Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 04.04.2017 N 85-ПК
Отчет
об исполнении краевой целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)"
Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" (далее - Программа) утверждена Законом Пермского края от 14.11.2008 N 332-ПК. В Программу были внесены изменения и дополнения законами Пермского края от 03.09.2009 N 489-ПК, от 28.06.2011 N 799-ПК, от 27.04.2012 N 30-ПК, от 23.12.2008 N 374-ПК (ред. 30.11.2009), от 17.12.2009 N 560-ПК, от 16.12.2010 N 726-ПК (ред. 31.05.2011). Программа направлена на развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае и определяет механизмы государственной поддержки развития туристской индустрии в Пермском крае.
1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения
Программа разработана в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19 апреля 2007 г. N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" на основе нормативных правовых актов, регламентирующих основные положения реализации государственной политики в сфере туристской деятельности, требования к применению программно-целевых методов решения поставленных задач, с учетом образования с 1 января 2005 года нового субъекта Российской Федерации - Пермского края.
Основополагающими документами при разработке Программы являлись:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Закон Пермского края от 9 марта 2006 г. N 2903-656 "О туризме и туристской деятельности";
Закон Пермской области от 5 февраля 2003 г. N 620-120 "Об областных целевых программах";
Указ губернатора Пермской области от 27 июня 2003 г. N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ";
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17 февраля 2005 г. N 2086 "О концепции развития туризма в Пермской области на 2005 - 2010 годы";
Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19 апреля 2007 г. N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)".
Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост доходов от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство.
Пермский край на момент принятия Программы обладал большим туристско-рекреационным потенциалом для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для разработки Программы, предусматривающей развитие значительного числа видов туризма в Пермском крае.
На момент разработки и принятия Программы ситуация, связанная с туристской отраслью, характеризовалась отсутствием нормативной правовой базы, регулирующей развитие отрасли туризма на территории Пермского края; отсутствием эффективных управленческих механизмов развития сферы туристских услуг на территории Пермского края; отсутствием конкурентоспособных предложений в сфере туризма на территории Пермского края; несоответствием инфраструктурной составляющей отрасли задачам развития туризма в крае; недостаточным количеством профессиональных специалистов в сфере туризма.
Практически не предлагались такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм; слабо был развит паломнический туризм и конно-спортивный туризм.
Поступления доходов в краевой бюджет от туристской деятельности крайне незначительны. В 2005 году обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс. рублей, или 0,24% от консолидированного бюджета края.
Недостаточный уровень развития туризма в Пермском крае обуславливался рядом специфичных для региона причин:
неизвестностью Прикамья за его пределами: Пермский край долгий период был закрыт для въезда;
образ Пермского края, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации исключительно как промышленный, индустриальный регион, неблагоприятный для туризма;
несовершенство нормативно-правовой базы по развитию туризма на территории Пермского края;
недостаточное информационное освещение внутриотраслевой деятельности: богатый событийный ряд слабо представлен, информация разрознена и малодоступна как для туристов, гостей края, так и для местных жителей; отсутствует туристская и справочная информация на вокзалах;
отсутствие механизмов использования и продвижения перспективных туристских направлений края;
отсутствие правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и аттестации деятельности экскурсоводов делает непрофессиональным подход к изучению и подаче экскурсионного продукта;
слабая развитость сувенирной торговли на местах, а в ряде местностей ее отсутствие. Не используются возможности продажи продукции местных производителей, отсутствует центр (объединение) производителей народных промыслов;
низкая транспортная доступность северных районов края.
Транспортировку туристских групп в некоторые северные районы можно осуществлять лишь воздушным (вертолетным) либо водным транспортом.
Учитывая вышеизложенное, Правительство Пермского края приняло концепцию целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)", которая представляет собой комплекс целей, задач и приоритетов органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, являющихся субъектами туристской деятельности, по реализации государственной политики в сфере туризма на территории Пермского края. Концепция разработана в соответствии с международным, федеральным, областным и краевым законодательством, отражающим проблемы и задачи по обеспечению прав граждан на отдых (туризм).
В итоге это позволит обеспечить динамичное развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае, привлечь внимание общественности к проблемам и особенностям развития туристской отрасли во вновь созданных субъектах Российской Федерации. Цели развития вновь создаваемых регионов посредством развития туризма должны основываться не на развитии конкуренции между предприятиями, а на объединении их общих усилий с целью формирования нового туристского региона как целостной конкурентоспособной единицы посредством объединения туристских ресурсов в единую систему.
