Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
приказом
департамента образования и
науки Костромской области
от 30 июня 2017 г. N 1734
Ведомственная целевая программа
"Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2017 - 2019 годы"
Глава 1. Паспорт Программы
1. Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы "Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2017 - 2019 годы" (далее - Программа) |
Департамент образования и науки Костромской области |
2. Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области |
Подпрограмма "Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области" государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы" |
3. Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта |
Директор департамента образования и науки Костромской области. Приказ департамента образования и науки Костромской области от "14" февраля 2017 года N 399 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2017 - 2019 годы" |
4. Цели и задачи Программы |
Цель Программы - совершенствование региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования. Основные задачи программы: 1) создание условий для обеспечения общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; 2) развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей, повышение социального статуса педагогических работников; 3) создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций. |
5. Сроки реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
6. Перечень мероприятий Программы |
Мероприятия Программы разделены по следующим направлениям: 1) обеспечение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; 2) развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей; 3) создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций. |
7. Объемы и источники финансирования Программы |
Объемы и источники финансирования осуществляется за счет средств областного бюджета по отрасли "Образование". Общий объем финансирования Программы составляет 42 190,3 тыс. рублей, в том числе: в 2017 году объем финансирования составит 18 057,3 тыс. рублей; в 2018 году объем финансирования составит 12 050,0 тыс. рублей; в 2019 году объем финансирования составит 12 083,0 тыс. рублей. |
8. Ожидаемые конечные результаты Программы |
Ожидаемые конечные результаты: За период реализации Программы (20172019 годы) планируется достичь следующих результатов: 1) увеличение доли обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в общей численности школьников, на 31 процент; 2) увеличение доли общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций, на 0,3 процента; 3) увеличение доли учителей (преподавателей) математики, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, в общей численности учителей (преподавателей) математики на 75,4 процента; 4) сохранение доли учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей, - 85 процентов; 5) увеличение численности педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, на 100 человек; 6) сохранение доли обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования, - 49,5 процента; 7) увеличение численности обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников на 1 500 человек; 8) увеличение доли одаренных и талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общей численности детей, внесенных в региональный банк одаренных детей, на 1,8 процента. |
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Программа ориентирована на обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования детей, соответствующего требованиям социально ориентированного развития Костромской области.
Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области" Государственной программа Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы" и направлена на решение задачи по совершенствованию региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования. В результате достижения поставленной задачи 95,5 процентов школьников Костромской области будут обучаться в соответствии с основными современными требованиями.
2. Сеть общего образования в Костромской области представляют 314 дневных общеобразовательных организаций, в том числе: 13 государственных, 299 муниципальных, 2 частных, в которых в 2015 - 2016 учебном году обучалось 65 481 школьник, что на 2,5 процента больше, чем в предыдущем учебном году (20142015 учебный год - 63 874 чел.). 20 процентов школьников Костромской области обучаются в учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии, школа с углубленным изучением иностранного языка, кадетская школа-интернат). 69,9 процента дневных общеобразовательных организаций Костромской области составляют сельские школы.
3. Повышение качества подготовки учащихся осуществляется через обеспечение перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). С 1 сентября 2016 года 100 процентов учащихся 1 - 6 классов общеобразовательных учреждений Костромской области обучаются по ФГОС общего образования. В апробационном режиме продолжается реализация ФГОС в 7 - 8 классах в 81 школе области, в 5 школах реализуется пилотный проект по введению ФГОС среднего общего образования в 10 - 11 классах.
4. В области созданы условия для получения качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детьми-инвалидами. Во всех общеобразовательных организациях разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в 2015 - 2016 году в 224 школах (70 процентов от общего числа школ) по индивидуальным образовательным программам с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии обучаются 3269 детей с ОВЗ. С 1 сентября 2015 года в пилотном режиме осуществляется апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в 8 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы.
