Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика развития конкуренции на социально значимых рынках Костромской области
1. Рынок услуг дошкольного образования
Целесообразность развития рынка услуг дошкольного образования обусловлена необходимостью развития частно-государственного партнерства, направленного на расширение доступности дошкольного образования путем создания негосударственных детских организаций, семейных дошкольных групп.
В настоящее время на территории Костромской области действуют три частных детских сада (частный детский сад "Детская академия", частный детский сад "ФЭСТ", НДОУ "Детский сад N 82 ОАО "РЖД" г. Буй), которые посещают 519 детей, что на 2,7% больше, чем в 2015 году (505 человек).
Администрацией Костромской области обеспечено бюджетное финансирование частных организаций, предоставляющих услугу по дошкольному образованию. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 24 февраля 2014 года N 38-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг в сфере образования и воспитания детей, в 2014 - 2016 годах" из областного бюджета на эти цели в 2015 - 2016 годах выделено более 24 млн. рублей.
Пункт 2 изменен с 27 ноября 2017 г. - Распоряжение губернатора Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 954-р
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В Костромской области функционируют 296 учреждений отдыха детей и их оздоровления, из них:
17 загородных стационарных лагерей (9 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, 8 санаторно-оздоровительных детских лагерей на базе санаториев), в том числе:
5 в государственной собственности (29,4%);
12 в частной собственности (76,4%).
279 лагерей с дневным пребыванием детей, лагерь труда и отдыха, палаточные лагеря, в том числе:
269 в государственной собственности (96,4%);
10 в частной собственности (3,6%).
Для контроля качества удовлетворенности услугами, получаемыми в учреждениях отдыха и оздоровления детей, ежеквартально (в летнее время ежемесячно) ведется мониторинг удовлетворенности услугами детей в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия.
Мониторинг проводился по следующим критериям: питание в лагере, медицинское обслуживание, воспитательная работа, работа персонала, бытовые условия.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года N 978-р, Законом Костромской области от 10 марта 2009 года N 451-4-ЗКО "Об основах организации и обеспечения отдыха, оздоровления и организации занятости детей в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 28 августа 2017 года N 317-а "О порядке организации и осуществления в Костромской области регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей" департамент по труду и социальной защите населения Костромской области является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей организациями отдыха детей и их оздоровления, расположенными на территории Костромской области (за исключением лагерей, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время). Задачами регионального государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений подконтрольными субъектами требований в сфере организации отдыха и оздоровления детей, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
В 2016 - 2017 учебном году в области осуществляют деятельность 6 некоммерческих образовательных организаций дополнительного образования детей, в которых обучаются 875 детей.
Целесообразность развития рынка услуг дополнительного образования обусловлена необходимостью развития частно-государственного партнерства, направленного на расширение доступности
дополнительного образования, увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования.
4. Рынок медицинских услуг
Важнейшими задачами здравоохранения является укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни населения. Наличие конкурентной среды позволяет повышать качество медицинской помощи, ее доступность.
В 2016 году рынок медицинских услуг Костромской области представлен 328 медицинскими организациями частной и государственной формы собственности, из них доля государственных медицинских организаций составила 18,0% (59 медицинских организаций).
Медицинские организации как государственной, так и частной формы собственности принимают участие в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Программа). При этом в 2015 году в Программу вошли 20 частных организаций (30% от общего числа медицинских организаций, участвующих в Программе), в 2016 году - 30 организаций (40,0% от общего числа медицинских организаций, участвующих в Программе).
Таким образом, доля медицинских организаций частной формы собственности, участвующих в Программе, увеличивается, что способствует росту конкуренции между медицинскими организациями различных форм собственности и, как результат, повышению качества и доступности медицинских услуг.
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Целесообразность развития рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена ростом количества детей с ограниченными возможностями развития, в том числе детей-инвалидов; необходимостью удовлетворения потребностей родителей на комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
В 2016 - 2017 учебном году в 247 дошкольных образовательных организациях (100%), в 311 общеобразовательных организациях (100%) воспитываются и обучаются 5 850 детей с ограниченными возможностями здоровья, 1 563 ребенка-инвалида (в 2015 - 2016 учебном году - 5 158 детей с ограниченными возможностями здоровья, 1 634 ребенка-инвалида).
