Во исполнение п. 28 перечня поручений губернатора области А.А. Козлова от 13.07.2016, в целях улучшения экологической ситуации за счет внедрения технологий сбора и утилизации твердых бытовых отходов, отвечающим современным требованиям природоохранного законодательства, Администрация города Тынды
постановляет:
1. Утвердить План мероприятий по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования города Тынды Амурской области в период 2017 - 2021 гг. (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Авангард" и разместить на официальном сайте Администрации города Тынды в сети "Интернет".
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации города Тынды С.С. Гуляева.
Мэр города Тынды |
Е.П. Черенков |
План мероприятий
по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования города Тынды Амурской области в период 2017 - 2021 гг.
(утв. постановлением Администрации города Тынды Амурской области от 26 сентября 2016 г. N 2519)
Паспорт плана мероприятий
по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования города Тынды Амурской области в период 2017 - 2021 гг.
Наименование плана |
Строительство полигона твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО) на территории муниципального образования города Тынды Амурской области в период 2017 - 2021 гг. (далее - План) |
Заказчик Плана |
Администрация города Тынды |
Разработчик Плана |
Администрация г. Тынды, в лице отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и жилищной политики Администрации города Тынды, отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Тынды, отдела экономической политики Администрации города Тынды. |
Исполнители Плана |
Первый заместитель главы Администрации г. Тынды С.С. Гуляев, заместитель главы по строительству Администрации г. Тынды Г.Н. Столбовский, отдел жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и жилищной политики Администрации города Тынды, отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Тынды, отдел экономической политики Администрации города Тынды. |
Цель Плана |
Строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО. Внедрение технологий, отвечающих современным требованиям природоохранного законодательства и рассчитанных на увеличение срока эксплуатации полигона ТБО, повышение эффективности сбора и утилизации ТБО, снижение бюджетного финансирования на содержание муниципального имущества. |
Задачи Плана |
1) Выполнение инженерных изысканий для разработки проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО; 2) Разработка проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО; 3) Строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО на территории муниципального образования города Тынды Амурской области. |
Сроки реализации Плана |
2017 - 2021 годы |
Объем и источники финансирования |
Общий проектный объем финансирования составляет 170 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Плана |
Реализация Плана позволит достичь следующих результатов: - выполнить поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО; - внедрить технологию сбора и утилизации ТБО, отвечающую современным требованиям природоохранного законодательства; - достичь установленных нормативов по сбору и хранению ТБО; - предотвратить загрязнение окружающей среды и попадание загрязненных вод в р. Тында; - улучшить в целом экологическую ситуацию за счет снижения биологической и химической активности брикетированных отходов; - приступить к реализации "якорного" инвестиционного проекта развития моногорода "Строительство мусороперерабатывающего комплекса по инновационной технологии переработки ТБО", предусмотренного комплексным инвестиционным планом монопрофильного муниципального образования город Тында Амурской области. |
1. Постановка проблемы и анализ ее исходного состояния
На основании анализа природных условий территории г. Тынды, а также по факторного анализа состояния окружающей среды, проведенных при подготовке проекта "О внесении изменений в генеральный план города Тынды, утвержденный решением Тындинской городской Думы от 04.06.2009 N 530" (далее - Генплан), была выполнена комплексная оценка состояния окружающей среды. Базовые факторы и результаты комплексной эколого-градостроительной оценки общегородского уровня приведены в таблице 1.
