Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Социальное развитие
Демография
154. Демографическая ситуация в Костромской области характеризуется устойчивой тенденцией к сокращению численности постоянного населения.
Численность населения Костромской области по состоянию на 1 января 2017 года составила 648,2 тыс. человек (сократилась по сравнению с 1 января 2016 года на 3,3 тыс. человек), городское население - 466,0 тыс. человек (увеличилось на 0,2 тыс. человек), сельское население - 182,1 тыс. человек (сократилось на 3,5 тыс. человек).
Определяющим фактором процесса депопуляции является естественная убыль населения, определяемая высоким уровнем смертности.
155. Ежегодное естественное снижение численности населения области в совокупности с миграционной убылью привело к тому, что ощущается нехватка работников, растет число пенсионеров, приходящихся на одного работающего, обостряются проблемы нарушения возрастных соотношений в процессе смены поколений работников.
Естественная убыль населения Костромской области в 2016 году составила 3,6 на 1 000 человек населения (по ЦФО убыль 1,8 на 1 000 человек населения; по Российской Федерации убыль 0,01 на 1 000 человек населения); в 2015 году естественная убыль населения составляла 3,5 на 1 000 человек населения (по ЦФО убыль 1,7 на 1 000 человек населения; по Российской Федерации прирост 0,3 на 1 000 человек населения).
В 2016 году коэффициент рождаемости составил 12,0 на 1 000 человек населения. В сравнении с 2015 годом данный показатель на 4% ниже (Российская Федерация - 12,9 на 1 000 человек населения, ЦФО - 11,7 на 1 000 человек населения).
Показатель смертности населения в Костромской области в 2016 году составил 15,6 на 1 000 человек населения, что на 2,5% ниже, чем в 2015 году (16,0 на 1 000 человек населения). Коэффициент смертности по-прежнему остается выше средних показателей по Российской Федерации (2016 год - 12,9 на 1 000 человек населения) и ЦФО (2016 год - 13,5 на 1 000 человек населения).
156. Для улучшения демографической ситуации необходимо осуществлять комплекс мероприятий по стимулированию роста рождаемости, в том числе повышению числа повторных рождений, а также сохранению жизни новорожденных и снижению младенческой смертности. Среди основных направлений можно отметить следующие:
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
создание в городах и сельской местности благоприятных условий для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также социальной и транспортной инфраструктуре;
внедрение эффективных перинатальных диагностических технологий, создание высокотехнологичной службы реанимации и интенсивной терапии;
обеспечение высокотехнологичных методик лечения беременных, новорожденных и детей раннего возраста;
повышение доступности современных репродуктивных технологий в существующих федеральных клиниках.
Кроме того, необходима разработка и реализация комплекса мероприятий по предотвращению преждевременной смертности, в том числе приобщение населения к здоровому образу жизни, развитие и модернизация системы здравоохранения.
157. Увеличение численности населения пенсионных возрастов повышает нагрузку на учреждения социальной сферы, особенно здравоохранения и социальной защиты. В сфере организации социальной защиты и социального обслуживания населения необходимо развитие и укрепление материально-технической базы сети учреждений социального обслуживания; передача части полномочий по предоставлению социальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям.
158. Результатом реализации основных мероприятий в сфере улучшения демографической ситуации станет:
повышение рождаемости и снижение смертности;
замедление темпов естественной убыли населения;
возобновление роста численности населения, начиная с 2024 года.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части демографии приведены в таблице N 12 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Здравоохранение
159. В Костромской области, несмотря на положительную динамику последних лет, сохраняется высокий уровень смертности населения. Основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения, новообразований, а также внешние причины.
160. Основными проблемами в сфере здравоохранения являются:
недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи, недостаточная эффективность системы ранней диагностики заболеваний, являющихся основными в структуре смертности;
низкая обеспеченность медицинских организаций квалифицированными кадрами;
изношенность основных фондов и материально-технической базы, недостаточный уровень оснащения медицинских организаций компьютерной техникой, современным медицинским оборудованием, в том числе по диагностике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, вносящих наибольший вклад в структуру смертности населения области;
недостаточное применение современных информационных технологий.
161. Стратегический приоритет в сфере здравоохранения - снижение уровня смертности и заболеваемости, создание условий для сохранения здоровья человека, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения, повышение доступности и улучшение качества оказываемых медицинских услуг.
162. Ожидаемая продолжительность жизни в 2016 году составила 70,9 лет для всего населения, в 2015 году - 70,4 лет, в том числе 64,9 лет для мужчин, 75,7 лет для женщин.
163. В 2016 году среди всех возрастных групп населения зарегистрировано 909 366 случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями (в 2015 году - 959 644 случая), из них 465 049 случаев - с впервые в жизни установленным диагнозом (в 2015 году - 502 052 случая). Уровень общей заболеваемости населения области снизился в 2016 году на 4,8% в сравнении с 2015 годом (с 1 466,5 до 1 395,9 случаев на 1 000 человек населения).
