В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области":
1. Одобрить прилагаемые изменения, которые вносятся в Стратегию развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия, одобренную распоряжением Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 года N 310-рп.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющий |
И.А. Орлов |
Изменения,
которые вносятся в Стратегию развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия
(одобрены распоряжением Правительства Архангельской области от 21 июля 2015 г. N 190-рп)
1. В разделе "Вводная часть":
1) абзац второй заменить тестом следующего содержания:
"Правовыми актами, определяющими общие подходы, принятые при разработке настоящей Стратегии, являются:
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Комплекс организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2014 года N 1939-р;
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 09 марта 1988 N 8595-XI;
Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, принятое Межправительственным комитетом по охране всемирного культурного и природного наследия, июль 2013, WHC 13/01;
план мероприятий (дорожная карта) по согласованию в 2015 году с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО работ по строительству, реконструкции и реставрации объектов, расположенных на Соловецком архипелаге, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 14 мая 2015 года;
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2333 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века", включенного в Список всемирного наследия (пос. Соловецкий Приморского района Архангельской области), а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон";
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 03 июня 2014 года N 946 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века", включенного в Список всемирного наследия (Архангельская область, Приморский район, о. Большой Соловецкий, о. Большая Муксалма, о. Анзер, о. Большой Заяцкий), а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон";
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, одобренная распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года N 278-ра/48;
Основы социальной концепции Русской православной церкви, принятые Освященным Архиерейским Собором Русской православной церкви 13-16 августа 2000 года;
соглашение о сотрудничестве между Правительством Архангельской области, муниципальным образованием "Приморский муниципальный район" Архангельской области, муниципальным образованием "Сельское поселение Соловецкое" Приморского муниципального района Архангельской области, Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и федеральным государственным учреждением культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник" от 10 июня 2013 года N 02-21/43 (далее - соглашение о сотрудничестве от 10 июня 2013 года N 02-21/43).";
2) абзац четвертый считать абзацем шестнадцатым и в нем после слова "достоянием" дополнить словами ", имеющим статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО".
2. В разделе I "Современные тенденции социально-экономического развития. Конкурентные преимущества и ключевые проблемы социально-экономического развития Соловецкого архипелага":
1) подраздел 1.1 "Общие сведения о Соловецком архипелаге": дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
"объект всемирного наследия ЮНЕСКО;";
2) в подразделе 1.2 "Наследие Соловецкого архипелага":
а) дополнить новым подразделом следующего содержания:
"Правовой статус
Соловецкий архипелаг, включающий шесть крупных островов, более ста мелких островов и приливную зону акватории в западной части Белого моря, имеет статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, более ста объектов имеют статус объектов культурного наследия федерального значения. Соловецкий музей-заповедник имеет также статус особо ценного объекта народов Российской Федерации. При этом обязательства Российской Федерации в рамках управления объектом всемирного наследия на данный момент не в полной мере реализованы в существующих нормативных правовых актах, регламентирующих статус объектов культурного наследия, расположенных на архипелаге. Преобразованный культурный и природный ландшафт островов архипелага как цельный феномен уникального опыта монашеской общины по освоению приделов Севера зафиксирован только в документах при номинации на объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации комплексный подход к сохранению универсальной ценности культурного наследия Соловецкого архипелага может быть обеспечен путем отнесения данной историко-культурной территории к объекту культурного наследия в виде достопримечательного места.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") "достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе:
места традиционного бытования народных художественных промыслов, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, объекты археологического наследия;
места совершения религиозных обрядов;
места захоронений жертв массовых репрессий;
религиозно-исторические места".
Таким образом, территория Соловецкого архипелага с приданием статуса объекта культурного наследия в виде достопримечательного места, определенного как религиозно-историческое место "Соловецкий архипелаг", включающего весь историко-культурный и природный комплекс в пределах территории островов и прилегающей акватории Белого моря, будет являться единым комплексом духовного, культурного и природного наследия. Неразрывная связь составляющих наследия Соловецких островов предопределяет включение природных территорий и объектов в проектируемые границы достопримечательного места.
При разработке проекта религиозно-исторического места "Соловецкий архипелаг" должна пониматься вся совокупность результатов монастырского освоения рассматриваемой территории и ее современного использования, все историко-религиозные и историко-культурные смыслы, привнесенные и реализованные при этом освоении и современном использовании, различные формы и виды памятников, сохраненные или воссоздаваемые, нуждающиеся в особом режиме государственной охраны и комплексном сохранении. Все это объединяется единым понятием "культурное наследие Соловецкого архипелага" и имеет непреходящее значение для истории и культуры народов Российской Федерации как один из символов национальной самоидентификации. Решение об отнесении Соловецкого архипелага к объекту культурного наследия в виде достопримечательного места в форме религиозно-исторического места принимается Министерством культуры Российской Федерации.
Предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (пункт 1 статьи 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ).
Предметом охраны религиозно-исторического места Соловецкого архипелага наряду с особенностями историко-культурного ландшафта, характерными видовыми панорамами раскрытия памятников или их ансамблей могут являться форма организации монастырской жизни, закрепляющая как историческое, так и современное традиционное землепользование, и формы освоения пространства островов в соответствии с уставами и правилами Русской Православной церкви и законодательством Российской Федерации по сохранению культурного наследия. Структура и характер этого освоения, его результаты в виде материального и нематериального наследия, в том числе элементов сакральной топографии, могут быть закреплены в предмете охраны. Это касается как периода монастырского строительства, религиозного и послушнического служения в монастырской общине, так и трагического периода отрицания этого наследия во время размещения на островах Соловецкого лагеря специального назначения, овеществленного в постройках и запечатленного в событиях 20-30 гг. ХХ века.
