Приказ Министерства образования и науки Пермского края
от 25 сентября 2017 г. N СЭД-26-01-06-947
"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 мая 2015 года N СЭД-26-01-04-330 "О повышении эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края"
В целях совершенствования регулирования отношений, связанных с организацией питания обучающихся, необходимостью уточнения порядка предоставления информации по охвату горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Пермского края, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 мая 2015 года N СЭД-26-01-04-330 "О повышении эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края".
2. Главному специалисту отдела обеспечения безопасности образовательных учреждений управления развития сети и обеспечения безопасности образовательных учреждений О.Б. Сунцевой обеспечить направление настоящего приказа в органы управления образованием муниципальных районов (городских округов), в образовательные организации, находящиеся в ведении Министерства образования и науки Пермского края и размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Р.А. Кассина |
Утверждены
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 25.09.2017 N СЭД-26-01-06-947
Изменения,
которые вносятся в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 5 мая 2015 года N СЭД-26-01-04-330 "О повышении эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края"
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях формирования единых подходов к контролю организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Пермского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и основные профессиональные образовательные программы (далее - образовательные организации) повышения качества питания, формирования у детей и подростков навыков здорового питания, предупреждения возникновения и распространения массовых кишечных инфекционных заболеваний".
2. Внести изменения в состав межведомственной комиссии по повышению эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края, изложив его в редакции согласно приложению 1 к настоящим изменениям.
3. пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Руководителям государственных образовательных организаций Пермского края, находящихся в ведении Министерства образования и науки Пермского края, руководителям муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Пермского края:
2.1. обеспечить принятие локальных нормативных актов, регламентирующих организацию питания обучающихся;
2.2. ежеквартально размещать в единой информационно-аналитической системе "Монитор" http://edustat.iro.perm.ru информацию по охвату горячим питанием обучающихся в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
2.3. организовать питание обучающихся в соответствии с требованиями, установленными федеральными санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08)";
2.4. организовать проведение работы по формированию культуры здорового питания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
2.5. осуществлять регулярный контроль за организацией питания обучающихся в соответствии с примерной программой производственного контроля организации питания в образовательных организациях, согласно приложению 3 к настоящему приказу.
При организации питания обучающихся использовать в работе:
2.6. Памятку для работников организаций, обеспечивающих питание детей в образовательных учреждениях, разработанную ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае", согласно приложению 2 к настоящему приказу;
2.7. Методические рекомендации по организации и контролю за качеством предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края;
2.8. Типовые формы документации о закупках товаров, работ и услуг по организации питания, разработанные и утвержденные приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 21 августа N СЭД-32-01-04-79".
4. Пункт 3. изложить в следующей редакции:
"3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием муниципальных (городских округов) Пермского края:
3.1. применять в работе Методические рекомендации по организации и контролю за качеством предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края и Типовые формы документации о закупках товаров, работ и услуг по организации питания, разработанные и утвержденные приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 21 августа N СЭД-32-01-04-79;
3.2. организовать контроль за организацией питания обучающихся в образовательных организациях в соответствии с СанПиН 2.4.5.-2409-08;
3.3. осуществлять ежегодно проверку не менее 30% общего числа образовательных организаций муниципального района (городского округа) с учетом примерной программы производственного контроля организации питания в образовательных организациях, согласно приложению 3 к настоящему приказу;
3.4. организовать мониторинг своевременности проведения образовательными организациями внутреннего контроля за организацией питания обучающихся в сроки, рекомендованные примерной программой производственного контроля организации питания в образовательных организациях, согласно приложению 3 к настоящему приказу;
3.5. инициировать проведение проверок организации питания обучающихся среди родительской общественности. При проведении проверок рекомендовать использовать примерную программу контроля за организацией питания в образовательных организациях с участием родительской общественности, согласно приложению 4 к настоящему приказу;
3.6. направлять в Министерство образования и науки Пермского края информацию о проводимых мероприятиях по контролю организации питания обучающихся и по качеству предоставления питания в образовательных организациях - 2 раза в год до 25 января, до 15 июня текущего года в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу."
