некоммерческой организацией "Российская система качества" (далее - Роскачество), предусматривающее развитие институтов качества, повышение качества и безопасности продукции на продовольственном и промышленном рынках. Данное соглашение позволяет взаимодействовать как в стратегическом продвижении качества во всех сферах производства, так и в области практических исследований товаров.
В рамках сотрудничества между Правительством Белгородской области и Роскачеством продолжится работа с предприятиями по прохождению добровольной сертификации "Система подтверждения качества российской продукции" и получению российского Знака качества и другие мероприятия, направленные на развитие региональных институтов качества.
Информация о товарах, удостоенных российского Знака качества, регулярно будет размещаться в средствах массовой информации (далее - СМИ), таким образом, жители Белгородской области будут осведомлены о продукции, отвечающей опережающему стандарту Российской системы качества, в том числе произведенной на территории Белгородской области.
В целях популяризации достижений промышленности области, усиления мотивации организаций и индивидуальных предпринимателей к повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг, повышения потребительской осведомленности о качестве продукции и услуг продолжится работа по проведению на территории области областного конкурса качества продукции и услуг "Белгородское качество".
В целях более широкого использования в общественном питании продукции, произведенной на территории Белгородской области, предполагается сформировать реестр поставщиков сельскохозяйственной продукции и продовольственного сырья для предприятий питания.
5.4. Создание условий для обеспечения безопасности предоставления услуг общественного питания области.
Реализация в соответствии с действующим законодательством мероприятий по контролю за деятельностью предприятий общественного питания в целях предотвращения правонарушений в сферах обеспечения стандартизации, соблюдения правил продажи товаров, санитарных правил и норм является важнейшим направлением обеспечения качества и безопасности предоставления услуг общественного питания области.
Проведение общественными организациями выборочного мониторинга качества кулинарной продукции, реализуемой на территории Белгородской области, будет также способствовать обеспечению качества и безопасности предоставления услуг общественного питания.
Организация теле-, радиопрограмм по разъяснению вопросов качества и безопасности пищевых продуктов населению, проведение теле-, радиопрограмм, выставок, конкурсов по разъяснению принципов здорового питания позволит повысить качество и безопасность услуг общественного питания.
5.5. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания.
Необходимо создавать условия для увеличения количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере общественного питания, обеспечивая естественные условия для развития свободной конкуренции и повышения уровня предпринимательской активности.
В рамках государственной программы Белгородской области "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 - 2020 годы" продолжится работа по оказанию финансовой поддержки в форме целевого займа хозяйствующим субъектам, организующим деятельность в сфере общественного питания на территории региона.
В случае самостоятельного привлечения субъектом малого бизнеса кредитных ресурсов на реализацию инвестиционного проекта возможно предоставление в установленном порядке поручительства Белгородского областного фонда содействия кредитованию по частично обеспеченному банковскому кредиту.
Организация и проведение Белгородского областного смотра предприятий общественного питания, проводимого в рамках межрегиональной специализированной выставки "Магазин. Отель. Ресторан", а также проведение сезонных (тематических) областных ярмарок предприятий общественного питания будут способствовать увеличению объемов продаж кулинарной продукции, стимулированию деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания.
Активность субъектов рынка общественного питания возрастет также на основе стимулирования использования инновационных технологий производства кулинарной продукции и обслуживания потребителей, в том числе применение технологий "Cook&Chill", "Соок&МАР", "Sous-Vide", "Cook&Serve", "Cook&Freeze", внедрение вендинговых и информационных технологий в процессе обслуживания потребителей.
5.6. Повышение качества и культуры сервиса предприятий общественного питания для населения области.
В рамках создания комфортной потребительской среды и повышения качества и культуры обслуживания населения в сфере общественного питания в области должна быть продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности населения качеством жизни.
Решение задачи повышения качества и культуры сервиса предприятий питания области неразрывно связано с высоким уровнем квалификации работников общественного питания, что обусловлено проведением конкурсов, чемпионатов профессионального мастерства, мастер-классов, способствующих мотивации работников общественного питания к профессиональному росту и повышению квалификации, а также по повышению престижа профессии инженера-технолога (повара, кондитера) и пропаганде достижений общественного питания (на базе высших и средних специальных учебных заведений).
Также необходимо укрепление сотрудничества с отраслевыми вузами, средними специальными и профессиональными учебными заведениями для подготовки, переподготовки кадров для предприятий общественного питания и популяризации профессии повара и специальности технолога общественного питания.
В рамках повышения квалификации и переподготовки кадров сферы общественного питания предполагается проведение семинаров, конференций, совещаний и прочих мероприятий, связанных с кадровыми вопросами.
В целях формирования имиджа предприятий общественного питания предполагается организация выставок, ярмарок и иных мероприятий.
Оказание содействия образовательным учреждениям и работодателям в организации учебно-производственной практики учащихся на предприятиях общественного питания и участие кадровых служб предприятий общественного питания в ярмарках вакансий, проводимых образовательными учреждениями, будет способствовать притоку в общественное питание области молодых, инициативных работников и более динамичному развитию отрасли.
5.7. Информационно-аналитическое обеспечение в области общественного питания.
Повышение эффективности регионального регулирования в сфере общественного питания основывается на качественной и полной информации о состоянии отрасли в Белгородской области и муниципальных образованиях области.
Требуется обеспечить развертывание полноценной системы мониторинга отрасли общественного питания с использованием современных информационных систем и ресурсов.
