Приказ Департамента экономического развития Смоленской области
от 24 октября 2016 г. N 91/01-01
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов"
В целях методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области при организации и проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов приказываю
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Методические рекомендации).
2. Отделу мониторинга бизнес-климата Департамента (А.А. Башмакова) довести Методические рекомендации до исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов Смоленской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента |
В.Д. Кожевников |
Методические рекомендации
по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
(утв. приказом начальника Департамента экономического развития Смоленской области от 24 октября 2016 г. N 91/01-01)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области при организации и проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее также - ОРВ) и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее также - экспертиза).
2. Организация и проведение органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ОРВ и экспертизы регламентируется:
- частями 6 и 7 статьи 7 и частями 3 - 6 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
- законом Смоленской области от 19.11.2014 N 156-з "Об отдельных вопросах проведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" (далее - областной закон).
Никакие из положений, приведенных в настоящих Методических рекомендациях, не должны применяться таким образом, чтобы вступать в противоречие с требованиями федерального и областного законодательства.
3. Методические рекомендации разработаны для органов местного самоуправления:
- города Смоленска;
- городских округов и муниципальных районов Смоленской области, включенных в установленный областным законом перечень муниципальных районов и городских округов Смоленской области, в которых проведение ОРВ и экспертизы является обязательным;
- иных муниципальных образований Смоленской области, в которых процедура ОРВ и экспертизы внедряется в инициативном порядке.
4. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
5. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6. В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:
- уполномоченный орган - орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области или его структурное подразделение, ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативного правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов, уполномоченный на подготовку заключения об ОРВ, а также на проведение экспертизы и подготовку заключения об экспертизе;
- разработчик проекта муниципального нормативного правового акта (далее также - разработчик) - орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, или его структурное подразделение, или субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования Смоленской области, осуществляющие в пределах предоставляемых полномочий функции по вопросам местного значения;
- отчет о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ - документ, подготавливаемый разработчиком и содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Форма отчета утверждается уполномоченным органом в соответствии с областным законом. Примерная форма отчета о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ представлена в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям;
- официальный сайт уполномоченного органа - информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенный уполномоченным органом для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ и экспертизы, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах;
- публичные консультации - открытое обсуждение проекта муниципального нормативного правового акта в рамках процедуры ОРВ или муниципального нормативного правового акта в рамках экспертизы с заинтересованными лицами, в том числе с использованием официального сайта уполномоченного органа;
- заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру ОРВ документ, подготовленный уполномоченным органом, содержащий обоснованные выводы о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования и предложения по изменению, отмене положений проекта муниципального нормативного правового акта либо о прекращении разработки проекта муниципального нормативного правового акта;
- заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий обоснованные выводы о положениях муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений.
7. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов, уполномоченный орган, иные органы власти и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения ОРВ и экспертизы (физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также научно-исследовательские организации и т.д.).
8. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядком проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утверждаемым муниципальным нормативным правовым актом.
В муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядки проведения ОРВ и экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об ОРВ и заключениях об экспертизе (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе ОРВ и экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
II. Последовательность действий при внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании
1. Внедрение процедуры ОРВ в муниципальном образовании Смоленской области включает следующие этапы:
1) Определение основных элементов:
- область нормотворчества, на которую распространяется процедура ОРВ в соответствии с Федеральным законом (определение какие проекты муниципальных нормативных правовых актов подлежат процедуре ОРВ).
На данном этапе необходимо проанализировать какие проекты муниципальных нормативных правовых актов могут соответствовать предметной области проведения оценки регулирующего воздействия (устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности). При этом вводимое проектом муниципального нормативного правового акта регулирование может не только прямым, но и косвенным образом оказывать влияние на участников регулирования. Так, например, включение субъекта предпринимательской деятельности в определенный реестр напрямую может и не привести к новым обязанностям, однако впоследствии нахождение субъекта предпринимательской деятельности в реестре может привести к возникновению дополнительных обязанностей и ограничений в рамках введенного регулирования;
- выбор уполномоченного органа, ответственного за внедрение процедуры ОРВ и выполняющего функции по нормативному правовому и информационно-методическому обеспечению процедуры ОРВ, контролю качества исполнения процедур и подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия;
- определение официального сайта уполномоченного органа для размещения сведений о процедуре оценки регулирующего воздействия;
2) утверждение порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов.
В муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об ОРВ (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по спорным вопросам, возникшим в ходе проведения процедуры ОРВ);
3) организация проведения процедур ОРВ:
- разработка и распространение среди участников процедуры ОРВ информационно-методических материалов о проведении процедуры ОРВ;
- установление постоянных договоренностей, путем заключения соглашений между уполномоченным органом и потенциальными участниками публичных консультаций (объединениями предпринимательской, инвестиционной и (или) иной деятельности, потребителей, а также научно-исследовательскими организациями) об участии в публичных консультациях;
- организация процедуры ОРВ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая проведение публичных консультаций;
- подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
III. Организация и проведение ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением:
а) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований Смоленской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
б) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований Смоленской области, регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Основными принципами оценки регулирующего воздействия являются:
- прозрачность - доступность информации о процедуре оценки регулирующего воздействия на всех стадиях ее проведения;
- публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений;
- сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия;
- эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта государственного регулирования;
- экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения процедуры оценки регулирующего воздействия при условии минимально необходимых затрат на ее проведение.
3. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления в проектах муниципальных нормативных правовых актов положений, которые:
- вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- способствуют возникновению необоснованных расходов местных бюджетов.
4. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
а) проведение разработчиком предварительной оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта (далее - предварительная оценка) с составлением отчета о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ;
б) подготовка уполномоченным органом заключения об оценке регулирующего воздействия. Примерная форма заключения об оценке регулирующего воздействия представлена в Приложении N 2.
В случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что предполагаемое проектом муниципального нормативного правового акта правовое регулирование может содержать или содержит положения, указанные в пункте 3 настоящего раздела, заключение об оценке регулирующего воздействия подготавливается по результатам проведения уполномоченным органом углубленной оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта (далее - углубленная оценка регулирующего воздействия).
5. Оценка регулирующего воздействия проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте муниципального нормативного правового акта, а именно:
1) высокая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, вводящие ранее не предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами (изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами) обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению и одновременно приводящие к возникновению ранее не предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами (увеличению ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами) расходов либо снижению доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, вводящие ранее не предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами (изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами) обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, но не приводящие к возникновению ранее не предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами (увеличению ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами) расходов либо снижению доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) низкая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта не содержит положений, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, однако способствует возникновению дополнительных расходов, снижению доходов местных бюджетов.
6. Предварительная оценка проводится разработчиком на стадии разработки проекта муниципального нормативного правового акта в целях выявления положений, указанных в пункте 5 настоящего раздела.
Разработчик в рамках предварительной оценки проводит анализ проекта муниципального нормативного правового акта на предмет выявления положений, указанных в пункте 5 настоящего раздела, а также рассматривает сложившуюся практику в сфере регулирования проекта муниципального нормативного правового акта.
По результатам анализа при выявлении проблем, негативно отражающихся на правоотношениях в установленной сфере, разработчик определяет варианты решения выявленных проблем, выносит их при необходимости на публичные обсуждения с представителями предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые являются потенциальными пользователями данного регулирования, осуществляют деятельность в сфере регулирования, а также с экспертным сообществом в целях выработки концептуальных решений.
При этом могут использоваться такие формы публичных обсуждений, как открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, Интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами, включая обсуждение на независимых Интернет-площадках, письменный опрос.
По результатам предварительной оценки разработчик составляет отчет о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ следующего содержания:
а) краткое описание предлагаемого правового регулирования в части положений, которые изменяют содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, оценки негативных последствий, порождаемых наличием данной проблемы;
в) сведения о целях предлагаемого правового регулирования и обоснования их соответствия целям и приоритетам государственной политики и направлениям деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;
г) оценка расходов, а также снижения доходов местного бюджета в связи с реализацией предлагаемого правового регулирования с использованием количественных методов;
д) описание рассмотренных альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования (необходимые мероприятия, результат оценки последствий);
е) описание основных групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием;
ж) оценка изменений расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать введенные обязанности, запреты и ограничения, возлагаемые на них предлагаемым правовым регулированием, с использованием количественных методов;
з) сведения о результатах проведенных публичных консультаций (в случае их проведения) в соответствии с разделом V настоящих Методических рекомендаций.
7. Разработчик направляет проект муниципального нормативного правового акта, пояснительную записку к нему (при наличии) и отчет о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
8. По результатам проведенного анализа представленного пакета документов, качества и полноты предварительной оценки уполномоченный орган направляет разработчику один из следующих документов:
а) уведомление о том, что подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия в отношении проекта муниципального нормативного правового акта не требуется (в случае если уполномоченным органом был сделан вывод о том, что проект муниципального нормативного правового акта не содержит положений, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предметной области оценки регулирующего воздействия).
При этом вводимое проектом муниципального нормативного правового акта регулирование может не только прямым, но и косвенным образом оказывать влияние на участников регулирования. Так, например, включение субъекта предпринимательской деятельности в определенный реестр напрямую может и не привести к новым обязанностям, однако впоследствии нахождение субъекта предпринимательской деятельности в реестре может привести к возникновению дополнительных обязанностей и ограничений в рамках введенного регулирования. Это необходимо учитывать при принятии соответствующего решения;
б) уведомление о необходимости повторного проведения процедуры предварительной оценки начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом указанной процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган отчета о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ и проекта муниципального нормативного правового акта для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
При этом необходимо обратить внимание, на сколько точно и однозначно сформулирована проблема, на решение которой направленно регулирование, рассмотрены ли альтернативные варианты правового регулирования, проводились ли публичные консультации;
в) заключение об оценке регулирующего воздействия об отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта положений, указанных в пункте 3 настоящего раздела;
г) уведомление о проведении углубленной оценки регулирующего воздействия (в случае если уполномоченным органом был сделан вывод о том, что предлагаемое проектом муниципального нормативного правового акта правовое регулирование может содержать или содержит положения, указанные в пункте 3 настоящего раздела).
Рекомендуемый срок рассмотрения уполномоченным органом представленного разработчиком пакета документов составляет не более 5 рабочих дней с даты поступления пакета документов.
Заключение об оценке регулирующего воздействия оформляется по форме, утвержденной уполномоченным органом или муниципальным нормативным правовым актом.
Проект муниципального нормативного правового акта, отчет о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ и заключение об оценке регулирующего воздействия размещаются на официальном сайте уполномоченного органа.