Сохранность всей совокупности признаков предмета охраны как индикаторов подлинности объекта культурного наследия в целом для достопримечательного места, в том числе и для религиозно-исторического места, в соответствии с пунктом 2 статьи 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ обеспечивается Министерством культуры Российской Федерации путем установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места. Таким образом, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, утвержденные Министерством культуры Российской Федерации, учитываются в документах территориального планирования Соловецкого архипелага как выделенной территории Приморского района Архангельской области, градостроительных регламентах, устанавливающих правила землепользования и застройки муниципального образования "Сельское поселения Соловецкое".
При определении доступности отдельных объектов на территории религиозно-исторического места, в том числе в рамках развития научно-познавательного туризма, должны учитываться требования и к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах религиозно-исторического места, соответствующие внутренним установлениям религиозной организации, если такие установления не противоречат законодательству Российской Федерации (статья 47.4 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 47.4 Федерального закона N 73-ФЗ доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.
Условия доступа к объектам культурного наследия Соловецкого архипелага, включенным в реестр (периодичность, длительность и иные характеристики доступа) и используемым в административных, служебных, религиозных и иных целях, устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, с учетом мнения собственника или иного законного владельца такого объекта, а также с учетом вида объекта культурного наследия, включенного в реестр, категории его историко-культурного значения, предмета охраны, физического состояния объекта культурного наследия, требований к его сохранению, характера современного использования данного объекта культурного наследия, включенного в реестр.
Данные условия в отношении территории достопримечательного места в виде историко-религиозного места определяются на стадии подготовки проекта данного вида объекта культурного наследия, в отношении отдельных памятников истории и культуры или их ансамблей - при подготовке договоров безвозмездного пользования и составлении охранных обязательств.
При разработке любых проектных решений, связанных с подготовкой требований по сохранению объекта культурного наследия в виде достопримечательного места или иных объектов культурного наследия Соловецкого архипелага, должна быть оговорена возможность их публичной доступности.
Условия доступа на территорию достопримечательного места и к объектам культурного наследия, включенным в реестр, устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с собственниками или иными законными владельцами этих объектов культурного наследия.";
б) после подраздела "Культурное наследие Соловецкого архипелага" дополнить новым подразделом следующего содержания:
"Управление сохранением объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг"
Под управлением сохранения объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг" следует понимать комплексное нормативное правовое и административное воздействие на состав и содержание плана мероприятий по сохранению культурного наследия с целью соответствия принимаемых решений целям и задачам Федерального закона N 73-ФЗ, а также обязательствам Российской Федерации по сохранению объекта Всемирного наследия и рекомендаций Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия 1999 года.
Основой для управления сохранения культурного наследия является план мероприятий (план управления), реализуемый в два этапа.
Первый этап связан с определением статуса территории Соловецкого архипелага в качестве объекта культурного наследия в форме достопримечательного места (в виде религиозно-исторического места) и реализацией необходимых требований по его сохранению с включением в документы градостроительного планирования и землепользования.
Второй этап определяется перечнем мероприятий (планом управления) по сохранению объектов культурного наследия в виде недвижимых памятников или их ансамблей, расположенных на территории Соловецкого архипелага. Данный этап предполагает формирование комплексной программы реставрации и приспособления к современному использованию по каждому объекту культурного наследия, включенному в утвержденный перечень памятников истории и культуры.
Одним из вопросов централизации управления, сохранения объектов культурного наследия и формирования системы ответственности является обеспечение взаимодействия всех субъектов - пользователей объектов культурного и природного наследия. Порядок такого взаимодействия установлен соглашением о сотрудничестве N 02-21/43. Стороны соглашения осуществляют сотрудничество в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, культуры и искусства, паломничества и туризма, особо охраняемых природных территорий, архитектуры и градостроительства, транспорта и дорожной деятельности, здравоохранения, земельных отношений, образования и науки, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.";
в) подраздел "Природное наследие Соловецкого архипелага" дополнить новыми абзацами шестнадцатым и семнадцатым следующего содержания:
"В этой связи остро стоит вопрос охраны природного наследия Соловецкого архипелага. В связи с тем, что предметом охраны достопримечательного места в форме религиозно-исторического места "Соловецкий архипелаг" как комплексного объекта культурного наследия должны являться его геологические, ландшафтные, объемно-пространственные характеристики, ценные элементы благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты экологии, то в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах его территории в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия могут быть установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места. В данном случае требования к режимам и регламентам достопримечательного места не противоречат созданию на части Соловецких островов особо охраняемой природной территории в виде государственного природного заказника федерального значения.
Единство управления не только историко-культурным, но и особо ценным природным комплексом - лесами, водными объектами, в том числе прилегающей акваторией Белого моря, достигается через взаимный учет требований по сохранению культурного, духовного и природного наследия и способствует сохранности памятников или ансамблей Соловецкого архипелага в их исторической среде.";
г) в подразделе "Представление Соловецкого наследия обществу":
в подразделе "Туризм и паломничество":
в абзаце четвертом слова "(совместно с администрацией Архангельской области)" заменить словами "(совместно с Правительством Архангельской области), Соловецкий православный форум памяти Святителя Филиппа, природоохранные и исторические конференции, мероприятия патриотической направленности";
в абзаце пятом цифру "5" заменить словами "6 до 9";
в подразделе "Образовательная деятельность на базе соловецкого наследия":
абзац девятнадцатый дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Информационными ресурсами Соловецкого архипелага являются: портал мои-соловки.рф, портал Соловецкого музея-заповедника и портал Соловецкого монастыря.";
дополнить новым абзацем двадцать пятым следующего содержания: "создание на Соловках круглогодичного научно-образовательного стационара Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.";
3) в подразделе 1.4 "Социально-экономическая ситуация":
а) в подразделе "Система расселения":
в абзаце первом предложение третье изложить в следующей редакции: "В состав муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" входят 4 населенных пункта: Соловецкий, Малая Муксалма, Реболда, Савватьево.";
в абзаце третьем слова "Исаково, Муксалма, Хутор Горка и хуторов Березовая Тоня и Новососновская" заменить словами "Реболда и Савватьево";
б) в подразделе "Инфраструктура":
в подразделе "Инженерная инфраструктура" в абзаце седьмом:
слова "18099 кВт" заменить словами "14,3 МВт";
после слова "электропередачи" дополнить словами "с материковой части Онежского полуострова";
в подразделе "Транспортная инфраструктура" абзац одиннадцатый исключить;
в) в подразделе "Туризм" абзац второй дополнить новым четвертым предложением следующего содержания: "Фиксируется увеличение паломнического туризма.";
в абзаце шестом цифру "5" заменить словами "6 до 9";
г) наименование подраздела "Защита населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности" изложить в следующей редакции:
"Защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и охрана правопорядка";
д) в подразделе "Защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и охрана правопорядка":
абзац пятый дополнить новым вторым предложением следующего содержания:
"Серьезным вызовом также является одновременное размещение на Соловецком архипелаге большого числа туристов, паломников, и рабочих, осуществляющих сезонные, строительные и реставрационные работы на объекте всемирного наследия ЮНЕСКО.";
абзац девятый дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Одной из таких систем может стать система видеонаблюдения "Безопасный город".";
дополнить новыми абзацами десятым и одиннадцатым следующего содержания:
"Действенность административного контроля может быть усилена только при условии координации деятельности федеральных органов государственной власти, учитывающей особый статус и значение территории Соловецкого архипелага.