6. Приложение 1 к приказу изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящим изменениям.
7. Приложение 2 к приказу изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящим изменениям.
8. Дополнить приложениями 3, 4 к приказу согласно приложениям 4, 5 соответственно к настоящим изменениям.
Приложение 1
к изменениям, которые вносятся
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 25.09.2017 N СЭД-26-01-06-947
"Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 06.05.015 N СЭД-26-01-04-330
Состав
межведомственной комиссии по повышению эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края
Кассина Раиса Алексеевна |
министр образования и науки Пермского края |
Суслопарова Наталья Сергеевна |
начальник управления развития сети и обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерства образования и науки Пермского края |
Сунцева Оксана Борисовна |
главный специалист отдела обеспечения безопасности образовательных учреждений управления развития сети и обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерства образования и науки Пермского края, секретарь комиссии |
Бахматова Ольга Борисовна |
консультант отдела по организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Пермского края (по согласованию) |
Бячкова Наталья Евгеньевна |
начальник сектора организации питания департамента образования по имущественному комплексу администрации города Перми (по согласованию) |
Лебедева Марина Степановна |
директор ООО "ЛеМаС", г. Пермь (по согласованию) |
Сорокина Антонина Александровна |
начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (по согласованию) |
Негодяева Марина Александровна |
главный технолог муниципального унитарного казённого предприятия Соликамского городского округа "Комбинат школьного питания" (по согласованию) |
Васильева Светлана Викторовна |
специалист по дошкольному питанию муниципального унитарного казённого предприятия Соликамского городского округа "Комбинат школьного питания" (по согласованию)" |
Кочкина Татьяна Викторовна |
заведующая МАДОУ "Добрянский детский сад N 11" (по согласованию) |
Абузов Тахир Исмагилович |
директор МБОУ "Бардымская средняя общеобразовательная школа N 2" (по согласованию) |
Тотьмянина Татьяна Васильевна |
заместитель начальника управления по юридическим вопросам Кудымкарского муниципального района (по согласованию) |
Приложение 2
к изменениям, которые вносятся
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 25.09.2017 N СЭД-26-01-06-947
"Приложение N 1
к Приказу Министерства образования
и науки Пермского края
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае"
Памятка для работников организаций,
обеспечивающих питание детей в образовательных учреждениях
В целях обеспечения здоровья обучающихся и предотвращения возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в том числе в период летней оздоровительной кампании, необходимо соблюдать требования СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Общественное питание обучающихся образовательных учреждений может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании образовательного учреждения, пристроенными к зданию или в отдельно стоящем здании, соединенным с основным зданием образовательного учреждения, отапливаемым переходом.
Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений должны исключать встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
Для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны следует предусматривать раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Расстояние от площадки до окон и входов в столовую, а также других зданий, сооружений, спортивных площадок должно быть не менее 25 метров.
Должен быть обеспечен централизованный вывоз отходов и обработка контейнеров, при заполнении их не более чем на 2/3 объема. Сжигание мусора не допускается.
Требования к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений
Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
Во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения, для бесперебойного обеспечения горячей водой производственные цеха и моечные отделения в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения.
При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца.
Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
При оснащении производственных помещений следует отдавать предпочтение современному холодильному и технологическому оборудованию.
Через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.
Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии.
В случае выхода из строя какого-либо технологического оборудования необходимо внести изменения в меню и обеспечить соблюдение требований настоящих санитарных правил при производстве готовых блюд.
Ежегодно, перед началом нового учебного года должен проводиться технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам.
Обеденные залы должны быть оборудованы столовой мебелью (столами, стульями, табуретами и другой мебелью) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств и отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
Стеллажи, подтоварники для хранения пищевых продуктов, посуды, инвентаря должны иметь высоту от пола не менее 15 см. Конструкция и размещение стеллажей и поддонов должны позволять проводить влажную уборку. На складах базовых организаций питания рекомендуется предусматривать многоярусные стеллажи и механические погрузчики.
Столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, а также шкафами для её хранения около раздаточной линии.
При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающей требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.
Допускается использование одноразовых столовых приборов и посуды, отвечающих требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и допущенными для использования под горячие и (или) холодные блюда и напитки. Повторное использование одноразовой посуды не допускается.
Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи в обязательном порядке должны использоваться раздельные и специально промаркированные оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда:
- холодильное оборудование с маркировкой: "гастрономия", "молочные продукты", "мясо, птица", "рыба", "фрукты, овощи", "яйцо" и т.п.;
- производственные столы с маркировкой: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "Г" - гастрономия, "З" - зелень, "Х" - хлеб и т.п.;
- разделочный инвентарь (разделочные доски и ножи) с маркировкой: "СМ", "СК", "СР", "СО", "ВМ", "ВР", "ВК" - вареные куры, "ВО", "Г", "З", "X", "сельдь";
- кухонная посуда с маркировкой: "I блюдо", "II блюдо", "III блюдо", "молоко", "СО" "СМ", "СК", "ВО", "СР", "крупы", "сахар", "масло", "сметана", "фрукты", "яйцо чистое", "гарниры", "X", "З", "Г" и т.п.
Для порционирования блюд используют инвентарь с мерной меткой объема в литрах и миллилитрах.
Не допускается использование кухонной и столовой посуды деформированной, с отбитыми краями, трещинами, сколами, с поврежденной эмалью; столовые приборы из алюминия; разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры; разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь с трещинами и механическими повреждениями.
При доставке горячих готовых блюд и холодных закусок должны использоваться специальные изотермические емкости, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из материалов, отвечающим требованиям санитарных правил, предъявляемых к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми продуктами.
Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами. Использование ртутных термометров не допускается.
Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды
Производственные и другие помещения организаций общественного питания должны содержаться в порядке и чистоте. Хранение пищевых продуктов на полу не допускается.
Уборка обеденных залов должна проводиться после каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.
Ветошь в конце работы замачивают в воде при температуре не ниже 45°С, с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, ополаскивают, просушивают и хранят в таре для чистой ветоши.
Мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды.
В моечных помещениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах.
Моющие и дезинфицирующие средства хранят в таре изготовителя в специально отведенных местах, недоступных для обучающихся, отдельно от пищевых продуктов.
Для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используют разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по их применению.
Моечные ванны для мытья столовой посуды должны иметь маркировку объемной вместимости и обеспечиваться пробками из полимерных и резиновых материалов.
Для дозирования моющих и обеззараживающих средств используют мерные емкости.
При мытье кухонной посуды в двухсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье щетками в воде при температуре не ниже 45°С и с добавлением моющих средств;
- ополаскивание горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С;
- просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках и стеллажах.
Мытье столовой посуды на специализированных моечных машинах проводят в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
При мытье столовой посуды ручным способом в трехсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре не ниже 45°С;
- мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньше, чем в первой секции ванны;
- ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С, с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах (на ребре).
Чашки, стаканы, бокалы промывают в первой ванне горячей водой, при температуре не ниже 45°С, с применением моющих средств; во второй ванне ополаскивают горячей проточной водой не ниже 65°С, с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой.
Столовые приборы подвергают мытью в горячей воде при температуре не ниже 45°С, с применением моющих средств, с последующим ополаскиванием в проточной воде и прокаливанием в духовых (или сухожаровых) шкафах в течение 10 минут.
Кассеты для хранения столовых приборов ежедневно подвергают обработке с применением моющих средств, последующим ополаскиванием и прокаливанием в духовом шкафу.
Чистую кухонную посуду и инвентарь хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола; столовую посуду - в шкафах или на решетках; столовые приборы - в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, хранение их на подносах россыпью не допускается.
