Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
взаимодействия структурных подразделений администрации города Тамбова при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и разработки плана проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 16 июня 2015 г. N 4673)
2 сентября 2015 г., 1 апреля, 2 сентября 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города Тамбова при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и разработки плана проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов (далее - Порядок) разработан в соответствии с Положением "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа - город Тамбов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2014 N 1449 (далее - Положение), в целях регулирования отношений, возникающих при проведении процедур оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов городского округа - город Тамбов (далее - проект нормативного правового акта) и экспертизы действующих нормативных правовых актов, и предназначен для применения органами администрации города Тамбова при проведении процедур ОРВ, в том числе при подготовке и размещении ответственными органами извещения о проведении публичных консультаций, сбора предложений в связи с размещением извещения о проведении публичных консультаций, при подготовке уполномоченным органом заключений об ОРВ, а также оценке фактического воздействия нормативных правовых актов на предпринимательскую и инвестиционную деятельности.
1.2. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются уполномоченный орган, орган администрации города Тамбова, выполняющий функции в сфере регулирования проекта нормативного правового акта (действующего нормативного правового акта) (далее - ответственный орган), иные органы власти и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.
1.3. При исполнении процедуры ОРВ уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
а) внедряет процедуру ОРВ;
б) осуществляет правовое и информационно-методическое обеспечение ОРВ;
в) координирует взаимодействие участников процедур ОРВ;
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2016 г. N 5488 в подпункт "г" внесены изменения
г) осуществляет контроль качества осуществления ОРВ и подготовку заключений о результатах углубленной ОРВ;
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2016 г. N 5488 в подпункт "д" внесены изменения
д) осуществляет подготовку и размещение заключений о результатах углубленной ОРВ на официальном сайте администрации города Тамбова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://city.tambov.gov.ru в разделе "Документы" (далее - официальный сайт);
е) формирует информационно-аналитические материалы, в том числе доклад о результатах ОРВ администрации города Тамбова;
ж) ведет реестр нормативных правовых актов, в отношении которых проведена ОРВ, по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку;
з) осуществляет подготовку соглашения о взаимодействии администрации города Тамбова при проведении ОРВ с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, Региональным объединением работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей", Тамбовским Региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Тамбовской региональной общественной организацией "Союз предпринимателей Тамбовской области" в соответствии с Типовой формой соглашения (приложение N 6 к настоящему Порядку).
1.4. Функциями ответственного органа при проведении ОРВ являются:
а) проведение процедуры ОРВ в соответствии с настоящим Порядком;
б) проведение публичных консультаций в соответствии с настоящим Порядком;
в) подготовка сводки предложений, поступивших в ходе публичных консультаций;
г) подготовка соглашения о взаимодействии администрации города Тамбова при проведении ОРВ с заинтересованными лицами (в случае необходимости), предусматривающего порядок взаимодействия при проведении ОРВ проекта нормативного правового акта, в соответствии с Типовой формой соглашения (приложение N 6 к настоящему Порядку).
К заинтересованным лицам относятся:
органы местного самоуправления, органы государственной власти и организации, действующие на территории городского округа - город Тамбов, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности.
1.5. Процедура ОРВ проекта нормативного правового акта состоит из следующих стадий:
1) предварительная оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - предварительная оценка);
2) углубленная оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - углубленная оценка).
2. Предварительная оценка проекта нормативного правового акта
2.1. В целях определения необходимости проведения предварительной оценки:
- проект нормативного правового акта, подготовленный органом администрации города Тамбова, подлежит проверке и оценке:
в управлении документационного обеспечения администрации города Тамбова - на соответствие правилам оформления распорядительных документов в администрации города Тамбова, что подтверждается проставлением штампов на оборотной стороне каждого листа проекта нормативного правового акта, в срок не более 2 рабочих дней;
в правовом управлении администрации города - на соответствие действующему законодательству и на необходимость проведения предварительной оценки, о чем указывается в заключении на проект нормативного правового акта администрации города Тамбова, в срок не более 5 рабочих дней.
В случае установления необходимости проведения предварительной оценки при условии отсутствия замечаний юридического и лингвистического характера проект нормативного правового акта направляется в ответственный орган для проведения процедуры ОРВ в соответствии с настоящим Порядком;
- проект нормативного правового акта, подготовленный Тамбовской городской Думой, Контрольно-счетной палатой города Тамбова или субъектом правотворческой инициативы, поступивший в администрацию города Тамбова, направляется в ответственный орган.