Таблица 1
N пп |
Факторы |
Результаты оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Устойчивость компонентов природной среды к антропогенному воздействию |
|
|
потенциал загрязнения атмосферы |
высокий |
|
самоочищающая способность поверхностных вод |
|
|
- р. Тында |
пониженный |
|
- р. Геткан |
низкий |
|
- руч.Сети |
низкий |
|
естественная защищенность подземных вод (эксплуатируемый водоносный комплекс) |
слабая |
|
развитие опасных природных процессов (оползни, подтопление территорий, затопление, морозное пучение грунтов, землетрясения) |
порядка 95% территории в пределах городской черты |
2 |
Обеспеченность природными ресурсами |
|
|
поверхностные воды |
низкая обеспеченность |
|
подземные воды |
обеспечена |
|
полезные ископаемые |
в районе города разведаны месторождения гранита, гранито-гнейсов (для производства щебня), песчано-гравийного материала. |
|
лесной фонд |
высокая обеспеченность |
ландшафтно-рекреационные ресурсы |
средняя обеспеченность |
|
водные рекреационные ресурсы |
средняя обеспеченность |
|
3. |
Экологическое состояние |
|
|
атмосфера |
повышенный уровень загрязнения. |
|
поверхностные воды |
качество воды "грязная" |
|
благоустроенные озелененные территории (парки, скверы, бульвары, сады) |
обеспеченность ниже нормативного уровня |
|
шумовая обстановка |
ниже нормативного уровня шумового воздействия |
|
радиационная обстановка |
ниже нормативных значений |
|
электромагнитная обстановка |
жилая застройка в СЗЗ отсутствует |
|
загрязнение отходами |
неблагополучное состояние: свалка ТБО не соответствует нормативным требованиям |
4 |
Эколого-планировочная структура градостроительного комплекса |
|
|
взаиморазмещение селитебных зон и крупных промышленных узлов |
· благоприятное для основного селитебного ядра |
|
наличие жилья, объектов социальной инфраструктуры в СЗЗ |
нет |
|
инженерно-геологические ограничения для строительства |
более 70% территории ограниченно благоприятны, 30% - неблагоприятны, требуют проведения специальных мероприятий по инженерной подготовке, защите |
|
территориальные нормативные экологические, санитарные ограничения: |
|
|
санитарно-защитные зоны охранные коридоры инженерных и транспортных коммуникаций водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и пр. |
сформированы
сформированы
не достаточно сформированы |
Система обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) в городе сводится к сбору отходов в металлические контейнеры и перевозки их мусоровозами на городскую свалку. На предприятиях принята позвонковая система вывоза ТБО. В городе деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляет несколько организаций: Муниципальное унитарное предприятие "Чистый город", общество с ограниченной ответственностью "Эко сервис" и "Чистый двор". Эти предприятия обслуживают как капитальный, так и временный жилищный фонд.
Раздельного сбора твердых бытовых отходов в городе Тынде нет, отсутствуют также предприятия, занимающихся переработкой вторсырья.
Захоронение ТБО производится на свалке без предварительной сортировки поквартально с последующим разравниванием и засыпанием слоем из песка и земли. Жидкие бытовые отходы собираются в 4 не дренирующих котлованах, поочерёдно по мере заполнения. На свалку вывозятся промышленные отходы IV - V классов опасности.
Свалка расположена на востоке городского муниципального образования в нижней части восточного склона сопки. По восточной границе свалки протекает небольшой ручей, впадающий в пруд, расположенный в пойме р. Тында. Ближайшая жилая застройка расположена за откосом сопки на расстоянии не менее 1 км от свалки. Площадь свалки 215524,0 м2, эксплуатируется с 1978 года. Решением Тындинской городской Думы от 27 июня 2014 года N 155-Р-ТГД-VI площадь территории свалки была увеличена на 18,05 га.
Свалка не обустроена, не отвечает природоохранным и санитарным требованиям: территория свалки не ограждена, не освещена, не имеет пропускного пункта, отсутствует пункт дезинфекции с помывкой автотранспорта, отсутствуют системы отвода и очистки дождевых вод и фильтрата, не соблюдается технология захоронения отходов. Частые возгорания свалки способствуют загрязнению атмосферного воздуха. Положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует.
Таким образом, дальнейшая эксплуатация городской свалки в существующем режиме невозможна из-за неблагоприятного санитарно-гигиенического состояния и недостатка площадей. Генпланом предусмотрено рекультивация и озеленение этой территории.
К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы жизнедеятельности людей, отходы текущего ремонта квартир, смет с дворовых территорий, крупногабаритные отходы, а также отходы культурно-бытовых, лечебно-профилактических, образовательных учреждений, торговых предприятий, других предприятий общественного назначения.
ТБО образуются из двух источников:
- жилых зданий;
- административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
Юридической основой для классификации ТБО служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786. ФККО классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности. В ФККО используется термин "Твердые коммунальные отходы" код раздела 91000000 00 00 0. Твердые коммунальные отходы относятся к IV - V классам опасности.
