Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Оценка факторов и ограничений экономического роста Костромской области на период до 2030 года
Оценка социально-экономического развития на долгосрочную перспективу связана с высокими рисками неопределенности, обусловленными меняющейся ситуации в мировой экономике.
Развитие региональной экономики в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях продолжающейся геополитической нестабильности, сохранения международных санкций и будет базироваться на реализации и расширении накопленного в предшествующие годы потенциала. На данном этапе особое значение приобретают меры по минимизации влияния негативных факторов, предусмотренные Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Костромской области в 2016 году и на период 2017 - 2018 годов, утвержденным распоряжением администрации Костромской области от 30 марта 2016 года N 53-ра "О внесении изменений в распоряжение администрации Костромской области от 13.02.2015 N 34-ра".
С улучшением внешнеэкономической конъюнктуры произойдет переход от временного ограничения конкуренции в рамках импортозамещения к устойчивому развитию и производству конкурентной продукции в условиях открытого рынка. При этом возрастает роль ускоренной модернизации экономики и развития инноваций как ведущего фактора роста. Результатом должно стать ускорение роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, создание новых экспортоориентированных производств.
Факторами экономического роста Костромской области являются:
1) выгодное географическое положение.
Расположение Костромской области в достаточной близости к г. Москве и Московской области - крупнейшим рынкам сбыта - позволяет обеспечить реализацию производимой в регионе продукции, рассматривать значительную часть Костромской области как территорию, расположенную в пределах дневной досягаемости для логистических, транспортных и частных маршрутов;
2) наличие сложившихся производственных комплексов.
В регионе сложился ряд отраслевых территориальных производственных комплексов, имеющих значительный конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям - в международном масштабе. Это:
производственный комплекс в городском округе город Волгореченск;
ювелирный центр в пос. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района и городском округе город Кострома;
центр химической промышленности в городском округе город Буй;
машиностроительный комплекс в городском округе город Галич;
судостроительный комплекс в городском округе город Кострома;
мясомолочные комплексы на западе и юге Костромской области;
лесной и лесоперерабатывающий комплексы на востоке Костромской области.
Перечисленные отраслевые промышленные комплексы могут стать основой для формирования производственных кластеров, то есть территориальных производственных комплексов нового типа;
3) высокий уровень предпринимательской активности. По оценке, более 30% от экономически активного населения региона занято в малом бизнесе, который формирует четверть ВРП. В связи с этим меры, направленные на развитие предпринимательства, станут одним из существенных факторов развития экономики региона в целом.
Для снижения налоговой нагрузки на малый бизнес в 2015 году приняты ряд законов:
с 1 января 2016 года установлены "налоговые каникулы" для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную (для социальной, научной и сферы бытовых услуг) и патентную системы налогообложения (для производственной, социальной и сферы бытовых услуг);
в 2 раза уменьшена налогооблагаемая база для предпринимателей северо-восточных районов, использующих патент;
с 1 января 2016 года на треть (с 47 до 63 единиц) увеличено число видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (стоимость патента осталась соизмеримой с фактической величиной налоговой нагрузки на предпринимателей). Это дает возможность более чем 200 предпринимателям, применяющим другие системы налогообложения, уменьшить свою налоговую нагрузку с помощью патента.
На региональном уровне в целях создания условий для развития малого бизнеса сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, создан и функционирует Бизнес-инкубатор Костромской области, Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Костромской области, Региональный интегрированный центр.
Субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается адресная финансовая поддержка в рамках мероприятий подпрограммы "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области" государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 18 августа 2015 года N 301-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
Основные направления поддержки предпринимательства в Костромской области в 2016 году:
субсидирование затрат, связанных с модернизацией производства, основных средств по договорам финансовой аренды (лизинга);
возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования;
предоставление поручительств по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса Гарантийным фондом поддержки предпринимательства Костромской области;
поддержка деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования);
4) инвестиционная привлекательность. Инвестиционная политика Костромской области направлена на повышение конкурентоспособности региона за счет создания благоприятных условий для эффективного ведения бизнеса.
Привлечению инвестиций в область будут способствовать следующие факторы, формирующие инвестиционную привлекательность региона:
большая площадь территории при относительно низкой стоимости земли;
крупнейшие в европейской части России запасы леса;
наличие рентабельных для освоения месторождений полезных ископаемых;
наличие научного и кадрового потенциала;
работа с инвесторами по принципу "одного окна";
современное инвестиционное законодательство;
наличие крупных производственных комплексов;
богатейшее историко-культурное наследие, имеющее общероссийское значение.
Рост инвестиций в основной капитал будет поддержан крупными инвестиционными проектами, включенными в Реестр инвестиционных проектов Костромской области, по созданию новых и реконструкции действующих производств. Также в прогнозном периоде на территории области планируется реализация инвестиционных проектов организациями, с которыми в настоящее время заключены соглашения о намерениях.
Вместе с тем на социально-экономическое развитие Костромской области распространяется влияние макроэкономических факторов, связанных с текущей геополитической обстановкой. В их числе ограничение доступа к внешнему финансированию и к новым зарубежным технологическим решениям, инфляционные процессы.
Сокращение объемов кредитования организаций и ограниченность доступа к новым зарубежным технологиям может стать сдерживающим фактором модернизации производства, повышения производительности труда и, как следствие, конкурентоспособности региональных производителей. При этом влияние данного фактора распространится на долгосрочную перспективу.
Наряду с внешними факторами существуют внутренние ограничения экономического роста:
низкий уровень газификации территории Костромской области природным газом;
слабо развитая дорожно-транспортная и коммуникационная инфраструктура;
ограниченность средств областного бюджета на развитие реального сектора экономики;
снижение численности населения.
Одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области является недостаточный уровень развития дорожной сети.
Сегодняшняя ситуация в дорожно-транспортной отрасли характеризуется ростом объема грузовых и пассажирских перевозок, увеличением количества автотранспортных средств и одновременно с этим отставанием в развитии дорожной сети, высокой степенью износа автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения. Реализации указанных мероприятий будет способствовать передача с 1 января 2017 года автомобильной дороги "Кострома - Шарья - Киров - Пермь" в федеральную собственность, что позволит направить высвободившиеся финансовые ресурсы на развитие существующей сети автомобильных дорог области.
В настоящее время основной центральный транспортный узел региона город Кострома не имеет транспортного обхода и испытывает сильную нагрузку вследствие транзитного транспортного потока. Значительная часть автомобилей при этом сконцентрирована на мостовом переходе через реку Волгу. В связи с этим стратегическим вопросом развития транспортной инфраструктуры региона является строительство в прогнозном периоде автомобильной дороги "Обход города Костромы с мостом через реку Волгу".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.