Постановление администрации Тамбовской области
от 21 августа 2017 г. N 815
"О внесении изменений в постановление администрации области от 30.03.2017 N 275 "Об утверждении Программы оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2017 - 2019 годы"
Администрация области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 30.03.2017 N 275 "Об утверждении Программы оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2017 - 2019 годы" (в редакции от 07.04.2017) (далее - постановление) изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2019 годы";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Программу оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2019 годы (далее - Программа) согласно приложению.";
в пункте 2:
абзац девятый дополнить словами ", заместителя главы администрации области, начальника финансового управления области Д.И. Зубкова";
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"раздела 6 "Мероприятия по совершенствованию бюджетного планирования" - заместителя главы администрации области, начальника финансового управления области Д.И. Зубкова, начальника управления экономической политики администрации области С.П. Юхачева;";
в абзаце десятом слова "раздела 6" заменить словами "раздела 7";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Рекомендовать главам (главам администраций) муниципальных районов, главам городских округов области:
принять до 05 апреля 2017 г. планы по оптимизации расходов консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов области (далее - планы), включив в них мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, в мероприятия по оптимизации расходов на муниципальное управление - установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих;
представлять информацию о выполнении планов не позднее 14-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в финансовое управление области.";
в Программе оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2017 - 2019 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением:
наименование Программы изложить в следующей редакции:
"Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2019 годы";
в абзаце первом раздела 1 "Общие положения" слова "Программа оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2017 - 2019 годы" заменить словами "Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2019 годы";
раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Характеристика текущей ситуации
Современное состояние бюджетной системы Тамбовской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, оптимизацией бюджетных расходов на государственное и муниципальное управление, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности (мероприятия по реализации указов и стратегических инициатив Президента Российской Федерации, государственных программ Тамбовской области и мероприятия с привлечением средств из федерального бюджета, государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
В последние годы администрацией области принимались меры, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Так, в 2011 - 2013 годах была реализована Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области, утвержденная постановлением администрации области от 01.07.2011 N 782. В настоящее время проводятся мероприятия в рамках реализации Программы повышения эффективности управления государственными финансами Тамбовской области на период до 2018 года, утвержденной постановлением администрации области от 30.01.2015 N 74.
В целях оздоровления государственных финансов и сокращения государственного долга Тамбовской области распоряжением администрации области от 15.11.2013 N 517-р утвержден соответствующий план мероприятий.
Реализация мероприятий, утвержденных вышеперечисленными нормативными актами, позволила в 2015 году оптимизировать расходы к первоначально принятому бюджету Тамбовской области в объеме 1,1 млрд. рублей (без учета расходов, осуществляемых за счет федеральных целевых средств и дорожного фонда), что составляет 3,7 процента от общего объема расходов, в 2016 году - 774,3 млн. рублей, что составляет 2,4 процента.
Работа по укреплению налогового потенциала региона, увеличению поступлений доходов в бюджет осуществляется администрацией области постоянно. Динамика поступлений за 2015 год по темпам роста доходов составила 16 процентов к уровню 2014 года, за 2016 год - 11 процентов к уровню 2015 года.
В области установлены максимальные ставки по налогу на имущество организаций, предельно допустимые ставки транспортного налога в отношении всех объектов налогообложения за исключением трех, по которым ставки установлены с увеличением от базовой налоговой ставки от 4 до 8,6 раза (автомобили до 100 л.с. - 20 рублей на 1 л.с. (увеличение в 8 раз), свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 30 рублей на 1 л.с. (увеличение в 8,6 раза), самолеты, вертолеты, иные воздушные суда - 100 рублей на 1 л.с. (увеличение в 4 раза), в 253 муниципальных образованиях области из 254 установлены максимально допустимые Налоговым кодексом Российской Федерации ставки по налогу на имущество физических лиц, в 247 муниципальных образованиях области - по земельному налогу.
В течение 2009 - 2014 годов льготы отменены 10 категориям налогоплательщиков по налогу на имущество организаций и 6 категориям налогоплательщиков по транспортному налогу. По транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц сохранены льготы, носящие явно выраженный социальный характер: Героям Советского Союза, Героям России, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, боевых действий, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, общественным организациям инвалидов, многодетным семьям, пенсионерам в виде пониженной ставки на 1 транспортное средство. Их объем невелик по сравнению с льготами, установленными федеральным законодательством (83,3 млн. рублей по транспортному налогу и 16,9 млн. рублей по налогу на имущество физических лиц против 515,6 млн. рублей льгот, установленных этим категориям федеральным законодательством). Повышение налогового потенциала в этой части практически исчерпано.
