Указ Губернатора Пермского края от 11 декабря 2015 г. N 170
"Об утверждении Правил юридико-технического оформления проектов правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края"
24 января 2018 г.
В целях совершенствования правотворческой деятельности органов государственной власти Пермского края и установления единых требований к юридико-техническому оформлению проектов правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Правила юридико-технического оформления проектов правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края.
2. Признать утратившими силу:
раздел 2 Порядка подготовки проектов актов губернатора Пермского края, утвержденного указом губернатора Пермского края от 26 сентября 2006 г. N 164;
приложения 1, 2 к Порядку подготовки проектов актов губернатора Пермского края, утвержденному указом губернатора Пермского края от 26 сентября 2006 г. N 164;
3. Правительству Пермского края в течение месяца со дня вступления в силу настоящего указа привести правовые акты Правительства Пермского края в соответствие с настоящим указом.
4. Исполнительным органам государственной власти Пермского края:
4.1. привести в соответствие с настоящими Правилами разработанные и находящиеся на согласовании проекты правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края;
4.2. руководствоваться настоящими Правилами при разработке правовых актов исполнительных органов государственной власти Пермского края.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края руководствоваться настоящими Правилами при разработке проектов муниципальных правовых актов.
Пункт 6 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
6. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя председателя Правительства - руководителя Аппарата Правительства Пермского края.
|
В.Ф. Басаргин |
Правила
юридико-технического оформления проектов правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края
(утв. указом губернатора Пермского края от 11 декабря 2015 г. N 170)
24 января 2018 г.
I. Требования к оформлению проектов правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края
1.1. Требования к оформлению предъявляются к проектам правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края (далее также правовые акты, губернатор, Правительство, председатель Правительства соответственно).
1.2. Проекты правовых актов оформляются на бланках установленного образца формата А4, утверждаемых правовым актом губернатора. В электронном виде бланки хранятся в интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края (ИСЭД ПК).
1.3. Текст правового акта набирается в текстовом редакторе Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman размером 14 через межстрочный интервал 18 пт.
1.4. Каждый напечатанный лист правового акта, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 25 мм - левое; 15 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее.
1.5. Содержательная часть правового акта отделяется от его наименования межстрочным интервалом 24 пт, печатается от левой границы текстового поля, выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Каждый абзац начинается с "красной строки" на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
1.6. Содержательная часть указа губернатора Пермского края и постановления Правительства Пермского края состоит из двух частей: констатирующей (преамбула) и постановляющей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий; мотивы издания; основания для издания; ссылки на акты, во исполнение, в развитие которых или в соответствии с которыми издается документ.
Преамбула указа губернатора завершается трафаретным словом и двоеточием "постановляю:", которые располагаются на отдельной строке с абзацного отступа и разделяют констатирующую и постановляющую части.
Преамбула постановления Правительства Пермского края завершается словами и двоеточием "Правительство Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:", которые располагаются на отдельной строке с абзацного отступа. Слово "ПОСТАНОВЛЯЕТ" печатается прописными буквами, ниже оформляется постановляющая часть.
Постановляющая часть указа губернатора Пермского края и постановления Правительства Пермского края, как правило, подразделяется на пункты. Каждый пункт формулируется в категоричной форме с указанием при необходимости кому, какие действия предписывается выполнить и в какие сроки. Предписываемые действия выражаются глаголом в неопределенной форме. Для конкретизации поручений текст может делиться на подпункты.
Содержательная часть распоряжения губернатора Пермского края, распоряжения Правительства Пермского края, распоряжения председателя Правительства Пермского края состоит из двух частей: мотивировочной и распорядительной. В распоряжениях трафаретное слово отсутствует. Преамбула распоряжения заканчивается двоеточием. Ниже, на следующей строке, оформляется распорядительная часть правового акта.
1.7. Постановляющая (распорядительная) часть текста правового акта должна содержать:
предписываемые действия (в повелительной форме) с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения;
в качестве исполнителей могут указываться:
Администрация губернатора Пермского края или ее структурные подразделения;
Аппарат Правительства Пермского края или его структурные подразделения;
исполнительные органы государственной власти Пермского края;
должностные лица (в срочных поручениях указываются должность, фамилия и инициалы исполнителя, в поручениях с неопределенным сроком, как правило, указывается только должность исполнителя);
полные наименования упоминаемых правовых актов с указанием их даты и номера;
указание о сроке вступления правового акта в силу (при необходимости);
положение о возложении контроля за исполнением правового акта (за исключением правовых актов о внесении изменений);
при подготовке распоряжений губернатора Пермского края, председателя Правительства Пермского края по кадровым вопросам - основание принятия со ссылкой на соответствующий документ (соответствующие документы).
1.8. Текст документа должен быть предельно кратким, суть документа должна быть изложена четко и исключать возможность двоякого толкования. Применяются только общепринятые или официально установленные сокращения, юридические штампы.
1.9. По окончании содержательной части правового акта размещается реквизит "подпись", который оформляется межстрочным интервалом 12 пт и отделяется от содержательной части интервальным отступом 36 пт.
В правовых актах губернатора Пермского края и распоряжениях председателя Правительства Пермского края подпись размещается без указания должности, за исключением случая подписания правового акта исполняющим обязанности губернатора Пермского края, председателя Правительства Пермского края соответственно.
В правовых актах Правительства Пермского края подпись размещается с указанием должности подписывающего лица.
1.10. К проекту правового акта прилагается пояснительная записка, которая оформляется на стандартных листах бумаги формата А4, печатается шрифтом размером 14 через межстрочный интервал 18 пт и имеет следующие реквизиты:
наименование вида документа - печатается прописными буквами ниже верхней границы текстового поля, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру;
заголовок отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами, печатается строчными буквами, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. В заголовке указывается точное наименование проекта правового акта;
текст отделяется от заголовка 3 межстрочными интервалами;
должность, инициалы, фамилия и подпись подписывающего лица отделяются от текста 3 межстрочными интервалами.
