Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3 к постановлению
Администрации города Белогорск
30.08.2017N 2118
Методика
проведения оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком
1. Оценка безопасности ребенка
Оценка безопасности - это выявление и оценка средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью.
Оценка безопасности преследует своей целью выявление ситуаций, в которых необходимо осуществление немедленных интервенций в семью с целью обеспечения безопасности детей.
Еще одной целью оценки безопасности является получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, а также успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью.
Оценка безопасности требует быстрого и точного выявления факторов, способствующих возникновению угрозы жизни ребенка или риску нанесения серьезного вреда его здоровью. Эти факторы называются непосредственными угрозами безопасности ребенка. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.
Таким образом, цель проведения оценки безопасности - тщательное и своевременное определение детей, находящихся в "опасности":
- тех, кто недавно подвергся или на данный момент подвергается физическому или сексуальному насилию;
- тех, чьими нуждами пренебрегают;
- тех, кто, возможно, подвергнется всему вышеперечисленному в ближайшее время.
Факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка: 1. непосредственные угрозы для безопасности ребенка, 2. дополнительные факторы (2а. историческая информация, 2б. детская ранимость) и 3. защитные возможности семьи и ее окружения.
1.1 Непосредственные угрозы для безопасности ребенка.
Угрожать безопасности ребенка может поведение родителей, поведение других членов семьи, обстоятельства, связанные с бытовыми и социальными условиями проживания; так же немедленного вмешательства может требовать состояние здоровья ребенка на момент оценки.
Например:
- Ребенок получил серьезный физический ущерб (либо его состояние требует оказания срочной медицинской помощи);
- Родитель или опекун не смогли, не могут или не смогут защитить своего ребенка от опасного поведения других людей (в том числе, членов семьи), имеющих доступ к ребенку;
- Поведение родителя или опекуна, или же другого лица, имеющего доступ к ребенку, грозит нанесением ребенку серьезных травм;
- Поведение кого-то из членов семьи в доме или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит насильственный или непредсказуемый характер;
- Любой член семьи в доме или другой человек, имеющий доступ к ребенку, имеет абсолютно нереальные ожидания от ребенка;
- Члены семьи или другие люди, имеющие доступ к ребенку, используют алкоголь/наркотики. В состоянии алкогольного/наркотического опьянения не способны контролировать свое поведение;
- Неспособность членов семьи (в том числе, из-за симптомов психического или физического расстройства здоровья) позаботиться о базовых потребностях ребенка несет в себе угрозу его жизни и здоровью;
- Бытовые условия опасны для жизни и здоровья ребенка;
- Насилие в семье предполагает серьезную физическую и или эмоциональную угрозу для ребенка;
- Семья отказывается предоставить возможность общаться с ребенком или есть опасность, что семья исчезнет из-под наблюдения социальных служб;
- Родитель или опекун не может внятно объяснить серьезные повреждения у ребенка или плохое физическое состояние;
- Родитель или опекун не хочет или не может удовлетворить серьезные физические или психические нужды ребенка, что способно нанести вред жизни и здоровью ребенка;
- Ребенок, предположительно, подвергается сексуальному насилию или эксплуатации и обстоятельства предполагают угрозу его безопасности.
- При оценке угроз необходимо помнить, что угрозы для безопасности должны быть оценены в соответствии с возрастом и возможностями конкретного ребенка.
Выявление хотя бы одной угрозы для безопасности ребенка является основанием для составления Плана обеспечения безопасности.
1.2 Дополнительные факторы.
Историческая информация:
В процессе проведения оценки безопасности специалист должен собрать полную информацию о случаях нарушения прав и законных интересов ребенка, которые были ранее выявлены в данной семье.
Наличие случаев жестокого обращения в прошлом позволяет с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать возникновение подобных инцидентов в сходных обстоятельствах в будущем. Поэтому специалист, проводящий расследование сигнала, должен установить причины возникновения случаев нарушения прав ребенка в прошлом в данной семье.
Использование этих данных может помочь интерпретировать вновь полученную информацию и помочь в ее оценке, объясняя происходящее в семье с учетом прошлого опыта.
Анализ причин предыдущих случаев нарушения прав и интересов ребенка в семье может также помочь в определении текущих потребностей семьи и снизить вероятность повторения случаев нарушения прав ребенка в будущем.
Детская ранимость.