Санитарную обработку технологического оборудования проводят ежедневно по мере его загрязнения и по окончании работы. Производственные столы в конце работы моют с использованием моющих и дезинфицирующих средств, промывают горячей водой температуры не ниже 45°С и насухо вытирают сухой, чистой тканью. Для моющих и дезинфицирующих средств, применяемых для обработки столов, выделяют специальную промаркированную емкость.
Мытье разделочных досок и мелкого деревянного инвентаря производится в моечном отделении (цехе) для кухонной посуды горячей водой при температуре не ниже 45°С, с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой при температуре не ниже 65°С и ошпаривают кипятком, а затем просушивают на стеллажах на ребре. После обработки и просушивания разделочные доски хранят непосредственно на рабочих местах на ребре.
Щетки для мытья посуды после использования очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45°С с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят в течение 15 мин.), промывают проточной водой, просушивают и хранят в специальной таре. Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений не используют.
Для мытья посуды не допускается использование мочалок, а также губчатого материала, качественная обработка которого не возможна.
Дезинфекцию посуды и инвентаря проводят по эпидемиологическим показаниям в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств.
Один раз в месяц проводят генеральную уборку всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией. Рекомендуется использовать дезинфицирующие средства с вирулицидным эффектом.
При уборке шкафов для хранения хлеба крошки следует сметать с полок специальными щетками и не реже 1 раза в неделю тщательно протирать с использованием 1%-го раствора уксусной кислоты.
Пищевые отходы хранят в емкостях с крышками в специально выделенном месте. Емкости освобождают по мере их заполнения не менее 2/3 объема, промываются раствором моющего средства.
Пищевые отходы не допускается выносить через раздаточные или производственные помещения пищеблока.
Для уборки каждой группы помещений (сырьевых цехов; горячего и холодного цехов; неохлаждаемых складских помещений; холодильных камер; вспомогательных помещений; санитарных узлов) выделяют отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную (красную) маркировку.
По окончании уборки, в конце смены весь уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушиваться и храниться в чистом виде.
Для хранения уборочного инвентаря выделяют отдельное помещение, оборудованное душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения хранение уборочного инвентаря допускается в специально отведенном месте. Хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. Инвентарь для мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
Проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ.
Для предупреждения залета насекомых следует проводить засетчивание оконных и дверных проемов в помещениях столовой.
Не допускается проведение дератизационных и дезинсекционных работ непосредственно персоналом образовательного учреждения.
Не допускается проведение ремонтных работ (косметического ремонта помещений, ремонта санитарно-технического и технологического оборудования) при эксплуатации пищеблока в период обслуживания обучающихся образовательного учреждения.
Организация обслуживания обучающихся горячим питанием
Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.
Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.
Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.
Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.
Не допускается привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.
Требования к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции
Для сырых продуктов и продуктов, прошедших технологическую обработку, должно быть предусмотрено разное механическое оборудование и инвентарь, который маркируют в соответствии с его назначением. Не допускается использование механического оборудования (мясорубок, протирочных машин и т.п.) для обработки разных видов продуктов (сырья и продуктов, прошедших тепловую обработку), оборудования, моечных, производственных ванн и инвентаря не по назначению.
Не используют для обработки сырой продукции (неочищенных овощей, мяса, рыбы и т.п.) и полуфабрикатов моечные ванны, предназначенные для мытья кухонной или столовой посуды, оборотной тары, раковины для мытья рук.
Для обработки сырой птицы выделяют отдельные столы, разделочный и производственный инвентарь.
Рыбу размораживают на производственных столах или в воде при температуре не выше + 12°С, с добавлением соли из расчета 7-10 г на 1 л. Не рекомендуется дефростировать в воде рыбу осетровых пород и филе.
Мясо, полуфабрикаты, рыба и другие продукты не подлежат вторичному замораживанию, и после первичной обработки должны поступать на тепловую обработку. Хранение дефростированной продукции не допускается.
Первичная обработка овощей включает сортировку, мытье и очистку. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток. При обработке белокочанной капусты необходимо обязательно удалить 3-4 наружных листа.
