Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств
17. Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному финансовому управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления государственных услуг (выполнения работ).
Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов областного бюджета требует выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов.
18. Основными направлениями повышения эффективности в бюджетной сфере в настоящее время являются:
1) активное привлечение инвестиций и услуг частных компаний для решения государственных задач.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов должны быть максимально задействованы все источники финансового обеспечения приоритетных государственных задач, особенно в таких сферах, как транспорт, энергетика, промышленность, развитие инновационной экономики;
2) привлечение в установленном порядке бизнеса в бюджетный сектор путем оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Рост конкуренции позволит не только обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств, но и создаст стимул для повышения качества этих услуг.
Кроме того, одним из направлений оптимизации бюджетных расходов должна стать работа по привлечению внебюджетных средств на проведение различных мероприятий (фестивалей, выставок, конкурсов);
3) повышение адресности мер социальной поддержки граждан.
Все законодательно установленные в Костромской области обязательства по выплате социальных пособий, предоставлению льгот и компенсаций гражданам подлежат безусловному финансовому обеспечению.
В то же время социальные расходы не должны сдерживать возможности региона по реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие собственной доходной базы, препятствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению предпринимательской активности в Костромской области. Для динамичного социально-экономического развития региона необходимо ограничить рост социальных обязательств областного бюджета, а также продолжить реализацию мероприятий по повышению адресности и эффективности мер социальной поддержки;
4) оптимизация государственных закупок.
Одно из приоритетных в ближайшей перспективе направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов связано с развитием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области.
Основным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), согласно которому предусмотрены значительные изменения правил осуществления закупок для государственных нужд. Поправки затрагивают как деятельность заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок.
Планируется установить правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Костромской области в соответствии с общими правилами нормирования в сфере закупок, установленными Правительством Российской Федерации. На основании данных правил исполнительным органам государственной власти Костромской области предстоит утвердить требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативные затраты на обеспечение функций органов исполнительной власти области.
Будет проведена целенаправленная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов заказчиков по вопросам внедрения и развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, что позволит улучшить кадровое обеспечение развития контрактной системы в области.
Законом о контрактной системе расширяется круг участников в сфере закупок. При предоставлении автономным учреждениям и унитарным предприятиям субсидий из областного бюджета (на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности) при осуществлении закупок у них возникнет обязанность применять положения Закона о контрактной системе, которая позволит обеспечить гласность, прозрачность и эффективность осуществления таких закупок.
Для эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" государственным автономным учреждениям и унитарным предприятиям в качестве приоритетного направления рекомендуется предусматривать в положениях о закупках порядок проведения и процедуры закупки и условия их применения с учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе;
5) оптимизация бюджетной сети.
Переход учреждений бюджетной сферы от сметного финансирования к получению субсидий на выполнение государственных заданий не обеспечил в полной мере оптимизации затрат. Следует продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов и качества предоставления государственных услуг, что позволит создать условия для дальнейшего повышения качества обслуживания граждан.
Оптимизация бюджетной сети и штатной численности работников областных государственных учреждений должна осуществляться на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами государственных услуг (работ), непрофильных подразделений, перевода выполнения ряда обеспечивающих функций и услуг в организации, не являющиеся государственными учреждениями.
Оценку эффективности деятельности государственных учреждений Костромской области планируется организовать в формате постоянно действующей рабочей группы по повышению эффективности расходов областного бюджета;
6) отдельным направлением оптимизации бюджетных расходов является повышение эффективности деятельности областных государственных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Костромской области.
Задача по повышению эффективности, открытости и прозрачности управления таких предприятий в настоящее время весьма актуальна.
Необходимо обеспечить публичность процесса формирования и доведения до сведения любых заинтересованных лиц информации, позволяющей составить им полное и адекватное представление обо всех аспектах деятельности предприятия.
В рамках данного направления необходимо рассмотреть вопросы использования имущества, находящегося в собственности Костромской области, исключения фактов нерационального использования или использования не по назначению земельных участков, зданий, сооружений, оборудования. Реализация данного мероприятия также позволит повысить эффективность расходования средств на содержание имущества, включая оплату налога на имущество организаций, земельного и транспортного налога.
Следует провести инвентаризацию имущества, находящегося на балансе областных государственных учреждений, на предмет эффективного его использования: оставить в управлении имущество, которое необходимо для обеспечения полномочий Костромской области; в отношении остального имущества принять меры по его продаже или сдаче в аренду.
Продолжится рассмотрение государственных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности Костромской области, на рабочей группе по решению вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности государственных предприятий Костромской области;
7) оценка эффективности предоставления средств из областного бюджета юридическим лицам.
Решение о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам должно основываться на качественном анализе ожидаемого эффекта от таких мер, в том числе эффекта, который может возникнуть в долгосрочной перспективе. Исполнительными органами государственной власти Костромской области, предоставляющими субсидии юридическим лицам, необходимо осуществлять мониторинг ожидаемого эффекта от предоставления субсидий с целью принятия управленческих решений по корректировке основных параметров предоставления субсидий юридическим лицам;
8) оценка эффективности расходов капитального характера.
В основу решений об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности области, а также о предоставлении субсидий местным бюджетам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, должен быть положен соответствующий отбор проектов по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, учитывающий анализ ожидаемого эффекта от вложения бюджетных средств и перспективы развития территорий.
Кроме этого, в условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовых проектных документаций на строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности Костромской области. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов государственной собственности Костромской области на долгосрочный период с учетом перспектив развития территорий.
Требуется повысить качество формирования бюджетных заявок на привлечение в Костромскую область средств федерального бюджета. Учитывая предоставление большинства межбюджетных трансфертов капитального характера из федерального бюджета на условиях софинансирования, при принятии решений со стороны региона об участии в реализации отдельных проектов, они должны быть детально просчитаны, иметь оценку бюджетного эффекта и не должны создавать дополнительной нагрузки на областной бюджет;
9) стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе экономики.
Необходимо поддерживать реализацию проектов стимулирования энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе экономики. Положительный бюджетный эффект по данному направлению достигается за счет концентрации средств из различных источников финансирования и повышения качества разработки проектов энергосбережения. Во всех бюджетных учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Сохраняет актуальность вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств областного бюджета в мероприятия по энергоэффективности.
19. Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности государственных расходов.
20. Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:
1) повышения качества бюджетного планирования;
2) формирования бюджетных ассигнований в соответствии с установленными приоритетами бюджетных расходов и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения;
3) повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
4) участия, исходя из возможностей областного бюджета, в реализации программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.