Для того чтобы, точно определить уровень непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью ребенка в текущей ситуации, важно знать его возраст, состояние здоровья, состояние и уровень развития.
В большинстве случаев угроза безопасности в семье одинакова для всех детей, однако уровень возможного вреда может варьироваться в зависимости от индивидуальной восприимчивости детей к выявленным в семье непосредственным угрозам безопасности.
Более высокий уровень восприимчивости описывается как степень/уровень уязвимости ребенка перед жестоким обращением. Факторы, которые делают ребенка более уязвимым в отношении жестокого обращения, одновременно повышают риск возникновения таких случаев с этим ребенком. Это связано с тем, что уход за ним сопряжен с большими сложностями по сравнению с другими детьми.
Все дети в возрасте до шести лет (учитывая степень их незрелости во всех сферах развития) обладают повышенной степенью уязвимости перед вредными последствиями жестокого обращения, а детей в возрасте до двух лет следует считать крайне уязвимыми.
К уязвимым группам детей относятся:
- Дети младшего возраста и/или дети со сравнительно невысоким уровнем развития;
- Дети, которые страдают хроническими физическими или психическими заболеваниями;
- Дети, которые отстают в развитии;
- Дети, которые обладают хрупким телосложением или часто болеют;
- Дети, чьи особенности поведения вызывают негативные эмоции у их родителей;
- Дети, которые не в состоянии выразить свои потребности или обратиться за помощью.
1.3 Защитные возможности семьи и ее окружения.
Определение угрозы для безопасности ребенка дает специалисту, который проводит оценку безопасности, только часть информации о том, находится ли сейчас жизнь и здоровье ребенка под угрозой. Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, специалист должен уметь выявлять защитные ресурсы и возможности родственников ребенка, представителей ближайшего окружения семьи. Выявленные ресурсы необходимо задействовать для уменьшения/нейтрализации непосредственных угроз безопасности ребенка.
Если удается найти и использовать эффективный способ сохранения безопасности ребенка в его семье, появляется возможность не наносить ребенку травму, неизбежно возникающую в результате расставания с близкими людьми. Если защитные ресурсы семьи явно недостаточны для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, специалист должен изыскать другие возможности защитить его до момента завершения расследования и детальной оценки положения дел в семье.
Если действия, проводимые по месту проживания ребенка, не позволяют обеспечить безопасность ребенка, должно быть обеспечено его безопасное размещение вне семьи.
Примеры защитных факторов:
- в семье ребенка или в окружении есть взрослые, которые способны и хотят обеспечить ему безопасность;
- члены семьи готовы предпринять немедленные действия по устранению угроз для безопасности ребенка и/или созданию благоприятных условий в доме;
- доступна немедленная помощь родителям в контроле над факторами, несущими угрозу для ребенка (например, привлечение взрослого, который хочет, может, и будет помогать матери воздерживаться от выпивки и, соответственно, потери способности ухаживать за ребенком);
- кто то из членов семьи, готов взять на себя контроль за ситуацией и своевременно сообщать в случае ее ухудшения;
- семья ребенка осознает опасность и стремится помочь защитить ребенка от опасности.
Список не является полным, каждая ситуация должна быть оценена (и, при составлении Плана безопасности, конкретно описана) исходя из ее индивидуальных особенностей
1.4 Требования к Плану обеспечения безопасности ребенка.
Действия по нейтрализации/минимизации угроз, выявленных в процессе оценки безопасности, призваны защитить ребенка на период расследования сигнала и должны быть изложены в плане обеспечения безопасности. Этот план носит краткосрочный характер, его основной задачей является защита ребенка от нанесения серьезного вреда его здоровью до момента завершения более детальной оценки рисков и оценки ситуации в семье, до реализации долгосрочного плана по защите прав ребенка, который позволит устранить риск жестокого обращения с ребенком уже на постоянной основе.
План по обеспечению безопасности должен обладать следующими характеристиками:
- четко определять угрозы для безопасности ребенка;
- быть строго определенным по времени, с установленными сроками выполнения намеченных мероприятий;
- быть реалистичным (чтобы семья могла выполнить его условия и следовать его рекомендациям);
- быть детализированным;
- включать действия по мониторингу исполнения каждого мероприятия плана.
2. Оценка риска жестокого обращения с ребенком
Процедура оценки риска жестокого обращения заключается в проведении последовательной оценки степени выраженности факторов, способствующих возникновению жестокого обращения с ребенком в семье, а также влияющих на его уязвимость ребенка в отношении жестокого обращения.
