Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Порядку взаимодействия
по внедрению и реализации
технологии раннего выявления
детей, нуждающихся в государственной
защите, и устранения причин
нарушения их прав и законных интересов
Технология
оценки риска жестокого обращения с ребенком
Процедура оценки риска жестокого обращения заключается в проведении последовательной оценки степени выраженности факторов, способствующих возникновению жестокого обращения е ребенком в семье, а также влияющих на его уязвимость ребенка в отношении жестокого обращения.
Для проведения оценки риска специалист должен использовать следующие документы:
форму "О безопасности и оценки риска жестокого обращения е ребенком";
пособие "Методическое руководство для заполнения формы оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком".
Взрослые члены семьи имеют право участвовать в проведении оценки риска жестокого обращения, обсуждая со специалистом результаты его оценки по каждому из рассматриваемых факторов. Такой порядок проведения процедуры помогает родителям понять причины вмешательства специалистов в дела семьи, а специалистам продемонстрировать свою поддерживающую профессиональную позицию.
Специалист должен, в случае, если ему необходимо получить дополнительную информацию, провести опрос представителей ближайшего окружения семьи, специалистов, которые работали с членами семьи (врачи, педагоги, социальные работники, и пр.).
Итоговая оценка является интегральной, получаемой специалистом на основании анализа всего объема собранной информации. Не допускается принятие решения на основании статистической обработки результатов.
Результаты оценки заносятся в "Форму оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком".
1. Уровни риска жестокого обращения с ребенком.
Уровень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до высокого.
Высокий уровень риска предполагает, что, если органы, уполномоченные принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то вероятность причинения ему серьезного вреда является значительной (вплоть до нанесения увечий и летального исхода).
Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Средний уровень риска предполагает, что, если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. В таких случаях показано вмешательство органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Это означает, что, несмотря на присутствие факторов риска нарушения прав и законных интересов ребенка, в семье применяются конструктивные схемы поведения и присутствуют другие факторы, которые позволяют в определенной степени контролировать уровень риска.
Низкий уровень риска предполагает, что родители в стрессовых ситуациях могут неэффективно выполнять некоторые родительские обязанности: с задержкой удовлетворять отдельные, важные для здоровья и развития потребности ребенка; использовать физические наказания как способ дисциплинирована ребенка; на некоторое время снижать качество ухода за ним и пр.
При этом есть убедительные факты, свидетельствующие о том, что в целом в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей, родители осознают спорность некоторых своих педагогических приемов. В подобных ситуациях вмешательство органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, не требуется, родителям должны быть даны рекомендации по обращению за психолого-педагогической помощью или они должны быть взяты на психолого-педагогическое и социальное сопровождение.
Факторы риска нарушения прав и законных интересов ребенка должны оцениваться и ранжироваться независимо друг от друга. Общий риск причинения ребенку вреда является результатом взаимодействия всех выявленных факторов. Несколько факторов умеренного риска могут в своей совокупности дать картину высокого риска. Аналогичным образом присутствие одного сильного нейтрализующего фактора или фактора безопасности может снизить риск до низкого уровня.
2. Факторы риска жестокого обращения с ребенком.
2.1. Возраст ребенка.
При оценке возраста и степени уязвимости ребенка необходимо принимать во внимание не только его хронологический возраст, но и уровень развития у него навыков самообслуживания.
Высокий уровень риска по возрастному фактору - это грудные дети и дети до шести лет, а также дети, уровень развития которых сопоставим с уровнем развития ребенка младшего возраста.
Средний уровень риска по возрастному фактору - это дети школьного возраста.
Низкий уровень риска по возрастному фактору - это дети младшего подросткового и подросткового возраста.
2.2. Особенности развития и личности ребенка.
