Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства образования и науки
Амурской области
от 8 июня 2015 г. N 790
Концепция
трудовой подготовки и профориентации школьников Амурской области
I. Общие положения
Концепция трудовой подготовки и профориентации школьников Амурской области (далее - Концепция) разработана на период до 2020 года.
Настоящая Концепция является документом, регулирующим деятельность и обеспечивающим перспективное развитие трудовой подготовки и профориентационной работы с детьми и подростками в Амурской области, нуждающимися в профессиональном самоопределении для дальнейшей эффективной самореализации в жизни.
Концепция направлена на создание системы трудовой подготовки и профориентационной работы, располагающей потенциалом, необходимым для развития у детей и подростков мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе.
Формирование готовности человека к профессиональному самоопределению является необходимым условием его подготовки к эффективной профессионально-трудовой деятельности.
Система профессиональной ориентации и трудовой подготовки должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Таким образом, профессиональная ориентация и трудовая подготовка рассматриваются как один из процессов занятости в целях обеспечения кадровой потребности экономики области.
Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики Российской Федерации, в том числе Дальнего Востока, что предполагает подготовку специалистов для высокотехнологического сектора отечественной экономики, часть которых создаст этот сектор.
Общество заинтересовано в активных, конкурентоспособных на рынке труда, социально и профессионально мобильных специалистах, способных к сознательному и творческому преобразованию окружающего мира, и ставит перед российской школой задачу воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной, профессиональной и жизненной траектории.
II. Актуальность разработки Концепции
Модернизация образования ставит новые цели и задачи перед образовательными организациями. Это раскрытие объективных законов развития общественных отношений, ознакомление с основами экономики, организацией современного производства и структурой народного хозяйства, задачами строительства; выбор таких методов работы, которые формируют моральную готовность к участию в производительном труде.
В настоящее время в связи с изменившимися социально-экономическими условиями развития села, низким, в целом, уровнем жизни сельских жителей продолжается отток молодежи из села, что обусловливает старение кадрового потенциала села, уменьшение числа школьников.
Школьные проблемы встают с особой остротой, возникает жизненная необходимость перестройки подходов к вопросам организации процесса трудовой подготовки, профориентации школьников, в результате чего процент выпускников средней школы, остающихся в сельском хозяйстве, должен не падать, а расти.
Многие сельские школы имеют крайне слабую материально- техническую и кадровую базу. Бюджетное финансирование муниципальных образовательных организаций не позволяет в полной мере обеспечить эффективный образовательный и воспитательный процессы. В условиях экономического кризиса, а также несовершенства законодательной и нормативной базы, под угрозой находятся школьные трудовые объединения, ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха школьников, школьные лесничества.
В образовательных организациях слабо решается одна из центральных задач внедрения образовательной области "Технология" - усиление влияния её содержания на жизненные и профессиональные планы обучающихся. В современных социально-экономических условиях отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной профессиональной ориентации школьников. Существенно меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленные на подготовку школьника к социально-профессиональному самоопределению, профессиональной карьере с учётом современных требований.
Проблемы социализации подростков, значимости подготовки будущих выпускников к выбору направления дальнейшего образования обозначены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Государственной Программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, ФГОС общего образования, устанавливающим личностные, метапредметные, предметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Государственный характер профессионального выбора заключается в том, что государству не безразлично, какую профессию выбирает человек, потому что от этого зависит конкурентоспособность государства на мировом рынке труда и его экономическое процветание.
В настоящее время старшеклассники недостаточно осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребностях в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранным профессиям. Подавляющее большинство выпускников (77%) ориентировано на получение высшего или среднего специального образования. Преимущественными направлениями в их выборе являются экономика, финансы и юриспруденция. Поступать в организации профессионального образования начального уровня намереваются лишь 5,4%.
75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе образования и трудоустройства, 40% молодых людей меняют профессию после окончания учебного заведения, 80% работают не по специальности.
В то же время на территории Амурской области реализуются и планируются к осуществлению масштабные инвестиционные проекты по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Это проекты по строительству космодрома "Восточный", газопровода "Сила Сибири", Амурского газоперерабатывающего завода, транспортно-логистического центра, Нижнебурейской ГЭС, животноводческих ферм и зерноочистительных комплексов.
