Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 24 сентября 2015 г. N 7/139-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области"
I. Общие положения
Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (далее - мониторинг):
Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
Закон Московской области N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области";
Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 N 25/37-П;
постановление Московской областной Думы от 27.03.2014 N 27/121-П "О плане работы Московской областной Думы на 2 квартал 2015 года";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Московской областной Думы N 27/121-П вместо "от 27.03.2014" следует читать "от 26.03.2014"
постановление Московской областной Думы от 09.04.2015 N 12/123-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Цель проведения мониторинга:
выявление существующих проблем правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Объект мониторинга: нормы Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Период проведения мониторинга: с 1 января 2011 года по 1 января 2015 года.
Время проведения мониторинга: 2 и 3 кварталы 2015 года.
II. Сведения о деятельности Комиссии по проведению мониторинга
Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга (далее - Комиссия), созданной постановлением Московской областной Думы от 09.04.2015 N 12/123-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", в следующем составе:
1) Крымов В.Б. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Леонтьев М.П. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
3) Керселян С.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
4) Ржевская Л.И. - консультант Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы;
5) Надарейшвили Г.В. - консультант отдела систематизации законодательства и правовой информации Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По согласованию с Губернатором Московской области в состав Комиссии включены:
1) Балыбердина А.Ю. - заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области;
2) Богатченко И.А. - заместитель министра финансов Московской области;
3) Ерасова И.А. - заместитель начальника управления организации социальной защиты населения и реабилитации инвалидов Министерства социального развития Московской области;
4) Карисалова Н.А. - заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области;
5) Колесов Р.А. - заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области;
6) Мохов Г.А. - заместитель министра культуры Московской области;
7) Павлова С.В. - главный инспектор отдела профилактики семейного неблагополучия Министерства социального развития Московской области;
8) Смирягина А.А. - заведующий отделом в управлении Министерства экономики Московской области;
9) Тресков И.Б. - первый заместитель министра имущественных отношений Московской области.
По предложению Торгово-промышленной палаты Московской области и Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" в состав Комиссии включены:
1) Куимов И.Е. - Президент Торгово-промышленной палаты Московской области;
2) Винокуров В.И. - Вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области;
3) Лозунов Б.А. - эксперт-юрист Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
4) Бессонов А.Н. - эксперт-юрист Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
Председателем Комиссии избран Крымов В.Б. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Комиссией утвержден План проведения мониторинга.
За время проведения мониторинга Комиссией проведено 3 заседания.
Подготовлен Отчет о проведении мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Законодательное регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере предпринимательской деятельности в Московской области.
Правовое регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере предпринимательской деятельности в Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
В настоящее время закон действует с учетом изменений, внесенных законами Московской области N 187/2011-ОЗ, N 120/2012-ОЗ, N 16/2013-ОЗ, N 103/2013-ОЗ, N 17/2014-ОЗ.
На состояние предпринимательской деятельности также влияют законы Московской области:
Закон Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области N 15/2011-ОЗ "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области";
Закон Московской области N 64/2013-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве";
Закон Московской области N 1/2014-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области и о внесении изменения в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области";
Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении Московской области".
За период проведения мониторинга практическая деятельность по регулированию отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере предпринимательской деятельности в Московской области осуществлялась на основании:
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2;
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1053/32 (действовала в 2013 году);
долгосрочной целевой программой Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1066/32;
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие мясного животноводства в Московской области на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 N 458/15-П.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления Правительства Московской области от 18 мая 2011 г. вместо "N 458/15-П" следует читать "N 458/16"
В настоящее время реализуются государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 662/37, включающая Подпрограмму III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области", а также государственная программа Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья", утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 13.08.2013 N 602/3.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления Правительства Московской области от 13 августа 2013 г. вместо "N 602/3" следует читать "N 602/31"
3.2. Эффективность действия Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Целью принятия Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" является правовое регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере развития предпринимательской деятельности в Московской области.
Статьей 3 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определены цель и основные задачи развития предпринимательской деятельности.
Целью развития предпринимательской деятельности в Московской области является наращивание экономического потенциала Московской области и муниципальных образований Московской области.
Основными задачами развития предпринимательской деятельности в Московской области являются:
повышение уровня жизни населения Московской области;
наращивание экономического оборота в Московской области;
обеспечение занятости населения и развитие индивидуальной трудовой деятельности;
создание условий для формирования конкурентной среды в экономике Московской области;
вовлечение в предпринимательскую деятельность населения Московской области.