164. Общий объем финансирования по отрасли "Здравоохранение" на 2017 год составляет 7 757,4 млн. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 1 334,0 млн. рублей;
средства федерального бюджета - 147,4 млн. рублей;
средства обязательного медицинского страхования - 5 395,5 млн. рублей;
средства внебюджетных источников - 880,5 млн. рублей.
165. На территории Костромской области ежегодно принимается и утверждается постановлением администрации Костромской области программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа). В 2017 году населению Костромской области в соответствии с Программой гарантируется предоставление бесплатной медицинской помощи в следующих объемах:
в условиях круглосуточного стационара - 114 363 случая госпитализации;
в условиях дневного стационара - 39 818 случаев лечения;
амбулаторно-поликлиническая помощь:
посещений с профилактической целью - 1 704 520 посещений;
обращений по заболеваемости - 1 296 343 обращений;
неотложной медицинской помощи - 352 207 случаев;
оказание скорой медицинской помощи - 216 218 вызовов.
166. Основными целями развития системы здравоохранения являются:
улучшение репродуктивного здоровья населения;
снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин;
существенное сокращение младенческой смертности, улучшение здоровья новорожденных и детей;
снижение частоты социально значимых и социально обусловленных болезней (алкоголизм, туберкулез, венерические болезни, наркомания и другие);
рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.
167. Основными задачами и направлениями реализации Стратегии в сфере здравоохранения являются:
1) совершенствование и повышение эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи, включая санитарную авиацию, высокотехнологичной медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя:
доврачебную помощь, которая оказывается в 162 фельдшерских пунктах и 155 фельдшерско-акушерских пунктах;
амбулаторно-поликлиническую помощь, которая оказывается 108 структурными амбулаторно-поликлиническими подразделениями медицинских организаций Костромской области и 8 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими организациями. Общая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений области составляет 14 578 посещений в смену.
Специализированная медицинская помощь оказывается 38 стационарными медицинскими организациями, в том числе ФКУ "Костромская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Скорая медицинская помощь оказывается 1 станцией скорой медицинской помощи и 24 отделениями скорой медицинской помощи при районных, центральных районных, окружных, городских больницах. В 2017 году планируется установка программы диспетчеризации скорой помощи, позволяющей наиболее эффективно использовать ресурсы и определять приоритет направления бригад. Это в перспективе снизит время доезда, упорядочит работу и уменьшит смертность населения на догоспитальном этапе.
Санитарно-авиационная медицинская помощь населению области оказывается отделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.". В январе 2017 года утверждена программа "Развитие оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием санитарной авиации в Костромской области на 2017 - 2019 годы". Цель программы - обеспечение эвакуации пациентов в специализированные медицинские учреждения до 67% в первые 4 часа и до 90% пациентов в первые сутки. Программой предусматривается:
организация оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, с использованием нового воздушного судна, оснащенного медицинским модулем;
оснащение имеющихся вертолетных площадок со временем доезда до медицинской организации не более 15 минут мобильной системой "ночной старт", что позволит совершать эвакуацию в ночное время.
С 2014 года на территории Костромской области медицинскими организациями осуществляется оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению (стентирование коронарных артерий, оперативное вмешательство на сосудах при острых нарушениях мозгового кровообращения, эндопротезирование тазобедренных суставов, лечение онкологических заболеваний и другие). Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается следующими медицинскими организациями:
ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" по профилям "травматология-ортопедия", "ревматология";
ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И." по профилю "сердечно-сосудистая хирургия", "нейрохирургия";
ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер" по профилю "онкология";
ООО "Медицинский центр МИРТ" по профилю "травматология-ортопедия";
ООО "Центр амбулаторной хирургии" по профилю "онкология".
В дальнейшем планируется увеличение объема и расширение перечня высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями Костромской области по следующим видам:
реконструктивная восстановительная операция на стопе;
реконструктивная восстановительная операция на коленном суставе.
С целью повышения качества жизни больных тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями и травмами с выраженным болевым синдромом на территории Костромской области организовано оказание паллиативной помощи. Оказание паллиативной медицинской помощи взрослому населению осуществляется:
на базе ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением" (72 койки);
на базе ОГБУЗ "Солигаличская районная больница" (10 коек) - для больных, страдающих психическими заболеваниями;
на базе Рождественского отделения ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф." (20 коек) - для больных с хроническими прогрессирующими заболеваниями, а также других категорий пациентов, нуждающихся в круглосуточном уходе.
Паллиативная медицинская помощи детскому населению организована на базе ОГБУЗ "Костромская областная детская больница" (2 койки);
2) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, формирование здорового образа жизни.
В целях профилактики и формирования здорового образа жизни в рамках региональных комплексов мер, направленных на сохранение здоровья населения Костромской области, в 2016 году создан ОГБУЗ "Центр медицинской профилактики Костромской области". В настоящее время в регионе функционируют 3 отделения, 24 кабинета медицинской профилактики, 2 Центра здоровья для взрослых и Центр здоровья для детей.
