Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 36. Карта градостроительного зонирования с особыми условиями использования территории
36.1. На карте показаны следующие зоны с особыми условиями использования территорий: санитарно-защитные зоны производственных, коммунальных и других объектов; санитарные разрывы опасных коммуникаций (железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.); 1-й, 2-й и 3-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения; прибрежные защитные полосы водотоков и водоёмов; водоохранные зоны водотоков и водоёмов.
В пределах зон с особыми условиями использования территории устанавливается режим ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, за исключением лечебно-оздоровительных земель, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Акцентируется необходимость разработки в городе специальной программы по повышению ответственности предприятий за расселение жилого фонда из санитарно-защитной зоны (СЗЗ), проведение эффективных мероприятий, направленных на сокращение размеров СЗЗ.
36.2. Характеристика зон с особыми условиями использования территории по санитарно-гигиеническим и экологическим факторам.
Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы
В Правилах, разработанных на основе генерального плана города, приняты ориентировочные размеры СЗЗ и санитарных разрывов (определённых в генеральном плане города) с учётом рекомендуемых минимальных размеров санитарных разрывов и ориентировочных СЗЗ в соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03 (новая редакция) и информацией по промышленным предприятиям предоставленной заказчиком в виде анкеты территориального управления Роспотребнадзора, и анкетами предоставленными промышленными предприятиями.
Размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учётом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений. Проект СЗЗ обязателен для каждого предприятия, имеющего санитарную опасность (либо для группы предприятий - проект единой СЗЗ промышленного узла, комплекса, промышленной зоны). Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса, промышленной зоны) устанавливается единая расчётная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учётом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Размер расчётной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03. Размер расчётной санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Установление величины зон негативных воздействий электромагнитных полей (в составе СЗЗ и зон ограничения застройки - ЗОЗ) в местах размещения передающих радиотехнических объектов осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчёта интенсивности электромагнитного излучения радиочастот.
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на территории санитарно-защитной зоны и на её границе осуществляются организациями, имеющими соответствующую область аккредитации в данном направлении. В целях установления окончательного размера СЗЗ (ЗОЗ), а также для осуществления в последствии контроля за соблюдением установленных на границе СЗЗ (ЗОЗ) уровней шума и напряженности электромагнитных полей.
Размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население устанавливаются на основании акустических расчётов с учётом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитных полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчётные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.
Установление размера санитарно-защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов проводится в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчёта интенсивности электромагнитного излучения радиочастот.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полёта в зоне взлёта и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчётов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ) устанавливаются санитарные разрывы вдоль трассы высоковольтной линии, за пределами которых напряжённость электрического поля не превышает 1 кВ/м.
При вводе объекта в эксплуатацию и в процессе эксплуатации санитарный разрыв должен быть скорректирован по результатам инструментальных измерений.
Санитарно-защитные полосы водоводов
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В пределах санитарно-защитной полосы, соответственно её назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Санитарно-защитные полосы водоводов организуются на всех водоводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
В графических материалах Правил санитарно-защитные полосы водоводов не показываются ввиду требований обеспечения секретности информации в соответствии с "Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства регионального развития РФ" (утверждённым от 25.11.2009 г.).
1-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов
Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
В графических материалах Правил санитарно-защитные полосы водоводов не показываются ввиду требований обеспечения секретности информации в соответствии с "Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерством регионального развития РФ" (утверждённым от 25.11.2009 г.).
2-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Второй пояс (пояс ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения от биологического загрязнения.
3-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основная цель создания и обеспечения режима в ЗСО 3-го пояса - защита водоносного пласта от химических загрязнений. Граница определяется гидродинамическими расчётами.
Прибрежные защитные полосы водотоков и водоёмов
Прибрежные защитные полосы устанавливаются в пределах водоохранных зон. На их территориях вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Прибрежной защитной полосой является территория, непосредственно примыкающая к акваториям рек, озёр, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима на территории прибрежной защитной полосы является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. Обеспечение рационального использования и охрана водных объектов осуществляется бассейновыми советами, которые осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов.
Документированные сведения о прибрежных защитных полосах включаются в государственный водный реестр.
Размеры прибрежных защитных полос города Котовска составляют 30 м.
Водоохранные зоны водотоков и водоёмов
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озёр, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. Обеспечение рационального использования и охрана водных объектов осуществляется бассейновыми советами, которые осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов.
