Постановление Правительства Амурской области
от 26 сентября 2018 г. N 472
"Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2020 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" и во исполнение условий Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Амурской области от 09.02.2018 N 01-01-06/06-56 Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2020 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области Т.Г. Половайкину.
Временно исполняющий обязанности губернатора Амурской области |
В.А. Орлов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Амурской области
от 26 сентября 2018 г. N 472
Программа
оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2020 годы
I. Общие положения
Настоящая Программа оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2020 годы (далее - Программа) направлена на формирование бюджетной политики Амурской области, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Амурской области для укрепления устойчивости бюджетной системы Амурской области.
Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Амурской области в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Амурской области и эффективного использования бюджетных средств путем осуществления мер, направленных на социально-экономическое развитие региона в финансовой и бюджетной сферах, мобилизацию доходов, оптимизацию и приоритизацию расходов бюджетов бюджетной системы Амурской области, снижение долговой нагрузки, на период до 2020 года.
II. Характеристика текущего состояния государственных финансов и анализ результатов реализации подготовленных ранее программ и планов
С 2015 года в Амурской области реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Амурской области, утвержденный распоряжением Правительства Амурской области от 15.05.2015 N 64-р (далее - План). Распоряжением Правительства Амурской области от 26.12.2016 N 158-р срок реализации мероприятий Плана продлен до 2019 года.
С учетом проблем несбалансированности бюджета Амурской области в рамках Плана Правительство Амурской области совместно с исполнительными органами государственной власти Амурской области реализует комплекс мер, направленных на мобилизацию источников доходов, оптимизацию расходных обязательств и сдерживание темпов роста государственного долга Амурской области, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга Амурской области.
Финансовая ситуация в Амурской области постепенно - улучшается. Есть позитивные результаты и тенденции к стабилизации регионального бюджета.
Динамика налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год по темпам роста доходов составила 10,3% к уровню 2015 года, за 2017 год - 8,2% к уровню 2016 года.
Удалось снизить задолженность региона по долговым обязательствам. По итогам 2017 года государственный долг сложился в объеме 27,7 млрд. рублей, или 72,5% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, что на 22,9% ниже уровня 2015 года. Структура государственного долга улучшилась за счет получения бюджетных кредитов из федерального бюджета и погашения коммерческих кредитов. Долговые обязательства перед банками за 2017 год составили 9,1 млрд. рублей, или 33% в структуре государственного долга, что ниже уровня 2015 года на 10,7 млрд. рублей.
Информация о показателях исполнения областного бюджета за 2015 - 2017 годы представлена в таблице.
Таблица
Информация о показателях исполнения областного бюджета за 2015 - 2017 годы
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Доходы |
44 035,4 |
48 534,2 |
49 062,9 |
в том числе: |
|
|
|
Налоговые и неналоговые доходы |
31 969,6 |
35 267,7 |
38 174,3 |
Безвозмездные поступления |
12 065,8 |
13 266,5 |
10 888,6 |
Расходы |
47 596,8 |
48 413,3 |
46 234,2 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-3 561,4 |
120,9 |
2 828,7 |
Объем государственного долга на конец периода |
30 484,9 |
30 602,7 |
27 665,8 |
Отношение объема государственного долга к собственным доходам, процент |
95,4% |
86,8% |
72,5% |
Несмотря на проделанную работу, детальный анализ оценки состояния расходной части бюджета показывает, что принятые меры не принесли достаточного эффекта.
Амурская область по-прежнему относится к регионам, имеющим высокий уровень государственного долга.
Большая нагрузка на бюджет обусловлена необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений (указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации). Прирост собственных доходных источников был направлен на покрытие значительно возросших текущих расходов, в первую очередь - на повышение заработной платы с начислениями (с 2013 года на эти цели направлено более 5 млрд. рублей), социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
III. Направления работы по увеличению доходов консолидированного бюджета Амурской области
Крупнейшими налогоплательщиками региона на протяжении последних лет остаются предприятия энергетики, транспорта, строительной и добывающей отраслей.
Основная роль в формировании доходов консолидированного бюджета Амурской области принадлежит налоговым доходам. В 2017 году на их долю приходилось 92,3% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов. Более 85% поступлений налоговых доходов обеспечено за счет четырех крупнейших доходных источников - налога на доходы физических лиц (38,8%), налога на прибыль организаций (24,0%), акцизов (5,5%), налога на имущество организаций (16,8%).
В соответствии с Планом Правительством Амурской области реализованы следующие мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Амурской области:
1. В Амурской области реализуется 4 крупных инвестиционных проекта: космодром "Восточный", Нижне-Бурейская ГЭС, магистральный газопровод "Сила Сибири" и Амурский газоперерабатывающий завод. В 2017 году от реализации этих проектов в областной бюджет поступило налогов на сумму 1 944,8 млн. рублей с ростом к уровню 2016 года 143,9%. Сумма дополнительных доходов составила 593,1 млн. рублей.
2. Правительством Амурской области совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области и Министерством обороны Российской Федерации проведена работа по снижению задолженности в бюджет по земельному налогу за земли обороны. В результате этой работы в бюджеты муниципальных образований Амурской области поступили средства в объеме 113,9 млн. рублей.
3. В результате проведения мероприятий по легализации теневой занятости в 2017 году в бюджет дополнительно поступило 50,7 млн. рублей.
4. Проведена работа в отношении эффективного использования областного имущества. На начало 2017 года на балансе областных организаций находился 81 высвобожденный неиспользуемый объект. За прошедший год высвобождено 17 объектов и вовлечено в хозяйственный оборот 42 объекта. Это позволило сократить расходы областного бюджета на содержание данного имущества в размере 6,5 млн. рублей и получить доход от продажи в размере 93,8 млн. рублей.
5. Продолжается совместная работа с органами местного самоуправления по выявлению неучтенных для целей налогообложения объектов. За 2017 год дополнительно вовлечено в налоговый оборот 2193 объекта недвижимости и 3654 земельных участка. Дополнительные доходы местных бюджетов от вовлечения этих объектов в 2018 году составят порядка 10,1 млн. рублей.
6. В результате мероприятий, проведенных с органами местного самоуправления, по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество муниципальных образований и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, поступили доходы в сумме 24,2 млн. рублей.
