Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Ситуация на рынке труда
14. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
15. Необходимость разработки Программы обусловлена изменением ситуации в экономике, снижением спроса на рабочую силу, ростом напряженности на рынке труда, увеличением количества высвобождаемых работников, возникновением угрозы роста безработицы.
Мероприятия Программы дополняют перечень мероприятий государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2014 года N 315-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области" (далее - программа содействия занятости населения Костромской области на 2015 - 2020 годы), и направлены на обеспечение занятости не менее 1,0 тыс. человек.
16. Рынок труда Костромской области в 2014 году развивался под влиянием складывающейся социально-экономической ситуации, которая характеризуется показателями, приведенными в таблице 1.
17. В 2013 году темпы роста экономики Костромской области, как и в России в целом, резко замедлились. Одной из причин торможения роста стал эффект исчерпания восстановительного посткризисного развития. В 2014 году тенденция замедления роста в сферах, составляющих основу в структуре валового регионального продукта, продолжилась: промышленное производство снизилось на 0,4%, производство продукции сельского хозяйства - на 0,7%.
Таблица N 1
Основные экономические и социальные показатели
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
N п/п |
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Валовой региональный продукт |
102,3 |
х |
2. |
Индекс промышленного производства |
104,6 |
99,6 |
3. |
Инвестиции в основной капитал |
100,2 |
119,8 |
4. |
Ввод жилья |
111,5 |
143,9 |
5. |
Продукция сельского хозяйства (все категории хозяйств) |
96,2 |
99,3 |
6. |
Оборот розничной торговли |
102,6 |
101,6 |
7. |
Объем платных услуг населению |
102,4 |
100,4 |
8. |
Среднемесячная заработная плата одного работника: |
|
|
номинальная |
113,4 |
108,9 |
|
реальная |
105,4 |
101,1 |
18. В структуре валового регионального продукта Костромской области 32,9% занимает промышленное производство, 17,5% - оптовая и розничная торговля, 8,7% - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 7,1% - транспорт и связь. Эти сектора экономики оказывают определяющую роль на изменение валового регионального продукта.
19. Обстановка, сложившаяся на рынке труда Костромской области в 2014 году, характеризуется следующими показателями.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на начало 2014 года, составляла 2,5 тыс. человек, уровень официально регистрируемой безработицы - 0,72%.
20. В 2014 году в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Костромской области на 2012 - 2014 годы" в органы службы занятости населения Костромской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 26,2 тыс. человек, в том числе не занятых трудовой деятельностью - 18,4 тыс. человек, из которых 2,0 тыс. человек или каждый девятый из числа уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, 792 человек, относящихся к категории инвалидов. За этот период были признаны безработными 6,0 тыс. человек, из которых 523 человека, или 8,7% от числа, признанных безработными, относятся к категории инвалидов. При содействии службы занятости нашли работу 18,0 тыс. человек, в том числе в свободное от учебы время - 6,0 тыс. учащихся в возрасте 14 - 17 лет. В общественных работах участвовали 2,2 тыс. человек. Направлено на профессиональное обучение 694 безработных гражданина по профессиям, востребованным на рынке труда. В 2014 году пособия по безработице получали 8,1 тыс. человек, стипендии - 698 человек из числа безработных, проходивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости. Направлены на пенсию досрочно по предложению органов службы занятости из-за отсутствия возможности их трудоустройства 104 безработных гражданина. В рамках реализации в 2014 году дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на оснащенные рабочие места трудоустроены 93 инвалида, в том числе произведены работы по оснащению рабочих мест и созданию инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам 3-х инвалидов-колясочников.
21. Под риском увольнения на начало 2014 года находилось 361 человек, в том числе 38,2% или 138 человек из числа работников обрабатывающих производств. По итогам 2014 года численность граждан, находящихся под риском увольнения, увеличилась до 1 352 человек, из которых предполагается к увольнению в ближайшие 2 месяца 530 человек, работают в режиме неполного времени 597 человек, находятся в простое 225 человек.
По состоянию на 1 апреля 2015 года сведения о высвобождении работников представили 80 организаций на 2 222 работника (в 5 раз больше, чем на аналогичную дату прошлого года), из них 1 428 работников работают неполное рабочее время, в том числе на 9 предприятиях их численность превышает 50 человек. Предполагаются к увольнению в ближайшие 3 месяца 627 работников на 53 предприятиях, в их числе предприятий с численностью увольняемых свыше 50 человек нет. Наибольшее количество работников, находящихся под угрозой увольнения, отмечается в организациях обрабатывающего производства - 60%.
22. Основной причиной принятия работодателями решений об увольнении работников, введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простоя) являлась нестабильная экономическая ситуация, развившаяся во второй половине 2014 года.