Высокий уровень риска определяется у детей, которые требуют особого ухода или внимания: дети с серьезными заболеваниями или отклонениями в развитии (например: ДЦП, синдром Дауна, сильная степень гиперактивности, аутизм, нарушение внимания и др). Такие дети требуют постоянного внимания со стороны родителей и являются особенно уязвимыми перед внешними стрессовыми факторами, изменениями в привычном окружении.
Кроме того, к категории высокого риска относятся дети, родители которых считают (обоснованно или нет), что они являются "неправильными" или "дефективными", либо, наоборот, дети с заболеваниями или особыми потребностями, которых родители считают здоровыми и, как следствие, не признают необходимость лечения и соответствующего ухода.
Средний уровень риска определяется у детей, которые незначительно отстают в развитии или страдают какими-либо заболеваниями, не требующими неусыпного внимания и контроля со стороны родителей и специалистов (например: небольшая недоношенность; нарушения слуха, зрения в степени, несколько затрудняющей коммуникацию и др). К категории среднего риска относятся так же новорожденные дети с нарушенным порядком сна и бодрствования, дети, которые проявляют упрямство, самостоятельность, требовательность, что провоцирует родителей на применение травмирующих форм реагирования; хуже приспосабливаются к новым ситуациям. Их родители признают, что ребенку нужен дополнительный уход, но не испытывают чувств растерянности и беспомощности, когда им приходится удовлетворять особые потребности ребенка.
Низкий уровень риска определяется у детей, которые обычно живут по распорядку; ведут себя предсказуемо; имеют меньше исключительных потребностей; выглядят довольными и счастливыми; легко успокаиваются и менее уязвимы перед негативными последствиями стресса; а также дети, родители которых не считают, что уход за ними сопряжен с какими-либо особыми трудностями.
2.3. Особенности полученных травм.
Для полноценной оценки данного фактора необходимо изучить материал "Физические признаки жестокого обращения". В данном описании предлагаются примеры:
Локализация травмы
Высокий уровень риска определяется в случаях получения ребенком любых ударов по голове, груди или животу и сопряжен с высоким риском нанесения серьезной травмы, т.к. черепно-мозговые травмы и травмы внутренних органов могут привести к смерти или хроническому заболеванию. О высоком уровне риска также говорят следы сильных повреждений (требующих оказания медицинской помощи) на любой части тела.
Средний уровень риска определяется при наличии на коже следов наказания на ягодицах и бедрах, плечах, предплечьях и при отсутствии других травм.
Низкий уровень риска - отсутствие травм.
При обнаружении травм на разных частях тела необходимо оценить каждую.
Тип травмы.
Высокий уровень риска определяется при получении ребенком серьезных травм и травм, сопряженных с риском для жизни, таких, как ожоги разного происхождения; гематомы, возникшие в результате нанесения ударов кулаками в область живота; травмы, нанесенные колющими и режущими предметами. Подобные травмы могут свидетельствовать об эмоциональной неустойчивости и нерациональности поведения родителей.
Средний уровень риска определяется при наличии следов от ударов ремнем и подобными гибкими предметами; ссадины, царапины на ягодицах, спине, ногах, руках указывают на применение избыточной силы при физическом наказании. К среднему риску так же можно отнести опрелости у маленьких детей, возникшие в результате отсутствия необходимого ухода.
Низкий уровень риска - отсутствие травм.
При обнаружении нескольких типов травм необходимо оценить каждую.
Частота нанесения травм.
Высокий уровень риска определяется при частом применении физических наказаний, при применении наказаний с избыточной силой в процессе дисциплинирования ребенка.
Средний уровень риска определяется в семье, которая, в целом, является функциональной. Но при этом зафиксированы единичные случаи чрезмерных физических наказаний.
Низкий уровень риска - отсутствие случаев нанесения травм.
2.4. Особенности поведения родителей, говорящие о возможности жестокого обращения.