7. За счет повышения эффективности работы административных комиссий по итогам 2017 года в бюджет Амурской области поступило административных штрафов на сумму 0,9 млн. рублей. Это на 0,4 млн. рублей, или 87% больше, чем за 2016 год.
В итоге реализация Плана позволила в 2017 году дополнительно привлечь в доход консолидированного бюджета Амурской области 876,1 млн. рублей.
Реализация указанных мероприятий носит долгосрочный характер, поэтому работа будет продолжена в 2018 году и последующих периодах.
В частности, для снижения выпадающих доходов областного бюджета будет продолжена работа по отмене неэффективных налоговых льгот, а также постановке на налоговый учет объектов, вводимых в ходе реализации крупных инвестиционных проектов. Планируется проводить мероприятия по легализации теневой занятости. Результатами проводимой работы должны стать увеличение платежей в бюджет Амурской области, рост прозрачности основных показателей деятельности соответствующих секторов экономики.
IV. Направления работы по повышению эффективности расходов консолидированного бюджета Амурской области
С 2017 года реализуется Программа оптимизации расходов бюджета Амурской области на 2017 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2017 N 146 (далее - Программа оптимизации), которая является продолжением проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует отдельные мероприятия Плана. В 2017 году в результате реализации Плана и Программы оптимизации получен бюджетный эффект в объеме 440,3 млн. рублей.
Основными приоритетами бюджетной политики в части оптимизации бюджетных расходов на период реализации Плана и Программы оптимизации является принятие мер по оптимизации расходования бюджетных средств по следующим направлениям.
1. Государственная и муниципальная служба
По данному блоку мероприятий достигнуто сокращение расходов на государственное управление в целом за 2017 год на 22,2 млн. рублей.
Наиболее эффективным мероприятием Программы оптимизации стало "Уменьшение фонда оплаты труда на сумму экономии по незамещенным вакантным должностям". В результате анализа динамики вакансий в исполнительных органах государственной власти Амурской области принято решение о направлении экономии по фонду оплаты труда, образовавшейся по вакансиям, не замещенным более двух месяцев, на иные социально значимые направления. В итоге реализация данного мероприятия за 2017 год позволила перераспределить 11,4 млн. рублей.
Исполнение мероприятий Программы оптимизации "Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Амурской области, в целях организации деятельности органов государственной власти Амурской области" и "Проведение работы с органами местного самоуправления по выведению непрофильных специалистов из органов местного самоуправления (например, в результате передачи функций в многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению)" позволило получить в 2017 году бюджетный эффект в сумме 8,5 млн. рублей и 2,3 млн. рублей соответственно.
Несмотря на достигнутые результаты, сегодня целью стратегических задач развития Амурской области является повышение общей эффективности работы исполнительных органов государственной власти Амурской области за счет снижения издержек и зарегулированности процессов, изменения структуры указанных органов.
Таким образом, реализация мероприятий Программы по данному разделу направлена не только на оптимизацию расходов на государственное управление, но и на повышение качества управления.
2. Оптимизация бюджетной сети
По результатам оптимизации бюджетной сети достигнуто сокращение расходов в 2017 году на 88,1 млн. рублей.
Наиболее эффективным мероприятием Программы оптимизации в 2017 году являлась "Оптимизация расходов на оплату труда работников бюджетной сети в части фонда стимулирующих выплат по учреждениям и сокращения численности". Несмотря на то, что значительная часть мероприятий по оптимизации бюджетной сети была проведена в 2015 - 2016 годах, бюджетный эффект в 2017 году в сравнении с 2016 годом составил 53,1 млн. рублей. Значение показателя обусловлено оптимизацией вакантных ставок в учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области.
Реализация мероприятия Программы оптимизации "Установление моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы, за исключением случаев реализации мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях и учреждениях социального обслуживания, передачи функций от государственных органов в учреждения, возложения новых полномочий в соответствии с федеральным законодательством, создания новых объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов на территории области" позволила не допустить роста численности работников в учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Амурской области. Контроль за соблюдением данного мероприятия в 2017 году производился ежеквартально.
Реализация мероприятия Программы оптимизации "Увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений" позволила в 2017 году получить бюджетный эффект в размере 17,6 млн. рублей за счет увеличения объема оказания платных услуг, что позволило не только увеличить объем дополнительных средств, но и повлияло на эффективное использование государственного имущества бюджетными и автономными учреждениями (сократилась доля расходов на содержание имущества за счет бюджетных средств).
В 2017 году исполнительными органами государственной власти Амурской области, имеющими подведомственные учреждения, проведен комплекс мер по реорганизации бюджетной сети и системы оказания государственных и муниципальных услуг (по отраслям). Данные меры включали в себя:
1) укрупнение или присоединение "мелких" учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к более крупным;
2) размещение разнопрофильных учреждений под "одной крышей";
3) уменьшение численности технического персонала и непрофильных специалистов учреждений;
4) передача несвойственных функций бюджетных учреждений на аутсорсинг, вывод медицинских работников из непрофильных учреждений.
Суммарный бюджетный эффект от реализации вышеобозначенных мер достиг более 9,1 млн. рублей в сравнении с 2016 годом.
Увеличение в 2017 году более чем на 2% по сравнению с 2016 годом объема доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Амурской области (суммарно с органами местного самоуправления), позволило реализовать мероприятие Программы оптимизации "Содержание имущества, не используемого для выполнения государственного задания, за счет доходов от сдачи в аренду данного имущества", бюджетный эффект от которого составил 1,1 млн. рублей.
Исполнение мероприятия Программы оптимизации "Реализация (продажа) излишнего имущества учреждений, консервация неиспользуемого имущества учреждений" позволило получить бюджетный эффект в 2017 году 7,2 млн. рублей.
Одной из приоритетных мер по повышению эффективности расходов является выполнение мероприятия Программы оптимизации "Непревышение значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений, направленных на повышение эффективности в отраслях социальной сферы, образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, в части использования показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности".