Конечным результатом реализации Программы планировалось достижение доходов коллективных средств размещения к 2012 году - 4200,0 млн. рублей в год (лица, размещенные в коллективных средствах размещения); рост туристского потока к 2012 году - до 500 тыс. человек.
Программа в основном была ориентирована на информирование и продвижение туристических ресурсов Пермского края.
Реализация Программы дала толчок раскрытию туристско-рекреационного потенциала для зимнего и летнего отдыха на территории Пермского края, развитию новых форм, методов, технологий, направленных на совершенствование туристской отрасли в Пермском крае, развитию значительного числа видов туризма, таких как:
лечебный туризм;
оздоровительный туризм и рекреация (пригородная рекреация и отдых в природной среде, сельский туризм);
спортивный туризм (наибольшую популярность на территории Пермского края получили водные маршруты на гребных и надувных судах - сплавы, горнолыжный спорт и спелеотуризм);
познавательный туризм (экскурсии по историческим местам, а также посещение специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культовой архитектуры);
деловой туризм (бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм);
событийный туризм (посещение культурных, спортивных и прочих зрелищных мероприятий, проводимых в крае).
В результате реализации Программы:
создан правовой механизм регулирования развития туризма в крае;
обеспечено наличие и доступ к единой информационной базе данных по всем субъектам туриндустрии;
внедрена система мониторинга состояния отрасли, включая финансовые показатели;
созданы дополнительные объекты туристской инфраструктуры;
увеличено количество туристских маршрутов и комфортабельных средств размещения;
накоплен профессиональный кадровый потенциал.
Реализация запланированных мероприятий Программы позволила:
увеличить доходы коллективных средств размещения до 4200,0 млн. рублей к 2012 году;
создать торговые точки по продаже сувенирной продукции и изделий народных промыслов;
реконструировать объекты историко-культурного наследия и особо охраняемые природные территории, используемые в туристских целях;
к 2012 году достигнут рост туристского потока - до 600 тыс. человек в год.
Вышесказанное свидетельствует о возросшем интересе жителей Пермского края к культуре и истории края, конкурентоспособности Пермского края в сфере туризма и, как следствие, об увеличении объемов реализации продуктов питания, производимых сельскими товаропроизводителями и личными подсобными хозяйствами.
В результате реализации Программы осуществлены важные мероприятия по развитию внутреннего и въездного туризма:
определены туристские кластеры, туристические доминанты, описана их туристическая специализация;
проведен анализ современного состояния и плана развития туристской и транспортной инфраструктуры на территории Пермского края;
создана краевая информационная туристическая система Пермского края: открыт Информационно-туристический центр Пермского края, посещаемость которого в 2012 году составила в среднем более 100 человек в день; в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан официальный туристический портал www.visitperm.ru, работающий на трех языках; в 10 муниципальных образованиях Пермского края размещено 20 информационных терминалов; на федеральных трассах установлено 27 двуязычных указателей к основным туристским объектам Пермского края; ежеквартально издается журнал о туристических ресурсах Пермского края "Welcome to Perm", признанный лауреатом Всероссийского конкурса им. Ю.А. Сенкевича, проводимого Федеральным агентством по туризму;
туристические ресурсы Пермского края представлены на 24 туристических выставках; проведено 16 рекламно-информационных туров;
разработаны 7 новых туристских маршрутов: наибольшую известность получили маршруты "Зеленая линия" и "Великий чайный путь";
прошли обучение и получили сертификаты повышения квалификации государственного образца в сфере туризма 117 человек.
Системный подход в рамках Программы позволил достичь положительных результатов: к 2012 году доходы коллективных средств размещения выросли по сравнению с 2006 годом в два раза; индекс численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличился на 7%.