Статьями 4 и 5 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" установлены полномочия Московской областной Думы и Правительства Московской области в сфере развития предпринимательской деятельности в Московской области. Уполномоченными органами являются Министерство инвестиций и инноваций Московской области и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, на которое возложены функции по оказанию поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Начиная с 2014 года в Московской области создан и функционирует институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области. Для оказания содействия в осуществлении полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области практически во всех муниципальных образованиях Московской области созданы общественные приемные Уполномоченного.
В соответствии со статьей 6 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" кроме системы органов государственной власти, обладающими полномочиями в сфере развития предпринимательской деятельности, в Московской области действует система общественных институтов развития предпринимательской деятельности, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности.
В систему общественных институтов развития предпринимательской деятельности на территории Московской области входят, в частности:
Торгово-промышленная палата Московской области;
межмуниципальные и муниципальные Торгово-промышленные палаты;
координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Московской области;
Московское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ";
ЕвроИнфоКорреспонденский Центр Московской области (ЕИКЦ МО);
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
Некоммерческое партнерство "Центр развития предпринимательства Московской области";
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ряд других организаций.
Организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:
Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства;
Московский областной гарантийный фонд;
Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
Управляющие компании промышленных округов Московской области, созданных в соответствии с Законом Московской области N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области", в частности:
Управляющая компания ОЭЗ "Дубна";
Бизнес-инкубаторы, в частности:
ОАО "Технопарк Нахабино";
Инновационный бизнес-инкубатор ООО "ХимРар";
Инновационно-технологический бизнес-инкубатор Дубна;
Бизнес-инкубатор города Долгопрудный;
Бизнес-инкубатор Серпухов и ряд других.
В соответствии со статьей 7 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в ходе мониторинга рассмотрены цели оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Целями оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности определены:
обеспечение роста экономического оборота на всей территории Московской области;
выравнивание уровня социально-экономического развития муниципальных образований Московской области;
стимулирование и развитие отдельных видов экономической деятельности;
стимулирование отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
Формы поддержки сгруппированы в зависимости от целей оказания поддержки предпринимательства. Формами поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются:
информационная поддержка;
консультационная поддержка;
содействие в организации выставочно-ярмарочной деятельности;
предоставление льгот по налогам, зачисляемым в бюджет Московской области, в порядке, предусмотренном Законом Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области";
реализация предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации налоговых полномочий по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения;
предоставление отсрочек, списания задолженности по арендной плате и неустойке за пользование земельными участками, находящимися в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с законодательством Московской области;
установление дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита;
создание промышленных округов;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям;
имущественная поддержка;
государственные гарантии.
Особенности оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства выделены в отдельную главу 2 "Особенности реализации настоящего Закона в сфере малого и среднего предпринимательства" Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
В соответствии с указанной главой 2:
определены полномочия Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства (статья 8 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
предусмотрено создание координационного органа в сфере развития малого и среднего предпринимательства (статья 9 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
определены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (статья 10 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области") и условия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 11 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области").
Одним из ключевых полномочий Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства является разработка и реализация программ развития малого и среднего предпринимательства Московской области.
Фактически поддержка осуществлялась в соответствии с утвержденными Правительством Московской области программами поддержки предпринимательства, в частности:
долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009 - 2012 годы", принятая постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2;
долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013 - 2016 годы", принятая постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1053/32 (действовала в 2013 году);
государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья", принятая постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 662/37, в рамках которой действует подпрограмма III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области".
В рамках перечисленных программ на поддержку малого и среднего предпринимательства, за рассматриваемый период времени выделялось:
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
всего (тыс. руб.): из них: |
852 300,8 |
1 307 459,1 |
1 443 474,5 |
1 212 537 |
средства федерального бюджета |
509 350 |
805 629,9 |
866 641 |
823 439 |
средства бюджета Московской области |
289 300 |
443 700 |
534 000 |
346 504 |
средства бюджетов муниципальных образований Московской области |
53 650,8 |
58 129,2 |
42 833,5 |
42 594 |
На 2015 год запланировано средств: всего - 1 501 325 тыс. руб., из федерального бюджета - 1 122 963 тыс. руб., из бюджета Московской области - 327 081 тыс. руб., из бюджетов муниципальных образований Московской области - 51 281 тыс. руб.