II. Структура проекта правового акта губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края
2.1. Наименование проекта правового акта.
2.1.1. Наименование проекта правового акта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования.
2.1.2. Наименование проекта правового акта размещается ниже реквизита "дата документа" от левого поля и на расстоянии 8 см от верхнего края листа, излагается в краткой форме, четко отражает содержание документа, формулируется в виде ответа на вопрос "о чем?" ("о ком?").
Подпункт 2.1.3 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
2.1.3. Перечислять в наименовании проекта правового акта все изменяемые им правовые акты либо утверждаемые им порядки, положения, правила и т.д. нет необходимости. Для того чтобы восприятие наименования было более коротким и удобным, в нем может быть определена соответствующая тематика.
Пример:
"О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты губернатора Пермской области, Пермского края и Правительства Пермского края по вопросам социальной поддержки"
или
"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
или
"О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом".
2.1.4. Конкретизация наименования проекта правового акта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в один правовой акт.
Пример:
"О внесении изменений в указ губернатора Пермской области от 27 июля 2005 г. N 117 "О предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета"
либо
"О внесении изменений в отдельные акты губернатора Пермской области".
2.2. Преамбула.
2.2.1. Преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта правового акта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной в документах распорядительного характера.
Преамбула:
содержит ссылки на правовые акты, в соответствии с которыми принимается нормативный акт, с указанием их реквизитов и наименования, без указания их редакций;
не содержит норм права;
не делится на пункты;
не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием данного правового акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования проекта правового акта;
не нумеруется.
2.2.2. Преамбула предваряет текст проекта правового акта, подразделяется на абзацы.
Структурные единицы проекта правового акта не могут иметь преамбулу.
2.3. Деление проекта правового акта на структурные единицы.
Употребляются следующие структурные единицы проектов правовых актов по нисходящей:
раздел;
подраздел;
пункт;
подпункт;
абзац.
2.4. Раздел как структурная единица проекта правового акта.
2.4.1. Раздел:
используется, как правило, в приложениях;
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются с прописной буквы по центру страницы. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера раздела.
2.4.2. В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование раздела оформляются следующим образом:
II. Основные требования к организации автомобильного транспорта и объектов автомобильного транспорта. Управление перевозочным процессом
2.4.3. Наименование раздела не должно содержать норм права.
2.4.4. В случае если в разделе только один абзац, он не разбивается на пункты и не нумеруется.
Пример:
II. Цель
Целью деятельности Агентства является осуществление функций по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом Пермского края в сфере государственного управления деятельностью государственных краевых учреждений социального обслуживания, правоприменительных функций в сфере предоставления социального обслуживания.
2.5. Подраздел как структурная единица проекта правового акта.
2.5.1. Подраздел:
используется, как правило, в приложениях;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Наименование подраздела печатается центрированным способом с прописной буквы в одну строку с обозначением номера подраздела полужирным шрифтом.
Пример:
1. Общие положения об обязательствах
2.5.2. В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляются следующим образом:
1. Основные требования к организации железнодорожного транспорта и объекта железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом
2.5.3. Наименование подраздела не должно содержать норм права.
2.5.4. Проект правового акта делится на подразделы только в случае деления его на разделы.
2.6. Пункт как структурная единица проекта правового акта.
2.6.1. Пункт нумеруется арабскими цифрами.
2.6.2. Часть пункта необходимо строить таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы.
Подпункт 2.6.3 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
2.6.3. Если пункт содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, и они пронумерованы арабскими цифрами, то их следует считать пунктами.
Пример:
2.1. Схема разрабатывается с учетом:
2.1.1. необходимости обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований Пермского края, в том числе с учетом
генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки (в том числе с учетом установленных градостроительных регламентов), документации по планировке территорий (в том числе с учетом возможности размещения нестационарных торговых объектов в границах образуемых и изменяемых земельных участков);
2.1.2. необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2.1.3. размещения существующих стационарных торговых объектов и планов по их развитию.
2.6.4. В пунктах, содержащих основные понятия или основные термины, используемые в правовом акте, осуществляется, как правило, деление на абзацы.
Пример:
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
...; (абзац второй пункта 2)
.... (абзац третий пункта 2)
2.6.5. Пункты в исключительных случаях могут подразделяться на подпункты, которые имеют буквенную нумерацию в виде строчной буквы русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
2.6.6. Примечания к пунктам.
2.6.6.1. Целесообразно избегать включения в проект правового акта примечаний к разделам, подразделам, пунктам или проекту правового акта в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Юридическая сила примечаний и пункта правового акта, к которому они относятся, одинакова.
2.6.6.2. Обозначение примечания оформляется после текста структурной единицы правового акта 12 шрифтом, межстрочным интервалом 12 пт без абзацного отступа. Текст примечания печатается в одну строку с обозначением реквизита примечания, даже если он разделен на пункты. Арабская цифра с точкой в примечании означает пункт.
Пример:
Примечание. |
1. Государственный регистрационный знак признается нестандартным и нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта. |
2. Переоформление разрешения осуществляется в случае изменения государственного регистрационного знака. |
2.6.7. Порядок оформления сносок к пунктам, абзацам, таблицам.
В случае необходимости дать пояснение к пункту, абзацу правового акта, дать определение понятию используются сноски, которые обозначаются звездочкой и оформляются внизу страницы, на которой стоит знак сноски.
В таблице ссылка на сноску может быть обозначена звездочкой или цифрой. Текст сноски может быть дан как на каждой странице, где есть ссылки на сноску, так и в конце таблицы.
