Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Обязательства Сторон по развитию рынка труда и обеспечению занятости населения
3.1. Совместные обязательства Сторон:
1) обеспечивают формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров через систему профессионального образования для экономики и социальной сферы Костромской области с учетом заявок работодателей и потребностей рынка труда;
2) проводят работу по внедрению целевого обучения обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования на основании соответствующих договоров о целевом обучении;
3) содействуют участию Работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, независимой оценке качества образования и развитии учебно-производственных интегрированных комплексов;
4) обеспечивают разработку и реализацию нормативных правовых актов и государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области", включая мероприятия для категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке, - женщин, молодежи, лиц предпенсионного и пенсионного возраста, инвалидов;
5) проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику Костромской области;
6) в целях повышения престижа рабочих профессий проводят региональные конкурсы профессионального мастерства, в том числе для обучающихся в образовательных организациях профессионального образования, направляют участников на окружные и всероссийские конкурсы, в том числе на чемпионаты по профессиональному мастерству WorldSkills Russia*. а также принимают участие в их организации и проведении;
7) принимают меры по обеспечению занятости граждан старшего поколения в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р, привлекают их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности;
8) осуществляют реализацию мероприятий, направленных на сокращение неформальной занятости, снижение задолженности по заработной плате и по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, легализацию трудовой деятельности лиц, осуществляющих ее без трудовых договоров;
9) проводят мероприятия по поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством), в том числе по содействию в трудоустройстве и погашению задолженности по заработной плате;
10) принимают меры по недопущению случаев дискриминации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, предотвращению увольнений, сокращений и иных случаев нарушения трудовых прав граждан;
11) разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение уровня профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, развитие гибких форм занятости, создание инновационных рабочих мест;
12) создают условия для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая доступность предоставления мест в дошкольных образовательных организациях детям до трех лет;
13) добиваются сокращения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности, сокращения уровня безработицы, снижения социальной напряженности на территориях с критической ситуацией на рынке труда;
14) способствуют увеличению представительства молодежи в исполнительных органах государственной власти Костромской области, в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области, в органах объединений профсоюзов и работодателей;
15) содействуют сохранению рабочих мест и наращиванию налогового потенциала через создание новых предприятий, защите местных товаропроизводителей;
16) в целях повышения квалификации и защиты прав работников осуществляют независимую оценку и присвоение профессиональных квалификаций работникам в порядке и в соответствии с требованиями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и законодательством Российской Федерации;
17) ежегодно рассматривают на Костромской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ситуацию на рынке труда Костромской области, по итогам обсуждения определяют совместные мероприятия по созданию рабочих мест на предстоящий год, источники их финансирования;
18) содействуют предотвращению массовых увольнений работников из организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Проводят обязательную оценку экономической обоснованности и целесообразности планируемых массовых высвобождений работников в организациях любой формы собственности.
При заключении отраслевых, территориальных соглашений руководствуются следующими критериями массового увольнения работников при сокращении численности или штата:
а) 25 и более человек в течение 30 календарных дней;
б) 100 и более человек в течение 60 календарных дней;
в) 250 и более человек в течение 90 календарных дней.
При наличии в отраслевых, территориальных соглашениях иных критериев, улучшающих положение работников, при решении вопросов о массовом высвобождении работников руководствуются критериями, установленными указанными соглашениями.
