Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом департамента
образования Белгородской области
от 10 августа 2018 г. N 2124
(приложение 1)
Концепция развития
школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ) Белгородской области на 2018 - 2025 годы
1. Общие положения
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров Белгородской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - ШИБЦ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в регионе. Концепция задает долгосрочные ориентиры развития ШИБЦ Белгородской области и определяет статус, цели, приоритеты и инструменты решения практических задач обеспечения реализации требований ФГОС ОО. Она исходит из анализа проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические, социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы региона в целом и школьных библиотек, в частности.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Концепция основывается, прежде всего, на следующих документах:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" (ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271), которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.05 2015 N 996-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ N 373 от 06.10.2009);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ N 1897 от 17.12.2010);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ МОиН РФ N 413 от 17.05.2012).
- Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (Приказ МОиН РФ N 715 от 15.06.2016);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- Государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области 30 декабря 2013 года N 528-пп.
2. Значение школьных библиотек в современном образовательном пространстве
Современный школьный информационно-библиотечный центр представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным, цифровым.
Школьный информационно-библиотечный центр - это пространство для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного творчества, центр грамотности. ШИБЦ становится пространством развития не только обучающихся, но и педагогических работников, местом обмена актуальными педагогическими методиками.
Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьного информационно-библиотечного центра инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Сообществом педагогов на базе ШИБЦ создаются авторский информационно-образовательный контент: электронные информационные и образовательные ресурсы, дистанционные курсы, интерактивные образовательные модули и т.д.
Вместе с тем, школьный информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. ШИБЦ должен взять на себя не только образовательную, но и воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.
Таким образом, школьный информационно-библиотечный центр образовательной организации становится ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования в новую эпоху, поскольку, в отличие от предметных занятий, изначально рассчитан на то, чтобы дать каждому знания, соответствующие его индивидуальным запросам.
В Белгородской области, как и в Российской Федерации, школьные библиотеки и ШИБЦ образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности, в расширении социокультурных практик и в общественной жизни.
3. Проблемы развития школьных библиотек
Белгородская область насчитывает 548 библиотек общеобразовательных организаций, из них 167 находятся в городских поселениях, 381 в сельской местности.
В школьных библиотеках работают 546 человек. Специалистов с высшим образованием насчитывается - 323 человека, что составляет 60% от общего количества работников. В должности заведующий библиотекой работает 139 человек, библиотекарей - 194 человека, педагогов - библиотекарей - 80 человек, 133 учителя работают на должности библиотекаря.
Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан - будущих пользователей всеми остальными типами библиотек. Одновременно школьные библиотеки являются неотъемлемой частью системы образования области.
Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:
- концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
- совершенствованием читательской и речевой культуры приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
- формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;
- развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности.
Нельзя обойти вниманием препятствия в реализации этой важнейшей социокультурной роли школьных библиотек, среди которых следует назвать основные проблемы и противоречия:
- Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек/ШИБЦ общеобразовательных организаций Белгородской области.
- Недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной системы.
- Низкое качество книжных фондов школьных библиотек, противоречащее образовательному и социальному заказу.
- Несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.
- Проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек.
- Слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанном на принципах государственно-частного партнерства, не позволяющее использовать дополнительные возможности расширения библиотечно-информационных фондов.
3.1. Обоснование необходимости обновления нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений
Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени. В частности, не разработаны следующие акты:
- нормативы обеспечения учащихся дополнительной литературой в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы в условиях ФГОС;
- нормативы обеспечения педагогического коллектива школы методическими и иными необходимыми документами на всех видах носителей информации;
- нормативы материально-технического обеспечения библиотек и ШИБЦ общеобразовательных организаций области в соответствии с современными требованиями образовательного процесса и новым ФГОС;
- нормативы размеров площадей школьных библиотек и ШИБЦ общеобразовательных организаций в соответствии с современными требованиями СанПиН.