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2015 г. N 6667 пункт 2.2 изложен в новой редакции
2.2. Ответственный орган в течение 1 рабочего дня направляет в уполномоченный орган уведомление о начале проведения предварительной оценки по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2016 г. N 5488 в пункт 2.3 внесены изменения
2.3. В целях определения степени регулирующего воздействия в соответствии со статьей 3 Положения ответственный орган в течение 5 рабочих дней проводит предварительную оценку проекта нормативного правового акта и по ее результатам готовит заключение о результатах предварительной оценки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, отражающее информацию о наличии (отсутствии) в проекте нормативного правового акта положений, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 3 Положения.
Заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова.
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2016 г. N 5488 в пункт 2.4 внесены изменения
2.4. В случае указания в заключении о результатах предварительной оценки на низкую степень регулирующего воздействия:
проекта решения Тамбовской городской Думы, разработчиком которого не является администрация города Тамбова, - заключение о результатах предварительной оценки направляется в Тамбовскую городскую Думу в течение 3 рабочих дней после его подписания;
проекта решения Тамбовской городской Думы, разработанного администрацией города Тамбова, - заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова одновременно с подписанием проекта решения Тамбовской городской Думы и предоставляется одновременно с проектом решения Тамбовской городской Думы при его внесении Главой города Тамбова в Тамбовскую городскую Думу;
проекта постановления администрации города Тамбова - заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова одновременно с подписанием проекта постановления администрации города Тамбова.
Копия подписанного заключения о результатах предварительной оценки направляется в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после его подписания.
При снятии проекта нормативного правового акта с визирования заключение о результатах предварительной оценки подписывается Главой города Тамбова, копия подписанного заключения направляется в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после снятия проекта нормативного правового акта с визирования.
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2016 г. N 5488 в пункт 2.5 внесены изменения
2.5. В случае указания в заключении о результатах предварительной оценки на высокую и среднюю степень регулирующего воздействия проводится углубленная оценка проекта нормативного правового акта.
Копия подписанного заключения о результатах предварительной оценки направляется в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после его подписания, но не позднее 10 рабочих дней после начала предварительной оценки.
3. Углубленная оценка проекта нормативного правового акта
3.1. Углубленная оценка проекта нормативного акта состоит из следующих этапов:
1) проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта;
2) анализ поступивших предложений;
3) подготовка заключения о результатах углубленной оценки.
3.2. Проведение публичных консультаций осуществляется ответственным органом.
Постановлением администрации города Тамбова от 2 сентября 2016 г. N 5488 в подпункт 3.2.1 внесены изменения
3.2.1. Для организации публичных консультаций ответственный орган не позднее 10 рабочих дней со дня подготовки заключения о результатах предварительной оценки одновременно размещает на официальном сайте и направляет заинтересованным лицам, с которыми заключены соглашения о взаимодействии, и уполномоченному органу извещение о проведении публичных консультаций проекта нормативного правового акта (далее - извещение) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Вместе с извещением на официальном сайте ответственный орган размещает:
проект нормативного правового акта;
пояснительную записку по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (не прилагается при проведении публичных консультаций действующего нормативного правового акта);
заключение о результатах предварительной оценки по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
опросный лист по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
3.2.2. Срок проведения публичных консультаций, в течение которого принимаются предложения, определяется ответственным органом и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта и материалов, указанных в пункте 3.2.1. настоящего Порядка, на официальном сайте.
Поступившие предложения регистрируются в журнале учета и регистрации предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, который выделяется в номенклатуре дел в отдельное делопроизводство, должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью ответственного органа.
3.3. После проведения публичных консультаций ответственный орган в срок не более 5 рабочих дней:
а) анализирует все предложения, поступившие в письменной или электронной форме;
б) дорабатывает проект нормативного правового акта, пояснительную записку.
По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением извещения, ответственный орган может принять мотивированное решение об отказе в дальнейшем согласовании проекта нормативного правового акта, разработка которого осуществлялась по его инициативе.
В данном случае ответственный орган размещает на официальном сайте соответствующую информацию и извещает о принятом решении заинтересованных лиц, которые ранее извещались о проведении ОРВ;
в) составляет сводку предложений по результатам публичных обсуждений с указанием их авторов и содержания, выводов о целесообразности их учета или отклонения при доработке проекта нормативного правового акта по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
3.4. Для подготовки заключения о результатах углубленной оценки не позднее, чем на шестой рабочий день после проведения публичных консультаций ответственный орган направляет в уполномоченный орган следующие документы:
- проект нормативного правового акта;
- пояснительную записку к проекту нормативного правового акта по форме согласно приложению N 3 к Порядку;
- сводку предложений по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
4. Подготовка заключения о результатах углубленной оценки проекта нормативного правового акта
4.1. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения от ответственного органа документов, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего Порядка, осуществляет:
1) оценку соблюдения ответственным органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также обоснованности результатов ОРВ проекта нормативного правового акта, полученных ответственным органом.