Для проведения оценки риска специалист должен использовать следующие документы:
- форма "Форма оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком";
- пособие "Методическое руководство для заполнения формы оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком".
Взрослые члены семьи имеют право участвовать в проведении оценки риска жестокого обращения, обсуждая со специалистом результаты его оценки по каждому из рассматриваемых факторов. Такой порядок проведения процедуры помогает родителям понять причины вмешательства специалистов в дела семьи, а специалистам продемонстрировать свою поддерживающую профессиональную позицию.
Специалист должен, в случае, если ему необходимо получить дополнительную информацию, провести опрос представителей ближайшего окружения семьи, специалистов, которые работали с членами семьи (врачи, педагоги, социальные работники, и пр.).
Итоговая оценка является интегральной, получаемой специалистом на основании анализа всего объема собранной информации. Не допускается принятие решения на основании статистической обработки результатов.
Результаты оценки заносятся в "Форму оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком".
2.1 Уровни риска жестокого обращения с ребенком.
Уровень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до высокого.
Высокий уровень риска предполагает, что, если органы, уполномоченные принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то вероятность причинения ему серьезного вреда является значительной (вплоть до нанесения увечий и летального исхода).
Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.
Средний уровень риска предполагает, что, если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. В таких случаях показано вмешательство органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
Это означает, что, несмотря на присутствие факторов риска нарушения прав и законных интересов ребенка, в семье применяются конструктивные схемы поведения и присутствуют другие факторы, которые позволяют в определенной степени контролировать уровень риска.
Низкий уровень риска предполагает, что родители в стрессовых ситуациях могут неэффективно выполнять некоторые родительские обязанности: с задержкой удовлетворять отдельные, важные для здоровья и развития потребности ребенка; использовать физические наказания как способ дисциплинирования ребенка; на некоторое время снижать качество ухода за ним и пр.
При этом есть убедительные факты, свидетельствующие о том, что в целом в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей, родители осознают спорность некоторых своих педагогических приемов. В подобных ситуациях вмешательство органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка, не требуется, родителям должны быть даны рекомендации по обращению за психолого-педагогической помощью или они должны быть взяты на психолого-педагогическое и социальное сопровождение.
Факторы риска нарушения прав и законных интересов ребенка должны оцениваться и ранжироваться независимо друг от друга. Общий риск причинения ребенку вреда является результатом взаимодействия всех выявленных факторов. Несколько факторов умеренного риска могут в своей совокупности дать картину высокого риска. Аналогичным образом присутствие одного сильного нейтрализующего фактора или фактора безопасности может снизить риск до низкого уровня.
Оценка риска жестокого обращения с ребенком
N |
Факторы |
Риск |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
1. |
Возраст |
Грудные дети и дети до шести лет, а также дети, уровень развития которых сопоставим с уровнем развития ребенка младшего возраста. |
Дети школьного возраста. |
Дети младшего подросткового и подросткового возраста. |
|
2. |
Особенности развития и личности ребенка |
Дети с серьезными заболеваниями или отклонениями в развитии (например: ДЦП, синдром Дауна, сильная степень гиперактивности, аутизм, нарушение внимания и др.). Такие дети требуют постоянного внимания со стороны родителей и являются особенно уязвимыми перед внешними стрессовыми факторами, изменениями в привычном окружении. Дети, родители которых считают (обоснованно или нет), что они являются "неправильными" или "дефективными", либо, наоборот, дети с заболеваниями или особыми потребностями, которых родители считают здоровыми и, как следствие, не признают необходимость лечения и соответствующего ухода. |
Дети незначительно отстают в развитии или страдают какими-либо заболеваниями, не требующими неусыпного внимания и контроля со стороны родителей и специалистов (например: небольшая недоношенность; нарушения слуха, зрения в степени, несколько затрудняющей коммуникацию и др.). К категории среднего риска относятся так же новорожденные дети с нарушенным порядком сна и бодрствования, дети, которые проявляют упрямство, самостоятельность, требовательность, что провоцирует родителей на применение травмирующих форм реагирования; хуже приспосабливаются к новым ситуациям. Их родители признают, что ребенку нужен дополнительный уход, но не испытывают чувств растерянности и беспомощности, когда им приходится удовлетворять особые потребности ребенка. |
Дети, которые обычно живут по распорядку; ведут себя предсказуемо; имеют меньше исключительных потребностей; выглядят довольными и счастливыми; легко успокаиваются и менее уязвимы перед негативными последствиями стресса; а также дети, родители которых не считают, что уход за ними сопряжен с какими-либо особыми трудностями. |
|
3. |
Особенность травм //особенности полученных прежде травм |
||||
3.1. Локализация травмы |
В случаях получения ребенком любых ударов по голове, груди или животу и сопряжен с высоким риском нанесения серьезной травмы, т.к. черепно-мозговые травмы и травмы внутренних органов могут привести к смерти или хроническому заболеванию. О высоком уровне риска также говорят следы сильных повреждений (требующих оказания медицинской помощи) на любой части тела. |
При наличии на коже следов наказания на ягодицах и бедрах, плечах, предплечьях и при отсутствии других травм. |
Отсутствие травм. При обнаружении травм на разных частях тела необходимо оценить каждую.
