Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
администрации области
от 22 июля 2015 г. N 326-р
Концепция
развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015 - 2020 годы
1. Общие положения
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.
Дополнительное образование детей становится актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. Дополнительное образование играет роль основы непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование качественно улучшает результаты, достигаемые в рамках основного образования, выполняет функцию "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях.
Государственная политика в сфере образования направлена на осознание ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Нормативные основы развития дополнительного образования определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, Законом "Об образовании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, Концепцией развития дополнительного образования и рядом других документов.
Главный ориентир для развития системы дополнительного образования определен в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, причем 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На региональном уровне разработаны и приняты необходимые нормативно-правовые акты, в которых заложен масштабный комплекс программных мероприятий развития системы дополнительного образования, определены ожидаемые результаты и социальные эффекты: Закон об образовании в Тамбовской области, Государственная программа "Развитие образования Тамбовской области" на 2013 - 2020 годы, Государственная программа Тамбовской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы, Концепция развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области и др.
Концепция развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области до 2020 года (далее - Концепция) является логическим продолжением ранее принятых нормативно-правовых документов, направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования и определяет стратегию развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на долгосрочную перспективу. Концепция ориентирована на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит и на региональном уровне реализовать меры государственной политики.
Концепция является основой для разработки соответствующих нормативно-правовых актов, программ, проектов с учетом социально- экономических, культурных, этнических, демографических и других особенностей территорий области.
2. Состояние и проблемы региональной системы дополнительного образования детей
Сегодня региональная система дополнительного образования, имея интеграционный и межведомственный характер, практически готова к решению задач, определенных в нормативно-правовых документах федерального уровня.
В области не только сохраняется сеть организаций дополнительного образования (62 организации дополнительного образования детей системы образования, 38 - культуры, 4 - спорта), но и принимаются меры к расширению инфраструктуры. Вводимые в строй новые школы уже на стадии разработки концепции образовательной деятельности позиционируются как научно-образовательные и социально-культурные комплексы.
Открыт социокультурный комплекс в с. Тулиновка, ставший не только региональной, но и межрегиональной площадкой по духовно-нравственному воспитанию для всего Центрального федерального округа. Введен в строй социокультурный комплекс в пос. Радужный г. Тамбова. Сданы в эксплуатацию два комплекса - Бондарская и Татановская школы как центры агробизнес-образования и развития прикладных ремесел. Открыта Избердеевская школа как центр АгроЭкоТехнологий.
Разрабатывается концепция образовательного комплекса политехнической направленности в р.п. Мордово, идет строительство круглогодичного спортивно-оздоровительного лагеря в селе Караул. Продолжается работа по проектированию и строительству в г. Тамбове инновационно-образовательного комплекса "Школа Сколково-Тамбов", концепция которого ориентирована на построение образовательного процесса на основе информационных технологий.
В последние годы в регионе началось развитие негосударственного сектора дополнительного образования. Все более актуальной становится практика поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих образовательные и просветительские проекты для детей. Осуществляется грантовая поддержка негосударственным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы в контексте приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
На базе организаций дополнительного образования детей функционируют, по данным мониторинга 2014 года, 3011 учебных объединений, в которых занимаются 44708 учащихся.
Осуществляется процесс интеграции дополнительного образования с дошкольным и общим образованием. В основе интеграции лежит межведомственное взаимодействие и консолидированное использование ресурсов образования, культуры и спорта.
В соответствии с основными направлениями региональной политики с 2008 года в области введено нормативное финансирование дополнительных общеразвивающих программ в общеобразовательных организациях (из расчета 4 часа на ребенка в неделю). Объем финансирования ежегодно увеличивается (с 17 млн. руб. в 2008 году до 90 млн. руб. в 2014 году).
За последние 4 года консолидированный объем инвестиционных вложений составил более 7 млрд. руб.
Реализация механизма нормативного финансирования активизировала развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных организаций, обеспечила доступность данного вида образования и способствовала углублению процесса интеграции дополнительного и общего образования.
