Административный регламент
министерства социальной защиты населения Амурской области по исполнению государственной функции "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в том числе соблюдением ими федерального и областного законодательства в данной сфере и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(утв. приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области
от 16 ноября 2016 г. N 332)
6 марта 2017 г.
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Амурской области
1. Общие положения
1.1. Наименование государственной функции
Наименование государственной функции - "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в том числе соблюдением ими федерального и областного законодательства в данной сфере и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1.2. Наименование органа исполнительной власти, непосредственно исполняющего государственную функцию
Исполнение государственной функции осуществляется министерством социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).
Структурными подразделениями министерства, непосредственно исполняющими государственную функцию, являются:
отдел опеки несовершеннолетних;
отдел финансирования социальных выплат и мер социальной поддержки;
ресурсный центр.
1.3. Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение государственной функции
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации (источник официального опубликования: "Российская газета" от 25.12.1993 N 237);
Гражданским кодексом Российской Федерации (источник официального опубликования: "Российская газета" от 08.12.1994 N 238-239; от 06 - 08.02.1996 N 23-25; от 28.11.2001 N 233; от 25.12.2006 N 289);
Семейным кодексом Российской Федерации (источник официального опубликования: "Российская газета" от 27.01.1996 N 17);
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (источник официального опубликования: "Российская газета" от 20.11.2002 N 220);
Федеральными законами:
от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 24.05.1995 N 99);
от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 27.12.1996 N 248);
от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 05.08.1998);
от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 30.06.1999 N 121);
от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 20.04.2001 N 78);
от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 29.07.2006 N 165);
от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 30.04.2008 N 94);
Постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 13.04.2000 N 72);
от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 27.05.2009 N 94);
от 19.05.2009 N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 27.05.2009 N 94);
от 14.02.2013 N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" (источник официального опубликования: "Собрание законодательства Российской Федерации" от 09.09.2013 N 36 ст. 4577);
от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: "Собрание законодательства Российской Федерации" от 02.06.2014 N 22 ст. 2887);
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 14.09.2009 N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 29.12.2009 N 252);
от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 31.08.2012 N 200);
от 29.12.2014 N 1642 "Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 11.03.2015 N 49);
от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23.03.2015);
Приказами иных федеральных органов исполнительной власти:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 27.01.2010 N 15);
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2010 N 23н "Об утверждении формы акта об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 05.03.2010 N 46);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 680н "Об утверждении Профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" (источник официального опубликования: "Российская газета" от 17.01.2014 N 9);
Законами Амурской области:
от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 19.04.2005 N 78);
от 09.06.2006 N 191-ОЗ "О порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в Амурской области" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 24.06.2006 N 114);
от 25.03.2008 N 10-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 28.03.2008 N 54);
от 24.11.2008 N 131-ОЗ "О выплате денежных средств на содержание детей, находящихся в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, а также о вознаграждении приемным родителям (родителю) в Амурской области" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 29.11.2008 N 222);
от 09.07.2012 N 70-ОЗ "О единовременной денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 10.07.2012 N 121);
Постановлениями Правительства Амурской области:
от 15.09.2010 N 499 "О мерах по реализации Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 25.09.2010 N 177);
от 05.12.2012 N 692 "Об утверждении Порядка предоставления и возврата единовременной денежной выплаты усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, принявшим детей на воспитание в семью" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 11.12.2012 N 230);
от 24.01.2013 N 20 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 02.02.2013);
от 08.04.2013 N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 16.04.2013 N 68);
от 03.09.2013 N 404 "Об утверждении Порядка оказания экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения" (источник официального опубликования: газета "Амурская правда" от 10.09.2013 N 168);
положением о министерстве и иными нормативными актами министерства;
настоящим административным регламентом.
1.4. Предмет государственного контроля
Предметом государственного контроля является соблюдение органом местного самоуправления, исполняющим государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, требований федерального и областного законодательства, регулирующих его деятельность по исполнению государственных полномочий.
