Постановление Правительства Архангельской области
от 10 ноября 2016 г. N 449-пп
"Об утверждении Концепции совершенствования социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на 2016-2020 годы"
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию совершенствования социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на 2016-2020 годы (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться Концепцией.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
Концепция
совершенствования социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на 2016-2020 годы
(утв. постановлением Правительства Архангельской области от 10 ноября 2016 г. N 449-пп)
I. Основные положения
Концепция совершенствования социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на 2016-2020 годы (далее - Концепция), разработанная в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом "а" статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 1 статьи 22 областного закона от 20 мая 2009 года N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области", определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Архангельской области, общественных объединений, организаций, предоставляющих социальные услуги и осуществляющих организацию социального обслуживания, профессиональную ориентацию и трудовую занятость, предоставление медицинской помощи, физкультурно-спортивную и культурно-досуговую деятельность с целью обеспечения возможностей самостоятельного проживания лиц с ментальными особенностями здоровья и их социальной адаптации в полноценную жизнь общества.
Правовой основой разработки Концепции являются:
Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция);
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
областной закон от 29 ноября 2005 года N 119-7-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области";
областной закон от 24 октября 2014 года N 190-11-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан";
постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 464-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013-2018 годы)";
постановление Правительства Архангельской области от 07 ноября 2014 года N 452-пп "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания".
Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
1) ментальные особенности здоровья - интеллектуальные нарушения и/или нарушения психического здоровья граждан;
2) ментальная инвалидность - наличие интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, вследствие которых гражданин сталкивается с социальными барьерами (правовыми и иными), которые мешают его полному и эффективному участию в жизнедеятельности общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров;
3) социальная поддержка - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на содействие максимальной независимости, самостоятельности, на обеспечение поддержки в принятии решений и организации жизнеустройства граждан с ментальной инвалидностью.
II. Обоснование необходимости принятия и реализации Концепции
Обеспечение гарантий реализации прав граждан с ментальными особенностями здоровья является актуальной правовой и социальной проблемой. Наличие ограничений по здоровью значительно сказывается на всех сферах жизни человека. Статистика не отражает действительного числа граждан с ментальной инвалидностью. Исследования проблем в сфере реализации прав указанных граждан показывают, что существующие правовые и организационные формы обеспечения гарантий реализации прав недостаточны, нуждаются в совершенствовании.
В Архангельской области проживает более 6 тысяч граждан, являющихся инвалидами по психическим заболеваниям. Важным для исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы) является обеспечение достойного уровня жизни совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья, создание условий для полноценного включения их в общество, формирование и развитие новых форм социальной поддержки этой наиболее незащищенной группы населения.
Центральной задачей исполнительных органов является необходимость создания гарантий соблюдения прав человека, уважения человеческого достоинства при осуществлении социального обслуживания граждан на территории Архангельской области, а также обеспечения социальной поддержки и интеграции в общество граждан с ментальными особенностями здоровья.
Необходимо определить стратегию развития социального обслуживания граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на основе норм и принципов Конвенции, с учетом необходимости развития индивидуализированных подходов к оказанию социальной поддержки в соответствии с потребностями граждан - получателей услуг и на основе их мнения, а также содействовать развитию инновационных форм оказания социальной поддержки гражданам с ментальными особенностями здоровья.
III. Состояние системы социального обслуживания в Архангельской области
В Архангельской области одной из форм социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья является социальное обслуживание. Социальное обслуживание совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья представлено системой государственных и негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому.
Социальные услуги оказываются:
в стационарной форме социального обслуживания совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья - 10 организациями социального обслуживания граждан, находящимися в ведении Архангельской области, общей коечной мощностью на 2245 мест;
в полустационарной форме социального обслуживания - 7 организациями социального обслуживания граждан, находящимися в ведении Архангельской области;
на дому - 21 комплексным центром социального обслуживания.
С 2015 года социальные услуги гражданам с ментальными особенностями здоровья предоставляются также негосударственными организациями социального обслуживания.