Контроль за достижением целевых показателей заработной платы отдельных категорий работников, определенных "майскими" указами Президента Российской Федерации, с 2012 года осуществлялся ежеквартально. Несмотря на это, по итогам 2017 года сложилось превышение значений целевых показателей заработной платы отдельных категорий работников по причине того, что фактический размер показателя "среднемесячный доход от трудовой деятельности" установился ниже прогнозного на 2%. С целью сокращения объема неэффективных расходов в результате превышения фактических показателей заработной платы над плановыми в текущем году исполнительными органами государственной власти Амурской области мониторинг показателей заработной платы по курируемым отраслям осуществляется ежемесячно. Данное мероприятие нашло отражение в Программе как одна из мер административного характера.
Таким образом, бюджетный эффект, полученный в 2017 году от реализации вышеобозначенных мероприятий Программы оптимизации, показывает эффективность применения данных мер, что позволяет продолжить процесс их реализации в последующие годы.
3. Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд
Итоговый бюджетный эффект от реализации мероприятий по совершенствованию системы закупок для государственных и муниципальных нужд в 2017 году составил 238,8 млн. рублей.
Одним из реализуемых мероприятий Плана являются "Меры по централизации (специализации) функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, по бухгалтерскому учету, материально-техническому обеспечению, транспортному обслуживанию, обслуживанию и ремонту помещений, охране зданий, а также централизации функций по юридическому сопровождению, кадровой работе, а также закупок муниципальных образований". В 2017 году проведена работа по централизации функций на уровне муниципальных районов по кадастровой оценке, по закупкам техники, что позволило сократить расходы на вышеуказанные направления на 3,2 млн. рублей по сравнению с 2016 годом.
Наиболее эффективным мероприятием Плана явилась "Оптимизация расходов на укрепление материально-технической базы бюджетных и автономных учреждений". В 2017 году бюджетный эффект составил 235,6 млн. рублей. При этом для Амурской области острым остается вопрос обновления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений. Требуется строительство новых дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, проведение капитального ремонта социальных объектов (школ, больниц, дошкольных учреждений, учреждений социального обслуживания). В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в ближайшие годы будут строиться новые социальные объекты, закупаться мобильные медицинские комплексы, медицинское оборудование, модернизироваться материально-техническая база системы среднего профессионального образования, укрепляться материальная инфраструктура школ. Решение поставленных задач потребует значительных финансовых средств, в связи с чем план мероприятий Программы не предусматривает экономический эффект от вышеуказанного мероприятия.
В связи с этим планируется продолжить работу по внедрению инструментов централизации закупочной деятельности и, как результат, полученную экономию средств направлять на реализацию национальных проектов.
4. Совершенствование мер социальной поддержки
Одним из направлений работы по повышению эффективности расходов областного бюджета является совершенствование мер социальной поддержки.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях оптимизации расходов на уплату взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в План включено мероприятие "Оптимизация расходов на страховые взносы на неработающее население за счет проведения работы по актуализации сведений о численности неработающего населения".
Актуализация сведений о численности неработающих граждан позволила исключить из данной категории 7 441 человека, экономический эффект в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 74,7 млн. рублей.
Наряду с этим, на протяжении нескольких лет в Амурской области проводится планомерная работа, направленная на выстраивание всей системы социальной помощи на принципах адресности и нуждаемости.
Так, за последние 4 года удалось реализовать следующие решения:
1) перенесена на более поздний срок финансового года индексация социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством;
2) ограничены федеральным стандартом региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
3) в пять законов Амурской области, касающихся мер социальной поддержки, введены критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям региональных льготников;
4) ограничен срок действия отдельных нормативных правовых актов Амурской области, устанавливающих меры социальной поддержки;
5) из категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с законами Амурской области, исключены граждане, меры социальной поддержки которым оказываются в соответствии с федеральным законодательством;
6) выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий заменена на фиксированный размер без последующей его индексации.
Экономический эффект от реализации указанных мероприятий составляет 1,2 млрд. рублей в год.
Однако наибольшая часть законодательных изменений коснулась только тех региональных льготников, кто впервые обращается за льготами.
Невозможность сокращения количества граждан, получающих льготы по критериям нуждаемости, во многом обусловлена сложившейся судебной практикой, не допускающей уменьшения совокупного объема финансирования льгот и выплат в отношении граждан, меры социальной поддержки которым уже предоставляются.
Поэтому, несмотря на проделанную работу, степень социальной нагрузки льготами на областной бюджет остается достаточно высокой.
В 2017 году доля расходов бюджета Амурской области на социальное обеспечение составила 23% от общего объема расходов. При этом данный показатель по Дальневосточному федеральному округу в среднем составляет 16%, по Российской Федерации в среднем - 17%.
Очевидно, что выплаты в целом должны становиться более адресными, они должны доходить до наиболее социально нуждающейся категории населения.
Работа Правительства Амурской области в данном направлении будет продолжена.
5. Оптимизация инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности
Итоговый бюджетный эффект от оптимизации инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности в 2017 году составил 14,7 млн. рублей.
За 2017 год достигнуты следующие результаты:
1) проведена претензионная работа, приняты меры судебного урегулирования, что позволило сократить дебиторскую задолженность в сумме 9,2 млн. рублей;
2) сокращено 4 вида субсидий юридическим лицам, в связи с чем оптимизированы расходы областного бюджета на сумму 5,5 млн. рублей;
3) проведены анализ и оценка объектов незавершенного строительства, результаты которых используются при реализации областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Несмотря на достигнутые результаты, будет продолжена работа по сокращению дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства.
Таким образом, в рамках Программы планируется продолжить работу:
1) по урегулированию дебиторской задолженности, невозможной к взысканию ввиду низкой платежеспособности организаций, используя меры судебного урегулирования и проведения претензионной работы;
2) по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства планируется использовать результаты проведенного анализа объектов незавершенного строительства при формировании областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в отношении объектов, по которым принято решение о продолжении строительства.
6. Меры по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном уровне
Межбюджетные отношения являются важнейшим направлением бюджетной политики, ориентированным на достижение баланса ресурсов бюджетной системы.
Значимость межбюджетных отношений для бюджетов муниципальных образований Амурской области определяется тем, что доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Амурской области, в общей сумме расходов областного бюджета варьирует от 40,8% в 2015 году до 34,4% в 2018 году.
Основы финансовых взаимоотношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Амурской области установлены Законом Амурской области от 11.10.2011 N 529-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Амурской области".
