Постановление администрации Тамбовской области
от 28 сентября 2017 г. N 947
"Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области"
В соответствии с Законом области от 23.06.2006 N 51-З "О правовых актах Тамбовской области" (в редакции от 23.12.2016) и Методическими рекомендациями по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 (в редакции от 26.07.2016), администрация области постановляет:
1. Утвердить Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области (далее - Порядок) согласно приложению.
2. Определить управление экономической политики администрации области уполномоченным органом на организацию проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.
3. Признать утратившим силу постановление администрации области от 16.10.2014 N 1242 "Об утверждении Порядка подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов области".
4. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), а также в газете "Тамбовская жизнь" и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Н. Ганова.
И.о. главы администрации области |
О.О. Иванов |
Утвержден
постановлением
администрации области
от 28.09.2017 N 947
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом области от 23.06.2006 N 51-З "О правовых актах Тамбовской области" (в редакции от 23.12.2016) и Методическими рекомендациями по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 (в редакции от 26.07.2016), и определяет последовательность действий при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов (далее - НПА) области.
1.2. Проекты НПА области, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные НПА области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат ОРВ за исключением:
проектов законов области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
проектов законов области, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.3. ОРВ проектов НПА области проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Тамбовской области.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и их определения:
уполномоченный орган - орган, ответственный за внедрение и развитие процедур ОРВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения ОРВ, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам НПА области;
орган-разработчик - орган исполнительной власти области (структурное подразделение администрации области), уполномоченный на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, а также на участие в процедуре ОРВ в части, определённой настоящим Порядком;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта НПА области, организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об ОРВ;
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - стадия процедуры ОРВ, в ходе которой орган-разработчик организует обсуждение концепции (идеи) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводный отчёт о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчёт) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом- разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчётов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение об ОРВ) - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Тамбовской области;
официальный сайт - специализированный информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определённый в органах исполнительной власти области (структурных подразделениях администрации области) для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах.
1.5. Участниками процедур ОРВ являются: орган-разработчик; уполномоченный орган; Союз "Тамбовская областная торгово-промышленная палата", Союз - региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей"; Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, иные органы исполнительной власти области и заинтересованные лица.
Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием, а также иные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, принимающие участие в публичных консультациях.
1.6. ОРВ проекта НПА области проводится органом-разработчиком до проведения процедуры согласования НПА в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в администрации области.
1.7. Для проведения ОРВ проект НПА области, поступивший из областной Думы, после его регистрации в департаменте государственных и муниципальных услуг, информационных технологий, связи и документооборота аппарата главы администрации области направляется первому заместителю главы администрации области, координирующему вопросы обеспечения законопроектной деятельности администрации области, правового взаимодействия главы администрации области с областной Думой.
1.8. По решению первого заместителя главы администрации области, координирующего вопросы обеспечения законопроектной деятельности администрации области, правового взаимодействия главы администрации области с областной Думой, проект НПА области, поступивший из областной Думы, в течение 2 рабочих дней направляется в орган исполнительной власти области (структурное подразделение администрации области) в соответствии с установленной сферой деятельности для проведения ОРВ.
1.9. В ходе проведения процедуры ОРВ следует обеспечить:
объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования, начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования концепции введения предлагаемого правового регулирования), посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учётом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и обеспечение соответствующего учёта такого мнения.
1.10. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения каждого из возможных способов регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.11. ОРВ проектов НПА области проводится с учётом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном органом-разработчиком проекте НПА области:
высокая степень регулирующего воздействия - проект НПА области содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение НПА области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
средняя степень регулирующего воздействия - проект НПА области содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные НПА области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
низкая степень регулирующего воздействия - проект НПА области содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В отношении проектов НПА области с высокой степенью регулирующего воздействия ОРВ проводится, начиная с этапа обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования.
Орган-разработчик вправе провести ОРВ проекта НПА области со средней или низкой степенью регулирующего воздействия, минуя этап обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования.
В отношении проектов НПА области, разработанных в целях приведения НПА области в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, процедура ОРВ проводится, как для проектов НПА области с низкой степенью регулирующего воздействия.