Учитывая возрастающие потребности общества в альтернативных формах социального обслуживания граждан, в Архангельской области развиваются такие стационарзамещающие технологии как профессиональная опека над одинокими или утратившими социальные связи недееспособными гражданами. В городе Архангельске в отделениях дневного пребывания обеспечивается уход за гражданами пожилого возраста с геронтопсихиатрическим синдромом ("ясли для пожилых людей"), работает школа ухода за тяжелобольными людьми, целью которой является обучение лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными гражданами пожилого возраста, практическим навыкам и приемам ухода, профилактике осложнений заболеваний, правилам пользования техническими средствами реабилитации. С 1 января 2016 года проводятся мероприятия по сопровождению совершеннолетних граждан, целью которых является профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.
В рамках создания возможности самостоятельного проживания людей с ментальными нарушениями в открытом обществе в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии" реализуется программа по постинтернатному сопровождению выпускников данного учреждения - "Сервисное жилье". Программа "Сервисное жилье" представляет собой своеобразную учебную модель для самостоятельного проживания, что позволяет молодым людям с ментальными нарушениями быть трудоспособными и приносить пользу обществу.
В настоящее время в Архангельской области опыт работы по программе "Сервисное жилье" с совершеннолетними гражданами, проживающими в домашних условиях и психоневрологических интернатах, отсутствует.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" государственные и негосударственные организации социального обслуживания должны быть включены в реестр поставщиков социальных услуг. Таким образом, получателю социальных услуг предоставляется право самостоятельного выбора поставщика социальных услуг из числа организаций, включенных в реестр. Однако фактически возможность выбора поставщика социальных услуг, предоставляющего услуги в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому, с учетом их приближенности к месту жительства получателя, существует только для жителей крупных муниципальных образований Архангельской области ("Город Архангельск", "Котлас", "Город Коряжма", "Северодвинск"), а также для жителей города Вельска муниципального образования "Вельский муниципальный район".
Наиболее распространенной формой жизнеустройства людей с ментальной инвалидностью в Архангельской области остается стационарное социальное обслуживание (в психоневрологических интернатах проживает более 2000 тысяч граждан с ментальными особенностями здоровья).
В марте 2014 года министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области и министерством здравоохранения Архангельской области заключено соглашение об информационном взаимодействии. В рамках соглашения подведомственные указанным министерствам медицинские организации и организации социального обслуживания - комплексные центры социального обслуживания обмениваются информацией в целях оказания помощи совершеннолетним дееспособным гражданам, имеющим психические расстройства, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в предоставлении социальных услуг.
В целях оказания содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, постановлением Правительства Архангельской области от 07 ноября 2014 года N 452-пп утвержден Регламент межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания (далее - Регламент). В соответствии с Регламентом определены участники межведомственного взаимодействия: министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, министерство здравоохранения Архангельской области, министерство образования и науки Архангельской области, агентство по спорту Архангельской области, министерство культуры Архангельской области, агентство записи актов гражданского состояния Архангельской области.
В соответствии с Регламентом межведомственное взаимодействие реализуется в форме обмена информацией, необходимой для организации социального сопровождения, и осуществления совместных действий (мероприятий) в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В настоящее время механизм межведомственного взаимодействия в части осуществления совместных действий (мероприятий) в рамках выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг не реализуется.
Услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в Архангельской области оказывают государственные казенные учреждения Архангельской области - центры занятости населения. Поиск работы осуществляется на основании имеющегося у гражданина профессионального образования и опыта работы с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. Трудоустройство инвалидов осуществляется по нескольким основным направлениям:
трудоустройство на обычные рабочие места (вакансии);
трудоустройство в рамках специальных программ содействия занятости;
трудоустройство на рабочие места в счет установленной квоты.
В 2015 году в государственные казенные учреждения Архангельской области - центры занятости населения обратилось 1599 инвалидов, из них нашли работу 432 человека. Трудоустроено в рамках программы временного трудоустройства 267 человек. Более 20 инвалидов были направлены на профессиональное обучение, 1001 человек получил консультации по профессиональной ориентации и психологической поддержке. В рамках реализации пункта 2.2 мероприятий подпрограммы N 1 "Активная политика занятости и социальная поддержка безработных граждан (2014-2020 годы)" государственной программы Архангельской области "Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда (2014-2020 годы)" трудоустроено 84 незанятых инвалида.