5. Все школы Костромской области подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из них 70,2 процента имеют широкополосный "Интернет" со скоростью не менее 1 Мб/с. С использованием информационного портала "Образование Костромской области" создана система дистанционного обучения.
6. Дистанционное обучение детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся на дому, организовано через деятельность 29 опорных школ, в которых оборудовано 164 автоматизированных рабочих места для работы 226 сетевых педагогов, оснащено 221 рабочее место для детей-инвалидов, обучающихся на дому дистанционно. Это позволило обеспечить 100 процентный охват детей-инвалидов дистанционным образованием.
7. Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжения администрации Костромской области от 15 мая 2014 года N 113-ра "Об автоматизированной системе управления системой образования Костромской области" на портале "Образование Костромской области" осуществляется поэтапное создание автоматизированной системы управления системой образования Костромской области, одним из модулей которой является "Электронный дневник". В 2016 году 169 школ области (54 процента) предоставляют услугу "Электронный дневник".
8. Качество предоставления образовательных услуг напрямую зависит от кадрового потенциала системы общего образования региона. В школах области работает 5175 учителей, доля учителей в возрасте до 35 лет составляет в общем образовании 19,2 процента, из них в городе - 22,8 процентов, в сельских территориях - 15,5 процента. Доля учителей пенсионного возраста за прошлый год увеличилась еще на процент и составила 24 процента.
9. Второй год в Костромской области действует Концепция педагогического образования. Это стратегический документ, определяющий важнейшие задачи кадровой политики региона, одна из задач которой - привлечение и закрепление молодых специалистов в отрасль образование. Соотношение молодых учителей и учителей пенсионного возраста, наиболее остро стоит в системе общего образования. В городских школах процент молодых учителей до 35 лет совпадает с процентом учителей-пенсионеров (22,1 процента). В сельских школах в текущем учебном году процент учителей пенсионного возраста (26,5 процента) почти вдвое превышает процент учителей в возрасте до 35 лет (14,5 процента).
10. Привлечение молодых педагогов продолжает являться ключевым фактором модернизации педагогического образования в рамках региональной Концепции педагогического образования.
11. В целях повышения профессионального уровня руководящего и педагогического состава образовательных организаций департаментом образования и науки Костромской области совместно с ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" разработана региональная модель методического сопровождения педагогов Костромской области.
12. В регионе реализуется проект "Стажировки в системе повышения квалификации", в рамках которого действуют 22 региональные стажировочные площадки по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
13. С 2016 года Костромская область участвует в федеральном проекте по разработке, апробации и внедрению программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения. В рамках проекта осуществляется адресное сопровождение 12 школ из 11 муниципальных образований.
14. В деятельность по созданию условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами вовлечены все уровни управления образованием, профессиональное сообщество, организации дополнительного образования, общественные организации, родители. Так, в регионе создан общественный совет по независимой системе оценке качества образования (далее - НСОКО), в который входят представители общественных организаций, родители.
15. Система дополнительного образования Костромской области обеспечивает внешкольную занятость и социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов. Стратегической задачей в системе дополнительного образования является увеличение доли детей в возрасте от 5 - до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования. По итогам 2015 года этот показатель составил 68,9 процента.
16. Услуги дополнительного образования детям предоставляет 53 образовательных организации, в том числе 7 государственных и 46 муниципальных, в которых обучались в 2015 - 2016 учебном году 47 845 детей.
17. Сформирована система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. По итогам 2015 года региональный банк данных "Талантливых (одаренных) детей Костромской области" увеличился на 9 процентов и насчитывает 8152 детей (2014 - 7369 чел.).
18. Ежегодно организуется более 500 муниципальных и региональных конкурсных мероприятий, направленных на выявление у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, стимулирующих интерес к научной и научно-исследовательской деятельности, к занятиям физической культурой и спортом.
