Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика и анализ текущего состояния сферы социально-экономического развития муниципального образования
Программа разработана в соответствии со стратегическими документами развития системы образования:
- федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
- государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р;
- государственная программа Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 584-а.
Факторами, обеспечивающими соответствие системы образования требованиям инновационного развития района, являются:
- наличие актуальной нормативной правовой базы в сфере образования района;
- оптимальная сеть образовательных организаций, обеспечивающая доступность образования на всех уровнях;
- опыт использования в управлении образованием программно-целевых и проектных методов, механизмов нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования;
- сложившаяся система государственной поддержки образовательных организаций и педагогических работников, демонстрирующих инновационные образовательные практики.
Все образовательные учреждения имеют лицензию и свидетельство о государственной аккредитации.
Система образования Чухломского муниципального района представлена развитой сетью из 17 образовательных учреждений: 10 общеобразовательных учреждения (1105 уч-ся), 4 дошкольных образовательных учреждения (501 воспитанник + 15 воспитанников дошкольной группы муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вигская средняя общеобразовательная школа, итого 516 детей), 3 учреждения дополнительного образования. В районе обеспечено стабильное функционирование системы образования, обеспечивающей доступность образовательных услуг на разных уровнях образования, и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
С 2010 года контингент школьников в целом по району незначительно сократился - с 1149 человек до 1105 человек. Высокими темпами произошло снижение численности обучающихся в сельской местности. Самыми малочисленными образовательными учреждениями по количеству обучающихся стали в 2017 году муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Турдиевская основная общеобразовательная школа (численность учащихся - 5 человек), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Беловская основная общеобразовательная школа имени Н.А. Лебедева (численность учащихся - 5 человек), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нагорская основная общеобразовательная школа имени Д.И. Смирнова (численность учащихся - 9 человек), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Федоровская начальная общеобразовательная школа (численность учащихся - 7 человек), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Повалихинская начальная общеобразовательная школа (численность учащихся - 10 человек).
Важнейшим ресурсом повышения качества образования является кадровый ресурс.
В образовательных организациях района всего работают 417 работников: 24 человека - руководящий состав, 204 человека - педагогические работники, 189 человек - обслуживающий персонал.
Высшее образование имеет 61% учителей, 36% педагогов дополнительного образования.
С высшей категорией в образовательных организациях района работают 13% учителей, 12% педагогов дополнительного образования.
Анализ аттестационной компании за последние три года показал, что 85 процентов педагогов подтверждают имеющуюся категорию.
Курсовую подготовку работники образования района проходят по различным направлениям деятельности, среди которых курсовая подготовка руководителей, проблемно-тематические и аттестационные курсы педагогов, экспертов по аттестации педагогических кадров. Своевременность прохождения курсов, как одна из форм непрерывности образования педагога, позволяет успешно осваивать современные подходы к управлению образовательным учреждением, к обучению и воспитанию детей. Планирование и организация повышения квалификации педагогов на муниципальном уровне осуществляется через деятельность районных методических объединений. Работа 12-и районных методических объединений спланирована в связи с новыми задачами, которые определены стандартами. Применяется не только очная форма проведения методических объединений, но и дистанционная через портал "Образование Костромской области". На формирование профессионального мастерства учителя положительно влияет конкурсное движение. Для педагогов предлагается большой выбор конкурсов муниципального, регионального и федерального значения. Особое значение в конкурсной системе занимают конкурсы в рамках регионального конкурсного отбора лучших учреждений образования и лучших педагогов. Ежегодно образовательные учреждения и педагоги Чухломского муниципального района являются победителями регионального этапа конкурсного движения. Необходимо продолжать работу в этом направлении.
С целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров в муниципальные образовательные организации Чухломского муниципального района утверждён комплекс мер муниципальной поддержки молодых специалистов системы образования Чухломского муниципального района на 2014 - 2020 г. г. (постановление главы администрации Чухломского муниципального района от 30 июня 2014 г. N 274-а "О комплексе мер муниципальной поддержки молодых специалистов системы образования Чухломского муниципального района на 2014 - 2020 г.г.").