9. Углубленная оценка регулирующего воздействия проводится уполномоченным органом с учетом степени регулирующего воздействия согласно пункту 5 настоящего раздела.
При проведении углубленной оценки регулирующего воздействия уполномоченный орган:
- проводит анализ проблем и целей, на решение которых направлено новое правовое регулирование, в том числе оценивается способность предлагаемого способа правового регулирования оказать влияние на решение проблемы;
- выявляет и оценивает альтернативные способы предлагаемого правового регулирования;
- определяет для каждого способа предлагаемого правового регулирования выгоды и издержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Смоленской области с использованием количественных методов оценки;
- определяет степень влияния каждого способа предлагаемого правового регулирования на ограничение конкуренции (создание равных условий функционирования для разных категорий пользователей правового регулирования или наличие обоснования по вводимым ограничениям для разных категорий пользователей регулирования);
- делает вывод о наиболее эффективном способе предлагаемого правового регулирования.
В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно рассмотрения возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующее:
- точность формулировки выявленной проблемы (необходимо точно и однозначно сформулировать проблему, так как однозначность понимания выявленной проблемы для всех участников регулирования позволит определить концептуально направления по ее решению);
- обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;
- определение целей предлагаемого правового регулирования;
- практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
- корректность оценки разработчиком дополнительных расходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования. При этом необходимо учитывать не только прямые расходы, связанные с введением правового регулирования, но и косвенные расходы, которые могут возникнуть впоследствии от введения правового регулирования. Учитываются организационные и финансовые расходы субъектов предпринимательской деятельности, в том числе изменение затрат рабочего времени работников с учетом вводимого регулирования.
При оценке расходов рекомендуем использовать Калькулятор стандартных издержек бизнеса Минэкономразвития России, размещенный на Федеральном портале нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/#.
10. При проведении углубленной оценки регулирующего воздействия уполномоченный орган вправе запрашивать у разработчика всю необходимую информацию для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия по результатам углубленной оценки.
11. В рамках проведения углубленной оценки регулирующего воздействия в целях учета мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности уполномоченным органом могут проводиться публичные консультации в соответствии с разделом V настоящих Методических рекомендаций, по результатам которых составляется справка о проведении публичных консультаций по форме, утвержденной уполномоченным органом или муниципальным нормативным правовым актом.
12. По результатам проведения углубленной оценки регулирующего воздействия уполномоченный орган готовит заключение об оценке регулирующего воздействия.
13. Заключение об оценке регулирующего воздействия должно содержать:
а) выводы об отсутствии или о наличии в проекте муниципального нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению дополнительных расходов, снижению доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов;
б) в случае выявления в проекте муниципального нормативного правового акта положений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, предложений:
- об использовании разработчиком решений, предполагающих применение иных правовых, информационных или организационных средств для решения выявленной проблемы, и (или) о дополнительном применении таких средств в целях устранения избыточных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или снижения рисков их введения;
- об изменении положений, приводящих к необоснованным дополнительным расходам, снижению доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов;
в) обоснованности вывода о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
13. Рекомендуемые сроки подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия по результатам углубленной оценки:
а) не более 14 рабочих дней - для проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
б) не более 10 рабочих дней - для проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия;
в) не более 7 рабочих дней - для проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
14. Заключение об оценке регулирующего воздействия направляется разработчику, а также вместе с отчетом о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ и проектом муниципального нормативного правового акта размещается на официальном сайте уполномоченного органа.
Рекомендуемый срок направления заключения об оценке регулирующего воздействия разработчику, а также размещения указанного пакета документов на официальном сайте уполномоченного органа составляет 3 рабочих дня со дня подписания заключения об оценке регулирующего воздействия.
15. В муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядки проведения ОРВ, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе ОРВ спорным вопросам или иные механизмы).
В связи с этим рекомендуется предусмотреть положение, согласно которому разработчик после получения заключения об оценке регулирующего воздействия направляет в уполномоченный орган:
- в случае согласия с выводами, указанными в заключении об оценке регулирующего воздействия, - информацию о принимаемых мерах по устранению замечаний, при этом учет выводов, содержащихся в указанном заключении, является обязательным;
- в случае несогласия с выводами, указанными в заключении об оценке регулирующего воздействия, - информацию, содержащую перечень разногласий, с приложением обоснования таких разногласий.
Разрешение не устраненных разногласий рекомендуется рассматривать в рамках организованной рабочей группы по оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, на основании рассмотрения проекта муниципального нормативного правового акта, отчета о предварительной оценке по результатам процедуры ОРВ, а также заключения об оценке регулирующего воздействия и перечня разногласий, представленных разработчиком в уполномоченный орган.
16. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения ОРВ, рекомендуется установить срок проведения ОРВ, а также сроки, в течение которых уполномоченный орган осуществляет подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия и размещает заключение об оценке регулирующего воздействия на официальном сайте уполномоченного органа.
IV. Организация и проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом в отношении действующих муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
2. Экспертиза проводится в отношении муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В целях мониторинга фактического воздействия муниципальных нормативных правовых актов экспертизе также подлежат муниципальные нормативные правовые акты, при подготовке проектов которых проводилась процедура оценки регулирующего воздействия.
3. Экспертизу рекомендуется проводить на основании утверждаемого уполномоченным органом плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - план экспертизы).