В 2015 году в области реализованы такие масштабные мероприятия, как интеллектуальный конкурс для детей дошкольного возраста "Умницы и умники: первые шаги", региональный этап телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умницы и Умники", в Год Литературы впервые проведен областной конкурс молодых поэтов им. Н.А. Некрасова, олимпиада по биологии "Зеленый листок" для воспитанников костромских школ-интернатов для детей с ОВЗ и детских домов, региональный этап всероссийского конкурса, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и многие другие.
19. Активно внедряются в работе с одаренными школьниками дистанционные технологии, что позволяет школьникам из муниципальных образований области заниматься с преподавателями ведущих вузов региона. Среди наиболее востребованных ресурсов - дистанционная школа "Одаренные школьники", в которой занимаются 325 школьников из 25 районов области, в том числе 5 детей с ограниченными возможностями здоровья.
20. Совместно с телекомпанией "Русь" с 2016 года реализуется новый региональный телепроект "Серебряный глобус", который предусматривает участие в нем талантливых детей (от 7 лет и старше), проявивших себя в спорте, общественной деятельности, техническом, интеллектуальном и художественном творчестве, социальных проектах и волонтерской деятельности.
21. В области отмечается разнообразие форм реализации программ научно-технического творчества. Преимущество отдается реализации дополнительных общеобразовательных программ (48 процентов), организации конкурсных мероприятий (47 процентов), программ элективных курсов (30 процентов).
22. Результаты анализа современного состояния образования Костромской области свидетельствуют о том, что региональная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Основная проблема, на решение которой направлены мероприятия Программы, - преодоление неравных условий доступности качественного современного образования для различных категорий граждан.
23. В системе общего образования первоочередной является проблема обеспечения качества образовательных услуг. Сегодня сохраняются риски неравенства в доступе к качественному образованию в сельских территориях, в городских округах - в школах, работающих со сложным контингентом обучающихся.
В целях подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в области реализуется региональный проект по индивидуальному сопровождению педагогов и школ, работающих в сложных условиях.
24. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
25. Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов недостаточно эффективно. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования продолжает формироваться.
26. Необходимо повысить эффективность в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, развивать систему педагогического и научно-методического сопровождения талантливых и одарённых детей в рамках реализации региональных Концепций дополнительного образования детей, гражданского и патриотического воспитания, краеведческого образования, комплекса мер по развитию образовательного туризма, "дорожной" карты по развитию технического творчества.
27. Существующие проблемы регионального образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к их решению.
Глава 3. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
28. Цель Программы - совершенствование региональной системы общего и дополнительного образования для достижения современного качества образования.
29. Задачи программы:
1) создание условий для обеспечения общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
2) развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей, повышение социального статуса педагогических работников;
3) создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций.
30. Сроки реализации Программы - 2017 - 2019 годы.
Глава 4. Ресурсное обеспечение Программы
31. Объемы финансового обеспечения программных мероприятий за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.
32. Общий объем финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам финансирования представлен в таблице
|
Всего за 2017 - 2019 гг. (тыс. рублей) |
2017 год (тыс. рублей) |
2018 год (тыс. рублей) |
2019 год (тыс. рублей) |
Всего, в том числе: |
42 190,3 |
18 057,3 |
12 050,0 |
12 083,0 |
областной бюджет |
42 190,3 |
18 057,3 |
12 050,0 |
12 083,0 |
Глава 5. Перечень программных мероприятий
33. Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в системе общего и дополнительного образования детей по четырем основным направлениям.
34. Раздел "Обеспечение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" включает в себя следующие мероприятия:
обеспечение доступа общеобразовательных организаций области к информационной сети интернет;
организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования;
проведение региональным центром дистанционного образования мероприятий, направленных на развитие дистанционного обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; пополнение фондов школьных библиотек;
издание учебного пособия "Костромской край с древних времен до наших дней";
оказание услуг по техническому сопровождению программного обеспечения; размещение информации о проведении государственной итоговой аттестации в средствах массовой информации Костромской области; модернизация школьных пищеблоков;
проведение мероприятий по комплексному внедрению ФГОС в общеобразовательных организациях;
проведение мониторинга по обеспечению условий доступности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и объектов и предоставляемых услуг в образовательных организациях;
организация мониторинга создания специальных условий получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, проживающими в стационарных организациях социальной защиты и здравоохранения;
реализация проекта по разработке, апробации и внедрению программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения;
реализации Концепции развития математического образования в системе образования Костромской области.