2. Функции участников процедуры оценки регулирующего воздействия
2.1. Орган-разработчик:
осуществляет мониторинг НПА области в рамках своей компетенции для целей проведения процедуры ОРВ;
размещает на официальном сайте сведения о проведении процедуры ОРВ, в том числе уведомление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, сводку предложений, полученных по результатам проведения публичных консультаций, сводный отчёт о проекте НПА, перечень вопросов для участников публичных консультаций, текст проекта НПА, иные материалы и информацию, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования, а также доработанный проект НПА и сводный отчёт;
инициирует привлечение заинтересованных лиц к обсуждению проекта НПА области и сводного отчёта, проводит публичные консультации проекта НПА области;
проводит анализ поступивших замечаний и предложений по окончании публичных консультаций проекта НПА области;
отклоняет поступившие предложения или их отдельные положения в случае несогласия с ними;
составляет сводку замечаний и предложений по итогам проведения ОРВ проекта НПА области;
дорабатывает сводный отчёт и проект НПА области и направляет их вместе со сводкой замечаний и предложений по итогам проведения ОРВ проекта НПА области в уполномоченный орган.
2.2. Уполномоченный орган:
осуществляет нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение проведения ОРВ проектов НПА области;
осуществляет контроль качества проведения процедуры ОРВ органами исполнительной власти области (структурными подразделениями администрации области);
осуществляет мониторинг проведения процедур ОРВ в Тамбовской области;
координирует взаимодействие участников процедур ОРВ;
осуществляет подготовку заключения об ОРВ;
при необходимости дополнительно запрашивает расчёты и обоснования, а также иную необходимую информацию у органа-разработчика в целях подготовки заключений об ОРВ;
размещает на официальном сайте заключение об ОРВ;
взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам организации и проведения ОРВ.
2.3. Заинтересованные лица:
принимают участие в публичных консультациях при проведении ОРВ проектов НПА;
направляют замечания и предложения к проекту НПА области в ходе проведения публичных консультаций.
3. Этапы проведения оценки регулирующего воздействия
3.1. Выделяются следующие этапы проведения ОРВ:
3.1.1. обсуждение концепции предлагаемого правового регулирования:
размещение органом-разработчиком на официальном сайте уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования;
проведение публичных консультаций;
составление сводки предложений, поступивших по результатам публичных консультаций;
3.1.2. обсуждение проекта НПА области и сводного отчёта: разработка органом-разработчиком проекта НПА области и составление сводного отчёта;
размещение уведомления о начале проведения обсуждения проекта НПА области;
составление сводки предложений, поступивших по результатам публичных консультаций;
доработка органом-разработчиком сводного отчёта и при необходимости - проекта НПА области;
3.1.3. подготовка уполномоченным органом заключения об ОРВ.
3.2. В случае возникновения спорных вопросов в ходе проведения ОРВ данный проект может быть рассмотрен на заседании комиссии администрации области по законопроектной деятельности и разработке иных нормативных правовых актов области.
4. Обсуждение концепции предлагаемого правового регулирования
4.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, орган-разработчик проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов её решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
Этапы организации проведения публичных консультаций:
конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
составление перечня вопросов, которые орган-разработчик считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
размещение информации о проведении публичных консультаций на официальном сайте;
анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
подведение органом-разработчиком итогов проведения публичных консультаций, составление сводки предложений.
Для проектов НПА области, поступивших из областной Думы, а также для проектов НПА области, разрабатываемых исключительно в целях приведения НПА области в соответствие с требованиями федерального законодательства, и проектов НПА области, содержащих положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, процедура ОРВ проводится, минуя этап обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования (раздел 4 настоящего Порядка).
4.2. Орган-разработчик размещает на официальном сайте уведомление (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку), в котором представляет сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы и указывает ожидаемый результат предлагаемого правового регулирования.
4.3. К уведомлению прикладываются и размещаются на официальном сайте материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для участников публичных консультаций по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
4.4. В уведомлении орган-разработчик указывает срок, в течение которого осуществляется приём предложений всех заинтересованных лиц, который должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.