В целях соблюдения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и повышения эффективности предоставления финансовой помощи местным бюджетам на региональном уровне проводились мероприятия:
1) по совершенствованию методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений;
2) по совершенствованию общего порядка предоставления субсидий, предусматривающего общие подходы, определение целей и условий предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований;
3) по приведению в соответствие количества предоставляемых субсидий, утвержденных законом об областном бюджете Амурской области, с перечнем приоритетных расходных обязательств муниципальных образований, установление целевых показателей в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходе проводимых мероприятий принимались нормативные правовые акты о внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 23.03.2009 N 95 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам" в целях приведения в соответствие законодательству, в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В целях соблюдения положений статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации о неснижении размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету каждого муниципального образования расчетный объем дотации на 2018 год, сложившийся ниже утвержденного на первый год планового периода объема в областном бюджете на 2017 год, был компенсирован на сумму снижения.
В рамках соблюдения требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством финансов Амурской области:
1) осуществляется ежегодный мониторинг соблюдения норм бюджетного законодательства. По итогам мониторинга за 2017 год в результате несоблюдения органами местного самоуправления Амурской области условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также в результате нарушений предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета сокращено на сумму 275,2 тыс. рублей. Приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) на сумму 1 855,7 тыс. рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме собственных доходов местных бюджетов Амурской области (на 2018 год перечень утвержден приказом министерства финансов Амурской области от 20.04.2017 N 98);
2) заключены с 90 муниципальными образованиями Амурской области, в которых расчетная доля дотации и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений превышает 50% объема собственных доходов, соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2018 год;
3) проводится ежеквартальный анализ выполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2018 год, заключенных с главами высокодотационных муниципальных образований Амурской области.
Ежегодно проводятся оценка качества управления муниципальными финансами и составление рейтинга муниципальных образований Амурской области по уровню открытости бюджетных данных, результаты размещаются на сайте министерства финансов Амурской области.
В 2017 году в соответствии с изменениями, внесенными в статью 7 Закона Амурской области от 11.10.2011 N 529-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Амурской области", принято постановление Правительства Амурской области от 05.04.2017 N 161 "О соглашениях, заключаемых с муниципальными образованиями о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов", в соответствии с которым предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов муниципальных образований Амурской области осуществляется на основании соглашений, заключаемых министерством финансов Амурской области с главой муниципального района (городского округа) - получателем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Соглашение о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов содержит перечень обязательств муниципального образования, направленных на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление муниципальных образований Амурской области. В случае неисполнения муниципальным образованием установленных обязательств, объём дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, причитающийся муниципальному образованию, снижается на 5%.
Реализуя План, в целях совершенствования межбюджетных отношений министерством финансов Амурской области:
1) рассмотрена целесообразность введения механизма "отрицательных" трансфертов. В связи с тем, что бюджеты муниципальных образований Амурской области не сбалансированы, изъятие средств из местных бюджетов приведет к еще большему их дисбалансу;
2) проведен анализ целесообразности изменения Методики расчета дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в части учета видов покрытий автомобильных дорог для применения в качестве поправочного коэффициента при распределении указанных дифференцированных нормативов. Проведенный анализ свидетельствует о том, что учет протяженности автомобильных дорог с учетом видов покрытий и средней стоимости расходов на содержание и ремонт 1 километра дорог по видам покрытий повлечет увеличение дифференцированных нормативов от акцизов на нефтепродукты в муниципальных образованиях, в которых преобладают дороги с твердым и усовершенствованным покрытием.
Несмотря на принятые на региональном уровне меры по совершенствованию межбюджетных отношений, нерешённым остается ряд задач, реализация которых запланирована на период 2018 - 2020 годов.
В структуре финансовой помощи местным бюджетам из областного бюджета высокую долю занимают иные межбюджетные трансферты. Доля иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в том числе в форме дотаций, в общем объёме межбюджетных трансфертов местным бюджетам по итогам исполнения областного бюджета в 2017 году составляла 45,1%, в соответствии с законом об областном бюджете на 2018 год - 54,3%.
В целях повышения качества межбюджетных отношений в Амурской области необходимо осуществить постепенную оптимизацию иных межбюджетных трансфертов и их перевод в другие, более формализованные формы межбюджетных трансфертов.
Планируется продолжить работу по применению требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении всех видов муниципальных образований, в том числе в рамках заключенных с муниципальными образованиями Амурской области соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
В целях совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне планируется с 2019 года осуществлять постепенный переход на консолидацию субсидий, предоставляемых местным бюджетам.
Проводимые мероприятия помогут снизить расходы на администрирование предоставления субсидий, а также повысят ответственность муниципальных образований Амурской области в самостоятельном определении приоритетных направлений, увеличит эффективность использования субсидий.
Также в целях повышения эффективности межбюджетных субсидий будет продолжена работа по максимальному распределению субсидий (за исключением распределяемых на конкурсной основе) в областном законе о бюджете. Это позволит довести до муниципальных образований Амурской области уровень софинансирования, требования к субсидиям и учесть ресурсы местных бюджетов на софинансирование расходных обязательств.
V. Направления работы по сокращению государственного долга Амурской области
Состояние государственного долга Амурской области характеризуется значительным объемом накопленных долговых обязательств, по состоянию на 01.01.2015 объем государственного долга Амурской области составил 28,2 млрд. рублей, или 98% к собственным доходам бюджета Амурской области.
В целях сдерживания темпов роста государственного долга Амурской области и минимизации стоимости его обслуживания с 2015 года в Амурской области реализуется План, в рамках которого Амурская область поэтапно сокращает долговые обязательства.
Значительного эффекта от проведения ряда мероприятий, направленных на оптимизацию структуры государственного долга, удалось достичь к 2017 году.
В рамках реализации Плана в 2017 году были проведены мероприятия, направленные на улучшение структуры государственного долга Амурской области, в том числе и за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета, что сократило долю рыночной составляющей в структуре государственных долговых обязательств Амурской области и привело к снижению фактических расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
Так, по состоянию на 01.01.2018 государственный долг Амурской области составил 27,7 млрд. рублей, или 72,5% к собственным доходам бюджета Амурской области. В структуру государственного долга вошли долговые обязательства по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в объеме 18,6 млрд. рублей, или 67% к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета, задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями, - 9,1 млрд. рублей, или 33%.