Специалисты чаще всего сталкиваются со следующими особенностями поведения родителей, приводящими к жестокому обращению с детьми:
Способность управлять эмоциями (к высокому риску относятся родители, которые могут в гневе совершать неконтролируемые действия, о которых позже сожалеют, либо родители, которые не могут справиться с подавленностью и печалью, и игнорируют ребенка);
Способность оградить ребенка от потенциальной опасности со стороны третьих лиц (высокий риск - в ситуациях, когда родитель часто меняет сексуальных партнеров, либо переезжает с места на место, либо поручает в свое отсутствие ребенка людям, которые недоброжелательно относятся к ребенку, или вовсе незнакомым гражданам и т.д.);
Способность придерживаться постоянных требований и создавать понятные правила для ребенка (высокий риск - если семья
переезжает с места на место, часто в незнакомое жилье, к незнакомым людям, родители предъявляют к ребенку противоречивые требования и т.д.);
Употребление алкоголя/наркотиков. Высокий риск возникает в ситуациях, когда родитель употребляет ПАВ в степени, влекущей за собой появление одной или нескольких вышеуказанных особенностей поведения, либо неспособность заботиться о ребенке в соответствии с его потребностями.
Особенности поведения родителя необходимо оценить в целом, с точки зрения вероятности возникновения любого вида жестокого обращения с ребенком (как со стороны родителей, так и со стороны других лиц, имеющих к ребенку свободный доступ).
При оценке следует учесть, что одни и те же поступки родителей могут с большей или меньшей вероятностью привести к причинению ребенку вреда в зависимости от обстоятельств, при которых они происходят.
Если родители, действуя в соответствии со своими культурными установками, прибегают к телесному наказанию как к законному и необходимому средству защиты своего ребенка от грозящих ему опасностей, с целью наложения определенных ограничений на его поведение, такой ребенок подвержен меньшему риску, чем ребенок, которого родители регулярно подвергают его телесным наказаниям без объяснений его причин.
2.5. Степень выраженности признаков эмоционального вреда для ребенка.
Высокий уровень риска присутствует в семьях, в которых родители часто прибегают к телесным наказаниям, делают это без каких- либо очевидных причин, а в остальное время унижают или игнорируют ребенка. В этом случае у ребенка ярко проявляются поведенческие и эмоциональные признаки жестокого обращения (см. раздаточный материал "Эмоциональные и поведенческие признаки жестокого обращения с ребенком").
Средний уровень риска - ребенок, живущий в семье, где родители адекватно удовлетворяют возрастные потребности ребенка, например, в питании, медицинском обслуживании, образовании, но часто применяют телесные наказания, которые оставляют на теле ребенка синяки (гематомы). В результате у ребенка могут ситуативно появляться особенности поведения или состояния, относящиеся к признакам жестокого обращения, особенно в случаях, когда наказание вероятно.
Низкий уровень риска определяется в семьях, где отдельные случаи физического наказания или неудовлетворения отдельных потребностей детей имеют место. При этом в семье, в целом, позитивная эмоциональная атмосфера, риск возникновения эмоциональных расстройств или причинения психологического вреда детям низкий.
2.6. Индивидуальные особенности родителей.
2.6.1. Признание родителями факта, создающего риск жестокого обращения, с ребенком и стремление его защитить.
Степень, в которой родитель готов вмешаться в ситуацию в интересах ребенка и устранить условия, приведшие к жестокому обращению, является важнейшим фактором оценки уровня риска.
Высокий уровень риска определяется в случаях, когда родители отказываются признать факт, создающий риск жестокого обращения с ребенком; выдумывают неправдоподобные истории, пытаясь объяснить травму или заболевание ребенка; не признают, что ребенок нуждается в защите; родители признают существование потенциально опасной ситуации, но отрицают, что это подвергает риску их ребенка.
Средний уровень риска определяется в случае, когда родители признают, что ребенок получил или может получить травму, но у них отсутствует готовность или способность изменить сложившуюся ситуацию. Такие родители могут предпринять усилия к тому, чтобы осуществить необходимые изменения, частично завершить эти усилия или осуществить некоторые из необходимых изменений, тем самым снизив уровень риска, но не устранив его до конца.