4. Цели и задачи Концепции
Цель Концепции - определение основных направлений развития школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций Белгородской области, обеспечивающих необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Задачами Концепции являются:
- совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного программного обеспечения школьных библиотек и ШИБЦ;
- разработка модели школьного информационно-библиотечного центра образовательной организации, обеспечивающего необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- разработка подходов к созданию и развитию сети школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивающих оптимизацию затрат за счет сетевого взаимодействия и внедрения инновационных механизмов работы;
- организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек и ШИБЦ;
- расширение функций школьных библиотек и ШИБЦ для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
- содействие в реализации региональных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения;
- создание условий для дополнительного профессионального образования библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
- развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных организаций, координации деятельности школьных библиотек и библиотек системы Минкультуры и других ведомств;
- создания условий для преобразования сети ШИБЦ в Белгородской области.
5. Основные направления реализации Концепции
В основу концепции положена научно-практическая идея разработки модели сети школьных информационно-библиотечных центров, которая предполагает их горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Модель взаимодействия информационно-библиотечных центров
Горизонтальная интеграция информационно-библиотечных центров образовательных организаций обеспечит совместное использование информационно-образовательных ресурсов для выполнения учебно-исследовательских проектов и проведения внеурочных мероприятий культурно-просветительского, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера. Горизонтальная интеграция расширит возможности образовательного пространства, создаст условия для обмена методическими разработками педагогов. Сетевое объединение ШИБЦ ОО позволит более широко использовать возможности дистанционного обучения для обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Вертикальная интеграция обеспечит распространение образовательных моделей и практик в целях поддержки деятельности школьных информационно-библиотечных центров, позволит обеспечить сетевое взаимодействие школьных информационно-библиотечных центров и осуществлять мониторинг их актуальных потребностей, материально-техническое, научно-методическое, информационно-ресурсное и иное сопровождение деятельности школьных информационно-библиотечных центров.
Процесс формирования современных школьных информационно-библиотечных центров связан со сложным комплексом решения материально-технических, информационных, методических и кадровых проблем, требующим значительных финансовых затрат. Эффективно решить комплекс задач возможно только при взаимодействии образовательных организаций, их совместном участии в решении проблем. В данной ситуации сетевая модель организации взаимодействия является наиболее эффективной.
На начальном этапе формирования сети школьных информационно-библиотечных центров в Белгородской области предполагается создание базовых опорных площадок (Б(О)П) ШИБЦ различного уровня: регионального, межмуниципального, муниципального, школьного.
Региональный информационно-библиотечный центр
Центром сети школьных информационно-библиотечных центров Белгородской области становится региональный информационно-библиотечный центр (РИБЦ), созданный на базе областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Белгородский институт развития образования" (ОГАОУ ДПО "БелИРО").
Региональный информационно-библиотечный центр - это просветительская площадка, обладающая условиями для формирования профессиональных компетентностей сотрудников системы образования Белгородской области, реализации инновационных педагогических практик, трансляции новаторского опыта.
Региональный информационно-библиотечный центр предоставляет возможность:
- получения доступа к любой информации, касающейся системы образования;
- реализации активных методов обучения педагогов;
- осуществления педагогических проб с использованием инновационных инструментов, средств и методов организации учебной деятельности;
- работы с обучающимися образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного образования;
- реализации образовательных проектов;
- обмена опытом (здесь можно дать открытый урок, мастер-класс с трансляцией для образовательных организаций региона и Российской Федерации);
- представления современного ИБЦ и определения перспектив для развития информационно-образовательной среды образовательной организации.
РИБЦ обеспечивает методическое сопровождение функционирования сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Белгородской области в целях обеспечения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательных практик.
Функции регионального информационно-библиотечного центра:
- координация инновационных практик информационно-библиотечных центров, направленных на организацию эффективной деятельности ИБЦ различного уровня;
- повышение квалификации сотрудников системы образования региона в области эффективного использования всего видового многообразия информационных ресурсов, технологических средств и программно-аппаратных комплексов, используемых в информационно-библиотечных центрах различного уровня;
- организация мероприятий методического характера федерального и регионального уровней при участии муниципальных и школьных ИБЦ с целью распространения положительного опыта функционирования информационно-библиотечных центров различного уровня;
- оказание консультативной, информационно-библиографической поддержки в решении задач, возникающих в профессиональной или познавательной деятельности, организации доступа к электронным библиотекам.
Муниципальные информационно-библиотечные центры
Муниципальные школьные информационно-библиотечные центры (МШИБЦ) обеспечивают информационно-образовательные потребности образовательных организаций муниципалитета (в первую очередь, доступ к информационным ресурсам, необходимым для реализации ООП).