Таким образом, в области существует и - с учётом задач по модернизации экономики - будет только увеличиваться потребность в квалифицированных работниках. В связи с этим наиболее актуальными представляются следующие вопросы:
формирование современной структуры рабочей силы с учётом динамики рынка труда, появления новых профессий и изменения содержания и условий труда традиционных;
исследование перспективных потребностей рынка труда;
обеспечение эффективной политики молодежной занятости;
развитие профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;
повышение престижа рабочих профессий;
укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг. Сегодня крайне важно создавать необходимые правовые, экономические, организационные условия и механизмы для поддержки и развития школ, в том числе малокомплектных, используя возможности школьных малых предприятий, трудовых объединений школьников, в том числе ученических производственных и ремонтных бригад, школьных лесничеств, полеводческих звеньев.
Правильно осуществляемая трудовая подготовка и профориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития.
III. Цель и задачи Концепции
Цель, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах детей с учётом социального контекста образовательной среды и фактических возможностей образовательных организаций.
Целью Концепции является создание системы по сопровождению профессионального самоопределения и трудовой подготовки, способствующих удовлетворению потребностей рынка труда Амурской области в квалифицированных, мотивированных и конкурентоспособных кадрах, с учётом личностных особенностей граждан и соблюдением интересов работодателей, общества, государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи:
методическое, организационное, финансовое обеспечение и информационное сопровождение профориентационной деятельности и трудовой подготовки;
проведение регулярных мониторингов и социологических исследований профориентационной направленности и трудовой подготовки;
проведение профориентационной работы и трудовой подготовки с учётом тенденций развития рынка труда и мониторинга кадровой потребности экономики Амурской области;
обеспечение непрерывности сопровождения профессионального самоопределения, формирование профориентационной культуры населения и значимости профориентации и трудовой подготовки в общественном сознании, в том числе с использованием возможностей добровольческого труда и профориентационного движения;
внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы и трудовой подготовки, в том числе с использованием профессиональных проб, информационных, телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих профориентационную деятельность и трудовую подготовку;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение и развитие трудовой подготовки и профориентации школьников;
совершенствование деятельности образовательных организаций по внедрению современных подходов и методов организации в работу УПБ, школьных лесничеств и других детских объединений сельскохозяйственной направленности;
повышение престижности и качества технологической подготовки школьников;
поддержка обучающихся, проявляющих интерес к опытнической и исследовательской работе в области сельского хозяйства;
выявление, обобщение и распространение передового опыта работы по организации производственной, исследовательской деятельности;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов, диагностика мотивации достижений личности;
создание условий для участия семьи и общественности в трудовой подготовке и профориентации;
развитие механизмов социального партнерства в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся;
создание условий для педагогического сопровождения, поддержки профессионального самоопределения личности (научно-методических, нормативно-правовых, организационных, кадровых);
обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия её удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом;
формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду и восприятие труда как одной из ценностей в жизни;
воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости;
развитие потребности в творческом труде и стремление реализовать свои знания на практике;
формирование основ умственного, физического труда, разнообразных умений и навыков.
IV. Принципы Концепции
Основными принципами Концепции являются:
связь профориентационной работы и трудовой подготовки с системой обучения и рынком труда, предусматривающей оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении в единстве с региональными потребностями в квалифицированных кадрах;
комплексный подход, обеспечивающий непрерывность профориентационного процесса и трудовой подготовки с учётом возрастных и личностных особенностей человека;
преемственность и взаимосвязь субъектов, оказывающих профориентационные услуги и осуществляющих трудовую подготовку;
равенство возможностей получения профориентационных услуг и трудовой подготовки, независимо от места проживания, учёбы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения в сочетании с добровольностью получения профориентационных услуг и трудовой подготовки для всех социальных групп;
определение в качестве значимых субъектов профориентационной деятельности и трудовой подготовки работодателей, профессионального сообщества, образовательных организаций и семьи;
доступность профессиональной и иной информации, необходимой для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства;
принцип общественно-государственного партнёрства в целях развития трудовой подготовки и профориентации школьников;
принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах трудовой и личностнообразующей деятельности.