В соответствии с графиком Всемирной организации здравоохранения на территории Костромской области проводятся мероприятия, приуроченные к всемирным дням здоровья.
В рамках взаимодействия с департаментом образования и науки Костромской области, департаментом культуры Костромской области, комитетом по физической культуре и спорту Костромской области, комитетом по делам молодежи Костромской области с участием муниципальных образований области проводится акция "Волна здоровья", посвященная вопросам медицинской профилактики и популяризации здорового образа жизни, повышению доступности специализированной медицинской помощи в отдельных районах области.
С целью совершенствования системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний в Костромской области организована работа Школ здоровья с применением телемедицинских технологий.
На постоянной основе осуществляется размещение материалов, статей, пресс-релизов в печатных и электронных СМИ, а также на информационных порталах, размещение видеороликов на центральных и местных телеканалах и радио по вопросам медицинской профилактики.
Внедрены новые формы профилактических осмотров населения с целью выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях. В районах Костромской области и в ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер" проводятся дни открытых дверей, направленные на профилактику онкологических заболеваний.
На базе ОГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр Костромской области" организована консультативная медицинская служба "Телефон Здоровья" с участием главных внештатных специалистов департамента здравоохранения Костромской области.
На территории Костромской области реализуются мероприятия, направленные на профилактику и борьбу с алкоголизацией и табакокурением населения, на развитие физической культуры и спорта, разработан план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения Костромской области на период до 2020 года.
Ежегодно проводится диспансеризация взрослого и детского населения Костромской области, профилактические медицинские осмотры;
3) повышение доступности и качества медицинской помощи.
На территории Костромской области проводятся следующие мероприятия:
открытие в 2017 году первичных сосудистых центров на базе ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф." и ОГБУЗ "Мантуровская окружная больница";
проведение диспансеризации взрослого и детского населения, профилактических осмотров с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний;
проведение интеграции регистров пациентов в региональную информационную систему, что позволит врачам контролировать сроки направления, лечения, обследования пациентов и диспансерного наблюдения, активно вызывать данный контингент на прием;
внедрение в практику ежедневных телемедицинских консультаций главных специалистов для решения вопроса о тактике ведения тяжелых пациентов в районах;
проведение акций "Волна здоровья", мероприятий, приуроченных к всемирным дням здоровья, организация работы Школ здоровья с применением телемедицинских технологий, размещение материалов, статей, пресс-релизов в печатных и электронных средствах массовой информации, а также на информационных порталах, размещение видеороликов на центральных и местных телеканалах и радио, работа консультативной медицинской службы "Телефон Здоровья".
С целью улучшения работы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в том числе и организации работы регистратур, в 2016 году разработан проект новой модели поликлиники, целью которого является повышение качества обслуживания в поликлиниках, решение проблем очередей в регистратуре. Для отработки новой модели поликлиники были определены пилотные медицинские организации, разработаны дорожные карты совершенствования организации медицинской помощи населению, в которых определены разделы реформирования: совершенствование работы регистратуры, повышение доступности поликлинической помощи, совершенствование материально-технической базы.
С января 2017 года все медицинские организации области включены в реализацию проекта совершенствования организации медицинской помощи населению. Департаментом здравоохранения Костромской области разработан план мероприятий по совершенствованию работы регистратур на 2017 год;
4) организация медицинской помощи матерям и детям.
Основным направлением деятельности медицинских организаций является работа по снижению материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей и подростков, детской инвалидности. Реализуется многоуровневая система родовспоможения, насчитывающая 11 акушерских стационаров (отделений):
2 медицинские организации - второй группы риска (акушерский стационар при многопрофильной областной больнице, самостоятельный родильный дом в г. Костроме);
9 акушерских отделений первой группы риска.
Заключены соглашения с федеральными клиниками городов Иваново, Москва, Ярославль и Санкт-Петербург для оказания медицинской помощи беременным женщинам высокой степени риска.
Проводится биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери (АФП и ХГЧ) с целью раннего выявления пороков развития у детей.
Проводится химиопрофилактика передачи ВИЧ от матери ребенку или антиретровирусная терапия. Дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей, обеспечиваются адаптированными молочными смесями.
Организована работа кризисного отделения для несовершеннолетних беременных и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Маленькая мама" на базе ОГБУЗ Центр охраны здоровья семьи и репродукции Костромской области "Центр матери и ребенка".
