Методика
определения стоимости строительно-монтажных работ при расчетах за выполненные работы базисно-индексным методом на территории Московской области по новой сметно-нормативной базе 2001 года
(утв. 21 мая 2004 г. (протокол N 05) Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве)
Методика разработана Управлением ценообразования в строительстве ГУ МО "Мособлгосэкспертиза", рассмотрена и утверждена Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве Московской области (Протокол N 05 от 21.05.2004), образованной Правительством Московской области (Постановления от 10.06.2002 N 229/20 и от 26.08.2003 N 507/31).
Методика устанавливает порядок расчетов за выполненные строительно-монтажные работы (СМР) базисно-индексным методом на основании проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном законодательством порядке.
1. Общее положения
1.1. Методика определения стоимости строительно-монтажных работ при расчетах за выполненные работы базисно-индексным методом на территории Московской области по новой сметно-нормативной базе 2001 года (далее - Методика) разработана во исполнение распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 8 августа 2003 года N 40 "О переходе на новую сметно-нормативную базу 2001 года (СНБ-2001) строительного комплекса Московской области" и в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
1.2. Методика предназначена для определения текущей стоимости базисно-индексным методом при расчетах между заказчиком (инвестором) и подрядчиком за фактически выполненные строительно-монтажные работы (далее - СМР), предусмотренные проектно-сметной документацией (далее - ПСД), прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном законодательством порядке.
1.3. Методика применяется в договорных отношениях между заказчиком и подрядчиком, когда в договорах подряда на выполнение строительно-монтажных работ, как составной части стоимости строительной продукции, предусматривается договорная цена СМР в базисном уровне цен, а текущая стоимость фактически выполненных и принятых заказчиком видов работ за конкретный период (месяц) подлежит уточнению путем индексации базисной стоимости СМР, с применением Сборников "Расчетные индексы пересчета стоимости строительно-монтажных работ для Московской области на текущий месяц к ценам 2000 года" (далее - расчетные индексы), разрабатываемых ГУ МО "Мособлгосэкспертиза".
1.4. При составлении сметной документации на основе новой СНБ-2001 и расчетах за выполненные СМР необходимо учитывать:
1.4.1. В соответствии с Постановлениями Госстроя России от 8 апреля 2002 года N 16 и от 1 января 2003 года N 14 с 1 сентября 2003 года утратили силу нормативные документы Госстроя СССР, составленные в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1991 года и 1984 года.
1.4.2. Согласно постановлению Госстроя России от 08.04 2002 N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и распоряжению Минмособлстроя от 08.08.2003 N 40 "О переходе строительного комплекса Московской области на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве".
1.4.2.1. С 1 сентября 2003 года на территории Московской области вновь разрабатываемая сметная документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
1.4.2.2. Проектно-сметная и предпроектная документация, утвержденная в установленном законодательством порядке до введения в действие распоряжения Минмособлстроя от 08.08.2003 N 40, обязательному пересчету не подлежит.
Сметная документация по объектам, строительство которых начато, и которая прошла экспертизу в ценах 1984 г. (1991 г.), обязательному пересчету в базу цен 2000 года не подлежит Расчеты за выполненные строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы и услуги по указанной документации осуществляются в пределах сметного лимита, установленного по сметной документации, составленной в нормах и ценах 1984 г. (1991 г.) с последующей индексацией в текущий уровень цен до окончания строительства.
1.5. Методика устанавливает порядок разработки и утверждения расчетных индексов и их применения при расчетах за выполненные работы базисно-индексным методом.
1.6. При определении стоимости строительно-монтажных работ необходимо руководствоваться следующими документами новой СНБ-2001:
1.6.1. Государственными элементными сметными нормами на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001).
1.6.2. Территориальными единичными расценками на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (ТЕР-2001 и ТЕРр-2001).
1.6.3. Федеральными единичными расценками на монтажные и пусконаладочные работы (ФЕРм-2001 и ФЕРп-2001).
1.6.4. Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004).
1.6.5. Методическими рекомендациями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001).
1.6.6. Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий я сооружений (ГСН 81-05-01-2001).
1.6.7. Сборником сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001).
1.6.8. Сборником сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001).
1.6.9. Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001).
1.6.10. Сборником сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве на территории Московской области по состоянию на 01.01.2000.
1.6.11. Расчетными индексами пересчета стоимости строительно-монтажных работ для Московской области в текущий уровень цен к ценам 2000 года.
1.6.12 Каталогом текущих оптовых цен на материалы, изделия, конструкции и эксплуатацию машин.