План экспертизы рекомендуется формировать на календарный год не позднее января текущего календарного года и утверждать органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченным на проведение экспертизы. Утвержденный план экспертизы размещается на официальном сайте уполномоченного органа и направляется для сведения разработчикам муниципальных нормативных правовых актов, включенных в план экспертизы.
Рекомендуемый срок размещения и направления плана экспертизы составляет не более 3 рабочих дней.
4. В план экспертизы включаются муниципальные нормативные правовые акты, в отношении которых имеются сведения, указывающие, что положения муниципального нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
План экспертизы формируется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченный на проведение экспертизы, от органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области или их структурных подразделений, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов, иных лиц, а также от Департамента экономического развития Смоленской области (уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере ОРВ проектов областных нормативных правовых актов), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области, по инициативе самого органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченного на проведение экспертизы.
Примерная форма плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов представлена в Приложении N 3.
5. Проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов рекомендуется осуществлять в следующие этапы:
1) формирование ежегодного плана экспертизы;
2) проведение публичных консультаций по муниципальному нормативному правовому акту;
3) подготовка заключения об экспертизе.
При проведении экспертизы рекомендуется учитывать рекомендации, применяемые в отношении процедуры оценки регулирующего воздействия в части проведения предварительной оценки регулирующего воздействия, подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (раздел III настоящих Методических рекомендаций).
6. Порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов должен предусматривать:
1) определение органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченного на проведение экспертизы;
2) проведение экспертизы на предмет наличия в муниципальном нормативном правовом акте положений:
а) содержащих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) способствующих возникновению необоснованных расходов, снижению доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) способствующих возникновению необоснованных расходов, снижению доходов местного бюджета;
3) проведение экспертизы в соответствии с планом;
4) установление срока проведения экспертизы, который не может превышать три месяца, в отношении каждого муниципального нормативного правового акта, включенного в план;
5) проведение публичных консультаций в соответствии с разделом V настоящих Методических рекомендаций;
6) подготовку заключения об экспертизе. Примерная форма заключения об экспертизе представлена в Приложении N 4.
В заключении об экспертизе необходимо указать следующие сведения:
а) о муниципальном нормативном правовом акте, в отношении которого проводилась экспертиза, об органе местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, в котором проведение экспертизы является обязательным, принявшем муниципальный нормативный правовой акт;
б) о выявленных положениях муниципального нормативного правового акта, которые, исходя из анализа их применения для регулирования отношений предпринимательской или инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
в) об обосновании сделанных выводов;
г) о достижении заявленных целей регулирования;
д) о положительных и отрицательных последствиях действия муниципального нормативного правового акта;
е) о выгодах и издержках, рассчитанных с использованием количественных методов;
ж) о результатах проведения публичных консультаций, включая позиции участников публичных консультаций;
з) о внесении в орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, в котором проведение экспертизы является обязательным, принявший муниципальный нормативный правовой акт, предложений об отмене или изменении муниципального нормативного правового акта либо его отдельных положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Заключение об экспертизе подписывается руководителем уполномоченного органа в срок не позднее последнего дня проведения экспертизы муниципального нормативного правового акта. При этом срок проведения экспертизы не должен превышать 3 месяца с даты начала проведения экспертизы.
7) направление заключения об экспертизе органу местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, в котором проведение экспертизы является обязательным, принявшему муниципальный нормативный правовой акт, и органу (лицу), обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного муниципального нормативного правового акта.
Рекомендуемый срок направления заключения об экспертизе составляет не более 3 рабочих дней после подписания заключения об экспертизе;
8) размещение заключения об экспертизе на официальном сайте уполномоченного органа. Вместе с заключением об экспертизе рекомендуется размещать муниципальный нормативный правовой акт и справку о проведении публичных консультаций (при наличии).
Рекомендуемый срок размещения заключения об экспертизе составляет не более 3 рабочих дней после подписания заключения об экспертизе.
7. В муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядки проведения экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об экспертизе (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
В связи с этим рекомендуется предусмотреть положение, согласно которому разработчик после получения заключения об экспертизе направляет в уполномоченный орган:
- в случае согласия с выводами, указанными в заключении об экспертизе, - информацию о принимаемых мерах по устранению замечаний, при этом учет выводов, содержащихся в указанном заключении, является обязательным;
- в случае несогласия с выводами, указанными в заключении об экспертизе, - информацию, содержащую перечень разногласий, с приложением обоснования таких разногласий.
Разрешение не устраненных разногласий рекомендуется рассматривать в рамках организованной рабочей группы по оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, на основании рассмотрения муниципального нормативного правового акта, заключения об экспертизе и перечня разногласий, представленных разработчиком в уполномоченный орган.
V. Организация и проведение публичных консультаций в рамках процедуры ОРВ и экспертизы
1. Публичные консультации проводятся посредством обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, или муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, в том числе на официальном сайте уполномоченного органа.
2. Публичные консультации проводятся в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом или муниципальным нормативным правовым актом.
3. В порядке проведения публичных консультаций рекомендуется отразить следующие положения:
1) размещение на официальном сайте разработчика и (или) уполномоченного органа уведомления о проведении публичных консультаций с указанием срока начала и окончания проведения публичных консультаций, проекта муниципального нормативного правового акта, пояснительной записки к проекту муниципального нормативного правового акта, перечня вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций (в случае проведения ОРВ), либо муниципального нормативного правового акта, перечня вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций (в случае проведения экспертизы).