V. Основные направления работы по реализации Концепции
Основные направления работы по реализации Концепции:
создать информационный банк передового опыта по развитию трудовой подготовки и профориентации школьников;
использовать современный опыт реформирования сельской школы по созданию системы трудовой подготовки и профориентации;
разработать комплекс мер, стимулирующих развитие и использование инновационного потенциала сельских школ, обеспечение производственной деятельности с учётом новейших технологий, создание условий для профессионального образования сельской молодежи и её социальной адаптации в селе;
создать благоприятные условия для всестороннего творческого развития и предпринимательства сельских школьников, повышения качества их образования, воспитания у них активной гражданской жизненной позиции, формирования навыков здорового образа жизни;
использовать различные технологии, стимулирующие социальное партнёрство ученических производственных бригад, школьных лесничеств и трудовых объединений школьников с общественными организациями, местным сообществом, бизнесом и т.п.;
принимать активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах и других мероприятиях, проводимых в целях развития трудовой подготовки и профориентации школьников (слёты ученических производственных бригад, школьных лесничеств;
смотры-конкурсы учебно-опытных участков, пришкольных дворов, экологических троп, лагерь труда и отдыха подростков);
внедрять различные формы взаимодействия школы с семьёй, с привлечением возможностей семейного воспитания и обучения для реализации программ освоения учащимися трудовых навыков и адаптации в сельском социуме;
совершенствовать систему научно-методического и программного обеспечения деятельности образовательных организаций в части трудовой подготовки и профориентации школьников (выпуск методических пособий по вопросам трудовой подготовки и профориентации школьников);
внедрять в образовательную систему образовательных организаций практико-ориентированную программу экономического образования с элементами хозяйствования и бизнеса, социальной практики и производственной подготовки учащихся на всех ступенях образования с учётом состояния рынка трудовых ресурсов и перспектив его развития в регионе;
внедрять авторские (интегрированные) образовательные программы профильного обучения воспитанников, развивающие у детей интерес к инженерно-технической, исследовательской, предпринимательской, экономической деятельности в системе дополнительного образования детей;
развивать взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования с целью создания образовательной среды, способствующей выявлению предпочтений, склонностей развития творческого потенциала в различных сферах деятельности;
совершенствовать межведомственную и межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов, в том числе сетевого взаимодействия организаций по трудовой подготовке и профориентации.
VI. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа.
На I этапе - в течение 2015 года - планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов её реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).
На основе Концепции органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, будут разработаны и реализованы планы мероприятий по трудовому обучению и профориентации.
На II этапе - на протяжении 2016 - 2020 годов - будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, осуществлено распространение результатов выполнения планов мероприятий, а также лучших практик реализации Концепции в образовательных организациях.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и привлеченных средств.
Начиная с I этапа, министерство образования и науки Амурской области совместно с заинтересованными организациями будет проводить постоянный мониторинг реализации Концепции и оценку её эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду, потребности в труде.
Составной частью трудовой подготовки является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и требованиями рынка труда, следовательно, чем квалифицированнее будет преподаваться трудовое обучение и организована трудовая подготовка, тем успешнее выпускник реализует себя в выборе профессии.
Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:
создание комплексной системы координации деятельности всех субъектов профориентационного процесса и трудовой подготовки по сопровождению профессионального самоопределения школьников и содействие обеспечению кадровой потребности социально-экономического развития Амурской области;
психологическая и практическая готовность обучающихся к труду;
проявление интересов, наклонностей и развитие способностей обучающихся;
включение обучающихся в посильный производительный и общественно-полезный труд;
сформированность у старшеклассников профессиональной направленности личности;
наличие у них профессиональных, интересов, склонностей, намерений, мотивов выбора профессии;
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, занимающихся трудовой подготовкой и профориентацией;
повышение удовлетворённости школьников и семей качеством своей жизни за счёт возможностей самореализации;
увеличение количества обучающихся, занятых общественно-полезным и производительным трудом;
сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних;
повышение социально-экономической эффективности вложений общества. в систему трудовой подготовки и профориентации за счёт получения более высокого качества социальных результатов;
повышение уровня проектных и исследовательских работ обучающихся, представленных на областных, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.