Фрукты, включая цитрусовые, промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах.
Обработку яиц проводят в отдельном помещении либо в специально отведенном месте мясо-рыбного цеха. Для этих целей используются промаркированные ванны и (или) емкости; возможно использование перфорированных емкостей.
Обработка яиц проводится при условии полного их погружения в раствор в следующем порядке:
I - обработка в 1-2% теплом растворе кальцинированной соды;
II - обработка в 0,5% растворе хлорамина или других разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств;
III - ополаскивание проточной водой в течение не менее 5 минут с последующим выкладыванием в чистую промаркированную посуду.
Крупы не должны содержать посторонних примесей. Перед использованием крупы промывают проточной водой.
Индивидуальную упаковку консервированных продуктов промывают проточной водой и протирают ветошью.
Для обеспечения сохранности витаминов в блюдах, овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой и варят в подсоленной воде (кроме свеклы). Не допускается предварительная заготовка очищенного картофеля и других овощей с длительным замачиванием их в холодной воде более 2 часов. Отваренные для салатов овощи хранят в холодильнике не более 6 часов при температуре плюс °С.
Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи во избежание их потемнения и высушивания рекомендуется хранить в холодной воде не более 2 часов.
Сырые овощи и зелень, предназначенные для приготовления холодных закусок без последующей термической обработки, рекомендуется выдерживать в 3%-ном растворе уксусной кислоты или в 10% растворе поваренной соли в течение 10 минут с последующим ополаскиванием проточной водой.
Быстрозамороженные блюда допускается использовать только при гарантированном обеспечении непрерывности холодовой цепи (соблюдение температурного режима хранения пищевых продуктов, установленного производителем, от момента замораживания блюд до их разогрева). Необходимо предусмотреть документированный контроль соблюдения температурного режима на всех этапах его оборота, в т.ч. включая контроль температурного режима в массе готового блюда.
Не допускается реализация быстрозамороженных блюд после установленного производителем продукции срока годности.
Не допускается обжаривание во фритюре отдельных ингредиентов для приготовления блюд и кулинарных полуфабрикатов. Для обжаривания полуфабрикатов следует использовать противни со специальным покрытием, отвечающим требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, и не требующим смазывания жиром (маслом).
При приготовлении кулинарного изделия, представляющего собой пищевой продукт или сочетание продуктов, доведенного до кулинарной готовности, должны соблюдаться следующие требования:
- при изготовлении вторых блюд из вареного мяса, птицы, рыбы или отпуске вареного мяса (птицы) к первым блюдам, порционированное мясо обязательно подвергают вторичному кипячению в бульоне в течение 5-7 минут;
- порционированное для первых блюд мясо может до раздачи храниться в бульоне на горячей плите или мармите (не более 1 часа);
- при перемешивании ингредиентов, входящих в состав блюд, необходимо пользоваться кухонным инвентарем, не касаясь продукта руками;
- при изготовлении картофельного (овощного) пюре следует использовать механическое оборудование;
- масло сливочное, используемое для заправки гарниров и других блюд, должно предварительно подвергаться термической обработке (растапливаться и доводиться до кипения);
- яйцо варят в течение 10 минут после закипания воды;
- яйцо рекомендуется использовать для приготовления блюд из яиц, а также в качестве компонента в составе блюд;
- омлеты и запеканки, в рецептуру которых входит яйцо, готовят в жарочном шкафу, омлеты - в течение 8-10 минут при температуре 180-200 С, слоем не более 2,5-3 см; запеканки - 20-30 минут при температуре 220-280 С, слоем не более 3-4 см; хранение яичной массы осуществляется не более 30 минут при температуре не выше °С;
- вареные колбасы, сардельки и сосиски варят не менее 5 минут после закипания;
- гарниры из риса и макаронных изделий варят в большом объеме воды (в соотношении не менее 1:6) без последующей промывки;
- салаты заправляют непосредственно перед раздачей.
Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2-х часов с момента изготовления, либо в изотермической таре (термосах) - в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2-х часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры - не ниже 65 °С, холодные супы, напитки - не выше 14°С.
Холодные закуски должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа.
Готовые к употреблению блюда из сырых овощей могут храниться в холодильнике при температуре °С не более 30 минут. Свежую зелень закладывают в блюда во время раздачи. Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Не заправленные салаты допускается хранить не более 3 часов при температуре плюс °С. Хранение заправленных салатов не допускается.
Использование сметаны и майонеза для заправки салатов не допускается. Уксус в рецептурах блюд подлежит замене на лимонную кислоту.
Требования к организации питьевого режима
Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.
Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой - в обеденном зале и одноразовых стаканчиков - в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами - для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.
Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие её происхождение, качество и безопасность.
Требования к соблюдению правил личной гигиены
Для мытья рук во все производственные цеха должны быть установлены умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителями, оборудованные устройством для размещения мыла и индивидуальных или одноразовых полотенец. Мыть руки в производственных ваннах не допускается.
Персонал должен быть обеспечен специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве не менее трех комплектов на одного работника, в целях регулярной ее замены.
В базовых организациях питания необходимо организовывать централизованную стирку специальной санитарной одежды для персонала.
Работники столовой обязаны:
- приходить на работу в чистой одежде и обуви;
- оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в бытовой комнате;
- тщательно мыть руки с мылом перед началом работы, после посещения туалета, а также перед каждой сменой вида деятельности;
- коротко стричь ногти;
- при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками;
- работать в специальной чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения; волосы убирать под колпак или косынку;
- не выходить на улицу и не посещать туалет в специальной санитарной одежде;
- не принимать пищу и не курить на рабочем месте.
В гардеробных личные вещи и обувь персонала должны храниться раздельно от санитарной одежды (в разных шкафах).
После обработки яиц, перед их разбивкой, работникам, проводившим обработку, следует надеть чистую санитарную одежду, вымыть руки с мылом и продезинфицировать их раствором разрешенного дезинфицирующего средства.
При появлении признаков простудного заболевания или желудочно-кишечного расстройства, а также нагноений, порезов, ожогов, работник обязан сообщить об этом администрации и обратиться за медицинской помощью, а также обо всех случаях заболевания кишечными инфекциями в своей семье.
Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи, воспалительными заболеваниями верхних дыхательных путей, ожогами или порезами временно отстраняются от работы. К работе могут быть допущены только после выздоровления, медицинского обследования и заключения врача.
К работе допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация для работников проводится не реже одного раза в два года, для руководителей организаций - ежегодно. Профилактические прививки персонала против инфекционных заболеваний рекомендуется проводить в соответствии с национальным календарем: прививок.
Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
Столовую необходимо обеспечить аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Приложение 3
к изменениям, которые вносятся
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 25.09.2017 N СЭД-26-01-06-947
"Приложение N 2
к Приказу Министерства образования
и науки Пермского края
от 06.05.015 N СЭД-26-01-04-330
Информация
о мероприятиях по контролю организации питания и по качеству предоставления питания в образовательных организациях
N |
Наименование учреждения |
Адрес |
Состав проверяющих лиц (специалисты управления образованием муниципальных районов (городских округов), работники образовательной организации, представители родителей, общественности) |
Дата проведения проверки |
Выявлено нарушений (количество и перечень) |
Планируемый срок устранения нарушений |
Устранение нарушений (по каждому нарушению) |
Не устранено |
||
Фактический срок устранения нарушения |
Принятые меры, санкции |
Не устраненное нарушение |
Причины |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Приложение 4
к изменениям, которые вносятся
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 25.09.2017 N СЭД-26-01-06-947