Информация о текущем состоянии потребительского рынка, реализуемых мероприятиях и итогах проводимой работы по развитию потребительского рынка Белгородской области по направлению "общественное питание", будет постоянно освещаться в региональных СМИ и на сайте департамента экономического развития Белгородской области.
6. Механизм и мониторинг реализации Стратегии
6.1. Механизм реализации Стратегии
Механизмом реализации Стратегии является сформированный План мероприятий ("дорожная карта").
В соответствии с поставленной целью и задачами Стратегии формируется план мероприятий ("дорожная карта") по ее реализации по четырем основным направлениям:
- совершенствование правового механизма регулирования общественного питания;
- системное развитие инфраструктуры питания вне дома на основе роста числа предприятий отрасли и многообразия их форматов как необходимого условия повышения экономической (через механизм ценовой конкуренции на рынке) и территориальной доступности услуг общественного питания для населения;
- обеспечение насыщения потребительского рынка области качественной и безопасной продукцией;
- информационно-аналитическое обеспечение в области общественного питания.
Отдельная группа мероприятий поддерживает механизм реализации Стратегии, включая взаимодействие с администрациями муниципальных районов и городских округов Белгородской области по организации мониторинга выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") Стратегии.
6.2. Целевые индикаторы Стратегии
Состав целевых индикаторов Стратегии сформирован исходя из необходимости отражения уровня развития и многообразия инфраструктуры общественного питания, уровня предпринимательской активности, степени доступности услуг общественного питания для потребителей.
Целевые индикаторы Стратегии:
- оборот общественного питания;
- оборот общественного питания на душу населения;
- количество посадочных мест на предприятиях общественного питания (общедоступная сеть);
- обеспеченность населения области услугами общественного питания (общедоступная сеть) в расчете на 1000 человек населения;
- количество предприятий общественного питания (общедоступная сеть).
В процессе реализации Стратегии данные индикаторы будут являться основой для комплексной оценки результативности деятельности муниципальных районов и городских округов области по обеспечению граждан комфортной потребительской средой и повышению предпринимательской активности в отрасли общественного питания на соответствующей территории.
Целевые показатели могут быть скорректированы при изменении внешних факторов социально-экономического развития, в том числе изменений, связанных с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Достижение прогнозируемых значений целевых показателей и показателей социально-экономической эффективности реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, приведены в таблице.
6.3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии позволит создать более благоприятные условия для потребителей и предпринимателей в сфере общественного питания, при которых должно увеличиться предложение и повыситься ценовая и территориальная доступность услуг общественного питания.
Поддержка интересов предпринимателей в сфере общественного питания должна обеспечить ускорение развития отрасли, включая инфраструктурную составляющую и рост объемов производства продукции и услуг.
С ростом количества предприятий общественного питания, в том числе малых форматов, связан ожидаемый рост конкуренции как основного экономического инструмента сдерживания роста потребительских цен и повышения качества предоставляемых услуг.
Развитие инфраструктуры общественного питания с одновременным увеличением доли экономичных форматов (столовых, закусочных, предприятий быстрого питании) приведет к росту обеспеченности населения области посадочными местами, посещаемости предприятий общественного питания и увеличению затрат на питание вне дома. В результате роль питания вне дома должна вырасти в среднесрочной перспективе.
6.4. Мониторинг реализации Стратегии
Мониторинг реализации Стратегии будет осуществляться ежегодно. Исполнители и участники (по согласованию) Стратегии ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, информируют департамент экономического развития Белгородской области о ходе выполнения Стратегии в части, их касающейся.
Департамент экономического развития Белгородской области ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, направляет в Правительство Белгородской области информацию о ходе реализации Стратегии, об исполнении постановления - к 1 апреля 2026 года.
Таблица
Целевые показатели и показатели
социально-экономической эффективности реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Фактическое значение показателя (2017 год) |
Планируемое значение показателя по годам: |
2025 г. к 2017 г., % |
|||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Оборот общественного питания |
млн. рублей |
7830,0 |
8250,0 |
8650,0 |
9100,0 |
9600,0 |
10150,0 |
10750,0 |
11400,0 |
12150,0 |
119,3 |
1.1 |
Оборот общественного питания на душу населения |
рублей |
5046,9 |
5322,6 |
5580,6 |
5871,0 |
6193,5 |
6548,4 |
6935,5 |
7354,8 |
7838,7 |
119,3 |
2 |
Количество посадочных мест в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть) |
ед. |
61251 |
61666 |
61946 |
62396 |
62945 |
63495 |
64045 |
64595 |
65150 |
106,4 |
2.1 |
Обеспеченность населения области услугами общественного питания (общедоступная сеть) в расчете на 1000 человек населения |
пос. мест |
39,0 |
39,5 |
40 |
40 |
40,5 |
41 |
41 |
41,5 |
42 |
107,7 |
2.2 |
Количество предприятий общественного питания (общедоступная сеть) |
ед. |
1585 |
1590 |
1595 |
1600 |
1610 |
1615 |
1625 |
1635 |
1650 |
104,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 28 мая 2018 г. N 197-пп "Об утверждении Стратегии развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 5 июня 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 июня 2018 г., на официальном сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (www.zakon.belregion.ru) 5 июня 2018 г.
Постановлением Правительства Белгородской области от 21 февраля 2022 г. N 96-пп настоящий документ признан утратившим силу с 25 февраля 2022 г. Действие названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 30 августа 2021 г. N 360-пп
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.