В 2009 году по заказу Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края Пермским общественным фондом культуры "Юрятин" под руководством Абашева В.В. специалистами разных областей знаний была выполнена научно-исследовательская работа по выявлению и обоснованию основных конкурентных туристских преимуществ нашего региона. В работе были определены основные топологические, природные, историко-культурные и социально-экономические предпосылки развития туризма и на их основе сформулированы главные конкурентные преимущества региона:
топологические (транспортно-географическое положение Пермского края внутри России, на Транссибирской магистрали, транзитных автодорогах, авиалиниях и на судоходной реке Каме; положение на границе между Европой и Азией (примеры: нулевой меридиан, экватор, Северный полярный круг 66° 33' северной широты; в Пермском крае: Европа - Азия, 60 параллель - граница планетарного севера);
природные (развитая гидрографическая сеть - в Пермском крае 30 тыс. рек, Уральские горы, занимающие 1/3 региона, распространение карста, снежный полюс Европы, что создает благоприятные условия для организации летнего и зимнего отдыха);
историко-культурные (в сфере археологического наследия: пермский звериный стиль (ломоватовская культура VII-IX вв.), сасанидское серебро (древнеиранские и византийские изделия VI-VII вв.), сейминско-турбинский транскультурный феномен; в сфере исторического наследия: Пермь Великая, уральская "горнозаводская цивилизация", соляные промыслы и др.).
Выявленные конкурентные преимущества стали основой для позиционирования Пермского края на внешнем и внутреннем туристических рынках.
Несмотря на некоторую положительную динамику развития туристической отрасли в регионе, Пермский край не занимает в России лидирующих позиций, уступая регионам-конкурентам. Вклад туризма в экономику края в 2010 году составил 1,1%, что больше общероссийского показателя, но меньше регионов-лидеров: Свердловской, Самарской областей, Республик Татарстан и Башкортостан, где валовой региональный продукт (далее - ВРП) гостиниц и ресторанов составил 1,2%.
Одной из причин отставания Пермского края в развитии туризма является недостаточное государственное финансирование в Пермском крае туристической отрасли. Финансирование краевой целевой программы 2008 - 2012 годов было осуществлено на 39% (50,92 млн. рублей) от планируемой суммы 129,54 млн. рублей. Наибольшему секвестированию подверглись важные мероприятия, связанные с развитием туристской инфраструктуры и созданием туристических продуктов на территории региона.
Анализ показал, что среди всех видов туристских поездок наиболее востребованными в Пермском крае в 2008 году были деловые, профессиональные поездки - 41,95% от общей численности туристов (или 185,57 тыс. человек), а также поездки, совершенные с целью лечения и профилактики, - 31,29% от общей численности (или 138,4 тыс. человек).
Согласно статистическим данным в 2012 году большая часть туристов посещали Пермский край с деловыми и профессиональными целями (42%); на втором месте по посещениям находятся туристы, цель посещения которых - отдых и рекреация (29%), на третьем месте - туристы, приезжающие в Пермский край с целью лечения и профилактики (24%).
К 2012 году выделились следующие основные группы туристских потоков в Пермском крае:
во-первых, это непосредственно жители города Перми и края, посещающие край с разными туристскими целями (активный туризм, отдых, оздоровление, событийный туризм);
во-вторых, приезжающие из соседних регионов (Свердловская, Кировская области, Республики Удмуртия, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ). Несомненным плюсом является транспортная доступность. Туристов из этих регионов, возможно, привлекут природные условия края (широкая речная сеть, наличие горнолыжных трасс, этнический и событийный туризм), а также поездки с деловыми целями. Предполагаемый объем туристского потока - 20-30 тысяч туристов в год;
в-третьих, туристский поток из центральных городов России (Москва, Санкт-Петербург). Туристы из этих городов посещают Пермский край преимущественно с профессионально-деловыми целями. Предполагаемый объем потока - 10-15 тысяч туристов в год.
Таблица 1 - Рейтинг видов туризма для Пермского края (на основе исследований Пермского государственного национального исследовательского университета) по состоянию на 2012 год
Туристические ресурсы региона |
Потенциал развития туристского направления в регионе |
Добавленная стоимость видов туризма |
1 |
2 |
3 |
1. Активный |
1. Деловой |
1. Деловой |
2. Деловой |
2. Культурный (событийный) |
2. Лечебно-оздоровительный |
3. Культурный (познавательный, событийный) |
3. Активный |
3. Круизный |
4. Круизный |
4. Культурный (познавательный) |
4. Активный |
5. Лечебно-оздоровительный |
5. Лечебно-оздоровительный |
5. Культурный (познавательный) |
6. Этнографический |
6. Круизный |
6. Культурный (событийный) |
Доля туристской отрасли в ВРП Пермского края в 2006 году вместе с доходами от смежных отраслей составила 1,988%. По данным Пермьстата, в 2006 г. туристский поток на территории Пермского края составил 427 тыс. человек, в 2008 г. - 507 тыс. человек, а в 2012 г. - более 600 тыс. человек.