В 2016 году в г. Костроме открыт консультативно-диагностического офис группы компаний "Мать и дитя" на базе женской консультации N 1 ОГБУЗ "Родильный дом г. Костромы", в котором проводятся гинекологические консультации, ультразвуковые исследования экспертного уровня, а также первый этап проведения циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). ООО "Мать и дитя Кострома" работает в кооперации с клиникой в г. Ярославле, где с помощью высокотехнологичного оборудования проводятся операционный и эмбриологический этапы циклов ЭКО;
5) обеспечение системы здравоохранения квалифицированными и мотивированными кадрами путем:
повышения уровня оплаты труда и совершенствования тарифной политики оплаты труда медицинских работников в зависимости от качества оказания медицинской помощи;
реализации и развития системы мер социальной поддержки медицинских работников (предоставление служебных жилых помещений; единовременных компенсационных выплат при трудоустройстве; выплат за наем жилого помещения или в счет погашения ипотечного кредита; компенсационных выплат в счет расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности; ежемесячных выплат (стипендий) студентам 5 - 6 курсов профильных образовательных организаций высшего образования, врачам-интернам и врачам-ординаторам);
организации целевого приема в медицинские образовательные организации высшего образования с поэтапным увеличением контрольных цифр приема;
осуществления работы по возврату выпускников профильных образовательных организаций высшего образования, проходивших обучение по целевым договорам.
Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства - привлечение частных инвесторов для открытия офисов врачей общей практики.
168. На решение перечисленных задач направлена государственная программа Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года".
169. Ожидаемые результаты реализации мероприятий по развитию здравоохранения Костромской области к 2025 году:
снижение общего показателя смертности, в том числе от новообразований, от сердечно-сосудистых заболеваний, от дорожно-транспортных происшествий, младенческой смертности;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части здравоохранения приведены в таблице N 13 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Образование
170. Сфера образования Костромской области представлена сетью государственных, муниципальных, частных образовательных организаций всех уровней образования, включающей 645 организаций, в том числе 247 дошкольных образовательных организаций, 311 общеобразовательных организаций, 53 организации дополнительного образования, 29 профессиональных образовательных организаций, 3 образовательные организации высшего образования, 2 организации дополнительного профессионального образования. Всего в образовательных организациях, расположенных на территории региона, обучается 196 286 человек.
171. Особенностью развития сети общеобразовательных организаций региона является то, что более 70% общеобразовательных организаций расположены на территории сельских поселений.
172. Основные проблемы сферы образования:
1) в системе дошкольного образования - низкая обеспеченность местами в детских садах детей в возрасте до 3 лет;
2) в системе общего образования:
наличие в общеобразовательных организациях двух смен обучения;
высокая доля учителей пенсионного возраста;
3) в системе профессионального образования:
несоответствие объема и структуры приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования потребностям регионального рынка труда, в том числе со стороны инвесторов;
несоответствие учебно-материальной базы образовательных организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
отсутствие четкого перспективного планирования научных работ, выполняемых в интересах области, недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.
173. Цель развития системы образования на современном этапе - переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.
174. Для достижения данной цели необходимо:
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных (муниципальных) образовательных организациях для всех жителей области в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
создание дополнительных мест и ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации региона;
создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения за счет реконструкции, капитального ремонта и строительства новых зданий общеобразовательных организаций;
усиление социальной направленности и повышение воспитательной функции системы образования, обеспечивающей во взаимодействии с семьей укрепление здоровья и социализацию обучающихся;
создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
эффективная кадровая политика отрасли, привлечение в образовательные организации молодых педагогов;
повышение соответствия региональной системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда Костромской области, снижение дисбаланса кадровых потребностей;
обновление материально-технической и учебно-методической базы ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе образовательных организаций профессионального образования, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня и подчиненности;
создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования;
повышение качества профессионального образования при активном участии работодателей;
внедрение новых финансово-экономических механизмов в профессиональных образовательных организациях;
повышение роли профессионального образования в инновационном развитии региона;
обновление содержания и внедрение современных технологий, усиление практикоориентированности подготовки кадров, приоритетом которого является подготовка кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования;
обеспечение качества подготовки кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, в том числе через систему национальных чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia);
развитие регионального опорного университета, обеспечивающего новое качество подготовки кадров высшей квалификации для инновационного развития экономики и социальной сферы региона.
175. На решение названных вопросов направлена государственная программа Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы".
176. В результате реализации намеченных мероприятий планируется:
перевод всех обучающихся общеобразовательных организаций региона к 2020 году на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам;
увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций;
повышение соответствия региональной системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда Костромской области, снижение дисбаланса кадровых потребностей.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части образования приведены в таблице N 14 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Молодежная политика
177. В Костромской области по состоянию на 1 января 2016 года молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет 18,4% от общей численности населения.
178. В долгосрочной перспективе приоритетами государственной молодежной политики в Костромской области являются:
создание условий для гражданского становления и воспитания патриотизма молодежи;
поддержка детских и молодежных общественных организаций и объединений;
оказание молодым семьям помощи в организации досуга и консультирования по юридическим, социальным, медицинским и другим вопросам в системе деятельности клубов молодых семей;
содействие занятости, трудоустройству молодежи и поддержка молодежного предпринимательства;
оказание поддержки талантливой молодежи и молодых ученых;
создание условий по формированию здорового образа жизни;
создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта";
создание условий для социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, организации отдыха молодежи;
профилактика антиобщественных действий среди молодежи;
научное обеспечение осуществления молодежной политики;
информационное обеспечение осуществления молодежной политики.