Орган-разработчик, проводящий публичные консультации, вправе продлить срок его проведения.
4.5. В день размещения уведомления орган-разработчик извещает о проведении публичных консультаций участников процедуры ОРВ.
4.6. Позиции участников процедуры ОРВ и заинтересованных лиц могут быть получены также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах исполнительной власти области, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации.
4.7. Орган-разработчик обязан рассмотреть все поступившие в установленный срок предложения, составить общую сводку предложений (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку), подписать её у руководителя и разместить на официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приёма предложений, указанного в уведомлении.
4.8. По результатам рассмотрения предложений, поступивших от участников публичных консультаций, орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта НПА области либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
В случае если по результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, органом-разработчиком принято решение об отказе в подготовке проекта НПА области, орган-разработчик размещает на официальном сайте соответствующую информацию и извещает о принятом решении участников процедуры ОРВ в течение 10 рабочих дней со дня окончания приёма предложений.
5. Обсуждение проекта нормативного правового акта и сводного отчёта
5.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования и разрабатывает проект НПА области. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учётом следующих основных критериев:
эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета Тамбовской области;
предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для её развития.
На основе выбранного варианта орган-разработчик подготавливает проект НПА области, определяет степень регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 1.11 настоящего Порядка, разрабатывает сводный отчёт по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
5.2. Орган-разработчик размещает на официальном сайте уведомление об обсуждении проекта НПА по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, сводный отчёт, текст проекта НПА и извещает участников процедуры ОРВ в течение 10 рабочих дней с момента окончания публичных консультаций по обсуждению идеи предлагаемого правового регулирования.
5.3. В случае если проект НПА области имеет высокую степень регулирующего воздействия, в сводном отчёте необходимо указать следующие сведения:
5.3.1. степень регулирующего воздействия проекта НПА области, обоснование отнесения проекта НПА области к определённой степени регулирующего воздействия;
5.3.2. описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценку негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
5.3.3. анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;
5.3.4. цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
5.3.5. описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
5.3.6. основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы исполнительной власти области (структурные подразделения администрации области) и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценку количества таких субъектов;
5.3.7. новые функции, полномочия, обязанности и права органов исполнительной власти области (структурных подразделений администрации области) и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
5.3.8. оценку соответствующих расходов бюджета Тамбовской области (возможных поступлений в него);
5.3.9. новые или изменяющие ранее предусмотренные НПА области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также порядок организации их исполнения;
5.3.10. оценку расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанных с введением или изменением ответственности;
5.3.11. риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;
5.3.12. описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
5.3.13. необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
5.3.14. индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
5.3.15. предполагаемую дату вступления в силу проекта НПА области, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента;
5.3.16. сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях органа-разработчика;
5.3.17. иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
5.4. В сводном отчёте для проектов НПА области со средней степенью регулирующего воздействия необходимо указывать сведения, предусмотренные подпунктами 5.3.1 - 5.3.11 и 5.3.15 - 5.3.17 настоящего раздела.
В сводном отчёте для проектов НПА области с низкой степенью регулирующего воздействия необходимо указывать сведения, предусмотренные подпунктами 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4 - 5.3.6, 5.3.11, 5.3.16 и 5.3.17 настоящего раздела.
5.5. Целями проведения публичных консультаций проекта НПА области являются:
сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком;
установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджета Тамбовской области, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных органом-разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
получение предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
5.6. В целях организации и проведения публичных консультаций орган-разработчик может заключать соглашения с общественными организациями предпринимателей, предусматривающие порядок их взаимодействия при проведении ОРВ.
5.7. Срок для проведения публичных консультаций с учётом степени регулирующего воздействия проекта НПА области должен быть не менее 20, 15 и 10 рабочих дней для высокой, средней и низкой степени регулирующего воздействия соответственно с даты размещения уведомления.
Срок проведения публичных консультаций может быть продлён органом-разработчиком, который дополнительно извещает о своём решении участников процедуры ОРВ.