В 2014 году на территории Московской области средства местных бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства также использовались программно-целевым методом. Приняты муниципальные программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 50 муниципальных образованиях Московской области.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 10 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" являются:
заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в государственной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, ведомственных целевых программах, муниципальных программах;
открытость процедур оказания поддержки;
ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства за несоблюдение условий оказания поддержки;
открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
В статье 11 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определен закрытый перечень условий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на момент подачи документов на получение поддержки;
непроведение в отношении заявителя процедуры ликвидации юридического лица, процедуры банкротства;
неприостановление деятельности в отношении заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствие задолженности по выплате заработной платы на момент подачи документов на получение поддержки.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Иные условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области, муниципальными программами.
В соответствии с главой 2 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" субъектам малого и среднего предпринимательства в Московской области предоставляются следующие виды и формы государственной поддержки:
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области предоставляется в виде:
субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (абзац 2 части 2 статьи 12 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
бюджетных инвестиций путем участия в капиталах организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (абзац 3 части 2 статьи 12 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 12 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области").
В процессе проведения мониторинга была получена информация о поддержке, оказанной субъектами малого и среднего предпринимательства за 2011 - 2014 годы, от членов комиссии по мониторингу - представителей министерств Московской области: Министерства финансов Московской области, Министерства экономики Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
Информация о предоставлении финансовой поддержки в соответствии со статьей 12 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", полученная от Министерства финансов Московской области представлена в таблице 1:
Таблица 1. Поддержка, оказанная субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в Московской области за период с 1 января 2011 года по 1 января 2015 года, в соответствии с Законом Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (по информации Министерства финансов Московской области)
Формы и виды поддержки в соответствии с Законом N 95/2010-ОЗ |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Финансовая поддержка (статья 12 Закона), всего: |
573 404 |
х |
662 496 |
х |
596 965 |
х |
924 065 |
х |
предоставление субсидий субъектам МСП (пункт 2 статьи 12 Закона): |
169 076 |
х |
328 515 |
х |
224 400 |
х |
482 083 |
х |
за счет средств бюджета Московской области |
91 992 |
|
193 912 |
|
138 099 |
|
168 902 |
|
за счет средств федерального бюджета |
77 084 |
|
134 603 |
|
86 301 |
|
313 181 |
|
предоставление бюджетных инвестиций путем участия в капиталах организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (пункт 2 статьи 12 Закона) |
174 900 |
х |
0 |
х |
64 000 |
х |
257 291 |
х |
за счет средств бюджета Московской области |
78 000 |
|
0 |
|
64 000 |
|
62 424 |
|
за счет средств федерального бюджета |
96 000 |
|
0 |
|
0 |
|
194 867 |
|
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ развития субъектов МСП (пункт 3 статьи 12 Закона) |
229 428 |
х |
333981 |
х |
308 565 |
х |
184 691 |
х |
за счет средств бюджета Московской области |
83 327 |
|
137 217 |
|
108 036 |
|
63 389 |
|
за счет средств федерального бюджета |
146 101 |
|
196 764 |
|
200 529 |
|
121 302 |
|
По информации, представленной Министерством потребительского рынка и услуг Московской области, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка в 2011 и 2012 годах осуществлялась в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009 - 2012 годы". В 2011 году 18 торговых организаций получили финансовую поддержку в совокупном объеме 11,2 млн. рублей (в рамках ограничений не более 10 процентов). В 2012 году - 11,4 млн. рублей (9,7 млн. рублей за счет средств бюджета Московской области, 1,7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета).
В рамках оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров, а также популяризации отдельных видов предпринимательской деятельности Министерством потребительского рынка и услуг Московской области за рассматриваемый период времени был проведен ряд мероприятий. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере повышения квалификации кадров осуществлялась через мероприятия, направленные на популяризацию и повышение престижа профессий работников торговли и услуг в целях привлечения населения Московской области для работы в сфере потребительского рынка и услуг.
В 2011 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009 - 2012 годы" проведен VIII Чемпионат субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области, на который было выделено из бюджета Московской области 2 700 тыс. рублей, в 2012 году - IХ Чемпионат - 2 700 тыс. рублей.
В 2013 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013 - 2016 годы" за счет средств бюджета Московской области проведены:
чемпионат среди субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области по кулинарному искусству на Кубок Губернатора Московской области - 2 699,9 тыс. рублей;
IХ чемпионат субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области и подготовка команды Московской области к Чемпионату России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, моделированию - 4 190 тыс. рублей.
В 2014 году в рамках государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" из бюджета Московской области выделялось 6 894,7 тыс. рублей на проведение:
чемпионата среди субъектов малого и среднего предпринимательства по кулинарному искусству на Кубок Губернатора Московской области - 2 696,7 тыс. рублей;
Х чемпионата в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области - 2 699 тыс. рублей;
подготовки команды Московской области Чемпионату России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, моделированию - 1 499 тыс. рублей.