Кроме надзора и контроля за выполнением требований к сохранению культурного наследия со стороны Министерства культуры Российской Федерации, а также контроля за исполнением требований, предусмотренных документами градостроительного планирования и правилами землепользования со стороны уполномоченных федеральных и региональных органов государственной власти, необходимо постоянное присутствие органов надзора на территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.";
е) в абзаце шестом подраздела "Финансы и бюджет" после слова "экономики" дополнить словами ", а также регистрации юридических лиц (обособленных подразделений) по месту нахождения, осуществляющих свою деятельность на территории Соловецкого архипелага";
4) в подразделе 1.5 "Основные проблемы Соловецкого архипелага":
а) абзац второй подпункта 1 исключить;
б) абзацы четвертый и шестой подпункта 2 исключить;
в) абзац четвертый подпункта 3 исключить;
г) абзацы второй и третий подпункта 4 исключить;
5) подраздел 1.6 "SWOT-анализ Соловецкого архипелага" изложить в следующей редакции:
"1.6. SWOT-анализ Соловецкого архипелага
Сильные стороны (S):
историко-культурное, духовное наследие, природные ландшафты, природные ресурсы, необходимые для развития туризма в масштабе Архангельской области;
вовлеченность историко-культурного и природного комплекса Соловецкого архипелага в формирование привлекательного имиджа Архангельской области;
реализация государственной программы Архангельской области "Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014-2019 годы";
наличие устойчивого, постоянно растущего пассажирского потока.
Слабые стороны (W):
ограниченность транспортной доступности Соловецкого архипелага;
слабая инфраструктура (транспортная, инженерная, социальная);
ограниченность антропогенной и природной нагрузки, проблемы экологии.
Преимущества (O):
историческая роль Архангельской области и Соловецкого архипелага как традиционного форпоста России на севере Европы, возрастающая в связи с политикой усиления присутствия России на Севере и в Арктике;
преемственность курса органов государственной власти Российской Федерации (стабильность осуществления политики по вопросам развития Соловецкого архипелага);
разработка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага;
сотрудничество Правительства Архангельской области и Правительства Республики Карелия (в рамках соглашения);
значительные запасы ценных водных ресурсов (водорослей);
сотрудничество между Правительством Архангельской области, муниципальным образованием "Приморский муниципальный район" Архангельской области, муниципальным образованием "Сельское поселение Соловецкое" Приморского муниципального района Архангельской области, Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и федеральным государственным учреждением культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник" (в рамках соглашения);
придание статуса достопримечательного места в форме религиозно-исторического места;
придание статуса особо охраняемой природной территории в форме государственного природного заказника федерального значения.
Угрозы (T):
неконтролируемый рост антропогенной нагрузки на природную среду Соловецкого архипелага;
аварийное состояние объектов культурного наследия Соловецкого архипелага;
нарушение устоявшегося уклада монашеской жизни;
рост тарифов на энергоносители, водоснабжение, услуги связи и транспорта;
рост цен на строительные материалы и услуги;
высокая стоимость мероприятий, необходимых для восстановления и развития инфраструктуры;
усиление требований к экологии и существенное увеличение, связанных с этим затрат.
Проведенный SWOT-анализ позволил структурировать основные проблемы развития Соловецкого архипелага.
Внешняя проблема - оторванность от материка.
Внутренние общесистемные проблемы:
отсутствие охранного статуса Соловецкого архипелага;
неудовлетворительное состояние инфраструктуры;
неразвитость транспортной инфраструктуры;
высокозатратный энергетический комплекс;
высокие эксплуатационные расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной сферы;
рост доли ветхого и аварийного жилья;
дефицит высококвалифицированных кадров;
низкая активность местного населения в ведении официальной предпринимательской деятельности, в том числе по оказанию туристских услуг.
Данные для SWOT-анализа приведены в приложении N 2 к настоящей Стратегии.
Таким образом, отсутствие необходимой инфраструктуры жизнеобеспечения населения и посетителей, эффективной правовой охраны и организационно-технической системы безопасности памятников истории и культуры, а также природы Соловецкого архипелага создает реальную угрозу для сохранения наследия данной территории как объекта мирового историко-культурного и природного наследия.".