Число туристских фирм, зарегистрированных в Пермском крае, составило в 2006 году 91. По данным Пермьстата, начиная с 2008 года количество турфирм, работающих на территории региона, начало неизменно возрастать. В 2012 году в регионе работало 356 туристических фирм, из них 10 туроператоров, 312 турагентов, 15 компаний, предлагающих туристские продукты.
Таблица 2 - Динамика количества туристских фирм, зарегистрированных на территории Пермского края
Годы |
2006 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Количество фирм |
91 |
97 |
157 |
276 |
321 |
356 |
Из всех функционирующих на территории Пермского края туристских организаций 19 входят в состав Российского союза туриндустрии. Почти все туристские фирмы (98,9%) имеют частную форму собственности, в основном это индивидуальные предприниматели.
Анализируя изменения состояния коллективных средств размещения (далее - КСР) в Пермском крае с 2004 по 2006 год, нужно отметить увеличение числа КСР и числа гостиничных номеров, что свидетельствует о росте туристского потока в Пермском крае.
По состоянию на 1 января 2009 года только семь гостиниц туристского класса в городе подтвердили свою "звездную" классификацию: Hilton Garden Inn Perm****, "Урал"****, "Жемчужина"****, ASTOR HOTEL***, New Star***, "Бизнес-отель "Полет"***, "Прикамье"***. Также в городе действуют порядка 20 мини-гостиниц.
Дополнительные услуги для туристов особенно развиты в тех гостиницах, которые имеют стабильный поток гостей либо корпоративных клиентов или расположены в историческом центре города. Средняя годовая загрузка гостиниц города составляет 52%. В то же время при проведении масштабных мероприятий ощущается нехватка гостиничных номеров, что свидетельствует о недостаточном количестве гостиниц туристического класса.
Выбор гостиниц деловыми туристами определяется:
предложениями принимающей стороны (69%);
бронью предприятия-партнера либо турфирмы;
предложением выставочных центров.
СМИ и информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" используются для поиска средств размещения недостаточно активно.
Таким образом, гостиничный фонд города представлен разнообразными категориями номеров, позволяющих принимать различные группы клиентов (иностранных туристов, бизнесменов, индивидуальных отдыхающих и туристские группы). Наиболее полно представлен спектр основных и дополнительных услуг для деловых туристов.
Таблица 3 - Доходы коллективных средств размещения, 2012 год
Регионы |
Доходы коллективных средств размещения, млн. руб. |
1. Республика Башкортостан |
6785,0 |
2. Свердловская область |
6636,9 |
3. Республика Татарстан |
6298,5 |
4. Алтайский край |
5418,4 |
5. Пермский край |
4852,5 |
6. Челябинская область |
4239,7 |
7. Самарская область |
4206,0 |
8. Кировская область |
1955,8 |
Таблица 4 - Количество коллективных средств размещения, 2012 год
Регионы |
Количество коллективных средств размещения, ед. |
1. Свердловская область |
496 |
2. Челябинская область |
385 |
3. Республика Башкортостан |
374 |
4. Алтайский край |
338 |
5. Республика Татарстан |
316 |
6. Самарская область |
282 |
7. Пермский край |
275 |
8. Кировская область |
112 |
Таблица 5 - Количество человек, размещенных в коллективных средствах размещения, 2012 год
Регионы |
Количество человек, размещенных в коллективных средствах размещения |
1. Республика Татарстан |
1430463 |
2. Свердловская область |
1315342 |
3. Республика Башкортостан |
876242 |
4. Самарская область |
825218 |
5. Челябинская область |
823876 |
6. Алтайский край |
620114 |
7. Пермский край |
589201 |
8. Кировская область |
250413 |
Таблица 6 - Число ночевок, 2012 год
Регионы |
Число ночевок, тыс. ед. |
1. Республика Башкортостан |
4955 |
2. Свердловская область |
4394 |
3. Республика Татарстан |
4388 |
4. Челябинская область |
4028 |
5. Самарская область |
3923 |
6. Алтайский край |
3146 |
7. Пермский край |
2880 |
8. Кировская область |
1471 |
Таблица 7 - Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения, 2012 год
Регионы |
Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения |
1. Республика Башкортостан |
12537 |
2. Свердловская область |
9728 |
3. Челябинская область |
9675 |
4. Республика Татарстан |
8561 |
5. Алтайский край |
8339 |
6. Самарская область |
8254 |
7. Пермский край |
6861 |
8. Кировская область |
3711 |
По мнению руководителей нижегородских туроператорских компаний по въездному и внутреннему туризму, Пермскому краю, г. Перми в частности, не хватает гостиниц 2-, 3-звездочных в историческом центре города, возможно, входящих в международные цепи, а также средств размещения туристских групп, располагающих услугами питания. К предприятиям общественного питания относятся рестораны, кафе, бары, закусочные и т.д. Количество данных заведений, а также качество услуг оказывают влияние на туристскую привлекательность того или иного региона.