В случае угрозы массовой безработицы на основе взаимных консультаций формируют программу экстренных мер и план совместных действий по обеспечению трудоустройства и социальной поддержки высвобождаемых работников;
19) разрабатывают и реализовывают меры по стимулированию работодателей к созданию новых и сохранению экономически целесообразных рабочих мест;
20) обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях Костромской области;
21) содействуют реализации Стратегии развития непрерывного профессионального образования в Костромской области;
22) совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации ищущих работу граждан, а также обучающихся в образовательных организациях с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
23) обеспечивают совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области занятость подростков и молодежи в каникулярное и свободное от учебы время;
24) содействуют организациям в создании эффективно действующих стажировок и прохождении практики обучающихся всех уровней профессионального образования, развитии целевой контрактной подготовки специалистов;
25) содействуют трудоустройству по полученной профессии (специальности) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
26) обеспечивают приоритетное право на трудоустройство граждан Российской Федерации, ограничивают привлечение иностранной рабочей силы предприятиями, осуществляющими высвобождение работников;
27) в целях дополнительного привлечения в Костромскую область квалифицированных трудовых ресурсов реализуют государственную программу Костромской области "Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом";
28) восстанавливают и совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда, поднятия престижа массовых профессий путем проведения конкурсов профессионального мастерства, учреждения "Досок почета", книг "Трудовая слава", представления к награждению государственными и профсоюзными наградами, другие формы чествования лучших трудовых коллективов, их руководителей, профсоюзных лидеров и работников;
29) оказывают организационное содействие и обеспечение условий для деятельности студенческих отрядов;
30) содействуют созданию в организациях рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Оказывают содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе после окончания ими образовательных организаций, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Предусматривают меры по обеспечению беспрепятственного доступа к рабочим местам и объектам социального значения;
31) включают представителей Сторон в состав межведомственных комиссий, осуществляющих согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот;
32) представляют по запросу Сторон необходимые сведения о выполнении обязательств по разделу 3 "Обязательства Сторон по развитию рынка труда и обеспечению занятости населения" настоящего Соглашения;
33) устанавливают следующие критерии оценки выполнения Сторонами раздела 3 "Обязательства Сторон по развитию рынка труда и обеспечению занятости населения" настоящего Соглашения:
а) в среднем по Костромской области:
уровень общей безработицы (по методологии МОТ) - в 2019 году - не более 5,3%; в 2020 году - не более 5,2%; в 2021 году - не более 5,1%; уровень регистрируемой безработицы - в 2019 году - не более 0,63%; в 2020 году - не более 0,62%; в 2021 году - не более 0,61%;
доля выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования Костромской области, трудоустроившихся по специальности на территории Костромской области, - не менее 70% от общего числа трудоустроенных;
коэффициент напряженности на рынке труда на одну вакансию - в 2019 году - 0,7; в 2020 году - 0,6; в 2021 году - 0,5;
б) по промышленным предприятиям:
увеличение числа созданных рабочих мест, объема средств, выделенных на обучение работников, увеличение численности работников, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
3.2. Обязательства Администрации:
1) обеспечивает участие представителей Профсоюзов и Работодателей в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение занятости;
2) учитывает необходимость межрегиональной кооперации и мобильности трудовых ресурсов;
3) использует различные формы стимулирования Работодателей к предоставлению молодежи первого рабочего места;
4) создает условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивать повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда в Костромской области;
5) проводит с участием Сторон мониторинг ситуации на рынке труда Костромской области;
6) ежегодно разрабатывает прогноз потребности отраслей экономики и социальной сферы Костромской области в кадрах рабочих и специалистов на семилетнюю перспективу;
7) на основе анализа социально-экономического развития Костромской области формирует на очередной календарный год квоту для Костромской области на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в форме соответствующих предложений в адрес Минтруда России;
8) обеспечивает участие объединений работодателей и областных отраслевых организаций профсоюзов в процессе формирования заказа на подготовку кадров для отраслей экономики;
9) осуществляет меры по регулированию объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях;
10) обеспечивает реализацию государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области";
11) осуществляет персонифицированную работу с именными стипендиатами федерального и областного уровня, отличниками учебы;
12) при подготовке предложений по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы, формированию объемов квоты на выдачу иностранным гражданам разрешительных документов на право трудовой деятельности учитывает соблюдение Работодателями обязательств настоящего Соглашения в части оплаты труда работников, отсутствия фактов высвобождения работников в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, участия организации-заявителя в системе социального партнерства, наличия коллективного договора в организации и обеспечения социально-бытовых условий проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
13) информирует население Костромской области и Стороны о состоянии и перспективах на рынке труда, трудовых ресурсов и кадрового потенциала Костромской области, в том числе путем использования новых информационных технологий.