179. Основные механизмы реализации государственной молодежной политики: грантовая финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, талантливой молодежи, молодых семей, благотворительная и волонтерская деятельность, включение молодежи в кадровый резерв, создание молодежных жилищно-строительных кооперативов, организация межведомственного взаимодействия.
Указанные направления реализуются в рамках государственной программы Костромской области "Развитие государственной молодежной политики Костромской области на 2017 - 2025 годы".
180. Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать повышение степени вовлеченности молодежи в программы и мероприятия, реализуемые в регионе, рост вклада молодых людей в развитие Костромской области, закрепление молодежи в регионе и улучшение положения молодежи в обществе.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части молодежной политики приведены в таблице N 15 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Трудовые ресурсы и миграционная политика
181. Основные проблемы рынка труда Костромской области:
общее сокращение предложения рабочей силы, вызванное объективным снижением численности трудоспособного населения области;
региональное и профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, низкий уровень трудовой мобильности;
существенная доля неформальной занятости;
низкая конкурентоспособность ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и других) и, как следствие, высокий уровень безработицы в данных сегментах;
более низкий уровень заработной платы в Костромской области по сравнению с близлежащими регионами, прежде всего, г. Москвой, Московской и Ярославской областями, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов и молодежи.
182. Стратегической задачей в сфере труда и занятости населения является создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала.
Достижение данной стратегической задачи будет осуществляться посредством реализации следующих мероприятий:
повышение сбалансированности рынка труда посредством создания новых рабочих мест, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы;
увеличение уровня занятости сельского населения;
создание эффективной системы управления развитием и использованием трудового потенциала;
сохранение трудоспособности экономически активного населения и повышение у работающих степени удовлетворенности трудом;
регулирование миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения.
183. В условиях сокращения предложения рабочей силы на рынке труда основными источниками его компенсации будет выступать повышение уровня производительности труда, стимулирование притока в регион квалифицированных кадров, вовлечение в трудовую деятельность лиц старше пенсионного возраста.
184. Уменьшение профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда возможно через обеспечение максимального соответствия профессионального образования населения актуальным и перспективным потребностям рынка труда. В этом направлении необходимо дальнейшее совершенствование работы по прогнозированию потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах.
185. Повышение конкурентоспособности слабозащищенных категорий граждан будет осуществляться через организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, в целях дальнейшего трудоустройства.
186. Одним из направлений работы по улучшению ситуации в сфере труда и занятости населения, включая уровень оплаты труда, является создание новых высокотехнологичных рабочих мест и модернизация, закрытие морально и физически устаревших рабочих мест, что снизит уровень безработицы и будет способствовать экономическому росту.
187. Решение задач в указанной сфере решается посредством реализации:
государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области";
государственной программы Костромской области "Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2018 годы".
188. В результате реализации мер, направленных на развитие рынка труда и повышение эффективности использования трудового потенциала, к 2025 году ожидается:
сохранение показателя зарегистрированной безработицы на уровне не выше социально приемлемого (0,97% от экономически активного населения в среднем за год);
постепенное сокращение миграционной убыли населения, достижение положительного миграционного сальдо.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части трудовых ресурсов и миграционной политики приведены в таблице N 16 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Социальная защита населения
189. В Костромской области последовательно реализуются меры государственной поддержки, направленные на повышение уровня доходов и качества жизни населения.
Основными проблемами и факторами, оказывающими влияние на развитие сферы социальной защиты населения, являются:
1) недостаточно высокий уровень среднедушевых денежных доходов населения, увеличение количества получателей мер социальной поддержки;
2) низкий уровень конкуренции в сфере социального обслуживания.
190. Ключевыми задачами социальной политики Костромской области являются повышение качества жизни социально незащищенных слоев населения, повышение качества социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.
191. Приоритетными направлениями развития сферы социальной защиты населения являются:
1) продолжение работы по оптимизации системы мер социальной поддержки;
2) оказание социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе на условиях социального контракта;
3) развитие конкуренции в сфере социального обслуживания, расширение доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию, определение механизмов поддержки негосударственных организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере, позволяющих привлекать к данному виду деятельности с наибольшей результативностью организации различных форм собственности (в том числе социально ориентированные некоммерческие организации) и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
4) повышение роли социально ориентированных некоммерческих организаций при оказании услуг в сфере социального обслуживания;
5) реабилитация и социальная интеграция инвалидов, повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Костромской области;
6) развитие системы отдыха и оздоровления детей, приоритетное обеспечение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
7) повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении; развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) укрепление социальной защищенности работников организаций социального обслуживания населения, находящихся в ведении Костромской области, включающее в себя следующие меры социальной поддержки:
применение к должностному окладу повышающего коэффициента уровня образования в размере до 15%;
выплата надбавок к должностному окладу за работу в сельской местности в размере 25%;
применение повышающих коэффициентов к окладам работников, имеющим почетные звания и ученые степени;
возмещение затрат на проезд работникам, чья профессиональная деятельность связана с разъездами при оказании услуг в сфере социального обслуживания;
выплата ежемесячной денежной компенсации за использование личной одежды, обуви и специального инвентаря;
регулярное повышение квалификации работников.
