Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
администрации области
от 28 июля 2015 г. N 336-р
Концепция
развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2015 - 2020 годы
1. Общие положения
Развитие интеллектуального и творческого потенциала получает в современной России особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.
Поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.
Подчеркивая важность проблемы, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: "Система образования должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой, талантливой, инициативной молодежи. Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашей страны".
Государственная политика в сфере образования направлена сегодня на дальнейшее развитие системы выявления и поддержки одаренных детей в творческой, социальной, научно-технической, спортивно-технической и других областях деятельности, на создание единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но и региональном уровнях. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом регионе.
Для Тамбовской области формирование и развитие интеллектуального и творческого потенциала становится на современном этапе особо значимым. Область сегодня - это динамично развивающийся регион с высоким научным и образовательным потенциалом, развитым агропромышленным, транспортным и строительным комплексом. Для того, чтобы добиться высоких темпов экономического и социального роста и превратить область в конкурентоспособный, инновационно-активный регион, необходимо, чтобы в политику, экономику, социальную сферу пришли молодые, талантливые, инициативные кадры, нужны специалисты в интенсивно развивающихся областях: агробизнесе, малом и среднем
предпринимательстве, туризме, машиностроении, нанотехнологиях.
Поэтому развитие способностей обучающихся является исключительно важным для реализации инновационной модели развития области и касается всех уровней образования (дошкольного, общего, профессионального и высшего).
В области разработаны и приняты необходимые нормативно-правовые акты, обеспечивающие эффективное развитие системы работы с одаренными детьми: государственная программа Тамбовской области "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственная программа Тамбовской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы и др.
Концепция развития региональной системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция) является логическим продолжением ранее принятых нормативно-правовых документов, направлена на реализацию государственной и региональной политики в сфере работы с одаренными детьми.
Концепция является основой для разработки соответствующих нормативно-правовых актов, программ, проектов с учетом социально- экономических, культурных и других особенностей территорий области.
2. Современное состояние системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области
Региональная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей детей и молодежи. В последние годы работа с одаренными детьми претерпела значительные качественные изменения.
Увеличилось количество организационных моделей работы с одаренными детьми на муниципальном уровне. Так, в области функционируют 14 ресурсных центров по работе с одаренными детьми (2011 г. - 4); 69 центров дополнительного образования на базе школ (2011 г. - 34); 103 школы работают в режиме "полного дня" (2011 г. - 21).
В целях расширения возможностей для развития способностей детей в области организована работа по созданию внестационарных форм оказания дополнительных образовательных услуг в сфере культуры, искусства и спорта на базе школ и детских садов - "выездных классов". В области работают более 700 выездных классов художественно-эстетической направленности и 34 выездных класса спортивно-физкультурной направленности.
В рамках взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями начального, среднего и высшего профессионального образования организована деятельность университетских и колледж-классов, в которых реализуется 15 направленностей профильных программ.
На базе 30 школ области созданы областные экспериментальные площадки по апробации механизмов развития системы непрерывного агробизнес-образования. Значимым элементом этой системы является региональный агробизнес-марафон, являющийся открытой площадкой, дающей возможность молодежи презентовать свои бизнес-идеи.
Возросла роль региональных вузов в организации научно- исследовательской работы интеллектуально одаренных и способных учащихся. Так, при поддержке ведущих университетов области на базе ряда общеобразовательных организаций созданы и успешно работают летняя нанотехнологическая школа, зимняя и летняя школы для интеллектуальных и творческих детей, школа дистанционного Интернет-образования "Грани +", виртуальная интернет-школа "Умный ГрадЪ".
Кроме того, вузами проводятся предметные региональные олимпиады: межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; олимпиада Тамбовского государственного технического университета "Творчество - основа развития региональной экономики"; олимпиада Мичуринского государственного аграрного университета им. И.В. Мичурина.
Значительно увеличилось количество научных обществ учащихся (2014 г. - 122, 2011 г. - 81), руководство которыми осуществляет Региональное отделение Общероссийской детской общественной организации Малая академия наук "Интеллект будущего". В настоящее время, в научных обществах области занимаются 9379 учащихся 1-11 классов (2011 г. - 5115).