|
||
3.2. Тип травмы |
При получении ребенком серьезных травм и травм, сопряженных с риском для жизни, таких, как ожоги разного происхождения; гематомы, возникшие в результате нанесения ударов кулаками в область живота; травмы, нанесенные колющими и режущими предметами. Подобные травмы могут свидетельствовать об эмоциональной неустойчивости и нерациональности поведения родителей. |
При наличии следов от ударов ремнем и подобными гибкими предметами; ссадины, царапины на ягодицах, спине, ногах, руках указывают на применение избыточной силы при физическом наказании. К среднему риску так же можно отнести опрелости у маленьких детей, возникшие в результате отсутствия необходимого ухода. |
Отсутствие травм. При обнаружении нескольких типов травм необходимо оценить каждую. |
||
3.3. Частота нанесения травмы |
При частом применении физических наказаний, при применении наказаний с избыточной силой в процессе дисциплинирования ребенка. |
В семье, которая, в целом, является функциональной. Но при этом зафиксированы единичные случаи чрезмерных физических наказаний. |
Отсутствие случаев нанесения травм. |
||
4. |
Особенность поведения родителей, говорящие о возможности жестокого обращения Особенности поведения родителя необходимо оценить в целом, с точки зрения вероятности возникновения любого вида жестокого обращения с ребенком (как со стороны родителей, так и со стороны других лиц, имеющих к ребенку свободный доступ). При оценке следует учесть, что одни и те же поступки родителей могут с большей или меньшей вероятностью привести к причинению ребенку вреда в зависимости от обстоятельств, при которых они происходят. Если родители, действуя в соответствии со своими культурными установками, прибегают к телесному наказанию как к законному и необходимому средству защиты своего ребенка от грозящих ему опасностей, с целью наложения определенных ограничений на его поведение, такой ребенок подвержен меньшему риску, чем ребенок, которого родители регулярно подвергают его телесным наказаниям без объяснений его причин. |
Способность управлять эмоциями (к высокому риску относятся родители, которые могут в гневе совершать неконтролируемые действия, о которых позже сожалеют, либо родители, которые не могут справиться с подавленностью и печалью, и игнорируют ребенка) Способность оградить ребенка от потенциальной опасности со стороны третьих лиц (высокий риск - в ситуациях, когда родитель часто меняет сексуальных партнеров, либо переезжает с места на место, либо поручает в свое отсутствие ребенка людям, которые недоброжелательно относятся к ребенку, или вовсе незнакомым гражданам и т.д.). Способность придерживаться постоянных требований и создавать понятные правила для ребенка (высокий риск - если семья переезжает с места на место, часто в незнакомое жилье, к незнакомым людям, родители предъявляют к ребенку противоречивые требования и т.д.) - Употребление алкоголя/наркотиков. Высокий риск возникает в ситуациях, когда родитель употребляет ПАВ в степени, влекущей за собой появление одной или нескольких вышеуказанных особенностей поведения, либо неспособность заботиться о ребенке в соответствии с его потребностями. |
|
|
|
5. |
Степень выраженности признаков эмоционального вреда |
Родители часто прибегают к телесным наказаниям, делают это без каких-либо очевидных причин, а в остальное время унижают или игнорируют ребенка. В этом случае у ребенка ярко проявляются поведенческие и эмоциональные признаки жестокого обращения. |
Родители адекватно удовлетворяют возрастные потребности ребенка, например, в питании, медицинском обслуживании, образовании, но часто применяют телесные наказания, которые оставляют на теле ребенка синяки (гематомы). В результате у ребенка могут ситуативно появляться особенности поведения или состояния, относящиеся к признакам жестокого обращения, особенно в случаях, когда наказание вероятно. |
Отдельные случаи физического наказания или неудовлетворения отдельных потребностей детей имеют место. При этом в семье, в целом, позитивная эмоциональная атмосфера, риск возникновения эмоциональных расстройств или причинения психологического вреда детям низкий. |
|
6. |
Индивидуальные особенности родителей |
||||
6.1. Готовность родителей признать риск причинения ребенку вреда
Степень, с которой родитель готов вмешаться в ситуацию в интересах ребенка и устранить условия, приведшие к жестокому обращению, является важнейшим фактором оценки уровня риска. |
