Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением Губернатора
Белгородской области
от 26 февраля 2019 года N 8
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Белгородской области
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Белгородской области (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности органов исполнительной власти Белгородской области требованиям антимонопольного законодательства и профилактики его нарушений.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти области;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса органа исполнительной власти области;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции;
"уполномоченное подразделение (должностное лицо)" - одно или несколько структурных подразделений (сотрудников) органа исполнительной власти области, подотчетных непосредственно руководителю органа исполнительной власти области, осуществляющие внедрение, обеспечивающие функционирование и контроль за исполнением антимонопольного комплаенса органа исполнительной власти области.
1.3. Задачи антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти области:
а) выявление комплаенс-рисков;
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль за соответствием деятельности органов исполнительной власти области требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в органах исполнительной власти области антимонопольного комплаенса.
1.4. При функционировании антимонопольного комплаенса органы исполнительной власти области руководствуются следующими принципами:
а) заинтересованность руководства органа исполнительной власти области в эффективности антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) информационная открытость функционирования в органах исполнительной власти области антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общую координацию организации и функционирования антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти области и методическое руководство данной деятельностью осуществляет департамент экономического развития Белгородской области, к его компетенции относятся следующие функции:
а) взаимодействие с Федеральной антимонопольной службой, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по вопросам организации и функционирования антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти области;
б) утверждение методических рекомендаций по осуществлению уполномоченным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти области анализа действующих нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области, подготовленных органом исполнительной власти области, действующих нормативных правовых актов органа исполнительной власти области, анализа проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области, подготовленных органом исполнительной власти области, проектов нормативных правовых актов органа исполнительной власти области, внесение изменений в данные методические рекомендации;
в) утверждение перечня ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса органа исполнительной власти области и методики их расчета, внесение изменений в них;
г) методическая поддержка и консультирование сотрудников уполномоченных подразделений (должностных лиц), участие в организации повышения квалификации сотрудников уполномоченных подразделений (должностных лиц) и обучение сотрудников органов исполнительной власти области по вопросам организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
д) мониторинг и контроль организации и функционирования антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти области;
е) формирование информации об организации и функционировании антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти области в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг области на основе докладов об антимонопольном комплаенсе, представленных органами исполнительной власти области.
2.2. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования в органе исполнительной власти области осуществляет руководитель органа исполнительной власти области, который:
а) организует разработку правового акта об антимонопольном комплаенсе, внесение изменений в него, а также разработку других внутренних документов, регламентирующих реализацию антимонопольного комплаенса;
б) организует ознакомление сотрудников органа исполнительной власти области с настоящим Положением и правовым актом об организации антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти области;
в) утверждает карту комплаенс-рисков органа исполнительной власти области;
г) утверждает перечень ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса органа исполнительной власти области;
д) утверждает план мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области;
е) рассматривает материалы, отчеты и результаты оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
ж) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
з) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение сотрудниками органа исполнительной власти области настоящего Положения и внутренних документов, регламентирующих реализацию антимонопольного комплаенса;
и) организует подготовку доклада об антимонопольном комплаенсе, утверждаемого коллегиальным органом.
2.3. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса орган исполнительной власти области принимает правовой акт об антимонопольном комплаенсе, в котором содержатся сведения:
а) об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса органа исполнительной власти области;
б) о распределении функций в случае выполнения функций уполномоченного подразделения (должностного лица) несколькими структурными подразделениями (сотрудниками) органа исполнительной власти области;
в) о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса (далее - коллегиальный орган) в органе исполнительной власти области.
2.4. При определении уполномоченного подразделения (должностного лица) орган исполнительной власти области должен руководствоваться следующими принципами:
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству органа исполнительной власти области;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом);
в) возможность распределения функций уполномоченного подразделения (должностного лица) между несколькими структурными подразделениями (сотрудниками) органа исполнительной власти области.
