Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 18 февраля 2019 года N 80-пп
II. Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Белгородской области, условия формирования бюджетного прогноза в текущем периоде
Основные показатели прогноза социально-экономического развития области на период до 2030 года разработаны органами исполнительной власти Белгородской области на основе анализа тенденций развития, итогов социально-экономического развития области за 2017 год и оценки 2018 года, с учетом базового варианта сценарных условий развития российской экономики, а также стратегических направлений развития области и намерений хозяйствующих субъектов.
Социально-экономическая политика Правительства области в долгосрочной перспективе будет проводиться на основе целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", положений стратегий социально-экономического развития области и формирования регионального солидарного общества, а также приоритетов, определенных Губернатором области, государственными программами области.
При разработке долгосрочного прогноза учитывались ключевые риски устойчивого социально-экономического развития области, обусловленные как внешними для региона и страны факторами, так и внутренними ограничениями.
В 2017 году состояние экономики Белгородской области характеризовалось позитивными тенденциями. Этому способствовал системный подход к решению поставленных задач и конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением. Основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики являются проектный и программно-целевой методы управления регионом.
В 2018 году в области сохраняется стабильная ситуация в промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве, повышаются показатели уровня жизни населения.
2.1. Объем валового регионального продукта области по оценке составит в 2018 году в текущих основных ценах 835,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2017 года на 3,6 процента. Индекс промышленного производства в текущем году ожидается на уровне 105,4 процента. Валовая продукция сельского хозяйства оценивается в объеме 231 млрд. рублей или 101,4 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года. По предварительным расчетам оборот розничной торговли в 2018 году достигнет 341.5 млрд. рублей, объем платных услуг населению области - 84,5 млрд. рублей, с ростом к 2017 году в сопоставимых ценах 105,4 процента и 101,2 процента соответственно. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2018 году оценивается в сумме 31,6 тыс. рублей, что в номинальном выражении на 8,6 процента выше уровня 2017 года. В 2018 году в области по оценке среднегодовая численность населения области составит 1548,1 тыс. человек.
Проводимые Правительством области мероприятия по укреплению конкурентоспособных позиций региона, импортозамещению, привлечению инвестиций в инновационные сектора экономики и высокотехнологичные проекты развития производств, повышение качества инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, улучшение социальных параметров развития позволяют прогнозировать валовой региональный продукт области в 2030 году в объеме 1709,5 млрд. рублей с ростом к 2017 году в сопоставимых ценах в 1,6 раза. Основной объем валового регионального продукта области в прогнозируемом периоде будут обеспечивать промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, на долю которых приходится около 80 процентов производимого валового регионального продукта. По прогнозу на одного жителя области в 2030 году будет производиться 1,1 млн. рублей валового регионального продукта.
2.2. В промышленности деятельность Правительства области в долгосрочном периоде будет направлена на создание новых современных конкурентоспособных производств, рост производительности труда и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, инновационных и производственных технологий, подготовку квалифицированных рабочих кадров, сохранение и дальнейшее развитие достигнутых предприятиями позиций на внешнем и внутреннем рынках.
На предприятиях горно-металлургического комплекса в долгосрочном периоде будут реализовываться инвестиционные проекты по вводу в эксплуатацию новых современных производственных мощностей, совершенствованию технологии добычи, транспортировки и обогащения железной руды для наращивания объемов производства продукции с более высокой степенью добавленной стоимости.
Продолжится динамичное развитие перспективных высокотехнологичных, экспортно ориентированных секторов экономики за счет внедрения передовых производственных и бережливых технологий, повышения ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов, что позволит добиться значительных темпов роста производительности труда и увеличить добавленную стоимость выпускаемой продукции.
Белгородская область с 2018 года приступила к реализации приоритетной программы по повышению производительности труда, которая трансформировалась в национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости населения". Заключено соглашение с Минэкономразвития России о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости населения. Создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда. На отобранных пилотных предприятиях начата работа экспертами федерального и регионального центров компетенций по усовершенствованию действующей производственной системы.