192. Для решения поставленных задач предусмотрено:
предоставление мер социальной поддержки населения на территории региона по принципу адресности и нуждаемости;
внедрение системы социальных контрактов при предоставлении государственной социальной помощи;
обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда отдельным категориям граждан. В 2017 - 2018 году планируется довести среднюю заработную плату социальных работников до 100% величины среднемесячного дохода от трудовой деятельности сложившегося в Костромской области;
реализация плана мероприятий по формированию и развитию рынка услуг в сфере социального обслуживания, предусматривающего расширение участия негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в предоставлении социальных услуг населению на территории Костромской области, включающего в себя в том числе проведение опроса граждан о потребности в формах и видах услуг в сфере социального обслуживания и развития рынка услуг в сфере социального обслуживания; ведение реестра поставщиков услуг в сфере социального обслуживания Костромской области на официальном сайте департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; расширение и совершенствование поддержки негосударственных организаций социального обслуживания граждан, оказывающих населению услуги в социальной сфере;
развитие и внедрение стационарозамещающих технологий (приемная семья для граждан пожилого возраста, услуги сиделки);
создание условий для приоритетного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
193. Реализация вышеуказанных направлений осуществляется в рамках реализации государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области на 2014 - 2020 годы".
194. В результате реализации намеченных мероприятий планируется:
обеспечение не менее 95 - 98% всех граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи, необходимыми услугами своевременно и в полном объеме;
ликвидация очередности на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
приближение условия проживания в домах-интернатах к пансионатным;
увеличение доли жителей Костромской области, которым оказаны услуги или помощь социально ориентированными некоммерческими организациями;
повышение уровня удовлетворенности граждан - получателей государственных услуг;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Костромской области в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014 - 2020 годы на условиях софинансирования из федерального бюджета до 78,7% от общего количества приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности;
предоставление во всех городах и районах Костромской области 100% государственных услуг в сфере социальной защиты населения в режиме "одного окна";
увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Физическая культура и спорт
195. В сфере физической культуры и спорта Костромской области сохраняются следующие проблемы:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
низкая обеспеченность населения спортивными сооружениями;
несоответствие многих спортивных сооружений нормативным документам, необходимость проведения работ по реконструкции;
недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в сфере физической культуры и спорта, специалистами по спорту, работающими с населением по месту жительства.
196. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение качества жизни населения и рост заинтересованности населения Костромской области в регулярных занятиях физической культурой и спортом, на пропаганду спорта как основы здорового образа жизни.
197. Развитие сферы физической культуры и спорта на территории Костромской области будет осуществляться по следующим направлениям:
пропаганда здорового образа жизни, повышение интереса населения к занятию физической культурой и спортом, в том числе с привлечением средств массовой информации;
проведение спортивно-массовых мероприятий на территории области с максимальным охватом всех категорий населения;
проведение всероссийских спортивных мероприятий на территории Костромской области с привлечением средств федерального бюджета;
развитие спортивной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы в целях повышения доступности занятий физической культурой и спортом, в том числе строительство малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, а также плоскостных сооружений;
развитие спорта высших достижений, включая подготовку спортивного резерва;
организация и проведение курсов повышения квалификации тренеров, тренеров-преподавателей на базах образовательных организаций Костромской области, а также стажировка ведущих тренеров в сборных командах России.
198. Основными механизмами реализации мероприятий по развитию сферы физической культуры и спорта на территории Костромской области являются привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий, средства областного бюджета, средства от приносящей доход деятельности:
финансовая поддержка из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в 2013 году в сумме 33 644,9 тыс. рублей, в 2014 году - 34 987,9 тыс. рублей, в 2015 году - 29 500,0 тыс. рублей, в 2016 году - 18 650,0 тыс. рублей, план на 2017 год - 3 650,0 тыс. рублей;
ежегодная поддержка из областного бюджета в виде премий талантливой молодежи в сумме 150 тыс. рублей;
финансирование расходов на проведение спортивно-массовых мероприятий и развитие спорта высших достижений в 2013 году - 12 856,2 тыс. рублей, в 2014 году - 19 490,2 тыс. рублей, в 2015 году - 19 611,0 тыс. рублей, в 2016 году - 19 076 тыс. рублей, план на 2017 год - 18 393,0 тыс. рублей.
Начиная с 2012 года Костромская область участвует в реализации мероприятий программ, софинансируемых из федерального бюджета. Ежегодный объем фактически поступивших в область федеральных средств вырос с 546,0 тыс. рублей до 96 200,3 тыс. рублей.