Отмечается достаточно низкий уровень конкурентноспособности инвалидов на рынке труда, это связано с низкой профессиональной подготовкой, отсутствием специализации, профессиональной практики, опыта работы. Кроме того, отсутствует комплекс мер для поддержки на рынке труда именно инвалидов вследствие психических расстройств.
Нерешенной остается проблема занятости инвалидов с тяжелыми ментальными нарушениями.
В соответствии с задачами работы с молодыми гражданами, имеющими ментальную инвалидность, в отделениях дневного пребывания организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Архангельской области, в том числе в психоневрологических интернатах, уделяется особое внимание сохранению и развитию трудовых навыков, работают творческие мастерские по швейному делу, вязанию, плетению, изготовлению поделок из природных и искусственных материалов, художественному оформлению, столярному производству. Количество таких отделений в Архангельской области недостаточно для удовлетворения потребностей в социально-трудовой реабилитации лиц с ментальными особенностями здоровья.
Изложенные обстоятельства требуют комплексного подхода к социальной поддержке в различных сферах жизнедеятельности и содействию в социальной адаптации в обществе совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья.
Концепция предлагает определить комплекс мер по социальной поддержке совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в решении медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных проблем, по внедрению мероприятий по социальному сопровождению, повышению профессиональной подготовки специалистов, занятых в сфере предоставления социальных услуг, социального сопровождения.
IV. Цель и основные задачи Концепции
Цель Концепции - определить с учетом состояния системы социального обслуживания основные направления развития социального обслуживания и иные формы оказания социальной поддержки гражданам с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на указанный период.
Приоритетными задачами деятельности исполнительных органов по достижению поставленной цели являются:
1) повышение уровня информированности о правах и возможностях совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья;
2) создание условий для расширения спектра предоставляемых социальных услуг по месту жительства совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья и удовлетворение потребности в социальном обслуживании;
3) повышение профессиональной компетенции специалистов в сфере предоставления социальных услуг, социального сопровождения;
4) содействие в предоставлении совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
5) улучшение межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия исполнительных органов, подведомственных им учреждений и других заинтересованных органов и организаций (органов местного самоуправления, общественных объединений и других) в сфере социального обслуживания, социального сопровождения;
6) расширение возможностей привлечения добровольцев (волонтеров) к предоставлению социальных услуг совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья, в том числе проживающим в психоневрологических интернатах Архангельской области, и социальному сопровождению;
7) изучение, обобщение успешного опыта организации социальной поддержки граждан с ментальными особенностями здоровья в других субъектах Российской Федерации, за рубежом и распространение его на территории Архангельской области;
8) разработка модели межведомственного взаимодействия при организации социальной поддержки лиц с ментальными особенностями здоровья в переходный период от несовершеннолетия к совершеннолетию;
9) расширение возможностей совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья для социальной интеграции в общество.
V. Основные направления в сфере совершенствования социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья
Основными направлениями деятельности исполнительных органов по социальной поддержке совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья являются:
1) обеспечение координации деятельности исполнительных органов и других заинтересованных органов и организаций (органов местного самоуправления, общественных объединений и других) для обеспечения единого подхода при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
2) создание правовой основы, обеспечивающей реализацию сопровождения и подготовку совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья к самостоятельной жизни в рамках программы "Сервисное жилье";
3) организация социального сопровождения и проведение мероприятий, направленных на обучение совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья, в том числе находящихся в психоневрологических интернатах, необходимым навыкам самостоятельного жизнеобеспечения в рамках реализации программы "Сервисное жилье";
4) содействие в профессиональной реабилитации совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья, обеспечение доступности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, адаптированного к потребностям данных граждан, работодателей, существующим на рынке труда вакансиям, развитие наставничества;
5) создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий в организациях сферы физической культуры и спорта и социального обслуживания;
6) обеспечение доступности мероприятий в сфере культуры, направленных на удовлетворение творческих потребностей совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья;
7) развитие сети организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья в полустационарной форме социального обслуживания (поддерживаемой занятости в различных "мастерских");
8) обеспечение индивидуального подхода при предоставлении социальных услуг, социальном сопровождении;
9) привлечение негосударственных, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, к предоставлению социальных услуг, развитию новых форм работы с семьей, форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья;