Родители отказываются признать факт, создающий риск жестокого обращения с ребенком; выдумывают неправдоподобные истории, пытаясь объяснить травму или заболевание ребенка; не признают, что ребенок нуждается в защите; родители признают существование потенциально опасной ситуации, но отрицают, что это подвергает риску их ребенка. |
Родители признают, что ребенок получил или может получить травму, но у них отсутствует готовность или способность изменить сложившуюся ситуацию. Такие родители могут предпринять усилия к тому, чтобы осуществить необходимые изменения, частично завершить эти усилия или осуществить некоторые из необходимых изменений, тем самым снизив уровень риска, но не устранив его до конца. Например, родитель выражает сожаление по поводу полученных ребенком травм, но говорит, что не знает, как можно изменить ситуацию, или не верит, что ее можно изменить. |
Родители без всяких оговорок признают, что они обязаны принимать меры по защите своего ребенка, и уже предпринимают необходимые действия. Присутствуют признаки, свидетельствующие о низком риске повторения случаев нарушения прав и интересов ребенка, в том числе, жестокого обращения с ним (см. ниже). Признаки низкого риска повторного нанесения вреда ребенку: - Присутствие рядом с ребенком родителей, готовность при помощи/ в присутствии специалиста изменить опасную для ребенка ситуацию. - Вербальные и эмоциональные реакции родителей указывают на то, что они переживают из-за полученной ребенком травмы, чувствуют свою вину и ответственность. - Родители демонстрируют искреннее сочувствие ребенку и выказывают желание изменить ситуацию, либо свое поведение. - Родители проявляют готовность сотрудничать со специалистом, принять его помощь с целью не допустить повторения случаев жестокого обращения с ребенком. - Родители допускают нарушение прав и интересов ребенка только в тех случаях, когда они находятся в ситуации сильного стресса, в других случаях справляются со своими родительскими обязанностями и проявляют сочувствие к ребенку. - Родитель, не причастный к выявленному случаю нарушения прав ребенка, инициирует и активно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка от повторных случаев нарушения его прав и интересов, в том числе, жестокого обращения с ним. |
||
6.2. Заболевания, влияющие на поведение родителей |
Родители страдают заболеванием, которое резко снижает уровень их функциональности, при этом они отрицают существование проблемы, не обращаются за медицинской помощью или не выполняют предписаний врача. К этой категории также относятся родители, которые отрицают, что их заболевание или поведение отрицательно сказывается на качестве их ухода за ребенком. |
Родители страдают менее серьезными заболеваниями, которые не мешают им удовлетворять базовые потребности ребенка, либо симптомы которых успешно купируются, когда они принимают необходимые лекарственные средства или получают помощь извне. |
У родителей есть заболевания/нарушения /травмы, которые не снижают уровень их функциональности, или когда симптомы таких заболевании/нарушений полностью купируются медикаментозным лечением, терапией или сторонней поддержкой. Среди конструктивных моделей поведения родителей отмечаются следующие: Родители признают, что их состояние оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком. Родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача. Родители принимают от других людей помощь в выполнении тех своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно. Второй родитель или другой взрослый член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей. |
||
6.3. Родительские навыки воспитания Крайне редко в своей практике специалисты встречаются с родителями, которые ничего не знают о потребностях ребенка, не умеют ухаживать за ним и не стремятся дать ребенку необходимое. Дети в таких семьях не могут прожить даже несколько недель. Чаще встречаются ситуации, когда родителю не хватает отдельных навыков, необходимых для заботы или воспитания. Для оценки родительских навыков нужно представлять, какие именно навыки относятся необходимому спектру. Ниже перечислены основные необходимые навыки: - Базовый уход за ребенком: кормление и питание, купание, одевание, соблюдение режима дня; удовлетворение медицинских потребностей; соблюдение правил личной гигиены; - Формирование привязанности: родитель берет ребенка на руки, прижимает его к себе, говорит и играет с ним, адекватно реагирует на