3. В разделе II "Стратегическое видение Соловецкого архипелага к 2030 году. Стратегические цели и задачи":
1) в подразделе "Стратегическое видение Соловецкого архипелага к 2030 году":
а) в абзаце первом после слов "Соловецкий архипелаг" дополнить словами ", являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО,";
б) абзац пятый дополнить новыми третьим и четвертым предложениями следующего содержания: "Создан православный центр новомучеников и исповедников. Успешно функционирует модель церковно-государственного взаимодействия через соглашение о сотрудничестве между Правительством Архангельской области, муниципальным образованием "Приморский муниципальный район" Архангельской области, муниципальным образованием "Сельское поселение Соловецкое" Приморского муниципального района Архангельской области, Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и федеральным государственным учреждением культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник".";
в) абзац восьмой дополнить новыми вторым и третьим предложениями следующего содержания: "Развивается частная музейная деятельность. Создан музей креста, реализована стратегия развития Сельдяного мыса.";
г) в абзаце четырнадцатом после слова "технологий" дополнить словами ", создан круглогодичный научно-образовательный стационар Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова";
д) в абзаце восемнадцатом:
слова "Республики Карелия" заменить словами "Онежского полуострова";
слова "18099 кВт" заменить словами "14,3 МВт";
е) в абзаце двадцать третьем слова "федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014-2019 годы" (далее - федеральная целевая программа)" заменить словами "перечня мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - перечень мероприятий)";
ж) в абзаце двадцать четвертом предложение пятое исключить;
з) в абзаце двадцать шестом слова "федеральной целевой программы" заменить словами "перечня мероприятий";
и) в абзаце двадцать девятом:
после слова "музей," дополнить словами "включая частные музеи,";
после слова "аэропорт" дополнить словами ", круглогодичный научно-образовательный стационар";
2) в подразделе "Стратегические цели и задачи":
а) в таблице, касающейся стратегических и отраслевых (ведомственных) задач:
в пункте 1.1 "Создание благоприятных условий для православного монашества" графу вторую дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
"наделение Соловецкого архипелага статусом религиозно-исторического места";
в пункте 1.2 "Создание благоприятных условий для роста православной общины" графу вторую дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"развитие церковного образования";
в пункте 1.5 "Развитие традиционных промыслов и ремесел" графу вторую дополнить новым абзацем следующего содержания:
"развитие частной музейной деятельности";
в пункте 2.3 "Формирование "системы образования соловецким наследием графу вторую дополнить новым абзацем следующего содержания:
"создание круглогодичного научно-образовательного стационара Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова";
в пункте 3.1 "Удовлетворение потребности населения в современной жилищной и инженерной инфраструктуре" абзац первый графы второй после слова "связи" дополнить словами "с материковой части Онежского полуострова";
б) пункт девятый таблицы, касающейся ключевых показателей и их целевых значений на 2030 год, изложить в следующей редакции:
"9. Совокупная максимально допустимая мощность потребителей в системе централизованного электроснабжения, МВт |
14,3"; |
3) в подразделе "Ключевые направления усилий органов власти и местного самоуправления" предложение первое дополнить новым абзацем четырнадцатым следующего содержания:
"перераспределение полномочий между органами местного самоуправления на территории Соловецкого архипелага и органами государственной власти Архангельской области в целях создания эффективной системы управления восстановительной деятельностью на Соловецком архипелаге.".
4. В разделе III "Сценарный прогноз долгосрочного социально-экономического развития Соловецкого архипелага":
1) в абзаце первом подраздела "Сценарий социально-культурный":
а) слова "федеральной целевой программы" заменить словами "перечня мероприятий";
б) слова "Республики Карелия" заменить словами "Онежского полуострова";
в) слова "мероприятий федеральной целевой программы" заменить словами "перечня мероприятий";
2) в подразделе "Основные направления и перспективы социально-экономического развития Соловецкого архипелага":
а) в абзаце девятом подраздела "Социальная сфера" слова "федеральной целевой программы, мероприятиями которой предусмотрено" заменить словами "перечня мероприятий, предусматривающего";
б) подраздел "Экономика" дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:
"8. Развитие частной музейной деятельности.";
в) в абзаце третьем подраздела "Инфраструктура" слова "Республики Карелия" заменить словами "Онежского полуострова".
5. В разделе IV "Приоритетные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей Соловецкого архипелага" абзац четвертый исключить.
6. Раздел V "Механизмы и инструменты реализации Стратегии" изложить в следующей редакции:
"V. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
Достижение поставленных стратегических целей во многом будет определяться способностью органов государственной власти и органов местного самоуправления выработать эффективный механизм реализации Стратегии, предусматривающий комплекс мер экономического, правового и организационного характера, обеспечивающий баланс интересов и скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.
Основные принципы механизма реализации Стратегии:
системность;
непрерывность;
эффективность;
общественное партнерство;
адаптивность;
гласность и открытость;
интеграция ресурсов.
Важным элементом механизма реализации Стратегии является экономическая политика, базирующаяся на системном стратегическом планировании, представленном следующими документами:
распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечня мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага (проект);
федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года N 644;
Концепция развития туризма в Архангельской области (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года N 351-пп);
областной закон от 24 сентября 2010 года N 203-15-ОЗ "О предоставлении из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов Архангельской области на софинансирование расходов по созданию условий для обеспечения поселений услугами торговли и бюджетам городских округов Архангельской области на софинансирование расходов по созданию условий для обеспечения жителей городских округов Архангельской области услугами торговли";
государственная программа Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 462-пп;
государственная программа "Социальная поддержка граждан Архангельской области на 2013-2018 годы", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 464-пп;
государственная программа Архангельской области "Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019 годы)", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 года N 314-пп;
государственная программа "Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года N 466-пп;
генеральный план, совмещенный с проектом планировки поселка Соловецкий, утвержденный решением муниципального Совета депутатов "Сельское поселение Соловецкое" от 09 сентября 2011 года N 19/3;
проект генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" Приморского района Архангельской области;
лесохозяйственный регламент Соловецкого лесничества, утвержденный постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 апреля 2013 года N 5п;
бюджеты муниципальных образований "Приморский муниципальный район" и "Сельское поселение Соловецкое" на очередной финансовый год;
план реставрации объектов культурного и природного наследия Соловецкого архипелага;
проект "Серебряное ожерелье России";
научные исследования по определению предельно допустимой антропогенной нагрузки на природную и экологическую системы Соловецкого архипелага;
комплекс организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2014 года N 1939-р;
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 09 марта 1988 года N 8595-XI;
Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, принятое Межправительственным комитетом по охране всемирного культурного и природного наследия, июль 2013, WHC 13/01;
план мероприятий (дорожная карта) по согласованию в 2015 году с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО работ по строительству, реконструкции и реставрации объектов, расположенных на Соловецком архипелаге, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 14 мая 2015 года (приложение N 6);
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2333 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века", включенного в Список всемирного наследия (пос. Соловецкий Приморского района Архангельской области), а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон";
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 03 июня 2014 года N 946 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века", включенного в Список всемирного наследия (Архангельская область, Приморский район, о. Большой Соловецкий, о. Большая Муксалма, о. Анзер, о. Большой Заяцкий), а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон";
соглашение о сотрудничестве от 10 июня 2013 года N 02-21/43;
концепция сохранения объекта культурного наследия Соловецкого архипелага (проект).