35. Раздел "Развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей" включает в себя следующие мероприятия: проведение областного конкурса "Учитель года";
проведение церемонии, посвященной профессиональному празднику День учителя;
обеспечение участия педагогов образовательных организаций Костромской области во Всероссийских конкурсах;
проведение областных конкурсов "Учитель в информационно-образовательной среде", "Информационное общество: государственные услуги и электронное правительство";
проведение августовской конференции педагогических работников Костромской области;
реализация регионального проекта "Областная многопредметная школа для учителей общеобразовательных организаций";
реализация программы индивидуального методического сопровождения учителей, работающих в выпускных классах;
организация и проведение семинаров, конференций для педагогов и
специалистов образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО;
проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья России";
развитие системы психологической и профессионально-педагогической поддержки педагогов, работающих с детьми из социально-неблагополучных семей.
36. Раздел "Создание условий для успешной самореализации обучающихся образовательных организаций" включает в себя следующие мероприятия:
организация и проведение номинации "Художественное слово и театральное искусство" областного открытого фестиваля творчества "Вифлеемская звезда"; организация и проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей; организация и участие команды Костромской области во Всероссийском конкурсе "Безопасное колесо";
проведение региональных мероприятий, направленных на развитие технического творчества детей и молодежи;
участие команд юных техников Костромской области во Всероссийских и межрегиональных соревнованиях технического творчества детей и молодежи; реализация "дорожной" карты по развитию технического творчества; участие детей с ограниченными возможностями здоровья во всероссийских конкурсах и фестивалях;
проведение телевикторины для дошкольников, регионального этапа и участие во Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиаде "Умницы и Умники";
проведение областного конкурса "Ученик года";
проведение региональных конкурсов, фестивалей, конференций, программ для одаренных школьников;
участие костромских школьников во Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях, культурно-образовательных программах и проектах;
проведение зимней и летней спартакиад школьников на призы губернатора Костромской области;
проведение областного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские спортивные игры", "Президентские состязания";
организация и проведение мероприятий, направленных на развитие Российского движения школьников;
организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку Всероссийского военно-патриотического движения "Юнармия";
организация работы очно-заочной школы "Юные хозяева Костромской земли";
подготовка и проведение Фестиваля цветов;
проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников; организация участия делегации школьников в отборочных турах и заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников;
организация участия представителей Костромской области во Всероссийском слете ученических производственных бригад;
проведение областных конкурсов для обучающихся общеобразовательных организаций по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области;
проведение региональных этапов и участие представителей Костромской области во Всероссийских экологических конкурсах и выставках;
проведение областных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, развитие экологической культуры;
реализация проекта по обучению сельских школьников, участников учебно-производственных бригад по программам профессиональной подготовки;
участие делегации школьников Костромской области в Общероссийской Кремлевской новогодней елке;
организация участия школьников Костромской области в мероприятии "Губернаторская елка";
проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля хоров "Поют дети России";
проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!" для учащихся 1 - 11 классов;
организация и проведение региональных краеведческих конкурсов, смотров, слетов, туристических соревнований учащихся общеобразовательных организаций;
подготовка и участие представителей региона в Международных, Всероссийских, межрегиональных детских краеведческих конкурсах, олимпиадах, туристических соревнованиях и слетах;
организация участия обучающихся общеобразовательных организаций в очных и дистанционных олимпиадах для школьников;
реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;
организация деятельности дистанционной школы "Одаренные школьники"; проведение областного конкурса "Серебряный глобус"; организация и проведение регионального конкурса "Государственные услуги и электронное правительство" для обучающихся образовательных организаций Костромской области;
реализация комплекса мероприятий по формированию инфраструктуры для обеспечения доступного образования детей с расстройством аутического спектра; реализация проекта по развитию образовательного туризма.