В настоящее время в школах области функционируют 6850 учебных объединений дополнительного образования, численность контингента учебных объединений составляет 92761 человек, из них 76,4% обучаются на базе общеобразовательных школ. Разнообразны организационные модели дополнительного образования в школах: 75 центров (дополнительного образования и по работе с одаренными детьми); около 200 клубов по интересам (патриотических, туристских, экологических, спортивных и других); 1225 детских общественных объединений. В рамках Малой академии наук действуют 122 школьных научных общества, 103 школы работают в режиме "полного дня".
В целях расширения спектра образовательных услуг и повышения качества дополнительного образования детей организована работа по развитию внестационарных форм оказания дополнительных образовательных услуг для детей специалистами учреждений культуры, искусства и спорта на базе школ и детских садов - "выездных классов". В области работают более 700 выездных классов художественно-эстетической направленности и 34 выездных класса спортивно-физкультурной направленности.
В последние годы в области отмечается рост заинтересованности потребителей образовательных услуг в дополнительном образовании детей, в том числе в очно-заочных, дистанционных формах обучения, создании развивающих сред, музеев науки.
Ответом на растущий спрос становится расширение спектра и обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ, включение в образовательные программы инновационных компонентов.
В 2014 - 2015 учебном году на территории области реализуется 5467 дополнительных общеразвивающих программ (2013 - 2014 учебном году - 5171), из них 78 экспериментальных и 490 авторских.
Наибольшее количество реализуемых программ - художественной направленности (1762 программы). Данные программы охватывают практически все виды деятельности: вокал, народное пение, инструментальное исполнительство, хореографию, театральное творчество (драматическое и кукольное), художественное чтение, дизайн одежды, киноискусство, литературное творчество, фотографию, декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство. Общий охват детей программами художественной направленности составляет 47% от общего количества детей, охваченных дополнительным образованием.
Существенно усилилось внимание и к развитию туристско-краеведческого направления как к одному из ключевых элементов патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования гражданской идентичности. На базе организаций дополнительного образования и общеобразовательных школ действуют 334 творческих объединения туристско-краеведческой направленности, в которых занимается 4562 учащихся (2013 год - 3899 человек), 59 секций по краеведению в школьных научных обществах, 55 музеев и 224 музейные комнаты. Ежегодно проводятся экскурсии по 26 маршрутам внутреннего туризма. Открыта областная очно-заочная школа юных экскурсоводов. В 2014 году началась реализация регионального проекта по развитию внутреннего туризма "Моя малая Родина", направленного на развитие культурных связей внутри региона, культурно-исторического и туристско-рекреационного потенциала территорий, а также проекта "Передвижной интерактивный музей для детей "История Тамбовского края", целью которого является мотивация подрастающего поколения к изучению истории и этнокультурного наследия малой Родины.
В последние годы получило развитие техническое творчество: авиамоделирование, судомоделирование, автоконструирование, картинг, радиотехника и др. В области создано 449 объединений технического творчества с охватом 5529 человек. Почти в 3 раза увеличился охват детей конкурсами и массовыми мероприятиями технической направленности. В значительной степени это связано с реализацией регионального проекта "Образовательная робототехника" и активным развитием технического творчества в многопрофильных организациях дополнительного образования (182 учебных объединения) и в общеобразовательных школах области (208 учебных объединений).
В целях развития дополнительного образования детей и укрепления межведомственного взаимодействия с 2013 года в регионе реализуются трехгодичные межведомственные марафоны, объединяющие комплексы мероприятий для детей и педагогов: марафон художественной направленности "Тамбовский край - земля талантов", технический марафон "Старт", экологический марафон "Тамбовский край - территория экологической культуры".
Новый импульс получила региональная система поиска, развития и поддержки одаренных детей. Во все региональные творческие конкурсы и спортивные состязания введены муниципальные и школьные этапы. В результате доля учащихся, принимающих участие в конкурсах и соревнованиях сферы образования, увеличилась до 54% от общего числа учащихся в системе дополнительного образования (2013 год - 46,4%). Эффективность участия во всероссийских этапах составляет 92%.