Пункт 6 изменен с 27 ноября 2017 г. - Распоряжение губернатора Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 954-р
6. Рынок услуг в сфере культуры Основы государственной культурной политики, утвержденные
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, возводят культуру в национальные приоритеты страны и признают ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
В целях активизации культурного потенциала территорий и сглаживания региональных диспропорций Стратегия государственной культурной политики до 2030 года предусматривает:
выравнивание региональных диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры, финансирования и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;
дальнейшее совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального и региональных бюджетов;
стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права объектов культурной политики.
В связи с этим конкурентоспособность организаций различных видов и форм собственности в сфере культуры региона должна поддерживаться через систему мероприятий, проводимых органами власти и местного самоуправления Костромской области.
7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство региона - это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер. Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.
В соответствии с графиками по состоянию на текущую дату проведены (объявлены) 11 конкурсов по передаче в концессию в отношении имущества 6 неэффективных предприятий (в том числе 5 действующих): МУП ЖКХ "Водоканал" городского поселения поселка Чистые Боры Буйского муниципального района (в настоящее время банкрот), МУП Татарского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район "ТВТ" (2 конкурса, в том числе 1 повторно), МУП "Ресурс" (2 конкурса, в том числе 1 повторно), МУП "Макарьевское КХ", МУП ЖКХ "Коммунсервис" администрации
Павинского муниципального района (4 конкурса, в том числе 2 повторно), МУП "Номженское ЖКХ". Конкурсы не состоялись в связи с отсутствием заявок.
Жилищно-коммунальное хозяйство, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную, социально значимую часть регионального хозяйства. Основой его развития является постоянная потребность населения и объектов социальной сферы в услугах жилищно-коммунального хозяйства.
8. Розничная торговля
Торговля входит в число ведущих отраслей экономики и формирует около 15% ВРП, в отрасли трудоустроено порядка 50 тыс. человек, от торговых организаций поступает порядка 20% всех поступлений по налогу на прибыль.
На территории области насчитывается около 6,0 тыс. торговых объектов общей площадью 618 тыс. кв. м, из них около 5,0 тыс. - стационарные, 1 тыс. - нестационарные.
На рынке услуг розничной торговли Костромской области осуществляют деятельность порядка 11,8 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом доля оборота розничной торговли государственных и муниципальных организаций в общем розничном товарообороте составляет 1,5%.
Крупные продовольственные торговые сети в 2016 году представлены в 22 муниципальных образованиях области 230 магазинами торговых сетей, из них 95 - магазины федеральных сетей.
Серьезную конкуренцию федеральным сетям составляют крупные региональные продовольственные сети (138 магазинов). За 1 полугодие 2016 года торговые сети формировали 26,7% оборота розничной торговли, в 2015 году - 24,8%.
Средняя по региону обеспеченность населения площадью торговых объектов за последние пять лет увеличилась в два раза и составила по состоянию на 1 января 2016 года 943,6 кв. м на 1 000 человек, что в 1,9 раза выше установленного норматива минимальной обеспеченности торговыми площадями (490,6 кв. м).
Высокая степень влияния отрасли на качество жизни населения обуславливает необходимость определения рынка розничной торговли в качестве социально значимого рынка Костромской области для содействия развитию конкуренции. Приоритетным направлением на ближайшую перспективу является развитие много форматной инфраструктуры торговли.
Сегмент рынка розничной торговли лекарственными средствами представлен аптечными организациями различной формы собственности. На территории Костромской области зарегистрировано 106 юридических лиц и индивидуальных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность, из них доля государственных медицинских организаций составила 34,0% (36 учреждений).
Крупнейшая аптечная сеть в Костромской области - государственное унитарное предприятие "Костромская областная аптечная база" - представлена 40 розничными структурными подразделениями, имеет наиболее широкую географию продаж, осуществляет поставку лекарственных препаратов в 312 фельдшерско-акушерских пунктов. Выданы (переоформлены) лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ 3 юридическим лицам по 7 точкам реализации (аптечные пункты), осуществляющим деятельность по отпуску наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам.
Средний уровень плотности аптечных организаций по области (количество аптечных организаций в области на 100 тыс. человек) - 98,8%, что свидетельствует о доступности услуг для населения.
9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом несет социальную направленность. Это обусловлено следующими факторами.