Также в результате регулярного мониторинга процентных ставок по кредитам кредитных организаций и своевременного проведения закупок услуг по предоставлению кредитов кредитных организаций бюджету Амурской области удается снижать расходы на обслуживание государственного долга.
Объем расходов на обслуживание государственного долга Амурской области за 2017 год составил 792,9 млн. рублей, что на 656,9 млн. рублей ниже уровня 2016 года и на 1110,0 млн. рублей ниже 2015 года.
С целью снижения долговой нагрузки и возможности осуществления выплат, гарантированных законодательством, в декабре 2017 года между Амурской областью и Министерством финансов Российской Федерации заключено соглашение о реструктуризации бюджетных кредитов на общую сумму 14,9 млрд. рублей сроком на 7 лет. Задолженность по бюджетным кредитам подлежит погашению по 2024 год включительно.
В соответствии с условиями заключенного соглашения Амурская область приняла на себя обязательства по:
1) поэтапному снижению доли общего объема государственного долга с 73% в 2017 году до 38% к 2025 году от суммы доходов бюджета Амурской области без учета безвозмездных поступлений;
2) обеспечению доли общего объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, к 2025 году на уровне не более 32% от суммы доходов бюджета Амурской области без учета безвозмездных поступлений;
3) привлечению кредитов кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1%.
В связи с осуществлением Министерством финансов Российской Федерации мониторинга за снижением объема государственного долга Амурской области, Программой предусмотрены мероприятия по снижению долгового бремени и сокращению расходов по его обслуживанию.
VI. Цели и задачи Программы
Для стабилизации ситуации в бюджетной сфере Амурской области необходимо определить возможные действия, которые позволят сдержать рост расходов и при непрерывной работе по мобилизации доходной базы нивелировать дефицит областного бюджета и долговую нагрузку.
Инструментом по консолидации мероприятий в целях оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2020 годы станет Программа.
Достижение поставленной цели требует проведения плановой работы по поиску скрытых резервов и переориентации финансирования на реализацию первоочередных направлений расходов.
Для этого необходимо продолжить решение следующих задач:
1) обеспечение мер по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов;
2) удержание роста расходов, в том числе путем оптимизации расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств;
3) оптимизация структуры государственного долга и сокращение расходов на обслуживание государственного долга;
4) проведение административных мероприятий, способствующих повышению эффективности управления государственными финансами.
VII. Способы и инструменты решения задач
Выполнение задач осуществляется с учетом результатов инвентаризации расходных полномочий исполнительных органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления путем реализации:
1) плана мероприятий по росту доходного потенциала Амурской области, представленного в приложении N 1 к Программе;
2) плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета Амурской области, представленного в приложении N 2 к Программе;
3) плана мероприятий по сокращению государственного долга бюджета Амурской области, представленного в приложении N 3 к Программе;
4) мер административного характера, представленных в приложении N 4 к Программе.
VIII. Риски реализации Программы
Реализация Программы связана с возникновением рисков как внешнего, так и внутреннего характера.
К основным рискам реализации Программы относятся следующие.
1. В области доходов бюджета:
1) возможное изменение федерального налогового и бюджетного законодательства в части налогообложения и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
2) неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;
3) риски, обусловленные сокращением объема финансовой помощи из федерального бюджета.
2. В области расходов бюджета:
1) риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;
2) риски, связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств нижестоящих уровней;
3) риски, связанные с возникновением форс-мажорных обстоятельств;
4) риск ухудшения благосостояния населения, связанный с сокращением видов социальной помощи населению;
5) риски усиления социальной напряженности, связанные с высвобождением работников и трудностями их последующего трудоустройства без смены места жительства;
6) риски ухудшения качества предоставляемых населению государственных услуг государственными учреждениями Амурской области в связи с сокращением расходов на выполнение государственного задания, потерей квалифицированных кадров, износом оборудования и т.п.
3. В области управления государственным долгом:
1) риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств бюджетом Амурской области. Данный вид риска связан с отсутствием средств для полного исполнения обязательств Амурской области в срок. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Амурской области и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
2) риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
3) рыночный риск (риск процентной ставки) - риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.
IX. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации
Координатор Программы - министерство финансов Амурской области, ответственные исполнители - исполнительные органы государственной власти Амурской области и органы местного самоуправления, ответственные за реализацию мероприятий.
Управление реализацией Программы, общую координацию деятельности ответственных исполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы осуществляет координатор Программы.
Координатор Программы в рамках осуществления координации выполнения и контроля за реализацией мероприятий Программы обеспечивает выполнение следующих мероприятий:
1) разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
2) осуществляет мониторинг и оценку хода реализации Программы;
3) вносит необходимые изменения в Программу;
4) организует размещение на официальном сайте министерства финансов Амурской области текста Программы, а также информации о ходе реализации Программы;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Амурской области.
Ответственные исполнители Программы:
1) разрабатывают и согласовывают в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения мероприятий Программы;
2) принимают меры по минимизации рисков, связанных с реализацией Программы;
3) ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют координатору Программы информацию о ходе реализации мероприятий Программы и объеме полученного бюджетного эффекта по форме, устанавливаемой координатором Программы.
X. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы за отчетный период проводится координатором Программы в соответствии со следующими критериями:
1) достижение цели и выполнения задач Программы путем сравнения плановых (целевых) показателей мероприятий Программы и их фактических значений;
2) выполнение плана мероприятий по реализации Программы путем сравнения плановых и фактических календарных сроков выполнения мероприятий Программы;
3) соблюдение мер административного характера.
Результаты оценки эффективности реализации Программы используются для уточнения (корректировки) перечня и целевых показателей мероприятий Программы.