10) развитие технологий, альтернативных предоставлению социальных услуг совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья в стационарной форме социального обслуживания;
11) разработка и внедрение механизма привлечения добровольцев (волонтеров) к предоставлению социальных услуг совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья, в том числе проживающим в психоневрологических интернатах Архангельской области, и социального сопровождения;
12) обеспечение доступности к информации о социальном обслуживании, социальном сопровождении, возможностях трудовой занятости, культурно-досуговым и физкультурно-спортивным мероприятиям;
13) проведение информационных кампаний, направленных на преодоление стереотипов и дискриминационных проявлений в отношении совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья, пропаганду роли семьи в жизни граждан с ментальной инвалидностью;
14) привлечение потенциала социального окружения совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья (родителей и иных членов их семей) к оказанию их нуждающимся родственникам помощи в решении социальных проблем;
15) организация раннего выявления совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья, нуждающихся в социальных услугах, социальном сопровождении;
16) совершенствование существующей оценки (классификации) обстоятельств, которые ухудшают (ограничивают) условия жизнедеятельности совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья и сужают возможности указанных лиц самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности, в целях установления оптимального комплекса необходимых социальных услуг, мероприятий по социальному сопровождению, направленных на восстановление отсутствующих (утраченных) способностей (функций) организма;
17) проведение в психоневрологических интернатах социально-бытовых мероприятий, направленных на улучшение условий проживания и предоставления социальных услуг совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья;
18) проведение мероприятий, направленных на восстановление ограничений жизнедеятельности совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, формирование здорового образа жизни;
19) проведение социально-педагогических мероприятий, позволяющих обучить совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья, находящихся в психоневрологических интернатах, необходимым навыкам самостоятельного жизнеобеспечения;
20) организация мероприятий по профессиональному обучению, подготовке и переподготовке работников поставщиков социальных услуг;
21) совершенствование деятельности попечительских советов, создаваемых в психоневрологических интернатах, в целях их активного вовлечения в организацию предоставления социальных услуг;
22) создание ресурсных площадок по изучению, обобщению и распространению успешного опыта оказания социальной поддержки;
23) разработка и внедрение модельных технологий социального обслуживания;
24) принятие нормативных правовых актов Архангельской области, направленных на совершенствование системы социального обслуживания и иных форм социальной поддержки граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области.
VI. Механизм и основные меры реализации Концепции
Инструментами реализации Концепции в Архангельской области является Регламент и государственная программа Архангельской области "Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013-2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 464-пп.
Реализация Концепции осуществляется министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области совместно с заинтересованными исполнительными органами в пределах их компетенции, общественными объединениями на основе плана реализации Концепции, утверждаемого распоряжением министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области.
Реализация основных направлений Концепции, а также плана мероприятий Концепции не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
скоординированная деятельность исполнительных органов и других заинтересованных органов и организаций (органов местного самоуправления, общественных объединений и других), направленная на обеспечение своевременного и качественного предоставления социальных услуг и оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальному сопровождению), совершеннолетним гражданам с ментальными особенностями здоровья, проживающим на территории Архангельской области;
внедрение и распространение новых технологий социального обслуживания и социальной поддержки граждан с ментальными особенностями здоровья;
удовлетворение потребности совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в самореализации, профессиональной реабилитации, реализации прав на трудоустройство, независимом проживании;
формирование в обществе терпимого и уважительного отношения к гражданам с ментальными особенностями здоровья;
привлечение к предоставлению социальных услуг негосударственных организаций, волонтеров, ближайшего окружения совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья;
расширение возможностей совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья для социальной интеграции в общество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 10 ноября 2016 г. N 449-пп "Об утверждении Концепции совершенствования социальной поддержки совершеннолетних граждан с ментальными особенностями здоровья в Архангельской области на 2016-2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 ноября 2016 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 29 апреля 2022 г. N 279-пп настоящий документ признан утратившим силу с 5 мая 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 8 декабря 2020 г. N 834-пп
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 1 декабря 2020 г. N 801-пп
Изменения вступают в силу с 7 декабря 2020 г.