Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния государственной молодежной политики Костромской области
10. Государственная молодежная политика в Костромской области направлена на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие научного и творческого потенциала молодежи, патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан.
11. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года и сформулированы основные цели государственной молодежной политики - совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации и Костромской области, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
12. В целях оказания содействия развитию и реализации потенциала молодежи в интересах Костромской области осуществляется комплексная межведомственная работа по реализации Закона Костромской области от 21 октября 2010 года N 675-4-ЗКО "О молодежной политике в Костромской области".
13. К настоящему времени в Костромской области выработан программный механизм реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики во взаимодействии с общественными организациями.
14. По статистическим данным, на 1 января 2016 года на территории Костромской области проживает 120 802 человека в возрасте от 14 до 30 лет (18,5 процента от общей численности населения Костромской области), что говорит о снижении численности молодежи Костромской области по сравнению с 2014 года на 10 процентных пунктов в общей численности молодежи.
Несмотря на уменьшение численности молодежи, ситуация в молодежной среде характеризуется достаточно высокой социальной активностью, о чем свидетельствует высокий процент участия молодежи Костромской области в проводимых мероприятиях.
15. В Костромской области создана разветвленная сеть молодежных центров, которая демонстрирует многофункциональный характер инфраструктуры региональной молодежной политики в части ее ориентированности на решение проблем молодежи, раскрытие ее потенциальных возможностей и ресурсов.
На территории муниципальных образований Костромской области действуют 22 учреждения в сфере молодежной политики; в них работают 14 молодежных советов при органах государственной власти.
Всего в 2015 году в сфере молодежной политики проведено 537 мероприятий для молодежи, в которых приняли участие 110 000 человек (91 процент от общего количества молодежи в возрасте от 14 до 30 лет).
16. Обеспечение государственной молодежной политики в Костромской области осуществляется по следующим направлениям:
1) создание условий для гражданского становления, воспитания патриотизма молодежи, развития культуры созидательных межэтнических отношений;
2) поддержка детских и молодежных общественных организаций и объединений;
3) оказание помощи молодым семьям;
4) содействие занятости, трудоустройству молодежи и поддержке молодежного предпринимательства;
5) оказание поддержки талантливой молодежи и молодых ученых;
6) создание условий по формированию здорового образа жизни;
7) создание условий для социальной адаптации молодых людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, организации отдыха молодежи;
8) профилактика антиобщественных действий среди молодежи;
9) научное обеспечение осуществления молодежной политики;
10) информационное обеспечение осуществления молодежной политики.
17. В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Костромской области, общественными объединениями, организациями по вопросам реализации государственной молодежной политики созданы:
1) Межведомственный совет по реализации государственной молодежной политики при губернаторе Костромской области;
Подпункт 2 изменен с 4 октября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 3 октября 2017 г. N 366-а
2) Совет детских и молодежных общественных организаций и объединений Костромской области при комитете по делам молодежи Костромской области;
3) Межведомственный совет по вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;
4) Молодежное правительство Костромской области;
5) Общественная молодежная палата при Костромской областной Думе;
Подпункт 6 изменен с 4 октября 2017 г. - Постановление администрации Костромской области от 3 октября 2017 г. N 366-а
6) Совет молодых ученых, студентов и специалистов при комитете по делам молодежи Костромской области;
7) Общественный совет при комитете по делам молодежи Костромской области;
8) Комиссия по развитию добровольческой деятельности среди молодежи в Костромской области.
18. Развитие государственной молодежной политики в Костромской области характеризуется следующими признаками:
1) выбран продуктивный с точки зрения равноправного партнерства формат взаимоотношений молодежи и органов государственной власти Костромской области;
2) создана сеть муниципальных молодежных учреждений, на базе которых оказываются комплексные консультативные услуги работающей молодежи, молодым семьям, молодым людям с ограниченными возможностями, помощь в трудоустройстве подростков. На базе учреждений активно развиваются авторские профильные программы, направленные на формирование активной жизненной позиции и навыков проведения содержательного досуга;
3) сложилось и развивается социальное партнерство с общественными молодежными и детскими организациями;
4) в достаточной степени сформировано общественное мнение в пользу решения молодежных проблем как особой социально-демографической группы.
19. Программой предусмотрен комплекс мер по реализации инновационного потенциала молодежи, формированию гражданского правосознания, патриотическому воспитанию, формированию толерантности, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольческого движения, включению молодежи в социальную практику, поддержке молодых семей, студенчества, инициативной и талантливой молодежи.
20. По итогам 2015 года областными премиями по поддержке талантливой молодежи награждены 15 молодых людей. Общий размер выплаченных премий составил 630 000 рублей.
21. Поддержка молодых семей органами, осуществляющими управление в сфере молодежной политики, реализуется через систему отраслевых социальных учреждений и служб для молодежи: ОГБУ "Молодежный центр "Кострома"; молодежные центры в муниципальных образованиях Костромской области; клубы "Молодая семья".