Кроме того, для реализации Стратегии могут быть разработаны программы (планы) развития отдельных сфер социально-экономического развития Соловецкого архипелага, например, туристских перевозок, народных промыслов, развития культуры и т.д.
На федеральном уровне разрабатывается проект концепции реставрации ансамбля Соловецкого монастыря с определением приоритетов и этапности проведения работ.
Реализация Стратегии будет осуществляться с использованием следующих финансово-экономических механизмов:
концентрация бюджетных средств на реализацию приоритетов развития Соловецкого архипелага в среднесрочной перспективе;
активное привлечение внебюджетных источников финансирования;
развитие механизмов государственно-частного партнерства.
Реализацию Стратегии целесообразно осуществлять с использованием технологий проектного управления. На эффективное проведение проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, расположенных на территории Соловецкого архипелага, направлена деятельность агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области и государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Дирекция по развитию Соловецкого архипелага".
Правовое обеспечение проводимых социально-экономических преобразований будет развиваться в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области в сфере экономического и социального развития, налоговой и бюджетной политики, административной реформы, реформы местного самоуправления и по другим направлениям, а также в рамках ежегодных посланий Президента Российской Федерации и Губернатора Архангельской области в части развития территорий.
Необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации в части согласованности Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Соловецкие острова являются неделимым природно-историческим объектом особой ценности, сочетающим в себе природные и культурные ландшафты, представляющие исключительную ценность, в целях восстановления и охраны духовного, исторического, природного и культурного наследия необходимо придать уникальной территории Соловецкого архипелага и прилегающей акватории статус особо охраняемой природной территории. В данном случае будет обеспечено сохранение памятников, которые неразрывно связаны с природным комплексом (в частности, дороги-памятники на землях лесного фонда, памятники периода неолита и гидротехническая система, созданная Соловецким монастырем).
Организационное обеспечение реализации Стратегии предполагает:
конструктивное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, Соловецкого монастыря и Соловецкого музея в рамках соглашения о сотрудничестве от 10 июня 2013 года N 02-21/43;
соответствие муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" статусу "Добрый (гостеприимный) муниципалитет", для чего необходимо создание атмосферы гостеприимства, в частности, условий безбарьерной среды;
внедрение общественного контроля на всех этапах стратегического планирования;
создание регионального офиса управления проектами развития Соловецкого архипелага для формирования единой системы управления развитием Соловецкого архипелага, направленной на консолидацию усилий исполнительных органов государственной власти Архангельской области и представительных органов муниципальных образований Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, а также представителей общественности, науки и бизнеса;
развитие информационных технологий, в том числе геоинформационной системы Соловецкого архипелага и системы мониторинга в режиме "online";
проведение ежегодного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнение утвержденных индикаторов и контрольных показателей с последующим информированием Правительства Архангельской области;
информирование населения о ходе и результатах реализации Стратегии в средствах массовой информации, а также на портале, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Контроль за реализацией Стратегии осуществляют органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области и муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" в пределах своей компетенции.".
7. Дополнить новым разделом шестым следующего содержания:
"VI. План управления сохранением объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг"
План управления сохранением объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг" (далее - план управления) - это многосоставный документ по сохранению объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг", который содержит рекомендуемые мероприятия по сохранению и мониторингу объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг".
Одним из таких инструментов является "дорожная карта" - наглядное представление пошагового сценария сохранения и развития объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг", в каком направлении движется работа и на каком этапе реализации проекта она находится в данный конкретный момент. Каждый этап разрабатываемого сценария реализации плана управления должен быть ограничен конкретными временными рамками.
Реализацию плана управления осуществляют хозяйствующие субъекты в рамках собственной компетенции с учетом соблюдения требований к режимам и регламентам в границах достопримечательного места в виде религиозно-исторического места "Соловецкий архипелаг" и определенной в соответствии с действующим законодательством.
Стратегия определяет в составе плана управления объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг" следующие основные направления:
сохранение историко-культурной среды;
улучшение экологической ситуации, контроль за ее состоянием;
развитие социальной сферы;
стабилизация транспортной и коммунальной сферы;
развитие сферы гостеприимства;
совершенствование экономической системы;
осуществление научной и образовательной деятельности;
популяризация объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг".
Сохранение историко-культурной среды
Сохранение историко-культурной среды предусматривает следующие шаги:
1) оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и Русской православной церкви в части реализации комплексных мероприятий по реставрации объектов культурного наследия федерального значения;
2) разработка проектов реставрации и приспособления исторических дорог - объектов культурного наследия в части, определенной предметом охраны и границами территории памятников;
3) реконструкция сети проезжих и пешеходных дорог для закрепления исторической трассировки и обеспечения доступа к объектам культурного и природного наследия, а также для рационального приспособления территории и сохранения архитектурно-ландшафтного комплекса Соловецкого архипелага;
4) разработка проектов по сохранению и реставрации памятных знаков, мест и объектов, свидетельствующих о трагических событиях периода Соловецкого лагеря и тюрьмы;
5) разработка программы сохранения и применения новых и традиционных источников энергии в целях экономической, энергетической безопасности и сохранения эстетической ценности историко-культурной среды;
6) разработка совместно с монастырским священноначалием корректных способов приобщения посетителей Соловецких островов к "символической жизни" монахов, трудников и паломников в целях образования и познавательного туризма;
7) сохранение и воссоздание сакральной топонимики, тактичное введение этих понятий в обиход;
8) воссоздание, сохранение и поддержание традиционных сельскохозяйственных и ремесленных видов деятельности для сохранения профессиональных навыков и опыта, а также создания рабочих мест для местных сообществ;
9) выделение и аккумулирование трудовых и финансовых ресурсов для воссоздания и сохранения утраченных технологий, промыслов и ремесел, форм хозяйствования.