Например, родитель выражает сожаление по поводу полученных ребенком травм, но говорит, что не знает, как можно изменить ситуацию, или не верит, что ее можно изменить.
Низкий уровень риска определяется в случае, когда родители без всяких оговорок признают, что они обязаны принимать меры по
защите своего ребенка, и уже предпринимают необходимые действия. Присутствуют признаки, свидетельствующие о низком риске повторения случаев нарушения прав и интересов ребенка, в том числе, жестокого обращения с ним (ем. ниже).
Признаки низкого риска повторного нанесения вреда ребенку:
Присутствие рядом с ребенком родителей, готовых при помощи специалиста изменить опасную для ребенка ситуацию;
Вербальные и эмоциональные реакции родителей указывают на то, что они переживают из-за полученной ребенком травмы, чувствуют свою вину и ответственность;
Родители демонстрируют искреннее сочувствие ребенку и выказывают желание не причинять ему вреда;
Родители проявляют готовность сотрудничать со специалистом, принять его помощь с целью не допустить повторения случаев жестокого обращения с ребенком;
Родители допускают нарушение прав и интересов ребенка только в тех случаях, когда они находятся в ситуации сильного стресса, в других случаях справляются со своими родительскими обязанностями и проявляют сочувствие к ребенку;
Родитель, не причастный к выявленному случаю нарушения прав ребенка, инициирует и эффективно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка от повторных случаев нарушения его прав и интересов, в том числе, жестокого обращения с ним.
2.6.2. Заболевания и индивидуальные особенности родителей, влияющие на качество исполнение ими родительских обязанностей.
Высокий уровень риска определяется в тех семьях, в которых родители страдают заболеванием, которое резко снижает уровень их функциональности, при этом они отрицают существование проблемы, не обращаются за медицинской помощью или не выполняют предписаний врача. К этой категории также относятся родители, которые отрицают, что их заболевание или поведение отрицательно сказывается на качестве их ухода за ребенком.
Средний уровень риска определяется в семьях, в которых родители страдают менее серьезными заболеваниями, которые не мешают им удовлетворять базовые потребности ребенка, либо симптомы которых успешно купируются, когда они принимают необходимые лекарственные средства или получают помощь извне.
Низкий уровень риска определяется в семьях, в которых родители страдают заболеваниями, которые не снижают уровень их функциональности, или когда симптомы таких заболеваний полностью купируются медикаментозным лечением, терапией или сторонней поддержкой.
Среди конструктивных моделей поведения родителей отмечаются следующие:
Родители признают, что их заболевание оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком;
Родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача;
Родители принимают от других людей помощь в выполнении тех своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно;
Второй родитель или другой взрослый член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей.
2.6.3. Родительские навыки воспитания.
Крайне редко в своей практике специалисты встречаются с родителями, которые ничего не знают о потребностях детей и об уходе за ними. Дети в таких семьях не могут прожить даже несколько месяцев. Чаще встречаются ситуации, когда родителю не хватает отдельных навыков, необходимых для заботы или воспитания.
Для оценки родительских навыков нужно представлять, какие именно навыки относятся необходимому спектру. Ниже перечислены основные необходимые навыки:
Базовый уход за ребенком: кормление и питание, купание, одевание, соблюдение режима дня; удовлетворение медицинских потребностей; соблюдение правил личной гигиены;
В группе высокого риска может оказаться как родитель, у которого недостаточно развит или отсутствует один навык, так и тот, у которого недостаточно развиты несколько. Оценка не может проводиться по количественному критерию.
Высокий уровень риска определяется в случаях, когда способы заботы о ребенке или его воспитания, имеющиеся у родителей, создают прямую угрозу его жизни и здоровью.