Работа системы дошкольного образования Чухломского муниципального района направлена на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства.
Программа дошкольного образования в Чухломском муниципальном районе реализуется в 4-х дошкольных образовательных организациях, а также в 1-й дошкольной группе при муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Вигская средняя общеобразовательная школа. Общая численность обучающихся и воспитанников в системе дошкольного образования составляет 516 человек. В системе дошкольного образования района трудятся 63 воспитателя, из них с высшим образованием 9 человек, что составляет 15%, со средним - специальным - 54 человека, что составляет 85%. Общая численность работников детских садов составляет 148 человек. 17,7% педагогов дошкольного образования пенсионного возраста, при этом молодых педагогических работников до 25 лет в дошкольных организациях 4,8%.
Важным фактором, определяющим качество кадрового корпуса системы дошкольного образования, является уровень заработной платы педагогов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2017 году средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций должна была достигнуть уровня средней заработной платы в сфере общего образования в регионе. По итогам 2017 года средний уровень зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных организаций достиг 97 процентов от целевого показателя.
На муниципальном уровне разработан регламент "Порядок по приему заявлений, постановке на учет, приему (переводу) детей в муниципальные образовательные учреждения", сформирован банк данных по регистрации заявителей для постановки на очередь в детский сад. По данным автоматизированной информационной системы "Е-услуги. Образование" (электронная очередь) численность детей от момента рождения
до 3-х лет, заявленных на устройство в детский сад, на 1 августа 2017 года составляет 93 ребенка. В районе исполняется Указ президента Российской Федерации по доступности дошкольного образования. Очередь в дошкольные образовательные учреждения из детей от 3 до 7 лет отсутствует.
В целях социализации детей и получения ими квалифицированной помощи в коррекции имеющихся ограничений в речевом развитии на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Чухломский детский сад "Родничок" работает логопедическая группа. В данном дошкольном учреждении созданы условия, которые обеспечивают эффективное функционирование адаптированной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение года в рамках реализации программы "Доступная среда" в этот детский сад было закуплено оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья на сумму 739,0 тысяч рублей, проведены ремонтные работы на сумму 523,2 тысячи рублей.
В образовательных организациях работа по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляется путем внедрения в практическую деятельность инновационных технологий, новых форм работы с детьми и родителями воспитанников. Разработаны основные образовательные программы, направленные на развитие воображения, мышления и речи, внимания, памяти ребенка на его умение играть, контактировать со сверстниками и взрослыми, на достижение уровня развития дошкольников, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: недостаточность оснащения предметно-развивающей среды, нехватка помещения для обеспечения двигательной активности детей (нет спортивного и музыкального зала в муниципальном казенном образовательном учреждении Чухломский детский сад "Колосок" и муниципальном казенном образовательном учреждении Введенский детский сад "Дюймовочка", в муниципальном казенном образовательном учреждении Судайский детский сад "Василек" - совмещенные залы), не отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспеченность образовательных организаций педагогическими кадрами для различных видов деятельности, специалистами для организации коррекционной, логопедической и психологической помощи, недостаток материалов и оборудования для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (низкая текущая оснащенность средствами обучения: ноутбуки, проекторы, нет интерактивных досок во всех детских садах).
В рамках повышения образовательного уровня в течение учебного года 33 педагога дошкольных образовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации. Аттестованы на высшую квалификационную категорию 3 (4,8%) педагога дошкольного образования, на 1-ю квалификационную категорию - 30 (47,6%) педагогов, на соответствие занимаемой должности -16 (25,4%) педагогов.