При исполнении государственной функции министерство осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления по вопросам:
соблюдения профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних";
соблюдения порядка ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;
соблюдения порядка выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
соблюдения порядка установления опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, создания приемной семьи, а также устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
соблюдения порядка осуществления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены под надзор дети, оставшиеся без попечения родителей;
соблюдения порядка освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, вывода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
соблюдения порядка выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, предварительного разрешения на выдачу доверенности от имени несовершеннолетнего;
соблюдения порядка заключения договоров доверительного управления имуществом подопечных;
соблюдения порядка исполнения органом местного самоуправления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетних в случае, если несовершеннолетним не назначен опекун или попечитель, а также по завершении пребывания несовершеннолетних в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет;
соблюдения порядка подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
соблюдения порядка проверки условий жизни усыновленных, подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
соблюдения порядка выдачи органом местного самоуправления заключения о возможности временной передачи детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
соблюдения порядка немедленного отобрания органом местного самоуправления ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
соблюдения порядка принятия решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
соблюдения порядка проведения обследования условий жизни ребенка, составления акта обследования и выдачи заключения при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей;
соблюдения органом местного самоуправления порядка назначения и выплаты денежных средств, связанных с передачей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания;
соблюдения требований федерального законодательства по обеспечению сохранности персональных данных;
по иным вопросам, относящимся к полномочиям органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля
1.5.1. Права должностных лиц при осуществлении государственного контроля:
1) проверять выполнение требований, установленных федеральными и областными правовыми актами, в рамках предмета государственного контроля;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в присутствии руководителя, иного должностного лица органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
3) запрашивать и получать от руководителя, иного должностного лица органа местного самоуправления все необходимые для достижения целей государственного контроля документы (информацию), а также требовать письменные или устные пояснения от руководителя, иных должностных лиц по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного контроля;
4) осуществлять копирование документов и выносить подготовленные копии за пределы места нахождения и (или) осуществления деятельности органа местного самоуправления для приобщения к материалам проверки;
5) получать доступ к документации, а также письменные или устные разъяснения от органа местного самоуправления по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля;
6) получать доступ к автоматизированным информационным системам органа местного самоуправления в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать электронные копии документов (на собственные носители информации);
7) осуществлять выдачу руководителю органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка, акта проверки с предписанием (в случае выявления нарушений законодательства) по результатам проведения проверки;
8) принимать меры по контролю за устранением органом местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, выявленных нарушений, их предупреждению.
1.5.2. Обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля:
1) соблюдать федеральное и областное законодательство, права и законные интересы органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
2) проводить проверку на основании приказа министерства о ее проведении в соответствии с ее назначением;
3) информировать руководителя органа местного самоуправления в письменной форме о дате проведения проверки, а также ознакомить руководителя органа местного самоуправления с положениями настоящего административного регламента;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа министерства о проведении проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу органа местного самоуправления, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица органа местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, с результатами проверки;
8) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании представителями органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим административным регламентом;
10) не требовать от органа местного самоуправления документов и иных сведений, представление которых не соответствует предмету государственного контроля;
11) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 пункт 1.5.2 дополнен подпунктом 12
12) запрашивать и получать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 пункт 1.5.2 дополнен подпунктом 13
13) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 подраздел 1.5 дополнен пунктом 1.5.3
1.5.3. Должностные лица при осуществлении контроля не вправе:
1) требовать предоставления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
2) требовать предоставления информации, которая была предоставлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
1.6. Права и обязанности должностных лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
1.6.1. Должностные лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вправе:
1) присутствовать при всех действиях в ходе проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по их мнению, для включения в акт проверки;
3) получать от должностных лиц министерства информацию, которая относится к предмету проверки;
4) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц министерства;
5) обжаловать в установленном порядке действия специалистов, осуществляющих проверку;
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 пункт 1.6.1 дополнен подпунктом 6
6) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций или организаций муниципальных образований, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 пункт 1.6.1 дополнен подпунктом 7
7) предоставлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, по собственной инициативе;
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 пункт 1.6.1 дополнен подпунктом 8
8) направлять пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в документах;
Приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80 пункт 1.6.1 дополнен подпунктом 9
9) представлять дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
1.6.2. Должностные лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, обязаны:
1) при проведении проверки обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
2) предоставить должностным лицам министерства, уполномоченным для проведения проверки, документы (информацию), которые относятся к предмету проверки;
3) исполнить в установленный в акте срок предписание министерства об устранении выявленных нарушений.