Приложение N 1
к Программе оздоровления
государственных финансов
Амурской области
на 2018 - 2020 годы
План мероприятий
по росту доходного потенциала Амурской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Органы, ответственные за реализацию мероприятий |
Срок реализации |
Единица измерения |
Бюджетный эффект |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Дополнительная мобилизация налогов и сборов за счет реализации крупных инвестиционных проектов |
Министерство экономического развития Амурской области |
Ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Тыс. рублей |
1 100 000,0 |
1 100 000,0 |
1 100 000,0 |
2. |
Проведение оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством Амурской области по налогам и сборам, с представлением аналитической информации губернатору Амурской области с предложениями по отмене неэффективных налоговых льгот и изменению критериев предоставления льгот, в том числе: |
Министерство экономического развития Амурской области |
Ежегодно до 1 августа |
Тыс. рублей |
|
18 512,9 |
|
2.1. |
организациям, имеющим на балансе детские железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества детских железных дорог при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на содержание данных дорог |
|
|
Тыс. рублей |
|
|
3866,9 |
2.2. |
организациям, осуществляющим на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы (по видам объектов, указанных в части 4 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации) при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на строительство в Амурской области многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы |
|
|
Тыс. рублей |
|
18 512,9 |
|
3. |
Проведение работы с органами местного самоуправления по отмене неэффективных налоговых льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления |
Министерство финансов Амурской области, министерство экономического развития Амурской области |
Ежегодно до 5 июля |
Тыс. рублей |
30 903,0 |
1 896,0 |
|
4. |
Пересмотр ставок по налогам и сборам, в том числе: |
|
|
|
|
|
200,0 |
4.1. |
Пересмотр ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до максимальных, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации |
Министерство экономического развития Амурской области |
Ежегодно до 1 августа |
Тыс. рублей |
|
|
200,0 |
4.2. |
В части применения патентной системы налогообложения предусмотреть положение, устанавливающее ежегодную индексацию размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на коэффициент-дефлятор, а также пересмотр отдельных категорий и объема потенциально возможного дохода |
Министерство экономического развития Амурской области |
Ежегодно до 1 августа |
Тыс. рублей |
|
|
|
5. |
Увеличение объема поступлений неналоговых доходов, в том числе за счет проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество. Продолжение инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности: обеспечение учета вновь выявленного государственного имущества; выявление неиспользованного (бесхозного) имущества и установление направления эффективности его использования; определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование; выявление неиспользуемых основных фондов государственных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду |
Министерство имущественных отношений Амурской области |
Ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным |
Тыс. рублей |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
6. |
Проведение с органами местного самоуправления мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество муниципальных образований и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена |
Министерство имущественных отношений Амурской области |
Ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным |
Тыс. рублей |
11 440,4 |
9 869,5 |
8 316,8 |
7. |
Увеличение поступления неналоговых доходов за счет повышения эффективности деятельности административных комиссий |
Министерство юстиции Амурской области |
Ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Тыс. рублей |
416,0 |
424,0 |
432,0 |
8. |
Вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости, включая земельные участки, в том числе уточнение сведений об объектах недвижимости; актуализация результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; представление сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости в рамках информационного обмена; проведение муниципального земельного контроля. Выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами |
Министерство имущественных отношений Амурской области |
Два раза в год, до 1 июля и до 1 декабря |
Тыс. рублей |
3 257,6 |
3 083,8 |
2 700,0 |
9. |
Мобилизация доходов в виде дивидендов от участия в уставном капитале хозяйственных обществ с дальнейшим повышением размера дивидендов до 50% |
Министерство имущественных отношений Амурской области |
Ежегодно до 1 августа |
Тыс. рублей |
200,0 |
300,0 |
77,0 |
10. |
Усиление межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Амурской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Амурской области, правоохранительными органами и органами местного самоуправления по выполнению мероприятий, направленных на снижение недоимки по налогам и повышение собираемости доходов |
Органы исполнительной власти Амурской области |
Ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Тыс. рублей |
32 873,6 |
32 873,6 |
32 873,6 |
11. |
Проведение мероприятий по легализации теневой занятости |
Управление занятости населения Амурской области |
Ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Тыс. рублей |
24 827,9 |
12 414,0 |
12 414,0 |
Всего: |
|
|
Тыс. рублей |
1 204 118,5 |
1 179 573,8 |
2 161 080,3 |
Приложение N 2
к Программе оздоровления
государственных финансов
Амурской области
на 2018 - 2020 годы
План мероприятий
по оптимизации расходов бюджета Амурской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Способы реализации мероприятий |
Органы, ответственные за реализацию мероприятий |
Срок реализации |
Целевой показатель |
Единица измерения |
Бюджетный эффект |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
20 453,3 |
17 037,5 |
1100,0 |
1.1. |
Передача исполнения отдельных функций от исполнительных органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления подведомственным государственным и муниципальным казенным и бюджетным учреждениям |
Постановление губернатора Амурской области, правовые акты органов местного самоуправления |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2018 год |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
3 081,5 |
3 318,6 |
|
1.2. |
Укрупнение исполнительных органов государственной власти Амурской области путем слияния нескольких исполнительных органов государственной власти Амурской области, выполняющих схожие функции |
Постановление губернатора Амурской области |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области |
IV квартал 2018 года |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
|
540,0 |
|
1.3. |
Выведение непрофильных специалистов из органов местного самоуправления |
Правовой акт органа местного самоуправления |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2018 - 2019 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
4 592,5 |
2 144,7 |
|
1.4. |
Уменьшение фонда оплаты труда на сумму экономии по незамещенным вакантным должностям |
Внесение изменений в закон (решение) о бюджете |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2018 - 2019 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
8 038,0 |
7 600,0 |
|
1.5. |
Повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Амурской области и муниципальной собственности, в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления |
Аналитическая записка по результатам исполнения мероприятия |
Министерство имущественных отношений Амурской области |
2018 - 2019 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
4 741,3 |
3 434,2 |
1100,0 |
2. |
Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
68 318,5 |
25 498,8 |
18 480,6 |
2.1. |
Оптимизация расходов на оплату труда работников бюджетной сети в части сокращения численности и стимулирующих выплат |
Проведение ежеквартального мониторинга оптимизации численности работников и фонда оплаты труда |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения |
2018 - 2020 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
24 293,8 |
877,2 |
525,0 |
2.2. |
Увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений (например, эффективное использование бюджетными и автономными учреждениями государственного имущества) |
Аналитическая записка с предложениями при формировании проекта бюджета области на очередной финансовый год и плановый период |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения |
2018 - 2020 годы |
Увеличение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
37 262,8 |
19 618,3 |
4 867,2 |
2.3. |
Разработка и утверждение программы реорганизации бюджетной сети и системы оказания государственных и муниципальных услуг (по отраслям) на основании проведенного анализа нагрузки на бюджетную сеть (контингент, количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых государственных услуг, востребованность услуг у потребителей в разрезе бюджетных учреждений), включая мероприятие подпункта 2.3.1 |
1. Аналитическая записка результатов проведенного анализа нагрузки на бюджетную сеть |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения (свод с органами местного самоуправления в соответствующей сфере) |
2018 - 2020 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
1 378,8 |
1 378,8 |
1 378,8 |
2. Утвержденная правовым актом Амурской области программа реорганизации бюджетной сети и системы оказания государственных и муниципальных услуг | |||||||||
2.3.1. |
Уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожа, повара, уборщики помещений, водители, завхозы, электрики, рабочие, слесари, плотники и т.д.) |
Анализ и подготовка предложений с финансово-экономическим обоснованием |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения (свод с органами местного самоуправления в соответствующей сфере) |
2018 - 2020 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
1 378,8 |
1 378,8 |
1 378,8 |
2.4. |
Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в исполнительных органах государственной власти Амурской области и государственных учреждениях |
Анализ и подготовка предложений с финансово-экономическим обоснованием |
Министерство финансов Амурской области, исполнительные органы государственной власти Амурской области |
2019 - 2020 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
|
2 940,0 |
10 932,9 |
2.5. |
Содержание имущества, не используемого для выполнения государственного задания, за счет доходов от сдачи в аренду данного имущества |
Возмещение расходов по содержанию и коммунальным услугам на имущество, сдаваемое в аренду и не используемое для государственного задания |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения (свод с органами местного самоуправления в соответствующей сфере) |
2018 - 2020 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
5 149,7 |
514,5 |
520,7 |
2.6. |
Реализация (продажа) излишнего, консервация неиспользуемого имущества учреждений |
Анализ и подготовка предложений с финансово-экономическим обоснованием |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения (свод с органами местного самоуправления в соответствующей сфере) |
2018 - 2020 годы |
Сокращение расходов за счет доходов от реализации (продажи) в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
233,4 |
170,0 |
256,0 |
3. |
Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
11 294,1 |
4 717,3 |
0,0 |
3.1. |
Централизация (специализация) функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, по бухгалтерскому учету, материально-техническому обеспечению, транспортному обслуживанию, обслуживанию и ремонту помещений, охране зданий |
Правовой акт органа местного самоуправления |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2018 - 2019 годы |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
8 546,2 |
4 717,3 |
|
3.2. |
Оптимизация расходов на укрепление материально-технической базы государственных бюджетных и автономных учреждений |
Отчет в соответствии с утвержденным планом оздоровления финансов |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения (свод с органами местного самоуправления в соответствующей сфере) |
I квартал текущего финансового года |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом. |
Тыс. рублей |
2 747,9 |
0,0 |
|
4. |
Совершенствование мер социальной поддержки |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
283 077,9 |
89 650,9 |
259 049,6 |
4.1. |
Перенос срока индексации социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан законодательством Амурской области, на наиболее поздний срок финансового года |
Разработка проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Правительство Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области |
Ежегодно не позднее 25 октября |
Экономия бюджетных средств за счет переноса срока индексации на наиболее поздний срок финансового года |
Тыс. рублей |
49 987,4 |
56 992,4 |
56 992,4 |
4.2. |
Введение критерия нуждаемости в правила назначения предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, способствующее сокращению прироста численности получателей |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Амурской области |
Министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство образования и науки Амурской области |
2019 год |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
0,0 |
0,0 |
17 978,4 |
4.3. |
Совершенствование мер административного характера по социальным выплатам (изменение периодичности подтверждения права на льготу, повышение эффективности проверки сведений о доходах получателей мер социальной поддержки, увеличение кратности выплат) |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Амурской области |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
2018 год |
Сокращение расходов по мерам социальной поддержки гражданам, доходы которых не соответствуют критериям нуждаемости, в сравнении к предыдущему году |
Тыс. рублей |
|
4 694,8 |
|
4.4. |
Оптимизация расходов на страховые взносы на неработающее население за счет проведения работы по актуализации сведений о численности неработающего населения |
Анализ численности неработающего населения и подготовка предложений к проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Министерство здравоохранения Амурской области |
I квартал текущего финансового года |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
75 433,7 |
15 062,4 |
15 062,4 |
4.5. |
Оптимизация расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в социальной сфере) |
|
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
|
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
157 656,8 |
12 901,3 |
169 016,4 |
4.6. |
Переход от предоставления единовременной социальной выплаты к компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленной отдельным категориям граждан областным законодательством, с целью стимулирования погашения областными льготополучателями задолженности по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства |
Внесение изменений в областное законодательство в части установления отсутствия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в качестве обязательного условия для получения областными льготополучателями меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
2019 год |
Повышение уровня платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданами, получающими льготы |
Проценты |
|
до 100% |
до 100% |
5. |
Оптимизация инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
500,0 |
500,0 |
0,0 |
5.1. |
Анализ причин возникновения и принятие плана сокращения дебиторской задолженности: |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
500,0 |
500,0 |
|
5.1.1. |
В сфере социального обслуживания |
Проведение анализа возникновения задолженности, взыскание задолженности |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
2018 - 2019 годы |
Сокращение дебиторской задолженности, подлежащей взысканию в судебном порядке |
Тыс. рублей |
500,0 |
500,0 |
|
6. |
Оптимизация прочих расходов |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
4 256,7 |
550,0 |
0,0 |
6.1 |
Оптимизация расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в сфере транспорта) |
Принятие (отмена) нормативного правового акта Амурской области |
Министерство транспорта и строительства Амурской области |
2018 год |
Сокращение расходов в сравнении с предыдущим годом |
Тыс. рублей |
4 256,7 |
550,0 |
|
7. |
Совершенствование межбюджетных отношений |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1. |
Изменение структуры финансовой помощи местным бюджетам из областного бюджета |
Внесение изменений в Закон Амурской области от 11.10.2011 N 529-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Амурской области" |
Министерство финансов Амурской области |
2018 - 2019 годы |
Доля иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в том числе в форме дотаций, в общем объёме межбюджетных трансфертов местным бюджетам (за исключением субвенций) и расчетного объёма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объёма дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений |
Проценты |
|
<=10 |
<=10 |
Всего |
|
|
|
|
Тыс. рублей |
387 900,4 |
137 954,5 |
278 630,2 |
Приложение N 3
к Программе оздоровления