2. Порядок определения базисной стоимости строительно-монтажных работ по новой СНБ-2001
2.1. Сметная документация составляется в нормах 2001 года и ценах 2000 года по составу нормативных документов, формам и в порядке, приведенным в "Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя России от 05 03 2004 N 15/1.
2.2. При составлении сметной документации по новой СНБ-2001 применяются Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001), Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001 и ТЕРр-2001) на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы и Федеральные единичные расценки на монтажные и пусконаладочные работы (ФЕРм-2001 и ФЕРп-2001).
2.3. Расчет оплаты труда в базе норм 2001 года и цен 2000 года определен, исходя из нормальных условий труда рабочего-строителя IV разряда.
2.4. Оплата труда рабочего-строителя IV разряда на 1 января 2000 года составляет 1600 руб. в месяц (1 чел.-час - 9,63 руб.) при среднемесячном количестве рабочих часов 166,25 согласно Постановлению Минтруда РФ от 07.02 2000 N 2092
Стоимость 1 человеко-часа рабочих-строителей определена от среднего разряда работы и приведена в таблице
Средний разряд работы |
Стоимость чел.-час в рублях |
Средний разряд работы |
Стоимость чел.-час в рублях |
Средний разряд работы |
Стоимость чел.-час в рублях |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1,0 |
7,19 |
2,7 |
8,31 |
4,4 |
10,21 |
1,1 |
7,25 |
2,8 |
8,38 |
4,5 |
10,36 |
1Д |
7,31 |
2,9 |
8,45 |
4,6 |
10,50 |
1,3 |
7,37 |
3,0 |
843 |
4,7 |
10,65 |
1,4 |
7,43 |
3,1 |
8,64 |
4,8 |
10,80 |
1,5 |
7,50 |
3,2 |
8,75 |
4,9 |
10,94 |
1,6 |
7,56 |
3,3 |
8,86 |
5,0 |
11,09 |
1,7 |
7,62 |
3,4 |
8,97 |
5,1 |
11,27 |
1,8 |
7,68 |
3,5 |
9,08 |
5,2 |
11,45 |
1,9 |
7,74 |
3,6 |
9,19 |
5,3 |
11,64 |
2,0 |
7,80 |
3,7 |
9,30 |
5,4 |
11,82 |
2,1 |
7,87 |
3,8 |
9,41 |
5,5 |
12,00 |
2,2 |
7,95 |
3,9 |
9,52 |
5,6 |
12,19 |
2,3 |
8,02 |
4,01 |
9,63 |
5,7 1 |
12,37 |
2,4 |
8,09 |
4,1 |
9,77 |
5,8 |
12,55 |
2,5 |
8,16 |
4,2 |
9,92 |
5,9 |
12,74 |
2,6 |
1 8,24 |
4,3 1 |
10,07 |
6,0 |
12,92 |
Оплата труда механизаторов на 1 января 2000 года определяется по "Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию машин и автотранспортных средств", утвержденного и введенного в действие с 15 июля 2001 года Постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 86.
2.5. Территориальные единичные расценки на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (ТЕР-2001 и ТЕРр-2001) новой СНБ-2001 предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ новых, при реконструкции, расширении, техническом перевооружении действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов жилищно-гражданского и производственного назначения и капитальном ремонте, а также для расчетов за выполненные работы на территории Московской области
Каждая таблица ТЕР-2001 содержит прямые затраты, всего, в том числе по элементам прямых затрат (оплата труда, стоимость материалов, стоимость эксплуатации строительных машин, включая оплату труда механизаторов), что обеспечивает определение накладных расходов и сметной прибыли от оплаты труда в базисном уровне цен 2000 года.
2.6. При составлении сметной документации в базисных уровнях норм 2001 года и цен 2000 года накладные расходы и сметная прибыль начисляются от суммы средств на оплату труда рабочих-строителей и заработной платы механизаторов по нормам согласно "Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве" (МДС 81-33.2004), введенным в действие Постановлением Госстроя России от 12 01.2004 N 6, и "Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве" (МДС 81-25.2001), введенным в действие с 01.03.2001 Постановлением Госстроя России от 28 02 2001 N 15.
3. Порядок разработки расчетных индексов для пересчета стоимости строительно-монтажных работ в текущий уровень цен
3.1. За основу разработки расчетных индексов по новой СНБ-2001 приняты Государственные элементные сметные нормы расхода ресурсов, базовые сметные цены на 1 января 2000 года и текущие сметные цены.