В реализации национального проекта до 2024 года планируется участие 143 средних и крупных предприятий региона, далее - вовлечение всех предприятий реального сектора экономики и формирование философии бережливого производства. Стимулом участия в проекте станет возможность использования федеральных и региональных финансовых и нефинансовых инструментов поддержки.
Деятельность предприятий пищевой промышленности будет направлена на модернизацию, реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения переработки возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции, улучшение качества и расширение ассортимента продукции, что будет способствовать снижению зависимости от импортного производства.
В рамках развития биофармацевтического кластера на территории Белгородской области реализуются проекты строительства заводов по производству фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств, а также проекты, по созданию производств ветеринарных препаратов.
В области продолжится развитие индустрии строительных материалов с использованием имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых на основе повышения качества, экологичности выпускаемой продукции.
Для обеспечения бесперебойных и надежных поставок энергоресурсов потребителям намечается строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов топливно-энергетического комплекса, внедрение цифровых технологий и систем управления, проведение мероприятий, направленных на дальнейшее развитие электросетевого и газового хозяйства области.
Продолжится реализация Плана мероприятий по комплексному развитию Белгородской агломерации на 2016 - 2025 годы и программы по созданию индустриальных (промышленных) парков на территории области, а также промышленных площадок на базе существующих производств, что во многом обеспечивает благоприятные условия для ведения производственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время действуют и развиваются промышленные парки "Северный", "Волоконовский", "Фабрика" и "Котел", ведутся работы по созданию индустриального парка "Южный". В целях привлечения средств частных инвесторов при создании социальных объектов и объектов инфраструктуры в области развиваются механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Принимаемые меры дают возможность прогнозировать в 2030 году рост промышленного производства в 1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства по-прежнему будут занимать предприятия обрабатывающих производств, в том числе по производству пищевых продуктов, металлургическому производству, производству готовых металлических изделий, производству прочей неметаллической минеральной продукции. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция опережающего роста выпуска продукции предприятиями обрабатывающих производств.
2.3. В целях развития сельскохозяйственного производства особое внимание будет уделяться формированию новой цифровой технологической основы для устойчивого развития агробизнеса в регионе, увеличению объема экспорта продукции агропромышленного комплекса, также реализации мероприятий государственной программы области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области", направленных на насыщение внутреннего рынка качественными и доступными для населения продуктами питания, создание эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Для повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, обеспечения стабильного роста производства и переработки сельскохозяйственной продукции в долгосрочном периоде продолжится модернизация и инновационное развитие традиционных отраслей, переход их на новый технологический уровень.
В агропромышленном комплексе продолжится реализация региональной концепции применения цифровых технологий. В рамках реализации Национальной технологической инициативы (НТИ), призванной обеспечить лидерство российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, область выступила пилотной зоной апробации в сельском хозяйстве технологий цифрового земледелия.
В рамках сформированного плана мероприятий по развитию экспорта продукции агропромышленного комплекса области основными позициями экспорта будут являться продукция масложировой, мясной и молочной отраслей, готовая пищевая продукция и злаки.
Основной вклад в развитие экспортного потенциала агропромышленного комплекса области вносят крупные организации, занимающие ведущие позиции в формировании областного рынка продовольствия в своих товарных сегментах, которыми реализуются инвестиционные проекты во всех отраслях сельского хозяйства.
В результате принимаемых мер по развитию агропромышленного комплекса выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2030 году просчитывается в сумме 356,8 млрд. рублей с ростом 112,8 процента в сопоставимых ценах к 2017 году.
2.4. Для обеспечения улучшения качества жизни населения Правительством области будет продолжена работа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов образования, здравоохранения, учреждений культуры, физической культуры и спорта в рамках реализации государственных программ области "Развитие образования Белгородской области", "Развитие здравоохранения Белгородской области", "Развитие культуры и искусства Белгородской области", "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области", "Социальная поддержка граждан в Белгородской области".
Особое внимание по-прежнему будет уделяться жилищному строительству. В соответствии с национальным проектом "Жилье и городская среда" предполагается реализация комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий.