Под морфологическим составом отходов данного типа понимается содержание отдельных составляющих частей отходов, выраженных в процентах к их общей массе. В состав твердых бытовых отходов, согласно ТУ 401 - 20 - 56 - 86, входят: пищевые отходы, бумага и текстиль, строительный мусор, стекло, полимерные отходы, металл, бытовая техника, отходы зеленого строительства, смет и крупногабаритные отходы от населения. Это не подлежащие восстановлению использованные шины, крупные древесные отходы, старая мебель, холодильники, аккумуляторы и т.д.
В составе ТБО наблюдаются сезонные изменения. Например, увеличение содержания пищевых отходов в осенний период, что связано с большим употреблением овощей и фруктов в рационе питания.
Сезонные изменения состава ТБО характеризуются увеличением содержания пищевых отходов с 20% - 25% весной до 40% - 55% осенью, что связано с большим потреблением овощей и фруктов в рационе питания. Зимой и осенью сокращается содержание мелкого отсева (уличного смета) с 20% до 1% в городах южной зоны и с 11% до 5% в средней зоне.
Классификация ТБО
Твердые бытовые отходы (ТБО) в Российской Федерации, представляют собой грубую механическую смесь самых разнообразных материалов и гниющих продуктов, отличающихся по физическим, химическим и механическим свойствам и размерам. Перед переработкой, собранные ТБО, необходимо обязательно подвергать сепарации по группам, если таковая имеет смысл, и уже после сепарации каждую группу ТБО следует подвергать переработке.
ТБО можно разделить на несколько составов. По качественному составу ТБО подразделяются на: бумагу (картон), пищевые отходы, дерево, металл черный, металл цветной, текстиль, кости, стекло, кожу и резину, камни, полимерные материалы, прочие компоненты, отсев (мелкие фрагменты, проходящие через 1,5-сантиметровую сетку).
К опасным ТБО относятся: попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы, электроприборы, лаки, краски и косметика, удобрения и ядохимикаты, бытовая химия, медицинские отходы, ртутьсодержащие термометры, барометры, тонометры, лампы.
Одни отходы (например, медицинские, ядохимикаты, остатки красок, лаков, клеев, косметики, антикоррозийных средств, бытовой химии) представляют опасность для окружающей среды, если попадут через канализационные стоки в водоемы или как только будут вымыты со свалки и попадут в грунтовые или поверхностные воды. Батарейки и ртутьсодержащие приборы будут безопасны до тех пор, пока не повредится корпус: стеклянные корпуса приборов легко бьются еще по пути на свалку, а коррозия через какое-то время разъест корпус батарейки. Затем ртуть, щелочь, свинец, цинк станут элементами вторичного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод.
Бытовые отходы характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию).
По результатам исследований Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, состав отходов жилищного фонда и предприятий торговли имеет значительные различия, что крайне важно, с точки зрения возможности и целесообразности раздельного сбора утильных фракций ТБО. В таблицах N 2 и 3 представлен морфологический состав отходов населения и предприятий и организаций.
Средний состав ТБО
Таблица 2
Наименование отходов |
Удельное содержание в общей массе, % |
Бумага, картон |
20 - 40 |
Пищевые отходы |
25 - 40 |
Стекло |
4 - 10 |
Текстиль |
4 - 6 |
Пластмасса, полимеры |
3 - 8 |
Металлы |
2 - 10 |
Морфологический состав ТБО, собираемых в жилищном фонде и общественных и торговых предприятиях городов России в процентах от массы
Таблица 3
Компонент |
ТБО жилищного фонда |
Среднее значение |
ТБО общественных и торговых предприятий |
Среднее значение |
Пищевые отходы |
35 - 45 |
40 |
13 - 16 |
15 |
Бумага, картон |
32 - 35 |
33 |
45 - 52 |
48 |
Дерево |
1 - 2 |
2 |
3 - 5 |
3 |
Черный металл |
3 - 4 |
4 |
3 - 4 |
4 |
Цветной металл |
0,5 - 1,5 |
1 |
1 - 4 |
3 |
Текстиль |
3 - 5 |
4 |
3 - 5 |
3 |
Кости |
1 - 2 |
1 |
1 - 2 |
1 |
Стекло |
2 - 3 |
3 |
1 - 2 |
1 |
Камни, штукатурка |
0,5 - 1 |
1 |
2 - 3 |
2 |
Кожа, резина |
0,5 - 1 |
1 |
1 - 2 |
2 |
Пластмасса |
3 - 4 |
4 |
8 - 12 |
10 |
Прочее |
1 - 2 |
1 |
2 - 3 |
2 |
Отсев (менее 15 мм) |
5 - 7 |
5 |
5 - 7 |
5 |
|
Итого |
100 |
Итого |
100 |
Расчет объема накопления твердых бытовых отходов от населения
Нормы накопления ТБО - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу человек - для жилищного фонда, одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов, в единицу времени - день, год. Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).