Особое место в развитии проектной и исследовательской деятельности занимают областные научно-практические конференции учащихся "Грани творчества" и "Путь в науку", а также областные юношеские чтения имени В.И. Вернадского.
Ежегодно в летний период для одаренных детей области проводится около 30 профильных смен в лагерях отдыха и оздоровления. На базе загородного лагеря "Космос" создан центр стратегических технологий "Молодежный резерв" для одаренных детей и лидеров детского общественного движения.
В соответствии с всероссийским и областным календарями массовых мероприятий для детей ежегодно проводится свыше 250 творческих и интеллектуальных конкурсов, конференций, фестивалей и около 200 спортивных мероприятий, которые позволяют выявлять детей с повышенным уровнем способностей. Доля учащихся, принимающих участие в конкурсных мероприятиях и соревнованиях регионального уровня, составляет 54% от общего числа учащихся в системе дополнительного образования. Эффективность участия в итоговых этапах всероссийских конкурсов составляет 92%.
Одаренные дети области получают адресную материальную поддержку. Так, с 2005 года одаренным детям выплачиваются гранты администрации области, которые за этот период получили 450 школьников. Премию Президента Российской Федерации, выплачиваемую с 2006 года, получили 366 школьников региона.
Постоянно пополняется база данных банка "Одаренные дети Тамбовщины". В настоящее время банк содержит информацию о 3000 детей.
В регионе активно применяются современные инновационные подходы и формы работы с одаренными детьми. Одной из таких форм являются межведомственные марафоны: экологический марафон "Тамбовский край - территория экологической культуры", марафон "Тамбовский край - земля талантов", марафон технического творчества "Старт".
Получила развитие новая форма поддержки одаренных детей - постконкурсное сопровождение. В рамках этой деятельности, на основе межведомственного взаимодействия осуществляется комплексная адресная поддержка детей, проявивших незаурядные способности в различных видах творческой и интеллектуальной деятельности, организуются выставки работ победителей и призеров творческих конкурсов по изобразительной деятельности, декоративно-прикладному творчеству, персональные выставки, творческие вечера, презентации литературных произведений.
Большое внимание уделяется развитию детей раннего и дошкольного возраста. За последние годы в области создана сеть специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и консультирования, центров игровой поддержки ребенка, консультационных пунктов для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, групп кратковременного пребывания детей. Введены новые типы образовательных услуг по выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей раннего возраста.
Одним из наиболее важных направлений продолжает оставаться повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере работы с одаренными детьми. Выстроена система повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических кадров, регулярно проводятся конференции, семинары, мастер-классы. Ежегодно Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" проводит курсы по теме "Организация работы с одаренными детьми".
В области разрабатываются и распространяются лучшие педагогические практики, организуется опытно-экспериментальная и научно-исследовательская деятельность, развивается сеть опорных, инновационных, стажировочных площадок в сфере работы с одаренными детьми.
Вместе с тем, перед региональной системой работы с одаренными детьми стоят задачи по дальнейшему совершенствованию данного направления деятельности и интегрированию существующих в регионе механизмов поиска и поддержки одаренных детей в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов.
Так, назрела необходимость дополнения существующей в области системы выявления одаренных детей, основанной преимущественно на их участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, другими методами и создания на этой базе региональной системы диагностики.
Преобразований требует и работа, направленная на развитие потенциальной одаренности, в связи, с чем необходимо решать проблему доступности высококачественного образования для каждого ребенка и подростка, который стремится развить свои способности.
С учетом имеющегося в регионе опыта развития способностей у детей различных возрастных категорий, необходимо выстроить единую систему, захватывающую всю возрастную линейку от раннего детского возраста до вступления молодых людей в самостоятельную профессиональную деятельность.
Учитывая, что во многих случаях работа с одаренными детьми сегодня ведется лишь по пути увеличения объема предметных знаний, стоит задача ее дополнения решением личностных, психологических и социальных проблем этой категории детей.
Как никогда ранее становится актуальной и необходимость объединения в единую систему существующих пока еще разрозненно различных направлений работы с одаренными детьми и молодежью - с интеллектуально одаренными детьми, с детьми с технической одаренностью, спортивной, художественной. Все эти направления предстоит наполнить едиными подходами к работе с одаренными детьми, скоординировать, создать региональные площадки для их встреч, совместного обучения, обмена опытом и знаниями; создать условия для разностороннего развития и повышения общекультурного уровня каждого одаренного ребенка.