2.5. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление на утверждение руководителю органа исполнительной власти области проекта правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также подготовка внутренних документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса, размещение указанных документов на официальном сайте органа исполнительной власти области (далее - официальный сайт) в разделе "Антимонопольный комплаенс";
б) выявление и оценка комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование сотрудников органа исполнительной власти области по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти области по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса, организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
е) взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками, функционированием антимонопольного комплаенса органа исполнительной власти области;
ж) информирование руководителя органа исполнительной власти области о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречат антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
з) подготовка и представление на утверждение руководителю органа исполнительной власти области карты комплаенс-рисков органа исполнительной власти области;
и) разработка и представление на утверждение руководителю органа исполнительной власти области перечня ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
к) подготовка и представление на утверждение руководителю органа исполнительной власти области плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области;
л) подготовка для подписания руководителем органа исполнительной власти области и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
м) координация взаимодействия с коллегиальным органом.
2.6. Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области совместно с органами исполнительной власти области осуществляет меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности органов исполнительной власти области и их сотрудников, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.7. Оценку эффективности функционирования в органе исполнительной власти области антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
2.8. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
2.9. Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе исполнительной власти области.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
3.1. Выявление и оценка комплаенс-рисков органа исполнительной власти области осуществляется уполномоченным подразделением (должностным лицом).
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков уполномоченным подразделением (должностным лицом) проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти области за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ действующих нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, подготовленных органом исполнительной власти области, нормативных правовых актов органа исполнительной власти области;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, подготовленных органом исполнительной власти области, нормативных правовых актов органа исполнительной власти области;
г) мониторинг и анализ практики применения органом исполнительной власти области антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
3.3. В рамках Соглашения о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Белгородской области от 27 июня 2018 года N 13 для проведения анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства департамент экономического развития Белгородской области на основании соответствующего запроса получает из Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области до 1 апреля 2019 года за предыдущие 3 года, далее до 25 января года, следующего за отчетным годом, за отчетный год, до 25 июля отчетного года за первое полугодие отчетного года сведения о наличии нарушений антимонопольного законодательства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
Департамент экономического развития Белгородской области в течение трех рабочих дней с даты получения указанных сведений направляет их в органы исполнительной власти области.
3.4. При проведении уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях органа исполнительной власти области сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление до 20 апреля 2019 года, далее до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, перечня нарушений антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти области, который содержит классифицированные по сферам деятельности органа исполнительной власти области сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области), сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных органом исполнительной власти области на недопущение повторения нарушения;
в) анализ и сопоставление сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства, представленных структурными подразделениями органа исполнительной власти области, со сведениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области о наличии нарушений антимонопольного законодательства в отчетном году.
3.5. При проведении уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа действующих нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, подготовленных органом исполнительной власти области, нормативных правовых актов органа исполнительной власти области реализуются следующие мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, подготовленных органом исполнительной власти области, нормативных правовых актов органа исполнительной власти области (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте в разделе "Антимонопольный комплаенс" до 1 июня отчетного года;
б) размещение до 1 июня отчетного года на официальном сайте органа исполнительной власти области в разделе "Новости" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов на предмет их влияния на конкуренцию;
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов на предмет их влияния на конкуренцию до 1 сентября отчетного года;
г) представление до 1 октября отчетного года руководителю органа исполнительной власти области сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Губернатора и Правительства области, подготовленные органом исполнительной власти области, нормативные правовые акты органа исполнительной власти.
3.6. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, подготовленных органом исполнительной власти области, нормативных правовых актов органа исполнительной власти области структурными подразделениями органа исполнительной власти области под контролем уполномоченного подразделения (должностного лица) реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте в разделе "Антимонопольный комплаенс" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и анализ поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта на предмет его влияния на конкуренцию.
3.7. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти области уполномоченным подразделением (должностным лицом) реализуются следующие мероприятия:
а) сбор сведений о правоприменительной практике (обзоры рассмотрения жалоб, судебной практики) в органе исполнительной власти области, подготовка аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в органе исполнительной власти области до 5 августа отчетного года и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;
б) участие в публичных обсуждениях правоприменительной практики, проводимых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области.