Сведений о реализации иных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области в комиссию не представлено.
На основании статьи 17 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" уполномоченным органом - Министерством инвестиций и инноваций Московской области ведется Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получателей поддержки.
На основании части 2 статьи 18 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" готовится отчет о состоянии, проблемах и перспективах развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области. Данный отчет направляется в Московскую областную Думу в рамках ежегодного отчета Губернатора Московской области о результатах деятельности Правительства Московской области. Раздел 17 "Результаты реализации полномочий Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства" в рамках Отчета Губернатора Московской области о результатах деятельности Правительства Московской области за 2014 год рассмотрен Московской областной Думой (постановление Московской областной Думы от 09.07.2015 N 35/135-П) и принят к сведению. Так как требования к отчету о состоянии, проблемах и перспективах развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области законодательно не установлены, в указанном разделе 17 характеристика состояния сферы малого и среднего предпринимательства, а также описание проблем и перспектив развития субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.
Глава 3 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" устанавливает особенности реализации Закона в отдельных сферах предпринимательской деятельности.
Статьей 19 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определены особые условия оказания поддержки субъектам предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Уполномоченным органом определено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Поддержка осуществлялась на основании:
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительством Московской области от 29. 08.2012 N 1066/32;
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие мясного животноводства в Московской области на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 N 458/15-П.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления Правительства Московской области от 18 мая 2011 г. вместо "N 458/15-П" следует читать "N 458/16"
Информация о результатах поддержки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющим производство и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции на территории Московской области, представлена в таблице 2:
Таблица 2. Поддержка, оказанная субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в Московской области за период с 1 января 2011 года по 1 января 2015 года, в соответствии с Законом Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (по информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области)
Формы и виды поддержки в соответствии с Законом N 95/2010-ОЗ |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
Сумма (тыс. руб.) |
Количество получателей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Предоставление субсидий субъектам МСП, в том числе: |
157 948 |
84 |
187 963 |
149 |
296 061,5 |
181 |
284 505 |
200 |
по инвестиционным кредитам |
19 364 |
16 |
19 360 |
18 |
18 380 |
17 |
6 597 |
12 |
по краткосрочным кредитам |
1 572 |
10 |
1 837 |
13 |
1 997 |
15 |
1 059,3 |
9 |
на поддержку племенного животноводства |
15 695 |
18 |
20 302 |
21 |
50 624,9 |
18 |
2 1213,4 |
15 |
на 1 кг реализованного товарного молока, в том числе поддержка молочного животноводства в КФХ |
81 597 |
53 |
101 371 |
78 |
118 793,6 |
89 |
130371,8 |
93 |
на поддержку мясного животноводства |
1 712 |
10 |
18 661 |
22 |
0 |
0 |
10 088,1 |
12 |
на противоэпизоотические мероприятия |
1 885 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
на поддержку производства яиц, мяса птицы и свинины |
9 602 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
на поддержку производства товарной рыбы |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 536,3 |
1 |
1 432,5 |
1 |
на поддержку производства свинины, кроликов и мелкого рогатого скота |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 234 |
14 |
7 160,4 |
22 |
на удорожание кормов |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 172,9 |
4 |
0 |
0 |
на производство говядины от бычков молочных пород |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 100,2 |
37 |
4 820,8 |
28 |
на оказание несвязной поддержки в области растениеводства |
0 |
0 |
0 |
0 |
54 811,4 |
94 |
25 021,8 |
83 |
на производство яиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
157,4 |
1 |
на оформление КФХ земельных участков |
0 |
0 |
679 |
3 |
430,7 |
3 |
436,9 |
3 |
предоставление грандов КФХ |
0 |
0 |
10 092 |
16 |
30 163 |
20 |
51 318 |
20 |
по кредитам на развитие малых форм хозяйствования |
101 |
13 |
211 |
18 |
111,6 |
10 |
152,4 |
8 |
на проведение культуртехнических работ по вводу в оборот с/х земель |
0 |
0 |
0 |
0 |
629 |
1 |
18 707,8 |
2 |
на приобретение элитных семян |
1 500 |
13 |
1 047 |
8 |
2 673,9 |
16 |
3 480,4 |
11 |
на уплату страховой премии по договору страхования в области растениеводства |
1 257 |
2 |
720 |
4 |
403 |
2 |
2 487 |
5 |
на приобретение химических средств защиты животных |
75 |
1 |
75 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
на средства химизации |
8 689 |
42 |
10 787 |
43 |
0 |
0 |
0 |
0 |
за агрохимическую мелиорацию почв |
14 899 |
7 |
2 821 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Статья 20 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", устанавливающая перечень сфер предпринимательской деятельности, в которых законодательством Московской области могут быть установлены дополнительные преференции, реализована исключительно в рамках Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", Закона Московской области N 27/2013-ОЗ "О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций" и Закона Московской области N 75/2006-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Московской области".