На всей территории области в рамках проекта "Новая Жизнь - ИЖС" намечено строительство индивидуальных жилых домов средней площадью 85 кв. метров. Планируется реализация концепции застройки на площади более 50 га многофункционального уникального, "умного" административно-делового квартала "Белгород Сити", обеспечивающего функции нового административно-делового центра Белгородской области и Белгородской агломерации.
Одно из перспективных направлений развития региона - концепция "умного города", который включает целый портфель проектов в различных отраслях. В первую очередь, планируется запустить интеллектуальные системы на транспорте, в сфере безопасности и культуры.
В целях благоустройства населенных пунктов и микрорайонов массовой жилой застройки, развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания населенных пунктов области продолжится реализация мероприятий национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог и государственной программы области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области".
В результате объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2030 году просчитывается в сумме 163,1 млрд. рублей с ростом в 1,4 раза в сопоставимых ценах к 2017 году.
Развитие современной торговой инфраструктуры, увеличение общего количества торговых площадей, уровня доступности товаров для населения, в том числе в сельской местности, совершенствование традиционных форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, выставочной деятельности и в дальнейшем будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка области и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.
В области будет продолжена реализация Стратегии развития торговли в Белгородской области с целью создания благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории Белгородской области, обеспечения доступности товаров для населения и повышения качества услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, формирования конкурентной среды, а также внедрение информационных технологий, в том числе применение онлайн-касс и безналичных расчетов в торговле.
В результате по прогнозным расчетам в 2030 году оборот розничной торговли достигнет 951,8 млрд. рублей, что выше уровня 2017 года в 2,2 раза в сопоставимых ценах.
2.5. Роль рынка услуг в жизнедеятельности общества неуклонно возрастает. В прогнозируемом периоде предполагается расширение спектра и объемов платных услуг, повышение их качества и доступности для всех групп населения. По прогнозу объем платных услуг населению в 2030 году достигнет 165 млрд. рублей, что выше 2017 года в 1,4 раза в сопоставимых ценах.
Реализация национального проекта "Международная кооперация и экспорт" обеспечит увеличение объемов несырьевого неэнергетического экспорта в прогнозируемом периоде. Этому будет способствовать внедрение регионального экспортного стандарта 2.0, создание регионального центра поддержки экспортеров и предоставление мер государственной поддержки совместно с АО "Российский экспортный центр". Создание условий для повышения экспортного потенциала расширяет возможности развития малых и средних предприятий.
В целях стимулирования предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики, улучшения предпринимательского климата, повышения его конкурентоспособности и обеспечения занятости населения региона в долгосрочном периоде Правительством области будет продолжена государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
Реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в регионе обеспечит рост числа занятых в данном секторе, а также сервисный и цифровой подход к получению государственных услуг и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет объединения всех институтов развития на базе создаваемого центра "Мой бизнес".
Продолжится реализация механизмов микрофинансовой и гарантийной поддержки совместно с АО "Корпорация "МСП", упрощающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам, а также предоставление информационно-образовательных и консультационных услуг.
В регионе продолжится реализация Программы "500/10000", предусматривающей создание в сельских территориях области не менее 500 малых промышленных и сервисных предприятий с занятостью до 10 тысяч человек сельского населения.
2.6. Важным фактором повышения конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках являются инновации. В целях обеспечения ускоренного технологического развития Белгородской области и повышения конкурентоспособности экономики региона в долгосрочной перспективе запланированы мероприятия по инновационной трансформации и внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере региона: развитие интеллектуального потенциала региона, повышение восприимчивости экономики к инновациям, улучшение инвестиционной привлекательности сферы высоких технологий - использование инструментов федерального уровня для создания и модернизации производств с применение инновационных разработок, внедрение прорывных сквозных платформ и цифровых технологий в промышленности, применение инновационных технологий в сельском хозяйстве, строительной индустрии, масштабная цифровизация экономики, повышение производительности труда во всех сферах экономики, внедрение новых управленческих технологий - "бережливое производство", системы управления качеством.
Реализация национального проекта "Цифровая экономика" позволит вывести на новый конкурентный уровень и преобразовать приоритетные отрасли экономики и социальной сферы посредством внедрения сквозных цифровых технологий и платформенных решений.
