Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Обеспечение экономического (промышленного) роста
36. Ускоренное развитие промышленности Костромской области является основой подъема не только экономического, но и социального уровня развития области.
Для этого необходимо повышение инвестиционной привлекательности региона, а также инновационное развитие, технологическое обновление и модернизация промышленных предприятий.
Необходимо ведение целенаправленной и системной деятельности по созданию новых возможностей для размещения производств на территории региона.
Перечень приоритетных инвестиционных проектов социально-экономического развития Костромской области до 2025 года приведен в приложении N 2 к настоящей Стратегии.
37. Основными механизмами инновационного развития ведущих отраслей экономики будут:
создание новых инновационно-ориентированных, энергоэффективных и ресурсосберегающих производств, производств, ориентированных на достижение лидерства в ведущих научно-технических секторах;
выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых векторов экономики;
реализация инвестиционных проектов, направленных на создание конкурентных производств, производство высокотехнологичной продукции, а также развитие импортозамещения в региональном и российском масштабах;
содействие в получении мер государственной поддержки в рамках реализации государственных и региональных программ, а также с использованием различных финансовых институтов;
формирование традиционно сложившихся промышленно-инновационных кластеров, способствующих росту конкурентоспособности региона;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области с федеральными органами с целью поддержки научных исследований в регионе;
содействие созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечению дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствованию нормативной правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития;
содействие реализации научного потенциала образовательных организаций высшего образования региона, укреплению прямых связей между предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами, а также стимулирование создания интегрированных производственных структур и творческих групп с целью увеличения числа и объемов контрактов по внедрению технологий, в том числе за счет создания малых инновационных предприятий при вузах;
разработка мер по закреплению в регионе талантливой молодежи, содействие обеспечению ее трудоустройства в высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
создание центров одаренных детей ("детских технопарков"), в том числе на условиях государственно-частного партнерства, развитие сети кружков технической направленности.
Обрабатывающие производства (машиностроение, легкая, химическая, ювелирная промышленность)
38. В структуре промышленного производства 74,6% занимают обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств наибольшая доля приходится на ювелирное производство (19%), обработку древесины и изделий из дерева (18%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (9,5%), производство транспортных средств и оборудования (5,6%).
В отношении к общероссийскому производству в Костромской области производится более 60% ювелирных изделий 38% кранов на автомобильном ходу, 30% льняных тканей, 12% ДВП, 11% клееной фанеры, 8% ДСП.
39. Отличительной особенностью машиностроительного комплекса Костромской области является широкая диверсификация выпускаемой продукции: гидравлические автомобильные краны, оборудование для пищевой, нефтегазовой, химической промышленности, элементы микропроцессорной системы управления двигателем внутреннего сгорания, детали цилиндропоршневой группы на двигатели к отечественным автомобилям, электрощитовое оборудование, оборудование для отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, энергосбережения, красильно-отделочное оборудование для текстильной и легкой промышленности, оборудование для переработки резиновых смесей, многоцелевые водометные катера, несамоходные суда: нефтеналивные баржи, баржи для перевозки сыпучих и штучных грузов; продукция оборонно-промышленного комплекса и другие.
40. Приоритетом в развитии машиностроительного и металлургического комплексов является создание эффективных производств, охватывающих перспективные рынки конкурентоспособной продукции. В подотраслях машиностроения и металлообработки наиболее перспективными, в том числе с точки зрения импортозамещения, являются следующие направления:
1) расширение номенклатуры выпускаемых труб для нефтегазовой промышленности, производство ленты упаковочной разных типов намотки, сварочных электродов, проволоки и прочих видов продукции;
2) привлечение инвестиций для модернизации и технологического перевооружения существующих производств;
3) освоение новых моделей автокранов как для гражданских, так и военных отраслей экономики;
4) обеспечение потребностей нефтегазодобывающего комплекса России, совершенствование и расширение выпуска нефтегазового оборудования;
5) повышение эффективности производства оборудования для отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, емкостного технологического оборудования и металлоконструкций для различных отраслей промышленности;
6) организация альтернативных производств комплектующих к отечественным и зарубежным автомобилям; организация альтернативных производств на базе незадействованных производственных площадей, включая создание технопарковых структур (особых промышленно-производственных зон);
7) сохранение достигнутых темпов роста по производству, реализации и ремонту судов, а также постоянный поиск новых технологических идей и решений;
8) сохранение и наращивание интеллектуального капитала в оборонно-промышленном комплексе, создание новых конкурентоспособных образцов продукции, развитие сотрудничества с государственными заказчиками, в том числе в рамках заключенных соглашений по выполнению оборонного заказа.
41. Перспективным направлением развития текстильной отрасли в общенациональных масштабах и на региональном уровне является освоение нового ассортимента экологичных, натуральных тканей бытовой группы и технических тканей нового поколения, а также производство тканей заданных свойств для различных отраслей промышленности (космической, медицинской, пищевой, автомобильной, мебельной промышленности и сельского хозяйства).
Значительный потенциал в развитии текстильной промышленности имеет расширение использования короткого льноволокна, оческовой пряжи. Новые технологии позволят использовать низкосортный лен для изготовления бумаги, нетканых материалов, композитов.
42. В сфере химического производства перспективным является производство органо-минеральных и минеральных удобрений, технических моющих средств, средств для обработки поверхностей металлов, огнетушащих порошков и составов, лакокрасочных материалов, коагулянтов, перевязочных медицинских изделий. Значительный потенциал имеет освоение выпуска хелатов.