Примерная форма уведомления о проведении публичных консультаций представлена в Приложении N 5. Примерная форма опросного лица для проведения публичных консультаций представлена в Приложении N 6;
2) способ направления участниками публичных консультаций своих предложений, замечаний, мнений по проекту муниципального нормативного правового акта либо по муниципальному нормативному правовому акту;
3) возможность проведения разработчиком и (или) уполномоченным органом по собственной инициативе либо по инициативе участников публичных консультаций совещаний по обсуждаемым вопросам в ходе проведения публичных консультаций;
4) подготовка разработчиком и (или) уполномоченным органом справки о проведении публичных консультаций, в которой должны быть отражены все предложения, замечания и мнения, поступившие в установленный срок в письменной или электронной форме и относящиеся к предмету публичных консультаций, совещаний, а также аргументация относительно их учета или отклонения;
5) размещение справки о проведении публичных консультаций на официальном сайте разработчика и (или) уполномоченного органа;
6) установление срока проведения публичных консультаций, который не должен превышать один месяц с даты размещения уведомления о проведении публичных консультаций на официальном сайте разработчика и (или) уполномоченного органа.
Срок проведения публичных консультаций при проведении углубленной оценки регулирующего воздействия определяются уполномоченным органом в пределах сроков, указанных в пункте 13 раздела III настоящих Методических рекомендаций (в рамках рекомендуемых сроков подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия по результатам углубленной оценки).
4. О проведении публичных консультаций (с указанием источника опубликования) рекомендуется извещать следующие органы и организации:
- органы и организации, действующие на территории муниципального образования, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
- иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие у разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
5. Разработчик и (или) уполномоченный орган обязан рассмотреть все предложения и замечания, поступившие в установленный срок в письменной или электронной форме по результатам публичных консультаций.
По результатам публичных консультаций, совещаний разработчик и (или) уполномоченный орган осуществляет подготовку справки о проведении публичных консультаций.
В указанной справке должны быть отражены все предложения и замечания, относящиеся к предмету публичных консультаций, совещаний, а также аргументация разработчика и (или) уполномоченного органа относительно их учета или отклонения. Примерная форма справки о проведении публичных консультаций представлена в Приложении N 7.
Справка о проведении публичных консультаций вместе с заключением об оценке регулирующего воздействия или вместе с заключением об экспертизе подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
При этом в муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядок проведения ОРВ, экспертизы, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых указанные документы должны размещаться на официальном сайте уполномоченного органа (рекомендуемый срок составляет не более 3 рабочих дней с даты подписания соответствующего заключения).
VI. Регулирование отдельных вопросов в рамках проведения процедуры ОРВ и экспертизы
1. В целях обеспечения прозрачности, публичности, а также эффективности проведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области процедуры ОРВ и экспертизы рекомендуется заключать Соглашения взаимодействии между уполномоченным органом и организацией, целью деятельности которой является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, например общественные организации, представляющие интересы бизнес-сообщества, объединение предпринимателей, институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области.
Примерная форма соглашения о взаимодействии представлена в Приложении N 8.
2. В целях проведения мониторинга эффективности организации процедуры ОРВ и экспертизы в органах местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется не реже одного раза в полугодие составлять аналитические записки - обзоры по результатам проведения процедуры ОРВ и экспертизы.
Указанные обзоры рекомендуется размещать на официальном сайте уполномоченного органа.
3. В рамках консультационного и методического сопровождения рекомендуется использовать информацию следующих порталов:
1) На сайте Департамента экономического развития Смоленской области создан раздел "Оценка регулирующего воздействия", в котором размещены все материалы по проведению ОРВ и экспертизы, в том числе заключения, информация о проведении публичных консультаций. Вся информация раздела "Оценка регулирующего воздействия" актуализируется на постоянной основе:
http://econsmolensk.ru/Otsenka_Reguliruyushhego_Vozdeystviya_-ORV-/
2) Организовано наполнение раздела Смоленской области на федеральном информационном портале "Об оценке регулирующего воздействия" по адресу http://orv.gov.ru/Regions/Details/22.
3) На сайте Министерства экономического развития Российской Федерации размещена информация об институте ОРВ и экспертизы в Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/main/.
4. Департамент экономического развития Смоленской области является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере оценки регулирующего воздействия областных нормативных правовых актов. Уполномоченный орган выполняет функции информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения органом исполнительной власти Смоленской области, разрабатывающим проект областного нормативного правового акта, предварительной оценки регулирующего воздействия.
Экспертиза областных нормативных правовых актов также проводится Департаментом экономического развития Смоленской области.
Департаментом экономического развития Смоленской области ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовится доклад о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия проектов областных нормативных правовых актов в Смоленской области, который представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации.
В связи с этим уполномоченным органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области рекомендуется ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливать доклад о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в соответствующем муниципальном образовании Смоленской области, и представлять указанный доклад в Департамент экономического развития Смоленской области.
5. В соответствии с Регламентом Администрации Смоленской области, утвержденным Указом Губернатора Смоленской области от 14.09.2006 N 7, в том числе определяющим порядок подготовки, принятия и регистрации правовых актов, руководителем уполномоченного органа исполнительной власти в сфере экономики (Департамент экономического развития Смоленской области) в обязательном порядке визируются проекты правовых актов, подлежащие оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с этим органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области рекомендуется предусмотреть аналогичный порядок подготовки и принятия проектов муниципальных нормативных актов в целях:
- мониторинга проведения процедуры ОРВ в отношении проектов муниципальных нормативных актов, подлежащих данной процедуре в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- обеспечения контроля за исполнением требования об обязательности учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия, в отношении проектов муниципальных нормативных актов, по которым была проведена процедура ОРВ.