После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
Пример:
3.2. Проекты правовых актов до их внесения в Правительство Пермского края в обязательном порядке согласовываются последовательно:
руководителем правового департамента Аппарата Правительства Пермского края, за исключением проектов распоряжений председателя Правительства Пермского края по кадровым вопросам*;
гражданской службы Пермского края, освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Пермского края.
2.7. Абзац как структурная единица проекта правового акта.
Наиболее приемлемым вариантом использования абзацев в тексте правового акта считается такой, когда пункт делится на абзацы.
2.8. Нумерация разделов, подразделов, пунктов должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация пунктов каждого раздела или отдельная нумерация подразделов каждого раздела.
_____________________________
* О назначении государственного гражданского служащего Пермского края на должность государственной гражданской службы Пермского края, освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Пермского края
III. Приложения к проектам правовых актов
3.1. Проекты правовых актов могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д. В нормативном акте о внесении изменений допускается размещать таблицы небольшого объема, в случае если они оформлены в книжном формате. Таблицы, оформленные в альбомном формате, выносятся в приложение.
Графы и строки таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Графы таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф грамматически должны быть согласованы с заголовками.
Если таблицу печатают более чем на одной странице, нумерацию граф таблицы повторяют на всех последующих страницах.
3.2. Сведения о наличии приложений оформляются разными способами. При наличии одного приложения, а также при утверждении или введении в действие какого-либо документа ссылка на него в тексте оформляется словами "прилагаемый", "прилагается", "согласно приложению", "в соответствии с приложением".
3.3. Если к проекту правового акта имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте проекта правового акта знак N также не указывается.
Пример:
согласно приложению 4 к настоящему постановлению.
3.4. Обозначение приложения оформляется 14 шрифтом через межстрочный интервал 12 пт в правом верхнем углу страницы после текста проекта правового акта, выравнивается по левому краю на расстоянии 10 см от левого поля для книжного варианта и 17,5 см - для альбомного.
Примеры:
|
Приложение к постановлению Правительства Пермского края от N |
или
|
Приложение 2 к указу губернатора Пермского края от N |
3.5. При наличии в тексте проекта акта формулировок "Утвердить прилагаемые" (положение, правила, инструкцию, перечень мероприятий и т.д.) обозначение приложения в правом верхнем углу оформляется словом "УТВЕРЖДЕНО" ("УТВЕРЖДЕНЫ", "УТВЕРЖДЕНА", "УТВЕРЖДЕН") со ссылкой на акт, его утверждающий.
Пример:
|
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Пермского края от N |
При этом слово "Утвержден" согласуется в роде и числе с наименованием утверждаемого документа (порядок - УТВЕРЖДЕН, положение - УТВЕРЖДЕНО, правила - УТВЕРЖДЕНЫ).
3.6. Наименование приложения печатается центрированным способом. Наименование вида документа-приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами и отделяется от наименования интервальным отступом 6 пт. Наименование документа-приложения и вида документа-приложения печатаются полужирным шрифтом межстрочным интервалом 12 пт.
Пример:
ПОЛОЖЕНИЕ
о режиме охраны особо охраняемых природных территорий
3.7. Страницы приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа. При наличии приложений к приложению к нормативному акту (например, приложение к Порядку, утвержденному указом губернатора Пермского края) нумерация страниц таких приложений продолжает нумерацию страниц приложения к нормативному акту.
Пункт 3.8 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
3.8. Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова. Название приложения должно соответствовать названию, приведенному в тексте правового акта без учета установленного сокращения в тексте правового акта.
IV. Порядок употребления ссылок
4.1. Ссылки на пункты данного правового акта и на другие правовые акты.
4.1.1. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
4.1.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты, а также принятые, но не вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты правовых актов недопустимы. В тексте проекта правового акта также недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
4.1.3. При необходимости сделать ссылку в проекте правового акта на другой правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата его подписания, номер, наименование правового акта.
Примеры:
регулируются Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"
или
в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2013 г. N 595-п "О Регламенте Правительства Пермского края".
Подпункт 4.1.4 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
4.1.4. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт, орган, объект, процедуру и т.д. при первом их упоминании может быть введено сокращение, отражающее суть (смысл) сокращаемых слов.
При введении сокращения в правовом акте по тексту проекта недопустимо использовать анонимы и двусмысленные термины, приводящие к юридико-лингвистической неопределенности.
Пример 1:
в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2013 г. N 595-п "О Регламенте Правительства Пермского края" (далее - постановление Правительства Пермского края "Об утверждении Регламента Правительства Пермского края")
или:
в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2013 г. N 595-п "О Регламенте Правительства Пермского края" (далее - постановление от 3 июня 2013 г. N 595-п)
или:
в соответствии с Регламентом Правительства Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2013 г. N 595-п (далее - Регламент Правительства).
Пример 2:
В соответствии с главой 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности)
Пример 3:
Получатель субсидии ежеквартально представляет:
отчет о расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятия (далее - Отчет о расходовании субсидии);
отчет о достижении показателей результативности использования субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятия (далее - Отчет о достижении показателей результативности)
Пример 4:
Информация о порядках исчисления, размерах, ставках, льготах, сроках и (или) условиях уплаты налогов, сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений (далее при совместном упоминании - платежи), являющихся источником дохода бюджета.
4.1.5. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
4.1.6. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации;
в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.1.7. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящую из нескольких частей, номер части статьи кодекса не указывается.
Примеры:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации;
в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации;
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.1.8. При необходимости дать ссылку не на весь правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от... N... "...".
4.1.9. Обозначения разделов, пунктов печатаются цифрами.
Пример:
пункт 1, раздел I.
4.1.10. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
абзац второй пункта 1;
в соответствии с абзацем первым пункта 1.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
4.1.11. Ссылку в тексте проекта правового акта на структурную единицу этого же проекта правового акта необходимо продолжить словами "настоящего указа", "настоящей главы", "настоящего пункта".