Исходными данными для планирования количества подлежащих удалению отходов являются нормы накопления бытовых отходов, определяемые для населения, а также для учреждений и предприятий общественного и культурного назначения.
Норма накопления твердых бытовых отходов - величина не постоянная, а изменяющаяся с течением времени. Это объясняется тем, что количество образующихся отходов зависит от уровня благосостояния населения, культуры торговли, уровня развития промышленности и др. Так, отмечается тенденция роста количества образующихся отходов с ростом доходов населения. Кроме того, значительную долю в общей массе отходов составляет использованная упаковка, качество которой за последние несколько лет изменилось - помимо традиционных материалов, таких как бумага, картон, стекло и жесть, значительная часть товаров упаковывается в полимерную пленку, металлическую фольгу, пластик и др., что влияет на количество удельного образования отходов. Наблюдается тенденция быстрого морального старения вещей, что также ведет к росту количества отходов. Изменения, произошедшие на рынке товаров и в уровне благосостояния населения за последнее время, несомненно, являются причиной изменения нормы накопления отходов в большую сторону, поэтому каждые 3 - 5 лет необходим пересмотр норм накопления отходов и определение их по утвержденным методикам.
Специалисты Академии коммунального хозяйства им. Памфилова рекомендуют принимать увеличение массы отходов в год на 3 - 5%.
Рекомендуемые нормы накопления ТБО от населения приведены в "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01 - 89*".
Нормы накопления бытовых отходов (из "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01 - 89*")
Таблица 4
Бытовые отходы |
Количество бытовых отходов на 1 чел. в год |
|
кг |
л |
|
Твердые: |
|
|
от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом |
190 - 225 |
900 - 1000 |
от прочих жилых зданий |
300 - 450 |
1100 - 1500 |
Общее количество по городу с учетом общественных зданий |
280 - 300 |
1400 - 1500 |
Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации) |
- |
2000 - 3500 |
Смет с 1 м2 твердых покрытий улиц, площадей и парков |
5 - 15 |
8 - 20 |
Примечания: 1. Большие значения норм накопления отходов следует принимать для крупнейших и крупных городов. 2. Для городов III и IV климатических районов норму накопления бытовых отходов в год следует увеличивать на 10%. 3. Нормы накопления твердых отходов в климатических подрайонах IА, IБ, IГ при местном отоплении следует увеличивать на 10%, при использовании бурого угля - на 50%. 4. Нормы накопления крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5% в составе приведенных значений твердых бытовых отходов. |
Нормы образования крупногабаритных отходов (КГО) приняты в размере - 5% от общего объема образующихся отходов в соответствии с СП 42.13330.2011.
Объем накопления ТБО в городе Тынде
Таблица 5
Город |
Численность тыс. чел |
Объем накопления ТБО всего, тыс. м3 |
Объем накопления ТБО на 1 чел., м3 |
Объем накопления ТБО на 1 чел., кг. |
Тында |
33450 |
45,2 |
1,35 |
253 |
Комплексное управление отходами (КУО)
Традиционные подходы к проблеме ТБО ориентировались на уменьшение опасного влияния на окружающую среду путем изоляции свалки от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательного завода и т.д. Основа концепции КУО состоит в том, что бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые не должны в идеале смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.
Принципы комплексного управления отходами:
1) ТБО состоят из различных компонентов, к которым должны применяться различные подходы;
2) Комбинация технологий и мероприятий, включая сокращение количества отходов, вторичную переработку и компостирование, захоронение на полигонах и мусоросжигание, - должна использоваться для утилизации тех или иных специфических компонент ТБО. Все технологии и мероприятия разрабатываются в комплексе, дополняя друг друга;
3) Муниципальная система утилизации ТБО должна разрабатываться с учетом конкретных местных проблем и базироваться на местных ресурсах. Местный опыт в утилизации ТБО должен постепенно приобретаться посредством разработки и осуществления небольших программ;
4) Комплексный подход к переработке отходов базируется на стратегическом долговременном планировании, обеспечивает гибкость, необходимую, для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО и доступности технологий утилизации. Мониторинг и оценка результатов мероприятий должны непрерывно сопровождать разработку и осуществление программ утилизации ТБО;
5) Участие органов местного самоуправления, а также всех групп населения (то есть тех, кто собственно "производит" мусор) - необходимый элемент любой программы по решению проблемы ТБО.