37. Перечень мероприятий Программы по срокам, ресурсам и исполнителям представлен в приложении к Программе.
Глава 6. Целевые индикаторы Программы, описание ожидаемых результатов
38. Для достижения поставленной цели и задач департамент образования и науки Костромской области проводит анализ выполнения программных мероприятий, осуществляет мониторинг заявленных и фактически достигнутых показателей.
39. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить достижение показателей, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы", а также Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Главным итогом реализации мероприятий Программы станет повышение эффективности и качества предоставления услуг в сфере общего и дополнительного образования в Костромской области.
40. Социальные и экономические последствия реализации Программы.
Выполнение предусмотренных в Программе мероприятий позволит:
1) увеличить долю обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций с 64 процентов до 95 процентов (на 31 процент);
2) увеличить долю общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций с 9 процентов до 9,3 процента (на 0,3 процента);
3) увеличить долю учителей (преподавателей) математики, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, в общей численности учителей (преподавателей) математики с 24,6 процента до 100 процентов (на 75,4 процента);
4) обеспечить сохранение доли учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационных коммуникационных технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей - 85 процентов (ежегодно);
5) увеличить численность педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, с 150 человек до 250 человек (на 100 человек);
6) обеспечить сохранение доли обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и иных конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования - 49,5 процента (ежегодно);
7) увеличить численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников, с 29 000 человек до 30 500 человек (на 1 500 человек);
8) увеличить долю одаренных и талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общей численности детей, внесенных в региональный банк одаренных детей, с 13,2 процента до 15 процентов (на 1,8 процента).
41. Эффективность реализации поставленных в Программе задач оценивается по следующим планируемым значениям целевых показателей, а также качественных и количественных показателей в разрезе этапов реализации Программы:
Целевые показатели |
Значение показателей |
|||
2016 (базовое) |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Доля обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (процент) |
64 |
78 |
90 |
95 |
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций (процент) |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
Доля учителей (преподавателей) математики, прошедшие повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, в общей численности учителей (преподавателей) математики (процент) |
24,6 |
55 |
85 |
100 |
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационные коммуникационные технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей (процент) |
85 |
85 |
85 |
85 |
Численность педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку (человек) |
150 |
180 |
210 |
250 |
Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и иных конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (процент) |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
49,5 |
Численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (человек) |
29 000 |
29 500 |
30 000 |
30 500 |
Доля одаренных и талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общей численности детей, внесенных в региональный банк одаренных детей (процент) |
13,2 |
14,0 |
14,5 |
15,0 |
42. Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет внедрения новых подходов, методик и технологий системы общего и дополнительного образования детей, за счет использования принципов программно-целевого подхода и "управления, направленного на результат".
Глава 7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
43. Оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы осуществляется ежегодно департаментом образования и науки Костромской области исходя из показателя полноты использования средств.
44. Расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по Программе в отчетном году с плановыми:
В случае отклонения исполнения расходов по Программе от плановых объемов расходов по причинам:
получения экономии по итогам проведения конкурсных процедур или реализации мероприятий Программы;
возникновения кредиторской задолженности областного бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;
используется следующая формула для расчета показателя полноты использования средств:
где
- полнота использования запланированных на реализацию Программы средств;
- исполнение расходов по Программе в отчетном году (рублей);
- плановые объемы средств по Программе в отчетном году (рублей),
- экономия бюджетных средств, полученная по итогам проведения конкурсных процедур или реализации мероприятий Программы;
- сумма кредиторской задолженности областного бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Глава 8. Методика оценки эффективности Программы
45. Для оценки эффективности Программы используется количественный и качественный методы.