43. С целью создания условий для дальнейшего развития предприятий ювелирной промышленности в перспективе планируется решение следующих вопросов:
реализация комплекса мер, направленного на продвижение бренда "Кострома - ювелирная столица России";
совершенствование материально-технической базы учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для предприятий ювелирной промышленности;
проведение эффективных рекламных кампаний для повышения известности российских торговых марок (брендов) на российском и мировом рынках.
44. В целях развития кадрового потенциала обрабатывающих производств планируется:
проведение конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций и среди рабочих промышленных предприятий по основным машиностроительным профессиям в рамках повышения престижа рабочих профессий;
формирование для образовательных организаций высшего образования тем конкурсных работ от промышленных предприятий области;
привлечение работодателей к участию в мероприятиях профориентации учащихся общеобразовательных организаций;
содействие образовательным организациям высшего образования в проведении презентации своей научно-исследовательской деятельности для промышленных предприятий области;
налаживание партнерских отношений между образовательными организациями и промышленными предприятиями, развитие дуального образования.
45. На решение обозначенных задач направлены мероприятия государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
46. Показатели социально-экономического развития Костромской области в части обрабатывающих производств, которые будут достигнуты в результате реализации поставленных задач, приведены в таблицах N 1 и N 2 приложения N 1 к настоящей Стратегии:
расширится ассортимент производимой продукции;
увеличится объем выпуска продукции обрабатывающих производств, что приведет к росту промышленного производства в 2025 году в 1,6 раза к уровню 2011 года.
Лесопромышленный комплекс
47. Костромская область обладает одними из крупнейших в европейской части Российской Федерации запасами леса. Общий запас древесины составляет 715 млн. м3, в том числе спелой и перестойной - 203 млн. м3, из него по хвойному хозяйству - 85 млн. м3, поэтому деревообрабатывающая промышленность является одной из основных отраслей специализации Костромской области, формирующей порядка 18% промышленного производства региона.
Предприятиями лесопромышленного комплекса региона производятся: фанера, ДСП, ДВП, ламинированные половые и настенные плиты, пиломатериалы, пеллеты.
48. В регионе создана развитая система образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов широкого профиля для лесопромышленного комплекса Костромской области (ФГБОУ ВО "Костромской государственный университет" и 4 профессиональные образовательные организации).
49. В последние десятилетия в результате интенсивных лесозаготовок советского периода существенно изменился породный состав в сторону увеличения удельного веса березняков, поэтому Костромская область является наиболее привлекательным регионом с точки зрения размещения крупных фанерных производств, особенно в северо-восточной и центральной части области.
50. Сдерживающими факторами развития лесопромышленного комплекса региона являются:
низкий спрос на низкосортную древесину, поэтому перспективным направлением в этой сфере является создание производств по ее углубленной переработке (производство фанеры, угля, брикетов, пеллет, производственной щепы и т.п.);
низкая плотность лесных дорог на территории региона. Развитие лесной инфраструктуры области позволит осуществлять лесозаготовительную деятельность круглогодично.
Поэтому заготовка древесины в Костромской области составляет менее 40% к уровню расчетной лесосеки, по хвойному хозяйству - около 50%. При этом около 40% вырубаемых площадей восстанавливается наиболее экономичным и экологичным способом - сохранением хвойного подроста и молодняка при проведении сплошных рубок. Для производства лесных семян с улучшенными наследственными свойствами и посадочного материала с закрытой корневой системой в 2018 году будет завершено строительство лесного селекционно-семеноводческого центра.
51. Для достижения основных целей стратегического развития лесопромышленного комплекса приоритетными задачами являются:
содействие техническому перевооружению и модернизации предприятий лесопромышленного комплекса, в том числе посредством государственной поддержки, расширения доступности лизинговых операций и кредитных ресурсов, стимулирования развития фанерных, плитных (в том числе ориентированно-стружечных плит), бумажных производств и производств по глубокой механической обработке древесины и химической переработке древесного сырья с целью использования низкосортной и лиственной древесины, а также древесных отходов;
обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов, повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.
52. Решение данных задач возможно прежде всего за счет:
реализации мероприятий государственной программы Костромской области "Развитие лесного хозяйства Костромской области на 2014 - 2018 годы";
применения действующих и разрабатываемых в регионе механизмов поддержки инвестиционной деятельности за счет средств бюджета Костромской области посредством предоставления режима наибольшего благоприятствования, льгот по налогам и установление пониженных налоговых ставок, льгот по арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, или земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена;
предоставления земельных участков без аукциона в целях реализации крупных инвестиционных проектов;
создания необходимой инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Костромской области;
использования специальных мер федерального уровня, а именно:
применение коэффициента 0,5 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным Правительством Российской Федерации ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности;
предоставление из федерального бюджета субсидий организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, полученных в российских кредитных организациях на цели формирования сезонных запасов сырья, материалов и топлива, в рамках подпрограммы "Лесопромышленный комплекс" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
использование механизма заключения договоров аренды лесных участков по итогам конкурса для компаний, у которых есть ресурсы для деревопереработки.
53. К "точкам роста" лесопромышленного комплекса можно отнести:
постепенный переход лесозаготовок по современным технологиям, при которых используется высокотехнологичная и высокопроизводительная техника. Применение лесозаготовительных комплексов (харвестер, форвардер) позволяет заменить до 50 - 80 работающих на лесосеке по традиционной технологии, что в определенной степени решает проблему нехватки квалифицированных кадров. Подготовку специалистов - операторов многооперационных машин осуществляет ОГБПОУ "Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В. Чижова Костромской области";
развитие деревянного домостроения, стимулирующее развитие внутреннего потребления лесопродукции;
продолжение проведения мероприятий по лесоустройству, позволяющих вовлечь в хозяйственный оборот дополнительную часть лесных насаждений, что будет способствовать появлению новых мощностей лесопиления и деревообработки.