22. В 25 муниципальных образованиях Костромской области созданы и действуют 66 клубов "Молодая семья". Основной целью их деятельности является проведение профилактических, культурно-массовых, спортивных мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей. В каждый клуб входят от 6 до 30 семей с детьми. Организуются встречи с психологами, специалистами социальной сферы и здравоохранения.
23. С 2006 года на территории Костромской области действует программа по обеспечению жильем молодых семей. За это время свои жилищные условия улучшили 712 молодых семей из 24 муниципальных образований Костромской области. В 2015 году социальные выплаты на улучшение жилищных условий получили 82 молодые семьи.
В Костромской области с 2012 года реализуется пилотный проект "Молодежный жилищно-строительный кооператив" по строительству многоквартирного жилого дома. Членами кооператива являются 90 молодых семей из числа работающей молодежи.
24. В целях оказания содействия занятости, трудоустройству молодежи Костромской области ежегодно на базе образовательных организаций высшего образования Костромской области проводятся ярмарки вакансий для выпускников (по трудоустройству) и студентов (по вторичной занятости).
25. В соответствии с распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 61-ра "О развитии молодежного и студенческого трудовых движений на территории Костромской области" проводится работа по формированию молодежных и студенческих трудовых отрядов на период летнего трудового семестра с привлечением органов, осуществляющих управление в сфере молодежной политики муниципальных образований Костромской области, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования на территории Костромской области.
В 2015 году было сформировано и действовало 330 молодежных трудовых отрядов общей численностью 4 500 человек (в 2014 году - 200 молодежных трудовых отрядов общей численностью 5 266 человек).
26. За последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие малого и среднего бизнеса. Однако увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Основной задачей России является построение инновационной экономики, что невозможно без формирования ее основы - сообщества молодых, инициативных, инновационно мыслящих предпринимателей. Однако к настоящему времени все еще не сформирована комплексная система, позволяющая воспитывать предпринимателей нового поколения.
27. С момента перехода страны к рыночной модели хозяйствования структурная и мотивационная составляющие молодежного предпринимательства претерпели существенные изменения. Исследования малого бизнеса периода начала 90-х годов XX века показали, что молодые люди до 30 - 35 лет начинали заниматься бизнесом от безысходности или в отсутствие альтернатив. Сегодня ситуация изменилась, и выбор осуществляется под влиянием таких стимулов, как "самореализация", "амбиции", "новые возможности". Данное обстоятельство свидетельствует о том, что молодежное предпринимательство вышло на принципиально новый, цивилизованный уровень.
28. С целью оказания поддержки молодым гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, в Костромской области с 2014 года создано и действует "Костромское сообщество молодых предпринимателей". Цель сообщества - объединение усилий по созданию условий для развития молодых предпринимателей и их бизнеса на территории Костромской области. Официальными участниками являются 18 молодых предпринимателей.
В целях поддержки молодых предпринимателей проводятся бесплатные семинары, мастер-классы, региональный этап Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России".
29. На территории Костромской области широкое развитие получило добровольческое движение. Добровольческие объединения действуют на территории всех муниципальных образований Костромской области (204 объединения, 13 325 добровольцев). Ежегодно проводится областной конкурс "Доброволец года", по итогам которого денежные премии на реализацию своих проектов и инициатив получают победители номинаций конкурса. Общий объем фонда денежных премий по итогам конкурса в 2015 году составил 33,0 тыс. рублей.
30. В рамках реализации направления "Государственная поддержка талантливой молодежи" приоритетного национального проекта "Образование" в Костромской области ежегодно утверждается перечень региональных и межрегиональных олимпиад, иных конкурсных мероприятий, по итогам которых осуществляется выдвижение кандидатов на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи. Число премий для талантливой молодежи по итогам 2015 года увеличилось на 28,6 процента в сравнении с 2014 годом.
31. Деятельность Коммолодежи Костромской области по недопущению молодежи в антиобщественные действия связана, прежде всего, с первичной профилактикой. Ежегодно проводится комплекс профилактических мероприятий, в котором участвует более 10 000 подростков и молодежи.
32. Гражданское и патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Костромской области, - одно из приоритетных направлений молодежной политики Костромской области.
33. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области, способствует укреплению гражданской солидарности и государственности, развитию культурной, исторической преемственности поколений. В соответствии с этим определяется и современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Российской Федерации, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
34. С течением времени остается все меньше представителей поколения, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, главных свидетелей доблестного подвига советского народа в борьбе с фашизмом. Уходит в историю участие российских бойцов в локальных конфликтах. Вместе с тем необходимо воспитывать в подрастающем поколении чувство гордости за свое историческое прошлое, уважение к старшему поколению.