3.3. Обязательства Профсоюзов:
1) способствуют участию работников в управлении организацией;
2) оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров, соглашений и контролируют их выполнение;
3) принимают участие в установленном порядке в работе региональных комиссий, общественных советов, иных органов, осуществляющих координацию деятельности по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения;
4) предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов;
5) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в части занятости, охраны труда, социальной защиты инвалидов, беременных женщин, подростков, принимают меры по защите прав членов профсоюзов;
6) осуществляют контроль в организациях за необоснованным применением срочных трудовых договоров и гражданско-правовых договоров, подменяющих трудовые отношения;
7) оказывают поддержку молодым работникам, создают молодежные комиссии и советы молодых работников при профкомах;
8) направляют в государственные органы Костромской области и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области предложения в связи с массовым высвобождением работников;
9) информируют иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешительных документов, об их праве на вступление в профсоюзы по месту работы;
10) в целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства участвуют в собрании кредиторов организации-должника.
3.4. Обязательства Работодателей:
1) совместно с Профсоюзами предусматривают в коллективных договорах:
возможность предоставления оплачиваемого времени для поиска новой работы работником до наступления срока расторжения трудового договора по основаниям сокращения численности или штата работников организации;
недопущение одновременного увольнения работников - членов одной семьи по сокращению численности или штата;
условия гарантий от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения для выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
предоставление материальной помощи работникам, потерявшим работу вследствие реорганизации, сокращения численности или штата организации;
2) осуществляют перепрофилирование производств в соответствии с требованиями рынка, стремятся к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг;
3) создают условия для переобучения высвобождаемых работников новым, конкурентоспособным на рынке труда профессиям до наступления срока расторжения трудового договора;
4) создают дополнительные рабочие места для лиц, требующих особой социальной защиты, - инвалидов, молодежи, женщин, лиц предпенсионного и пенсионного возраста;
5) обеспечивают условия работы молодых работников (молодых рабочих и специалистов), оказывают им поддержку в решении социально-бытовых проблем и в приобретении жилья;
6) заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников требуемых специальностей, по прохождению производственной практики и стажировок обучающихся, мастеров производственного обучения, по предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников, развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
7) содействуют активному участию предприятий в модернизации профессиональных образовательных организаций, уделяя первостепенное внимание подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств;
8) принимают обязательства по организации внутрифирменного развития работников на производстве, сохранению и рациональному использованию профессионального потенциала работников, повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
9) на условиях софинансирования содействуют организации рабочих мест под оплачиваемые общественные работы и временное трудоустройство граждан;
10) совместно с Профсоюзами вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи, добившейся высоких показателей в труде и учебе. Проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист";
11) создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте;
12) работников, имеющих сезонный характер работ, в том числе работников дорожной и лесной отрасли, в межсезонный период обеспечивают другими видами работ;
13) обеспечивают заключение срочных трудовых договоров только в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
14) предусматривают средства на повышение квалификации работников, переподготовку кадров, прохождение независимой оценки квалификации работников, а также на предоставление льгот и компенсаций увольняемым работникам в соответствии с коллективными договорами;
15) соблюдают установленный порядок привлечения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности, в том числе в обязательном порядке подают заявку (заявление) в уполномоченный орган о потребности в иностранной рабочей силе по форме и в сроки, установленные законодательством;
16) обеспечивают квалификационно-профессиональное тестирование и мониторинг заработной платы иностранных граждан, установление ее уровня не ниже среднеобластной оплаты труда;
17) при привлечении в организацию иностранной рабочей силы обеспечивают принцип соблюдения приоритетного права российских граждан на занятие свободных рабочих мест;
18) обеспечивают в соответствии с действующим законодательством медицинское обследование иностранных граждан при их приеме на работу;
19) осуществляют анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению в связи с сокращением численности или штата. Представляют в центры занятости населения, профсоюзные органы информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений;
20) сохраняют в течение одного года за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, право на первоочередное трудоустройство в организации при появлении вакантных рабочих мест;
21) содействуют вступлению иностранных работников в профессиональные союзы;
22) обеспечивают по запросу профсоюзные органы, исполнительные органы государственной власти Костромской области и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области информацией по социально-трудовым вопросам;
23) сохраняют за работником средний месячный заработок на весь период обучения при направлении на дополнительное обучение по программе профессионального образования с отрывом от производства при условии, что работника на обучение направляет работодатель;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.