МШИБЦ является площадкой для взаимодействия (в том числе сетевого) образовательных организаций муниципалитета, а также межмуниципального взаимодействия.
Функции муниципального информационно-библиотечного центра:
- организация и координация совместной работы информационно-библиотечных центров в рамках муниципалитета;
- организация муниципальных и межмуниципальных мероприятий (в том числе сетевые) с использованием ресурсов зоны метапредметной деятельности по направлениям: использования современного образовательного контента; организации метапредметной деятельности обучающихся;
- проведение просветительских мероприятий по использованию ресурсов современных ШИБЦ для образовательных организаций муниципалитета;
- организация использования общих информационно-образовательных ресурсов ШИБЦ для качественного обновления содержания информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений муниципалитета;
- трансляция опыта построения современного ШИБЦ.
МШИБЦ обеспечивает доступ к площадям и ресурсам зоны метапредметной деятельности (информационным, программно-аппаратным) для проведения мероприятий муниципального и межмуниципального уровня. Предусмотрено использование площадей и ресурсов МШИБЦ как площадки для проведения мероприятий регионального уровня.
На базе МШИБЦ создаются консультационные площадки для участников образовательного процесса муниципалитета.
Межмуниципальные информационно-библиотечные центры
Межмуниципальные информационно-библиотечные центры выполняют те же функции, что и муниципальные ШИБЦ, но в отличие от МШИБЦ обеспечивают информационно-образовательные потребности образовательных организаций не одного, а нескольких муниципалитетов. Объединение информационных ресурсов образовательных организаций нескольких муниципалитетов расширит сферу предоставляемых информационно-библиотечных услуг, снизит трудоемкость информационно-библиотечных процессов и затраты на их реализацию.
В связи с ускорением процесса информатизации, постоянного изменения потока информации данная модель представляет собой перспективное направление в целях оптимизации ресурсных затрат.
Школьные информационно-библиотечные центры
Вновь созданные или модернизированные в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации ООП школьные информационно-библиотечные центры (ШИБЦ) становятся ядром информационно-образовательной среды образовательной организации. Это позволяет обеспечить информационно-образовательные потребности субъектов образовательных практик, создать комфортную зону для внедрения новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся, создать условия для организации метапредметной деятельности, в том числе проектного обучения; создать условия для дистанционного обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; организовать работу пресс-центра и научного общества школьного на базе информационно-библиотечного центра. ШИБЦ - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
Переход в статус информационно-библиотечного центра требует в части нормативно-правового обеспечения создания локальных нормативных документов:
- положение и правила пользования информационно-библиотечным центром общеобразовательной организации,
- структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации,
- должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации,
- технологическая документация по работе с ресурсами информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации.
При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства. Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы.
Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.
Точная конфигурация помещений и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного информационно-библиотечного центра.
Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).
Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда информационных ресурсов. Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь - сельскими библиотеками. Формой такой кооперации может стать создание единой системы обслуживания читателей, работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти, создание попечительских советов, принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек, выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.
Школьный ИБЦ работает в тесном контакте с муниципальным ИБЦ в соответствии с разработанными и утвержденными дорожными картами.
Функции школьного информационно-библиотечного центра:
1. Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации, способствует формированию метапредметных навыков, всестороннему овладению навыками работы с информацией.
На уровне образовательной организации информационно-библиотечный центр должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры всех субъектов образовательного процесса. Сервисы работы с информацией, предоставляемые ШИБЦ, должны включать оцифровку и распознавание контрольных и проверочных работ, компоновку и верстку раздаточных материалов к очным занятиям, создание электронных курсов.
Информационно-библиотечный центр должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне района, региона, и обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области. Школьный информационно-библиотечный центр должен помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.
2. Культурно-просветительская функция школьных информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС. Она должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию. Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание. Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной (внеурочной) деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр и других мероприятий соответствующей направленности - выставок, тематических чтений, работы кружков, клубов, студий.
3. Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Информационно-библиотечный центр должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения в современных технологий - образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.
Использование ресурсов информационно-библиотечного центра позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий. Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в печатных источниках и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся.
Пространство информационно-библиотечного центра должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять необходимую инфраструктуру для коллективной работы.
4. Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
На базе информационно-библиотечных центров педагогом-библиотекарем может быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры).
5. Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение. Эта функция должна быть расширена за счет предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации. Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет. Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
6. Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Информационно-библиотечный центр должен стать общественным пространством для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi. Досуговая деятельность, организуемая на базе информационно-библиотечного центра, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.
На базе информационно-библиотечного центра должны действовать различные клубы и объединения, способствующие развитию - дискуссионные клубы, поэтические кружки, редакции школьных сайтов и электронных стенгазет, и тому подобные. Педагог-библиотекарь должен организовывать проведение мероприятий с интеллектуальным наполнением, таких как экспозиции, выставки, тематические чтения.
Таким образом, ШИБЦ образовательной организации должен стать центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Естественно, что в этом случае в работе педагог-библиотекаря акцент переносится на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.
6. Механизмы реализации Концепции
Данная концепция содержит наиболее общие направления и идеи развития и модернизации школьных библиотек и ШИБЦ Белгородской области на 2018 - 2025 годы. На базе этой концепции могут быть разработаны соответствующие документы на региональном, муниципальном уровнях и в общеобразовательных организациях.
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.
В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Региональный и муниципальный уровень реализации Концепции:
- Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьной библиотеки и ШИБЦ в соответствии с современными требованиями к образованию;
- Материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки и ШИБЦ, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития ШИБЦ;
- Разработка региональных подпрограмм, проектов ориентированных на существенное обновление и пополнение основных и учебных фондов школьных библиотек;
- Включение школьных библиотек в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
- Организация ежегодного мониторинга развития школьных библиотек /ШИБЦ региона;
- Разработка проектов развития современной системы повышения квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей, ориентированной на использование различных моделей и форм постдипломного обучения в условиях принятого профессионального стандарта "педагог-библиотекарь";
- Разработка дополнительного регионального социального пакета для школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
- Усиление методического сопровождения деятельности школьной библиотеки и ШИБЦ (расширение функций районных методистов по организации деятельности школьной библиотеки);
- Финансирование программ комплектования основных фондов школьных библиотек/ШИБЦ;
- Содействие развитию системы повышения квалификации и дополнительного образования школьных библиотекарей, кадровый менеджмент специалистов школьных библиотек;
- Разработка программ социального партнерства школьных библиотек с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
- Выявление и широкое распространение инновационного опыта школьных библиотек и ШИБЦ посредством проведения ежегодных конференций, вебинаров. публикаций в СМИ;
- Включение школьных библиотек в региональные программы по поддержке и развитию чтения населения территории;
- Разработка мер экономического и информационного поощрения лучших школьных библиотекарей и библиотек/ШИБЦ;
- Создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) в Белгородской области и регионального информационно-библиотечного центра БОИРО.
Уровень общеобразовательной организации:
- Пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность школьной библиотеки в соответствии с Уставом и Программой развития образовательной организации;
- Отражение деятельности школьной библиотеки в планах и публичных отчетах директора школы;
- Учет деятельности и потребности ШИБЦ в распределении средств попечительскими советами (Управляющими советами) школ;
- Необходимое и достаточное ресурсное обеспечение деятельности школьной библиотеки:
- выделение в статьях сметы школы на учебные расходы отдельных строк на финансирование деятельности школьной библиотеки, на комплектование основных фондов;
- в библиотеках и ШИБЦ предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
- создание условий для доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам;
- Включение в программу информатизации образовательной организации с целью обеспечения школьных библиотек необходимого оборудования для автоматизированного рабочего места библиотекаря и рабочих мест пользователей, мультимедийной и компьютерной техникой;
- Включение библиотеки в проекты и образовательные программы, разрабатываемые образовательной организацией;
- Содействие в переподготовке и повышении квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
- Разработка и поддержка общешкольных проектов (программ):
- "Школьная библиотека /ШИБЦ как центр развития чтения",
- "Школьная библиотека /ШИБЦ как центр формирования информационной культуры всех участников образования"
- сетевой проект "Читающая мама - читающая страна".
В целом, как показывает образовательная практика ведущих стран мира, школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только обучающую, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную и досугообеспечивающую функции, что отражено в представленной Концепции.
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций Белгородской области.
Планируемым механизмом реализации является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет федеральных, региональных, муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.