Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Административному регламенту
по предоставлению государственной
услуги по подготовке лиц,
желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. Приказом Министерства социального развития Пермского края от 22 марта 2016 г. N СЭД-33-01-03-178)
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, формирование компетенций по воспитанию ребенка-сироты.
Задачи программы:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2. Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
3. Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.
4. Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Объем программы: 66,5 часа, в том числе аудиторных - 52 часа, индивидуальная работа и консультирование - 14,5 часа.
Режим занятий: 2-3 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия: 4-6 часов.
Форма проведения подготовки: очно-заочная.
Формы организации занятий:
основная форма - социально-психологический тренинг;
форма подведения итогов подготовки: собеседование.
Учебный план
программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Разделы N п/п |
Наименование разделов и темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
|
лекции |
семинары-тренинги |
индивидуальная работа/консультирование |
|
||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
5 |
1 |
|
4 |
|
1.1 |
Первичное консультирование |
1 |
|
|
1 |
Структурированное интервью |
1.2 |
Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (с согласия кандидатов в приемные родители) |
2 |
|
|
2 |
|
1.3 |
Содержание, цели, задачи подготовки и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
1 |
|
|
|
1.4 |
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомство с потенциальной приемной семьей |
1 |
|
|
1 |
|
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
2.1 |
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) |
1 |
1 |
|
|
|
2.2 |
Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы; имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
3 |
|
1 |
2 |
|
3 |
Этапы развития ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
|
3.1 |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) |
3 |
1 |
2 |
|
|
3.2 |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
6 |
2 |
3 |
1 |
|
4.1 |
Виды жестокого обращения, пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка |
1 |
1 |
|
|
|
4.2 |
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия |
1 |
1 |
|
|
|
4.3 |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение |
2 |
|
2 |
|
|
4.4 |
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение |
2 |
|
1 |
1 |
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 |
|
3 |
1 |
|
5.1 |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
5.2 |
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей; типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") |
1 |
|
1 |
|
|
5.3 |
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка |
2 |
|
1 |
1 |
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
5 |
|
3 |
2 |
|
6.1 |
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка |
1 |
|
1 |
|
|
6.2 |
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации |
2 |
|
2 |
|
|
6.3 |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный |
1 |
|
|
1 |
|
6.4 |
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье |
1 |
|
|
1 |
|
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
6 |
|
5 |
1 |
|
7.1 |
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними |
2 |
|
2 |
|
|
7.2 |
Наказания и поощрения. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка |
2 |
|
2 |
|
|
7.3 |
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм |
1 |
|
1 |
|
|
7.4 |
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты |
1 |
|
|
1 |
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
6 |
2 |
4 |
|
|
8.1 |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством) |
2 |
|
2 |
|
|
8.2 |
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах |
2 |
|
2 |
|
|
8.3 |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
2 |
2 |
|
|
|
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
|
3 |
1 |
|
9.1 |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения |
1 |
|
1 |
|
|
9.2 |
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности |
1 |
|
1 |
|
|
9.3 |
Способы защиты ребенка от сексуального насилия |
2 |
|
1 |
1 |
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
6 |
2 |
4 |
|
|
10.1 |
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка |
2 |
|
2 |
|
|
10.2 |
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации |
1 |
1 |
|
|
|
10.3 |
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи |
1 |
1 |
|
|
|
10.4 |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон |
2 |
|
2 |
|
|
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
8 |
5 |
3 |
|
|
11.1 |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства |
2 |
2 |
|
|
|
11.2 |
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства |
1 |
1 |
|
|
|
|
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка |
1 |
1 |
|
|
|
11.3 |
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем |
1 |
1 |
|
|
|
11.4 |
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка |
2 |
|
|
2 |
|
11.5 |
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства |
1 |
|
|
1 |
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
12.1 |
Родительские и профессиональные функции приемной семьи |
2 |
|
2 |
|
|
12.2 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом |
2 |
1 |
|
1 |
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
3 |
|
2 |
1 |
|
13.1 |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий |
1 |
|
1 |
|
|
13.2 |
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
1 |
|
1 |
|
|
13.3 |
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) |
1 |
|
|
1 |
|
|
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
собеседование |
|
Итого |
66,5 |
15 |
37 |
14,5 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.