Кадровое обеспечение, несмотря на предпринимаемые в области меры, продолжает оставаться серьезной проблемой. Количество грамотных, профессионально подготовленных педагогов и психологов в регионе достаточно велико, но они, в подавляющем большинстве, не владеют психологическими знаниями и не обладают личностными качествами, необходимыми для работы с одаренными детьми. Увеличение числа мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, безусловно, вносит положительный вклад в повышение их профессионального уровня. Однако в настоящее время остро стоит задача именно качественных преобразований в подготовке педагогических кадров.
Следует также обратить внимание и на подготовку администраторов образовательных организаций, работающих с одаренными детьми.
Кроме того, учитывая, что роль семьи в развитии одаренности чрезвычайно велика, работа с семьей, должна быть равновеликой по своему значению и объему роли школьной и внешкольной работы с одаренными детьми, что в значительной степени актуализирует необходимость психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития способностей детей.
3. Цель и задачи развития региональной системы работы с одаренными детьми
Целью развития региональной системы работы с одаренными детьми является совершенствование сложившейся в Тамбовской области системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, направленное на обеспечение доступности, качества и вариативности образовательных услуг для детей с различными видами одаренности, комплексную поддержку каждого одаренного ребенка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
совершенствование механизмов управления работой с одаренными детьми на территории области;
повышение доступности, качества и вариативности образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
совершенствование системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей;
повышение кадрового потенциала региональной системы работы с одаренными детьми.
4. Основные направления развития региональной системы работы с одаренными детьми
С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области.
Направление "Совершенствование механизмов управления работой с одаренными детьми на территории области":
формирование межведомственной модели управления сферой работы с одаренными детьми, укрепление межведомственного и сетевого взаимодействия на региональном и на муниципальном уровнях;
обеспечение координации деятельности ведомств, образовательных организаций, некоммерческих организаций и частного сектора в сфере работы с одаренными детьми;
разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ и проектов по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;
ежегодное проведение мониторинга состояния региональной системы работы с одаренными детьми, анализ результатов;
нормативно-правое обеспечение процессов развития региональной системы работы с одаренными детьми;
организация регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы образовательных услуг для детей с повышенным уровнем способностей;
осуществление государственного и общественного контроля за качеством образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
повышение координирующей и организующей роли областных ресурсных центров по работе с одаренными детьми;
развитие сети муниципальных ресурсных центров и базовых организаций дополнительного образования, выполняющих
ресурсообеспечивающую и организационно-методическую функции в сфере работы с одаренными детьми на муниципальном уровне.
Направление "Повышение доступности образовательных услуг в сфере развития способностей детей":
создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;
формирование системы по развитию способностей детей, начиная с раннего возраста и до вступления молодых людей в самостоятельную профессиональную деятельность;
расширение механизмов поддержки работы с одаренными детьми в сельской местности и малокомплектных школах;
создание специальных условий для инклюзивного образования одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования;
нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления образовательных услуг в сфере развития способностей детей в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;
развитие платных образовательных услуг для детей с повышенным уровнем способностей;
расширение участия негосударственного сектора в сфере работы с одаренными детьми.
Направление "Повышение качества образовательных услуг в сфере развития способностей детей":
обеспечение эффективности созданной в регионе многоуровневой и многофункциональной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:
олимпиадное движение; деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество обучающихся;
конкурсная деятельность, включающая конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней, а также уровня образовательной организации;
научно-практические конференции обучающихся;
исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские для обучающихся;
детские общественные организации и волонтерское движение обучающихся;
социально-образовательные программы и проекты, интенсивные школы для обучающихся;
региональные фестивали детского художественного творчества;
региональные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;
спортивные соревнования, состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры;
физкультурно-спортивные клубы;
очно-заочные школы по различным направленностям дополнительного образования;
продолжение работы по обновлению современной инфраструктуры общего, дополнительного и дошкольного образования с целью ее соответствия современным требованиям;
использование методов проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий в общем и дополнительном образовании;
создание условий для использования в образовательных организациях цифровых инновационных технологий, в том числе учебно-научно- производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видеостудий;
создание региональной очно-заочной школы одаренного ребенка, обеспечивающей дополнение углубленных предметных знаний, даваемых одаренным детям в образовательных организациях области, программами, направленными на личностное развитие и повышение общекультурного уровня;
использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных детей в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);
расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных обучающихся в условиях организаций общего и дополнительного образования;
расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, театров, спортивных центров) в работе с одаренными детьми.
