В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области":
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2018 год и на среднесрочную перспективу (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики архангельской области на 2018 год и на среднесрочную перспективу
(утв. распоряжением Правительства Архангельской области от 19 сентября 2017 г. N 380-рп)
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2018 год и на среднесрочную перспективу (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит нацеленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и программными документами.
Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.
В этих целях будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы региона, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Архангельской области, ограничение размера дефицита областного бюджета и снижение уровня государственного долга Архангельской области.
Для обеспечения достоверности бюджетных показателей в основу бюджетного планирования будет положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития Архангельской области.
Решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области с учетом принятых решений по оптимизации расходов областного бюджета, повышению эффективности налоговых льгот.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо продолжить реализацию ранее поставленных задач:
мобилизация дополнительных налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, в том числе за счет совершенствования регионального налогового законодательства, оптимизации существующей системы налоговых льгот, расширения базы налогообложения, улучшения качества администрирования доходов, легализации "теневой" заработной платы;
повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества в секторе государственного управления, в том числе за счет реализации отраслевых мероприятий реорганизации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов государственных услуг, продажи, сдачи в аренду, консервации неиспользуемого имущества, включения в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения государственного задания, а также отказа от содержания имущества, неиспользуемого для выполнения государственного задания;
повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет постепенного увеличения доли средств областного бюджета на социальную поддержку, предоставляемую по критериям адресности и нуждаемости ее получателей, а также исключения дублирующих льгот для лиц, имеющих возможность получать выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов;
достижение значений целевых показателей, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах"), касающихся изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения; ограничение роста непервоочередных расходов областного бюджета и их оптимизация, минимизация просроченной кредиторской задолженности областного бюджета и недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
недопущение увеличения численности государственных служащих (за исключением случаев, установленных требованиями федерального законодательства);
привлечение дополнительных источников финансирования приоритетных расходов областного бюджета, в том числе увеличение объема расходов за счет платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
совершенствование системы закупок для государственных нужд, в том числе путем обеспечения контроля обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик, а также проведения централизованных закупок;
создание благоприятного инвестиционного климата Архангельской области, в том числе за счет внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, снижения административных барьеров и сокращения сроков административных процедур, препятствующих развитию инвестиционной деятельности и предпринимательства, развития государственно-частного партнерства;
создание условий для поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе путем развития кластерных проектов и инициатив, выявления, развития и поддержки предпринимательских инициатив и инновационных проектов для реализации при поддержке региональных и федеральных институтов развития, стимулирования применения специальных налоговых режимов;
внедрение проектных принципов управления в деятельность исполнительных органов государственной власти Архангельской области, в том числе путем интеграции проектов в структуру государственных программ Архангельской области;
продолжение проведения взвешенной долговой политики, в том числе за счет оптимизации структуры и объема государственного долга Архангельской области и расходов на его обслуживание;
совершенствование межбюджетных отношений и содействие оптимизации расходов местных бюджетов;
повышение прозрачности и открытости государственных финансов, в том числе за счет размещения в открытом доступе актуальной информации, связанной с формированием и исполнением областного бюджета, регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Бюджета для граждан";
повышение эффективности процессов прогнозирования и исполнения областного бюджета путем совершенствования методологии разработки и реализации программ Архангельской области, повышения качества их разработки и реализации, совершенствования механизма контроля за их выполнением, повышения ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов, повышения качества финансового менеджмента на всех стадиях бюджетного процесса.
Необходимо обеспечить безусловное исполнение обязательств Архангельской области по соглашениям о предоставлении из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита областного бюджета, в том числе связанных:
с обеспечением роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области;
с обеспечением достижения показателей экономического развития Архангельской области;
с неустановлением расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
с реализацией программы оптимизации расходов областного бюджета; с устранением неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам);
с соблюдением установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Архангельской области;
с обеспечением поэтапного сокращения доли общего объема государственного долга Архангельской области, в том числе по кредитам, полученным от кредитных организаций, от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Приоритеты налоговой политики направлены:
на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета Архангельской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
на привлечение инвестиций в экономику Архангельской области за счет создания благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика должна быть нацелена на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета Архангельской области, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при одновременной активизации работы органов государственной власти Архангельской области (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по изысканию дополнительных источников доходов областного бюджета и местных бюджетов.