Количественный метод: оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод: достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
46. При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости.
Целевые показатели |
Коэффициент весомости (К1, К2,.., К8) |
Доля обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность |
0,2 |
обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций |
|
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций |
0,1 |
Доля учителей (преподавателей) математики, прошедшие повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, в общей численности учителей (преподавателей) математики |
0,1 |
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационные коммуникационные технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей |
0,2 |
Численность педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку |
0,1 |
Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и иных конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования |
0,1 |
Численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников |
0,1 |
Доля одаренных и талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общей численности детей, внесенных в региональный банк одаренных детей |
0,1 |
Всего |
1,0 |
47. Эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- показатель эффективности реализации Программы Pi,... Р7 - степень достижения целевого показателя, которая определяется как отношение фактического значения целевого показателя к плановому,
К1,... К7 - коэффициент весомости.
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.
48. Для достижения поставленной цели и задач департамент образования и науки Костромской области проводит анализ выполнения программных мероприятий, осуществляет мониторинг заявленных и фактически достигнутых показателей.
49. Доля обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.
Единица измерения - процент.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно как отношение обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), к общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.
50. Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов в общей численности общеобразовательных организаций.
Единица измерения - процент.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно как отношение количества общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов к общей численности общеобразовательных организаций.
51. Доля учителей (преподавателей) математики, прошедшие повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, в общей численности учителей (преподавателей) математики.
Единица измерения - процент.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно как отношение учителей (преподавателей) математики, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, к общей численности учителей (преподавателей) математики.
52. Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии, в профессиональной деятельности, в общей численности учителей.
Единица измерения - процент.
Используются: результаты статистических данных департамента образования и науки Костромской области за отчетный период, отчетные данные ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования".
Показатель определяется ежегодно как отношение количества учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии, прошедших курсовую подготовку, к общей численности учителей.
53. Численность педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Единица измерения - человек.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно путем подсчета количества педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку в текущем году.
54. Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования.
Единица измерения - процент.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно как отношение количества учащихся общеобразовательных организаций, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, к общему количеству учащихся.
55. Численность обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников.
Единица измерения - человек.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно путем подсчета количества обучающихся общеобразовательных организаций Костромской области, принявших участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в текущем году.
56. Доля одаренных и талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общей численности детей, внесенных в региональный банк одаренных детей.
Единица измерения - процент.
Используются: статистические данные, данные мониторинга системы образования департамента образования и науки Костромской области за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно как отношение одаренных и талантливых детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, к общей численности детей, внесенных в региональный банк одаренных детей.
Глава 9. Описание системы управления реализацией Программы
57. Департамент образования и науки Костромской в ходе реализации Программы осуществляет следующие функции:
1) осуществляет текущее управление Программой, обеспечивает целевое и эффективное использование финансовых средств;
2) организует ведение отчетности по Программе;
3) вносит изменения в действующую Программу;
4) осуществляет мониторинг реализации Программы;
5) проводит оценку эффективности реализации Программы.
58. Отчет о результатах реализации Программы представляется в департамент экономического развития Костромской области ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом.
59. Отчет о результатах реализации Программы основывается на оценке эффективности ее реализации, уровня достижения планируемых результатов и намеченных целей Программы.