посылаемые ребенком сигналы и попытки пообщаться; - Поддержание дисциплины: установление и соблюдение ограничений, управление поведением, последовательность используемых подходов, эффективность методов поддержания дисциплины; - Достаточность надзора и способность родителя распознавать ситуации, связанные с повышенным риском, и защищать ребенка в таких ситуациях; - Способность родителя способствовать развитию ребенка: использование игр, книг, игрушек, предметов домашнего обихода, телевидения, межличностных игр и других взаимодействий с ребенком в целях развития его когнитивных, социальных и языковых навыков; - Степень строгости и реалистичности требований, которые родитель предъявляет к поведению ребенка, с учетом возраста и уровня развития ребенка. В группе высокого риска может оказаться как родитель, у которого недостаточно развит или отсутствует один навык, так и тот, у которого недостаточно развиты несколько. Оценка не может проводиться по количественному критерию, а должна опираться на то, насколько недостающие или отсутствующие навыки влияют на состояние здоровья и развития ребенка. |
Способы заботы о ребенке или его воспитания, имеющиеся у родителей, создают прямую угрозу его жизни и здоровью. |
Родители слабо владеют отдельными родительскими навыками. К этой категории относятся: - родители, которые осознают необходимость поддержания дисциплины, но используют недейственные (непонятные ребенку, либо не соответствующие возрасту) методы; - родители, которые, в целом, желают ребенку благополучия, однако кормят его неполноценно, но не по причине недостатка средств, а по другим соображениям, либо по причине отсутствия знаний; - пытаются присматривать за своими детьми или поддерживать дисциплину, но не могут контролировать поведение детей; - родители, которые хотят способствовать развитию ребенка, но не знают, какие условия необходимы для нормального роста и развития детей - и т.д. |
Родители в достаточной мере владеют навыками воспитания и в состоянии удовлетворять базовые потребности своих детей. При этом они могут не обладать достаточными знаниями, действовать интуитивно, а в стрессовых ситуациях могут неэффективно исполнять некоторые родительские функции. Сюда относятся и те случаи, когда культурные/национальные/религиозные нормы, разделяемые семьей, связаны с насильственными приемами воспитания детей.
Существует ряд факторов, которые следует квалифицировать как сильные стороны семьи, даже если усилия родителей, направленные на воспитание детей, неэффективны или не соответствуют уровню их развития. К ним относятся: - Родители выражают желание научиться качественно заботиться о своих детях. - Родители, проявляющие искреннюю заинтересованность в том, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми. - Родители демонстрируют здоровую привязанность к своим детям. Информацию, необходимую для проведения оценки по этому фактору, можно получить в процессе наблюдения за родителями в моменты, когда они кормят, купают, воспитывают своих детей или играют с ними. Можно расспросить родителей о том, какие методы воспитания детей они предпочитают. Наиболее информативными будут ответы на открытые вопросы, например: "Что вы делаете, когда ваш ребенок капризничает или упрямится в неподходящее время?" или "Как вы поступаете, когда ребенок мочится в кровать?" |
||
7. |
Свобода доступа к ребенку |
Когда человек, чьи действия (или бездействия) причинили ребенку вред, не контролируется членами семьи. Так бывает, если: - это один из родителей или членов семьи. Тогда этот человек находится в доме или может легко оказаться с ребенком наедине. Взрослый человек может прибегнуть к насилию, если кто-либо попытается воспрепятствовать его действиям. - в случаях, если семья живет в коммунальной квартире, где трудно обеспечить жесткие границы. - это один из родственников, постоянных друзей или гостей семьи. - это малознакомый человек, которому родители периодически поручают заботу о ребенке. И другое. Список не является полным. К высокому риску так же относятся ситуации, когда родитель проживает с ребенком наедине, так как в этом случае отсутствует возможность воспользоваться поддержкой и помощью при необходимости и у родителя, и у ребенка. |
Когда человек, чьи действия (или бездействия) причинили ребенку вред, имеет ограниченный доступ к ребенку, а другие члены семьи готовы обеспечить ребенку безопасность или достаточный уход, но не уверены, что это им удастся.