Достижению целей должны способствовать следующие основные направления:
осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления в бюджетную систему налогов и неналоговых платежей;
проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению иногородних субъектов предпринимательской деятельности, имеющих имущественные объекты и рабочие места на территории Архангельской области, а также субъектов предпринимательской деятельности, использующих теневые схемы оплаты труда и привлекающих рабочую силу без надлежащего оформления трудовых отношений;
продолжение практики работы межведомственных комиссий по обеспечению доходов областного и местных бюджетов;
проведение индивидуальной работы с должниками по платежам в бюджетную систему и взаимодействие с организациями по вопросу увеличения налогооблагаемой базы на территории Архангельской области;
взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с налоговыми органами и другими администраторами доходов в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
стимулирование инвестиционной деятельности через механизм стандартных налоговых льгот;
отмена неэффективных и неиспользуемых налоговых льгот;
сохранение на период 2018-2020 годов ограничений на принятие новых налоговых льгот по региональным налогам;
мониторинг экономических и бюджетных результатов налоговых преференций, предоставленных индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения;
отстаивание интересов Архангельской области при рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов и проектов других федеральных нормативных правовых актов по вопросам налоговой и бюджетной политики;
введение на территории Архангельской области налога на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе организаций в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
мониторинг результатов введения на территории Архангельской области налога на имущество физических лиц, продолжение работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов;
продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества казны области и казны муниципальных образований;
активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот или приватизации неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
повышение эффективности управления государственными финансовыми и материальными вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
Политика расходования бюджетных средств в Архангельской области в 2018 году и среднесрочной перспективе должна быть направлена на обеспечение решения приоритетных задач социально-экономического развития, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и программными документами.
Планирование и расходование бюджетных ассигнований должно осуществляться с учетом следующих принципов:
обеспечение достижения индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации, с учетом проведения предусмотренных в отраслевых "дорожных картах" мероприятий по оптимизации расходов и привлечению средств от приносящей доход деятельности;
обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации;
обеспечение исполнения социальных обязательств;
недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь, по заработной плате и социальным выплатам;
расширение доступа негосударственного сектора к предоставлению государственных услуг за счет бюджетных средств;
оптимизация инвестиционных расходов, в том числе за счет проведения мероприятий по сокращению объемов незавершенного строительства, финансирования объектов, соответствующих приоритетным задачам социально-экономического развития, завершения строительства объектов высокой степени готовности;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет максимального использования инструментов управления ликвидностью единого счета областного бюджета, привлечения кредитных ресурсов в виде возобновляемых кредитных линий, взаимодействия с кредитными организациями по вопросу снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами;
оптимизация расходов на государственное управление, в том числе за счет перевода работников органов власти в государственные учреждения, инвентаризации расходов на содержание органов власти и уточнение отражения расходов, непосредственно не связанных с их обеспечением;
использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в социальную сферу, энергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство;
повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения контроля за выполнением условий предоставления бюджетных средств и обеспечения ответственности за их нарушение;
продолжение сдерживания для населения роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций за счет возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов на услуги коммунального комплекса.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования на региональном уровне сохранит нецелевая финансовая поддержка из областного бюджета в виде дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий на софинансирование вопросов местного значения.
Дальнейшее развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, создание условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов и бюджетной консолидации, в том числе:
заключение с органами местного самоуправления соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусматривающих меры по стимулированию социально-экономического развития и оздоровление муниципальных финансов;
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области, реализации указов Президента Российской Федерации, осуществление контроля за недопущением образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
осуществление мониторинга и содействие деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, привлечению инвестиций, оптимизации расходов, укрупнению поселений, не имеющих экономического потенциала;
распространение "лучших практик" оптимизации расходов местных бюджетов;
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах Архангельской области;
установление общего порядка предоставления субсидий из областного бюджета, повышение требований к результативности использования целевых бюджетных средств и обеспечению условий софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов, ужесточение ответственности за невыполнение условий предоставления субсидий;
перечисление всех межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты;
реализация мер по повышению ответственности органов местного самоуправления за несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
создание дополнительных стимулов по выявлению и привлечению к налогообложению в населенных пунктах субъектов предпринимательской деятельности, недопущению увеличения численности работников органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
Продолжится работа по привлечению в Архангельскую область средств федерального бюджета. При этом привлечение федеральных средств должно происходить с учетом финансовых возможностей областного и местных бюджетов по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий в части достижения значений показателей результативности использования субсидий, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Бюджетные взаимоотношения с Ненецким автономным округом будут продолжены в рамках Договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного областным законом от 20 июня 2014 года N 138-9-ОЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2018 г. и на среднесрочную перспективу содержат основные цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики Архангельской области на предстоящий период в сфере формирования доходного потенциала, расходования бюджетных средств, межбюджетных отношений.
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит нацеленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития, установленных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. и программными документами. Будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы региона, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Архангельской области, ограничение размера дефицита областного бюджета и снижение уровня государственного долга Архангельской области.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Архангельской области от 19 сентября 2017 г. N 380-рп "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2018 год и на среднесрочную перспективу"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Архангельской области (http://www.dvinaland.ru) 22 сентября 2017 г.