Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов и бюджетной консолидации
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов исполнительной власти, государственных органов области за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов государственной власти и местного самоуправления.
Ежегодно на стадии формирования бюджета области на очередной финансовый год и на плановый период Правительством Белгородской области проводится комплекс мер, направленный на минимизацию расходов, с учетом их приоритетности и значимости.
Кроме того, проводятся мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности государственных служащих, содействие установлению муниципальными образованиями запрета на увеличение численности муниципальных служащих.
3.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:
- повышения объективности и качества бюджетного планирования;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- участия, исходя из возможностей областного бюджета, в реализации государственных программ Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета;
- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Белгородской области, в том числе за счет стимулирования их деятельности к достижению наилучших результатов.
В 2018 - 2019 годах в целях становления современной модели исполнительной власти, совершенствования деятельности органов государственной власти, государственных органов области, внедрения и использования компонентов ИТ-инфраструктуры, построения современной многоуровневой службы технического обслуживания, повышения эффективности закупок товаров, работ и услуг были проведены мероприятия по централизации:
- кадровой службы;
- службы технического обслуживания органов государственной власти, государственных органов;
- закупок на территории Белгородской области;
- бухгалтерского учета органов государственной власти, государственных органов и государственных учреждений области.
Данные меры позволят осуществлять гибкое государственное управление, получать максимально эффективную отдачу от деятельности созданных структур.
Законом Белгородской области от 26 декабря 2016 года N 132 "О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области" введены критерии нуждаемости для определения права на предоставление мер социальной поддержки с учетом среднедушевого денежного дохода отдельных категорий граждан.
В связи с реализацией вышеуказанного закона по итогам 2018 года сложилась экономия в сумме 2,0 млн. рублей по ежемесячной денежной выплате лицам, родившимся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года (Дети войны).
3.2. Развитие системы государственных закупок и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и контроля за исполнением бюджетного законодательства в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в Белгородской области выстроена прозрачная централизованная система закупочной деятельности.
Во исполнение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в области сформирована система нормативно-правового регулирования закупок.
Постановлением Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 года N 421-пп определены полномочия органов исполнительной власти области в сфере закупок, установлены Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом и Порядок взаимодействия при организации и проведении совместных закупок. Функции в сфере закупок осуществляют:
- управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области в части регулирования контрактной системы в сфере закупок, организации мониторинга закупок, методологического сопровождения деятельности заказчиков, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в части осуществления контроля в сфере закупок и предварительного контроля обоснованности формирования заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
- департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области в части осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Начиная с 2015 года в области функционирует региональная информационная система в сфере закупок, позволяющая автоматизировать процессы планирования, осуществления закупок и исполнения контрактов. Преимуществом внедрения централизованного решения по автоматизации закупок является возможность оперативного контроля и мониторинга закупок в области.
В целях повышения эффективности закупок, обеспечения принципов конкуренции, открытости и прозрачности закупок малого объема, на территории Белгородской области с 2017 года функционирует региональный электронный ресурс "Электронный маркет (магазин) Белгородской области для "малых закупок".
В регионе сформирована централизованная модель закупок. Доля конкурентных закупок, проведенных уполномоченным органом (управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области), по итогам 2018 года составила 94,1 процента от стоимости закупок всеми способами, включая единственного поставщика (подрядчика исполнителя).
С 2015 года уполномоченным органом проводятся совместные закупки. Доля совместных закупок в общем объеме средств, размещенных уполномоченным органом, в 2018 году составила 13,6 процента.
Централизация закупок способствует повышению качества осуществления закупок, снижению риска осуществления закупок заказчиками, не имеющими должного уровня профессиональной подготовки, созданию условий для единообразной правоприменительной практики в рамках субъекта, что способствует более активному участию в осуществлении закупок хозяйствующих субъектов.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования закупочной деятельности заказчиков Белгородской области, повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок постановлением Правительства Белгородской области от 28 декабря 2017 года N 526-пп утвержден Порядок осуществления контроля в сфере закупок Белгородской области, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.3. Повышение эффективности оказания государственных услуг
В области продолжается реализация комплексной реформы государственных и муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, которым вводится норма для всех публично-правовых образований о необходимости формирования государственных (муниципальных) заданий на основе ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг, на территории Белгородской области утверждена следующая нормативная правовая база:
- постановление Правительства Белгородской области от 17 августа 2015 года N 304-пп "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Белгородской области и о финансовом обеспечении выполнения государственного задания";
- распоряжение Правительства Белгородской области от 10 августа 2015 года N 411-рп "Об утверждении Плана мероприятий по реализации бюджетных правоотношений на территории Белгородской области с использованием интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" на 2015 год".
Государственное задание формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование и ведение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ, формирование, ведение и утверждение которого осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.
В целях приведения нормативных правовых актов области в соответствие с действующим законодательством внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 17 августа 2015 года N 304-пп "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Белгородской области и о финансовом обеспечении выполнения государственного задания".
Приняты постановления Правительства Белгородской области от 27 сентября 2017 года N 367-пп "Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Белгородской области", от 11 декабря 2017 года N 463-пп "Об утверждении регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Белгородской области".
3.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
В целях эффективного использования капитальных вложений на 2018 - 2021 годы в Белгородской области запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов социальной сферы, коммунальной и транспортной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; осуществлению финансового, строительного контроля и своевременному получению разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от специализированных организаций.
В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовых проектных документаций на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности области и муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов государственной собственности Белгородской области и муниципальной собственности на долгосрочную перспективу с учетом перспектив развития территорий.
С 2015 года в области осуществляется планомерная поэтапная работа по сокращению объемов незавершенного строительства на территории области.
По состоянию на 1 января 2019 года объем незавершенного строительства сократился на 2098,2 млн. рублей, в том числе по объектам социальной сферы - на 1679,0 млн. рублей, по объектам дорожного строительства - на 419,2 млн. рублей.
В течение 2019 - 2021 годов планируется поэтапное сокращение объемов незавершенного строительства, в том числе по годам: 2019 год - 1030 млн. рублей, 2020 год - 942 млн. рублей, 2021 год - 735 млн. рублей; в том числе объекты социальной сферы по годам: 2019 год - 665 млн. рублей, 2020 год - 665 млн. рублей, 2021 год - 500 млн. рублей; объекты дорожного строительства по годам: 2019 год - 365 млн. рублей, 2020 год - 277 млн. рублей, 2021 год - 235 млн. рублей.
Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития области. Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития территорий, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения.
Кроме того, в рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику области, посредством решения следующих задач:
- повышения эффективности бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
- передачи большей части рисков по инвестиционным проектам от государства частным инвесторам с расширением доступа капитала на традиционно государственный рынок инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру;
- создания новых инструментов бюджетной политики в сфере государственных инвестиций, обеспечивающих "комфортные" условия для частного капитала;
- повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации;
- соблюдения государственными заказчиками нормативных сроков строительства, поскольку отклонения приводят к удорожанию стоимости строительства.
Использование механизмов государственно-частного партнерства позволит обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.