"Приложение N 3
к Приказу Министерства образования
и науки Пермского края
от 06.05.015 N СЭД-26-01-04-330
Примерная программа
производственного контроля организации питания в образовательных организациях
N п/п |
Позиции |
Кратность проверки |
1. |
Профессиональная квалификация не ниже 3-4 разряда |
при поступлении на работу / 1 раз в год |
2. |
Факт прохождения сотрудниками пищеблока профессиональной переподготовки один раз в три года |
1 раз в год |
3. |
Наличие личных медицинских книжек работников пищеблока, в которых отражены сроки прохождение работниками пищеблока медосмотра 1 раз в год |
1 раз в год |
4. |
Прохождение гигиенической подготовки работниками пищеблока 1 раз в 2 года |
1 раз в год |
5. |
Наличие сопроводительных документов на поступающие продукты питания: маркировка, накладная с указанием даты выработки, срока реализации, документы, удостоверяющие безопасность качества продуктов (декларация, сертификат или свидетельство гос. регистрации) * сопроводительные документы хранятся до полной реализации продуктов |
1 раз в месяц |
6. |
Наличие в договорах на поставку продуктов питания условий транспортировки, хранения, требования к качеству поставляемых продуктов. |
1 раз в месяц |
7. |
Соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов по журналу бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья. Наличие отметки о полной реализации продукта до конечного срока реализации |
1 раз в месяц |
8. |
Соблюдение условий хранения скоропортящихся продуктов в соответствии с требованиями сопроводительных документов, маркировки |
1 раз в месяц |
9. |
Ежедневное ведение журнала контроля температурного режима холодильного оборудования. Наличие в складском помещении термометра и гигрометра Соответствие показаний термометров записям в соответствующем журнале |
1 раз в месяц |
10. |
Хранение сыпучих продуктов и овощей в таре на стеллажах на расстоянии не менее 15 см от пола |
1 раз в месяц |
11. |
Столовая обеспечена фаянсовой, фарфоровой или стеклянной столовой посудой без сколов и трещин |
1 раз в месяц |
12. |
Пищевые отходы собирают в промаркированные емкости с крышками, которые очищаются при их заполнении не более чем на 2/3 |
1 раз в месяц |
13. |
Кухня и подсобные помещения содержатся в порядке и чистоте |
1 раз в месяц |
14. |
Фактический рацион соответствуют примерному меню, согласованное с Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю |
1 раз в год |
15. |
Осуществляется контроль правильности закладки продуктов, что подтверждается записями в соответствующем журнале |
1 раз в неделю |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
17. |
Ежедневно ведется бракеражный журнал результатов оценки готовых блюд: выдача готовой пищи допускается только после снятия пробы, срок реализации готового блюда после снятия пробы не более 2 ч., осуществляется контроль выхода порционных блюд |
ежедневно |
18. |
В дополнительном питании отсутствуют продукты, запрещенные в детском питании: карамель, газированные напитки, непакетированные соки, салаты с майонезом, кондитерские изделия с кремом |
ежедневно |
19. |
Наличие договора с учреждениями Роспотребнадзора о проведении лабораторных и визуальных проверок |
|
20. |
Обеспечение свободного доступа к питьевой воде в течение всего учебного дня. Наличие документов, подтверждающих качество и безопасность бутилированной воды/воды из питьевых фонтанчиков |
ежедневно |
21. |
Наличие промаркированных подносов для чистой и использованной посуды |
|
22. |
Обеспечивается хранение суточных проб в стеклянной посуде с крышками в специальном холодильнике в течение 48 часов при температуре +2 - +6 градусов |
ежедневно |
23. |
Ежедневно ведется "Ведомость контроля за рационом питания" |
ежедневно |
24. |
Осуществляется раз в 10 дней подсчет и сравнение среднесуточных значений потребления продуктов в расчете на 1 человека со среднесуточными нормами потребления (в расчете на один день на одного человека) |
1 раз в 10 дней |
25. |
Сроки проведения дополнительной витаминизации (С - витаминизация или инстантные витаминизированные напитки) |
постоянно при проведении витаминизации |
26. |
Наличие актов по результатам проведения лабораторно-инструментальных исследований: микробиологические исследования проб готовых блюд - не менее 1 раза в квартал; калорийность, выходы и соответствие химического состава блюд рецептуре - не менее 1 раза в год; микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП) - не менее 2-х раз в год; питьевая вода на соответствие требованиям по химическим и микробиологическим свойствам - не менее 2-х раз в год |
в соответствии с программой |
27. |
Имеются инструкции по применению моющих средств, применяемых в данное время |
1 раз в месяц |
Действия по результатам проверок:
1. Результаты проверок фиксируются в специальных журналах, актах, подписываются проверяющим и представителем организатора питания.