Направление "Расширение спектра образовательных программ для детей с повышенным уровнем способностей":
ресурсная и нормативная поддержка обновления содержания образовательных программ для детей с повышенным уровнем способностей, их методического сопровождения;
увеличение количества программ для развития творческих и интеллектуальных способностей; технической и туристско-краеведческой направленностей; предпрофессиональных программ; адаптированных программ, для одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей; программ с региональным компонентом; программ, реализуемых в каникулярный период и в лагерях отдыха и оздоровления; дистанционных программ и программ, различных по срокам реализации, программ для детей различных возрастных категорий;
разработка и распространение программ на основе предметно-развивающей и научно-исследовательской среды;
расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив общего и дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, организацией летних профильных школ);
развитие программ открытого образования, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида для одаренных детей;
поддержка развития сектора программ "учения с увлечением" (таких как эксплораториумы, "города профессий", парки научных развлечений, творческие мастерские, интерактивные музеи), мотивирующих детей на углубленное изучение предметных областей знаний;
разработка и реализация проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом и т. д.);
развитие информационно-просветительской среды, направленной на повышение родительской компетентности в развитии способностей детей;
создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей, родительских школ и лекториев, в том числе с использованием ресурса сети "Интернет".
Направление "Совершенствование системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей":
включение диагностической компоненты в существующую в регионе систему выявления одаренных детей, основанную на результативности их участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, создание на этой базе региональной многоэтапной системы психолого-педагогической диагностики детской одаренности, включающей: опросы родителей, воспитателей, педагогов; комплексное использование психологических методов выявления одаренности; изучение проектно-исследовательских и творческих работ обучающихся;
формирование областного и муниципальных банков данных об одаренных детях. Активное использование данной информационной базы для осуществления адресной поддержки и сопровождения каждого одаренного ребенка;
учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы "социальных лифтов";
разработка и реализация регионального проекта по организации постконкурсного сопровождения одаренных детей с включением в эту работу всех заинтересованных ведомств и организаций;
продолжение практики грантовой поддержки одаренных детей;
развитие договорных отношений, школа-вуз-производство по сопровождению одаренных выпускников;
формирование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, в ведущие региональные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта.
Направление "Повышение кадрового потенциала региональной системы работы с одаренными детьми, распространение лучших практик работы педагогов и передовых методов обучения":
формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности;
стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных организаций к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;
обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников, стимулирование роста их профессионального мастерства и развитие необходимых для работы с одаренными детьми личностных качеств;
продолжение практики проведения курсов повышения квалификации, мастер-классов, открытых занятий, практических семинаров, конференций по проблемам детской одаренности;
расширение сети ресурсных центров по работе с одаренными детьми на базе лучших образовательных организаций;
активное использование потенциала инновационных площадок по работе с одаренными детьми для обобщения и распространения передового педагогического опыта;
создание системы изучения современных подходов в работе с одаренными детьми в рамках областной межведомственной школы педагогического мастерства;
организация экспедиций по изучению лучшего педагогического опыта в сфере работы с одаренными детьми в образовательных организациях области. Обобщение и популяризация передовых педагогических практик;
активное привлечение к работе с одаренными детьми профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.
5. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2015 - 2017 годы и II этап - 2018 - 2020 годы.
На I этапе планируется создание механизмов реализации Концепции (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).
По приоритетным направлениям Концепции будут разработаны и реализованы пилотные проекты.
На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в муниципальных образованиях области.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
Начиная с I этапа управлением образования и науки области совместно с управлением культуры и архивного дела, управлением по физической культуре и спорту области, органами исполнительной власти муниципальных образований области и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
6. Основные механизмы развития региональной системы работы с одаренными детьми
Основными механизмами развития региональной системы работы с одаренными детьми являются:
межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;
партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
сочетание в управлении качеством услуг по развитию способностей детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве образовательных программ для одаренных детей, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;
обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы работы с одаренными детьми;
формирование эффективной сети организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, укрепление их материально-технической базы;
создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора;
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы одаренных детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом).