Значения корректирующего коэффициента К2 для основных видов предпринимательской деятельности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Тамбовской области установлены в зависимости от места осуществления деятельности, платежеспособности населения и с учетом оптимальной налоговой нагрузки для налогоплательщиков.
Оптимизационные мероприятия по расходам бюджета активно начали реализоваться в области с 2007 года.
В системе общего образования процессы реорганизации сети начали проводиться с 2004 года, в период с 2007 по 2014 годы сеть муниципальных школ сократилась на 252 учреждения - с 720 сетевых единиц до 468 (91 базовая школа и 377 филиалов), или на 35 процентов.
Одновременно с построением укрупненной образовательной модели "базовая школа с сетью филиалов" проведена интеграция культурных, оздоровительных и образовательных ресурсов на базе школ. В области создано 123 социокультурных комплекса (юридические лица и филиалы), в зданиях школ размещаются группы детских садов (при школах размещено 474 группы дошкольного образования), структурные подразделения, реализующие программы дошкольного образования (25 филиалов при школах), муниципальные организации дополнительного образования, их отделения или отдельные секции и кружки (во всех базовых школах и большинстве крупных и средних филиалов), тренажерные и спортивные залы, используемые всем населением, а также фельдшерско-акушерские пункты (в 176 школах), в отдельных случаях школьные библиотеки объединены с районными.
В системе дошкольного образования также было проведено укрупнение учреждений. С 2010 года на фоне роста численности детей дошкольного возраста, посещающих детские сады (на 9,9 тысячи детей), сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 38 процентов, или на 94 юридических лица, за счет объединения малокомплектных детских садов с другими образовательными организациями.
Существенным образом изменилась структура сети организаций профессионального образования. Из федеральной собственности в собственность Тамбовской области было передано 15 организаций начального и среднего профессионального образования. С 2010 года на фоне стабильной численности студентов (15 тыс. человек) число сетевых единиц организаций сократилось на 16 единиц за счет их укрупнения, проведена оптимизация штатной численности работников.
Произошло укрупнение организаций для детей-сирот, коррекционных школ-интернатов. Общий эффект от реализации оптимизационных мероприятий в отрасли "Образование" в указанный период оценивается в 400,0 млн. рублей.
С 2012 года после передачи в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения в течение четырех лет активно проводились мероприятия по реорганизации сети лечебных учреждений. Произведено укрупнение муниципальных клубных учреждений, библиотечной сети.
Результатом проведенных мероприятий по укрупнению и оптимизации бюджетной сети стало сокращение областных государственных и муниципальных учреждений (количество областных государственных учреждений сокращено с 2012 года на 33 единицы, муниципальных учреждений - на 68 единиц) при сохранении доступности для населения предоставляемых услуг.
Проведена оптимизация штатной численности в учреждениях здравоохранения и культуры.
В учреждениях здравоохранения на аутсорсинг переданы непрофильные функции (стирка белья, техническое обслуживание и ремонты зданий и оборудования, горячее лечебное питание, охрана), с 2015 года проводится работа по координации деятельности учреждений в части организации совместных закупок.
Достаточно активно в последние 5 лет развивается деятельность по предоставлению медицинских услуг населению, проживающему в сельской местности, с использованием передвижных медицинских комплексов (флюроографического#, маммографического, диагностического). Помимо этого, в рамках социального проекта "Автопоезд "Забота", реализуемого в области с 2011 года, осуществлено более 230 выездов врачей-специалистов в отдаленные сельские населенные пункты, обследовано более 130,0 тысяч пациентов, проведено свыше 75 тысяч диагностических обследований, что позволило диагностировать хронические заболевания, в том числе онкологические, направить на дальнейшее лечение в специализированные учреждения здравоохранения свыше 4,0 тысяч человек.
В сфере государственного и муниципального управления с 2009 года переданы на внешнее исполнение (аутсорсинг) обеспечивающие и хозяйственные функции, за счет чего была сокращена численность работников органов государственной власти и муниципального управления на 928 единиц, в том числе на региональном уровне - на 294 единицы.
