Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации Судиславского
муниципального района
Костромской области
от 28 февраля 2019 г. N 30а
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Судиславского муниципального района Костромской области в муниципальном секторе на 2017 - 2019 годы"
Глава 1. Паспорт муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Судиславского муниципального района Костромской области в муниципальном секторе на 2017 - 2019 годы"
Полное наименование организации |
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области |
||||
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон), Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 N 1715-р "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года"; Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ", Закон Костромской области от 21 октября 2010 года N 662-4-ЗКО "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Костромской области". |
||||
Ответственный исполнитель программы |
отдел строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ |
||||
Соисполнители программы |
1) Отдел образования администрации Судиславского муниципального района Костромской области; 2) МКУ Отдел культуры, молодежи, спорта и туризма Судиславского муниципального района Костромской области. |
||||
Цели муниципальной программы |
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в органах местного самоуправления и организаций бюджетной сферы, обеспечение на этой основе снижения потребления топливно-энергетических ресурсов |
||||
Задачи муниципальной программы |
1) Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальных организаций Судиславского муниципального района. 2) Снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов. 3) Сокращение расходов бюджетных средств на оплату коммунальных ресурсов муниципальными учреждениями. 4) Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов. 5) Внедрение передовых наукоемких энергосберегающих технологий, снижение удельного потребления ТЭР в муниципальном секторе. 6) Подготовка для муниципальных предприятий специалистов в области энергосбережения. |
||||
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
Приведены в таблице N 2 программы. |
||||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Программа реализуется одним этапом в 2017 - 2019 годы. |
||||
Объем финансирования муниципальной программы, тыс. руб. |
Источник финансирования |
итого |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего, в том числе: |
13270,3 |
259,3 |
7787,1 |
5223,9 |
|
районный бюджет |
9521,9 |
259,3 |
4038,7 |
5223,9 |
|
областной бюджет |
3748,4 |
0 |
3748,4 |
0 |
|
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1) Снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов в муниципальном секторе. 3) Снижение потерь энергоресурсов при потреблении; 4) Уровень инструментального учета потребления энергетических ресурсов бюджетными организациями. |
Глава 2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Программа разработана на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон) с учетом положений Распоряжения Правительства РФ от 13 ноября 2009 N 1715-р "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года"; Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ", а также Закона Костромской области от 14 октября 2010 года N 662-4-ЗКО "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Костромской области".
2.1. В настоящее время экономика и бюджетная сфера Судиславского района характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.
Судиславский муниципальный район с точки зрения потребления энергетических ресурсов является энергодефицитным. Вся электроэнергия поступает из других регионов, все первичные энергоресурсы, кроме дров и древесных отходов, являются завозными.
Почти полное обеспечение первичными энергоносителями от внешних поставщиков ставит экономику района в зависимость от условий поставки и цен на энергоресурсы диктуемых поставщиками, и снижает энергетическую безопасность муниципального образования.
При существующем уровне энергоёмкости экономики и социальной сферы муниципального образования дальнейшие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при потреблении энергии и ресурсов других видов на территории Судиславского муниципального района.
В предстоящий период на территории муниципального образования должны быть выполнены установленные законом требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- учет энергетических ресурсов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программным методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов;
3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению.
4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития Судиславского района.
Таблица N 1
Целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Три года, предшествующие реализации программы |
Год формирования муниципальной программы 2017 |
||
2014 |
2015 |
2016 |
||||
1 |
Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
73,7 |
73,2 |
71,3 |
79,5 |
3 |
Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
98,8 |
98,9 |
99,8 |
100 |
4 |
Доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
5 |
Удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
кВт*ч/кв м |
30,2 |
29,4 |
28,6 |
28,5 |
6 |
Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал/кв м. |
0,13 |
0,12 |
0,135 |
0,134 |
7 |
Удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) |
Куб.м./чел. |
26,06 |
23,54 |
22,2 |
22,2 |
8 |
Удельный расход природного газа на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) |
Куб.м./чел. |
103,6 |
91,9 |
108,4 |
103 |
Расчет приведенных целевых показателей выполнен на основании раздела "III. Расчет значений целевых показателей муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 года N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе сопоставимых условиях".
При расчете целевых показателей, сбор исходных данных проводился путем выполнения Администрацией Судиславского муниципального района запросов, направляемых в ресурсоснабжающие организации и муниципальные учреждения района.
В приведенной выше таблице, а также в таблице раздела III целевой показатель "доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории муниципального образования" не рассматривается в связи с тем, что на территории Судиславского муниципального района не планируется и не выполняется производство энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и, следовательно, данный показатель является нулевым.