23. Увеличение числа граждан, находящихся под риском увольнения, в 2014 году привело к росту удельного веса высвобожденных в числе обратившихся в поиске работы граждан в органы службы занятости на 2,7 процентных пункта и в числе безработных граждан на 6,6 процентных пункта относительно 2013 года.
24. Прогнозная оценка состояния рынка труда Костромской области на предстоящий период основывается на том, что нестабильная ситуация экономики оказывает отрицательное влияние на объемы производства, инвестиционную активность и динамику занятости. Итоги еженедельного мониторинга на рынке труда Костромской области свидетельствуют о росте напряженности на рынке труда в 2015 году.
25. Основные показатели рынка труда начала 2015 года имеют отрицательную динамику относительно аналогичного периода 2014 года. Численность безработных граждан увеличилась на 2,5%, уровень безработицы - на 0,04 процентных пункта. За январь 2015 года уменьшилось на 23% количество заявленных вакансий, что привело к росту на 0,3 единицы напряженности на рынке труда.
26. Регистрируемый рынок в 2015 году могут пополнить граждане из числа общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда, численность которых составляет более 15 тыс. человек. К середине 2015 года рынок труда Костромской области пополнят 5,5 тыс. выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Численность выпускников образовательных организаций высшего образования увеличится в 1,4 раза по сравнению с выпуском 2014 года, вследствие одновременного выпуска бакалавров и специалистов. Численность инвалидов-выпускников составит 26 человек, в том числе выпускников образовательных организации высшего профессионального образования - 16 человек. Варианты трудоустройства определены для всех инвалидов-выпускников.
По предварительной оценке, около 1,2 тыс. выпускников будут нуждаться в содействии при трудоустройстве.
27. Снижение спроса на рабочую силу сократит возможность трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, особенно это коснется категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы: женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан из числа молодежи.
28. В Костромской области численность женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, составляет 74,1 тыс. человек, в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, - 24,5 тыс. человек. В целом по области уровень занятости женщин, имеющих детей, составляет 84,7%.
В 2014 году в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 2,1 тысячи женщин, воспитывающих детей в возрасте до 18 лет.
29. В целях реализации подпункта "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" принято постановление администрации Костромской области от 30 ноября 2012 года N 510-а "Об утверждении Комплекса мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в Костромской области в 2013 - 2015 годах".
В рамках реализации Комплекса мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в Костромской области в 2013 - 2015 годах, ежегодно органы службы занятости трудоустраивают более 1,1 тыс. женщин, воспитывающих детей; направляют на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование более 300 женщин; оказывают содействие в открытии собственного дела более чем 20 безработным женщинам. Однако, проводимые мероприятия в целом недостаточно влияют на уровень занятости женщин в целом по области.
30. В Костромской области проживают 71 142 инвалида (10,8% от общей численности населения). Общая численность инвалидов в трудоспособном возрасте составляет 13 537 человек (19,0%), численность занятых инвалидов в трудоспособном возрасте - 4 978 человек. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составляет 36,8%.
31. В настоящее время на рынке труда Костромской области при практически равном соотношении количества вакансий и численности ищущих работу граждан отдельные категории граждан испытывают большие трудности в поиске работы, к ним относятся инвалиды. Данная категория граждан в большинстве случаев не соответствует требованиям работодателей к кандидатам по заявленным вакансиям. Различные обстоятельства (ограниченные возможности по состоянию здоровья, отсутствие опыта работы и профессиональных навыков) не позволяют им полноценно конкурировать на рынке труда с другими соискателями работы.
Работодатель, применяя труд инвалидов, несет дополнительные издержки, связанные с обеспечением особых условий и оплаты труда инвалидов, повышенными социально-трудовыми гарантиями, установленными для данной категории работников. Для работающих инвалидов необходимо соблюдать дополнительные требования трудового законодательства: сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставление дополнительного отпуска, ограничения на выполнение тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, а также сверхурочных работ. Работодатель обязан создавать каждому инвалиду условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В условиях финансово-экономического кризиса предприятия стремятся сокращать свои издержки. Развитие социальной занятости станет одним из направлений решения проблемы рационального трудоустройства инвалидов, трудовая и профессиональная деятельность которых значительно затруднена в силу состояния их здоровья.
32. В приоритетном порядке участниками мероприятий Программы станут граждане, испытывающие трудности в поиске работы, в том числе инвалиды, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
33. Ожидается, что в 2015 году численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, в среднемесячном исчислении может составить около 4,0 тыс. человек, уровень официально регистрируемой безработицы не превысит 1,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.