Пример:
в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.
4.2. Ссылки в правовых актах могут даваться на правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
V. Оформление проекта правового акта о внесении изменений в правовые акты
5.1. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений, позиций;
исключение структурных единиц не вступившего в силу правового акта;
новая редакция структурной единицы правового акта;
дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами правового акта;
приостановление действия правового акта или его структурных единиц;
продление действия правового акта или его структурных единиц.
5.2. Проект правового акта о внесении изменений делится на пункты, нумеруемые арабскими цифрами, или на абзацы, не имеющие обозначений.
5.3. Нумерация структурных единиц проекта правового акта.
5.3.1. Недопустимо изменять нумерацию разделов, подразделов, пунктов правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Запрещается пересчет нумерованных структурных единиц правового акта. Пересчет нумерованных структурных единиц правового акта - указание их количества с учетом внесения соответствующих изменений в текст правового акта.
При признании структурной единицы правового акта утратившей силу ее место в структуре правового акта сохраняется, не заменяется другими структурными единицами.
5.3.2. Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, подразделов, пунктов (например, последним был пункт 7 - дополнить пунктом 8).
5.3.3. Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами, включаемыми между уже имеющимися структурными единицами, то их необходимо обозначать цифрой в скобках (например, пункт 3(1)). При этом знак препинания, употребленный в конце предшествующей структурной единицы, сохраняется.
Пример:
Внести в Регламент Правительства Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 3 июня 2013 г. N 595-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 14 февраля 2014 г. N 85-п), следующее изменение:
дополнить пунктом 3.3.5(1) следующего содержания:
"3.3.5(1). Одобрить представленный проект закона Пермского края и внести его на рассмотрение в Законодательное Собрание Пермского края;".
5.3.4. При дополнении структурной единицы проекта правового акта сноской оформление изменения осуществляется следующим образом:
Внести в Регламент подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 24 июля 2006 г. N 2-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 24 августа 2006 г. N 27-п), следующие изменения:
1. в пункте 3.5:
1.1. абзац десятый изложить в следующей редакции:
"руководителем юридического отдела аналитического управления Аппарата Правительства Пермского края, за исключением проектов распоряжений председателя Правительства Пермского края по кадровым вопросам*;";
1.2. дополнить сноской следующего содержания:
"* О назначении государственного гражданского служащего Пермского края на должность государственной гражданской службы Пермского края, об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Пермского края.".
5.4. При внесении изменений в правовой акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, наименование, а также все имеющиеся редакции.
Пример:
Внести в распоряжение Правительства Пермского края от 17 декабря 2006 г. N 17-п "..." (в редакции постановления Правительства Пермского края от 16 июля 2007 г. N 35-п) следующие изменения:
5.5. Независимо от конкретного содержания проекта правового акта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте проекта правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу правового акта, новая редакция структурной единицы правового акта, дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение правового акта структурными единицами, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
О внесении изменения в постановление Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
или
О внесении изменений в указ губернатора Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
или
О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Пермского края в связи с изменением федерального законодательства |
|
5.6. В наименовании проекта правового акта слово "изменение" в соответствующем числе включает понятия "дополнение", "новая редакция", "замена слов, цифр или предложений", поскольку в конечном счете изменяется текст правового акта.
5.7. При внесении изменений в один или два (не более) пункта правового акта наименование проекта правового акта целесообразно конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений в пункты 5, 10 распоряжения губернатора Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
или
О внесении изменения в пункт 5 распоряжения Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
5.8. Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
5.9. При внесении изменений в правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки.
Пункт 5.10 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
5.10. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
Абзац второй пункта 3.1.1 раздела II после слов "....................." дополнить словами "..............................".
5.11. Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы правового акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в один пункт (в одно приложение) правового акта, когда необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот пункт (приложение) или его структурную единицу не вносятся.
Примеры:
В пункте 10 слова "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)"в соответствующих числе и падеже.
или
В пункте 10 слова "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.
5.12. Внесение изменений в приложение правового акта.
5.12.1. Если при внесении изменений в правовой акт меняется наименование утвержденного им положения (порядка, перечня и т.д.), то изменение данного наименования в обозначении приложений к данному положению осуществляется автоматически.
Пример:
1. Внести в указ губернатора Пермского края от 10 марта 2006 г. N 30 "О финансировании агропромышленного комплекса области" (в редакции указов губернатора Пермского края от 23 июня 2006 г. N 112, от 25 июля 2006 г. N 143) следующие изменения:
1.1. пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидий из областного бюджета, краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.".
Тогда в обозначении приложения к Порядку автоматически прописывается:
|
Приложение 4 к Порядку предоставления субсидий из областного бюджета, краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства |
5.12.2. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения является приложением к тексту изменяющего правового акта.
5.12.3. В случае если изменения вносятся только в приложение, то изменяющий правовой акт называется:
если приложение было утверждено:
О внесении изменений в (название приложения), утвержденный постановлением Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
если приложение не было утверждено:
О внесении изменений в приложение 4 к указу губернатора Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
Если наименование правового акта совпадает с наименованием приложения, утвержденного им, то в изменяющем правовом акте указывать наименование правового акта, в который вносятся изменения, не нужно.
Пример:
О внесении изменений в состав комиссии, утвержденный распоряжением губернатора Пермского края от _________________ N _____ "__________" |
|
5.12.4. В случае если изменения вносятся не только в приложение, но и в текст утверждающего его правового акта, то изменяющий правовой акт называется "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от ________ N __ "__________".
5.12.5. В случае внесения изменений в таблицу конструкция "в графе 5 строки 7 слово "_____" заменить словом "_____" используется только в случае внесения изменений в одну ячейку таблицы. Если же вносятся изменения в несколько ячеек таблицы, строки излагаются в новой редакции.