5.8. К уведомлению об обсуждении проекта НПА области прикрепляются и размещаются на официальном сайте вопросы для участников публичных консультаций (приложение N 2 к настоящему Порядку), а также материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования.
Орган-разработчик вправе дополнить данный перечень дополнительными вопросами исходя из специфики предлагаемого им регулирования.
5.9. Позиции участников процедуры ОРВ могут быть получены посредством мероприятий, перечисленных в пункте 4.6. Поступившие предложения собираются органом-разработчиком и включаются в общую сводку предложений.
5.10. Орган-разработчик осуществляет обработку всех предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, по результатам которого составляет в течение 5 рабочих дней после окончания срока проведения публичных консультаций сводку предложений по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. Сводку предложений подписывает руководитель органа-разработчика.
5.11. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с проведением публичных консультаций, орган-разработчик может принять мотивированное решение об отказе в подготовке проекта НПА области.
В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта НПА орган-разработчик размещает на официальном сайте соответствующее сообщение и извещает об этом участников процедуры ОРВ.
5.12. В случае если в результате последующего согласования проекта НПА области органом-разработчиком будет принято решение о выборе варианта правового регулирования, отличного от первоначально прошедшего процедуру ОРВ, орган-разработчик проводит повторные публичные консультации нового варианта предлагаемого правового регулирования как более предпочтительного, минуя раздел 4 настоящего Порядка.
5.13. По результатам публичных консультаций орган-разработчик в течение 5 рабочих дней после составления сводки предложений дорабатывает проект НПА области и сводный отчёт и направляет их вместе со сводкой предложений за подписью руководителя в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. Одновременно указанные документы размещаются на официальном сайте.
6. Форма и порядок подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия
6.1. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней рассматривает представленные документы и подготавливает заключение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, которое содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте НПА области положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Тамбовской области.
6.2. В случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что органом-разработчиком при подготовке проекта НПА области не соблюдён порядок проведения ОРВ, то проект НПА области и сводный отчёт могут быть возвращены уполномоченным органом органу-разработчику на доработку с письменным извещением о несоблюдении данного Порядка.
В случае установления соответствия проведённой органом- разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта НПА области на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.
Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчёте, а также на основании информации, полученной уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отражённые в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.
Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных консультаций. В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении об ОРВ.
6.3. В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо при отсутствии чётких ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, уполномоченный орган вправе проводить дополнительные публичные консультации, в том числе используя мероприятия, перечисленные в пункте 4.6 настоящего Порядка.
Для проведения дополнительных публичных консультаций уполномоченный орган размещает уведомление на официальном сайте и оповещает участников процедуры ОРВ. Срок, в течение которого осуществляется приём предложений, должен составлять не менее 5 рабочих дней с даты размещения уведомления на официальном сайте.
6.4. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;
практическую реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
верифицируемость показателей достижения этих целей и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета Тамбовской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
6.5. Выявленные в проекте НПА области положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета Тамбовской области, отражаются в заключении об ОРВ.
Обоснованные предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта НПА области, также включаются в заключение об ОРВ.
6.6. Заключение об ОРВ структурно может включать в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об ОРВ указывается наименование проекта НПА области и органа-разработчика, приводятся краткие сведения о проведённых в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения об ОРВ приводятся основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчёте выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения об ОРВ излагается позиция уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчётов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчёта, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, проведённых самим уполномоченным органом, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта НПА области.
6.7. Заключение об ОРВ в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется для рассмотрения в орган государственной власти области или должностному лицу, к компетенции которого относится принятие соответствующего НПА области (далее - должностное лицо).
6.8. Проекты законов области, постановлений областной Думы, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные НПА области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, вносимые в областную Думу субъектами права законодательной инициативы в областной Думе (за исключением главы администрации области), направляются в администрацию области для проведения ОРВ в порядке, установленном постановлением областной Думы.
6.9. Выявленные в проекте НПА области положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Тамбовской области, указываются в заключении об ОРВ. Если сделан вывод о наличии таких положений, орган-разработчик обязан устранить замечания.
6.10. Уполномоченный орган размещает заключение об ОРВ на официальном сайте в течение 2 рабочих дней с даты направления его органу- разработчику.