В 2015 году начинается реализация межведомственного регионального проекта "Постконкурсное сопровождение одаренных детей", направленного на создание условий для комплексной адресной поддержки детей, проявивших незаурядные способности в различных видах творческой и интеллектуальной деятельности и принимающих активное участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
В значительной степени усилено ресурсное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования. Двум областным организациям дополнительного образования присвоен статус региональных ресурсных центров, 14 организаций дополнительного образования работают в режиме базовых. Именно на эти организации возложена функция координационного, информационно-организационного, программно-методического сопровождения процессов развития дополнительного образования детей, продвижения нового содержания, технологий, методов и форм организации дополнительного образования и воспитания.
Кроме того, на базе организаций общего, дополнительного и дошкольного образования открыты 115 региональных инновационных площадок, 22 школы-лаборатории инновационного развития, 34 опорные площадки по работе с детьми группы социального риска. Кроме того, в области созданы 3 региональных и 14 муниципальных центров по работе с одаренными детьми.
Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. Количество специалистов данной сферы в организациях области составляет 5185 человек.
В целях повышения качества образовательных услуг все образовательные организации области перешли на эффективный контракт.
В области выстроена система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, структурными элементами которой являются учреждения дополнительного профессионального образования, региональные ресурсные центры, базовые организации дополнительного образования детей.
Ежегодно для педагогических работников системы дополнительного образования детей области проводится более 100 мероприятий обучающего характера: мастер-классы, семинары-практикумы, стажировки, открытые занятия. Работают областной межведомственный методический Интернет- кабинет, открытая Интернет-площадка по подготовке педагогических кадров к аттестации.
В 2015 году начинается реализация межведомственного регионального проекта "Распространение инновационных практик в системе дополнительного образования детей Тамбовской области", направленного на качественное преобразование системы работы с передовым педагогическим опытом. В рамках проекта открываются областные межведомственные школа инноваций и методическая школа, создается региональный банк инновационного опыта в системе дополнительного образования, значительно увеличиваются возможности использования ресурса педагогов-новаторов.
Благодаря принятым мерам, по итогам 2014 года в целом по Тамбовской области доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, составила 67,5% от общего количества детей данного возраста (2013 год - 59,2%); доля детей дошкольного возраста (5-6 лет), охваченных дополнительным образованием, выросла до 47% (2013 год - 40,8%, 2012 год - 27,7%) от общего числа.
Вместе с тем, новые вызовы времени нацеливают региональную систему дополнительного образования на дальнейшее развитие и ставят задачи по решению существующих проблем.
Наблюдается неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных территориях области. Особенно эта разница заметна между муниципалитетами городских и сельских территорий. В связи с этим важнейшей задачей остается обеспечение доступности услуг дополнительного образования независимо от места жительства, социального статуса и материальной обеспеченности ребенка.
При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра реализуемых дополнительных общеразвивающих программ состояние программного обеспечения в большинстве организаций дополнительного образования и школ области не в полной мере удовлетворяет современные запросы детей: по содержанию, технологичности, соответствию приоритетам социально - экономического развития муниципалитета, региона, профессионально-ориентированным пробам в различных сферах деятельности.
Проблемой остается недостаток программ дополнительного образования, направленных на развитие практик социального проектирования, детского самоуправления, создание центров технического и гуманитарного творчества, внедрение современных, дополнительных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями (в том числе для детей с ОВЗ, детей-мигрантов, одаренных).
Появление новых профессий, развитие рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Востребованными становятся программы, реализуемые дистанционно и в сетевой форме, программы, реализуемые в каникулярный период. Однако обновление содержания и технологий организации дополнительного образования детей происходит медленно.
Стоит задача широкого распространения в региональной системе дополнительного образования сектора программ "учения с увлечением", а также создания образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности.
Следует в значительной степени активизировать работу по разработке и широкому внедрению в практическую деятельность педагогического сообщества инновационных педагогических практик в сфере дополнительного образования.
Важным фактором развития региональной системы дополнительного образования области остается дальнейшее формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей.