Пример:
в графе 2 строки 1.1 слова "Областное государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства Пермской области" заменить словами "Государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства Пермского края";
или
строку 1.1 изложить в следующей редакции:
1.1 |
Государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства Пермского края" |
12345 |
54321 |
5.13. Внесение изменений в несколько правовых актов оформляется самостоятельным правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами. При этом изменения в правовые акты должны вноситься в хронологическом порядке принятия этих актов.
Пример:
О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края |
|
1. Внести в пункт 5 постановления Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" следующие изменения:
1.1. ...;
1.2. ...
2. Внести в постановление Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" следующие изменения:
2.1. ...;
2.2. ...
5.14. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы должны быть изложены последовательно.
Пример:
Внести в распоряжение губернатора Пермского края от _________________ N _____ "__________" следующие изменения:
1. в пункте 1 слова "_____" заменить словами "_____";
2. пункт 2 дополнить словами "_____";
3. в пункте 3 слова "_____" исключить;
4. пункт 4 признать утратившим силу;
5. абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:
"5. _____________.";
6. в пункте 6 слова "_____" заменить словами "_____".
Такой правовой акт будет иметь следующее наименование: "О внесении изменений в отдельные акты __________ (либо наименование конкретного правового акта)".
5.15. Внесение нескольких изменений в различные абзацы пункта правового акта оформляется следующим образом:
Внести в постановление Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" следующие изменения:
в пункте 2:
в абзаце первом слова "_____" заменить словами "_____";
абзац третий дополнить словами "_____";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"_____".
Либо пункт излагается в новой редакции.
5.16. При дополнении пункта правового акта абзацами, которые необходимо расположить не в конце пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых абзацев.
Пример:
пункт 2 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"_____".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции правового акта (без оговорки в тексте проекта правового акта).
5.17. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126";
цифры "35" заменить цифрами "45".
5.18. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
5.19. В целях сохранения структуры правового акта:
5.19.1. при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац может быть дана новая редакция той структурной единицы правового акта, к которой относится абзац;
5.19.2. при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу;
5.19.3. новая редакция правового акта в целом, как правило, не допускается.
Правоприменитель принимает новый правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта в случаях, если:
необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу, в неотделимой части;
5.19.4. структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы правового акта;
Подпункт 5.19.5 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
5.19.5. изложение структурной единицы правового акта в новой редакции либо признание отдельной структурной единицы утратившей силу не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
Признавать утратившими силу все изменения и редакции структурной единицы правового акта необходимо только в случае признания утратившей силу структурной единицы постановляющей (распорядительной) части правового акта, содержащей ссылку на приложение.
Признавать утратившими силу все изменения и редакции правового акта необходимо только в случае принятия нового правового акта, регулирующего данный вид правоотношений;
5.19.6. при необходимости изложить одну структурную единицу правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. __________".
В данном случае наименование правового акта должно быть следующим:
О внесении изменения в пункт 16 постановления Правительства Пермского края от _________________ N ______ "О __________" |
|
Пункт 5.20 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
5.20. Способы оформления внесения изменений:
Пример 1:
Внести в пункт 4 Порядка представления отчетности государственными унитарными предприятиями Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 04 мая 2008 г. N 89-п, изменение, дополнив его абзацем следующего содержания:
"данные сличительных ведомостей результатов инвентаризации имущества (в том числе незавершенного производства), финансовых
обязательств в разрезе всех филиалов, представительств.".
Пример 2:
1. Внести в постановление Правительства Пермского края от 07 февраля 2017 г. N 39-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования "Город Березники" на реализацию иных мероприятий, связанных с последствиями техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий", г. Березники, Пермский край" (в редакции постановления Правительства Пермского края от 12 июля 2017 г. N 667-п) следующие изменения:
1.в наименовании слова ", связанных с последствиями" заменить словами "по ликвидации последствий";
2.в Порядке предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования "Город Березники" на реализацию иных мероприятий, связанных с последствиями техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий", г. Березники, Пермский край:
1.2.1. в наименовании слова ", связанных с последствиями" заменить словами "по ликвидации последствий";
1.2.2. в приложении 4:
1.в наименовании слова ", связанных с последствиями" заменить словами "по ликвидации последствий";
2.после слов "Глава г. Березники (руководитель уполномоченного органа г. Березники) либо" дополнить словом "первый".
Пример 3:
В паспорте Программы Правительства Пермского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 19 мая 2011 г. N 283-п:
1.в абзаце втором пункта 4.4.7.2 слова "в соответствии с управленческим бюджетом" исключить;
2.в абзаце первом раздела VI третье предложение исключить;
5.21. В случае если в правовой акт вносится большое количество изменений (оформление которых занимает более трех страниц), они оформляются следующим образом:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Пермского края от 9 февраля 2014 г. N 21-рп "Об утверждении поквартального распределения средств фонда регионального развития на 2014 год" (в редакции распоряжения Правительства Пермского края от 30 января 2015 г. N 2-рп).
Приложение будет оформлено следующим образом:
|
"Утверждены распоряжением Правительства Пермского края от N |
Изменения,
которые вносятся в распоряжение Правительства Пермского края от 9 февраля 2014 г. N 21-рп "Об утверждении поквартального распределения средств фонда регионального развития на 2014 год"
5.22. Использование позиций при внесении изменений в правовые акты.
5.22.1. При внесении изменений в правовые акты позициями считаются непронумерованные строки таблицы независимо от того, оформлены ли у этой таблицы видимые границы.
