Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобрнауки
Амурской области
от 05.05.2017 N 512
Примерное положение
о привлечении обучающихся общеобразовательных организаций к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
ч. 4 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (ред. от 20.06.2011) "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";
постановлением Минтруда России от 07.04.1999 N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
постановлением Главного государственного санитарного врала Российской Федерации от 29.12.2010 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.
1.3. Общественно-полезный труд обучающихся - составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет - с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.
1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.
1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).
2. Основные задачи
Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:
2.1. Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.
2.2. Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.
2.3. Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.
2.4. Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.
2.5. Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.
3. Содержание и организация общественно-полезного труда
3.1. Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:
учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;
единство учебной и воспитательной работы;
общественно полезная направленность;
творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.
3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:
общественная работа - активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;
дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;
овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии);
перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);
участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели;
ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий);
генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);
мелкий ремонт мебели:
подкручивание болтов, гаек, стяжка металлическим уголком столов и стульев.
3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.
3.4. В начальных классах допускается следующая работа:
в 1 классе - активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;
во 2 - 4 классах - активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;
в 5 - 7 классах - активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии);
посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;
в 8, 9, 10, 11 классах - активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, изготовление учебных макетов и т.д., работа на учебно-опытном участке (при его наличии);
перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.2. В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:
для обучающихся 1 - 4 классов - не более 30 мин.;
для обучающихся 5 - 9 классов - не более 40 мин.;
для обучающихся 10 - 11 классов - не более 60 мин.
3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно-полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.
3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.
3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по учебно-воспитательной и административно-хозяйственной работе.
3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.
3.7. Перед выполнением каждого направления общественно-полезного труда проводится родительское собрание, собрание (классный час) обучающихся, на которых обучающихся и их родителей (законных представителей) знакомят с видами общественно-полезного труда.
3.8. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.
3.9. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:
профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;
развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);
организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.
4. Общие требования безопасности
4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.
4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.
4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.
4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.
4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.
4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.
4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.
4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
4.10. Руководитель общественно-полезного труда обучающихся, назначенный приказом директора общеобразовательной организации, обязан:
нести персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся;
участвовать в разработке плана работы общеобразовательной организации на текущий учебный год и обеспечивать его выполнение;
составлять график работы и распределять обязанности между обучающимися;
проводить инструктажи по технике безопасности со всеми участниками общественно-полезного труда;
следить за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиями труда обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
5. Требования безопасности перед началом работы
5.1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по необходимости надеть перчатки.
5.2. Проверить исправность рабочего инструмента и инвентаря.
5.3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
6. Требования безопасности во время работы
6.1. Соблюдать осторожность при работе с использованием инструмента и инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и своих товарищей.
6.2. Не использовать рабочий инструмент и инвентарь, предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого обучающимися до 10 лет, не должна превышать 400 - 600 г., ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насаженными, немного короче и на 2 - 3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
6.3. При переноске земли, воды и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей:
для обучающихся начальных классов - не более 3 кг,
для обучающихся 14 лет - девушки - 3 кг, юноши - 6 кг,
15 лет - девушки - 4 кг, юноши - 7 кг,
16 лет - девушки - 5 кг, юноши - 11 кг,
17 лет - девушки - 6 кг, юноши - 13 кг.
6.4. Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также после каждых 45 мин. работы делать перерыв на 15 мин. для активного отдыха.
6.5. Общая продолжительность ежедневной работы обучающихся в период летних каникул не должна превышать:
для обучающихся 1 - 2 классов - 40 мин.;
для обучающихся 3 - 4 классов - 1 часа;
для обучающихся 5 - 8 классов - 2 часа;
6.6. Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекол, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, грабель и другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками.
6.7. При работе по прополке во избежание порезов рук работать только в перчатках.
6.8. Запрещается какая-либо работа обучающихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
7. Требования безопасности в аварийных ситуациях
7.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затопления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
7.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
8. Требования безопасности по окончании работы
8.1. Очистить и сдать на хранение рабочий инструмент или сельскохозяйственный инвентарь.
8.2. Тщательно вымыть руки с мылом.
9. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда
9.1. Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:
приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;
приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);
план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;
функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;
инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;
протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;
заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);
журналы проведения инструктажей по технике безопасности;
журнал учета времени практической деятельности обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.