Анализируя изменения состояния КСР в Пермском крае с 2008 по 2012 год, нужно отметить увеличение числа КСР со 165 в 2006 году до 275 в 2012 году.
2. Оценка степени достижения целей и задач Программы
Целью Программы являлось создание благоприятных условий для полноценного развития туризма как познавательного и оздоровительного вида деятельности и как эффективной отрасли экономики в Пермском крае.
Благодаря реализации Программы удалось достичь увеличения численности граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посещающих Пермский край в рамках вновь созданных туристических продуктов. Только в 2012 году отмечено увеличение количества туристических продуктов, представленных туристскими маршрутами, на 53 единицы.
Основой формирования новых туристских продуктов явился потенциал отрасли культуры - многочисленные культурные и зрелищные мероприятия, проводимые в крае.
Пермский край знаменит своими культурными традициями, театрами и музеями. В крае работает 10 профессиональных театральных коллективов, 18 музеев (в том числе уникальные своими коллекциями Пермский краеведческий музей и Пермская государственная художественная галерея), в городе Перми объектом туристского внимания являются также цирк, Пермская государственная филармония, единственный на Урале планетарий.
Особый интерес, в том числе иностранных гостей края, вызывали мероприятия, проводимые в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермском Театре-Театре, театре юного зрителя, театре "Балет Евгения Панфилова", театре "У Моста", театре кукол, архитектурно-этнографическом музее-заповеднике "Хохловка" (занимающем площадь 42 гектара, знаменитом уникальными деревянными постройками 17-19 веков), музее соли (экспозиция которого воссоздает технологическую цепочку по производству соли, существовавшую с XV века), музее Ермака, Мемориальном комплексе политических репрессий в д. Кучино, на Белой горе и, безусловно, в Кунгурской ледяной пещере - одной из самых популярных туристских достопримечательностей Урала, являющейся памятником природы всероссийского значения.
Безусловной основой развития событийного туризма, увеличения туристического потока Пермского края на основе культурно-событийных ресурсов региона явился проводимый с 2010 года мультижанровый фестиваль "Белые ночи в Перми", ставший одним из символов так называемой пермской культурной революции. Фестиваль стал общеизвестным благодаря в том числе появлению на улицах города Перми объектов современного искусства.
Основой развития событийного туризма явились также такие мероприятия в сфере культуры, как:
Международный фестиваль "Русское зарубежье";
Международный фестиваль уличных театров;
Конкурс артистов балета России "Арабеск";
Фестиваль "Живая Пермь";
мероприятия межрегионального проекта "Культурный Альянс";
Всероссийский фестиваль "Владимир Спиваков приглашает";
Книжный фестиваль;
Фестиваль "Движение";
Концерты оркестра MusicAeterna;
Международный фестиваль "Джаз-лихорадка";
Певческий фестиваль "Поющее поле Прикамья";
Фестиваль KAMWA;
Фестиваль ROCK LINE.
В рамках событийного туризма развитие получил познавательный туризм, популяризирующий географические особенности Пермского края, исторические вехи, неразрывно связанные с событиями, происходившими на территории Пермского края, самобытные традиции коми-пермяцкого народа.
Развитие познавательного туризма явилось стимулом развития для транспортного (в том числе судоходного) и гостиничного бизнеса.
В рамках реализации Программы решались следующие задачи:
создание благоприятных и стимулирующих условий для развития туристской индустрии и туристской инфраструктуры;
кадровое обеспечение туристской индустрии Пермского края;
научно-исследовательское обеспечение туризма и туристской индустрии;
содействие в привлечении инвестиций в туристскую отрасль Пермского края и развитии предпринимательства в сфере туризма;
формирование системы информационно-рекламного обеспечения туристской отрасли;
создание эффективной системы координации туристской сферы и управления туристской отраслью экономики.