6.11. Орган-разработчик в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения об ОРВ устраняет содержащиеся в нём замечания и повторно направляет в уполномоченный орган комплект документов, указанный в пункте 5.12.
6.12. Отсутствие заключения об ОРВ уполномоченного органа является основанием для отказа в последующем согласовании и принятии проекта НПА области. Такой проект НПА области возвращается органу-разработчику.
6.13. При наличии замечаний, в том числе замечаний, с которыми орган-разработчик не согласен, в целях достижения взаимоприемлемого решения он должен в срок не позднее 3 рабочих дней с даты получения заключения об ОРВ обеспечить проведение обсуждения проекта НПА области с уполномоченным органом и иными участниками процедуры ОРВ.
6.14. Разногласия, возникающие по результатам проведения ОРВ, разрешаются в соответствии с разделом 7 настоящего Порядка.
7. Разрешение разногласий, возникающих по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области
7.1. Орган исполнительной власти области (должностное лицо), подготовивший проект НПА области, в случае получения заключения об ОРВ, в котором содержатся выводы о наличии в нём положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Тамбовской области (далее - отрицательное заключение об ОРВ), и несогласия с указанными выводами вправе представить в уполномоченный орган в письменном виде свои возражения в течение 5 рабочих дней после получения отрицательного заключения об ОРВ.
7.2. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после получения возражений на отрицательное заключение об ОРВ рассматривает их и в письменной форме уведомляет орган-разработчик о согласии или несогласии с возражениями на отрицательное заключение об ОРВ (отдельные положения отрицательного заключения об ОРВ).
В случае несогласия с возражениями органа-разработчика на отрицательное заключение об ОРВ уполномоченный орган оформляет таблицу разногласий к проекту НПА области по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку и направляет её органу-разработчику.
7.3. В случае несогласия уполномоченного органа (должностного лица) с представленными возражениями органа-разработчика и недостижения договорённости по представленным возражениям разногласия разрешаются посредством согласительных и иных процедур, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
7.4. В случае возникновения спорных вопросов в ходе проведения ОРВ данный проект может быть рассмотрен на заседании комиссии администрации области по законопроектной деятельности и разработке иных нормативных правовых актов области.
Приложение N 1
к Порядку
проведения оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов области
Форма
Уведомление
о разработке предлагаемого правового регулирования
Настоящим __________________________________________________________
(наименование органа-разработчика)
извещает о начале обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового
регулирования и сборе предложений от заинтересованных лиц.
Предложения принимаются по адресу: _________________________________
________________________________________________________________________,
а также по адресу электронной почты: ___________________________________.
Сроки приёма предложений: _________________________________________.
Место размещения уведомления о подготовке проекта нормативного
правового акта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
_________________________________________________________________________
(полный электронный адрес)
Все поступившие предложения будут рассмотрены.
Сводка предложений будет размещена на сайте ________________________
___________________________________ не позднее _________________________.
(адрес официального сайта) (число, месяц, год)
1. Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое
правовое регулирование: _________________________________________________
________________________________________________________________________.
(место для текстового описания)
2. Цели предлагаемого правового регулирования: _____________________
_________________________________________________________________________
(место для текстового описания)
3. Ожидаемый результат (выраженный установленными разработчиком
показателями) предлагаемого правового регулирования: ____________________
_________________________________________________________________________
(место для текстового описания)
4. Действующие нормативные правовые акты, поручения, другие решения,
из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового
регулирования в данной области: _________________________________________
_________________________________________________________________________
(место для текстового описания)
5. Планируемый срок вступления в силу предлагаемого правового
регулирования: _________________________________________________________.
(место для текстового описания)
6. Сведения о необходимости или отсутствии необходимости установления
переходного периода: ___________________________________________________.
