Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 04.04.2017 N 83-ПК
Отчет
об исполнении краевой целевой программы "Газификация Пермского края на 2008 - 2010 годы"
Краевая целевая программа "Газификация Пермского края на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) утверждена Законом Пермского края от 16 июня 2008 г. N 251-ПК (далее - Закон о Программе). В Программу были внесены изменения и дополнения законами Пермского края от 14 ноября 2008 г. N 329-ПК, от 9 октября 2009 г. N 492-ПК.
Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения
Актуальность Программы, ее цели и задачи определялись наличием проблем, обусловленных состоянием газификации Пермского края, низким уровнем газификации природным газом населенных пунктов Пермского края.
Общий уровень газификации Пермского края на 1 января 2008 года составил:
Таблица 1
Показатели |
За 2007 г. |
Количество домов (квартир), всего, в т.ч.: |
1076934 |
в городах и поселках городского типа |
793137 |
в сельской местности |
283797 |
Количество газифицированных домов (квартир), всего, в т.ч.: |
924334 |
природным газом |
676806 |
сжиженным газом |
247528 |
Уровень газификации жилищного фонда природным газом, %, в т.ч.: |
62,85 |
в городах и поселках городского типа |
79,65 |
в сельской местности |
15,87 |
Уровень газификации жилищного фонда сжиженным газом, %, в т.ч.: |
22,98 |
в городах и поселках городского типа |
10,16 |
в сельской местности |
58,81 |
Состояние газификации Пермского края на данном этапе его развития не отвечает современным требованиям к уровню и качеству жизни населения, особенно это касается уровня газификации сельских населенных пунктов. Уровень газификации Пермского края природным газом по состоянию на 1 января 2008 г. составил 62,85%, в том числе в городах и поселках городского типа - 79,65%, в сельской местности - 15,87%. По общему уровню газификации в Приволжском федеральном округе Пермский край находится на 11-м месте из 14 субъектов Российской Федерации.
Для сравнения, средний уровень газификации природным газом по Российской Федерации составляет 55,4%, в том числе в городах и поселках городского типа - 62%, в сельской местности - 37,8%. Уровень газификации природным газом Приволжского федерального округа составляет 73,5%, в том числе в городах и поселках городского типа - 83,9%, в сельской местности - 52,6%.
Из 48 муниципальных районов и городских округов Пермского края только 13 имеют уровень газификации природным газом выше 50%. Не газифицированы природным газом 9 муниципальных районов Пермского края: Сивинский, Ильинский, Чердынский, Юрлинский, Кочевский, Косинский, Гайнский, Юсьвинский, Кудымкарский. Крайне низкий уровень газификации сетевым газом в Куединском, Большесосновском, Красновишерском, Уинском, Усольском и Частинском районах.
К основным проблемам, препятствующим эффективному развитию газификации сельских территорий, относятся высокая стоимость первоначальных капитальных затрат при строительстве объектов газоснабжения; низкая внутренняя норма доходности проектов газификации вследствие незначительных объемов потребления природного газа и большой удаленности негазифицированных потребителей от существующих систем газораспределения; низкая плотность населения края и большая удаленность населенных пунктов друг от друга.
Как следствие, сдерживается социально-экономическое развитие муниципальных образований Пермского края.
Значительная часть промышленных и муниципальных котельных используют в качестве топлива уголь, топочный мазут, жидкое топливо, что оказывает существенное влияние на загрязнение атмосферы, почвы и грунтовых вод.
Анализ финансовых затрат на теплоснабжение, исходя из ценового соотношения газ - уголь, позволяет сделать однозначный вывод о превосходстве газового топлива над твердым. Затраты на реконструкцию котельных с переводом на газовое топливо окупаются в течение 3-5 лет. Средняя экономия затрат на отопление газифицированного домовладения составляет 3,5-4 тыс. рублей в год. Кроме того, наличие газового топлива позволяет:
значительно улучшить качество жизни населения, особенно сельских жителей;
улучшить теплоснабжение жилых помещений при сохранении, а в ряде случаев и снижении затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
создать условия для более интенсивного развития экономики Пермского края за счет внедрения новой техники и технологий, в первую очередь в перерабатывающей промышленности.
Необходимость решения проблем газификации программным методом обусловлена следующими обстоятельствами:
1) комплексный и системный подход к решению финансовых, организационно-методических, технических, информационных вопросов позволит повысить эффективность газификации Пермского края;
2) эффективность организационных и технических мероприятий по газификации, предлагаемых к реализации, обеспечит значительный социальный и экономический эффект;
3) необходимо использование инструментов государственной региональной политики, в том числе направленных на стимулирование газосбережения;
4) эффективное решение проблем газификации невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования, поэтому привлечение средств внебюджетных источников является необходимым условием реализации Программы.
Существующие проблемы обусловливают актуальность проведения целенаправленной политики в сфере газификации, определяют необходимость комплексного программного подхода к их решению.