1.7. Описание результатов исполнения государственной функции
Результатом исполнения государственной функции является:
1) вручение (направление) руководителю, иному должностному лицу органа местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, акта по результатам проверки соблюдения действующего законодательства в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и (или) обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) выдача предписания об устранении выявленных нарушений по результатам проверки руководителю, иному должностному лицу органа местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка;
3) направление в установленном порядке в соответствующие органы информации о нарушениях действующего законодательства органом местного самоуправления с целью принятия мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
4) подготовка справки о результатах осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления по итогам календарного года. В указанную справку включается обобщенная информация:
о количестве проведенных за отчетный год плановых и внеплановых проверок;
о количестве органов местного самоуправления, в деятельности которых нарушения не выявлены;
о количестве органов местного самоуправления, допустивших нарушения в своей деятельности;
о характере выявленных нарушений;
о перечне мер, принятых в связи с выявленными нарушениями (в том числе о количестве направленных запросов об устранении выявленных нарушений, количестве обращений в органы прокуратуры, министерство финансов области и перечне причин, повлекших указанные обращения).
2. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции
2.1.1. Информация о порядке исполнения государственной функции доводится до сведения заинтересованных лиц посредством:
1) опубликования в сети Интернет: на официальном интернет-сайте министерства (http://mszn.amurobl.ru), графика проведения проверок; на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) в сети Интернет (http://www.gosuslugi.ru), на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Амурской области (http://www.gu.amurobl.ru);
2) ответов на письменные обращения, направляемые в министерство по адресу: 675000, г. Благовещенск, ул. Шимановского, д. 8;
3) ответов на письменные обращения, направляемые в министерство по электронной почте: 1000@mszn.amurobl.ru;
4) ответов на обращения по телефону (4162)200 - 258.
Часы работы министерства: пн.-пт. с 9:00 - 18:00, перерыв: с 13:00 - 14:00.
Почтовый адрес министерства: 675000, г. Благовещенск, ул. Шимановского, д. 8.
2.1.2. На интернет-сайте министерства размещается следующая информация:
1) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующих деятельность по исполнению государственной функции;
2) текст настоящего административного регламента с приложениями (полная версия);
3) блок-схема исполнения государственной функции;
4) месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайта и электронной почты, по которым органы местного самоуправления могут получить необходимую информацию.
2.1.3. Консультирование заинтересованных лиц по порядку исполнения государственной функции осуществляется должностными лицами министерства:
1) в письменной форме на основании письменного обращения, в том числе по электронной почте;
2) по телефону;
3) на личном приеме.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения должностные лица министерства подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам, находящимся в компетенции соответствующего отдела. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании отдела, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности лица, принявшего телефонный звонок.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
При невозможности должностного лица, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, обратившемуся гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
2.1.4. Должностные лица министерства проводят консультации по вопросам, касающимся:
1) порядка осуществления государственного контроля в соответствии с настоящим административным регламентом;
2) сроков исполнения государственной функции;
3) порядка обжалования действий, осуществляемых в ходе исполнения государственной функции.
2.2. Сведения о размере платы, взимаемой при исполнении государственной функции
Государственная функция исполняется бесплатно
2.3. Срок исполнения государственной функции
Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в течение всего срока действия законодательства о передачи государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан органам местного самоуправления.
В рамках исполнения государственной функции министерством проводятся плановые и внеплановые проверки.
В отношении одного органа местного самоуправления плановая проверка по исполнению переданных государственных полномочий проводится не более одного раза в два года, а внеплановая по поручению министра (заместителя министра) при выявлении нарушений в деятельности органа местного самоуправления. Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. При этом сроки исполнения государственной функции могут быть следующими:
1) продолжительность мероприятий по контролю в форме документарной проверки составляет не более 30 рабочих дней;
2) продолжительность мероприятий по контролю в форме выездной проверки - не более 2-х рабочих дней;
3) составление акта проверки с предписанием об устранении нарушений и их согласование министром (заместителем министра) - не более 30 рабочих дней.