В долгосрочной перспективе информационно-коммуникационные технологии будут выступать одним из ключевых драйверов перехода к управлению, основанному на комплексном моделировании событий и явлений. Их развитие будет способствовать повышению качества жизни населения, эффективности ведения бизнеса и государственного управления, возникновению новых форм получения образования, коммуникации и социализации людей.
Одним из инструментов развития Кластера информационных технологий, направленного на решение задач регулирования рынка информационных продуктов и услуг, обеспечения конкурентоспособности предприятий региона и установления постоянного диалога малых и крупных предприятий, научно-исследовательских организаций, системы профессионально-технического образования, средств массовой информации является реализация проекта по созданию ИТ-парка.
В целях обеспечения инновационной экономики региона востребованными компетентными кадрами, генерации новых технологий и разработок формируется единая научно-образовательная система - сектор "ИТ-образование": от выявления и развития творчески одаренных детей и молодежи до подготовки специалистов и развития науки и техники.
В долгосрочной перспективе продолжится работа по развитию инфраструктуры электронного правительства и предоставлению государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, а также организации электронного межведомственного взаимодействия.
В целях повышения конкурентоспособности региона, создания новых наукоемких технологий продолжится интеграция региональных университетов и бизнеса в рамках национального проекта "Наука".
Планируется организация Инновационного научно-технологического центра федерального уровня на базе НИУ "БелГУ", создание при участии ведущих вузов области и индустриальных партнеров научно-образовательного центра, предусматривающего многоуровневую подготовку квалифицированных кадров с учетом региональных потребностей.
Привлечение инвестиций в экономику области является одним из основных факторов наращивания производственного потенциала, улучшения инженерной и транспортной инфраструктуры. Белгородская область - регион высоких возможностей реализации инвестиционных инновационно-технологических проектов любой сложности и направленности в условиях минимальных региональных инвестиционных рисков.
2.7. Инвестиционному климату Белгородской области присвоены достаточно высокие оценки ведущих рейтинговых агентств и более 20 лет область входит в число первых десяти регионов страны с наименьшими интегральными инвестиционными рисками и по итогам ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА" в декабре 2018 года, занимает 5 место.
В рейтинге делового гостеприимства регионов, составленного некоммерческим партнерством "Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса" в 2017 году, Белгородская область занимает 3 место. Самые высокие оценки регион получил за уровень развития городской и транспортной инфраструктуры и организованную работу по привлечению инвестиций. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2017 год, проведенного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Белгородская область входит в топ 20 регионов и занимает 11 место.
В области реализуется комплекс мероприятий, предусмотренных государственными программами области: "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области" и "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области", которые формируют благоприятный инвестиционный климат, позволяющий привлечь в область новых крупных инвесторов.
Продолжится предоставление региональных преференций для субъектов предпринимательства: управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, участникам специальных инвестиционных контрактов и ИТ-кластера, резидентам ТОР Губкин. Внедряются новые механизмы поддержки: создание финансовой платформы "Инвестиционная витрина" для привлечения инвестиций в продвижение новых проектов, стартапов и идей с механизмом прямого инвестирования с полной защитой интересов инициатора и инвестора, в том числе через инструменты цифровой экономики - блокчейн и смарт-контракт, организация пространства "Точка кипения Белгород" для коллективной работы по продвижению инновационного предпринимательства на базе АО "Корпорация "Развитие", проведение Ассоциацией бизнес-ангелов "Белые крылья" ежегодных ярмарок стартапов.
В долгосрочном периоде Правительство области продолжит реализовывать мероприятия, направленные на развитие благоприятных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, предусмотренные в Инвестиционной стратегии области, региональных составляющих национальных проектов (программ), в планах проектной деятельности, мероприятий по содействию развитию конкуренции, импортозамещению и в иных региональных документах стратегического планирования.
Таким образом, реализация перечисленных мер будет способствовать ежегодному увеличению инвестиционных вложений в экономику и социальную сферу области, объем которого за 2019 - 2030 годы составит более 2260 млрд. рублей.