Глава 3. Цели, задачи, целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы
3.1. Основными целями муниципальной программы являются:
- обеспечение перевода экономики района на энергоэффективный путь развития;
- снижение энергоёмкости экономики района на основе создания организационных, правовых, технических, технологических, экономических и других условий;
- повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории Судиславского района за счет снижения к 2019 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
3.2. Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:
1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории.
Для этого в предстоящий период необходимо:
- принятие программ или среднесрочных (не менее чем на 3 года) планов по повышению показателей энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов на предприятиях и в организациях на территории муниципального образования;
- создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:
разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
разработка и внедрение типовых форм договоров на поставку топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;
создание системы нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов, включая разработку норм освещения, стимулирующих применение энергосберегающих осветительных установок и решений;
- подготовка кадров в области энергосбережения, в том числе:
включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах по энергосбережению;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории.
2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
Для решения данной задачи необходимо при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению, соответствующих или превышающих требования федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение.
3. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.
Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все муниципальные учреждения и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
5. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов.
Для выполнения данной задачи необходимо:
- разработать методику нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления в муниципальных учреждениях;
- учитывать показатели энергоэффективности серийно производимых машин, приборов и оборудования, при закупках для муниципальных нужд.
Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении.
Достижение поставленной цели не решает в полной мере проблему высокой энергоемкости бюджетной сферы и экономики муниципального образования, но позволяет выполнить первый этап решения данной проблемы: создать условия для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития и значительно снизить негативные последствия роста тарифов на основные виды топливно-энергетических ресурсов.
Целевые индикаторы и показатели оценки эффективности хода реализации Программы
Таблица N 2
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Цель: Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в органах местного самоуправления и организаций бюджетной сферы, обеспечение на этой основе снижения потребления топливно-энергетических ресурсов |
||||
1 |
Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
100 |
100 |
100 |
2 |
Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
79,5 |
80 |
85 |
3 |
Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
100 |
100 |
100 |
4 |
Доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемой на территории муниципального образования |
% |
100 |
100 |
100 |
5 |
Удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
кВт*ч/кв м |
28,5 |
28,4 |
28,3 |
6 |
Удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал/кв м. |
0,134 |
0,133 |
0,132 |
7 |
Удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) |
Куб.м./чел. |
22,2 |
22,1 |
22 |
8 |
Удельный расход природного газа на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (в расчете на 1 человека) |
Куб.м./чел. |
103 |
102,9 |
155,2 |
Расчет приведенных целевых показателей выполнен на основании раздела "III. Расчет значений целевых показателей муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 года N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе сопоставимых условиях".
В указанной таблице отсутствуют целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе, обязательные к рассмотрению согласно Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" в связи с тем, что в настоящее время количество транспортных средств высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии, использующих природный газ, с автономным источником электрического питания, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности фактически равно нулю. Вместе с тем, проведение энергосберегающих мероприятий, отражающих указанные выше целевые показатели, не планируется в период реализации Программы.
Кроме того, не рассматривается целевой показатель "количество энергосервисных договоров, заключенных органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями" в связи с тем, что в период реализации Программы не планируется мероприятий по заключению энергосервисных договоров. На основании выше изложенного, также не рассматривается целевой показатель "отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которого планируется в результате энергосервисных договоров, заключенных органами самоуправления и муниципальными учреждениями, к общему объему финансирования муниципальной программы"
Глава 4. Перечень программных мероприятий
4.1. Мероприятия программы направлены на достижение намеченной цели, увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям.
План мероприятий по выполнению муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Судиславского муниципального района Костромской области в муниципальном секторе на 2017 - 2019 годы" приведен в таблице N 3.
План мероприятий по выполнению муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Судиславского муниципального района Костромской области в муниципальном секторе на 2017 - 2019 годы"
Таблица N 3
N п/п |
Наименование мероприятия и источники финансирования |
Объем расходов на выполнение мероприятия за счет всех источников ресурсного обеспечения, тыс. рублей |
Номер строки показателей (индикаторов), на достижение которых направлены мероприятия |
|||
Всего |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
|
Всего по муниципальной программе, в том числе |
13270,3 |
259,3 |
7787,1 |
5223,9 |
х |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Областной бюджет |
3748,4 |
0 |
3748,4 |
0 |
|
|
Бюджет района |
9521,9 |
259,3 |
4038,7 |
5223,9 |
|
1.1. |
Реализация мероприятий в области энергосбережения подведомственными учреждениями (ежегодное обучение ответственных лиц за энергохозяйство, замена светильников на энергосберегающие, замена оконных блоков, утепление окон, установка входных дверей, промывка систем центрального отопления, ремонт кровли) |
591,9 |
259,3 |
290,3 |
42,3 |
1 - 8 |
|
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
Бюджет района |
591,9 |
259,3 |
290,3 |
42,3 |
|
1.2. |
Техническое перевооружение систем отопления с установкой газовых котлов наружного размещения |
12678,4 |
0 |
7496,8 |
5181,6 |
6,8 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Областной бюджет |
3748,4 |
0 |
3748,4 |
0 |
|
|
Бюджет района |
8930,0 |
0 |
3748,4 |
5181,6 |
|
Глава 5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию муниципальной программы составляет 13 270,3 тыс. руб., в том числе:
2017 г. - 259,3 тыс. руб.;
2018 г. - 7 787,1 тыс. руб.;
2019 г. - 5 223,9 тыс. руб.