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Развитие системы общего и дополнительного
образования детей Костромской области
на 2017 - 2019 годы"
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие системы общего и дополнительного образования детей Костромской области на 2017 - 2019 годы"
N |
Наименование направления |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Источники финансирования |
Объем финансирования (в тыс. руб.) |
В том числе по годам (в тыс. руб.) |
||
2017 |
2018 |
2019 |
||||||
Раздел 1. Обеспечение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами | ||||||||
1. |
Обеспечение доступа общеобразовательных организаций области к информационной сети интернет |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
23 350,6 |
8 350,6 |
7 500,0 |
7 500,0 |
2. |
Организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по образовательным программам общего образования |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
6 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
3. |
Проведение региональным центром дистанционного образования мероприятий, направленных на развитие дистанционного обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
4. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
2017 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
3 000,0 |
3 000,0 |
- |
- |
5. |
Издание учебного пособия "Костромской край с древних времен до наших дней" |
2017 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
1 350,0 |
1 350,0 |
|
|
6. |
Оказание услуг по техническому сопровождению программного обеспечения |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
12,0 |
12,0 |
|
|
7. |
Размещение информации о проведении государственной итоговой аттестации в средствах массовой информации Костромской области |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
10,0 |
10,0 |
|
|
8. |
Модернизация школьных пищеблоков |
2017 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
9. |
Проведение мероприятий по комплексному внедрению ФГОС в общеобразовательных организациях |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
10. |
Проведение мониторинга по обеспечению условий доступности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и объектов и предоставляемых услуг в образовательных организациях |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
11. |
Организация мониторинга создания специальных условий получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, проживающими в стационарных организациях социальной защиты и здравоохранения |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
12. |
Реализация проекта по разработке, апробации и внедрению программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
13. |
Реализации Концепции развития математического образования в системе образования Костромской области |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
|
Итого по разделу 1: |
|
|
Всего, областной бюджет: |
33 722,6 |
14 722,6 |
9 500,0 |
9 500,0 |
Раздел 2. Развитие кадрового ресурса системы общего и дополнительного образования детей | ||||||||
14. |
Проведение областного конкурса "Учитель года" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
20,0 |
20,0 |
|
|
15. |
Проведение церемонии, посвященной профессиональному празднику День учителя |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
33,5 |
33,5 |
|
|
16. |
Обеспечение участия педагогов образовательных организаций Костромской области во Всероссийских конкурсах |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
132,3 |
72,3 |
30,0 |
30,0 |
17. |
Проведение областных конкурсов "Учитель в информационно-образовательной среде", "Информационное общество: государственные услуги и электронное правительство" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
18. |
Проведение августовской конференции педагогических работников Костромской области |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
188,4 |
188,4 |
|
|
19. |
Реализация регионального проекта "Областная многопредметная школа для учителей общеобразовательных организаций" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
120,0 |
120,0 |
|
|
20. |
Реализация программы индивидуального методического сопровождения учителей, работающих в выпускных классах |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
21. |
Организация и проведение семинаров, конференций для педагогов и специалистов образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО |
2017 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
22. |
Проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья России" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
23. |
Развитие системы психологической и профессионально-педагогической поддержки педагогов, работающих с детьми из социально-неблагополучных семей |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
|
Итого по разделу 2: |
|
|
Всего, областной бюджет: |
494,2 |
434,2 |
30,0 |
30,0 |
Раздел 3. Распространение современных моделей успешной социализации детей в образовательных организациях | ||||||||
24. |
Организация и проведение номинации "Художественное слово и театральное искусство" областного открытого фестиваля творчества "Вифлеемская звезда" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
70,0 |
70,0 |
|
|
25. |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
30,0 |
30,0 |
|
|
26. |
Организация и участие команды Костромской области во Всероссийском конкурсе "Безопасное колесо" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
10,0 |
10,0 |
|
|
27. |
Проведение региональных мероприятий, направленных на развитие технического творчества детей и молодежи |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
28. |
Участие команд юных техников Костромской области во Всероссийских и межрегиональных соревнованиях технического творчества детей и молодежи |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
25,0 |
25,0 |
|
|
29. |
Реализация "дорожной" карты по развитию технического творчества |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