Общий срок исполнения государственной функции не может превышать 62 рабочих дня.
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Исполнение государственной функции предусматривает осуществление следующих административных процедур:
1) осуществление мониторинга деятельности органов местного самоуправления и составление графика проведения проверок;
2) подготовка к проведению проверки органа местного самоуправления;
3) осуществление проверки деятельности органа местного самоуправления,
4) контроль за исполнением предписания органом местного самоуправления, включая принятие мер в связи с неисполнением предписания.
Блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в Приложении N 1 к настоящему Регламенту.
3.1. Осуществление мониторинга деятельности органов местного самоуправления и составление графика проведения проверок
3.1.1. Основанием для начала осуществления мониторинга деятельности органов местного самоуправления (далее - мониторинг) является наделение министерства полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления по исполнению полномочий, относящихся к предмету государственного контроля.
3.1.2. Мониторинг проводится ежегодно до 01 сентября текущего года и включает в себя сбор, обработку, учет и анализ информации о деятельности органов местного самоуправления по вопросам:
1) опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан - должностные лица отдела опеки несовершеннолетних;
2) использования денежных средств, предусмотренных на исполнение переданных полномочий - должностные лица отдела финансирования социальных выплат и мер социальной поддержки;
3) подготовки кандидатов в замещающие родители - должностные лица ресурсного центра.
3.1.3. Сбор информации о деятельности органа местного самоуправления осуществляется на основании:
отчетных сведений;
реестров;
иной информации о деятельности органов местного самоуправления, представляемой в министерство заинтересованными лицами, которым стали известны факты нарушения органами местного самоуправления действующего законодательства.
Должностное лицо министерства, ответственное за определенное направление деятельности органа местного самоуправления, анализирует полученную информацию о деятельности органа местного самоуправления с целью установления наличия (отсутствия):
нарушений в деятельности органа местного самоуправления;
оснований для осуществления внеплановой проверки;
оснований для осуществления плановой проверки.
Максимальный срок рассмотрения информации о деятельности органа местного самоуправления - 10 рабочих дней с даты ее поступления в министерство.
3.1.4. В случае поступления в министерство обращений от заинтересованных лиц о нарушении прав, законных интересов и государственных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа действиями (бездействием), связанными с несоблюдением органом местного самоуправления действующего законодательства, а также при получении информации, подтверждаемой документами и доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков указанных нарушений, специалист, ответственный за сбор информации по определенным вопросам, информирует о данном факте начальника соответствующего отдела, который доводит полученную информацию в виде служебной записки до министра (заместителя министра). При получении служебной записки о выявленных нарушениях министр (заместитель министра) принимает решение о проведении внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления.
При этом обращение, не позволяющее установить лицо, обратившееся в министерство, а также обращение, не содержащее сведений о фактах несоблюдения органом местного самоуправления действующего законодательства, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
3.1.5. При выявлении в ходе анализа информации о деятельности органа местного самоуправления оснований для проведения плановой проверки, должностные лица министерства, ответственные за определенное направление деятельности органа местного самоуправления, направляют в отдел опеки несовершеннолетних министерства свои предложения в виде служебной записки о включении в план проведения проверок органов местного самоуправления на следующий календарный год.
Кроме того, основанием для включения плановой проверки органа местного самоуправления в план проверок на очередной календарный год является истечение в указанном календарном году двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки органа местного самоуправления по вопросам, относящимся к предмету контроля.
3.1.6. При получении от структурных подразделений министерства предложений о проведении проверок деятельности определенных органов местного самоуправления в следующем году отделом опеки несовершеннолетних министерства готовится проект плана проверок, который до 15 сентября текущего года согласовывается с заместителями министра и передается на утверждение министра.
3.1.7. Ежегодный план проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте министерства в сети Интернет не позднее 01 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
3.2. Подготовка к проведению проверки органа местного самоуправления
3.2.1. Основанием для начала подготовки к проведению проверки органа местного самоуправления является:
1) поручение министра (заместителя министра) - в случае проведения внеплановой проверки;
2) ежегодный план проверок - в случае проведения плановой проверки.