Статьей 9 Закона области от 23.12.2016 N 39-З "О бюджете Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" установлена норма по включению в условия предоставления из бюджета Тамбовской области субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий областным государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям отсутствия у них задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которая закреплена в постановлении администрации области от 26.01.2017 N 55 "О мерах по реализации Закона области "О бюджете Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Указанное условие включено в порядки (правила) предоставления из бюджета Тамбовской области субсидий указанным юридическим лицам.
На региональном уровне централизованы закупки товаров, работ, услуг исполнительных органов государственной власти области в сфере информационно-коммуникационных технологий, на услуги связи "доступ в сеть "Интернет", услуги стационарной связи, проведены мероприятия по централизованному обеспечению исполнительных органов государственной власти области и областных государственных учреждений антивирусным программным обеспечением. Проведение перечисленных мероприятий позволило сэкономить только в 2016 году 23,6 млн. рублей средств бюджета Тамбовской области.
Укрупнены 75 сельских поселений области, полномочия 3 поселений области, являющихся административными центрами муниципальных районов области, переданы администрациям муниципальных районов области.
Информация об основных показателях исполнения бюджета Тамбовской области в динамике за 2012 - 2016 гг. приведена в таблице.
Таблица
Основные показатели исполнения бюджета Тамбовской области за 2012 - 2016 гг., млн. рублей
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доходы, всего |
36 523,3 |
36 987,9 |
40 545,3 |
41 363,5 |
43 276,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
14 580,4 |
16228,1 |
17 920,8 |
21 509,9 |
23 651,6 |
безвозмездные поступления |
21 942,9 |
20 759,8 |
22 624,5 |
19 853,6 |
19 624,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
21 703,0 |
20 685,9 |
22 700,8 |
19 667,9 |
19 612,3 |
в том числе дотации |
8 498,6 |
10 303,4 |
10 164,9 |
9211,1 |
9 107,4 |
Расходы, всего |
35 911,3 |
41 767,7 |
42 535,5 |
43 898,7 |
45 758,3 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
612,0 |
- 4 779,8 |
-1 990,2 |
-2 535,2 |
- 2 482,2 |
Объем государственного долга Тамбовской области |
6 649,3 |
7 925,0 |
10 409,7 |
12 292,8 |
14 420,8 |
Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам, % |
45,6 |
48,8 |
58,1 |
57,1 |
61,0 |
Сопоставление динамики изменений объемов доходной и расходной частей бюджета Тамбовской области за последние годы свидетельствует об отставании темпов роста доходов от темпа роста расходов. Общий объем доходов бюджета увеличился на 6,7 млрд. рублей (18 процентов), общий объем расходов возрос на 9,8 млрд. рублей (27 процентов). Это обусловлено необходимостью реализации принятых в 2012 году на федеральном уровне решений (указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации). Прирост как собственных доходных источников, так и безвозмездных поступлений был направлен на покрытие значительно возросших текущих расходов, в первую очередь - на заработную плату с начислениями, социальное обеспечение, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (удельный вес расходов капитального характера в общей сумме расходов за анализируемый период снизился с 20,6 процента до 11,1). Сохраняющаяся тенденция превышения роста расходных обязательств над уровнем доходов бюджета вынуждала принимать и исполнять региональный бюджет с дефицитом, привлекать заемные ресурсы, что привело к росту долговой нагрузки бюджета Тамбовской области.
Таким образом, в сфере обеспечения финансовой устойчивости региона ключевыми проблемами являются следующие:
недостаточность объема поступлений налоговых и неналоговых доходов (в абсолютном размере) в бюджет Тамбовской области для решения задач социально-экономического развития Тамбовской области, несмотря на достигнутые высокие темпы роста поступлений в 2015 - 2016 годах;
снижение дотационности области за 2014 - 2016 годы и вынужденное замещение недостающих доходов консолидированного бюджета Тамбовской области кредитными ресурсами;
изменение бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации (централизация на федеральном уровне с 01 января 2017 г. 1 процентного пункта налога на прибыль, уменьшение нормативов зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на нефтепродукты), что сказывается на качестве бюджетного планирования;
отсутствие источников для проведения оптимизации расходов консолидированного бюджета Тамбовской области на уровне 25 - 30 процентов от достигнутого уровня в связи с проведением в регионе основных оптимизационных мероприятий в 2007 - 2014 годах.";
абзац девятый раздела 4 "Мероприятия Программы" изложить в следующей редакции:
"Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2019 годы в установленные сроки согласно приложению N 1 к настоящей Программе.";
дополнить разделом 7 следующего содержания:
"7. Анализ рисков реализации Программы
Основные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, можно сгруппировать по двум блокам: внешние, не зависящие от деятельности органов государственных власти области, и внутренние, являющиеся следствием деятельности органов государственных власти области.