Решение основных задач Программы обеспечивалось за счет совершенствования регионального законодательства в сфере туризма, развития информационных систем, проведения научных исследований, а также мероприятий по формированию у населения Пермского края устойчивого интереса к историческим и культурным особенностям Пермского края; стимулирования внедрения туристских бизнес-проектов; повышения эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и развития инфраструктуры, обеспечивающей потребности сферы туризма; развития системы целевой подготовки и переподготовки кадров с учетом текущей и перспективной потребности туристской деятельности; вовлечения бизнеса в строительство и эксплуатацию туристских объектов; разработки и реализации региональных и муниципальных нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития отрасли туризма, обеспечение населения общедоступными туристскими услугами.
Результаты реализации Программы с 2008 по 2012 год отражены в приложениях 1, 2, 3, 4 к настоящему отчету.
Исходя из совокупности показателей в целом цели и задачи Программы, определенные на период 2008 - 2012 годов, достигнуты.
Однако при наличии значительного культурного, исторического и природного потенциала, способного стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма, по состоянию на 2012 год в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни в Пермском крае туристский потенциал не используется в полной мере. Этот важный сектор экономики, являющийся одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, в регионе не получил существенного влияния на развитие края как по качественным, так и по количественным характеристикам. Как следствие, Пермский край занимает незначительное место на российском и мировом туристских рынках.
3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам Программы
Государственным заказчиком и руководителем Программы являлось Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Основными разработчиками Программы выступили Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, ООО "Агентство "Медиаинформ".
Исполнителями Программы стали Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края; Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края; Краевое государственное автономное учреждение "Центр реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики".
В реализации Программы приняли участие исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, образовательные и научные учреждения, учреждения Пермского края, государственные и негосударственные организации.
Исполнителями Программы при участии заинтересованных лиц реализованы следующие мероприятия, направленные на поддержку въездного и внутреннего туризма в Пермском крае:
1) по направлению "Содействие развитию туристской инфраструктуры на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры":
разработка плана развития туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини-гостиниц, автосервисов, туалетов, ограждений) и плана развития транспортной инфраструктуры к основным туристским объектам на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры (в части автомобильного и речного транспорта);
развитие туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (строительство стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини-гостиниц, автосервисов, туалетов, ограждений);
оказание содействия в строительстве в Пермском крае конгрессно-деловых центров с инфраструктурой.
Цель мероприятий - привлечение инвестиций на создание объектов туристской инфраструктуры, улучшение качества туристских услуг (транспорт, размещение, питание, впечатления).
Исполнитель - Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края.
Участники - Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, органы местного самоуправления;
2) по направлению "Содействие созданию турпродуктов, основанных на событийных, деловых и спортивных мероприятиях, проводимых в Пермском крае":
формирование (создание) и продвижение современного туристского продукта, сопровождающего проведение значимых событийных, деловых и спортивных мероприятий и (или) связанного со значимыми, наиболее привлекательными туристскими объектами Пермского края, имеет значение для развития туристской отрасли, особенно на первом этапе реализации Программы. Перечень традиционных и вновь возникающих мероприятий на текущий год формируется координационным советом.
Основными целями поддержки событийных, деловых и спортивных мероприятий и создания новых туристских продуктов являются:
увеличение туристского потока в Пермский край;
формирование имиджа Пермского края как места, привлекательного для делового и событийного туризма.
Реализация мероприятий Программы предусматривает:
анализ целевой аудитории туристского продукта и каналов его сбыта;
разработку туристского продукта на основе события или объекта (в том числе разработку программы тура, формирование ценовой политики и т.п.);
разработку программы продвижения туристского продукта (в том числе участие в специализированных конгрессных мероприятиях, конференциях, выставках и т.п.);
разработку и изготовление презентационной и сувенирной продукции;
сбытовые мероприятия;
мониторинг экономических результатов реализации туристского продукта, мониторинг упоминаний в СМИ (как показателя, позволяющего оценить вклад конкретной туристской услуги в повышение общего имиджа Пермского края);
3) по направлению "Содействие созданию новых туристских маршрутов в Пермском крае":
данный блок предусматривает создание новых туристских маршрутов в Пермском крае;
4) по направлению "Охрана окружающей среды на основных туристских маршрутах Пермского края":
определение для ряда объектов экологического пропускного потенциала: уровня посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий либо в результате действий самих туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей инфраструктуры;
реализация комплекса мер по учету и регулированию отрицательного воздействия самодеятельного туризма, которое в последнее время приводит к загрязнению территорий и разрушению естественной природной среды;
разработка сети эталонных экологических и эколого-приключенческих маршрутов по видам туризма с различными формами передвижения, призванных направить туристские потоки в регулируемых направлениях;
проведение научно-исследовательских экспедиций;
изготовление и установка контейнеров для твердых бытовых отходов в местах стоянок и разработка системы вывоза твердых бытовых отходов;
мероприятия по очистке берегов рек и стоянок от твердых бытовых отходов.