Федеральные средства поступали по следующим направлениям:
субсидии на адресную финансовую поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта (объем субсидии вырос: 2012 год - 546,0 тыс. рублей, 2013 год - 4 878,3 тыс. рублей, 2014 год - 7 310,5 тыс. рублей, 2015 год - 6 697,6 тыс. рублей, 2016 год - 6 232,7 тыс. рублей). План на 2017 год - 7 309,5 тыс. рублей;
субсидии на реализацию мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (2015 год - 2 276,5 тыс. рублей на приобретение оборудования и инвентаря для оснащения центров тестирования, 2016 год - 910,6 тыс. рублей на мероприятия по организации работы центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и мероприятия по формированию судейских бригад центров тестирования и подготовке спортивных судей, проведение физкультурных мероприятий комплекса ГТО;
субсидии на развитие спортивной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" (2014 год - 39 700 тыс. рублей, 2015 год - 8 421,0 тыс. рублей, 2016 год - 70 000 тыс. рублей, 2017 год - 80 000 тыс. рублей);
субсидии на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, на закупку спортивного оборудования для специализированных школ олимпийского резерва в сумме 19 057,0 тыс. рублей.
199. Основным механизмом реализации данных направлений является государственная программа Костромской области "Развитие физической культуры и спорта в Костромской области на 2014 - 2020 годы".
200. Ожидаемые результаты реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта к 2025 году:
увеличение доли граждан Костромской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения;
увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности;
подготовка костромичей - членов сборных команд России и их успешное выступление на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх (летних и зимних).
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части физической культуры и спорта приведены в таблице N 17 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Культура и культурное наследие
201. Цели и приоритетные направления развития культуры в Костромской области определены Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, принимая которые, "государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России". Кардинальная смена государственных приоритетов в данной сфере выводит на первый план просвещение граждан, особенно детей и молодежи, воспитание патриотизма, создание качественной культурной среды.
202. Костромская область в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой. Законом Костромской области от 29 декабря 2011 года N 182-5-ЗКО "О региональной политике в области культуры" предусмотрено отнесение к объектам культурного достояния Костромской области культурных ценностей, а также организаций культуры, представляющих собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, искусства.
Сеть учреждений культуры региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации.
203. Востребованность населением культурных благ и услуг подтверждается статистическими данными:
ежегодное количество посещений учреждений культуры превышает 7,9 млн. посещений;
каждый 3-й житель области является читателем общедоступной библиотеки;
каждый 13-й житель области является участником клубного формирования при культурно-досуговых учреждениях;
ежедневно музеи области посещают свыше 1,3 тысяч человек, обеспечен бесплатный доступ в областные и муниципальные музеи посетителям младше 16 лет;
в результате реализации мер по формированию доступной среды ежегодно растет количество посещений инвалидами учреждений культуры и культурных мероприятий (свыше 190 тысяч посещений в год при численности инвалидов 70 тысяч человек).
204. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в Костромской области реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры и художественного образования (в том числе фестивали и конкурсы "Наши древние столицы", "Дни Островского в Костроме", "Жаровские певческие ассамблеи", "Щедрое яблоко", "Волжские встречи", "Юные дарования России", "Успех", "Вифлеемская звезда", "Кострома - зимняя сказка", "России верные сыны", "Музыка - дорога в жизнь", фестиваль и конкурс молодых дирижеров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А. Мусина, проекты "Мастера искусств - малой родине", "Маршруты летнего чтения", культурный проект памяти И.Д. Сытина, ежегодные акции "Ночь музеев", "Ночь искусств", "Библионочь" и другие).
205. Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, общественных организаций осуществляется посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, системы областных конкурсов и премий, повышения квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства. Важными субъектами культурной политики являются творческие союзы, успешно взаимодействующие с органами государственной власти и учреждениями культуры, объединяющие высококвалифицированных представителей профессионального и экспертного сообществ.
206. Развитие культуры Костромской области будет осуществляться с учетом положений Стратегии государственной культурной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, по следующим направлениям:
стимулирование и поощрение творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев;
содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;
брендирование основных культурных достояний области и их продвижение на областном, федеральном и международном уровнях;
модернизация материально-технической базы, развитие инфраструктуры учреждений культуры, пополнение музейных и библиотечных фондов, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность культуры;
адресная (грантовая) поддержка проектов субъектов культуры и общественных инициатив по итогам конкурсного отбора;
расширение гастрольной деятельности и передвижных форм работы с населением, направленных на выравнивание возможностей доступа жителей малых городов и сел области к культурным благам;
стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, посещения музеев, театров и иных учреждений культуры гражданами старшего возраста, семьями, детьми и молодежью, инвалидами;
взаимоиспользование ресурсной базы областных и муниципальных учреждений социальной сферы, системная организация межведомственного взаимодействия (создание и осуществление совместных проектов и программ в сфере образования, молодежной политики, туризма и рекреации, социального развития села и др.);
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел, создание устойчивых форм и механизмов государственной поддержки мастеров народных промыслов;
создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства;
повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;
повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности;
активное вовлечение в культурную деятельность местных сообществ (в том числе органов территориального общественного самоуправления), общественных и религиозных организаций, казачества, землячеств, граждан, работа общественных советов по оценке эффективности деятельности учреждений культуры, проведение общественного обсуждения инновационных проектов в сфере культуры;
обеспечение роста уровня оплаты труда работников учреждений культуры и образовательных организаций отрасли культуры как результат повышения качества их деятельности.