3.2.2. Проверка проводится комиссией, состоящей из должностных лиц структурных подразделений министерства, или без создания комиссии, одним должностным лицом министерства, уполномоченным на ее проведение в качестве проверяющего (далее - комиссия, (проверяющий).
За подготовку приказа о проведении проверки деятельности органа местного самоуправления ответственность возлагается на начальника отдела министерства (либо назначенное им должностное лицо), чьи курируемые вопросы в наибольшей степени подлежат проверке.
3.2.3. Проверка проводится на основании приказа министерства, которым утверждается план-задание проверки.
Приказ и план-задание содержат:
наименование уполномоченного органа;
фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки заинтересованных лиц;
наименование органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
цель проверки;
период, подлежащий проверке;
дата начала и окончания проверки;
основания проведения проверки;
указание на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводится проверка;
перечень вопросов подлежащих проверке;
перечень документов, представление которых необходимо для достижения цели проверки;
перечень итоговых документов по результатам проверки.
3.2.4. Максимальный срок для подготовки приказа - 10 рабочих дней для плановой проверки, 5 рабочих дня с даты принятия решения о необходимости проведения внеплановой проверки.
3.2.5. Для информирования органа местного самоуправления о проведении в отношении него проверки должностное лицо министерства, ответственное за проверку, готовит проект уведомления и передает его для подписания министру (заместителю министра).
В уведомлении министерства указывается основание проведения проверки, вид и форма, период проведения проверки. Уведомление министерства с приложением копии приказа и плана задания направляется в орган местного самоуправления посредством программы "WEB Дело" в срок не позднее 5 рабочих дней до начала проведения плановой проверки и не менее, чем за 1 рабочий день до начала проведения внеплановой проверки.
3.3. Осуществление проверки деятельности органа местного самоуправления
3.3.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является приказ министерства о проведении проверки.
3.3.2 Плановая (внеплановая) проверка органа местного самоуправления проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
3.3.3. Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства. Для проведения документарной проверки должностное лицо министерства, ответственное за подготовку проверки, в уведомлении, сформированном в соответствии с пунктом 3.2.5. настоящего Регламента, указывает перечень необходимых документов для достижения цели проверки и срок представления их в министерство.
Орган местного самоуправления после получения уведомления направляет почтовой или нарочной доставкой запрошенные документы в министерство:
при плановой проверке - в течение 10 рабочих дней;
при внеплановой проверке - в течение 3 рабочих дней.
3.3.4. Выездная проверка проводится по месту нахождения органа местного самоуправления.
По прибытии в орган местного самоуправления должностное лицо, ответственное за подготовку проверки, предъявляет руководителю органа местного самоуправления (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному им должностному лицу служебное удостоверение и заверенную печатью копию приказа министерства о проведении проверки, представляет указанному лицу членов комиссии, информирует указанное лицо о порядке проведения проверки.
3.3.5. В ходе проведения плановой проверки комиссия (проверяющий) в соответствии с планом-заданием:
1) анализирует нормативные и правовые акты органа местного самоуправления на предмет соответствия действующему законодательству;
2) запрашивает для рассмотрения у органа местного самоуправления материалы и документы по вопросам, подлежащим проверке;
3) рассматривает вопросы, подлежащие проверке;
4) проводит консультации со специалистами органа местного самоуправления по вопросам, подлежащим проверке.
В ходе проведения внеплановой проверки специалисты, осуществляющие проверку, проверяют документы, необходимые для подтверждения наличия (отсутствия) нарушений в деятельности органа местного самоуправления или устранения (неустранения) нарушений, выявленных в ходе осуществления плановой проверки, а также для проверки информации, послужившей основанием для проведения внеплановой проверки.
3.3.6. Органы местного самоуправления обязаны вести журнал учета проверок, в котором должностным лицом министерства, ответственным за проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, которая содержит сведения:
1) о наименовании уполномоченного органа на проведение проверки;
2) о датах начала и окончания проведения проверки;
3) об основаниях;
4) о целях;
5) об основных выявленных нарушениях;
6) ФИО специалистов, проводящих проверку.