Цель мероприятий - обеспечить сохранность природы и экологической обстановки в связи с возрастающими туристскими потоками.
Исполнители - Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края, краевое государственное автономное учреждение "Центр реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики".
Участники - Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, органы местного самоуправления, туристские организации.
Финансирование мероприятий Программы осуществлялось на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Результатом реализации мероприятий стало появление новых туристских продуктов, основанных на крупнейших культурных событиях и наиболее привлекательных туристских объектах Пермского края; увеличение туристского потока въездного и внутреннего туризма в Пермском крае; повышение туристской привлекательности Пермского края в целом; рост доходов от туристской отрасли в бюджете края.
Таблица 8 - Мероприятия программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)"
Наименование мероприятия |
Источник текущих расходов, тыс. руб. |
1 |
2 |
I. Общесистемные мероприятия государственной политики в области туризма |
|
1. Регулирование |
|
1.1. Мониторинг состояния отрасли в соответствии с требованием Ростуризма |
Краевой бюджет |
1.2. Кадровое обеспечение развития въездного и внутреннего туризма |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
1.2.1. Организация научно-практических конференций, круглых столов, форумов с участием работников туристской индустрии и представителей администраций муниципальных образований по вопросам развития въездного и внутреннего туризма с привлечением региональных, российских и зарубежных ученых и специалистов |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
1.2.2. Проведение курсов повышения квалификации для специалистов по туризму администраций муниципальных образований |
Краевой бюджет |
1.2.3. Проведение конкурса на статус лучших предприятий туристской индустрии "Лидеры пермской туриндустрии" |
Краевой бюджет |
1.2.4. Проведение краевых олимпиад и конкурсов среди студентов туристских специальностей вузов Пермского края |
Краевой бюджет |
1.2.5. Проведение краевых олимпиад и конкурсов среди школьников, организация экскурсий по туристским объектам Пермского края для участников и победителей олимпиад |
Краевой бюджет |
1.3. Проведение научно-исследовательских работ в сфере въездного и внутреннего туризма в Пермском крае (разработка маршрутов, проектов, исследований в муниципальных образованиях Пермского края и пр.) |
Краевой бюджет |
2. Информирование |
|
2.1. Предоставление информационных услуг в сфере туризма |
Краевой бюджет |
2.2. Содействие рекламе и продвижению туристских ресурсов Пермского края |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.2.1. Содействие организации и проведению ознакомительных рекламных туров для российских и зарубежных туроператоров по туристским объектам и маршрутам Пермского края |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.2.2. Подготовка и размещение материалов о туристском потенциале Пермского края в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации, в том числе организация пресс-туров по туристским объектам и маршрутам Пермского края (периодические издания, телевидение, сеть "Интернет", наружная реклама и другие СМИ) |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.2.3. Разработка дизайна и медиаплана рекламно-информационной кампании на каждый год по продвижению Пермского края как территории, благоприятной для туризма |
Краевой бюджет |
2.2.4. Разработка концепции туристского имиджа и узнаваемого туристского логотипа Пермского края |
Краевой бюджет |
2.2.5. Разработка положения и проведение конкурса на создание брендов территорий Пермского края |
Краевой бюджет |
2.2.6. Разработка и изготовление рекламно-сувенирной и представительской продукции с символикой Пермского края, в том числе основанной на народных промыслах и ремеслах Пермского края |
Краевой бюджет |
2.2.7. Разработка и тиражирование образовательной туристской игры "Путешествие по Пермскому краю" |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.2.8. Разработка дизайна, согласование, изготовление, установка и обслуживание информационно-справочных стендов формата City-light в г. Перми в значимых для туристов местах |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.2.9. Разработка и изготовление рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Пермского края на нескольких языках (каталоги, буклеты, карты, схемы, путеводители, плакаты, открытки, и т.д. на электронных и бумажных носителях) |
Краевой бюджет |
2.2.10. Согласование, изготовление, установка и обслуживание информационно-справочных указателей и стендов с информацией для туристов на основных туристских маршрутах и объектах Пермского края |