Вместе с тем в сфере дошкольного образования детей остаются актуальными следующие проблемы, требующие решения:
-. обеспеченность образовательных организаций педагогическими кадрами для различных видов деятельности, специалистами для организации коррекционной, логопедической и психологической помощи;
- совершенствование предметно-пространственной среды дошкольных учреждений в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования;
- устаревшая инфраструктура детских садов, низкая текущая оснащенность средствами обучения;
- недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3-х лет);
Система общего образования района - 17 общеобразовательных учреждений. Доля сельских школ в системе образования района составляет 90,9%. Все сельские школы являются малочисленными, четыре из них - малокомплектные (МКОУ Нагорская основная школа, МКОУ Турдиевская основная школа, МКОУ Федоровская основная школа, МКОУ Повалихинская основная школа).
Одним из критериев эффективности управления этой системой является качество общего образования, главным показателем которого в последние годы стала государственная итоговая аттестация выпускников в форме единого государственного экзамена в 11-х классах и основного государственного экзамена в 9-х классах.
Итоговая аттестация для учащихся 11-х классов начинается написанием итогового сочинения (изложения). Это обязательный этап завершения среднего образования и рассматривается он как допуск к государственной итоговой аттестации. В Чухломском муниципальном районе допуск получили 100% выпускников. На территории района среднее общее образование завершили и получили аттестаты 43 выпускника. Из них получили медаль "За особые успехи в обучении" трое учащихся. Показатели единого государственного экзамена в Чухломском муниципальном районе следующие: по трем предметам (география, химия, история) муниципальные показатели среднего балла выше показателей региона, по химии, истории, обществознанию и физике наблюдается положительная динамика в сравнении с 2016 годом.
В 2016 - 2017 учебном году в районе обучалось 83 выпускника 9-х классов, из них не допущен к государственной аттестации по неуспеваемости 1 человек. 13 учащихся проходили итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и 69 в форме основного государственного экзамена. По результатам экзаменов 82 выпускника получили аттестат об основном общем образовании. Учащиеся 9-х классов сдавали 4 обязательных экзамена: математику и русский язык и два предмета по выбору.
На территории Чухломского муниципального района обеспечивается поэтапное введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В 2016/2017 учебном году доля обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам увеличилась на 15 %. Сегодня все общеобразовательные учреждения района в штатном режиме продолжают реализацию государственных образовательных стандартов.
В 2017 - 2018 учебном году в пилотных школах Костромской области (в нашем районе пилотной школой является муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева) в 10 классе вводится федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В связи с возрастающей потребностью в обществе в гражданском становлении и повышении социальной активности подрастающего поколения в образовательных учреждениях района большое внимание уделяют патриотическому и гражданскому воспитанию.
В соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области от 28 декабря 2010 года N 2671 "Об утверждении региональной Концепции развития одаренных детей" действует система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, В 2016 - 2017 учебном году обучающиеся района выступали в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, акциях и проектах разного уровня. 50 учащихся района стали победителями конкурсов всероссийского уровня, 18 учащихся международного уровня, 17 - регионального уровня.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. Независимая оценка качества общего образования проводится ежегодно. Охват общеобразовательных учреждений составляет 100%.
Дополнительное образование - неотъемлемая составная часть образовательного процесса. Систему дополнительного образования Чухломского муниципального района представляют 3 учреждения: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества "Дар", муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени В.Н. Бахвалова" и Судайский Дом пионеров и школьников, которые посещают 70 % детей района. В системе дополнительного образования района работают 43 педагога, из них имеют высшее образование 19 человек, среднее специальное - 24 человека.
Учреждения дополнительного образования реализуют разные виды деятельности. Положительные результаты многолетней работы системы дополнительного образования детей района находят свое подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний, где воспитанники наших учреждений демонстрируют высокий уровень достижений на международном уровне.
Система дополнительного образования обеспечивает внешкольную занятость и успешную социализацию детей, в том числе посредством создания интегрированных моделей общего и дополнительного образования в целях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Приоритеты в образовании:
- увеличение охвата детей дошкольным образованием от 0 до 3-х лет;
- модернизация инфраструктуры образовательных организаций и формирование современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети "Интернет", цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование);
- нравственное и гражданское воспитания подрастающего поколения;
- предоставление детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечение психолого-медико-социального сопровождения и поддержки в профессиональной ориентации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.