5.2. Объем финансирования программы ежегодно уточняется при принятии бюджета на соответствующий финансовый год.
Глава 6. Прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы
6.1. В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в муниципальных учреждениях установленных нормативов и лимитов энергопотребления, на уровне 100 процентов от общего количества организаций;
- снижение удельного расхода электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до значения 28,3кВт*ч/кв м к 2019 году;
- снижение удельного расхода тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до значения 0,132 Гкал/кв м к 2019 году;
- снижение удельного расхода холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений до значения 22 м3/чел. к 2019 году;
- удельный расход природного газа на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений составит 155,2 м3/чел. к 2019 году (в связи с переходом на индивидуальное газовое отопление муниципальных учреждений).
6.2. Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования;
- создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;
- внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования; применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения.
6.3. Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Глава 7. Методика оценки эффективности программы
7.1. Оценка эффективности результатов реализации муниципальной программы осуществляется в соответствии с:
1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
2) мониторингом потребления ТЭР во всех сферах.
7.2. Эффективность реализации муниципальной программы определяется по каждому году ее реализации.
7.3. Обязательным условием оценки эффективности реализации муниципальной программы является выполнение запланированных целевых показателей (индикаторов) в установленные сроки.
7.4. Общая методика оценки эффективности муниципальной программы включает:
1) расчет степени достижения целевых показателей, которая определяется как среднеарифметическая величина из показателей результативности по каждому целевому показателю (индикатору):
,
где:
- степень достижения целевых показателей муниципальной программы (результативность);
- степень достижения i-го целевого показателя муниципальной программы;
n - количество показателей (индикаторов) муниципальной программы;
2) расчет результативности достижения i-го целевого показателя муниципальной программы производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:
,
В случае если планируемый результат достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы предполагает уменьшение его базового значения, то расчет результативности достижения i-го целевого показателя муниципальной программы
производится на основе сопоставления плановых величин с фактическими:
,
где:
- плановое значение i-го целевого показателя (индикатора) муниципальной программы в отчетном году;
- фактическое значение i-го целевого показателя (индикатора) муниципальной программы в отчетном году;
3) расчет показателя полноты использования средств определяется соотношением исполнения расходов по муниципальной программе в отчетном году с плановыми:
,
где:
- полнота использования запланированных на реализацию муниципальной программы средств;
- исполнение расходов по муниципальной программе в отчетном году (рублей);
- плановые объемы средств по муниципальной программе в отчетном году (рублей).
7.5. Расчет эффективности реализации муниципальной программы. Эффективность реализации муниципальной программы () определяется на основе сопоставления степени достижения целевых показателей (индикаторов) государственной программы (результативности) и полноты использования запланированных средств:
,
где:
- поправочный коэффициент, учитывающий качество планирования и координации реализации муниципальной программы, рассчитываемый по формуле:
.
Значения k представлены в таблице N 5.
Таблица N 5
Значения поправочного коэффициента, учитывающего качество планирования и координации реализации муниципальной программы
|
k |
|
0,00... 0,10 |
1,25 |
|
0,11... 0,20 |
1,10 |
|
0,21... 0,25 |
1,00 |
|
0,26... 0,35 |
0,90 |
|
Свыше 0,35 |
0,75 |
7.6. По результатам итоговой оценки эффективности муниципальной программа признается:
1) высокоэффективной;
2) эффективной;
3) имеет удовлетворительную эффективность;
4) неэффективной.
Вывод об эффективности (неэффективности) муниципальной программы определяется на основании критериев, представленных в таблице N 6.
Таблица N 6
Критерии эффективности (неэффективности) муниципальной программы
Вывод об эффективности (неэффективности) муниципальной программы |
Значение критерия |
Неэффективная |
Менее 0,40 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,40... 0,79 |
Эффективная |
0,80... 0,95 |
Высокоэффективная |
Более 0,95 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Судиславского муниципального района Костромской области от 28 февраля 2019 г. N 30а "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.