(место для текстового описания)
7. Сравнение возможных вариантов решения проблемы:
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант N |
Содержание варианта решения выявленной проблемы |
|
|
|
Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в среднесрочном периоде |
|
|
|
Оценка дополнительных расходов (доходов) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, связанных с его введением |
|
|
|
Оценка расходов (доходов) бюджета Тамбовской области, связанных с введением предлагаемого правового регулирования |
|
|
|
Оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования посредством применения рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования |
|
|
|
Оценка рисков неблагоприятных последствий |
|
|
|
8. Иная информация по решению органа-разработчика, относящаяся к
сведениям о подготовке идеи (концепции) предлагаемого правового
регулирования: __________________________________________________________
(место для текстового описания)
К уведомлению прилагаются:
перечень вопросов для участников публичных консультаций;
иные материалы, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить
необходимость введения предлагаемого правового регулирования.
Приложение N 2
к Порядку
проведения оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов области
Форма
Перечень
вопросов для участников публичного обсуждения
Вид и наименование проекта нормативного правового акта области:
_________________________________________________________________________
Пожалуйста, заполните и направьте данную форму по электронной почте
на адрес ____________________________________ не позднее _______________.
(электронный адрес ответственного сотрудника) (дата)
Контактная информация
Название организации: ___________________________________________________
Сфера деятельности организации: _________________________________________
Ф.И.О. контактного лица: ________________________________________________
Контактный телефон: _____________________________________________________
Электронный адрес: ______________________________________________________
1. Актуальна ли проблема, описанная в сводном отчёте? Позволит ли
принятие данного проекта решить проблему?
2. Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае
принятия предлагаемого регулирования? По возможности, приведите числовые
данные.
3. Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия
предлагаемого регулирования? По возможности, приведите числовые данные.
4. Согласны ли Вы с выводами разработчика, изложенными в сводном
отчёте?
5. Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более
эффективные) способы решения проблемы? Если да, опишите их.
6. Содержит ли проект акта нормы, противоречащие действующему
законодательству? Если да, укажите их.
7. Содержит ли проект акта нормы, положения и термины, позволяющие
их толковать неоднозначно? Если да, укажите их.
8. Содержит ли проект акта нормы, не выполнимые на практике? Если
да, укажите их.
9. Требуется ли переходный период для вступления в силу проекта
акта? Если да, укажите, каким он должен быть, либо какую дату вступления
в силу проекта акта следует предусмотреть.
10. При наличии дополнительных замечаний и предложений опишите их в
произвольной форме и/или приложите к Вашему письму соответствующие
материалы.
Орган-разработчик включает в данный перечень дополнительные
вопросы, исходя из специфики предлагаемого им регулирования.
Приложение N 3
к Порядку
проведения оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов области
Форма
Сводка предложений
Ссылка на проект: _________________________________________________.
Дата проведения публичных консультаций: ___________________________.
Приглашения для участия в публичном обсуждении направлены:
(перечислить адресатов, которым было направлено приглашение к
обсуждению): ___________________________________________________________.
Количество экспертов, участвовавших в обсуждении: _________________.
Отчёт сгенерирован: _______________________________________________.
N |
Участник обсуждения |
Позиция участника обсуждения |
Комментарии разработчика |
|
|
|
|
Общее количество поступивших предложений |
|
Общее количество учтённых предложений |
|
Общее количество частично учтённых предложений |
|
Общее количество неучтённых предложений |
|
"__" _________________ 2017 г.
_____________________ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _______________________
Ф. И. О. руководителя Дата Подпись
Приложение N 4
к Порядку
проведения оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов области
Форма
Сводный отчёт
органа-разработчика *
1. Орган-разработчик: __________________________________________________.
(полное и краткое наименование)
2. Вид и наименование проекта нормативного правового акта (далее - НПА)
области ________________________________________________________________.