|
Когда человек, чьи действия причинили ребенку вред, находится далеко от ребенка и его возвращение не ожидается и/или когда члены семьи готовы и способны помешать ему получить доступ к ребенку. Человек, чьи действия (или бездействия) причинили ребенку вред, находится в доме, но члены семьи могут проследить за тем, чтобы он не оставался наедине с ребенком, и/или ребенок может себя защитить. |
|
8. |
Бытовые условия и окружение |
Жилье непригодно для проживания семьи с ребенком данного возраста. (Например, для новорожденного: нет отопления, нет источника воды, в наличии опасные животные (например, крысы), нет света и т.д.) Следует учесть при оценке, что для детей разного возраста не одинаковы требования к бытовым условиям. К высокому уровню, так же, могут относиться ситуации, когда семья живет в неблагоприятном социальном окружении (соседи, компании посторонних, регулярно собирающихся в данном подъезде или дворе и т.д.), способном на агрессивные, непредсказуемые и насильственные действия. |
Жилье нуждается в ремонте и проживание в нем угрожает здоровью или безопасности ребенка, но оно может быть приведено в состояние, обеспечивающее потребности ребенка. |
Бытовые условия не представляют серьезной угрозы здоровью или безопасности ребенка. Важно принимать во внимание мнение родителей о том, какие условия проживания можно считать безопасными для детей. Если бедность или другие социальные факторы ограничивают возможности родителей в плане перемещения семьи в более безопасное жилье, родители с достаточным уровнем компетентности стремятся самостоятельно устранить наиболее очевидные риски даже в некачественном жилье. |
|
9. |
Предыдущие сообщения или случаи жестокого обращения |
Когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, неоднократно поступали подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, и они были вынуждены принимать меры в отношении данной семьи. |
Когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, либо неоднократно поступали не подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, либо подтвердившиеся сигналы о случаях жестокого обращения с ребенком, которые не привели к серьезным негативным последствиям для ребенка. При этом органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, уже, возможно, оказывали помощь семье. |
Когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, либо неоднократно поступали не подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, либо подтвердившиеся сигналы о случаях жестокого обращения с ребенком, которые не привели к серьезным негативным последствиям для ребенка. При этом органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, уже, возможно, оказывали помощь семье. |
|
10. |
Восприимчивость к кризисам Степень, в которой семья подвержена кризисам, определяется тремя переменными факторами: наличием и количеством стрессогенных событий, переживаемых семьей в течение последнего времени (1,5 - 3 года), восприятием стрессовой ситуации родителями и наличием у семьи возможности (и готовности) прибегнуть к помощи извне с целью разрешения стрессовой ситуации. |
Когда семья постоянно живет в условиях сильного стресса, обладает ограниченными и неадекватными адаптивными навыками и не имеет (или почти не имеет) возможности прибегнуть к сторонней помощи. К этой категории относятся также семьи, которые сознательно отказываются от сторонней помощи или предпочитают самоизоляцию. |
Когда семья живет в условиях значительного стресса и в целом справляется с возникающими перед ней проблемами. однако прослеживается связь между появлением (усилением, снижением адекватности) наказаний или ухудшением качества ухода за ребенком и событиями, которые переживает семья. Если наказания (ухудшение качества ухода) появились/участились после наступивших стрессогенных событий, то это свидетельствует о том, что семья справляется со стрессом с большим трудом. В этой ситуации появление дополнительного стресс-фактора или утрата одного из существующих ресурсов помощи может спровоцировать обострение кризиса, срыв адаптации. |
Когда потребности семьи удовлетворяются, и семья живет в условиях сравнительно небольшого внешнего стресса, имеет и активно использует хорошо развитые и надежные системы поддержки и эффективные индивидуальные адаптивные навыки. Наличие в семьях, живущих в условиях сильного стресса, конструктивных адаптивных навыков (даже если они существуют лишь в зачаточной форме) представляет собой важное положительное качество. Такие семьи обращаются за сторонней помощью; эффективно используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, какими бы ограниченными они ни были; по мере возможности избегают стрессовых ситуаций; используют различные методы разрешения проблемных ситуаций; проявляют готовность применить новые решения сложных проблем. Специалисты могут оказать таким семьям помощь в расширении их возможностей по адаптации к сложным жизненным условиям и в разрешении проблемных ситуаций. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.