30. |
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья во всероссийских конкурсах и фестивалях |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
31. |
Проведение телевикторины для дошкольников, регионального этапа и участие во Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиаде "Умницы и Умники" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
72,0 |
72,0 |
|
|
32. |
Проведение областного конкурса "Ученик года" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
4,6 |
4,6 |
|
|
33. |
Проведение региональных конкурсов, фестивалей, конференций, программ для одаренных школьников |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
- |
- |
- |
- |
34. |
Участие костромских школьников во Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях, культурно-образовательных программах и проектах |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
35. |
Проведение зимней и летней спартакиад школьников на призы губернатора Костромской области |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
3 589,3 |
1 089,3 |
1 250,0 |
1 250,0 |
36. |
Проведение областного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские спортивные игры", "Президентские состязания" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
476,1 |
76,1 |
200,0 |
200,0 |
37. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на развитие Российского движения школьников |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
38. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку Всероссийского военно-патриотического движения "Юнармия" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
39. |
Организация работы очно-заочной школы "Юные хозяева Костромской земли" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
40. |
Подготовка и проведение Фестиваля цветов |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
81,3 |
81,3 |
|
|
41. |
Проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
1 391,4 |
391,4 |
500,0 |
500,0 |
42. |
Организация участия делегации школьников в отборочных турах и заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
1 503,2 |
503,2 |
500,0 |
500,0 |
43. |
Организация участия представителей Костромской области во Всероссийском слете ученических производственных бригад |
2017 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
100,0 |
100,0 |
|
|
44. |
Проведение областных конкурсов для обучающихся общеобразовательных организаций по профессиям агропромышленного комплекса и лесного хозяйства Костромской области |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
50,0 |
50,0 |
|
|
45. |
Проведение региональных этапов и участие представителей Костромской области во Всероссийских экологических конкурсах и выставках |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
22,2 |
22,2 |
|
|
46. |
Проведение областных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, развитие экологической культуры |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
47. |
Реализация проекта по обучению сельских школьников, участников учебно-производственных бригад по программам профессиональной подготовки |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
48. |
Участие делегации школьников Костромской области в Общероссийской Кремлевской новогодней елке |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
233,0 |
160,0 |
20,0 |
53,0 |
49. |
Организация участия школьников Костромской области в мероприятии "Губернаторская елка" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
74,6 |
74,6 |
|
|
50. |
Проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля хоров "Поют дети России" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
100,0 |
|
50,0 |
50,0 |
51. |
Проведение регионального этапа Всероссийского фестиваля- конкурса патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!" для учащихся 1 - 11 классов |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
|
|
|
|
52. |
Организация и проведение региональных краеведческих конкурсов, смотров, слетов, туристических соревнований учащихся общеобразовательных организаций |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
2,0 |
2,0 |
|
|
53. |
Подготовка и участие представителей региона в Международных, Всероссийских, межрегиональных детских краеведческих конкурсах, олимпиадах, туристических соревнованиях и слетах |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Областной бюджет |
50,0 |
50,0 |
|
|
54. |
Организация участия обучающихся общеобразовательных организаций в очных и дистанционных олимпиадах для школьников |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
55. |
Реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
- |
- |
- |
- |
56. |
Организация деятельности дистанционной школы "Одаренные школьники" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
57. |
Проведение областного конкурса "Серебряный глобус" |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки костромской области |
Областной бюджет |
88,8 |
88,8 |
|
|
58. |
Организация и проведение регионального конкурса "Государственные услуги и электронное правительство" для обучающихся образовательных организаций Костромской области |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
59. |
Реализация комплекса мероприятий по формированию инфраструктуры для обеспечения доступного образования детей с расстройством аутического спектра |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
60. |
Реализация проекта по развитию образовательного туризма |
2017 - 2019 |
Департамент образования и науки Костромской области |
Без финансирования |
|
|
|
|
|
Итого по разделу 3: |
|
|
Всего, областной бюджет: |
7 973,5 |
2 900,5 |
2 520,0 |
2 553,0 |
|
Итого по разделам 1 - 3: |
|
|
Всего, областной бюджет: |
42 190,3 |
18 057,3 |
12 050,0 |
12 083,0 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента образования и науки Костромской области от 30 июня 2017 г. N 1734 "О внесении изменений в приказ департамента... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.