Например:
Молодая мать не умеет готовить молочную смесь и кормить своего грудного ребенка, в результате чего ребенок не прибавляет в весе;
Родители оставляют только начавшего ползать ребенка без присмотра, считая, что это научит его самостоятельности.
Средний уровень риска определяется в случаях, когда родители слабо владеют отдельными родительскими навыками.
К этой категории относятся:
родители, которые применяют методы поддержания дисциплины, не соответствующие возрасту ребенка и непонятные ребенку;
кормят своих детей неполноценно, но не по причине недостатка средств, а по другим соображениям, либо по причине отсутствия знаний;
пытаются присматривать за своими детьми или поддерживать дисциплину, но не могут контролировать поведение детей;
не всегда знают, какие условия необходимы для нормального роста и развития детей и т.д.
Низкий уровень риска определяется в случаях, когда родители в достаточной мере владеют навыками воспитания и в состоянии удовлетворять базовые потребности своих детей. При этом они могут не обладать достаточными знаниями, действовать интуитивно, а в стрессовых ситуациях могут неэффективно исполнять некоторые родительские функции. Сюда относятся и те случаи, когда культурные/национальные/религиозные нормы, разделяемые семьей, связаны с насильственными приемами воспитания детей.
Существует ряд факторов, которые следует квалифицировать как сильные стороны семьи, даже если усилия родителей, направленные на воспитание детей, неэффективны или не соответствуют уровню их развития. К ним относятся:
Родители выражают желание научиться качественно заботиться о своих детях;
Родители, проявляющие искреннюю заинтересованность в том, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми;
Родители демонстрируют здоровую привязанность к своим детям;
Информацию, необходимую для проведения оценки по этому фактору, можно получить в процессе наблюдения за родителями в моменты, когда они кормят, купают, воспитывают своих детей или играют с ними. Можно расспросить родителей о том, какие методы воспитания детей они предпочитают. Наиболее информативными будут ответы на открытые вопросы, например: "Что вы делаете, когда ребенок начинает бросаться едой?" или "Как вы поступаете, когда ребенок мочится в кровать?".
2.7. Свобода доступа к ребенку.
Высокий уровень риска определяется в случаях, когда человек, чьи действия (или бездействия) причинили ребенку вред, не контролируется членами семьи, все еще находится в доме или может легко оказаться с ребенком наедине, может прибегнуть к насилию, если кто-либо попытается ему в этом воспрепятствовать, либо является одним из родителей или членов семьи. К высокому риску относятся ситуации, когда родитель проживает с ребенком наедине, так как в этом случае отсутствует возможность воспользоваться поддержкой и помощью при необходимости и у родителя, и у ребенка.
Средний уровень риска определяется в семьях, в которых человек, чьи действия (или бездействия) причинили ребенку вред, имеет ограниченный доступ к ребенку, а другие члены семьи готовы обеспечить ребенку безопасность или достаточный уход, но не уверены, что это им удастся.
Низкий уровень риска определяется в тех семьях, где человек, чьи действия причинили ребенку вред, находится далеко от ребенка и его возвращение не ожидается и/или когда члены семьи готовы и способны помешать ему получить доступ к ребенку. Человек, чьи действия (или бездействия) причинили ребенку вред, находится в доме, но члены семьи могут проследить за тем, чтобы он не оставался наедине с ребенком, и/или ребенок может себя защитить.
2.8. Бытовые условия и непосредственное окружение ребенка.
Высокий уровень риска определяется в случае, когда жилье непригодно для проживания семьи с ребенком данного возраста.
(Например, для новорожденного: нет отопления, нет источника воды, в наличии опасные животные (например, крысы), нет света и т.д.). Следует учесть при оценке, что для детей разного возраста не одинаковы требования к бытовым условиям. К высокому уровню, так же, могут относиться ситуации, когда семья живет в неблагоприятном социальном окружении (соседи, компании посторонних, регулярно собирающихся в данном подъезде или дворе и т.д.), способном на агрессивные, непредсказуемые и насильственные действия.