Улучшение и контроль экологической ситуации
Улучшение и контроль экологической ситуации включает следующие шаги:
1) проведение регулярного мониторинга:
а) геолого-геоморфологических и гидрогеологических условий (выявление опасных и нежелательных гидрогеологических процессов и явлений, определение уровня грунтовых вод);
б) состояния воздушного бассейна;
в) микроклиматических параметров;
г) состояния и структуры растительного покрова;
д) состояния и структуры почвенного покрова и грунтов (определение уровня антропогенной и рекреационной нагрузки территории, уровня захламления, деградации и загрязнения почвенного покрова, береговой линии, дна озерно-канальной системы и других озер архипелага);
е) акустического режима территории (выявление зон шумового дискомфорта);
ж) санитарно-эпидемиологического состояния;
з) ценных природных объектов (в том числе дендрологических, геоморфологических, гидрогеологических, зоологических, ботанических и др.);
и) колебаний уровня воды в Святом озере и др.;
2) привлечение научно-исследовательских организаций в сфере охраны природного наследия в целях контроля над участками охраняемого ландшафта на мысах и малых островах, участвующих в формировании панорамных видов Соловецкого архипелага.
Развитие социальной сферы
Развитие социальной сферы как важного аспекта сохранения и устойчивого развития культурного и природного наследия предусматривает развитие и улучшение социальной и экономической инфраструктуры на территории Соловецкого архипелага, в том числе:
1) строительство больницы;
2) строительство школы и детского сада;
3) строительство общежитий для специалистов или жилья с условиями коммерческого найма без возможности его приватизации;
4) создание библиотеки и информационного центра;
5) гарантии поставки продовольствия, лекарств, предметов первой необходимости и нормализация цен;
6) обучение местным промыслам и традициям как факультативно, так и в рамках учебного плана школы и детского сада поселка Соловецкий;
7) оказание содействия местному населению в трудоустройстве в организации и предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое";
8) вовлечение местного населения в обсуждение перспектив сохранения и развития объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг". Выяснение локальных проблем местного населения и проблем, которые оно видит на территории всего архипелага. Сотрудничество в процессе разработки мер по устранению этих проблем;
9) размещение важной информации о программах сохранения и развития объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг", планируемых обсуждениях, принимаемых регламентах и режимах на общедоступном портале, стендах администрации поселка Соловецкий;
10) постоянный мониторинг общественного мнения при разработке и реализации плана управления, оперативное урегулирование конфликтных ситуаций;
11) решение вопроса организации служебного жилья для приезжих специалистов.
Стабилизация транспортной и коммунальной сферы
Стабилизация транспортной и коммунальной сферы как важного аспекта сохранения и устойчивого развития культурного и природного наследия Соловецкого архипелага предусматривает:
1) развитие необходимой транспортной инфраструктуры, в том числе реконструкцию местного аэропорта, связанного воздушным сообщением с другими аэропортами Северо-Западного федерального округа, а также создание устойчивого морского сообщения в период навигации;
2) обустройство дорог общего пользования;
3) создание современной инженерной инфраструктуры сельского поселения, включающее:
разработку комплексного проекта по созданию инженерной инфраструктуры монастыря и поселка как единой системы замкнутого цикла с полной переработкой продуктов жизнедеятельности в тепловую и электроэнергию, в удобрения;
строительство и реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения поселка Соловецкий;
разработка комплексного проекта по организации процесса сбора мусора, его сортировки с последующей переработкой и брикетированием для дальнейшего вывоза с территории архипелага;
разработка проекта по организации инженерных систем для удаленных объектов культурного наследия Соловецкого архипелага. При этом необходимо учитывать особенности создания как внутренних, так и наружных инженерных сетей в условиях недостаточности или отсутствия технических условий на подключение к внешним инженерным сетям или источникам электроснабжения и теплоснабжения. Разработка автономных инженерных сетей производится с учетом ограничений, связанных с требованиями сохранения культурного и природного наследия;
разработка проекта по организации и поддержанию туалетов, расположенных на туристических маршрутах, в надлежащем эстетическом и санитарном состоянии.