3.8. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) проводится оценка комплаенс-рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти области по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.9. Информация о результатах проведенной работы по выявлению и оценке комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
3.10. На основании анализа и оценки, проведенных в соответствии с пунктами 3.2, 3.4 - 3.8 Положения, и сведений, представленных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области в соответствии с пунктом 3.3 Положения, уполномоченное подразделение (должностное лицо) разрабатывает:
а) проект карты комплаенс-рисков органа исполнительной власти области в соответствии с требованиями, установленными разделом 4 Положения;
б) проект плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области в соответствии с требованиями, установленными разделом 5 Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса на очередной год в органе исполнительной власти области в соответствии с требованиями, установленными разделом 6 Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе в соответствии с требованиями, установленными разделом 7 Положения.
4. Карта комплаенс-рисков
4.1. В карту комплаенс-рисков органа исполнительной власти области включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- уровни рисков.
4.2. Присвоение каждому комплаенс-риску уровня риска осуществляется уполномоченным подразделением (должностным лицом) в соответствии с приложением к Положению.
4.3. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
4.4. Карта комплаенс-рисков органа исполнительной власти области утверждается руководителем органа исполнительной власти области и размещается на официальном сайте в разделе "Антимонопольный комплаенс" до 1 мая года, следующего за отчетным годом.
5. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков уполномоченным подразделением (должностным лицом) ежегодно разрабатывается план мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области.
5.2. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области должен содержать:
- общие меры по минимизации и устранению комплаенс-рисков в органе исполнительной власти области;
- конкретные мероприятия, необходимые для минимизации и устранения выявленных комплаенс-рисков в разрезе каждого комплаенс-риска, указанного в карте комплаенс-рисков органа исполнительной власти области;
- сроки исполнения мероприятий;
- перечень структурных подразделений, ответственных за исполнение мероприятий.
5.3. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области рассматривается коллегиальным органом и утверждается руководителем органа исполнительной власти области до 1 мая года, на который планируются мероприятия.
5.4. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области два раза в год (по итогам полугодия - до 5 августа отчетного года, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным).
5.5. Информация об исполнении плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения значений ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества системы управления комплаенс-рисками.
6.2. Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа исполнительной власти области в целом.
6.3. Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.4. Перечень ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса на отчетный год разрабатывается уполномоченным подразделением (должностным лицом) и утверждается руководителем органа исполнительной власти области до 1 мая отчетного года.
6.5. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) ежегодно проводит оценку ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса за отчетный год до 1 февраля года, следующего за отчетным.
6.6. Информация о ключевых показателях эффективности функционирования антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6.7. Оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти области антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения:
а) доклада об антимонопольном комплаенсе;
б) карты комплаенс-рисков органа исполнительной власти области, утвержденной руководителем органа исполнительной власти области на отчетный год;
в) перечня ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, утвержденного руководителем органа исполнительной власти области на отчетный год;
г) плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков органа исполнительной власти области, утвержденного руководителем органа исполнительной власти области на отчетный год.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
7.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной работы по выявлению и оценке комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в отчетном году.
7.2. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется уполномоченным подразделением (должностным лицом) на подпись руководителю органа исполнительной власти области.
7.3. Подписанный руководителем органа исполнительной власти области проект доклада представляется на утверждение коллегиальному органу.
7.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, до 10 февраля года, следующего за отчетным, направляется в департамент экономического развития Белгородской области и размещается на официальном сайте органа исполнительной власти области в разделе "Антимонопольный комплаенс".
8. Ознакомление сотрудников с антимонопольным комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства
8.1. Руководители структурных подразделений органов исполнительной власти области обеспечивают ознакомление сотрудников органа исполнительной власти области с настоящим Положением и правовым актом об антимонопольном комплаенсе органа исполнительной власти области.
8.2. Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области совместно с департаментом экономического развития Белгородской области организует с периодичностью не реже одного раза в три года повышение квалификации сотрудников уполномоченных подразделений, должностных лиц по вопросам применения антимонопольного законодательства и организации антимонопольного комплаенса.
8.3. Департамент экономического развития Белгородской области организует с участием Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области не менее одного раза в год обучающие мероприятия в форме семинаров или доведения информационно-аналитических материалов для сотрудников органов исполнительной власти области по основам антимонопольного законодательства, организации и функционированию антимонопольного комплаенса.
8.4. Информация о проведении ознакомления сотрудников органов исполнительной власти области с правовыми актами об антимонопольном комплаенсе, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.