Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Решением Совета депутатов
Екимовичского сельского поселения
Рославльского района
Смоленской области
от 17.11.2006 г. N 29
Положение
о земельном налоге на территории муниципального образования Екимовичского поселения
(в редакции решения Совета депутатов Екимовичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от 28.11.2008 г. N 19, от 16.12.2009 г. N 23, от 27.12.2009 г. N 24, от 08.11.2010 г. N 5, от 26.04.2011 г. N 7, от 13.06.2011 г. N 10, от 25.11.2011 г. N 15, от 09.10.2012 г. N 22, от 30.10.2012 г. N 24, от 26.02.2013 г. N 6, от 14.11.2013 г. N 33, от 31.07.2014 г. N 23, от 21.11.2014 г. N 40; от 27.01.2016 г. N 1; от 25.02.2016 г. N 5; от 05.12.2016 года N 50; от 31.05.2017 года N 11, от 19.07.2017 года N 16)
Статья 1. Общие положения
Настоящим Положением в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории муниципального образования (далее - МО) Екимовичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (далее - сельское поселение) определяются ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.
Статья 2. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящем Положении налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса;
(пункт 1 статьи 2 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющее этот паевой инвестиционный фонд
(абзац 2 часть 2 в редакции решения Совета депутатов от 25.11.2011 г. N 15)
Статья 3. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные на территории МО Екимовичского сельского поселения, на которой введен земельный налог.
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
(подпункт 2 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 N 40)
3) утратила силу решением Совета депутатов от 26.02.2013 г. N 6
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
(пункт 4 в редакции решения Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
(пункт 5 в редакции решения Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
Статья 4. Налоговая база
1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 3 настоящего Положения.
2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Порядок определения налоговой базы
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
(абзац 2 пункта 1 в редакции решения Совета депутатов от 31.05.2017 г. N 11)
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
(абзац 5 пункта 1 в редакции решения Совета депутатов от 31.05.2017 г. N 11)
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
(абзац 6 части 1 в редакции решения Совета депутатов от 27.12.2010 г. N 5)
(абзац 6 пункта 1 в редакции решения Совета депутатов от 31.05.2017 г. N 11)
(пункт 1 статьи 5 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
(пункт 3 введен решением Совета депутатов от 08.11.2010 года N 5)
(пункт 3 в редакции решения Совета депутатов от 31.05.2017 г. N 11)
абзац 2 пункта 3 утратил силу решением Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40
4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
(пункт 4 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
(пункт 4 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
(пункт 4 в редакции решения Совета депутатов от 31.05.2017 г. N 11)
5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории МО в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, I и 11 групп инвалидности.
(пункт 2 в редакции решении Совета депутатов от 25.11.2011 года N 15)
(пункт 2 в редакции решении Совета депутатов от 15.11.2014 года N 40)
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;";
(подпункт 5 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 года N 40
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
(пункт 6 в редакции решения Совета депутатов от 05.12.2016 года N 50)
7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Статья 6. Утратила силу решением Совета депутатов от 05.12.2016 года N 50
Статья 7. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
3. Если при приобретении здания, сооружения, или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Статья 8. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
(пункт 2 в редакции решения Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
(пункт 2 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
Статья 9. Налоговая ставка
(статья 9 в редакции решения Совета депутатов от 14.11.2013 г. N 33)
Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
- 0,1 процента - в отношении земельных участков, занятых индивидуальной жилой застройкой одиноко проживающими неработающими пенсионерами;
- 0,22 процента - в отношении земельных участков, предоставленных физическим лицам и (или) их некоммерческим объединениям для размещения гаражей;
- 0,07 процента - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной и многоэтажной жилой застройки;
- 0,3 процента - в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городском поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;
предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также участков находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
- 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного производства физическим и юридическим лицам, и не используемые ими в соответствие с разрешенным использованием.";
(абзац введен решением Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) пункт 13,14 статьи 11 признать утратившим силу.
Статья 10. Налоговые льготы
(статья 10 в редакции решения Совета депутатов от 25.02.2016 года N 5)
Налоговую льготу помимо категорий налогоплательщиков, указанных в ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют:
1) органы местного самоуправления;
2) муниципальные учреждения (автономные, бюджетные и казённые), финансовое обеспечение функций которых, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счёт средств бюджетов муниципальных образований Рославльского района Смоленской области на основе бюджетной сметы или субсидии на выполнение муниципального задания;
3) многодетные семьи;
4) организации и учреждения - в отношении земельных участков, занятых городскими парками культуры и отдыха;
5) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
6) государственные бюджетные учреждения, созданные Смоленской областью в целях распоряжения объектами государственной собственности Смоленской области.
(пункт 6 введен решением Совета депутатов от 19.07.2017 года N 16)
Статья 11. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 11 и 12 настоящей статьи.
2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
абзац 2 утратил силу решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
(пункт 3 статьи 11 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
пункт 3 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
4. Утратила силу решением Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5).
5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
(пункт 5 статьи 11 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
пункт 5 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
(пункт 7 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
9. Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право, налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
(пункт 9 в редакции решения Совета депутатов от 05. 12.2016 года N 50)
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
10. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(статья 10 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
11. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.";
(пункт 11 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
(пункт 11 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
12. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учётом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
(пункт 12 статьи 11 в редакции решения Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
(пункт 12 в редакции решения Совета депутатов от 08.11.2010 г. N 5)
13. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.
(пункта 13 статьи 11 в редакции решения Совета депутатов 08.11.2010 г. N 5)
14. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
(пункты 13, 14 статьи 11 введены решением Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
(пункт 14 статьи 11 в редакции решения Совета депутатов 08.11.2010 г. N 5)
Статья 12. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
(абзац в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Абзац утратил силу решением Совета депутатов от 27.01.2016 года N 1
Возврат (зачёт) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчётом суммы налога осуществляется за период такого перерасчёта в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установить не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(часть 1 статьи 12 в редакции решения Совета депутатов от 27.12.2010 г. N 10)
(часть 1 статьи 12 в редакции решения Совета депутатов от 13.06.2011 года N 10)
(часть 1 статьи 12 в редакции решения Совета депутатов от 09.10.2012 г. N 22)
(часть 1 статьи 12 в редакции решения Совета депутатов от 31.07.2014 г. N 23)
2. Уплата налога для налогоплательщиков-организаций производится авансовыми платежами в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 01 мая, до 01 августа и до 01 ноября).
(часть 2 статьи 12 в редакции решения Совета депутатов от 25.02.2016 года N 5)
3. Разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 11 настоящего положения и суммами, подлежащими уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу, подлежит уплате в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. (абзац 2 пункта 2 статьи 12 считать пунктом 3 решением Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
Статья 13. Налоговая декларация
(статья 13 в редакции решения Совета депутатов от 28.11.2008 г. N 19)
1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
(пункт 1 в редакции решения Совета депутатов от 21.11.2014 г. N 40)
2. Утратила силу решением Совета депутатов от 27.12.2010 г. N 10.
3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(абзац 2 части 3 утратил силу решением Совета депутатов от 27.12.2010 г. N 10)
4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
(пункта 4 статьи 13 в редакции решения Совета депутатов 27.12.2010 г. N 10.)
5. Предоставить право не исчислять авансовые платежи по земельному налогу в течение налогового периода следующей категории налогоплательщиков:
- садоводческие товарищества (кооперативы)
- товарищества собственников жилья (ТСЖ).
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Екимовичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от 19 июля 2017 г. N 16... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.