Примеры:
Итого |
01100793 |
4,981 |
14300461 |
456691 |
13843770 |
или
Сухих Валерий Александрович |
- |
председатель Законодательного Собрания Пермского края |
или
Министерство образования и науки Пермского края |
20 |
или
92 1200 |
Субпродукты |
92 1210-92 1234 |
Также позициями считаются несколько пронумерованных строк таблицы, если они содержат общую для данных строк объединенную ячейку.
Пример:
1.1 |
|
|
|
1.2 |
|
|
|
1.3 |
|
|
5.22.2. При внесении изменений в позиции используются следующие формулировки:
позицию:
"92 1200 |
Субпродукты (92 1210-92 1234)" |
исключить;
или
позиции:
"Министерство образования Пермского края |
20 |
Министерство транспорта и связи Пермского края |
15" |
изложить в следующей редакции:
"Министерство образования и науки Пермского края |
20 |
Министерство транспорта Пермского края |
15"; |
или
В разделе "Нытвенский район":
1.1. позицию:
Итого |
01100793 |
4,981 |
14300461 |
456691 |
13843770 |
изложить в следующей редакции:
Итого |
01100793 |
4,981 |
8654993 |
552801 |
8102192 |
или
позицию:
"Сухих Валерий Александрович |
- |
председатель Законодательного Собрания Пермского края" |
изложить в следующей редакции:
"Сухих Валерий Александрович |
- |
председатель Законодательного Собрания Пермского края, заместитель председателя комиссии". |
Пункт 5.22 дополнен подпунктом 5.22.3 с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
5.22.3. При внесении изменений в позицию, которую возможно
идентифицировать, используются следующие формулировки без приведения
в текущей редакции.
Пример:
"в позиции, касающейся целевых индикаторов и показателей реализации Программы:
абзац пятый после слова "количество" дополнить словами "новых и"; абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции: ";
".............
...............;";
абзац шестнадцатый исключить;";
или
"позицию, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники |
- |
объем финансирования составляет 825405 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе программы средства федерального бюджета - 779762,22 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15344,29 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 30298,49 млн. рублей"."; |
VI. Использование цифрового и словесно-цифрового способа изложения дат при оформлении проектов правовых актов
6.1. В тексте правового акта используется словесно-цифровой способ изложения дат (17 марта 2007 г.). При этом если день обозначается цифрами от 1 до 9, то "0" впереди ставится (например, 03 февраля 2015 г.).
6.2. Цифровой способ (17.03.2007) может использоваться в таблицах. При этом если день обозначается цифрами от 1 до 9, то "0" впереди ставится (03.02.2015).
VII. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу
7.1. Признание утратившими силу структурных единиц правового акта оформляется по-разному: либо отдельным правовым актом, либо пунктом правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование.
7.2. Если текст проекта правового акта содержит только перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, то его наименование оформляется следующим образом:
О признании утратившими силу отдельных актов губернатора Пермского края |
|
либо:
О признании утратившим силу распоряжения губернатора Пермского края от _________________ N ______ "__________" |
|
7.3. Проект правового акта, содержащий перечни правовых актов, признаваемых утратившими силу, имеет особую структуру. Такой проект правового акта делится на абзацы, не имеющие обозначений.
Пример:
2. Признать утратившими силу:
абзац второй пункта 1, пункт 2 указа губернатора Пермской области от 30 июня 2003 г. N 126 "О государственном регулировании цен (тарифов) на территории области";
указ губернатора Пермской области от 23 ноября 2004 г. N 177 "О Региональной энергетической комиссии Пермской области";
пункт 1 указа губернатора Пермского края от 02 февраля 2006 г. N 9 "О передаче функций по регулированию цен (тарифов) Региональной энергетической комиссии области";
указ губернатора Пермского края от 20 февраля 2006 г. N 20 "О внесении изменений в указ губернатора области от 23.11.2004 N 177 "О Региональной энергетической комиссии Пермской области".
7.4. Для приведения правовых актов в соответствие с вновь принятым федеральным законом, законом Пермского края, указом губернатора Пермского края, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении правовых актов в соответствие с вновь принимаемыми правовыми актами путем признания правовых актов (их структурных единиц) утратившими силу.
7.5. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным.
7.6. При включении каждого правового акта в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид правового акта, дата его принятия, регистрационный номер, наименование правового акта.
Пункт 7.7 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
7.7. Если в структурные единицы, признающиеся утратившими силу, ранее были внесены изменения, то в проект правового акта нужно ввести еще один пункт, абзац, признающий утратившими силу те правовые акты (или их структурные единицы), указанные в абзаце втором пункта 5.19.5 настоящих Правил, которыми эти изменения были внесены.
7.8. Если признается утратившим силу правовой акт, которым ранее признавался утратившим силу другой правовой акт, то этот другой правовой акт не становится действующим. Для того чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежним наименованием и содержанием.
7.9. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
7.9.1. правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными абзацами указываются как сам правовой акт, так и все правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения;
7.9.2. правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы правового акта, а также абзацы). При этом отдельными абзацами указываются как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
7.10. Примечания к пунктам (пункты примечаний), сноски также являются структурными единицами и поэтому должны при необходимости признаваться утратившими силу.
7.11. Признание утратившими силу правовых актов без признания утратившими силу в виде отдельных абзацев всех правовых актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения, не допускается.
7.12. При признании утратившим силу всего правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный правовой акт включается с его измененным наименованием. Правовой акт, изменивший наименование первого правового акта, включается в перечень в виде отдельного абзаца.
При признании утратившей силу неотделимой части правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, правовой акт включается с измененным наименованием.
7.13. При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных абзацев включаются:
данная структурная единица;
структурная единица правового акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
7.14. Правовые акты в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания от самых ранних до самых поздних). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
7.15. При необходимости установить в одном перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
7.16. Если в правовом акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не одну только эту структурную единицу.
7.17. Если в правовом акте имеются пункты, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких пунктов.