54. В результате реализации поставленных задач повысится эффективность использования лесосырьевой базы области за счет более глубокой обработки заготавливаемой древесины, использования мелкотоварной и низкосортной древесины.
Будет обеспечиваться устойчивое управление лесами, сохранение их ресурсно-экологического потенциала за счет сбалансированности использования и воспроизводства лесных ресурсов. При этом уровень использования расчетной лесосеки области возрастет до 56%.
С учетом реализации проектов и мероприятий повышения эффективности использования лесосырьевой базы и повышения использования расчетной лесосеки будут достигнуты значения показателей, характеризующих уровень лесистости и воспроизводства лесов, соответствующие отраслевым документам стратегического планирования. Показатели социально-экономического развития Костромской области в части лесопромышленного комплекса приведены в таблице N 3 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Агропромышленный комплекс
55. Агропромышленный комплекс Костромской области (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются одним из наиболее важных секторов экономики региона.
За счет собственного производства Костромская область обеспечивает потребности населения области в основных продуктах питания в соответствии с медицинскими нормами потребления яиц, мяса птицы, картофеля и овощей. Для достижения продовольственной безопасности области необходимо довести уровень обеспеченности молоком, мясом, рыбой за счет собственного производства до рекомендуемых медицинских норм.
56. В Костромской области основным направлением животноводства большинства муниципальных районов Костромской области является производство молока. В некоторых районах развито птицеводство (яичное и мясное), в Костромском муниципальном районе - производство свинины.
Растениеводство в основном направлено на обеспечение кормами отрасли животноводства, и лишь в нескольких районах развито производство товарной продукции растениеводства. Овощи и картофель в значимых объемах производятся Костромским и Красносельским муниципальными районами.
57. Негативная динамика развития сельского хозяйства существенно тормозит рост всей экономики Костромской области. Вклад сельского хозяйства в ВРП региона снизился с более чем 20% в 2000 году до 11% в 2011 году.
58. Основными причинами стагнации сельскохозяйственного производства в регионе являются:
низкая инвестиционная привлекательность отрасли;
недостаток оборотных средств и высокая стоимость заемных ресурсов;
низкий уровень технического вооружения и высокий износ техники и оборудования;
недостаток квалифицированных кадров;
нестабильность рынка реализации продукции;
сокращение численности сельского населения;
значительная доля невостребованных земельных долей;
сокращение производства в хозяйствах населения.
59. К числу основных проблем развития сельских территорий относятся:
1) сложная демографическая ситуация, старение населения и дефицит кадров.
Сокращение численности сельского населения и его старение негативным образом сказываются на количестве работников в сельскохозяйственном производстве. Для развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики области особое значение приобретает обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
Ежегодно ФГБОУ ВО "Костромская сельскохозяйственная академия" и профессиональные образовательные организации региона выпускают более 850 специалистов с высшим образованием, порядка 430 - со средним профессиональным образованием. Из них трудоустраиваются в организациях АПК менее 2% с высшим профессиональным образованием и 3% человек со средним профессиональным образованием. Основная причина - низкий уровень механизации и автоматизации производственных процессов, устаревшие и изношенные техника и оборудование и как результат - низкий уровень производительности и оплаты труда;
2) низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы на селе.
На закреплении работников в аграрном секторе региона крайне отрицательно сказывается отсутствие в большинстве хозяйств жилья и других объектов социальной сферы, слаборазвитый сельский жилищно-коммунальный комплекс.
60. Ключевая цель развития АПК Костромской области на период до 2025 года - создание эффективного агропромышленного комплекса, обеспечивающего сбалансированное развитие региона, его продовольственную и экономическую безопасность, инвестиционную привлекательность, а также устойчивое повышение его экспортного потенциала. В основу должны быть положены:
конкурентоспособность агропромышленной продукции;
высокая инвестиционная привлекательность АПК;
комплексное социально-экономическое развитие сельских территорий;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов.
61. Достижение поставленной цели планируется в рамках реализации:
государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 - 2020 годы";
государственной программы Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области на 2014 - 2020 годы";
государственной программы Костромской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Костромской области на 2015 - 2020 годы".
62. Главным направлением развития аграрного комплекса области является создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включающих:
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры села;
улучшение жилищных условий сельского населения, поддержку комплексной застройки и благоустройство сельских поселений;
обеспечение роста доходов и качества жизни сельских жителей;
повышение престижности сельскохозяйственного труда.
63. Также в АПК Костромской области необходимо решение следующих задач:
обеспечение системного и устойчивого роста объемов и качества сельскохозяйственной продукции в области в целом, а не только по отдельным направлениям АПК или на отдельных территориях;
ускорение роста производства приоритетных видов продукции (молока и молочных продуктов, мяса всех видов, картофеля и овощей);
рост объемов привлекаемых инвестиций;
обеспечение роста числа субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, рост объемов производимой ими сельскохозяйственной продукции;
обеспечение модернизации предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями системы "ХАССП".