3.2. Согласно Распоряжению Министерства строительного комплекса Московской области "О предоставлении (ежемесячно) информации по текущим ценам на строительные материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию строительных машин и механизмов, фонде оплаты труда рабочих-строителей" от 19.12.2001 N 199 и письму Заместителя Председателя Правительства Московской области от 16 01 2004 N 6-77исх администрации муниципальных образований к 5 числу каждого месяца направляют в ГУ МО "Мособлгосэкспертиза" данные о текущих ценах на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию машин и механизмов, а также фонде оплаты труда рабочих-строителей IV разряда (Приложения N 1 и N 2).
Текущие цены на строительные материалы общего применения (металлы, изделия из металлов, кабельная продукция, сантехника и другие) ГУ МО "Мособлгосэкспертиза" получает непосредственно от заводов-изготовителей.
3.3. Расчетные индексы пересчета стоимости строительно-монтажных работ для Московской области в текущий уровень цен к ценам 2000 года разрабатываются по основной номенклатуре видов работ к нормам 2001 года и ценам 2000 года
3.4. Расчет индексов ведется на основе ресурсно-технологических моделей (далее - РТМ), которые формируются для видов работ по сметным нормам ГЭСН-2001 и типовым локальным сметам
В РТМ включаются нормативные расходы ресурсов по ГЭСН-2001 и сметные цены (Приложение N 3), в том числе
- данные о нормативных затратах труда рабочих (нормативной трудоемкости работ), чел.-час,
- данные о нормативном времени эксплуатации строительных машин (маш-час),
- данные о нормативном расходе материалов, изделий и конструкций в принятых физических единицах измерения (м2, м3, т и т.п.),
- базисные сметные цены на 1 января 2000 года,
- накладные расходы,
- сметная прибыль,
- текущие оптовые цены ресурсов.
3.5. Накладные расходы и сметная прибыль в базисном (2000 г) и текущем уровнях цен определяются от оплаты труда рабочих-строителей и оплаты труда механизаторов согласно МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 соответственно.
3.6. Оплата труда рабочих-строителей в базисном уровне определяется согласно п. 2.4 настоящей Методики и ГЭСН-2001, а оплата труда механизаторов - по Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденному и введенному в действие с 15 июля 2001 года Постановлением Госстроя России от 23 07 2001 N 86.
3.7. При разработке расчетных индексов по РТМ в текущем уровне оптовые (отпускные) цены на строительные материалы, изделия и конструкции, полученные от администраций муниципальных образований Московской области, увеличиваются на 13% для учета транспортных расходов по доставке материалов франко-стройплощадка, услуг посредников и заготовительно-складских расходов при строительстве объекта в целом.
3.8. Для каждого вида работ расчетные индексы представляют частное от деления текущей стоимости СМР (без прочих затрат и НДС), полученной путем оценки в текущих ценах соответствующего нормативного набора ресурсов, входящего в РТМ по этому виду работ на соответствующую базисную (2000 г.) сметную стоимость СМР, полученную путем оценки того же набора ресурсов по базисным (2000 г) ценам (без прочих затрат и НДС).
3.9. Расчетные индексы выпускаются в виде сборников по определенной форме (Приложение N 4)
После утверждения Комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве, образованной Правительством Московской области (Постановления от 10.06.2002 N 229/20 и от 26.08.2003 N 507/31) (далее - Комиссия по индексации), расчетные индексы являются обязательными при расчетах за выполненные работы на стройках, финансируемых полностью или частично из бюджета, а также из приравненных к бюджетным источникам фондов.
4. Порядок расчета за выполненные работы базисно-индексным методом
4.1. Текущая стоимость строительно-монтажных работ определяется путем умножения базисной (2000 г.) стоимости вида СМР из состава утвержденной проектно-сметной документации, включающей накладные расходы и сметную прибыль, на соответствующий этому виду работ расчетный индекс
4.2. Возмещение разницы между фактической стоимостью материалов и эксплуатации строительных машин, исчисленной по нормам и проекту на выполненный в соответствующем периоде объем работ, и их стоимостью, определенной соответствующими индексами, производится заказчиком по расчетам подрядчика, подтвержденным платежными документами, при наличии письменного согласования с заказчиком (инвестором) (Приложение N 5)
При этом заказчик (инвестор) и подрядчик должны руководствоваться ст. 709 и ст. 710 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ)
4.3. Возмещение прочих работ и затрат, не учтенных индексами, может производиться только при фактическом наличии этих затрат у подрядчика и при документальном подтверждении их размеров за соответствующий период
Перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 Сводного сметного расчета стоимости строительства в базисных ценах 2000 года, утвержден Комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве (Протокол от 18 02 2004 N 2), (Приложение N 6)
Налоги, отчисления и платежи взимаются в соответствии с действующим законодательством
4.4. По отдельному индивидуальному расчету подрядчика, согласованному с заказчиком и выполненному на основании ПОС, возмещаются затраты по перевозке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых городским пассажирским транспортом.