6. Информационное и консультационное сопровождение процедуры ОРВ и экспертизы осуществляет отдел мониторинга бизнес-климата Департамента экономического развития Смоленской области.
Контактные данные:
- Башмакова Анна Алексеевна - начальник отдела мониторинга бизнес-климата (телефон (4812) 29-10-24, почта Bashmakova_AA@admin-smolensk.ru);
- Московская Елена Ивановна - консультант отдела мониторинга бизнес-климата (телефон (4812) 29-23-23, почта Moskovskaya_EI@admin-smolensk.ru).
- Борисова Ирина Сергеевна - консультант отдела мониторинга бизнес-климата (телефон (4812) 29-25-13, почта mbk-67@yandex.ru).
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
Бланк разработчика
Отчет
о предварительной оценке по результатам процедуры оценки регулирующего воздействия
1. Краткое описание предлагаемого правового регулирования в части положений, которые изменяют содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления Смоленской области в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности:
|
2. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы:
|
3. Сведения о целях предлагаемого правового регулирования и обоснование их соответствия целям и приоритетам государственной политики и направлениям деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Смоленской области:
|
4. Оценка расходов местного бюджета в связи с реализацией предлагаемого правового регулирования с использованием количественных методов:
|
5. Описание возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования (необходимые мероприятия, результат оценки последствий):
|
6. Описание основных групп субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием:
|
7. Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать введенные обязанности, запреты и ограничения, возлагаемые на них предлагаемым правовым регулированием, с использованием количественных методов:
|
8. Сведения о результатах проведенных публичных обсуждений (в случае их проведения):
|
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
Заключение
об оценке регулирующего воздействия
от "___" ____________ 20__ г.
1. Сведения о проекте муниципального нормативного правового акта |
2. Орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области или его структурное подразделение, являющиеся разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта |
3. Информация о выявленных положениях проекта муниципального нормативного правового акта, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений с обоснованием сделанных выводов |
4. Информация о результатах проведения публичных консультаций |
5. Позиции представителей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, участвовавших в публичных консультациях |
6. Вывод о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования с обоснованием сделанного вывода |
7. Предложения по отмене, изменению проекта муниципального нормативного правового акта или его отдельных положений |
Руководитель
уполномоченного органа ___________________ __________________________
(Подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
План
проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
на _________ год
N |
Наименование муниципального нормативного правового акта |
Срок проведения экспертизы* |
Орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области или его структурное подразделение, являющиеся разработчиком муниципального нормативного правового акта |
|
начало |
окончание |
|||
1 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
------------------------------
* срок проведения экспертизы не должен превышать 3 месяца с даты начала проведения экспертизы
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
Заключение
об экспертизе муниципального нормативного правового акта
от "___"____________ 20__ г.
1. Сведения о муниципальном нормативном правовом акте |
2. Орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области или его структурное подразделение, являющиеся разработчиком муниципального нормативного правового акта, либо осуществляющий полномочия в сфере, регулируемой муниципальным нормативным правовым актом |
3. Информация о выявленных положениях муниципального нормативного правового акта, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений с обоснованием сделанных выводов |
4. Информация о достижении заявленных целей регулирования |
5. Информация о положительных и отрицательных последствиях действия муниципального нормативного правового акта |
6. Информация о выгодах и издержках, рассчитанных с использованием количественных методов |
7. Информация о результатах проведения публичных консультаций |
8. Позиции представителей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, участвовавших в публичных консультациях |
9. Предложения по отмене, изменению муниципального нормативного правового акта или его отдельных положений |
Руководитель
уполномоченного органа ___________________ __________________________
(Подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
Бланк разработчика или
Бланк уполномоченного органа
УВЕДОМЛЕНИЕ
о проведении публичных консультаций в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия
Настоящим _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки
регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового
акта
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(наименование вида документа и его заголовок)
Сроки проведения публичных консультаций: _______________________________.
(дата начала и окончания
публичных консультаций)
Способ направления участниками публичных консультаций своих предложений
и замечаний:
предложения и замечания направляются по прилагаемой форме в
электронном виде на адрес: ______________________________________________
(адрес электронной почты ответственного
сотрудника уполномоченного органа)
или на бумажном носителе по адресу: ____________________________________.
(адрес уполномоченного органа)
Контактное лицо по вопросам публичных консультаций:
________________________________________________________________________.
(Ф.И.О. ответственного сотрудника уполномоченного органа)
Рабочий телефон: ___________________
График работы: с _______ до _______ по рабочим дням
Прилагаемые к уведомлению материалы:
1) проект муниципального нормативного правового акта;
2) пояснительная записка;
3) опросный лист для проведения публичных консультаций.
Руководитель
уполномоченного органа ___________________ __________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Примерная форма
Бланк уполномоченного органа
УВЕДОМЛЕНИЕ
о проведении публичных консультаций в рамках проведения экспертизы
Настоящим _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа)
уведомляет о проведении публичных консультаций в целях проведения
экспертизы муниципального нормативного правового акта
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(наименование вида документа и его заголовок)
Сроки проведения публичных консультаций: _______________________________.
