Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом
26. Функция контроля - неотъемлемая составляющая системы государственного управления. Одним из важных элементов этой функции является государственный финансовый контроль, главная цель и предназначение которого - повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Развитие системы финансового контроля в Костромской области будет идти в направлении контроля эффективности и результативности бюджетных расходов, включающего контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов, анализ результативности их использования.
В практике контроля преобладают подходы, связанные, главным образом, с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств, отсутствует скоординированность и формализованные механизмы сотрудничества между различными уровнями и органами контроля и надзора.
27. В рамках контрольной деятельности должны быть решены следующие задачи:
1) повышение качества проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности, в том числе по предоставлению (оказанию) государственных услуг (выполнению работ);
2) проведение информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины объектами финансового контроля;
3) методологическое обеспечение проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств областного бюджета;
4) организация работы и проведение совместных контрольных мероприятий с Контрольно-счетной палатой Костромской области и территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, прокуратурой Костромской области и иными правоохранительными органами.
28. Остро стоит вопрос минимизации сумм взысканий за счет казны Костромской области по предъявляемым искам, методологическому и информационному обеспечению в сфере закупок, отработке взаимодействия с контролирующими органами в сфере закупок.
29. Для недопущения роста кредиторской задолженности необходимо продолжить проведение ежемесячного мониторинга состояния просроченной кредиторской задолженности, осуществлять постоянный контроль за своевременной выплатой заработной платы и оплатой за тепловую и электрическую энергию.
30. В целях повышения качества и результативности контрольных мероприятий необходимо обеспечить контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств с осуществлением оценки достижения показателей эффективности и результативности расходов, выделенных в рамках государственных программ Костромской области.
31. Для эффективного управления общественными финансами и в связи с изменением бюджетного законодательства необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации, нацелены на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимого для повышения качества управления общественными финансами.
Необходима реализация мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы внутреннего государственного финансового контроля в Костромской области с учетом планируемого принятия новаций в данной сфере.
Планируется обеспечить разработку и утверждение ведомственными правовыми актами реализации процедур осуществления внутреннего финансового контроля в исполнительных органах государственной власти Костромской области и областных государственных учреждениях.
Планируется разработка и утверждение порядка осуществления полномочий органом государственного финансового контроля Костромской области по внутреннему государственному финансовому контролю.
В целях повышения эффективности осуществления финансового контроля также предусматривается разработка и утверждение порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета.
32. Переход к программно-целевым принципам организации деятельности исполнительных органов государственной власти потребует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Костромской области, что будет учтено в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности.
33. В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено на:
1) совершенствование правовых и методологических основ государственного финансового контроля с учетом изменений, вносимых в бюджетное законодательство;
2) внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на предотвращение нарушений при использовании бюджетных средств;
3) применение новых мер принуждения и привлечения к ответственности, в том числе административной;
4) повышение эффективности внутреннего финансового контроля;
5) усиление контроля за повышением отдачи от использования государственных средств, улучшением качества оказываемых областными государственными учреждениями государственных услуг (выполняемых работ);
6) усиление контроля в сфере закупок в целях эффективного использования средств областного бюджета в рамках исполнения Закона о контрактной системе;
7) усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности Костромской области;
8) обеспечение целевого и эффективного использования органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области средств областного бюджета, предоставленных им для осуществления переданных государственных полномочий.
Главная задача этой работы - организация действенного, компетентного и всеобъемлющего контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях повышения качества управления государственными финансами и результативности государственных программ Костромской области.
34. Внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс - задача комплексная и имеет ряд аспектов. Одним из важных направлений является повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества.
Реализация этого направления невозможна без полной автоматизации бюджетного процесса. В настоящее время на федеральном уровне в рамках решения данной задачи планируется создать единый портал бюджетной системы Российской Федерации - информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Концепция "Электронного бюджета" предполагает централизацию, стандартизацию и унификацию всего бюджетного процесса (планирование бюджета, его исполнение и отчетность) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, одним из наиболее приоритетных направлений на сегодняшний день является создание необходимых условий для интеграции Костромской области в систему "Электронный бюджет". Для обеспечения интеграции необходимо, чтобы все стадии бюджетного процесса были автоматизированы и централизованы. Необходимо развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры для дальнейшей автоматизации бюджетного процесса.
Бюджетная прозрачность - необходимое условие для эффективного использования бюджетных средств.
Несмотря на достаточно большой объем информации, размещаемой на портале государственных органов Костромской области, официальном сайте департамента финансов Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о формировании и ходе исполнения областного бюджета, о результативности реализации государственных программ, большинство жителей Костромской области не всегда в состоянии понять информацию, характеризующую сферу управления общественными финансами региона, в связи со специфичностью изложения материала.
Для дальнейшей реализации принципа прозрачности (открытости) областного бюджета и обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджетном процессе в области будет продолжена публикация брошюры "Бюджет для граждан Костромской области" в целях предоставления гражданам актуальной информации об областном бюджете. Данный документ позволит гражданам ознакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований на территории области. Информация о состоянии общественных финансов будет предоставлена в удобной и доступной форме различным группам пользователей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.