4.5. Затраты на временные здания и сооружения (далее - ВЗС) определяются по нормам, установленным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) для нового строительства и в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001) для ремонта.
Затраты ВЗС могут определяться по отдельной смете, составленной в базисном (2000 г.) уровне цен с пересчетом в текущие цены по расчетным индексам для видов строительно-монтажных работ.
4.6. Зимние удорожания определяются и возмещаются по нормам, установленным в процентах от стоимости СМР, определенной в текущем уровне цен согласно Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) для нового строительства и Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001) для ремонта.
4.7. Лимит средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сметах, может быть использован только при фактическом наличии этих затрат, а также при наличии на них дополнительной сметы, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
4.8. Начисление и уплата налога на добавленную стоимость должна производиться в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на момент составления сметной документации (актов о приемке выполненных работ).
4.9. Данные о затратах на строительство объекта заносятся подрядной организацией в Акт о приемке выполненных работ (Приложение N 7) и отражаются в Справке по форме N КС-3, применяемой для расчетов с заказчиком (Приложение N 8).
4.10. На экспертизу необходимо представлять сметную документацию на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт объектов, финансирование которых полностью или частично осуществляется из бюджетных средств, составленную в базисном (2000 г.) уровне цен с учетом НДС в соответствии с действующим законодательством (Протокол заседания Московской областной комиссии по индексации цен и ценообразованию в строительстве от 17.03.2004 N 3).
5. Порядок представления на экспертизу сметной документации на капитальный (текущий) ремонт по новой сметно-нормативной базе 2001 года
5.1. Комплектность представляемой на экспертизу сметной документации на капитальный (текущий) ремонт зданий и сооружений составляет:
- письмо заказчика на проведение экспертизы;
- Акт обследования объекта на капитальный ремонт;
- Ведомости дефектов на объем работ по капитальному ремонту объекта;
- сметы на производство работ по капитальному ремонту объекта.
5.2. Акт обследования объекта на капитальный ремонт составляется комиссией с указанием должностей и фамилий.
В Акте указываются: общие сведения по объекту (год постройки, серия, этажность, общая высота, площадь, протяженность и др.); подробное описание конструкций и технического состояния объекта (основания, фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы, балконы, кровли, фасады и др.); описание имеющихся деформаций и повреждений; выводы и предложения по проведению ремонта с перечислением работ; особые условия производства работ (Приложения N 9).
5.3. Ведомость дефектов является основанием для составления смет.
Ведомость дефектов включает в себя подробное описание работ и физические объемы работ.
Ведомость дефектов утверждается заказчиком, согласовывается заместителем Главы администрации по строительству и оформляется подписями членов комиссии, скрепленными печатями (Приложение N 10).
5.4. Локальная смета составляется согласно ведомости дефектов в базисном уровне цен на 1 января 2000 года.
В смете указываются: номер по порядку; шифр, номера нормативов и коды ресурсов; наименование работ и затрат; единицы измерения; количество единиц; цена на единицу измерения; поправочные коэффициенты; стоимость в базе 2001 года.
Индексы пересчета в текущий уровень цен на момент составления сметы согласовываются с заказчиком (инвестором).
Накладные расходы и сметная прибыль определяются в процентах от средств оплаты труда рабочего-строителя и заработной платы машиниста.
Лимитированные и прочие затраты определяются согласно пунктов 4.4, 4.5 и 4.6 настоящей Методики.
Налог на добавленную стоимость устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель директора - Начальник |
Л.Ф. Галицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика определения стоимости строительно-монтажных работ при расчетах за выполненные работы базисно-индексным методом на территории Московской области по новой сметно-нормативной базе 2001 года (утв. 21 мая 2004 г. (протокол N 05) Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве)
Методика разработана Управлением ценообразования в строительстве ГУ МО "Мособлгосэкспертиза", рассмотрена и утверждена Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве Московской области (Протокол N 05 от 21 мая 2004 г.), образованной Правительством Московской области (постановления от 10 июня 2002 г. N 229/20 и oт 26 августа 2003 г. N 507/31).
Методика устанавливает порядок расчетов за выполненные строительно-монтажные работы базисно-индексным методом на основании проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном законодательством порядке
Текст Методики официально опубликован не был