Документированные сведения о водоохранных зонах включаются в государственный водный реестр.
В графических материалах настоящих Правил границы водоохранных зон показаны в соответствии с Водным Кодексом РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (редакция от 28.12.2010).
36.3 На карте отображены подтопляемые, заболоченные, нарушенные территории, а также отображены территории города Котовска, попадающие в зону затопления 1% паводком.
Зона подтопления грунтовыми водами
Зона подтопления грунтовыми водами - это территория с неглубоким залеганием уровня грунтовых вод (до 2 - 5 м), это территория, на которой интенсивность притока поверхностных и грунтовых вод превышает интенсивность стока по поверхности, подземного оттока и потерь влаги на испарение. Подтопление территорий грунтовыми водами затрудняет застройку новых территорий, эксплуатацию уже застроенных территорий и ухудшает общие санитарные условия площадок.
Причины подтопления различны, от природных до техногенных:
1) высокое положение естественных уровней грунтовых вод, связанных с гидрогеологическими условиями и наличием слабопроницаемых грунтов;
2) подпор со стороны реки и других водоёмов, часто связанный с прохождением паводков;
3) нарушение естественных условий стока и испарения атмосферных осадков;
4) инфильтрация в грунт различных водопотерь;
5) утечки из водонесущих и водоотводящих коммуникаций;
6) отсутствие организованной системы сбора и отвода поверхностного стока и прочие причины.
При этом в силу чрезвычайно большого многообразия природных условий и литологического строения территории в одних случаях происходит изменение режима уровня грунтовых вод, в других - формирование техногенной верховодки или техногенного водоносного горизонта. Негативные явления, связанные с подтоплением многообразны, поскольку при подтоплении не только повышается уровень грунтовых вод, но часто изменяется химический состав грунтовых вод, прочностные и деформационные свойства грунтов, что вызывает дополнительные неравномерные осадки, деформации зданий и сооружений и даже их разрушение, загрязнение водоносных горизонтов (в том числе используемых для водоснабжения), необходимость частой перекладки подземных коммуникаций, приводит к сырости в подвальных помещениях и пр.
Проблема подтопления застроенных территорий грунтовыми водами представляет собой совершенно специфическую область динамики подземных вод в связи с тем, что, как правило, подтопление происходит в слабопроницаемых грунтах (с малыми коэффициентами фильтрации), а также потому, что процессы подтопления развиваются на территориях с большим количеством выработок, обратных засыпок, пазух, свайных полей и прочих фундаментов и коммуникаций, изменяющих характер подтопления и преграждающих путь естественному потоку грунтовых вод.
Борьба с подтоплением территорий - важнейшая государственная задача. Для решения этой задачи - предупреждения и ликвидации подтопления и образования заболоченных участков - необходим комплексный подход, совместные усилия различных органов управления, научных, проектных, строительных, эксплуатационных организаций и большие капитальные вложения.
Зона затопления паводком 1% обеспеченности
Зона затопления паводком 1% обеспеченности охватывает пойменные территории реки Цны. Максимальные уровни весеннего половодья реки Цны у города Котовска при 1% обеспеченности составляют 117,89 м.
В пределах застройки города Котовска зона затопления 1% паводком практически отсутствует.
Для защиты затапливаемых территорий, намеченных под размещение перспективной капитальной застройки, необходимо выполнение гидронамыва (подсыпки) территории до не затапливаемых в паводок 1 % обеспеченности отметок, с учётом гарантированного запаса, равного 0,5 м. Береговой откос намываемой территории уполаживается с заложением 1:2 и укрепляется. Во избежание подтопления намытых территорий необходимо проведение мероприятий по водоотводу поверхностного стока и устройству дренажных систем.
Заболоченные территории
Заболоченные территории характеризуются длительным стоянием уровня грунтовых вод на глубине менее 0,5 м от поверхности, покрыты влаголюбивой растительностью, неразложившейся органической массой (торфом), перегноем. При мощности слоя торфа более 0,5 м эти территории относятся к болотам, при меньшей мощности - к заболоченным землям.
В пределах застройки города Котовска имеются незначительные заболоченные территории.
Зона отработанных карьеров строительных материалов
Зона отработанных карьеров строительных материалов является зоной нарушенных территорий, непригодных или условно-непригодных для градостроительного освоения.
Целесообразный комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных территорий определяется в зависимости от вида градостроительного использования и экономической обоснованности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.