Необходимость привлечения бюджетных средств для развития газификации определяется ее социальной направленностью, признанием газификации одним из приоритетных направлений. В рамках реализации мероприятий Программы бюджетные средства будут направлены на:
софинансирование разработки ПСД и строительства объектов газоснабжения, создание условий для реконструкции объектов теплоснабжения и подготовки потребителей к приему природного газа, внедрение эффективных технологий использования природного газа, привлечение инвестиций в энергосберегающие проекты;
разработку технико-экономических обоснований (далее - ТЭО) инвестиционных проектов с целью привлечения средств внебюджетных источников для развития газификации территорий Пермского края;
оказание поддержки отдельным категориям граждан при выполнении ими работ по газификации домов (квартир), создание условий для развития сельскохозяйственных и промышленных предприятий Пермского края.
Газификация населенных пунктов Пермского края позволит получить высокий социальный и экономический эффект, в результате чего существенно улучшится качество жизни населения. Возрастет надежность теплоснабжения объектов социального, культурного и бытового назначения и жилищного фонда при значительном сокращении затрат на приобретение и использование других видов энергоносителей.
Замещение других видов топлива природным газом позволит снизить технологические затраты и издержки при производстве продукции, внедрении новых технологий и оборудования, окажет положительное влияние на себестоимость выпускаемых изделий и их качество, существенно повысить конкурентоспособность продукции региональных производителей, даст мощный толчок росту объемов производства и бюджетных поступлений.
Реализация мероприятий Программы предусматривала сочетание социальной направленности в развитии газификации с экономической целесообразностью и реальными возможностями Пермского края в обеспечении пропорций в развитии муниципальных образований.
Выполнение мероприятий Программы позволило:
увеличить уровень газификации Пермского края природным газом с 62,85% до 64,6%, в том числе в сельской местности с 15,87% до 19,59%;
улучшить социально-экономические и бытовые условия жизни населения, газифицировать природным газом не менее 18,8 тыс. домов (квартир);
повысить эффективность использования бюджетных средств на энергообеспечение объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
повысить конкурентоспособность отраслей экономики Пермского края.
Для оценки эффективности реализации Программы используются показатели, приведенные в таблице 2 "Показатели развития газификации Пермского края".
Таблица 2
Показатели |
Состояние на 01.01.2008 |
Прирост за 2008 - 2010 годы |
Прогноз на 2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Данные о жилищном фонде: |
|
|
|
Общее количество квартир, ед. |
1 140 992 |
9 511 |
1 150 503 |
Протяженность, км: |
|
|
|
газопроводов-отводов |
7 849 |
53,4 |
7 902,4 |
межпоселковых газопроводов |
1 278 |
523,6 |
1 801,6 |
распределительных газопроводов |
5 261 |
790,0 |
6 051,0 |
Муниципальные газовые котельные, шт. |
379 |
66 |
445 |
Газификация домовладений (квартир) природным газом, ед. |
676 806 |
24 110 |
700 919 |
Уровень газификации домовладений (квартир) природным газом, %, в т.ч.: |
62,85 |
- 1,93* |
60,92 |
в городах и пгт |
79,65 |
- 3,4* |
76,25 |
в сельской местности |
15,87 |
2,79 |
18,66 |
* Уровень газификации зависит от общего количества квартир (домовладений).
Оценка степени достижения целей и задач
Основной целью Программы являлось повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для социально-экономического развития Пермского края за счет газификации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
повышение уровня газификации природным газом до 64,6% в целом по Пермскому краю и до 19,59% в сельских населенных пунктах;
создание условий для развития экономики Пермского края, улучшения экологической безопасности, внедрения прогрессивных энергоресурсосберегающих технологий; развитие распределительных газовых сетей в целях увеличения объема потребления природного газа населением и загрузки газораспределительных станций (далее - ГРС);
создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий, совершенствование системы управления газовым хозяйством Пермского края, упорядочение вопросов собственности на существующие объекты системы газоснабжения;
содействие в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства; перевод систем энергопотребления населенных пунктов, промышленных технологических и энергетических установок на природный газ, в том числе с использованием технологии сжижения природного газа;
привлечение инвестиционных ресурсов потенциальных потребителей газа, в том числе населения, промышленных и иных организаций;
обеспечение координации действий и ресурсов федеральных, краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления, ОАО "Газпром", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", юридических и физических лиц;
осуществление информационного обеспечения, пропаганды передового российского и зарубежного опыта в сфере газификации и газосбережения.
В целях освещения информации о ходе реализации Программы регулярно осуществлялась деятельность по информационному сопровождению Программы путем прямого консультирования граждан. Также в период действия Программы актуальная информация об условиях участия в Программе размещалась на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Таким образом, цели, обозначенные в Программе, в ходе ее реализации были достигнуты.
Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом по исполнителям и участникам
Государственным заказчиком Программы являлось Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края.
Исполнители Программы: с 2008 по 2009 год - Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края; с 2009 по 2011 год - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство финансов Пермского края, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и предприятия нефтегазового комплекса Пермского края.
В ходе реализации Программы государственный заказчик Программы обеспечивал координацию деятельности исполнителей Программы, систематический мониторинг.