Контактная информация исполнителя в органе-разработчике:
Ф. И. О.: _______________________________________________________________
Должность: ______________________________________________________________
Тел.: ___________________________________________________________________
Адрес электронной почты: ________________________________________________
3. Обязательные сведения о проекте НПА:
3.1. степень регулирующего воздействия проекта НПА;
3.2. описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый
способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с
наличием рассматриваемой проблемы;
3.3. анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в
соответствующих сферах деятельности;
3.4. цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам
правового регулирования;
3.5. описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов
решения проблемы;
3.6. основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной
деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной
власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут
затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких
субъектов:
3.6.1. Группа участников отношений |
3.6.2. Оценка количества участников отношений |
3.6.3. Источники данных |
Группа 1 |
|
|
Группа N |
|
|
3.7. новые функции, полномочия, обязанности и права органов
государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об
их изменении, а также порядок их реализации:
3.7.1. Описание новых или изменения существующих функций, полномочий, обязанностей и прав |
3.7.2. Порядок реализации |
3.7.3. Оценка изменения трудозатрат и (или) потребностей в иных ресурсах |
наименование органа: (орган N) | ||
N.1 |
|
|
N.K |
|
|
3.8. оценка соответствующих расходов бюджета Тамбовской области
(возможных поступлений в него):
3.8.1. Наименование новой или изменяемой функции (полномочия, обязанности или права) (указываются данные из подпункта 3.7 сводного отчёта) |
3.8.2. Описание видов расходов (возможных поступлений) бюджета Тамбовской области |
3.8.3. Количественная оценка расходов и возможных поступлений, руб. |
3.8.4. Источники данных |
Наименование государственного органа: (от 1 до N) (указываются данные из подпункта 3.7 сводного отчёта) | |||
N.K |
единовременные расходы (от 1 до N) в г.: |
|
|
|
периодические расходы (от 1 до N) за период гг.: |
|
|
|
возможные поступления (от 1 до N) за период гг.: |
|
|
Итого единовременные расходы: |
|
|
|
Итого периодические расходы за год: |
|
|
|
Итого возможные поступления за год: |
|
|
При наличии приводятся иные сведения о расходах (возможных
поступлениях) бюджета Тамбовской области;
3.9. новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными
правовыми актами Тамбовской области обязанности для субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также
устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за
нарушение нормативных правовых актов Тамбовской области обязанности,
запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной
деятельности, а также порядок организации их исполнения:
3.9.1. Группа участников |
3.9.2. Описание новых преимуществ, обязанностей, ограничений или изменений содержания существующих обязанностей и ограничений |
3.9.3. Порядок организаций исполнения обязанностей и ограничений |
Группа участников отношений N |
N.1 |
|
N.K |
|
3.10. оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения
установленных обязанностей либо изменением содержания таких
обязанностей, а также связанных с введением или изменением
ответственности:
3.10.1. Группа участников (указываются данные из подпункта 3.6 сводного отчёта) |
3.10.2. Описание новых или изменения содержания существующих обязанностей и ограничений (указываются данные из подпункта 3.9 сводного отчёта) |
3.10.3. Описание и оценка видов расходов и доходов |
3.10.4. Источники данных |
Группа участников отношений N |
N.1 |
|
|
N.K |
|
|
3.11. риски решения проблемы предложенным способом регулирования и
риски негативных последствий;
3.12. описание методов контроля эффективности избранного способа
достижения цели регулирования;
3.13. необходимые для достижения заявленных целей регулирования
организационно-технические, методологические, информационные и иные
мероприятия;
3.14. индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы
(методы) оценки достижения заявленных целей регулирования:
3.14.1. Цели предлагаемого правового регулирования |
3.14.2. Индикативные показатели |
3.14.3. Единица измерения индикативных показателей |
3.14.4. Способ расчёта индикативных показателей |
Цель К |
N.1 |
|
|
N.K |
|
|
3.15. предполагаемая дата вступления в силу проекта НПА,
необходимость установления переходных положений (переходного периода), а
также эксперимента;
3.16. сведения о размещении уведомления, сроках представления
предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших
предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях
органа-разработчика;
3.17. иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика,
позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
Указание (при наличии) на приложения.
Руководитель органа власти, ответственного
за проведение оценки регулирующего воздействия
проекта нормативного правового акта
________________________________ _______________ ________________
Инициалы, фамилия дата подпись
_________________________________
* Все разделы обязательны для заполнения проектов НПА с высокой
степенью регулирующего воздействия
В сводном отчёте для проектов НПА с низкой степенью регулирующего
воздействия необходимо указывать сведения, предусмотренные
подпунктами 3.1, 3.2, 3.4 - 3.6, 3.11, 3.16 и 3.17.