7. Управление реализацией Концепции
На региональном уровне руководство реализацией Концепции осуществляет межведомственный Совет по развитию дополнительного образования детей при администрации Тамбовской области. На муниципальном уровне руководство реализацией Концепции осуществляют межведомственные Советы по развитию дополнительного образования детей, которые необходимо создать при органах местного самоуправления в каждом муниципалитете.
Координацию деятельности по реализации Концепции на региональном уровне осуществляет областной координационный Совет по работе с одаренными детьми при управлении образования и науки области.
Научно-методическое обеспечение, подготовку и переподготовку педагогических и руководящих кадров осуществляет Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования".
Функции информационного, организационного, методического, программного сопровождения, продвижения нового содержания, технологий, методов и форм процессов развития системы работы с одаренными детьми в образовательных организациях области, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров осуществляют:
на региональном уровне - Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" и Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Областная детско-юношеская спортивная школа", являющиеся региональными ресурсными центрами дополнительного образования, а также областные центры по работе с одаренными детьми, созданные на базе областных образовательных организаций;
на муниципальном уровне - муниципальные центры по работе с одаренными детьми, созданные на базе муниципальных образовательных организаций.
Функции разработки и апробирования педагогических инноваций по одному или нескольким направлениям деятельности в сфере работы с одаренными детьми, обобщения и распространения передового опыта и методическому сопровождению продвижения новейших педагогических технологий осуществляют инновационные площадки, созданные на базе образовательных организаций области.
Работа по развитию региональной системы работы с одаренными детьми в образовательных организациях строится в соответствии с долгосрочными программами развития организации и с годовыми планами, включающими основные направления, предусмотренные в настоящей Концепции.
В целях определения эффективности реализации Концепции ежегодно проводятся мониторинг и многокомпонентные сравнительные анализы полноты и качества приоритетных направлений развития региональной системы работы с одаренными детьми.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" с учетом предложений, поступивших от образовательных организаций всех уровней, ежегодно формирует сводный план работы с одаренными детьми на территории Тамбовской области, который
утверждается управлением образования и науки области. По итогам года готовится отчет о выполнении плана по реализации Концепции и в установленном порядке представляется в управление образования и науки области.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты: не менее 46% детей от 5 до 18 лет будут участниками олимпиад, конкурсов и соревнований различного уровня;
не менее 90% победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня будут охвачены постконкурсным сопровождением;
не менее 95% родителей и обучающихся будут удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг для одаренных детей;
будут сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления сферой работы с одаренными детьми;
будет сформирована региональная система выявления одаренных детей, основанная как на анализе результативности участия каждого ребенка в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, так и на многокомпонентной психолого-педагогической диагностике одаренности;
сформируется система предоставления образовательных услуг для одаренных детей в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;
будет сформирована система предоставления семьям с детьми доступа к полной объективной информации о конкретных организациях и образовательных программах для одаренных детей, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
будут реализованы модели адресной работы с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;
начнут действовать эффективные механизмы стимулирования и поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
9. Оценка эффективности реализации Концепции
Основными критериями оценки реализации Концепции являются: положительная динамика уровня организации работы с одаренными детьми на территории области;
степень доступности образовательных услуг по развитию способностей в различных областях деятельности в целом в регионе и в каждом муниципалитете в отдельности;
степень вовлеченности детей дошкольного, школьного возраста и студенчества в систему выявления и развития способностей в различных видах деятельности;
степень охвата детей 5-18 лет участием в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
результативность участия детей в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней;
уровень обеспеченности образовательных организаций необходимыми ресурсами в работе с одаренными детьми;
динамика развития кадрового потенциала в сфере работы с одаренными детьми;
степень участия негосударственного сектора в оказании услуг в сфере работы с одаренными детьми, внедрения механизмов государственно-частного партнерства.
Врио заместителя главы |
С. А. Чеботарев |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации Тамбовской области от 28 июля 2015 г. N 336-р "О концепции развития региональной системы работы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.