Развитие сферы гостеприимства
Развитие сферы гостеприимства как важного аспекта сохранения и устойчивого развития культурного и природного наследия Соловецкого архипелага предусматривает следующие шаги:
1) разработка стратегии развития въездного туризма;
2) разработка программы осуществления ежеквартального мониторинга антропогенной и рекреационной нагрузки на Соловецкий архипелаг;
3) осуществление мониторинга положительных и отрицательных аспектов туризма;
4) развитие инфраструктуры для обслуживания группового и индивидуального туризма (проживание, питание, услуги гидов, торговое обслуживание и др.);
5) развитие современной гостиничной и сервисной инфраструктуры, включая возможность реновации существующих неиспользуемых зданий;
6) создание и реализация стандарта гостиничной инфраструктуры на территории объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг" для стимулирования повышения качества существующей сферы туризма;
7) создание системы информационного обеспечения паломнического и туристского потока, а также сопровождения и контроля паломнических и туристских групп, в том числе мониторинг объемов и характера посещений архипелага;
8) вовлечение местных жителей в сферу обслуживания посетителей;
9) разработка маркетингового плана по привлечению и регулированию потоков туристов, основывающегося на предварительном анализе туристского потенциала Соловецкого архипелага;
10) стимулирование развития местных промыслов;
11) развитие производства и продажи товаров (экологически чистых местных продуктов питания, сувениров, изделий народных промыслов) в рамках восстановления традиционных промыслов, ремесел, иных форм хозяйствования;
12) разработка сценария управления туристскими потоками, не нарушающего религиозную деятельность монастырской общины и паломников;
13) разработка проекта по организации туристской программы для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп граждан;
14) развитие местной кулинарной традиции как важного аспекта культурного туризма, включающее популяризацию и воссоздание рецептов по всем первоначальным технологиям приготовления, как в сфере гостеприимства, так и в сфере обслуживания местного населения;
15) разработка проекта единой системы навигации по Соловецкому архипелагу, включающей указатели, карты, информационные брошюры. Помимо эстетического аспекта данной продукции, предоставляемая информация должна быть достоверной и давать полное представление о расположении всех объектов духовного, культурного и природного наследия Соловков с кратким описанием каждого;
16) разработка проекта туристских маршрутов для группового и индивидуального туризма, рассчитанных на любого посетителя вне зависимости от его национальности, вероисповедания, физического состояния и возраста, исходя из того, что турист сам делает свободный выбор по нагрузке пути, как информационной, так и физической. При этом речь идет не только о контроле качества инфраструктуры, но и сохранности местных ландшафтов, их видовых точек, панорам и характерных особенностей среды.
Совершенствование экономической системы
Совершенствование экономической системы как важного аспекта сохранения и устойчивого развития культурного и природного наследия Соловецкого архипелага предусматривает следующие шаги:
1) разработка маркетинговой стратегии сохранения культурного наследия и устойчивого развития достопримечательного места в виде религиозно-исторического места "Соловецкий архипелаг" на основании перечня традиционных для архипелага видов экономической деятельности;
2) разработка как общих, так и целевых партнерств между всеми заинтересованными сторонами в сохранении культурного наследия и устойчивого развития достопримечательного места в виде религиозно-исторического места "Соловецкий архипелаг" по следующим направлениям:
паломническая деятельность;
научно-познавательный туризм;
научно-исследовательская и научно-образовательная деятельность;
редакционно-издательская;
традиционные промыслы и ремонтно-реставрационная деятельность.
Научная и образовательная деятельность
Направление научной и образовательной деятельности как важного аспекта сохранения и устойчивого развития культурного и природного наследия Соловецкого архипелага предусматривает следующие шаги:
1) создание и организация программы всесторонних научных исследований, информационной базы для разработки проектов и просветительской деятельности Соловецкого музея-заповедника, направленной, в том числе, на местных жителей;
2) регулярная публикация актуальных результатов научной деятельности по объекту культурного наследия "Соловецкий архипелаг" на открытых интернет-ресурсах, в книгах и журналах, издаваемых для просвещения населения и популяризации наследия;
3) создание и развитие на территории Соловецкого архипелага научно-исследовательского, образовательного информационного центра, обеспечивающего работу филиалов и представительств научно-исследовательских и образовательных учреждений, использующего традиционные и современные формы обучения, с применением современных технологий. Образовательный процесс может быть построен как постоянно действующая система обучения, рассчитанная на программы, содержащие определенный курс, так и обучение в форме семинаров, летних школ, конференций. Содержание научно-исследовательских и образовательных программ, с одной стороны, не должно противоречить укладу монастыря, а с другой стороны, учитывать особый статус Соловецкого архипелага как уникальной историко-культурной территории, "народного университета Севера", каким он был до революции.
Популяризация объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг"
Популяризация объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг" как важного аспекта сохранения устойчивого развития культурного и природного наследия предусматривает следующие шаги:
1) разработка единого бренда территории, направленного на популяризацию Соловецкого архипелага и раскрытие его туристского потенциала, основанного на характерных особенностях Соловков, выявленных в процессе историко-культурного анализа;
2) разработка программы по повышению интереса к отечественной истории и культуре среди местного населения;
3) популяризация ценностей Соловецкого архипелага среди местного населения, формирование местного культурного патриотизма как одной из главных предпосылок сохранения наследия Соловков;
4) реализация церковной, научно-популярной и сувенирной продукции в лавках при подворьях Соловецкого монастыря, а также организация информационной поддержки паломников;
5) создание общедоступного портала для размещения информации:
о выгодных сторонах и преимуществах сохранения и развития объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг" для региона и его населения, в том числе проживающего на Соловецких островах;
о возможностях и ограничениях развития туризма и предпринимательской деятельности;
6) создание и пополнение интерактивной карты объекта культурного наследия "Соловецкий архипелаг", предоставляющей наглядную информацию:
о духовном, природном и культурном наследии;
о характерных нематериальных особенностях территории;
о туристских маршрутах и сезонах.".
8. В приложении 5 к указанной Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия:
1) раздел "Энергетика" исключить;
2) по тексту раздела "Потребительский рынок" слова "министерство промышленности и торговли" заменить словами "министерство агропромышленного комплекса и торговли";
3) в графе 5 раздела "Природные ресурсы":
слова "агентство по рыбному хозяйству" заменить словами "министерство агропромышленного комплекса и торговли";
слова "управление государственной службы занятости населения" заменить словами "министерство труда, занятости и социального развития";
4) в графе 2 пункта 15 раздела "Экология" слова "2014 г." заменить словами "2015 г.".
9. Дополнить новым приложением N 6 следующего содержания:
"Приложение N 6
к Стратегии развития Соловецкого
архипелага как уникального объекта
духовного, историко-культурного
и природного наследия
План мероприятий (дорожная карта)
по согласованию в 2015 году с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО работ по строительству, реконструкции и реставрации объектов, расположенных на Соловецком архипелаге
1. Реализация плана мероприятий (дорожной карты) по согласованию в 2015 году с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО работ по строительству, реконструкции и реставрации объектов, расположенных на Соловецком архипелаге (далее - план мероприятий), призвана повысить эффективность работы по выполнению международных обязательств Российской Федерации в отношении объекта всемирного наследия "Историко-культурный комплекс Соловецких островов" и обеспечить своевременное выполнение адресных решений Комитета всемирного наследия и статьи 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
2. Целями плана мероприятий являются:
обеспечение выполнения требований ЮНЕСКО в отношении объекта всемирного наследия;
повышение эффективности взаимодействия заинтересованных сторон;
своевременное представление материалов в ЮНЕСКО.