Специальных законов Московской области или специальных положений в Законе Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", регулирующих особенности оказания поддержки в определенной сфере предпринимательской деятельности не принято, за исключением статьи 19 "Особенности оказания поддержки субъектам предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства".
IV. Выводы и предложения
Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным отметить, что:
Закон Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" действует на территории Московской области в полном объеме и оказывает существенное положительное влияние на развитие сферы предпринимательства;
за период 2011 - 2014 годы в Московской области осуществлялось правоприменение всех статей Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области";
требуется изменение отдельных положений Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в связи с изменившимися с момента принятия указанного Закона условиями хозяйствования.
На основании проведенного мониторинга Комиссия отмечает следующие недостатки действующего Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области":
статьей 3 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определены цель развития предпринимательской деятельности в Московской области и основные задачи развития предпринимательской деятельности в Московской области, также статьей 7 указанного Закона определены цели поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Перечисленные цели не структурированы, не определена их иерархия, в результате, не понятно, на достижение какой из целей направлено принимаемое управленческое решение, а любое принятое управленческое решение можно оправдать невнятными целями. Кроме того, требуется уточнение наименований показателей, используемых при определении целей;
отсутствие в тексте Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" упоминания об институте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области как элемента системы государственных и общественных институтов развития предпринимательской деятельности;
объединение в одной статье 7 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" целей поддержки и форм поддержки субъектов предпринимательской деятельности;
отсутствие в тексте Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" такой формы поддержки субъектов предпринимательской деятельности как реализация налоговых полномочий органов государственной власти Московской области по патентной системе налогообложения.
Анализ правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" показал, что:
имеется труднодоступность получения поддержки из-за лишнего объема запрашиваемой информации. Например, принято распоряжение Министерства инвестиций и инноваций Московской области от 16.09.2014 N 14-Р "Об утверждении порядка конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий подпрограммы III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области" государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" (далее - распоряжение N 14-Р), в соответствии с которым установлен перечень излишних документов, представляемых для получения субсидий, затрудняющих процедуру получения субсидий;
существует практика установления подзаконными актами дополнительных требований к категориям субъектам малого предпринимательства, имеющим право на государственную поддержку. Распоряжением N 14-Р установлен перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на получение субсидий в 2014 году (приложение 12 распоряжения N 14-Р), нарушающий принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 10 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области". На момент составления настоящего Отчета перечень видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на получение субсидий в 2015 году в открытом доступе отсутствует;
отсутствуют муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в ряде муниципальных образований Московской области. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства приняты не во всех муниципальных образованиях Московской области, это ограничивает права предпринимателей на получение государственной поддержки;
отсутствует информация о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в отчете, предоставляемом в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Комиссия считает необходимым внести изменения в Закон Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в части устранения перечисленных недостатков:
1) вернуться к рассмотрению вопроса целеполагания с точки зрения практической реализации Закон Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", учитывая основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, сформулированные в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2) включить в текст Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" упоминание об институте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области как элементе системы государственных и общественных институтов развития предпринимательской деятельности;
3) выделить в отдельную статью формы поддержки субъектов предпринимательской деятельности;
4) включить в перечень форм поддержки такую форму поддержки субъектов предпринимательской деятельности как реализация налоговых полномочий органов государственной власти Московской области по патентной системе налогообложения, с определением полномочий органов государственной власти Московской области и прав субъектов малого и среднего предпринимательства при применении патентной системы налогообложения;
5) законодательно установить недопустимость установления дополнительных критериев отбора для получения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в подзаконных актах;
6) законодательно установить требование по обязательности наличия муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) уточнить положения статьи 12 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в части оказания государственной поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласовав их с нормами статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Обратить внимание Правительства Московской области на необходимость включения информации о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в Отчет, предоставляемый в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
По результатам проведения мониторинга Комиссия считает целесообразным:
поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской областной Думы от 24 сентября 2015 г. N 7/139-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.