Необходимы изменения и в развитии кадрового потенциала региональной системы дополнительного образования. Предстоит внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, совершенствование механизмов эффективного контракта, внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности.
3. Цели и задачи развития региональной системы дополнительного образования детей
Основной целью развития региональной системы дополнительного образования детей является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей детей в развитии, личностном самоопределении и самореализации через обеспечение качественных и доступных услуг в сфере дополнительного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
укрепление интеграции дополнительного, общего и дошкольного образования, направленной на расширение вариативности системы образования в целом;
повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка от 5 до 18 лет, проживающего на территории области;
совершенствование межведомственной системы координации и управления развитием дополнительного образования детей на региональном и муниципальном уровнях;
развитие кадрового потенциала региональной системы дополнительного образования.
4. Приоритетные направления развития региональной системы дополнительного образования детей
С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области.
Направление "Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ":
расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества, в которое входит:
увеличение количества программ технической и туристско-краеведческой направленностей;
предпрофессиональных программ;
адаптированных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
программ с региональным компонентом;
программ, реализуемых в каникулярный период и в лагерях отдыха и оздоровления;
дистанционных программ и программ различных по срокам реализации и для детей различных возрастных категорий;
разработка и распространение программ на основе создания предметно-развивающей и научно-исследовательской среды;
разработка и тиражирование примерных дополнительных общеразвивающих программ с учетом региональных особенностей;
обеспечение в каждом муниципальном образовании области баланса направленностей дополнительных общеобразовательных программ;
ресурсная и нормативная поддержка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
модернизация системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграционных систем учета;
создание на региональном и муниципальном уровнях открытых сервисов информационного сопровождения (навигаций) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;
включение обязательства по размещению информации об услугах по реализации дополнительных общеобразовательных программ в базовый перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере образования;
нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий.;
внедрение механизмов поддержки образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сельской местности;
развитие информационно-просветительской среды, направленной на повышение родительской компетенции в воспитании детей и мотивацию семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием;
расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и организацией летних профильных школ (смен).
Направление "Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ":
развитие межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций как на региональном, так и на муниципальном уровнях;
разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;
организация регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
поддержка существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад, конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в системе дополнительного образования;
развитие существующей грантовой поддержки детей, достигших высоких результатов в сфере дополнительного образования;
внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.
Направление "Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей":
апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
совершенствование механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;
создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования;
внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности;
привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;
поддержка включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и другие формы);
модернизация дополнительных профессиональных образовательных программ и увеличение объема часов подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей;
внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.
Направление "Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства":
обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;
развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное (муниципальное) имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;
формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц, содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
Направление "Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей":
развитие в системе дополнительного образования детей на региональном уровне сети "ресурсных центров" для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта;
развитие в муниципалитетах области сети организаций дополнительного образования в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;
модернизация и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта, инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;
обновление содержания и технологий деятельности (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) и развитие сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;
развитие современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
осуществление территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности;
создание условий для использования в системе дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в том числе учебно-научно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видеостудий;
стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет" и другие) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
5. Основные механизмы развития региональной системы дополнительного образования детей
Основными механизмами развития региональной системы дополнительного образования детей являются:
межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;
партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;
обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;
формирование эффективной сети организаций дополнительного образования детей, создание условий для реализации содержания и технологий дополнительного образования детей, в том числе развитие инфраструктуры, укрепления материально - технической базы;
создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора, сегмента образования, где частные структуры составляют достойную конкуренцию государственным структурам, снижая нагрузку на бюджет и обеспечивая увеличение спектра образовательных услуг для граждан;
данные структуры являются более гибкими, так как решают локальные проблемы в образовании ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
внедрение и апробация механизмов перехода от управления образовательной организацией (детским садом, школой, организацией дополнительного образования) к управлению дополнительными образовательными программами, реализуемыми на территории муниципалитета, региона;
конкурентоспособность организаций дополнительного образования как институтов методического, информационного, организационного сопровождения развития региональной и муниципальных систем дополнительного образования детей;
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);
развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основы для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства.
6. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2015 - 2017 годы и II этап - 2018 - 2020 годы.
На I этапе планируется создание механизмов реализации Концепции (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).
По приоритетным направлениям Концепции будут разработаны и реализованы пилотные проекты.
На основе Концепции, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и поручениями Правительства Российской Федерации от 21.11.2012 N ДМ-П12-6997 и от 22.11.2012 N ОГ-П8-7022 будет разработана межведомственная региональная программа развития дополнительного образования детей, включающая комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей с учетом ее принадлежности к разным ведомствам. Начнется реализация Программы.
На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, межведомственной региональной программы развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в муниципальных образованиях области. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
Начиная с I этапа управлением образования и науки области совместно с управлением культуры и архивного дела, управлением по физической культуре и спорту области, органами исполнительной власти муниципальных образований области и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами будет охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
не менее 40% детей и подростков будут охвачены общественными проектами с использованием медиа-технологий, направленными на просвещение и воспитание;
не менее 46% детей от 5 до 18 лет будут участниками олимпиад и конкурсов различного уровня;
не менее 95% родителей и детей будут удовлетворены качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг;
будет сформирована система обеспечения высокого качества и обновляемости дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
будут сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;
сформируется система предоставления дополнительных образовательных услуг в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;
будет сформирована система предоставления семьям с детьми доступа к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
будут реализованы модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
начнут действовать эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
будут созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
сформируются механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании.
8. Оценка эффективности реализации Концепции
Основными критериями оценки реализации Концепции являются:
динамика охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными услугами (через систему мониторингов);
степень доступности дополнительных общеобразовательных программ в целом на территории области и в каждом муниципалитете в отдельности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
качество реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях области различной ведомственной принадлежности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
динамика развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (через систему мониторингов);
степень участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрения механизмов государственно-частного партнерства (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
степень модернизации инфраструктуры дополнительного образования детей с учетом межведомственного и сетевого взаимодействия в муниципальных образованиях области (через многокомпонентный сравнительный анализ данных).
9. Управление реализацией Концепции
На региональном уровне руководство реализацией Концепции осуществляет межведомственный Совет по развитию дополнительного образования детей при администрации области.
На муниципальном уровне руководство реализацией Концепции осуществляют межведомственные Советы по развитию дополнительного образования детей, которые необходимо создать при органах местного самоуправления в каждом муниципалитете.
Научно-методическое обеспечение процесса развития региональной системы дополнительного образования, подготовку и переподготовку педагогических и руководящих кадров осуществляет Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования".
Функцию координационного, информационно-организационного, программно-методического сопровождения процессов развития дополнительного образования детей, продвижения нового содержания, технологий, методов и форм организации дополнительного образования и воспитания, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров осуществляют:
на региональном уровне - Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" и Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Областная детско-юношеская спортивная школа", являющиеся региональными ресурсными центрами дополнительного образования;
на зональном уровне - базовые организации дополнительного образования;
на муниципальном уровне - муниципальные организации дополнительного образования.
В целях согласования совместных действий и выработки единых подходов к осуществлению вышеназванных функций создается областной Совет директоров организаций дополнительного образования.
Апробирование педагогических инноваций по одному или нескольким направлениям деятельности в сфере дополнительного образования, обобщение и распространение передового педагогического опыта и методическое сопровождение продвижения новейших педагогических технологий осуществляют инновационные и опорные площадки, созданные на базе образовательных организаций.
Работа по развитию региональной системы дополнительного образования в образовательных организациях строится в соответствии с долгосрочными программами развития организации и с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные в настоящей Концепции.
В целях определения эффективности реализации Концепции ежегодно проводятся мониторинг и многокомпонентные сравнительные анализы полноты и качества приоритетных направлений развития региональной системы дополнительного образования.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации Тамбовской области от 22 июля 2015 г. N 326-р "О концепции развития дополнительного образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.