64. Выполнение поставленных задач планируется осуществлять путем:
перечисления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов на оформление земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципальных образований;
компенсации из областного бюджета части затрат на вовлечение в оборот необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения (до 30% затрат);
увеличения объемов вносимых в почву удобрений в соответствии с требованиями выращиваемых сельскохозяйственных культур, применяемыми агротехнологиями и уровнем почвенного плодородия;
внедрения в сельскохозяйственных организациях систем интенсивного биологического земледелия;
создания в муниципальных районах сельскохозяйственных потребительских кооперативов для приобретения сельскохозяйственного оборудования и специализированного автотранспорта, строительства производственных объектов по заготовке, хранению, переработке, сортировке, убою, первичной переработке сельскохозяйственных животных и птицы;
развитие агрологистической инфраструктуры в целях стимулирования сбыта продукции местных товаропроизводителей.
65. Фактором роста АПК становится реализация инновационных проектов модернизации предприятий, секторов сельского хозяйства и пищевой промышленности региона, а также внедрение новых технологий и методов ведения хозяйства.
66. Ключевым инновационным институтом области должны стать агропромпарки. К 2020 году планируется создать агропромпарк на территории Нерехтского района.
67. Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства Костромской области на долгосрочную перспективу станет развитие мясного (помесного) и молочного скотоводства, производства картофеля и овощей, пищевой и перерабатывающей промышленности.
68. Для развития мясного и помесного скотоводства требуется:
создание товарных ферм специализированного мясного скотоводства, строительство откормочных площадок, убойных цехов;
предоставление инвестиционных площадок под проекты развития мясного скотоводства;
создание сети племенных организаций, которые станут основными поставщиками племенного скота в области, а в перспективе и за ее пределами;
создание условий для стимулирования закупки племенного крупного рогатого скота мясного направления.
69. Для развития молочного животноводства требуется:
реконструкция и строительство животноводческих комплексов;
осуществление технической модернизации животноводческих ферм и предприятий молочной промышленности с внедрением автоматизации, роботизации производственных процессов;
подбор инвестиционных площадок под строительство молочных комплексов (по 400 - 1200 коров);
проведение племенной и селекционной работы;
внедрение новых технологий в производстве;
организация сбыта произведенной продукции (логистика, организация торгово-ярмарочной деятельности, сельскохозяйственных рынков и т.п.);
проведение работы по улучшению качества кормов, условий их хранения.
70. Слабо используемый регионом резерв - создание хозяйств по разведению овец и коз. Необходимо создавать условия для развития овцеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения.
71. Новое направление мясного животноводства в регионе - разведение кроликов. Для развития кролиководства в регионе необходимо создание условий как для промышленного производства мяса кроликов, так и для развития кролиководства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных хозяйствах граждан.
72. В растениеводстве предполагается реализация следующих мероприятий:
создание крепкой кормовой базы через организацию системы элитного семеноводства, создание долголетних культурных пастбищ и повышение плодородия почв, увеличение посевов люцерны, кукурузы на силос, высокопротеинового рапса;
производство товарных культур, выращиванию которых благоприятствуют почвенно-климатические условия Костромской области: озимая рожь и ячмень, лен, картофель, овощи.
73. Для обеспечения заметного улучшения ситуации в пищевой промышленности региона необходим запуск крупных инвестиционных проектов в сферах:
переработки говядины, свинины, мяса птицы;
переработки молока;
производства сыра.
74. Основные приоритеты государственной политики в области ветеринарии:
создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства, конкурентоспособности отечественной животноводческой продукции;
повышение обеспеченности населения ветеринарными услугами и доступности первоочередных ветеринарных услуг для населения;
ветеринарное сопровождение животноводства, обеспечивающее его устойчивое развитие;
обеспечение ветеринарной безопасности сырья и продукции животного происхождения.
75. Результатом развития АПК станет внедрение новых технологий в производстве, увеличение объема выпуска продукции растениеводства и животноводства во всех категориях хозяйств, а также наращивание производства основных видов сельскохозяйственной продукции (таблица N 4 приложения N 1 к настоящей Стратегии).
Строительный комплекс
76. Строительный комплекс относится к числу отраслей, определяющих возможности решения социальных, экономических и технических задач развития экономики области.
77. Основными проблемами строительной отрасли региона являются:
1) в жилищном строительстве:
недостаток свободных земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, длительные сроки процедур подключения планируемых объектов нового строительства к системам инженерной инфраструктуры поселений;
сравнительно низкий платежеспособный спрос со стороны населения, высокие банковские ставки по ипотечным жилищным кредитам, сдерживающие спрос на рынке жилой недвижимости;
недостаток квалифицированных кадров в сфере строительства (геодезистов, конструкторов и проектировщиков инженерных коммуникаций, специалистов рабочих строительных специальностей);
2) в промышленности строительных материалов:
высокая степень износа основных фондов;
недостаточная загруженность предприятий, составляющая около 50 - 60% мощности;
отсутствие в регионе производства таких строительных материалов как цемент, асбестоцемент, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло и ряд других (из-за недостатка или отсутствия сырьевых ресурсов). Потребность в данных материалах покрывается импортом из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья, что ведет к удорожанию строящихся зданий и сооружений;
диспропорция в территориальном размещении предприятий строительной индустрии: большинство сосредоточено в крупных городах (Костроме, Нерехте), производство местных строительных материалов в других городах и районах области осуществляется в незначительных объемах;
низкие показатели платежеспособного спроса на производимую продукцию.
78. Для решения обозначенных проблем необходимо привлечение в региональный строительный комплекс инвестиций, направляемых на строительство инфраструктуры, объектов социальной сферы и жилищного фонда, модернизацию и интенсивное развитие предприятий промышленности строительных материалов с целью обеспечения населения Костромской области доступным жильем через реализацию механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
79. Механизмами реализации задач, стоящих перед строительным комплексом области, являются:
создание условий для увеличения объемов строительства жилых домов путем современной градостроительной и инженерной подготовки территорий, государственное стимулирование развития рынков жилья для отдельных категорий граждан;
создание организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья и объектов инфраструктуры;
внедрение современных энергоэффективных технологий при возведении зданий и сооружений;
создание новых производственных мощностей по выпуску основных видов стройматериалов, а также инновационных композитных материалов;
развитие деревянного домостроения.