Краевой бюджет |
2.2.11. Проведение ежегодного краевого конкурса "Пермский сувенир" среди производителей сувенирной продукции и народных промыслов и ремесел |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.3. Создание и включение в международную сеть интернет-портала туристских ресурсов Пермского края |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.3.1. Разработка и обновление мультимедийной презентации о туристском потенциале Пермского края на нескольких языках |
Краевой бюджет |
2.3.2. Поддержание работы и обновление информации на интернет-портале туристских ресурсов Пермского края |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
2.4. Участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях в сфере туризма |
Краевой бюджет Внебюджетные источники |
II. Меры государственной поддержки в сфере въездного и внутреннего туризма в Пермском крае |
|
1. Содействие развитию туристской инфраструктуры на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры |
|
1.1. Разработка плана развития туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини-гостиниц, автосервисов, туалетов, ограждений) и плана развития транспортной инфраструктуры к основным туристским объектам на базе существующей и перспективной транспортной инфраструктуры (в части автомобильного и речного транспорта) |
Краевой бюджет |
1.2. Развитие туристской инфраструктуры основных туристских объектов и маршрутов Пермского края (строительство стоянок для автотранспорта, смотровых площадок, организаций общественного питания, мини-гостиниц, автосервисов, туалетов, ограждений) |
Внебюджетные источники |
2. Содействие созданию турпродуктов на основе событийных, деловых и спортивных мероприятий, проводимых в Пермском крае |
Краевой бюджет |
3. Содействие созданию новых туристских маршрутов в Пермском крае |
Краевой бюджет |
4. Охрана окружающей среды на основных туристских маршрутах Пермского края |
Краевой бюджет |
Отчет об исполнении краевой целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" по состоянию на 1 января 2013 года представлен в приложении 1 к настоящему отчету.
4. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
Достижение поставленной цели Программы и решение ее основных задач оцениваются системой показателей.
Текущая и окончательная оценка эффективности реализации Программы и ее отдельных мероприятий осуществляется на основе статистики и мониторингов.
Показатели оценки Программы сгруппированы по направлениям деятельности.
Значения показателей эффективности Программы приведены в приложении 2 к настоящему отчету.
Достигнутые значения показателей эффективности оцениваются по отношению к запланированным показателям на соответствующий год реализации Программы. Значение каждого показателя за 2012 год является фактическим значением показателя на момент окончания Программы и дополнительно сравнивается с фактическим значением данного показателя за 2006 год.
За период реализации Программы отмечается положительная динамика в выполнении целевых показателей. На момент окончания срока действия Программы удалось достичь значительных положительных результатов по отношению к 2006 году, а по ряду позиций кардинально изменить ситуацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Пермском крае сформированы устойчивые предпосылки для достижения дальнейших положительных результатов по развитию туристского кластера в Пермском крае.
5. Сравнительный анализ финансовых затрат на реализацию Программы в целом, по источникам финансирования в разрезе мероприятий, исполнителей Программы
Потребность на реализацию мероприятий Программы в 2008 - 2012 годах за счет средств краевого бюджета (текущие расходы) была определена в размере 50654,70 тыс. рублей, фактическое финансирование из краевого бюджета составило 45967,4 тыс. рублей от запланированного объема.
Неисполнение Программы составляет 2702,4 тыс. рублей.
Неисполнение Программы
в сумме 2457,2 тыс. рублей явилось следствием невыполнения подрядчиками обязательств по заключенным договорам;
в сумме 245,2 тыс. рублей - следствием экономии средств при проведении конкурсных процедур.
В результате реализации Программы обеспечено привлечение внебюджетных источников в 100% от запланированного объема в сумме 16050,00 тыс. рублей.
Анализ результатов реализации Программы, изложенный в информации о реализации исполнения краевой целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008 - 2012 годы)" (приложение 3 к настоящему отчету), в разрезе мероприятий, исполнителей Программы позволяет установить высокий уровень освоения средств бюджета Пермского края, предусмотренных на реализацию Программы.
Взаимодействие с участниками Программы осуществлялось путем заключения договоров и соглашений. Размещение заказов по мероприятиям Программы производилось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.