КУО предполагает, что в дополнение к традиционным способам (мусоросжиганию и захоронению) неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по вторичной переработке отходов и компостирование. Только комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная может способствовать эффективному решению проблемы ТБО.
2. Цель плана
Строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО. Внедрение технологий, отвечающих современным требованиям природоохранного законодательства и рассчитанных на увеличение срока эксплуатации полигона ТБО, повышение эффективности сбора и утилизации ТБО, снижение бюджетного финансирования на содержание муниципального имущества.
3. Задачи плана
Выполнение инженерных изысканий для разработки проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО, разработка проектно - сметной документации по строительству полигона ТБО, строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО на территории муниципального образования города Тынды Амурской области.
4. Механизм реализации плана
Реализацию Плана, осуществляют Исполнители Плана, в рамках своих полномочий.
Исполнители Плана, осуществляют координацию исполнения мероприятий Плана, мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Плана и подготовку отчетов о реализации Плана.
5. Обоснование финансовых затрат на реализацию плана
Потребность финансовых средств на реализацию мероприятий Плана на 2017 - 2021 г.г. составляет в ценах 2017 года - 170 млн. руб.
6. Ожидаемые результаты реализации плана
Реализации Плана позволит достичь следующих результатов:
- выполнить поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО;
- внедрить технологию сбора и утилизации ТБО, отвечающую современным требованиям природоохранного законодательства с созданием до 50 рабочих мест, уменьшением объема отходов, вывозимых на полигон на 85%, увеличение срока эксплуатации полигона в 6 раз и сокращением площади полигона в 6 раз;
- достичь установленных нормативов по сбору и хранению ТБО;
- предотвратить загрязнение окружающей среды и попадание загрязненных вод в р. Тында;
- улучшить в целом экологическую ситуацию в регионе за счет снижения биологической и химической активности брикетированных отходов;
- приступить к реализации "якорного" инвестиционного проекта развития моногорода "Строительство мусороперерабатывающего комплекса по инновационной технологии переработки ТБО", предусмотренного комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода Тынды. План мероприятий по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования города Тынды Амурской области в период 2017 - 2021 гг.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Общий объем финансирования, млн. руб. |
Планируемый год реализаций мероприятий |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1 |
Выполнение инженерных изысканий для разработки проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО |
7,0 |
7,0 |
|
|
|
|
2 |
Разработка проектно-сметной документации по строительству полигона ТБО |
10,0 |
10,0 |
|
|
|
|
3 |
Строительство полигона ТБО: |
153,0 |
|
44,0 |
43,0 |
43,0 |
23,0 |
3.1 |
Рекультивация земельного участка площадью 21,55 га с кадастровым номером 28:06:012401:24 |
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Строительство основного сооружения полигона - участка складирования ТБО |
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Строительство хозяйственной зоны, в которой размещаются административные, бытовые и производственные помещения, гаражи |
|
|
|
|
|
|
3.4 |
Строительство контрольно-пропускного пункта с пунктом весового контроля |
|
|
|
|
|
|
3.5 |
Строительство контрольно-дезинфицирующей зоны с устройством железобетонной ванны |
|
|
|
|
|
|
3.6 |
Реконструкция автомобильной подъездной дороги |
|
|
|
|
|
|
3.7 |
Строительство сетей энергоснабжения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по году: |
17,0 |
44,0 |
43,0 |
43,0 |
23,0 |
|
Итого стоимость мероприятий: |
170,0 |
|
|
|
|
|
Примечание: реализация Плана возможна при наличии средств в городском бюджете и софинансирования из областного и федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Тынды Амурской области от 26 сентября 2016 г. N 2519 "Об утверждении Плана мероприятий по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования города Тынды Амурской области в период 2017 - 2021 гг."
Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Авангард" от 27 сентября 2016 г. N 69