(дата начала и окончания
публичных консультаций)
Способ направления участниками публичных консультаций своих предложений
и замечаний:
предложения и замечания направляются по прилагаемой форме в
электронном виде на адрес: ______________________________________________
(адрес электронной почты ответственного
сотрудника уполномоченного органа)
или на бумажном носителе по адресу: ____________________________________.
(адрес уполномоченного органа)
Контактное лицо по вопросам публичных консультаций:
________________________________________________________________________.
(Ф.И.О. ответственного сотрудника уполномоченного органа)
Рабочий телефон: ___________________
График работы: с _______ до _______ по рабочим дням
Прилагаемые к уведомлению материалы:
1) муниципальный нормативный правовой акт;
2) опросный лист для проведения публичных консультаций.
Руководитель
уполномоченного органа ___________________ __________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
для проведения публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта
_________________________________________________________________________
(наименование вида документа и его заголовок)
Контактная информация
об участнике публичных консультаций
Наименование участника: _________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сфера деятельности участника: ___________________________________________
_________________________________________________________________________
Ф.И.О. контактного лица: ________________________________________________
Номер контактного телефона: _____________________________________________
Адрес электронной почты: ________________________________________________
Перечень
вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций
1. На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлено предлагаемое правовое регулирование? Актуальна ли данная проблема сегодня?
|
2. Насколько корректно разработчик обосновал необходимость правового вмешательства? Насколько цель предлагаемого правового регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? Достигнет ли, на Ваш взгляд, предлагаемое правовое регулирование тех целей, на которые оно направлено?
|
3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в том числе с точки зрения выгод и издержек)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей правового регулирования? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и/или более эффективны?
|
4. Какие, по Вашей оценке, субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности будут затронуты предлагаемым правовым регулированием (по видам субъектов, по отраслям, по количеству таких субъектов в Вашем районе или городе и прочее)?
|
5. Повлияет ли введение предлагаемого правового регулирования на конкурентную среду в отрасли, будет ли способствовать необоснованному изменению расстановки сил в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.
|
6. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность субъектов правового регулирования, а также насколько понятно прописаны административные процедуры, реализуемые ответственными органами местного самоуправления, насколько точно и недвусмысленно прописаны властные функции и полномочия? Считаете ли Вы, что предлагаемые нормы не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Если да, укажите такие нормы и нормативные правовые акты.
|
7. Существуют ли в предлагаемом правовом регулировании положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:
- имеется ли смысловое противоречие с целями правового регулирования или существующей проблемой либо положение не способствует достижению целей регулирования;
- имеются ли технические ошибки;
- приводит ли исполнение положений правового регулирования к возникновению избыточных обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованному существенному росту отдельных видов затрат или появлению новых необоснованных видов затрат;
- устанавливается ли положением необоснованное ограничение выбора субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности существующих или возможных поставщиков или потребителей;
- создает ли исполнение положений правового регулирования существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и должностных лиц, допускает ли возможность избирательного применения норм;
- приводит ли к невозможности совершения законных действий субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, в связи с отсутствием требуемой новым правовым регулированием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), вводит ли неоптимальный режим осуществления деятельности;
- соответствует ли обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо существующим международным практикам, используемым в данный момент.
|
8. К каким последствиям может привести принятие нового правового регулирования в части невозможности исполнения субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности дополнительных обязанностей, возникновения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите конкретные примеры.
|
9. Оцените издержки/упущенную выгоду (прямого, административного характера) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, возникающие при введении предлагаемого регулирования.
Отдельно укажите временные издержки, которые понесут субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности вследствие необходимости соблюдения административных процедур, предусмотренных проектом предлагаемого правового регулирования. Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными/бесполезными и почему? Если возможно, оцените затраты по выполнению вновь вводимых требований количественно (в часах рабочего времени, в денежном эквиваленте и прочее).
|
10. Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть проблемы и трудности с контролем соблюдения требований и норм, вводимых данным нормативным актом? Является ли предлагаемое правовое регулирование недискриминационным по отношению ко всем его адресатам, то есть все ли потенциальные адресаты правового регулирования окажутся в одинаковых условиях после его введения? Предусмотрен ли в нем механизм защиты прав хозяйствующих субъектов? Существуют ли, на Ваш взгляд, особенности при контроле соблюдения требований вновь вводимого правового регулирования различными группами адресатов регулирования?
|
11. Требуется ли переходный период для вступления в силу предлагаемого правового регулирования (если да, какова его продолжительность), какие ограничения по срокам введения нового правового регулирования необходимо учесть?
|
12. Какие, на Ваш взгляд, целесообразно применить исключения по введению правового регулирования в отношении отдельных групп субъектов? Приведите соответствующее обоснование.
|
13. Специальные вопросы, касающиеся конкретных положений и норм рассматриваемого проекта, отношение к которым разработчику необходимо прояснить.
|
Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть в рамках оценки регулирующего воздействия.
|
Руководитель
уполномоченного органа ___________________ __________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение N 7
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
Справка
о проведении публичных консультаций
в отношении _____________________________________________________________
(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)
_________________________________________________________________________
от "___" ____________ 20__ г.