3.3.7. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах с предписанием об устранении выявленных несоответствий и (или) нарушений (при их наличии), которые направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес руководителя органа местного самоуправления.
В акте проверки указываются:
1) дата составления акта проверки;
2) наименование уполномоченного органа по проведению проверки;
3) дата и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
5) наименование органа местного самоуправления, фамилии, имена, отчества должностных лиц органа местного самоуправления, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных несоответствиях и (или) нарушениях, предписание об их устранении, в котором указывается срок устранения выявленных несоответствий и (или) нарушений.
Акт проверки подписывается проверяющими лицами. В акте проверки также указываются сведения об ознакомлении с актом проверки руководителя органа местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка.
В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений в деятельности органа местного самоуправления министром (заместителем министра) на основании материалов, представленных должностными лицами, ответственными за проведение проверки, устанавливаются сроки предоставления объяснений и устранения выявленных нарушений органом местного самоуправления.
Максимальный срок представления объяснений и устранения выявленных нарушений органом местного самоуправления составляет 30 календарных дней с даты получения акта проверки с предписанием об устранении выявленных несоответствий и (или) нарушений (при их наличии). Продолжительность административных процедур, связанных с составлением акта проверки с предписанием об устранении выявленных несоответствий и (или) нарушений (при их наличии), а также с проведением процедуры согласования министром (заместителем министра) не должны превышать 8 рабочих дней с момента окончания проверки.
После ознакомления или отказа в ознакомлении с актом проверки руководитель органа местного самоуправления второй экземпляр акта проверки направляет в министерство с уведомлением о вручении.
3.4. Контроль за исполнением предписания органом местного самоуправления, включая принятие мер в связи с неисполнением предписания
3.4.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является получение органом местного самоуправления акта проверки с предписанием об устранении нарушений.
3.4.2. Орган местного самоуправления, получивший акт проверки с предписанием об устранении выявленных несоответствий и (или) нарушений (при их наличии), исполняет его к установленному в акте проверки сроку и представляет в министерство отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований (далее - отчет об исполнении предписаний).
Министерство после рассмотрения отчета об исполнении предписания формирует информацию об исполнении предписания органом местного самоуправления, а также вносит соответствующую информацию по исполнению поручений в установленные сроки в реестр проведения контрольных проверок.
3.4.3. В случае невозможности устранения предписания в установленный срок орган местного самоуправления за 5 рабочих дней до истечения срока предоставления отчета об исполнении предписания направляет в министерство ходатайство с просьбой о продлении срока устранения нарушений, указав причины.
Ходатайство о продлении срока устранения нарушений рассматривается в течение 10 рабочих дней. Решение о продлении сроков исполнения предписания принимает министр (заместитель министра).
Максимальных срок, на который может быть продлено исполнение предписания - 30 дней, начиная с даты исполнения поручения, указанной в акте проверки.
3.4.4. Отчет, составленный должностным лицом министерства о результатах проверки органа местного самоуправления с указанием выявленных несоответствий и (или) нарушений (при их наличии), мерах предпринятых к специалистам, допустивших несоответствия и (или) нарушения действующего законодательства (при их наличии), направляется в орган прокуратуры по месту нахождения органа местного самоуправления по истечении 10 дней со дня окончательного срока исполнения предписания.
3.4.5. Если в результате проверки выявлено нарушение по вопросу, входящему в компетенцию иного органа исполнительной власти, должностное лицо, ответственное за обработку результатов проверки, в течение 5 рабочих дней готовит проект письма министерства в соответствующий орган с указанием выявленных нарушений.
4. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
4.1. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами министерства положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений
4.1.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами министерства установленных настоящим Регламентом административных процедур, а также за соответствием решений, принятых в рамках исполнения государственной функции, осуществляется должностным лицом, уполномоченным на осуществление контроля (далее - должностное лицо, осуществляющее контроль).
4.1.2. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок полноты и качества исполнения государственной функции.