Данное правило не восстанавливает действие ранее утративших силу правовых актов (структурных единиц правовых актов).
7.18. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Продление срока действия правового акта временного характера возможно не позднее последнего дня срока его действия.
Если действие правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и продляющий его действие правовой акт.
Если в правовой акт временного характера до истечения срока его действия вносились какие-то изменения, то после истечения срока его действия необходимо признавать утратившими силу все правовые акты о внесении изменений в правовой акт временного характера. Это делается в целях упорядочения массива правовых актов посредством исключения из его состава фактически утративших силу правовых актов.
Если необходимо внести изменения в правовой акт временного характера, то в правовом акте, вносящем изменения, рекомендуется указывать, что правовой акт действует до истечения срока действия основного акта.
Пример:
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и действует до истечения срока действия постановления Правительства Пермского края от _________________ N ______ "__________".
7.19. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или абзац содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или этот абзац, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только отдельные пункты, абзацы приложения. Пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу, нельзя признавать утратившей силу ту структурную единицу проекта правового акта, которая утверждала приложение.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 Порядка предоставления денежных средств, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от _________________ N ______ "__________".
7.20. Термин "отменить" применяется в следующих случаях:
если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала;
если в соответствии с законодательством возникает необходимость отменить правовым актом губернатора Пермского края действие правовых актов Правительства Пермского края в случаях их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Уставу Пермского края, законам Пермского края, указам губернатора Пермского края;
если в соответствии с законодательством возникает необходимость отменить постановлением Правительства Пермского края действие нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Пермского края в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Пермского края, законам Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, законам Пермского края, указам губернатора Пермского края, постановлениям Правительства Пермского края.
7.21. Если правовой акт ошибочно был признан утратившим силу, то принимается новый правовой акт. В данном правовом акте указывается, что признанный утратившим силу правовой акт признается действующим и вносятся соответствующие изменения в правовой акт, признавший его утратившим силу.
7.22. При признании утратившими силу нескольких абзацев подряд каждый из них указывается индивидуально.
Пример:
Признать утратившими силу абзацы первый, второй, третий пункта 5 распоряжения председателя Правительства Пермского края от _________________ N ______ "__________".
7.23. В случае если структура проекта правового акта построена следующим образом:
"8.2. В сфере социальной защиты населения Министерство осуществляет следующие функции:
8.2.1. __________;
8.2.2. __________.",
признание утратившим силу пункта 8.2 повлечет одновременную утрату силы пунктов 8.2.1, 8.2.2.
7.24. Исключению подлежат только отдельные слова, цифры, предложения, находящиеся в составе структурных единиц правового акта, или позиции, тогда как структурные единицы правового акта, в том числе абзацы и строки, подлежат признанию утратившими силу.
Исключение не влечет за собой каких-либо последующих действий, а при признании утратившей силу структурной единицы правового акта в обязательном порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.
VIII. Оформление пунктов о вступлении в силу правовых актов
8.1. В пунктах о вступлении в силу проектов правовых актов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Пункт о вступлении в силу в обязательном порядке должен вводиться в проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина и предусматривать вступление в силу таких правовых актов не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования.
Пример:
Настоящий указ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
8.2. Правовые акты, не относящиеся к правовым актам, предусмотренным абзацем вторым пункта 8.1 настоящих Правил, вступают в силу со дня их подписания, если самими правовыми актами не определен иной порядок их вступления в силу.
Примеры:
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
или
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2016 г.
8.3. В проектах правовых актов, вступление в силу которых предусматривается со дня их подписания, пункт о вступлении в силу не вводится.
8.4. В случае если предполагается, что правовой акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, рекомендуется использовать конкретный день вступления в силу, а не такие формулировки, как "по истечении года", "по истечении шести месяцев" или "по истечении 365 дней".
8.5. Период между днем официального опубликования и днем вступления в силу правового акта не должен быть слишком длительным.
8.6. При определении срока вступления в силу следует избегать таких формулировок, как "по истечении месяца после дня его официального опубликования" или "через три месяца после дня его официального опубликования", в связи с которыми возникают вопросы о точном исчислении сроков вступления в силу (месяцы включают в себя разное количество дней).
8.7. Нежелательно определение срока вступления в силу правового акта или его структурных единиц в зависимости от вступления в силу других (еще не принятых) правовых актов. Нежелательно вступление в силу правового акта в зависимости от внесения соответствующих изменений в другой правовой акт.
8.8. Недопустимы случаи, когда срок вступления в силу отдельных структурных единиц одного правового акта предполагается определить в другом правовом акте.
8.9. В исключительных случаях действие правового акта может быть распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу, при условии соблюдения требований статьи 54 Конституции Российской Федерации.
IX. Оформление правовых актов о создании координационных и совещательных органов, рабочих групп
9.1. В случае если координационные и совещательные органы, рабочие группы (далее - комиссия) создаются впервые, вначале идет пункт о создании комиссии, затем пункт об утверждении состава комиссии.
Пример:
1. Создать эвакуационную комиссию Пермского края.
2. Утвердить прилагаемый состав эвакуационной комиссии Пермского края.
9.2. При утверждении состава комиссии члены комиссии располагаются следующим образом: председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии. Расположение фамилий внутри каждой группы членов комиссии осуществляется в алфавитном порядке.
9.3. В проектах правовых актов губернатора Пермского края при включении в состав комиссии лиц, не являющихся заместителями председателя Правительства Пермского края, руководителями исполнительных органов государственной власти Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, Аппарата Правительства Пермского края, государственных учреждений Пермского края, государственными гражданскими служащими Пермского края в Администрации губернатора Пермского края, Аппарате Правительства Пермского края, исполнительных органах государственной власти Пермского края, после изложения должности лица либо его статуса в комиссии в скобках пишется "(по согласованию)".