80. Реализацию названных направлений планируется осуществлять в рамках государственной программы Костромской области "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области".
81. Реализация обозначенных направлений позволит обеспечить увеличение годового объема строительных работ и ввода жилья, а также:
1) в жилищном строительстве:
выделение из состава государственных и муниципальных земель земельных участков и их предоставление на аукционах в целях комплексного освоения для жилищного строительства;
увеличение доли земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в общем объеме земельных участков, предоставленных для освоения в целях жилищного строительства;
сокращение сроков технологического присоединения объектов капитального строительства к инженерным сетям;
развитие систем ипотечного жилищного кредитования;
реализация комплекса мер, направленных на развитие системы профессионального образования для кадрового обеспечения строительной отрасли;
2) в промышленности строительных материалов:
повышение уровня использования производственных мощностей;
переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям и формирование эффективного рынка строительной индустрии (реконструкция, техническое перевооружение и создание новых производств по выпуску строительных материалов, конструкций и изделий для жилищного строительства, внедрение новых технологий быстровозводимого жилья);
повышение качества и конкурентоспособности производимых строительных материалов;
разработку, внедрение, сертификацию и постоянное улучшение систем менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части строительного комплекса приведены в таблице N 5 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Добыча полезных ископаемых
82. На территории Костромской области выявлено и разведано 1 162 месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в том числе 520 месторождений строительных материалов, 614 месторождений торфа и 28 сапропеля (рисунки 1 - 3).
83. С учетом проведенных геологоразведочных работ область обеспечена разведанными запасами:
песчано-гравийного материала - более 337,3 млн. м3;
строительных песков - около 306,5 млн. м3;
глин и суглинков - более 134,1 млн. м3;
карбонатных пород для производства цемента - извести и известковой муки - 10 803,3 тыс. м3.;
торфа - 454,9 млн. тонн;
сапропеля - 303 млн. тонн.
84. Помимо общераспространенных полезных ископаемых, на территории области разведаны минеральные ресурсы, добыча и переработка которых может стать базой для развития новых отраслей производства (фосфориты, горючие сланцы, стекольные пески, минеральные пигменты, поваренная соль, золото).
85. Перспективы прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории Костромской области составляют в среднем не менее 50% от разведанных запасов.
86. Несмотря на положительную динамику, в целом добыча полезных ископаемых в Костромской области недостаточно развита.
Основные проблемы в сфере недропользования:
технологическая отсталость добывающего и перерабатывающего комплексов, не обеспечивающая конкурентных преимуществ на рынке строительных материалов, как по стоимости, так и по ассортименту и качеству готовой продукции;
недостаточный спрос ввиду ограниченных бюджетными возможностями региона объемов дорожного и жилищного строительства.
87. Поэтому основной задачей развития добывающего комплекса региона на перспективу является сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы с гарантированным обеспечением потребности экономики Костромской области в минеральных ресурсах, а также сбалансированное развитие смежных отраслей, обеспечивающее устойчивый сбыт произведенной продукции.
88. Решение поставленной задачи возможно путем:
технологической модернизации и перевооружения производственных мощностей с целью замещения ввозимых на территорию области строительных материалов продукцией местного производства, для чего необходимо создание нормативных и экономических стимулов для хозяйствующих субъектов;
стимулирования деловой активности по использованию местных строительных материалов при реализации строительных инвестиционных проектов на территории области через Совет по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата Костромской области;
Рисунок 1
Схема расположения разрабатываемых месторождений песков Костромской области
Рисунок 2
Схема расположения месторождений валунно-гравийно-песчаного материала на территории Костромской области
Рисунок 3
Схема расположения месторождений суглинков и известняков на территории Костромской области
проведения геологоразведочных работ по участкам недр местного значения, приближенным к перспективным инвестиционным площадкам Костромской области, за счет бюджетных средств, на принципах последующей компенсации бюджетных затрат через открытые аукционы на право пользования недрами при осуществлении добычи общераспространенных полезных ископаемых;
интеграции товаропроизводителей местной строительной продукции в крупнейший рынок ЦФО и прилегающих округов с использованием транспортной инфраструктуры, особенно внутренних водных путей;
усиления мер воздействия на недобросовестных недропользователей, не обеспечивающих выполнение условий лицензионных соглашений к лицензиям на право пользования недрами;
освоения запасов нетрадиционных для Костромской области полезных ископаемых (горючих сланцев, фосфоритов, карбонатных пород для цементного производства, минеральных пигментов и других), организации производств для их переработки с индивидуальным сопровождением инвестиционных проектов по получению права пользования участками недр, содержащими запасы таких полезных ископаемых.
89. Реализацию указанных направлений планируется осуществлять в рамках государственной программы Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области на 2014 - 2020 годы".
90. Результатом реализации поставленных задач станет:
увеличение объемов добычи торфа и нерудных строительных материалов;
организация производств по добыче и переработке не традиционных для Костромской области полезных ископаемых;
увеличение доли местных строительных материалов при реализации строительных инвестиционных проектов на территории области.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части добычи полезных ископаемых приведены в таблице N 6 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Туризм
91. Костромская область располагает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, в частности:
два города области - Кострома, Нерехта - входят в маршрут "Золотое кольцо России";
наличие более 3 500 памятников истории и культуры, более 40 действующих музеев;
наличие развитой туристской инфраструктуры: транспортной (федеральная трасса М8, Северная железнодорожная магистраль, речное сообщение, аэропорт "Сокеркино"), гостиниц и иных средств размещения, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения;
наличие сложившейся системы подготовки кадров для индустрии туризма на базе ФГБОУ ВО "Костромской государственный университет";
богатое историко-культурное и духовно-нравственное наследие.
92. Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие туризма в Костромской области:
недостаточное позиционирование и продвижение туристского продукта Костромской области на национальном и международном рынках, недостаточная информационная активность Костромской области и, как следствие, недостаточная привлекательность региона для иностранных туристов;
неудовлетворительное состояние межмуниципальной дорожной сети, недостаточное благоустройство городской среды, территорий и мест отдыха туристов и объектов показа и, как следствие, сложность создания туристских продуктов, предусматривающих длительное пребывание туристов на территории региона.
93. По результатам маркетинговых исследований, перспективными видами на среднесрочный период определены: агроэкотуризм (сельский), отдых в туристских центрах и зонах с развитой материальной базой и инфраструктурой активного туризма, физической культуры и спорта, отдых в специализированных туристских комплексах семейного типа с развитой материальной базой для занятий и развлечений детей, зимний туризм, лечебно-оздоровительный туризм в санаториях Костромской области, событийный туризм, туризм в условиях природной среды (активный, экстремальный) и социальный туризм.
94. Главными целевыми ориентирами развития туризма в Костромской области являются:
активный маркетинг и продвижение региона, выстраивание работы с крупными туроператорами;
реализация проектов по развитию туристской и транспортной инфраструктуры с привлечением федеральных и частных инвестиций;
развитие основных региональных брендов: "Кострома - родина Снегурочки", "Кострома - колыбель династии Романовых", "Кострома сырная", "Кострома - ювелирная столица России";
создание туристско-рекреационных кластеров на территории Костромской области, в частности, развитие туристско-рекреационного кластера "Кладезь земли Костромской";
создание условий для развития малого сервисного бизнеса в сопутствующих туризму сферах (питание, досуг, услуги);
совершенствование базы подготовки кадров для туризма и сервисных отраслей;
повышение благоустроенности города Костромы и других туристических центров.
95. Достижение целевых ориентиров достигается за счет:
мероприятий подпрограммы "Туризм" государственной программы Костромской области "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2020 годы;
разработки муниципальных программ развития туризма;
привлечения частных инвестиций в туристскую индустрию;
координации действий органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, бизнес-структур (прежде всего, в инвестиционной сфере) на долгосрочную перспективу (в том числе в рамках деятельности Координационного совета по развитию внутреннего и въездного туризма в Костромской области), а именно сложения ресурсов в целях достижения приоритетных хозяйственных и социальных задач развития туризма, совместного управления проектами и отдельными объектами;
формирования консорциума из заинтересованных муниципальных образований с целью создания единых туристических маршрутов, развития инвестиционных проектов в сфере туризма, создания единого информационного пространства;
проведения мониторинга туристской привлекательности муниципальных образований Костромской области (на основании постановления администрации Костромской области от 8 октября 2013 года N 402-а "Об утверждении Порядка проведения мониторинга в сфере туризма в Костромской области");
формирования справочных и практических пособий по актуальным вопросам развития туризма, направленных на отбор и распространение передового опыта в сфере развития туризма;
проведения консультационных, обучающих семинаров и "круглых столов" по актуальным вопросам развития туризма;
формирования туристской грамотности населения, обеспечения реализации стандартов гостеприимства.
96. Результатом развития туристической отрасли региона станет:
повышение конкурентоспособности туристского рынка Костромской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, создание туристской инфраструктуры высокого уровня, способствующей укреплению положительного имиджа туристского рынка Российской Федерации в целом;
увеличение количества принимаемых областью туристов и экскурсантов и объема предоставляемых туристских услуг.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части туризма приведены в таблице N 7 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Малый бизнес
97. Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в структуре экономики региона. В этой сфере производится порядка 25% ВРП.
Наибольший удельный вес среди малых предприятий занимает розничная торговля, производство пищевых продуктов, ювелирных изделий, операции с недвижимым имуществом, строительство.
Для индивидуальных предпринимателей непроизводственная сфера экономики также остается более привлекательной, чем реальный сектор экономики: в их структуре наиболее существенна доля розничной и оптовой торговли и сферы услуг.
98. Основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
затруднение доступа к финансово-кредитным ресурсам;
существующие административные барьеры;
недостаточное информационное обеспечение;
недостаток квалифицированных кадров.
99. Целью развития малого и среднего предпринимательства в регионе на перспективу является создание условий для его эффективного функционирования и развития, а также для увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Костромской области.
100. Перспективными задачами развития малого и среднего предпринимательства являются:
активизация развития предпринимательства в неторговом секторе экономики, а также увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции;
повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства;
сокращение административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности;
развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти всех уровней;
развитие малого и среднего бизнеса в социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении.
101. Для решения поставленных задач планируется:
продолжить предоставление государственной финансовой адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования затрат по кредитным договорам, договорам финансовой аренды (лизинга) и приобретения оборудования, в том числе на муниципальном уровне;
предоставление поручительств по кредитам и банковским гарантиям субъектам малого и среднего предпринимательства;
совершенствование работы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворяющей потребности предприятий в консалтинговых и иных услугах, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;
организация обучения и консультирования населения по вопросам создания и развития предприятий малого предпринимательства;
стимулирование молодежного предпринимательства и активного участия молодежи в работе предпринимательского сообщества области.
