Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Тамбовской области
от 26 августа 2016 г. N 980
Положение
о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их обеспечении на территории области
(утв. постановлением Администрации Тамбовской области
от 27 июня 2001 г. N 564)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет основные задачи, порядок планирования, организации и обеспечение эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) на территории области.
1.2. Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах;
безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
жизнеобеспечение населения в ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуированного населения по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей организуется, планируется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов и учащихся, материальных и культурных ценностей по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, а эвакуацию остального населения - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях (ночное время суток, выходные и праздничные дни) эвакуация населения осуществляется по территориальному признаку непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
1.4. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации в безопасные районы из зон возможных опасностей, относятся государственные, производственные и научные ценности, особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций, запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения, сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы, а также запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.5. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся культурные ценности мирового значения, российский страховой фонд документов библиотечных фондов, культурные ценности федерального (общероссийского) значения, электронные информационные ресурсы на жестких носителях и культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.
1.6. К основным видам жизнеобеспечения населения в ЧС относятся медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами, охрана общественного порядка, противопожарное, транспортное, инженерное материально-техническое, психологическое и информационное обеспечение.
1.7. Для размещения эвакуируемого населения в безопасных районах могут развертываться пункты временного размещения (далее - ПВР), способные вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Для временного размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха, санатории, а также центры временного размещения и другие соответствующие помещения.
Исходя из возможной обстановки на территории муниципального образования, заблаговременно подбираются места для временного размещения и расселения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
1.8. Проведение эвакуации из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Вероятными источниками возникновения ЧС, угрожающих здоровью и жизни людей, осложняющих производственную деятельность на территории области, могут быть:
химически опасные объекты экономики, использующие или производящие аварийно-химические опасные вещества (далее - АХОВ);
гидроузлы водохранилищ;
взрывопожароопасные объекты;
лесные, торфяные и прочие пожары;
аварии или нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза жизни и здоровью людей.
1.9. В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации: заблаговременная и экстренная.
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится заблаговременная эвакуация из зон возможного действия поражающих факторов источника ЧС (прогнозируемых зон ЧС). В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация.
Вывоз (вывод) населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
1.10. Решение на проведение эвакуации в зависимости от масштаба ЧС принимается главой администрации области или руководителями органов местного самоуправления.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта (дежурно-диспетчерской службы города, района).
1.11. Общее руководство эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей осуществляется главой администрации области, руководителями органов местного самоуправления, руководителями организаций, комиссиями по чрезвычайным ситуациям области, города, района, организации.
Непосредственная организация и проведение эвакуации возлагается на эвакуационные органы, создаваемые руководителями органов местного самоуправления, руководителями организаций, органами специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.
1.12. Эвакуируемое население, материальные и культурные ценности размещаются в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
1.13. Способы эвакуации и сроки ее проведения определяются в зависимости от масштабов ЧС, численности населения, наличия материальных и культурных ценностей в зоне ЧС, наличия транспорта и местных условий.
Основным способом эвакуации является вывоз населения, материальных и культурных ценностей всеми видами транспорта с использованием автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного и транспорта организаций, осуществляющих производственную деятельность зоне ЧС, допускается использование личного транспорта граждан, проживающих в зоне ЧС. Вывод населения пешим порядком планируется на некоторых этапах экстренной эвакуации.
Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.
2. Основы планирования эвакуационных мероприятий в ЧС природного и техногенного характера
2.1. Планирование, организация и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещение в безопасных районах непосредственно возлагается на эвакуационные органы совместно с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
2.2. Планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в мирное время на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при возникновении ЧС.
В безопасных районах эвакуационные комиссии (эвакоприемные комиссии) органов местного самоуправления и организаций разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
2.3. Планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (приема, размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей) отрабатываются текстуально и графически в виде схем, графиков, расчетов, приложений на картах и пояснительной запиской к плану эвакуации.
2.4. Основной задачей эвакуационных (эвакоприемных) комиссий при планировании эвакомероприятий является сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка безопасных районов, размещение эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.
3. Организация проведения эвакуационных мероприятий
3.1. Проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей возлагается на органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и соответствующие эвакуационные комиссии, Главное управление МЧС России по Тамбовской области, комитеты (отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований.
3.2. В зависимости от обстановки устанавливаются три режима функционирования эвакуационных органов:
режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной производственно-промышленной, химической, радиационной, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановке;
режим повышенной готовности - функционирование при ухудшении производственно-промышленной, химической, радиационной, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
режим ЧС - функционирование при возникновении и ликвидации ЧС.
3.3. Решение о введении режимов функционирования эвакуационных органов и проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей принимает глава администрации области, руководители органов местного самоуправления и организаций.
3.4. Основные мероприятия в режимах функционирования эвакуационных органов.
В режиме повседневной деятельности:
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
разработка планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения в безопасных районах;
учет населения, материальных и культурных ценностей, попадающих в опасные зоны при возникновении ЧС; определение маршрутов эвакуации;
планирование и решение вопросов обеспечения эвакуационных мероприятий;
планирование и уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
организация взаимодействия с органами военного командования по использованию транспортных средств и коммуникаций;
подготовка эвакуационных органов к выполнению задач по предназначению.
В режиме повышенной готовности:
приведение в готовность эвакуационных комиссий;
уточнение категорий и численности эвакуируемого населения, количества материальных и культурных ценностей;
уточнение порядка проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
подготовка к развертыванию пунктов временного размещения эвакуируемого населения и мест размещения материальных и культурных ценностей;
подготовка транспортных средств к перевозкам людей; контроль подготовки к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, пунктов посадки и высадки населения, погрузки (разгрузки) материальных и культурных ценностей, пунктов временного проживания;
уточнение с взаимодействующими эвакоприемными комиссиями планов приема, размещения и обеспечения жизнедеятельности населения в безопасных районах (местах).