Пример:
|
УТВЕРЖДЕН распоряжением губернатора Пермского края от N |
СОСТАВ
комиссии по охране здоровья граждан Пермского края
Ковтун Ольга Петровна |
- |
заместитель председателя Правительства - министр здравоохранения Пермского края, председатель комиссии |
Марголина Татьяна Ивановна |
- |
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, заместитель председателя комиссии (по согласованию) |
Двоеглазов Александр Иванович |
- |
главный специалист отдела по правовой работе Министерства здравоохранения Пермского края, секретарь комиссии |
Члены комиссии: | ||
Чудинова Людмила Николаевна |
- |
первый заместитель министра здравоохранения Пермского края |
Шуляк Владимир Иванович |
- |
директор правового департамента Аппарата Правительства Пермского края |
В проектах правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края при включении в состав комиссии лиц, не являющихся заместителями председателя Правительства Пермского края, руководителями исполнительных органов государственной власти Пермского края, Аппарата Правительства Пермского края, государственных учреждений Пермского края, государственными гражданскими служащими Пермского края в Аппарате Правительства Пермского края, исполнительных органах государственной власти Пермского края, после изложения должности лица либо его статуса в комиссии в скобках пишется "(по согласованию)".
Пример:
|
УТВЕРЖДЕН распоряжением председателя Правительства Пермского края от N |
СОСТАВ
комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Пермском крае
Кокшаров Роман Александрович |
- |
заместитель председателя Правительства - министр территориального развития Пермского края, председатель комиссии |
Марголина Татьяна Ивановна |
- |
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, заместитель председателя комиссии (по согласованию) |
Тюлькин Василий Иванович |
- |
и.о. начальника отдела безопасности дорожного движения и разрешительных процедур Министерства транспорта Пермского края, секретарь комиссии |
Члены комиссии: | ||
Бурлакова Жанна Николаевна |
- |
заместитель директора, начальник отдела регионального законодательства правового департамента Администрации губернатора Пермского края (по согласованию) |
Санникова Наталья Викторовна |
- |
начальник Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края |
9.4. Внесение изменений в состав комиссии.
9.4.1. При включении/исключении в состав комиссии членов комиссии используются следующие формулировки:
1. Включить в состав комиссии Давыдова Семена Николаевича, директора департамента документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края.
2. Исключить из состава комиссии Давыдова Семена Николаевича, директора департамента документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края.
Если в состав комиссии необходимо включить нескольких лиц, то изменения оформляются следующим образом:
Включить в состав членов комиссии следующих лиц:
Давыдов Семен Николаевич |
- |
директор департамента документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края |
Сухих Валерий Александрович |
- |
председатель Законодательного Собрания Пермского края (по согласованию) |
9.4.2. Если необходимо внести изменения в имя, должность, статус лица, внесение изменений оформляется следующим образом:
позицию:
"Давыдов Семен Николаевич |
- |
начальник управления документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края" |
изложить в следующей редакции:
"Давыдов Семен Николаевич |
- |
директор департамента документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края" |
9.4.3. Если необходимо внести изменения в состав комиссии, члены которой располагаются не в алфавитном порядке, проект правового акта оформляется следующим образом:
Внести в состав комиссии __________, утвержденный распоряжением председателя Правительства Пермского края от _________________ N _____ "__________" (наименование пишется в случае несовпадения его с наименованием приложения), следующие изменения:
1. позицию:
"Масленников Андрей Анатольевич |
- |
консультант отдела специальной документальной связи Аппарата Правительства Пермского края" |
изложить в следующей редакции:
"Белых Екатерина Васильевна |
- |
ведущий специалист отдела специальной документальной связи Аппарата Правительства Пермского края"; |
2. после позиции:
"Белых Екатерина Васильевна |
- |
ведущий специалист отдела специальной документальной связи Аппарата Правительства Пермского края" |
дополнить позицией следующего содержания:
"Масленников Андрей Анатольевич |
- |
консультант отдела специальной документальной связи Аппарата Правительства Пермского края". |
X. Рекомендации при формировании проектов правовых актов
10.1. В случае необходимости дать поручения рекомендательного характера органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края используется формулировка:
"Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края...".
Данный оборот применяется также при необходимости дать рекомендации организациям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и другим органам власти (либо их руководителям).
Пункт 10.2 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
10.2. При формировании проекта правового акта по тексту проекта недопустимо использовать синонимы в отношении одних и тех же органов, объектов, процедур, неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.
XI. Переходные положения
11.1. Проекты правовых актов, разработанные после вступления в силу указа, утвердившего настоящие Правила, оформляются в соответствии с ними.
11.2. На правовые акты, которые были приняты до утверждения настоящих Правил, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Правил.
11.3. В отношении ранее принятых правовых актов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Правил, эти Правила будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения формы и содержания данных правовых актов (например, без учета разработанной настоящими Правилами структуры пунктов).
При ссылках на структурные единицы существующих правовых актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц правовых актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных правовых актах.
Пункт 11.4 изменен с 24 января 2018 г. - Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
11.4. При внесении изменений в конкретный правовой акт пересчет структурных единиц не производится, даже если такой пересчет допускался ранее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Пермского края от 11 декабря 2015 г. N 170 "Об утверждении Правил юридико-технического оформления проектов правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края"
Текст Указа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 декабря 2015 г., в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 14 декабря 2015 г. N 49 (382)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2024 г. N 28
Изменения вступают в силу с 21 марта 2024 г.
Указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2024 г. N 27
Изменения вступают в силу с 19 марта 2024 г.
Указ Губернатора Пермского края от 15 января 2019 г. N 5
Изменения вступают в силу с 15 января 2019 г.
Указ Губернатора Пермского края от 24 января 2018 г. N 3
Изменения вступают в силу с 24 января 2018 г.