На маршрутах пригородного сообщения отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки в виде льгот по оплате проезда в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Вторым существенным фактором является то, что подавляющее большинство пригородных межмуниципальных маршрутов, составляющих порядка 80% от общего числа межмуниципальных маршрутов Костромской области как из города Костромы, так и из ряда районных центров, очень убыточны. Прежде всего, это связано с тарифным регулированием (установление тарифа для населения ниже экономически обоснованного уровня) и ежегодным падением пассажиропотока, вызванным снижением численности сельского населения и ростом автомобилизации.
В этой связи для обеспечения осуществления пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Костромской области осуществляется государственная поддержка в виде предоставления субсидий на отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта.
10. Рынок услуг связи
В настоящее время на территории Костромской области оказывает услуги связи 81 оператор, из них 35 - юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Костромской области.
Во всех центрах муниципальных районов и городских округах Костромской области услуги проводного или мобильного широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") предоставляются не менее, чем четырьмя операторами. При этом доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться такими услугами, составляет 100%.
Из 137 сельских поселений Костромской области в 55 сельских поселениях более двух операторов связи предоставляют услуги широкополосного доступа к сети "Интернет", в 48 сельских поселениях - только один оператор. В 34 сельских поселениях услуга не предоставляется, на их территории находится 10 833 домохозяйства, что составляет 4% от общего числа домохозяйств Костромской области.
На территории Костромской области в течение 2016 года введены в эксплуатацию 144 базовые станции подвижной радиотелефонной связи (всего 2 030). В центрах муниципальных районов и городских округов Костромской области доступна услуга стандарта 3G, в восьми из них стандарта 4G.
Во всех поселениях Костромской области с численностью не менее 500 жителей действуют 168 пунктов коллективных узлов доступа в "Интернет".
В рамках реализации проекта по устранению цифрового неравенства ПАО "Ростелеком" установлено 15 точек доступа к универсальной услуге связи. До конца 2018 года такие точки доступа будут установлены в 84 населенных пунктах Костромской области численностью жителей от 250 до 500 человек. Тариф за подключение к универсальной услуге связи составляет 45 руб./мес. при скорости доступа в сеть "Интернет" 10 Мбит/с.
В ближайшее время кардинальных изменений в структуре рынка услуг связи не предвидится. Конкуренция переходит из ценовой плоскости в область качества услуг и обслуживания, а также дополнительных возможностей, которые операторы готовы предложить жителям Костромской области.
Условия для развития конкуренции на рынке услуг связи в Костромской области созданы. Исключение составляют территории, где конкуренции нет по причине отсутствия самого рынка связи, платежеспособного спроса.
Пункт 11 изменен с 27 ноября 2017 г. - Распоряжение губернатора Костромской области от 27 ноября 2017 г. N 954-р
11. Рынок услуг социального обслуживания населения
В Костромской области существуют нормативные правовые акты, направленные на развитие негосударственных организаций социального обслуживания:
постановление администрации Костромской области от 5 декабря 2014 года N 489-а "О компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в 2015 - 2017 годах";
постановление администрации Костромской области от 11 февраля 2014 года N 31-а "О порядке определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в 2017 году".
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги в стационарных организациях для престарелых и инвалидов, от общего количества организаций всех форм собственности, оказывающих социальные услуги престарелым и инвалидам в стационарных организациях (% от общего числа всех), составляет 11,3%.
Рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора, предоставляющий услуги гражданам, представляют:
специализированный частный пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов "Тихие зори", который оказывает услуги в условиях стационара по направлениям: "Забота" - для лиц, способных к самообслуживанию, и "Сиделка" - для граждан, находящихся на постельном режиме;
Костромская областная общественная организация "Воскресение" имени И.Е. Беляева, основателя и попечителя Костромского Александровского Православного Братства;
ИП Шанина С.В. - Бюро добрых услуг "Мери Поппинс" (услуги сиделок для граждан, находящихся на постельном режиме);
ИП Белокурова Г.А. - агентство "Содействие" (услуги сиделок для граждан, находящихся на постельном режиме);
ЧУ "Ковалевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей";
Центр реабилитации и ресоциализации "Романцево" (при Костромском региональном отделении "Российский благотворительный фонд "Нет Алкоголизму и Наркомании");
Некоммерческий благотворительный фонд "Надежда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.