2.8. Выполнение мероприятий национального проекта "Экология" обеспечит достижение высоких стандартов экологической безопасности и благополучия региона, одной из основных задач реализации которого является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления. В целях снижения выбросов в окружающую среду в области планируется реализация проекта по развитию рынка газомоторного топлива.
2.9. Создание комфортного жизненного пространства, повышение экологической устойчивости региона продолжится в рамках проекта "Белгородчина - рукотворный парк".
Развитие экономики направлено на достижение стратегической цели - сохранение и развитие человеческого капитала, повышение качества жизни и здоровьесбережение населения.
2.10. Реализация нацпроекта "Образование" обеспечит подготовку кадров, способных к быстрому и непрерывному обучению в условиях динамичного развития технологий, предоставит новые возможности для самореализации, карьерного роста и повышения доходов.
2.11. Продолжится реализация мероприятий по укреплению духовно-нравственных и культурных ценностей в рамках национального проекта "Культура", развитию волонтерского движения и других направлений многокомпонентного социального кластера.
2.12. В 2030 году коэффициент смертности сократится до 12,3 на 1000 человек населения, против 13,5 промилле в 2017 году. Этому будет способствовать доступность первичной медико-санитарной помощи, высокотехнологичной медицины, снижение смертности от наиболее опасных для жизни и здоровья заболеваний, развитие детского здравоохранения, системы профилактики и ранней диагностики, формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, создание единого цифрового контура в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение".
2.13. Демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и повышение качества жизни. Вследствие реализации мероприятий национального проекта "Демография" ожидаемая продолжительность жизни населения увеличится. На создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи и рождения детей направлен проект "Большая Белгородская семья".
2.14. В 2030 году миграционный прирост ожидается на уровне 6 тыс. человек. В условиях сформировавшихся тенденций естественного и миграционного движения по прогнозу в 2030 году численность населения составит 1532 тыс. человек.
2.15. В долгосрочном периоде сохранится положительная динамика основных показателей уровня жизни населения, в том числе доходов и заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2030 году составит 70,3 тыс. рублей, что выше уровня 2017 года в 2,4 раза.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие предприятий, реконструкцию и технологическое обновление их производственных мощностей, выпуск новых видов конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизация предпринимательства на селе позволят сохранить стабильной ситуацию на рынке труда. Продолжится реализация государственной программы области "Содействие занятости населения Белгородской области". Уровень регистрируемой безработицы в прогнозируемом периоде не превысит 0,7 процента численности экономически активного населения. Среднесписочная численность работников организаций в 2030 году составит 499,1 тыс. человек.
Таким образом, в результате реализации комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию в долгосрочном периоде область станет регионом с современной инновационной конкурентоспособной экономикой и благоприятными условиями для самореализации человека.
Начиная с 2012 года, значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации, среди результатов реализации которых - достижение индикативных показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в полном объеме; выполнение обязательств по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Проведена работа по модернизации системы дошкольного образования. За 2018 год создано 1023 места полного дня, 121 - кратковременного пребывания, а также 325 мест в негосударственном секторе дошкольного образования.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к началу текущего года сохранена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, желавших получить место в детском саду.
В области продолжается работа по увеличению числа дошкольных мест за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта детских садов и дальнейшего развития вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования.
Кроме того, с 2018 года реализуются мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. В 2018 году на указанные цели было направлено 627 млн. рублей на строительство и выкуп 11 дошкольных учреждений (из них 462 млн. рублей - средства федерального бюджета). В 2019 году на указанные цели планируется направить 578 млн. рублей на строительство и выкуп 11 дошкольных учреждений.
Вместе с тем в 2018 - 2019 учебном году численность детей в возрасте до 3 лет, не обеспеченных услугами дошкольного образования, составила 1969 человек.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 в целях достижения к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет Белгородская область принимает участие в реализации федеральных проектов "Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования" и "Поддержка семей, имеющих детей".
В рамках региональной составляющей федерального проекта "Содействие занятости женщин" - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. До 2021 года запланировано создание 1980 дополнительных мест для детей раннего возраста.