Средний уровень риска определяется в случае, когда жилье нуждается в ремонте и проживание в нем угрожает здоровью или безопасности ребенка, но оно может быть приведено в состояние, обеспечивающее потребности ребенка.
Низкий уровень риска определяется в случае, когда бытовые условия не представляют серьезной угрозы здоровью или безопасности ребенка.
Важно принимать во внимание мнение родителей о том, какие условия проживания можно считать безопасными для детей. Если бедность или другие социальные факторы ограничивают возможности родителей в плане перемещения семьи в более безопасное жилье, родители с достаточным уровнем компетентности стремятся самостоятельно устранить наиболее очевидные угрозы даже в некачественном жилье.
2.9. Предыдущие сообщения или случаи жестокого обращения с детьми.
Высокий уровень риска определяется в случае, когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, неоднократно поступали подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, и они были вынуждены принимать меры в отношении данной семьи.
Средний уровень риска определяется в случае, когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, либо неоднократно поступали не подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, либо подтвердившиеся сигналы о случаях жестокого обращения с ребенком, которые не привели к серьезным негативным последствиям для ребенка. При этом органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, уже, возможно, оказывали помощь семье.
Низкий уровень риска определяется в случае, когда ранее в отношении ребенка не поступало сигналов о жестоком обращении, семья никогда не попадала в поле зрения органов, уполномоченных осуществлять меры по защите прав ребенка. Жалобы, ранее поступавшие в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, были явно необоснованными, не соответствовали действительности или являлись результатом борьбы между супругами за право опеки над ребенком или попыток одного супруга причинить неприятности другому.
2.10. Восприимчивость семьи к кризисам.
Степень, в которой семья подвержена кризисам, определяется тремя переменными факторами: наличием и количеством стрессогенных событий, переживаемых семьей в течение последнего времени (1,5 - 2 года), восприятием стрессовой ситуации родителями и наличием у семьи возможности прибегнуть к помощи извне с целью разрешения стрессовой ситуации.
Высокий уровень риска определяется в случае, когда семья постоянно живет в условиях сильного стресса, обладает ограниченными и неадекватными адаптивными навыками и не имеет (или почти не имеет) возможности прибегнуть к сторонней помощи. К этой категории относятся также семьи, которые сознательно отказываются от сторонней помощи или предпочитают самоизоляцию.
Средний уровень риска определяется в случае, когда семья живет в условиях значительного стресса и в целом справляется с возникающими перед ней проблемами. Однако прослеживается связь между появлением (усилением, снижением адекватности) наказаний или ухудшением качества ухода за ребенком и событиями, которые переживает семья. Если наказания (ухудшение качества ухода) появились/участились после наступивших стрессогенных событий, то это свидетельствует о том, что семья справляется со стрессом с большим трудом. В этой ситуации появление дополнительного стресс- фактора или утрата одного из существующих ресурсов помощи может спровоцировать обострение кризиса, срыв адаптации.
Низкий уровень риска определяется в случае, когда потребности
семьи удовлетворяются, и семья живет в условиях сравнительно небольшого внешнего стресса, имеет и активно использует хорошо развитые и надежные системы поддержки и эффективные индивидуальные адаптивные навыки.
Наличие в семьях, живущих в условиях сильного стресса, конструктивных адаптивных навыков (даже если они существуют лишь в зачаточной форме) представляет собой важное положительное качество. Такие семьи обращаются за сторонней помощью; эффективно используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, какими бы ограниченными они ни были; по мере возможности избегают стрессовых ситуаций; используют различные методы разрешения проблемных ситуаций; проявляют готовность применить новые решения сложных проблем. Специалисты могут оказать таким семьям помощь в расширении их возможностей по адаптации к сложным жизненным условиям и в разрешении проблемных ситуаций.
