Решение Амурского областного суда
от 3 августа 2017 г.
по делу N 3а-110/2017
Амурский областной суд в составе: председательствующего судьи Никитина В.Г., при секретаре Третьяковой Н.А.,
с участием представителей СПК "Движение" Хидоятовой Е.Ю. и Боярова А.В., представителя правительства Амурской области Доминой Т.В., представителя министерства природных ресурсов Амурской области Ковалевской П.П., прокурора Дегтяренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Движение" к правительству Амурской облаете о признании недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
СПК "Движение" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 1.5 Порядка использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд, утвержденного постановлением правительства Амурской области от 28 января 2014 года N 30. В обоснование требований было указано, что СПК "Движение" осуществляет свою деятельность на землях сельскохозяйственного назначения, в границах которых имеются карьеры для добычи песка. При этом у предприятия имеется необходимость использования указанного общераспространенного полезного ископаемого (ОРПИ) для собственных нужд. Постановлением правительства Амурской области от 28.01.2014 N 30 был утвержден Порядок использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд. Исходя из подпункта "в" пункта 1.5 Порядка одним из обязательных условий использования ОРПИ для собственных нужд является наличие соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (добыча ОРПИ), установленного в отношении земельного участка, в пределах которого расположен предполагаемый участок добычи ОРПИ. Административный истец полагает, что выполнение указанного условия приведет к изъятию земельных участков, в границах которых предполагается добыча ОРПИ для собственных нужд, из оборота как земель сельскохозяйственного назначения. Названная норма противоречит требованиям Закона Российской Федерации "О недрах" и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995).
В судебном заседании представители СПК "Движение" настаивали на заявленных требованиях, в дополнение пояснили, что добыча ОРПИ необходима предприятию не для извлечения прибыли, а для устройства полевых дорог, используемых в том числе органами МЧС для тушения пожаров и проезда к населенным пунктам в случае подтопления основных дорог.
Представители правительства Амурской области и министерства природных ресурсов Амурской области возражали относительно удовлетворения требований СПК "Движение", полагая, что административным истцом не представлено достоверных доказательств нарушения своих прав оспариваемой нормой Порядка использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд. СПК "Движение" является коммерческой организацией и не имеет правовых оснований для добычи ОРПИ в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "О недрах". Кроме того, определение вида разрешенного использования земельного участка не связано с отнесением земель к определенной категории.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, СПК "Движение" является коммерческой организацией, созданной гражданами в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Растениеводство и животноводство отнесены Уставом данного кооператива к числу основных видов его деятельности.
Указанная деятельность осуществляется СПК "Движение" на земельных участках, расположенных в Завитинском районе Амурской области: площадью 2659 га с кадастровым номером 28:12:021211:3 (принадлежит на праве аренды), площадью 5515 га с кадастровым номером 28:12:000000:870 (принадлежит па праве собственности). Исходя из кадастровых паспортов данные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением правительства Амурской области от 28.01.2014 N 30 утвержден Порядок использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд.
Первоначальный текст документа был опубликован 5 февраля 2014 года в издании "Амурская правда", N 20.
В силу пункта 1.3 названного Порядка собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд ОРПИ, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров.
Под использованием для собственных нужд ОРПИ и подземных вод понимается их использование Владельцами для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка достаточными и обязательными условиями использования ОРПИ для собственных нужд в соответствии с настоящим Порядком являются:
а) использование ОРПИ для собственных нужд в соответствии с требованиями пунктов 1.3 и 1.4 настоящего Порядка;
в) наличие соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (добыча ОРПИ), установленного в отношении земельного участка, в пределах которого расположен предполагаемый участок добычи ОРПИ;
д) обеспечение норм и правил ведения работ, действующих в сфере недропользования, строительства и экологии;
с) обеспечение по завершении использования ОРПИ рекультивации земельного участка в соответствии с нормами и правилами;
ж) направление уведомления министерству природных ресурсов Амурской области о начале использования ОРПИ для собственных нужд (уведомление не требуется при использовании ОРПИ для собственных нужд в объеме, не превышающем 50 куб. м за весь период аренды, землепользования, землевладения земельным участком, извлеченном с площади до 50 кв. м).
В рамках настоящего дела СПК "Движение" оспаривает подпункт "в" пункта 1.5 указанного Положения, полагая, что данная норма ограничивает его право па добычу ОРПИ для собственных нужд в границах земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из части 1 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая пояснения представителей СПК "Движение" о наличии в границах используемых для сельскохозяйственной деятельности земельных участков карьеров для добычи песка и необходимости добычи данного ОРПИ для собственных нужд, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт может быть применен в отношении административного истца. В этой связи кооператив был вправе обратиться с настоящим административным исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9).
В развитие данной конституционной нормы Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1, определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, устанавливает в целях обеспечения защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В качестве исключения из общего правила о возможности пользования недрами на основании лицензии положения статьи 19 названного Закона предусматривают, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
При этом указанная норма не содержит каких-либо требований к категории или виду разрешенного использования земельного участка, в границах которого допускается добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, тем самым допуская осуществление данного вида деятельности наряду с использованием соответствующего земельного участка его собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором по целевому назначению.
Согласно частей 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями па водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, храпения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Исходя из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540) сельскохозяйственное использование земельного участка как вид разрешенного использования предполагает ведение сельского хозяйства и включает в себя:
- растениеводство;
- выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур;
- овощеводство;
- выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур;
- садоводство;
- выращивание льна и конопли;
- животноводство;
- скотоводство;
- звероводство;
- птицеводство;
- свиноводство;
- пчеловодство;
- рыбоводство;
- научное обеспечение сельского хозяйства;
- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции;
- ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
- питомники;
- обеспечение сельскохозяйственного производства.
Между тем, по смыслу оспариваемого подпункта "в" пункта 1.5 Порядка добыча в границах земель сельскохозяйственного назначения общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд предполагает изменение не только вида разрешенного использования, но и их категории, что в целом приведет к невозможности использования соответствующего земельного участка в перечисленных целях и по существу изъятию из сельскохозяйственного оборота.
В этой связи суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы требованиям федерального законодательства, в частности статье 19 Закона Российской Федерации "О недрах".
В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах, требования СПК "Движение" подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете "Амурская правда", в которой был обнародован оспариваемый нормативный правовой акт.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования сельскохозяйственного производственного кооператива "Движение" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт "в" пункта 1.5 Порядка использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд, утвержденного постановлением правительства Амурской области от 28 января 2014 года N 30.
Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Амурская правда".
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 августа 2017 года.
Председательствующий |
Никитин В.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Амурского областного суда от 3 августа 2017 г. по делу N 3а-110/2017
Текст решения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 января 2017 г.