3. План мероприятий:
Мероприятие |
Ожидаемый результат |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1. |
Подготовка процедуры оценки воздействия работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Соловецкого архипелага |
перечень мероприятий по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства, распложенных на территории Соловецкого архипелага, заключение Минкультуры России о целесообразности/ нецелесообразности осуществления оценки воздействия; пакет необходимых для проведения оценки воздействия документов |
90 дней |
Правительство Архангельской области, Минкультуры России, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
1.1. |
Формирование перечня мероприятий по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Соловецкого архипелага, в отношении которых необходимо формирование заключения Минкультуры России по необходимости проведения оценки воздействия на объект всемирного наследия |
|
30 дней |
Правительство Архангельской области |
||
1.2. |
Формирование заключения Минкультуры России по необходимости проведения оценки воздействия работ по строительству и/или реконструкции на конкретных объектах капитального строительства, расположенных на территории Соловецкого архипелага |
|
25 дней |
Минкультуры России |
||
1.3. |
Формирование пакета необходимых для проведения указанной оценки документов в соответствии с Руководством ИКОМОС* |
|
30 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
1.4. |
Проведение необходимых процедур по заключению государственного контракта на проведение оценки воздействия предполагаемого строительства и/или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Соловецкого архипелага, на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия "Историко-культурный комплекс Соловецких островов" в соответствии с законодательством Российской Федерации |
|
40 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
2. |
Проведение оценки воздействия предполагаемого строительства и/или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Соловецкого архипелага, на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия |
сформированный комплект документов для направления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО |
70 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
2.1. |
Подготовка отчета о воздействии на наследие в соответствии с Руководством ИКОМОС по осуществлению оценки воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия: сбор данных; сопоставление данных; выявление характерных признаков, отражающих выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия; |
отчет о воздействии проекта на объект всемирного наследия "Историко-культурный комплекс Соловецких островов" |
30 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
|
моделирование и оценка прямых и косвенных воздействий; составление проекта смягчения последствий - предотвращение, снижение, исправление или компенсация; подготовка проекта отчета; проведение консультаций с заинтересованными сторонами; обработка результатов оценки; выпуск окончательного отчета и иллюстративных материалов |
|
|
|
||
2.2. |
Подготовка пояснительной записки об административном статусе проекта, включающей: предварительные предложения или готовый проект с полным комплектом документов; даты отправки проекта для планировочного и других согласований и планируемая дата начала реализации проекта; перечень органов, ответственных за рассмотрение проекта (муниципальный, региональный или федеральный уровни); описание консультативных механизмов |
пояснительная записка об административном статусе проекта |
15 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
2.3. |
Подготовка сопроводительной документации в соответствии с перечнем документов, предоставляемых в Центр всемирного наследия в соответствии с параграфом 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, установленным Центром всемирного наследия |
сопроводительная документация: описание проекта; карта местности, демонстрирующая связь с объектом всемирного наследия; документы визуализации - планы, видовые точки, виды отдельных частей объекта и т.д.; исследования по данной теме; документ, рассматривающий альтернативные варианты и возможность не осуществлять новое строительство; соответствующие положения в системе управления объектом |
15 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
|
|
|
|
|||
2.4. |
Перевод документов на один из рабочих языков Центра всемирного наследия - английский/ французский |
документы на русском и английском/ французском языках |
10 дней (после выполнения пункта 3) |
Правительство Архангельской области заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
3. |
Рассмотрение документов, подготовленных в соответствии с пунктом 2 настоящего плана мероприятий, их согласование и направление в МИД России |
согласование документов и их направление в МИД России |
20 дней |
Минкультуры России |
||
4. |
Направление документов в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО |
направление документов в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО и получение подтверждения от Центра всемирного наследия ЮНЕСКО о поступлении документов на рассмотрение |
30 дней |
МИД России, Минкультуры России |
||
5. |
Приглашение консультативной миссии ЮНЕСКО** |
посещение объекта миссией экспертов, подготовка отчета по итогам миссии |
в среднем от 90 до 180 дней |
МИД России, Минкультуры России, Правительство Архангельской области, консультативные органы и структуры ЮНЕСКО |
||
5.1. |
Направление соответствующего запроса в ЮНЕСКО, согласование сроков, кандидатур экспертов |
согласование технических аспектов миссии |
90 дней |
МИД России |
||
5.2. |
Организация посещения объекта группой специалистов консультативных органов и структур ЮНЕСКО |
посещение объекта с проведением консультаций на месте с заинтересованными сторонами |
3-5 дней |
Правительство Архангельской области, заинтересованные государственные заказчики и инвесторы |
||
5.3. |
Подготовка отчета миссии и рекомендаций по ее итогам (осуществляется специалистами консультативных органов и структур ЮНЕСКО) |
отчет и рекомендации миссии |
60-70 дней |
консультативные органы и структуры ЮНЕСКО |
||
5.4. |
Перевод отчета миссии на русский язык |
русскоязычная версия отчета и рекомендаций миссии |
20 дней |
Минкультуры России |
_________
* Пакет документов для имеющихся проектов включает проектную документацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (разделы 1-4 в обязательном порядке, разделы 5-12 по запросу экспертов). Для проектов на стадии разработки документы представляются в соответствии с запросом экспертов.
** Миссия приглашается при наличии соответствующих рекомендаций консультативных органов и структур ЮНЕСКО.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Архангельской области от 21 июля 2015 г. N 190-рп "О внесении изменений в Стратегию развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления и опубликован на официальном сайте Правительства Архангельской области (http://www.dvinaland.ru) 21 августа 2015 г.