Взаимодействие с участниками Программы осуществлялось путем заключения соглашений и договоров. Размещение заказов по мероприятиям Программы проводилось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате реализации программных мероприятий по газификации населенных пунктов Пермского края в муниципальных образованиях Пермского края за период 2008 - 2010 годов были предусмотрены средства в расходной части бюджета Пермского края по рекомендованным Министерством финансов Российской Федерации кодам бюджетной классификации.
Сравнительный анализ финансовых затрат на реализацию Программы
За период 2008 - 2010 годов в расходной части бюджета Пермского края на обеспечение мероприятий по газификации населенных пунктов Пермского края было предусмотрено 5449265 тыс. рублей, показатели приведены в таблице 3 "Сведения об объемах и источниках финансирования Программы".
Таблица 3
Источники финансирования |
Всего до 2010 г. (тыс. руб.) |
В том числе по годам |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Краевой бюджет |
1 494 786 |
559 147 |
594 503 |
341136 |
в том числе средства регионального ФСР* |
638 423 |
236 654 |
401 770 |
0 |
Местные бюджеты |
1 110 397 |
181 934 |
409 425 |
519 038 |
Федеральный бюджет |
84 608 |
16 724 |
49 253 |
18 631 |
Внебюджетные источники** |
2 759 474 |
502 106 |
885 302 |
1 372 065 |
в том числе средства населения |
658 982 |
102 331 |
208 654 |
347 996 |
Итого |
5 449 265 |
1 259 911 |
1 938 484 |
2 250 870 |
* Средства из краевого бюджета в рамках регионального фонда софинансирования расходов выделяются при софинансировании строительства объектов из местных бюджетов.
** Основными внебюджетными источниками являются средства ОАО "Газпром", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" и населения.
Бюджетные обязательства на обеспечение мероприятий по газификации населенных пунктов Пермского края, утвержденные законами о бюджете, определены расходными обязательствами (постановлениями Правительства Пермского края о распределении субсидий на инвестиционные проекты (целевые программы) муниципальных районов, городских округов).
Таким образом, финансирование мероприятий по газификации населенных пунктов Пермского края из бюджета Пермского края осуществлялось в рамках реализации постановлений, принятых Правительством Пермского края.
Из бюджета Пермского края на строительство (реконструкцию) объектов газоснабжения за период 2008 - 2010 годов перечислено средств в общем объеме 1 411 323,5 тыс. рублей, в том числе:
за 2008 год в объеме 564 430,9 тыс. рублей;
за 2009 год в объеме 474 364,2 тыс. рублей;
за 2010 год в объеме 372 528,4 тыс. рублей.
Кроме средств федерального, краевого и местных бюджетов на осуществление мероприятий по газификации населенных пунктов привлекались внебюджетные средства (денежные средства граждан и (или) юридических лиц).
В целях освещения информации о ходе реализации Программы регулярно осуществлялась деятельность по опубликованию тематических статей в местных газетах и прямому консультированию граждан.
Таким образом, цели, обозначенные в Программе, в ходе ее реализации были достигнуты.
Оценка уровня достижения показателей эффективности
Достигнутые значения показателей эффективности оцениваются по отношению к запланированным на соответствующий год реализации Программы.
За период реализации Программы отмечается выполнение основных целевых показателей:
повышение уровня газификации природным газом (%);
увеличение количества домов (квартир), газифицированных природным газом;
увеличение количества газовых котельных, находящихся в муниципальной собственности;
улучшение экологической безопасности.
Значения показателей эффективности Программы
На момент окончания срока действия Программы удалось достичь значительных результатов.
Таким образом, проведенный анализ результатов работы позволяет сделать вывод, что показатели эффективности Программы достигнуты.
В Пермском крае сформированы устойчивые предпосылки для достижения дальнейших положительных результатов.
Сравнительный анализ финансовых и иных затрат на реализацию Программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей Программы на территории Пермского края
Фактическое исполнение Программы осуществлено в рамках утвержденных объемов финансирования (таблица 4).
Таблица 4
Источники финансирования |
Всего до 2010 г. (тыс. руб.) |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Краевой бюджет |
1 411 323,5 |
564 430,9 |
474 364,20 |
372 528,4 |
в том числе средства регионального ФСР* |
687 780,5 |
241 937,8 |
271 589,10 |
174 253,3 |
Местные бюджеты |
308 819,4 |
139 200,4 |
96 616,5 |
73 002,5 |
Федеральный бюджет |
52 710,90 |
10 423,8 |
14 833,7 |
27 453,4 |
Внебюджетные источники** |
47 786,90 |
24 656,9 |
4 496,70 |
18 633,3 |
Итого |
1 820 640,7 |
738 712,0 |
590 311,20 |
491 617,6 |
* Средства из краевого бюджета в рамках регионального фонда софинансирования расходов выделяются при софинансировании строительства объектов из местных бюджетов.
** Основными внебюджетными источниками являются средства ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" и населения.
Сводные финансовые затраты с расшифровкой по годам, соисполнителям и мероприятиям в рамках Программы приведены в приложениях 1, 2 к настоящему отчету.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.