В режиме чрезвычайной ситуации:
контроль за работой администрации пунктов временного размещения, служб, обеспечивающих эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;
информирование населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
контроль за подачей транспорта транспортными организациями на пункты посадки населения, погрузки материальных средств;
контроль за ходом и проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
поддержание устойчивой связи с пунктами временного размещения и транспортными службами;
организация работы по жизнеобеспечению населения, оставшегося без крова.
3.5. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС. Подготовительные мероприятия включают:
приведение в готовность эвакуационных (эвакоприемных) комиссий, администраций пунктов временного размещения и уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом, объема его потребностей в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения, количества вывозимых материальных и культурных ценностей;
уточнение количества предприятий, объектов систем жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне ЧС и прекратить свою деятельность; распределение транспортных средств; подготовка маршрутов эвакуации;
подготовка к развертыванию эвакуационных органов, пунктов временного размещения населения, пунктов посадки и высадки, погрузки и разгрузки; проверка готовности систем оповещения и связи; приведение в готовность, имеющихся защитных сооружений.
3.6. При получении сигнала (распоряжения) на проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляются следующие мероприятия:
оповещение председателей эвакуационных (эвакоприемных) комиссий и населения о начале и порядке проведения эвакуации;
развертывание и приведение в готовность эвакуационных органов, пунктов временного размещения и проживания населения, мест (помещений) для размещения материальных и культурных ценностей;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
подача транспортных средств к пунктам посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей;
прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения, размещение материальных и культурных ценностей.
3.7. В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, материальных и культурных ценностей, попадающих в зону поражения, за границы распространения облака АХОВ. Экстренная эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС в этих случаях осуществляется без развертывания сборных эвакуационных пунктов. Их задачи возлагаются на оперативные группы администраций сборных эвакопунктов, закрепленных за соответствующими административно-территориальными единицами.
3.8. Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей на транспорт;
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование эвакуационных комиссий;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
3.9. Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения зараженного облака, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях, с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и помещений организаций, которые находятся в зоне возможного заражения.
Временное размещение эвакуируемого населения производится в зданиях общественного назначения. Транспортное обеспечение и временное размещение эвакуируемого населения в этих случаях может осуществляться и проводиться в оперативном порядке.
3.10. При аварии на транспорте, перевозящем АХОВ, вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки. Регистрация эвакуированных производится непосредственно в местах (пунктах) размещения.
3.11. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из зон возможного катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
4.1. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка, безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведке:
4.1.1. транспортное обеспечение - комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок. Проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей требует наличия парка транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования транспортных коммуникаций.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его использования:
доставка населения от мест жительства к ПВР;
вывоз эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта других организаций. Владельцы транспорта личного пользования объединяются в группы (отряды) на основе добровольного согласия. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются и сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту их регистрации. С владельцами личного транспорта заключается соглашение - обязательство на их участие в эвакуационных мероприятиях, материальное обеспечение и возмещение расходов.
Эвакуационные перевозки железнодорожным транспортом осуществляются поездами пригородного и местного сообщений;
4.1.2. медицинское обеспечение - проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
развертывание медицинских пунктов в местах временного размещения и проживания, пунктах посадки и высадки, организация дежурства на них медицинского персонала;
организация обслуживания нетранспортабельных больных; контроль за санитарным состоянием мест временного размещения и длительного проживания эвакуированного населения;
непрерывное наблюдение за противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных;
снабжение медицинских пунктов и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское обеспечение организуется по территориально-производственному принципу.
Руководство медицинским обеспечением осуществляют руководители органов здравоохранения соответствующих территорий.
За своевременность развертывания медицинских пунктов, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения ответственность несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными
планами медицинского обеспечения;
4.1.3. охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется органами внутренних дел и включает следующие мероприятия:
осуществление пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей);
проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
оказание содействия в мобилизации транзитного транспорта в целях вывоза людей, материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
охрана порядка и обеспечение безопасности на эвакуационных объектах, маршрутах эвакуации, в местах размещения эваконаселения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;
охрана объектов на этот период;
регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;
сопровождение автоколонн с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями;
обеспечение режима допуска транспорта в зону ЧС;
борьба с преступностью на маршрутах эвакуации и в местах размещения; регистрация эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зоны ЧС);
4.1.4. инженерное обеспечение - создание необходимых условий для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора и районах размещения. Инженерное обеспечение осуществляется инженерными службами муниципальных образований области;
4.1.5. материально-техническое обеспечение - техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами, запасными частями, водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, обеспечение необходимым имуществом и средствами для оказания коммунально-бытовых услуг.
Организация и координация материально-технического обеспечения осуществляется управлениями (отделами) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований области;
4.1.6. обеспечение связи и оповещения - оснащение пунктов временного размещения, органов управления эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, организация и осуществление бесперебойной связи и оповещения на всех этапах эвакуации.
В целях информирования и инструктирования населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий используются средства массовой информации, уличные громкоговорители, транспортные средства, оборудованные громкоговорителями, наглядная информация.
Организация связи и оповещения возлагается на организации электросвязи и управления (отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований.
Финансирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Зам. главы администрации области, |
О.О. Иванов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Тамбовской области от 26 августа 2016 г. N 980 "О внесении изменений в отдельные постановления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.