Указанные направления планируется реализовывать в рамках государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
102. Результатом развития сферы малого и среднего предпринимательства станет:
рост оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями;
повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части сферы малого и среднего предпринимательства приведены в таблице N 1 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Потребительский рынок
103. Торговля занимает одну из ведущих позиций среди отраслей региональной экономики по числу занятых.
Потребительский рынок области характеризуется стабильностью, высокой насыщенностью торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами, растущей ролью крупных торговых сетей и современных форматов торговли.
104. Основными проблемами в развитии потребительского рынка региона являются:
недостаток торговых площадей на отдельных территориях и территориальная диспропорция в размещении и развитии торговой инфраструктуры;
трудности сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального и межрегионального значения.
105. Целью развития потребительского рынка Костромской области является бесперебойное обеспечение населения качественными товарами в достаточном объеме и ассортименте по доступным ценам, формирование благоприятной конкурентной среды для участников рынка.
106. Обеспечение устойчивого развития потребительского рынка и качества торгового обслуживания населения планируется за счет следующего комплекса мер в рамках государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года":
развитие многоформатной торговли и создание условий для развития конкуренции;
развитие новых элементов инфраструктуры торговли, в том числе различных форм торговли (электронные биржи, интернет-магазины, дистанционная торговля);
создание системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, обеспеченность торговыми площадями;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок;
мероприятия по организации ярмарок, торговые мероприятия по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерами, садоводами-огородниками и иными сельскохозяйственными товаропроизводителями;
организация эффективных схем товародвижения, в том числе по отдаленным населенным пунктам и населенным пунктам, не имеющим стационарной сети;
продвижение на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей;
расширение сети предприятий общественного питания и бытового обслуживания в муниципальных образованиях области;
повышение квалификации работников сферы потребительского рынка муниципальных образований области: как управленческого, так и обслуживающего персонала.
107. Результатом развития потребительского рынка станет:
увеличение оборота розничной торговли;
увеличение обеспеченности населения Костромской области площадью торговых объектов, в том числе увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов;
повышение доступности качественных товаров для населения;
расширение каналов сбыта для товаропроизводителей.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части потребительского рынка приведены в таблице N 1 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональное сотрудничество
108. Администрация Костромской области проводит активную внутреннюю и открытую внешнюю политику, направленную на создание в регионе оптимальных условий для привлечения в экономику области инвестиций, инновационных технологий. Динамично развиваясь, Костромская область не замыкается в своих границах, а использует все возможности по установлению и развитию взаимовыгодных отношения с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами. Продукция Костромской области поставляется более чем в 85 стран мира.
109. Международное сотрудничество является неотъемлемой составной частью внешнеэкономической деятельности Костромской области и способствует формированию благоприятного имиджа, повышению инвестиционной привлекательности и узнаваемости региона среди иностранных партнеров. С этой целью за прошедшие 5 лет проведено порядка 30 полномасштабных презентаций Костромской области, 50 бизнес-миссий, принято около 100 делегаций зарубежных и межрегиональных партнеров. На территории региона реализуются совместные проекты с инвесторами из Швейцарии, США, Финляндии, Китайской Народной Республики. Заключено 16 соглашений о сотрудничестве с регионами иностранных государств.
Муниципальные образования Костромской области осуществляют международное сотрудничество на межмуниципальном уровне в рамках договоров о побратимских связях. В настоящее время заключено 22 договора о побратимских связях, в рамках которых осуществляется обмен официальными, молодежными, спортивными делегациями.
110. В регионе реализуются проекты в социальной сфере, в области культуры, туризма, образования. ФГБОУ ВО "Костромской государственный университет" и ФГБОУ ВО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" успешно взаимодействуют с зарубежными высшими учебными заведениями. В частности, во ФГБОУ ВО "Костромской государственный университет" ежегодно проходят обучение около 60 студентов из Китайской Народной Республики, осуществляются студенческие обмены с университетами Чешской Республики и Федеративной Республики Германия. ФГБОУ ВО "Костромская государственная сельскохозяйственная академия" сотрудничает с вузами Франции, Германии, Кыргызстана, имеющими аграрную направленность.
111. Внешнеторговый оборот Костромской области за 2016 год составил 439,7 млн. долларов США, рост к уровню 2015 года на 7,6%. Экспортные поставки составили 282,7 млн. долларов США (снижение к уровню 2015 года на 1,3%), импортные поставки - 157,0 млн. долларов США (рост к уровню 2015 года на 28,2%). Торговое сальдо положительное - 125,7 млн. долларов США.
Большую часть в структуре экспорта занимает продукция лесопромышленного комплекса (61,8%). Доля продукции машиностроения - 5,8%, металлов и изделий из них - 5,3%, продукции химической промышленности - 8,6%.
112. Необходимо отметить тенденцию увеличения экспорта в страны СНГ в последние годы, что связано с введением западных санкций в отношении России. Костромская область изменила вектор развития международного сотрудничества и усилила взаимодействие со странами ЕАЭС (Евразийского Экономического Союза), в частности, с республиками Беларусь и Казахстан.
Наиболее крупные экспортные поставки производятся:
в Республику Казахстан (17,3%) - фармацевтическая продукция, удобрения, ПАВ, лесопродукция, бумага, черные металлы, оборудование;
в Республике Беларусь (12,6%) - удобрения, ПАВ, лесопродукция, черные металлы, трубы, оборудование;
в Германию (8,3%) - лесопродукция, ферросплавы;
в США (6,1%) - фанера;
в Турцию (4,8%) - фанера;
в ОАЭ (4,4%) - лесопродукция, изделия из металлов, ювелирная продукция.