2. В соответствии с планом работы образовательных организаций обсуждаются и принимаются управленческие решения, устанавливаются сроки устранения, применяются санкции, установленные договором аренды и договором по организации питания, вплоть до расторжения договора аренды и др.
Приложение 5
к изменениям, которые вносятся
приказом Министерства образования
и науки Пермского края
от 25.09.2017 N СЭД-26-01-06-947
"Приложение N 4
к Приказу Министерства образования
и науки Пермского края
от 06.05.015 N СЭД-26-01-04-330
Примерная программа
проведения проверок организации питания в образовательных организациях с участием родительской общественности
N п/п |
Позиции |
Отметка по итогам проверки |
1. |
Ежедневное ведение бракеражного журнала пищевых продуктов и продовольственного сырья |
|
2. |
Наличие сопроводительных документов на поступающие продукты питания: маркировка, накладная с указанием даты выработки, срока реализации, документы, удостоверяющие безопасность качества продуктов (декларация, сертификат или свидетельство гос. регистрации) * сопроводительные документы хранятся до полной реализации продуктов |
|
3. |
Наличие в договорах на поставку продуктов питания условий транспортировки, хранения, требования к качеству поставляемых продуктов. |
|
4. |
Соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов по журналу бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья. Наличие отметки о полной реализации продукта до конечного срока реализации |
|
5. |
Соблюдение условий хранения скоропортящихся продуктов в соответствии с требованиями сопроводительных документов, маркировки |
|
6. |
Ежедневное ведение журнала контроля температурного режима холодильного оборудования. Наличие в складском помещении термометра и гигрометра Соответствие показаний термометров записям в соответствующем журнале |
|
7. |
Хранение сыпучих продуктов и овощей в таре на стеллажах на расстоянии не менее 15 см от пола |
|
8. |
Столовая обеспечена фаянсовой, фарфоровой или стеклянной столовой посудой без сколов и трещин |
|
9. |
Пищевые отходы собирают в промаркированные емкости с крышками, которые очищаются при их заполнении не более чем на 2/3 |
|
10. |
Кухня и подсобные помещения содержатся в порядке и чистоте |
|
11. |
Фактический рацион соответствуют примерному 10-дневному меню, согласованное с Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю |
|
12. |
Осуществляется контроль правильности закладки продуктов, что подтверждается записями в соответствующем журнале |
|
13. |
Ежедневно ведется бракеражный журнал результатов оценки готовых блюд: выдача готовой пищи допускается только после снятия пробы, срок реализации готового блюда после снятия пробы не более 2 ч., осуществляется контроль выхода порционных блюд |
|
14. |
В рационе отсутствуют продукты, запрещенные в детском питании: карамель, газированные напитки, непакетированные соки, салаты с майонезом, кондитерские изделия с кремом |
|
15. |
Наличие договора с учреждениями Роспотребнадзора о проведении лабораторных и визуальных проверок |
|
16. |
Обеспечение свободного доступа к питьевой воде в течение всего учебного дня. Наличие документов, подтверждающих качество и безопасность бутилированной воды/воды из питьевых фонтанчиков |
|
17. |
Наличие промаркированных подносов для чистой и использованной посуды |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 25 сентября 2017 г. N СЭД-26-01-06-947 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 мая 2015 года N СЭД-26-01-04-330 "О повышении эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края"
Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края (http://www.minobr.permkrai.ru) 26 сентября 2017 г.
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 14 августа 2020 г. N 26-01-06-238 настоящий документ признан утратившим силу с 18 августа 2020 г.