Кроме того, будет продолжена работа по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, в том числе создание дошкольных групп в частных детских садах и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми раннего возраста, за счет федеральной субсидии.
На сегодняшний день в Белгородской области 2266 детей получают услуги дошкольного образования и (или) присмотра и ухода в 71 частном детском саду, из которых 20 имеют лицензию на реализацию образовательных программ дошкольного образования (1250 детей).
Таким образом, планируется достижение к концу 2021 года 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет и оказание ежегодно, не менее 7000 родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, обеспечивающим дошкольное образование в семейной форме, услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
В области продолжается работа по увеличению числа дошкольных мест за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта детских садов и дальнейшего развития вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования.
С 2019 года начата реализация федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в том числе:
"Современная школа";
"Успех каждого ребенка";
"Цифровая образовательная среда";
"Учитель будущего";
"Социальная активность";
"Поддержка семей, имеющих детей";
"Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".
Федеральный проект "Современная школа" направлен на вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы.
В рамках проекта запланированы мероприятия по созданию условий для повышения качества общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ во всех муниципальных образованиях Белгородской области. К 2024 году доля муниципальных образований Белгородской области, в которых обновлено содержание и методы обучения предметной области "Технология" и других предметных областей, составит 100 процентов.
В целях реализации данных мероприятий на территории Белгородской области планируется создание 223 центров образования цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков у 46,525 тыс. обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также внеурочной деятельности.
К 2024 году в 100 процентах (9 школ) коррекционных школ области будет обновлена материально-техническая база, что позволит реализовать комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям.
Целью федерального проекта "Успех каждого ребенка" является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 94,3 процента от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования.
Основными показателями реализации проекта являются:
- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, планируется достичь к 2024 году 94,3 процента детей;
- число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, планируется достичь к 2024 году нарастающим итогом 39,8 тыс. человек;
- число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектах, направленных на раннюю профориентацию, планируется достичь к 2024 году 135,2 тыс. человек.
Число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта "Билет в будущее", планируется достичь к 2024 году нарастающим итогом 4768 человек.
Цель проекта "Цифровая образовательная среда" - создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Основными показателями реализации проекта являются:
- доля образовательных организаций, расположенных на территории Белгородский области, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным Интернет-трафиком, к 2024 году планируется достичь 100 процентов;
- доля муниципальных образований Белгородской области, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, к 2024 году планируется достичь 100 процентов;
- доля обучающихся, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения (персональная траектория обучения) с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (федеральных цифровых платформ, информационных систем и ресурсов), между которыми обеспечено информационное взаимодействие, в общем числе обучающихся по указанным программам к 2024 году планируется достичь 90 процентов.
Также обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году планируется путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций путем реализации федерального проекта "Учитель будущего".
Основными показателями реализации проекта являются:
- доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, к 2024 году планируется достичь 50 процентов;
- доля муниципальных образований Белгородской области, обеспечивших деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационных центров системы образования, к 2024 году планируется достичь 100 процентов;
- доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации, к 2024 году планируется достичь 100 процентов.
Также с 2019 года в рамках реализации национального проекта "Демография" планируется реализация нового направления по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Объем расходов консолидированного бюджета в 2019 году - 312 млн. рублей на строительство и выкуп 5 дошкольных учреждений и пристроек к ним.
Область активно участвует в федеральной программе "Создание новых мест в общеобразовательных организациях". В 2018 году из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы Белгородской области выделено 446 млн. рублей, из консолидированного бюджета области выделено 119 млн. рублей. В рамках субсидии начато строительство общеобразовательной школы на 1000 учащихся в п. Разумное Белгородского района. В 2019 году планируется освоить 571 млн. рублей, из которых 394 млн. рублей - средства федерального бюджета. Будет завершено строительство общеобразовательной школы на 1000 учащихся в п. Разумное Белгородского района и начато строительство школы на 1100 мест в мкр. Степной в г. Старом Осколе.
В рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, реализуемых совместно с Минстроем России, в 2018 году построены и введены детский сад в с. Шелаево Валуйского района, детский сад на 150 мест, совмещенный с начальной школой на 150 мест в мкр. "Спутник" г. Белгорода, блок начальных классов МБОУ "Погореловская средняя общеобразовательная школа" Корочанского района.
В 2019 году на указанные мероприятия будут направлены 708 млн. рублей, из них 524 млн. рублей - средства федерального бюджета. Планируется ввод следующих объектов: начальная школа на 200 учеников, сблокированная с дошкольным образовательным учреждением на 200 воспитанников в мкр. "Новая Жизнь" в г. Белгороде, детский сад на 80 мест и начальная школа на 80 мест в мкр. "Улитка" в пос. Дубовое Белгородского района, детский сад на 180 мест в г. Строитель Яковлевского района. Планируется начало строительства школы в с. Крутой Лог Белгородского района, детского сада на 150 мест с развивающим центром в 11 ЮМР в г. Белгороде, пристройки блока начальных классов к МОУ "Майская гимназия" Белгородского района.
В Белгородской области продолжается выплата ежемесячного пособия при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" с 2018 года осуществляется ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Проведены мероприятия по оптимизации государственного управления в целях приведения к единым стандартам построения управленческих структур, оптимизации функций и сокращения расходов на их содержание. Внесены изменения в структуру и штатную численность органов исполнительной власти Белгородской области. Кроме того, в целях экономии средств областного бюджета на содержание аппарата управления проведены мероприятия по сокращению расходов на материально-техническое обеспечение текущей деятельности органов власти области.
Бюджетные расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование увеличились с 2,1 млрд. рублей в 2010 году до 5,7 млрд. рублей в 2018 году или в 2,7 раза.
Продолжается работа по созданию условий для улучшения качества государственных услуг, в том числе по формированию стимулов для более рационального и экономного расходования бюджетных средств. Данная задача решалась, в том числе и посредством оптимизации сети учреждений.
С 2016 года в области реализуется проект "Управление здоровьем", призванный обеспечить усиление системы профилактической работы и модернизацию работы медицинских учреждений на первичном уровне, увеличение продолжительности жизни к 2020 году до 75,4 лет.
В сфере социального обслуживания населения созданы комплексные центры социального обслуживания населения; оптимизирована сеть учреждений социального обслуживания населения с учетом видов и форм социального обслуживания, территориальных особенностей; проведена профилизация учреждений с учетом основных категорий потребителей услуг.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета, что подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности и обеспечение социальных гарантий.
V. Структура доходов и расходов областного бюджета
По видам поступлений областной бюджет Белгородской области в 2018 году имеет следующую структуру:
- налоговые доходы - 74,9 процента;
- неналоговые доходы - 3,6 процента;
- безвозмездные поступления - 21,5 процента.
В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета ведущее место занимает налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы. На долю остальных налоговых и неналоговых доходов приходится около 12 процентов. На плановый период структура платежей существенных изменений не претерпевает.
Структура расходов областного бюджета Белгородской области в 2018 году:
1. Расходы социальной направленности - 52,6 процента,
в том числе:
- образование - 22,7 процента;
- культура, кинематография - 1,3 процента;
- здравоохранение - 9,1 процента;
- социальная защита - 18,9 процента;
- физическая культура и спорт - 0,4 процента;
- средства массовой информации - 0,2 процента.
2. Расходы на поддержку отдельных отраслей экономики - 34,9 процента,
в том числе:
- жилищно-коммунальное хозяйство - 1,8 процента;
- дорожное хозяйство - 22,6 процента;
- государственная поддержка агропромышленного комплекса - 10,5 процента.
3. Обслуживание государственного долга - 2,1 процента.
4. Иные расходы - 10,4 процента.
Приоритетным направлениям расходов областного бюджета продолжают оставаться расходы на социальную сферу, удельный вес которых составляет в общем объеме расходов более 50 процентов.
Основные параметры областного и консолидированного бюджетов Белгородской области на долгосрочный период в соответствии с функциональной структурой расходов приведены в приложении N 3 к настоящему бюджетному прогнозу.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 18 февраля 2019 г. N 80-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.