35. В настоящее время, когда идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным условиям жизни, ведущей проблемой становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека.
36. В обществе возрастает потребность в духовном единстве, возрождении отечественного наследия. В Костромской области, как и во всей стране, идет работа по восстановлению храмов и церквей, растет количество паломнических поездок по святым местам. Духовное воспитание детей и молодежи должно послужить формированию здорового общества с устоявшимися ценностями. В регионе проводится последовательная социальная политика, направленная на укрепление положения семьи и детей, снижение темпов социального сиротства, устройство осиротевших детей в семейно замещающие формы.
37. 10 июля 2014 года губернатором Костромской области утверждена Концепция гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержден Региональный план мероприятий по реализации основных направлений Концепции (далее - Региональный план).
В Региональный план вошли 94 мероприятия, организаторами которых являются исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, силовые структуры, государственные архивы Костромской области, Костромская епархия, образовательные и общественные организации Костромской области.
38. С целью увековечения воспоминаний ветеранов боевых действий, материалов о героическом прошлом нашей Родины ежегодно проводится областная историко-краеведческая акция "Ищу героя". В ходе акции за 10 лет собран архив из более чем 500 работ. В рамках всероссийского проекта "Наша общая Победа" отснято более 100 видеороликов - воспоминаний ветеранов, участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, которые размещены на сайте www.41-45.su.
39. На сайте "Молодежь Костромской области" сформирована и размещена база информационно-методических материалов по обеспечению патриотического воспитания граждан.
40. В целях воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирования высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей Коммолодежь Костромской области совместно с региональным отделением общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Костромской области, Костромским региональным отделением Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, при взаимодействии с образовательными организациями Костромской области проводятся следующие мероприятия:
областная акция "День призывника" (около 1 000 участников);
встречи молодежи с представителями ветеранских организаций, поисковых объединений Костромской области в рамках проведения областных мероприятий (около 600 человек);
областной военно-спортивный лагерь "Юный патриот" (более 100 участников);
областная молодежная акция "Долг и память", в рамках которой молодежными коллективами, патриотическими клубами и объединениями, образовательными организациями было благоустроено 162 памятных места воинской славы и могил ветеранов;
областной смотр строя и песни "Плац-парад 2016". Участниками смотра стали 14 команд - победителей и призеров зональных этапов, которые демонстрировали навыки строевой подготовки в прохождении торжественным маршем с выполнением воинского приветствия в составе подразделения, прохождении с песней;
военно-спортивная игра "Зарница-Победа". В финале игры в 2015 году приняли участие лучшие команды поисковых и военно-патриотических клубов и объединений, представляющих 23 муниципальных образования Костромской области, которые соревновались в интеллектуальных конкурсах, спортивных мероприятиях, легкоатлетической эстафете, тактической игре "Вперед, юнармеец!".
41. Обучение основам военной службы ведется во всех общеобразовательных организациях среднего общего образования в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности", в организациях среднего профессионального образования - по программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
42. В 10 - 11 классах общеобразовательных школ введен отдельный курс "Начальная военная подготовка", который разработан с участием военного комиссариата Костромской области и ФГКВОУ ВО "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)" Министерства обороны Российской Федерации (укомплектованность преподавателями составляет 100%).
43. Для дальнейшего развития системы патриотического и духовно-нравственного воспитания необходимо решать поставленные задачи программно-целевым методом, сочетая при этом современные подходы в системе воспитания и опыт предыдущих лет.
44. Вместе с тем в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие:
1) ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения; общая заболеваемость молодежи в возрасте до 18 лет за последние годы увеличилась на 29,4 процента;
2) сохраняются трудности в адаптации молодежи к современной экономической ситуации, в реализации профессиональных устремлений, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в Костромской области составляет 18,2 процента;
3) молодые люди не стремятся активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: доля молодых предпринимателей составляет 5,1 процента от численности молодежи Костромской области, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;
4) происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
5) слабо развивается культура ответственного гражданского поведения; у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности и навыки самоуправления;
6) кадровый состав и материально-техническая база учреждений, работающих с молодежью, не соответствуют современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.
45. Возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и Костромской области.
46. Таким образом, программный механизм выбран по следующим причинам:
1) программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики;
2) организационно Программа позволяет упростить реализацию заложенных в основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2015 года проектов, поскольку при ее реализации полномочия распорядителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по непрограммным расходам;
3) опыт, накопленный в части реализации целевых программ, показывает, что данный инструмент является действенным и эффективным для реализации государственной молодежной политики;
4) для выстраивания единой на всех уровнях управления молодежной политики лучше не управлять директивно, а вовлекать общественные организации и объединения в реализацию совместных проектов;
5) программно-целевой метод управления позволяет предупредить ряд организационных проблем за счет гибкости действий участников программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.