3. Оценка риска жестокого обращения с ребенком
Факторы |
Риск |
|||
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
11 |
Возраст |
|
|
|
22 |
Особенности развития и личности ребенка |
|
|
|
33 |
Особенность травм |
|||
3.1. Локализация травмы |
|
|
|
|
3.2. Тип травмы |
|
|
|
|
3.3. Частота нанесения травмы |
|
|
|
|
44 |
Особенность поведения родителей, говорящие о возможности жестокого обращения |
|
|
|
55 |
Роль эмоционального вреда |
|
|
|
66 |
Индивидуальные особенности родителей |
|||
6.1. Готовность родителей признать риск причинения ребенку вреда |
|
|
|
|
6.2. Заболевания, влияющие на поведение родителей |
|
|
|
|
6.3. Родительские навыки воспитания |
|
|
|
|
77 |
Свобода доступа к ребенку |
|
|
|
88 |
Бытовые условия и окружение |
|
|
|
99 |
Предыдущие сообщения или случаи жестокого обращения |
|
|
|
110 |
Восприимчивость к кризисам |
|
|
|
4. Итоговая оценка риска жестокого обращения
Ребенка
___________________________________
(Ф.И.О., гр.)
Подпись специалиста(ов)
________________________
( )
________________________
( )
Дата ______________________________
Методическое руководство
по заполнению формы оценки безопасности
и оценки риска жестокого обращения с ребенком
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Оценка безопасности ребенка
1.1. Непосредственные угрозы для безопасности ребенка
1.2. Дополнительные факторы (историческая информация, детская
ранимость)
1.3. Защитные возможности семьи и ее окружения.
1.4. Требования к плану обеспечения безопасности ребенка
2. Оценка риска жестокого обращения
2.1. Уровни риска жестокого обращения с ребенком
2.2. Факторы риска жестокого обращения с ребенком
2.3. Выводы и принятие решения по результатам оценки риска
жестокого обращения с ребенком
Выводы и решения по результатам оценки безопасности и риска
жестокого обращения с ребенком
Заключительная задача специалиста, отвечающего за проведение оценки
безопасности и оценки риска, состоит в том, чтобы, проанализировав всю
информацию, собранную в ходе оценки, разработать рекомендации для
органа, уполномоченного принимать меры по защите прав и законных
интересов ребенка.
Возможны следующие варианты рекомендаций:
1. Сигнал о нарушении прав и интересов ребенка не подтверждается,
свидетельства того, что ребенку угрожает непосредственная опасность,
отсутствуют. Необходимости в принятии мер по защите прав и интересов
ребенка не выявлено. Основания для открытия случая отсутствуют;
2. Признаки непосредственной опасности для жизни и здоровья
отсутствуют. Свидетельства того, что права и законные интересы ребенка
нарушены отсутствуют. Однако семья (или ребенок) нуждается в услугах
(консультации психолога, оказание помощи в обучении навыкам ухода за
детьми, реабилитационная помощь, психолого-педагогическое сопровождение
и пр.). Основания для открытия случая отсутствуют, родителям
рекомендовано обратиться в соответствующие организации. Необходимо
зарегистрировать результаты обследования семьи;
3. Есть обоснованные предположения о том, что нарушение прав и
законных интересов ребенка (детей) имеет место в настоящем или может
иметь место в ближайшем будущем. Сведения о том, что в прошлом права и
интересы ребенка нарушались, не подтвердились, однако Необходимо принять
меры по обеспечению безопасности ребенка и/или защите его прав и
законных интересов. Случай необходимо открыть;
4. Результаты оценки подтверждают факт нарушения прав и законных
интересов ребенка и/или указывают на то, что ему угрожает
непосредственная опасность. Необходимо принять меры к обеспечению
безопасности ребенка и/или защите его прав и законных интересов. Случай
необходимо открыть.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.