Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к распоряжению начальника Департамента
финансов администрации города Перми
от 18 декабря 2013 г. N СЭД-06-01-03-р-93
Карта рисков электронного документооборота
1. Термины и определения
Термины и определения, используемые в документе:
Аккредитованный удостоверяющий центр (далее - УЦ) - это организация, прошедшая аккредитацию в соответствии с действующим законодательством, выпускающая сертификаты.
Владелец сертификата ключа проверки ЭП - физическое лицо, на имя которого УЦ выдан сертификат и которое владеет соответствующим ключом ЭП, позволяющим с помощью средств ЭП создавать свою ЭП в электронных документах (подписывать ЭП).
Информационный актив - оборудование, используемое для обработки, передачи или хранения информации или программные средства обработки информации организации.
Квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП (далее - сертификат) - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданный УЦ либо Федеральным органом исполнительной власти (уполномоченными в сфере использования ЭП) и подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа.
Ключ электронной подписи (далее - ключ) - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания ЭП.
Ключ проверки ЭП - уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом ЭП и предназначенная для проверки подлинности ЭП.
Организатор - Департамент финансов. Сторона, являющаяся участником ЮЗЭД (в лице Уполномоченных сотрудников) на базе Системы, которая также является организатором юридически значимого электронного документооборота на базе Системы. Функции, выполняемые Организатором: хранение на своем аппаратном обеспечении базы данных и конфигурации серверной части Системы; настройка Системы на серверных станциях.
Серверная часть Системы - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для хранения, обработки и передачи данных по телекоммуникационным каналам связи на рабочие машины сотрудников.
Клиентская часть Системы - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для хранения, обработки и передачи данных по телекоммуникационным каналам связи с рабочих машин сотрудников на сервер приложений Системы.
Система - система автоматизации финансового органа - автоматизированный центр контроля исполнения и планирования бюджета ("АЦК-Финансы", "АЦК-Планирование").
Средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) - аппаратно-программный комплекс, выполняющий функцию создания ЭП, а также обеспечивающий защиту информации по утвержденным стандартам и сертифицированный в соответствии с действующим законодательством.
Статус электронного документа - атрибут электронного документа, идентифицирующий его состояние по определенному признаку.
Сторона - юридическое лицо, участник ЮЗЭД (в лице Уполномоченных сотрудников), заключившее договор об обмене электронными документами между Участниками ЮЗЭД с Департаментом финансов администрации города Перми.
Уполномоченный сотрудник - сотрудник, наделенный полномочиями, по подписанию ЭП электронных документов в соответствии с утвержденным Регламентом.
Участник - юридическое лицо, принимающее участие в ЮЗЭД.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - ЭП) - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
ЭП имеет следующие характеристики:
1. Получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа;
2. Позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3. Позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4. Создается с использованием средств ЭП;
5. Ключ проверки ЭП указан в квалифицированном сертификате;
6. Для создания и проверки ЭП используются средства ЭП, получившие подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" (N 63-ФЗ)
Электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронной форме.
Юридически значимый электронный документооборот (далее - ЮЗЭД) - документооборот на базе Системы, в котором участники ЮЗЭД совершают действия по принятию к исполнению документов в электронной форме, удостоверенных ЭП, и при этом несут ответственность за совершение, либо не совершение этих действий.
2. Общие сведения
Настоящий документ предназначен для описания вероятности возникновения рисков и мероприятий по их снижению, а также описания возможной степени причиненного ущерба.
3. Классификация рисков
Для целей настоящего документа, рискам присваиваются следующие значения атрибутов:
1. Вероятность реализации риска;
2. Уровень подверженности информационного актива воздействию (существенность ущерба для Департамента финансов администрации города Перми).
Текстовые описания значений атрибутов приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Значения атрибута "Вероятность реализации риска"
Вероятность |
Описание |
Высокая |
Вероятна реализация риска один или несколько раз в течение года. |
Средняя |
Риск может быть реализован хотя бы один раз в течение двух - трёх лет. |
Низкая |
Реализация риска в течение трех лет маловероятна. |
Таблица 2. Значения атрибута "Уровень подверженности информационного актива воздействию"
Уровень подверженности воздействию |
Существенность ущерба (конфиденциальность/целостность информационного актива) |
5 |
Серьезные повреждения или полный выход информационного актива из строя (например, видимые снаружи и существенно влияющие на ход производственных процессов, существенно увеличивающие затраты). |
4 |
Серьезные повреждения, не приводящие к полному выходу информационного актива из строя (например, не видимые снаружи, но существенно влияющие на ход производственных процессов, увеличивающие затраты). |
3 |
Средние повреждения или ущерб (например, влияющие на внутренние регламенты, увеличивающие затраты). |
2 |
Незначительные повреждения или ущерб. |
1 |
Небольшие изменения информационного актива. |
Риски, связанные с ведением электронного документооборота в автоматизированной системе "АЦК-Финансы", классифицируются по типу организационные и технические.
А также по источнику возникновения: внешние и внутренние.
Классификация рисков по типу:
1. Организационные риски - риски необеспечения (ненадлежащего обеспечения) Системы методической документацией, а также возникновением конфликтных ситуаций, вызванных правовой неурегулированностью вопросов применения ЭП и отношений Участников.
2. Технические риски - риски необеспечения (ненадлежащего обеспечения) порядка осуществления ЮЗЭД вследствие неэффективности и/или неадекватности технологий, порядка и способов осуществления ЮЗЭД.
Классификация рисков по источнику возникновения:
1. Внешние риски - риски, не связанные непосредственно с деятельностью персонала Организатора.
2. Внутренние риски - риски, непосредственно зависящие от деятельности персонала Организатора.
4. Общие меры снижения организационных рисков
Общие меры снижения организационных рисков представлены в Таблице N 3.
Таблица 3. Организационные риски
N |
Тип риска (Внутренний/ внешний) |
Описание |
Вероятность реализации |
Существенность ущерба |
Меры по снижению |
1. |
Внутренний/Внешний |
Компрометация ключа ЭП путём хищения носителей/копирования данных |
Высокая |
4 |
Организация хранения материальных носителей, журналов выдачи, использование не копируемых материальных носителей |
2. |
Внутренний |
Нарушение сотрудником правил использования СКЗИ |
Высокая |
3 |
Ознакомление сотрудника под роспись в журнале ознакомления с пакетом документации по ЮЗЭД |
3. |
Внутренний |
Увольнение сотрудника, имевшего доступ к ключам ЭП |
Высокая |
3 |
Подача заявления в УЦ на отзыв сертификата ЭП |
4. |
Внутренний |
Отказ от выполнения должностных обязанностей со ссылкой на нормы 1-ФЗ по части защиты ключа подписи |
Средняя |
4 |
Провести обучение персонала, показав, что веб-клиент с подписью в терминале соответствует по защищенности локальному рабочему месту т.е. риска компрометации ключа нет. |
5. |
Внутренний |
Выгрузка в архивное хранение произведена не полностью с нарушением целостности информации о цепочках доверия или с нарушением целостности документарных томов. Утрата документов или их реквизитов в процессе выгрузки. |
Высокая |
4 |
Описать регламент выгрузки документов на архивное хранение. Приказ о вводе в действие регламента и регламент хранения документов в архиве |
6. |
Внутренний |
Низкая степень значимости (важности) сертификата ключа подписи как документа для должностных лиц (сотрудников). |
Высокая |
4 |
Выдавать бумажный оригинал сертификата, изготовленный на типографском бланке |
7. |
Внутренний/Внешний |
НСД к техническим средствам Системы (серверам, рабочим станциям пользов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.