207. Достижение целей и задач развития сферы культуры оценивается показателями, корреспондирующимися с целевыми показателями Стратегии государственной культурной политики, государственной программы "Развитие культуры и туризма в Костромской области на 2014 - 2020 годы".
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части культуры и культурного наследия приведены в таблице N 18 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
208. В сфере сохранения объектов культурного наследия существуют проблемы, требующие особого внимания со стороны органов государственной власти:
потребность в проведении ремонтно-реставрационных работ памятников истории и культуры при ограниченных финансовых возможностях бюджетов всех уровней;
неэффективное использование значительного числа объектов культурного наследия;
наличие бесхозяйных объектов культурного наследия, находящихся на территории оставленных жителями населенных пунктов или в труднодоступной местности;
дефицит квалифицированных кадров в области сохранения культурного наследия.
Поэтому целью государственной политики в этой сфере является сохранение, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области.
209. Достижение поставленной цели будет осуществляться по следующим направлениям:
выявление объектов культурного наследия;
учет объектов культурного наследия;
государственная охрана объектов культурного наследия;
эффективное использование и сохранение объектов культурного наследия; приспособление памятников, относящихся к жилому фонду и находящихся в неудовлетворительном состоянии, для современного использования;
консолидация средств бюджетов всех уровней и доходов, получаемых от передачи в аренду памятников истории и культуры, в целях сохранения объектов культурного наследия, находящихся под угрозой разрушения или повреждения;
вовлечение в дело сохранения объектов культурного наследия общественных и религиозных организаций, частных инвесторов;
включение мероприятий по сохранению памятников истории и культуры в планы развития муниципальных образований в качестве мероприятий, требующих приоритетного финансирования;
разработка программы экономического стимулирования мероприятий по сохранению историко-культурного наследия Костромской области;
обеспечение бюджетного финансирования работ по сохранению памятников, находящихся в государственной собственности;
разработка алгоритма поддержания частных инициатив, спонсорства физических и юридических лиц в сфере культурного наследия;
поддержка реставрационных организаций, в том числе научных исследований в области разработки современных реставрационных технологий, мероприятий, направленных на повышение престижа профессии реставратора (гранты, выставки, мастер-классы для учащейся молодежи);
подготовка специалистов в области сохранения и реставрации памятников в системе среднего и высшего образования.
Развитие гражданского общества
210. В Костромской области накоплен большой опыт по формированию механизма взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций.
211. В то же время в данной сфере имеется ряд проблем:
низкая финансовая устойчивость общественных организаций;
отсутствие системы государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
низкий уровень информированности населения о деятельности общественных организаций и невысокая степень вовлеченности граждан в решение социально значимых проблем;
нереализованный потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций как равноценных партнеров и участников государственных и муниципальных заказов на оказание услуг населению региона.
212. Основными приоритетами в сфере взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений являются:
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;
реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций;
сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).
213. В целях обеспечения организационных, правовых, финансовых условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо решение следующих задач:
увеличение объема работ, услуг, выполненных на территории Костромской области социально ориентированными некоммерческими организациями;
развитие механизмов участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной политики в социальной сфере Костромской области.
214. Решение названных задач осуществляется в рамках государственной программы Костромской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию местного самоуправления на территории Костромской области на 2014 - 2018 годы".
215. Результатом взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений станет увеличение до 10% доли средств областного бюджета, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям, в общем объеме средств областного бюджета, направляемых на предоставление услуг, в том числе социальных.
Государственная национальная политика
216. Костромская область является субъектом Российской Федерации с многонациональным составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами.
217. Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических и межрелигиозных отношений в Костромской области являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при возрастании значимости этнической и религиозной самоидентификации;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация как на региональном, так и на местном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межэтнических, межрелигиозных отношений, этнокультурного развития народов Костромской области;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе.
218. Основными приоритетами в сфере государственной политики по укреплению гражданского и духовного единства российской нации являются:
упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
создание условий для развития культуры созидательных межэтнических отношений в молодежной среде.
219. Указанные приоритеты реализуются в рамках государственной программы Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области на 2014 - 2020 годы".
220. Основными показателями эффективности государственной политики в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений являются:
увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Костромской области;
рост уровня дружественного отношения к представителям другой национальности, уровня этнокультурного развития народов в Костромской области;
увеличение доли внутренних мигрантов, положительно оценивающих межнациональные отношения, от общего количества внутренних мигрантов в Костромской области.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части государственной национальной политики приведены в таблице N 19 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.