N п/п |
Предложения и замечания, поступившие в ходе публичных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта |
Позиция разработчика и (или) уполномоченного органа, в отношении поступивших предложений и замечаний |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Приложение N 8
к Методическим рекомендациям
Примерная форма
СОГЛАШЕНИЕ N ______
о взаимодействии между уполномоченным органом и организацией, целью деятельности которой является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, при проведении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов
"____" __________ 20__ г. _________________________
Руководитель уполномоченного органа (далее - уполномоченный орган) в
лице ___________________________ ________________________________________
(должность) (Ф.И.О.)
____________________________, действующего на основании Положения об
уполномоченном органе с одной стороны, и ________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование организации)
_________________________________________________________________________
В лице __________________________________________________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя организации)
________________________________________________________________________,
действующего на основании _______________________________________________
_________________________________________________________________________
с другой стороны, именуемые совместно Стороны, в целях обеспечения
прозрачности, публичности, а также эффективности проведения процедуры
оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных
правовых актов (далее - ОРВ) и проведения экспертизы муниципальных
нормативных правовых актов (далее - экспертиза) по вопросам
осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности,
заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон при
проведении процедуры ОРВ и экспертизы в целях выявления положений,
необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и
инвестиционной деятельности, а также положений, способствующих
возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности и местного бюджета.
2. Обязанности Сторон
2.1. Уполномоченный орган обеспечивает:
а) организацию и проведение публичных консультаций в целях учета
мнения предпринимателей в соответствии с установленным порядком
проведения ОРВ и экспертизы;
б) направление информационных и методических материалов в адрес
организации, целью деятельности которой является защита и представление
интересов предпринимателей (далее - Организация);
в) направление уведомления с указанием срока проведения публичных
консультаций по установленной форме, к которому прилагаются:
- проект муниципального нормативного правового акта, в отношении
которого проводится процедура ОРВ, либо муниципального нормативного
правового акта, в отношении которого проводится экспертиза,
- пояснительная записка,
- опросный лист для проведения публичных консультаций по
установленной форме;
г) определение срока проведения публичных консультаций;
д) рассмотрение всех предложений и замечаний, поступивших в адрес
Департамента по результатам публичных консультаций;
е) участие в организации и проведении дополнительных совещаний по
обсуждаемым вопросам в рамках публичных консультаций;
ж) подготовку справки по результатам публичных консультаций,
отражающей анализ всех предложений и замечаний, относящиеся к предмету
обсуждения;
з) размещение результатов проведения публичных консультаций,
заключений по результатам проведения ОРВ и экспертизы, планов проведения
экспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на
официальном сайте уполномоченного органа.
2.2. Организация обеспечивает:
а) участие в публичных консультациях;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) участие в организации и проведении дополнительных совещаний по
обсуждаемым вопросам в рамках публичных консультаций;
г) организацию и проведение мероприятий по сбору и подготовке
информации по обсуждаемой теме согласно перечню вопросов опросного листа;
д) представление в уполномоченный орган информационно-аналитических
материалов, отражающих позиции по обсуждаемым вопросам максимально
привлеченного круга лиц, предпринимателей;
е) достоверность представляемой информации;
ж) соблюдение сроков представления информации в рамках проведения
публичных консультаций;
з) представление по запросу уполномоченного органа предложений по
формированию плана проведения экспертизы;
и) участие по предложению уполномоченного органа в проведении иных
процедур ОРВ и экспертизы.
3. Права Сторон
3.1. Уполномоченный орган имеет право:
а) направлять в Организацию запросы о представлении информационных
материалов, а также предложений по формированию плана проведения
экспертизы;
б) направлять в Организацию предложения для участии в мероприятиях,
проводимых уполномоченным органом в рамках проведения процедуры ОРВ и
экспертизы;
в) направлять своих представителей для участия в совещаниях,
проводимых Организацией в рамках проведения публичных консультаций;
г) организовывать и проводить совещания в рамках проведения
публичных консультаций.
3.2. Организация имеет право:
а) не принимать участие в проведении процедуры ОРВ и экспертизы,
если Организация не заинтересована в обсуждении рассматриваемых вопросов;
б) запрашивать у уполномоченного органа информацию в рамках
проведения ОРВ и экспертизы;
в) направлять своих представителей для участия в совещаниях,
проводимых уполномоченным органом в рамках проведения публичных
консультаций;
г) направлять в уполномоченный орган предложения по
совершенствованию процедуры ОРВ и экспертизы;
д) организовывать и проводить совещания совместно с уполномоченным
органом в рамках проведения публичных консультаций.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Соглашение вступает в действие со дня подписания
Сторонами.
Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок.
4.2. Дополнения и изменения Соглашения, принимаемые по предложениям
Сторон, оформляются в письменной форме и становятся его неотъемлемой
частью с момента их подписания Сторонами.
4.3. Возникающие споры и разногласия разрешаются путем переговоров.
4.4. Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из
Сторон, при этом она должна письменно уведомить другую Сторону не менее
чем за три месяца до предполагаемой даты расторжения Соглашения.
Стороны до расторжения Соглашения должны выполнять принятые в
соответствии с настоящим Соглашением обязательства.
4.5. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих
равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Руководитель уполномоченного органа Руководитель организации
_______________ __________________ _______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П. М.П. (при наличии)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента экономического развития Смоленской области от 24 октября 2016 г. N 91/01-01 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства экономического развития Смоленской области от 17 октября 2024 г. N 74/01-01 настоящий документ признан утратившим силу с 17 октября 2024 г.