Из внешних рисков следует отметить следующие: противоречия в требованиях к региональной социальной политике, предъявляемых к субъектам Российской Федерации финансовым блоком Правительства Российской Федерации (оптимизация бюджетной сети, оптимизация мер социальной поддержки, включая отказ от индексации социальных выплат) и социальным блоком Правительства Российской Федерации (проведение индексации социальных выплат по аналогии с решениями, принятыми на федеральном уровне, принятие бездефицитных программ государственных гарантий бесплатного оказания населению региона медицинской помощи, принятие дополнительных мер стимулирования в сфере демографической политики).
При реализации требований социального блока Правительства Российской Федерации существуют риски невыполнения соответствующих задач Программы;
изменение норм федерального законодательства, влекущее за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов консолидированного бюджета Тамбовской области.
В целях снижения негативного влияния данных рисков планируется разработка предложений по внесению изменений в законодательство Тамбовской области в сфере бюджетных правоотношений;
непредвиденные риски, связанные с ухудшением общей макроэкономической ситуации в стране и мире, приводящие к резким колебаниям на фондовых рынках Российской Федерации, удорожанию привлечения заемных средств, а также возможными кризисными явлениями в экономике Тамбовской области, природными и техногенными катастрофами, стихийными бедствиями, что может привести к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, снижению доходов бюджета, потребовать осуществления непредвиденных дополнительных расходов.
Со стороны исполнительных органов государственной власти области для снижения последствий этих рисков потребуется реализация мероприятий по мобилизации доходов в бюджет Тамбовской области, оптимизация бюджетных расходов, уточнение основных характеристик бюджета Тамбовской области на соответствующий финансовый год и на плановый период, перераспределение бюджетных расходов для устранения последствий негативных природных явлений и техногенных аварий. Внутренние риски:
невыполнение расходных обязательств Тамбовской области по финансовому обеспечению первоочередных расходов.
В целях снижения негативного влияния данных рисков необходимо обеспечить формирование бюджета Тамбовской области исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Тамбовской области;
предельность (ограниченность) в проведении оптимизации бюджетной сети, других мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, так как возникают риски недоступности для населения государственных и муниципальных услуг, ухудшения качества их предоставления, усиления социальной напряженности в обществе.
Снижению указанных рисков будет способствовать нахождение разумного баланса интересов путем организации со стороны региональной и муниципальной власти общественного обсуждения предлагаемых изменений;
недостаточная заинтересованность главных администраторов доходов бюджета Тамбовской области в увеличении поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области.
Снижению указанных рисков будет способствовать доведение заданий по мобилизации доходов до главных администраторов доходов бюджета Тамбовской области, контроль за их выполнением;
организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Программы или задержке в их выполнении.
В целях смягчения негативных последствий данных рисков необходима координация деятельности всех исполнителей и соисполнителей, курирующих вопросы реализации мероприятий Программы, а также повышение ответственности сотрудников органов исполнительной власти области, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы, за своевременную и эффективную реализацию запланированных мероприятий.
Принятие мер по управлению рисками реализации Программы осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее результативности и эффективности.";
приложения N 1, N 2, N 3 к Программе изложить в редакции согласно приложениям N 1, N 2, N 3 к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава администрации области |
А.В. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Тамбовской области от 21 августа 2017 г. N 815 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30.03.2017 N 275 "Об утверждении Программы оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2017 - 2019 годы"
Текст постановления опубликован на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 23 августа 2017 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 августа 2017 г.
Постановлением администрации Тамбовской области от 12 августа 2022 г. N 638 настоящий документ признан утратившим силу с 17 августа 2022 г.