В случае выявления несоблюдения требований установленного Порядка уполномоченный орган возвращает представленные ответственным органом материалы с целью повторного проведения процедур, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган пояснительной записки и проекта нормативного правового акта для подготовки заключения об ОРВ.
2) анализ обоснованности выводов, сделанных ответственным органом относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
Данный анализ основывается на результатах исследования ответственным органом выявленной проблемы, представленных в пояснительной записке. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в своде замечаний и предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций.
В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо при отсутствии конкретных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого ответственным органом правового регулирования, уполномоченным органом может быть рекомендовано проведение дополнительных публичных консультаций.
В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, в том числе поступивших в ходе обсуждения, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
3) анализ документов, указанных в пункте 3.4. настоящего Порядка.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах пояснительной записки:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
возможность проверки показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки ответственным органом дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета города Тамбова, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень выявления ответственным органом всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
4) подготовку заключения о результатах углубленной оценки по форме согласно приложению к Положению.
Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета города Тамбова, перечисляются в заключении об ОРВ.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об ОРВ.
Постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2016 г. N 1926 в пункт 4.2 внесены изменения
4.2. Подготовленное заключение о результатах углубленной оценки на одиннадцатый день со дня получения от ответственного органа документов, предусмотренных пунктом 3.4. настоящего Порядка, уполномоченным органом направляется Главе города Тамбова для подписания.
В случае, если администрация города Тамбова не является разработчиком проекта решения Тамбовской городской Думы, заключение о результатах углубленной оценки, в течение 3 рабочих дней после его подписания, направляется в Тамбовскую городскую Думу для рассмотрения и учета выводов.
При внесении Главой города Тамбова в Тамбовскую городскую Думу проекта решения, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, одновременно предоставляется заключение о результатах углубленной оценки.
Заключение о результатах углубленной оценки к проекту постановления администрации города Тамбова подписывается Главой города Тамбова одновременно при подписании данного проекта.
К заключению о результатах углубленной оценки в обязательном порядке прилагается сводка предложений, поступивших в ходе публичных консультаций.
Постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2016 г. N 1926 в пункт 4.3 внесены изменения
4.3. Заключение о результатах углубленной оценки размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня подписания его Главой города Тамбова.
5. Общие рекомендации по составлению пояснительной записки
5.1. Ответственный орган в случае принятия решения о разработке проекта нормативного правового акта подготавливает текст проекта нормативного правового акта и пояснительную записку к нему. Пояснительная записка подписывается руководителем ответственного органа.
5.2. Пояснительная записка должна содержать сведения, предусмотренные приложением N 3 к настоящему Порядку. Отсутствие указанных сведений является основанием для возвращения комплекта документов на доработку при его рассмотрении уполномоченным органом.
5.3. Пояснительная записка дорабатывается ответственным органом с учетом результатов рассмотрения замечаний и (или) предложений, поступивших от заинтересованных лиц в связи с размещением извещения.
В пояснительной записке приводятся источники использованных данных.
Расчеты, необходимые для заполнения пояснительной записки, приводятся в разделах пояснительной записки.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их проверки. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к пояснительной записке в полном объеме.
5.4. В пояснительной записке необходимо отразить все сведения, предусмотренные настоящим Порядком.
5.5. Рекомендации по заполнению пояснительной записки к проекту нормативного правового акта
5.5.1. В разделе 1 пояснительной записки "Общая информация" приводятся краткие сведения о проекте нормативного правового акта, включая описание целей предлагаемого правового регулирования.
5.5.2. В разделе 2 пояснительной записки "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения" ответственным органом указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования всегда направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ею негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга фактического воздействия в пояснительной записке указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
5.5.3. В разделе 3 пояснительной записки "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
5.5.4. В разделе 4 пояснительной записки "Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета города Тамбова, связанных с введением предлагаемого правового регулирования" приводится оценка расходов возможных поступлений бюджета города Тамбова, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
5.5.5. В разделе 5 пояснительной записки "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)" приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
5.5.6. В разделе 6 пояснительной записки "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков:
а) риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Та
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.