4.2. Порядок и периодичность осуществления проверок полноты и качества исполнения государственной функции
4.2.1. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции проводятся ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
4.2.2. В рамках проверки рассматриваются следующие вопросы:
1) соблюдение требований к порядку исполнения государственной функции, срок и последовательности выполнения административных процедур, установленных настоящим Регламентом;
2) исполнение должностными лицами их обязанностей при осуществлении мероприятий по контролю;
3) обоснованность решений, принятых должностным лицом при исполнении государственной функции.
4.2.3. Результаты проверок отражаются отдельной справкой, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
4.3. Ответственность должностных лиц министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
4.3.1. Ответственность должностных лиц министерства устанавливается в их должностных регламентах в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.3.2. Должностные лица, ответственные за организацию исполнения государственной функции, несут персональную ответственность за соблюдение положений настоящего Регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, за обеспечение полноты и качества исполнения государственной функции.
4.3.3. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
4.4.1. Контроль за исполнением настоящего Регламента со стороны граждан, их объединений и организаций является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления обращений в министерство, а также путем обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения настоящего Регламента, в установленном законодательством порядке.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц
5.1. Действия (бездействие), решения осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке. Заявитель вправе обратиться в министерство с жалобой лично или направить в виде почтового отправления либо в электронной форме.
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные действия (бездействие) и (или) решения должностных лиц министерства, принятые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции, нарушение положений настоящего Регламента.
5.3. Основания для приостановления рассмотрения жалобы не установлены.
Жалоба остается без рассмотрения в следующих случаях:
текст письменной жалобы не поддается прочтению;
не соблюдены требования к содержанию жалобы, предусмотренные настоящим пунктом;
если жалоба, подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством;
если заявитель уже обратился с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению, либо по ней вынесено решение;
в жалобе содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в ней не приводятся новые доводы или обстоятельства. Министр (заместитель министра) вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и предыдущие жалобы направлялись в министерство или одному и тому же должностному лицу.
О принятом решении уведомляется заявитель, направивший жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право автора жалобы при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Указанное уведомление должно быть направлено в течение семи дней с момента поступления жалобы.
5.4. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является регистрация соответствующей жалобы в установленном в министерстве порядке делопроизводства.
Жалоба подается в письменной форме и должна содержать:
при подаче физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), при подаче юридическим лицом - его наименование;
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы; либо наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
суть жалобы;
при подаче физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;
дату составления жалобы.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в ней информацию. Жалоба может быть подана заявителем на личном приеме, по почте или по адресу электронной почты.
5.5. При рассмотрении жалобы заявитель имеет право:
представлять документы и материалы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в жалобе;
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц;
получать устную информацию о ходе рассмотрения жалобы по телефонам, а также соответствующую письменную информацию по письменному запросу.
5.6. Заявитель в досудебном (внесудебном) порядке может направить жалобу министру (заместителю министра).
5.7. Поступившая в министерство жалоба рассматривается в соответствии с порядком, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Письменный ответ направляется автору жалобы не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения в министерстве. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу срок рассмотрения может быть продлен уполномоченным на то лицом, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения уведомляется письменно с указанием причин продления.
5.8. По результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе исполнения государственной функции министр (заместитель министра):
признает правомерными действия (бездействие) и решения в ходе исполнения государственной функции;
признает действия (бездействие) и решения неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие), решения должностных лиц министерства, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, в судебном порядке в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
6. Перечень приложений
1. Блок-схема последовательности действий по исполнению государственной функции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден административный регламент исполнения министерством социальной защиты населения контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, соблюдением ими федерального и областного законодательства в данной сфере и устройством детей-сирот.
Государственная функция осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Исполнение государственной функции включает в себя: осуществление мониторинга деятельности органов местного самоуправления, составление плана проверок, осуществление проверки и контроля за исполнением предписания органом местного самоуправления, а также принятие мер в связи с неисполнением предписания.
Общий срок продолжительности проверки не может превышать 62 рабочих дня.
Административный регламент министерства социальной защиты населения Амурской области по исполнению государственной функции "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в том числе соблюдением ими федерального и областного законодательства в данной сфере и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (утв. приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 16 ноября 2016 г. N 332)
Текст административного регламента официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной защиты населения Амурской области от 6 марта 2017 г. N 80