113. В структуре импорта товаров преобладают машины и оборудование, бумага, текстиль и текстильные изделия, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них.
114. Основные цели и задачи развития международных связей Костромской области:
формирование положительного имиджа Костромской области как региона с благоприятными условиями для проживания, организации отдыха, и ведения бизнеса;
привлечение иностранных инвестиций в экономику Костромской области и повышение инвестиционной привлекательности региона;
содействие в продвижении и представлении за пределами Российской Федерации интересов предприятий, предпринимательская деятельность которых является экономически и социально значимой для развития региона;
расширение рынков сбыта костромских товаропроизводителей в страны дальнего зарубежья и СНГ;
укрепление вектора сотрудничества Костромской области со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, с Китайской Народной Республикой;
развитие международного туризма и продвижение туристских брендов региона на внешние рынки;
развитие международного сотрудничества в сфере культуры, образования, молодежной политики, физической культуры и спорта.
115. В современных экономических условиях межрегиональное сотрудничество является перспективным направлением региональной политики, обеспечивающим поступательное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, многоплановых и взаимовыгодных отношений.
Значение межрегионального сотрудничества для развития социально-экономического развития Костромской области определяется тем, что оно позволяет укрепить хозяйственные связи с субъектами Российской Федерации, обеспечить стабильные рынки сбыта, увеличить товарооборот, создать дополнительные возможности для роста экономики региона, а также объединить экономический потенциал регионов на решение наиболее масштабных инвестиционных проектов.
116. Заключение Соглашений о сотрудничестве на межрегиональном уровне способствует расширению круга деловых партнеров Костромской области, увеличению взаимного товарооборота. В настоящее время Костромская область имеет 62 Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, в том числе 6 соглашений детализированы планами мероприятий, что содействовало сохранению объемов межрегиональных поставок, установлению кооперационных связей между предприятиями и предпринимательскими структурами в сложной экономической ситуации.
Ведущие торгово-экономические партнеры Костромской области: Московская, Ярославская, Ивановская, Владимирская, Тюменская области, город Москва, город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан.
117. Объем ежегодного межрегионального товарооборота с регионами Российской Федерации в течение четырех лет остается стабильным и составляет около 77 млрд. рублей, в том числе вывоз товаров из Костромской области - около 43 млрд. рублей, из него в субъекты ЦФО поставляется продукции на сумму около 17 млрд. рублей. Костромская область сохраняет лидирующее положение среди субъектов ЦФО по поставкам стальных труб, минеральных удобрений, ювелирных изделий. Большой удельный вес в вывозе продукции составляют также пиломатериалы, железобетонные конструкции и детали сборные железобетонные, кровельные и гидроизоляционные материалы, строительные нерудные материалы, ткани, бытовая мебель, моющие средства. Устойчивым спросом на российском товарном рынке пользуются продовольственные товары, производимые предприятиями костромского региона.
118. Ввоз продукции и товаров в Костромскую область из регионов Российской Федерации ежегодно составляет около 40,0 млрд. рублей. За счет ввозимой продукции удовлетворяются потребности предприятий и населения области в нефтепродуктах и топливе, прокате черных металлов, чугуне, грузовых и легковых автомобилях, шинах и пневматических покрышках для автомобилей, холодильниках и морозильниках, стиральных машинах, кухонных плитах, прочих бытовых приборах, парфюмерной, косметической продукции, лекарственных средствах и ряде других потребительских товаров. Значительный удельный вес в структуре поставок занимают продовольственные товары.
119. Основные задачи развития межрегиональной деятельности:
привлечение финансовых и технологических ресурсов регионов Российской Федерации в экономику области;
взаимодействие с регионами Российской Федерации при разработке совместных проектов в области высоких технологий и наукоемкой продукции, продвижения и внедрения новейших инновационных достижений;
активное развитие торгово-экономических связей Костромской области с сопредельными областями, крупнейшими экономическими центрами Российской Федерации (город Москва, Московская область, город Санкт-Петербург) и субъектами Российской Федерации, отнесенными к перспективным региональным зонам опережающего развития;
расширение рынков сбыта продукции предприятий Костромской области, в первую очередь, предприятий текстильной, легкой, машиностроительной, химической, ювелирной, лесной, пищевой промышленности и энергетики;
развитие торгово-экономических отношений через последовательное импортозамещение, прежде всего, на рынке продовольствия и товаров повседневного спроса;
оказание организационной и финансовой поддержки хозяйствующим субъектам по развитию кооперационных связей с хозяйствующими субъектами в других регионах;
создание условий для развития существующих и установления новых партнерских отношений с хозяйствующими субъектами регионов Российской Федерации;
участие в деятельности межрегиональных экономических ассоциаций и общественных объединений;
расширение практики заключения двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве с другими регионами, проведение мониторинга заключенных соглашений для оценки эффективности их реализации;
привлечение региональных общественных объединений, предпринимательского сообщества к организации межрегионального сотрудничества;
организация бизнес-миссий предприятий Костромской области в регионы Российской Федерации и предпринимателей субъектов Российской Федерации в Костромскую область.
120. Решение указанных задач осуществляется в рамках реализации государственной программы Костромской области "Экономическое развитие Костромской области на период до 2025 года".
121. В результате развития международных связей Костромской области к 2025 году ожидается рост экспорта в 1,8 раза к уровню 2011 года.
Показатели социально-экономического развития Костромской области в части внешнеэкономической деятельности приведены в таблице N 8 приложения N 1 к настоящей Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.