В сводном отчёте для проектов НПА со средней степенью регулирующего
воздействия необходимо указывать сведения, предусмотренные
подпунктами 3.1 - 3.11 и 3.15 - 3.17.
Приложение N 5
к Порядку
проведения оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов области
Форма
Заключение
об оценке регулирующего воздействия
1. Орган-разработчик:
_________________________________________________________________________
(полное и краткое наименование)
2. Вид и наименование проекта нормативного правового акта области:
_________________________________________________________________________
3. Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего
заключения _____________________________________________________________.
(впервые/повторно)
_______________________________________________________________________ 1
(информация о предшествующей подготовке заключения об ОРВ проекта акта)
4. Органом-разработчиком проведены публичные консультации проекта
акта в связи с размещением уведомления о разработке предлагаемого
правового регулирования в срок с ________________________________________
(срок начала публичного обсуждения)
по ________________________________________
(срок окончания публичного обсуждения)
5. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта
размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
_________________________________________________________________________
(полный электронный адрес размещения проекта акта в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет")
6. Информация о проведённых публичных консультациях
________________________________________________________________________.
(краткие комментарии о проведённых публичных обсуждениях, включая
обоснование необходимости их проведения, количества и состава
участников, основной вывод)
7. На основе проведённой оценки регулирующего воздействия проекта
акта ____________________________________ сделаны следующие выводы 2:
(наименование уполномоченного органа)
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(вывод о наличии либо отсутствии достаточного обоснования
решения проблемы предложенным способом регулирования)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(вывод о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные
обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской
и инвестиционной деятельности или способствующих их введению,
а также положений, приводящих к возникновению необоснованных
расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности,
а также бюджета Тамбовской области)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)
Указание (при наличии) на приложения.
Руководитель органа власти, ответственного
за проведение оценки регулирующего воздействия
проекта нормативного правового акта
_______________________________ _______________ _________________
Инициалы, фамилия дата подпись
__________________________
1 Указывается в случае направления органом-разработчиком проекта
акта повторно.
2 В случае, если по результатам оценки регулирующего воздействия
выявлено отсутствие положений, вводящих избыточные обязанности, запреты
и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной
деятельности или способствующих их введению, а также положений,
приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета
субъекта Российской Федерации, и установлено наличие достаточного
обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования,
подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия после указания
соответствующих выводов завершена и дальнейшего заполнения настоящей
формы не требуется.
Приложение N 6
к Порядку
проведения оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов области
Форма
Таблица
разногласий к проекту нормативного правового акта области
_________________________________________________________________________
(наименование проекта нормативного правового акта Тамбовской области)
по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проекта
нормативного правового акта Тамбовской области (заключения по результатам
проведения оценки регулирующего воздействия от __________________________
N __________________)
N п/п |
Замечания и предложения управления экономической политики администрации области, высказанные по результатам проведения оценки регулирующего воздействия |
Обоснования несогласия с замечаниями и предложениями управления экономической политики администрации области, высказанные разработчиком проекта акта |
Мотивированные обоснования несогласия с возражениями разработчика проекта акта, высказанные управлением экономической политики администрации области |
1 |
|
|
|
N |
|
|
|
Руководитель органа власти, ответственного
за проведение оценки регулирующего воздействия
проекта нормативного правового акта
_______________________________ _______________ _________________
Инициалы, фамилия дата подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Тамбовской области от 28 сентября 2017 г. N 947 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тамбовской области"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 октября 2017 г., на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) 2 октября 2017 г., в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 6 октября 2017 г. N 76 (1824)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Тамбовской области от 3 мая 2024 г. N 312
Изменения вступают в силу с 7 мая 2024 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 2 июня 2022 г. N 437
Изменения вступают в силу с 4 июня 2022 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 20 февраля 2021 г. N 115
Изменения вступают в силу с 25 февраля 2021 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 18 декабря 2020 г. N 1049
Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.
Постановление администрации Тамбовской области от 4 октября 2018 г. N 992
Изменения вступают в силу с 5 октября 2018 г.