государственных финансов
Амурской области
на 2018 - 2020 годы
План мероприятий
по сокращению государственного долга бюджета Амурской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Органы, ответственные за реализацию мероприятий |
Срок реализации |
Целевой показатель |
Единица измерения |
Бюджетный эффект |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Проведение мониторинга процентных ставок по кредитам кредитных организаций в целях рефинансирования рыночных долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой |
Министерство финансов Амурской области |
В течение года |
Сокращение расходов на обслуживание государственного долга |
Тыс. рублей |
10 000,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
2. |
Привлечение кредитов кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент |
|||||||
3. |
Ограничение объема предоставления государственных гарантий (предоставление государственных гарантий в рамках финансового года и только при наличии соответствующего обеспечения) |
Органы исполнительной власти Амурской области |
В течение года |
Неувеличение объема государственного долга Амурской области |
Тыс. рублей |
0 |
0 |
0 |
4. |
Обеспечение отношения общего объема государственного долга Амурской области к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
Министерство финансов Амурской области |
По итогам года |
Снижение доли долговых обязательств к налоговым и неналоговым доходам |
Проценты |
70 |
67 |
63 |
5. |
Обеспечение полного и своевременного исполнения обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга Амурской области |
Министерство финансов Амурской области |
В течение года |
Выполнение долговых обязательств |
Проценты |
100 |
100 |
100 |
6. |
Обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств, принятых Правительством Амурской области |
Министерство финансов Амурской области |
В течение года |
Отсутствие штрафных и санкционных выплат по долговым обязательствам |
Тыс. рублей |
0 |
0 |
0 |
Всего |
|
|
|
|
10 000,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
Приложение N 4
к Программе оздоровления
государственных финансов
Амурской области
на 2018 - 2020 годы
Меры административного характера
N п/п |
Наименование мероприятия |
Способы реализации мероприятий |
Органы, ответственные за реализацию мероприятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Неустановление новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
Контроль за принимаемыми нормативными правовыми актами Амурской области об установлении новых расходных обязательств |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области |
2. |
Мониторинг непревышения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений, направленных на повышение эффективности в отраслях социальной сферы, образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, в части использования показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности |
Проведение ежеквартального мониторинга достижения целевых показателей "дорожных карт" |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, осуществляющие полномочия в отраслях социальной сферы: образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения |
3. |
Установление моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы, за исключением случаев реализации мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях и учреждениях социального обслуживания, передачи функций от исполнительных органов государственной власти Амурской области в учреждения, возложения новых полномочий в соответствии с федеральным законодательством, создания новых объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Амурской области |
Контроль численности работников бюджетной сферы |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области, имеющие подведомственные учреждения |
4. |
Сокращение объемов незавершенного строительства |
Анализ и использование информации при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Министерство транспорта и строительства Амурской области |
5. |
Совершенствование общего порядка предоставления субсидий, предусматривающего общие подходы, определение целей и условий предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в случае изменения общего порядка предоставления субсидий из федерального бюджета |
Постановление Правительства Амурской области |
Министерство финансов Амурской области |
6. |
Приведение в соответствие перечня приоритетных расходных обязательств муниципальных образований с количеством предоставляемых субсидий, утвержденных законом о бюджете Амурской области, установление целевых показателей в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Амурской области |
Министерство финансов Амурской области |
7. |
Установление нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления и нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Использование требований о соблюдении нормативов в условиях предоставления дополнительной финансовой помощи |
Нормативный правовой акт Амурской области |
Министерство финансов Амурской области |
8. |
Мониторинг соблюдения требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении всех видов муниципальных образований |
Аналитическая записка |
Министерство финансов Амурской области |
9. |
Осуществление муниципальными образованиями, у которых уровень долговой нагрузки более 50% налоговых и неналоговых доходов, заимствований в сумме, не превышающей объем средств, направляемых на погашение долговых обязательств |
Контроль за утверждением предельного объема заимствований в объеме, не превышающем суммы, направляемой на погашение долговых обязательств |
Органы местного самоуправления Амурской области (по согласованию) |
10. |
Установление предельного объема расходов на обслуживание государственного долга, не превышающего ограничений, установленных бюджетным законодательством (не более 5% от объема расходов областного бюджета, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) |
Анализ доли расходов на обслуживание государственного долга в объеме расходов областного бюджета |
Министерство финансов Амурской области |
11. |
Мониторинг муниципального долга |
Аналитическая записка |
Министерство финансов Амурской области |
12. |
Внесение изменений в порядки предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в части предоставления консолидированной субсидии |
Нормативный правовой акт Амурской области |
Исполнительные органы государственной власти Амурской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях оздоровления государственных финансов области и формирования бюджетной политики региона, ориентированной на создание условий для эффективного управления финансами, разработана программа оптимизации расходов бюджета области. Она определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере оптимизации и приоритизации расходов бюджета области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. В результате реализации программы планируется укрепить устойчивость бюджетной системы области, обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджет, повысить качество управления финансами, а также эффективность и результативность бюджетных расходов.
Постановление вступает в силу с 3 октября 2018 г.
Постановление Правительства Амурской области от 26 сентября 2018 г. N 472 "Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов Амурской области на 2018 - 2024 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 3 октября 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 октября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 5 декабря 2024 г. N 941
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2024 г.
Постановление Правительства Амурской области от 30 ноября 2023 г. N 1008
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Амурской области от 26 января 2023 г. N 90
Изменения вступают в силу с 30 января 2023 г.
Постановление Правительства Амурской области от 27 декабря 2022 г. N 1293
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Амурской области от 15 декабря 2021 г. N 1022
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Амурской области от 9 июля 2021 г. N 461
Изменения вступают в силу с 14 июля 2021 г.
Постановление Правительства Амурской области от 25 декабря 2020 г. N 893
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.
Постановление Правительства Амурской области от 20 мая 2020 г. N 323
Изменения вступают в силу с 22 мая 2020 г.
Постановление Правительства Амурской области от 20 декабря 2019 г. N 741
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2019 г.
Подпункт 2 пункта 4 приложения к изменениям вступает в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Амурской области от 29 июля 2019 г. N 408
Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.