Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министра образования
Московской области
от 3 августа 2015 г. N 4116
"Приложение N 2
к Положению об экспертной оценке
и сертификации учебных модулей,
используемых работниками системы
образования в Московской области
для создания индивидуальных
дополнительных профессиональных программ
(программ повышения квалификации)
Требования
к структуре и содержанию программы учебного модуля (повышения квалификации)
1. Настоящие требования к структуре и содержанию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее - Программа) соответствуют положениям и нормам Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499.
1.1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ модулей, оценочных и методических материалов.
1.2. Реализация Программ направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
1.3. Программы разрабатываются исходя из требований профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
1.4. Программы представляют собой совокупность учебно-методических документов, определяющих вид программы, нормативный срок освоения, цели, планируемые результаты, содержание, технологии, ресурсы и условия реализации образовательной деятельности, критерии и процедуры оценки качества освоения.
1.5. В содержании Программ должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
1.6. Содержание реализуемых Программ и (или) отдельных их компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть актуальным, практически значимым, адаптированным к уровню предшествующего образования слушателей и направлено на достижение целей, планируемых результатов освоения.
1.7. Программа должна иметь четкую структуру и состоять из логически связанных между собой структурных элементов: модулей, дисциплин, разделов, тем.
1.8. Программа может реализовываться в форме стажировки. Порядок реализации Программы в форме стажировки определяется Положением об организации и проведении стажировки как формы повышения квалификации в рамках сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области, утверждаемым приказом министра образования Московской области.
1.9. Программы учебных модулей (академического инвариантного модуля, кафедрального инвариантного модуля, вариативного модуля) являются структурными накопительными элементами индивидуальной (персонифицированной) программы повышения квалификации специалистов и включают в себя учебно-методические документы:
учебный план;
рабочую программу.
2. Учебный план содержит:
2.1. Общую характеристику программы:
цель реализации программы;
планируемые результаты обучения;
категория слушателей (в строгом соответствии с занимаемой должностью);
требования к квалификации слушателей (уровень образования, специализация, стаж, уровень владения базовыми компетенциями и т.п.);
форма обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы); трудоемкость для слушателя (42 часа при модуле - 36 часов; 78 часов при модуле - 72 часа);
режим занятий (количество часов в день, периодичность).
2.2. Перечень разделов и дисциплин.
2.3. Название тем в выделенных разделах, дисциплинах.
2.4. Количество часов, отводимых на изучение тем, разделов.
2.5. В содержании учебного плана предусматриваются три вида учебных занятий и учебных работ (аудиторные: лекции; практические, семинарские занятия, выездные занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, деловые игры; внеаудиторные: самостоятельная работа слушателей по изучению новой темы).
2.6. Формы аттестации и контроля знаний (промежуточный контроль: контрольная работа, эссе, тест; итоговая аттестация: защита итоговой практико-значимой работы).
Примечание: при очно-заочной форме обучения аудиторные занятия составляют 2/3 от количества программных часов, из них 1/3 - лекционные занятия, 1/3 - практические занятия (семинарские, выездные занятия, деловые игры и т.д.); внеаудиторная самостоятельная работа составляет 1/3 от количества программных часов.
При очной форме обучения в учебном плане отсутствуют самостоятельные внеаудиторные занятия, а доля лекционного материала не должна превышать 1/3 объема программы.
При реализации программы в форме проблемно-тематического семинара лекции и самостоятельные работы в учебном плане не предусматриваются.
3. Рабочая программа включает в себя:
3.1. Пояснительную записку.
3.2. Реферативное описание разделов, тем учебного модуля с сохранением логической последовательности учебного материала.
3.3. Перечень актуальных вопросов каждой темы, раздела, которые необходимо раскрыть в процессе обучения.
3.4. Виды учебных занятий в соответствии с учебным планом.
3.5. Список литературы.
3.6. Календарный учебный график.
3.7. Утверждение на заседании кафедры.
3.8. Приложения.
4. Пояснительная записка содержит:
4.1. Общую характеристику учебного модуля: его назначение и место в индивидуальной программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для указанной категории слушателей; связь дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) с профессиональным стандартом "Педагог".
4.2. Обоснование актуальности учебной программы с точки зрения ее профессиональной значимости, востребованности в региональной системе повышения квалификации; направленности на подготовку специалистов для решения актуальных задач инновационного развития социально-экономической сферы.
4.3. Краткое обоснование выбора методик, форм занятий (аудиторные: лекции; практические, семинарские занятия, выездные занятия, деловые игры; внеаудиторные: самостоятельная работа слушателей по изучению новой темы).
4.4. Ожидаемые результаты освоения программы (в виде требований к уровню подготовки слушателей).
4.5. Описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате образования:
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций:
Виды деятельности |
Профессиональные компетенции |
Результаты обучения |
Формы и методы контроля/оценки |
|
освоенные умения |
усвоенные знания |
|||
педагогическая |
|
|
|
|
Научно-исследовательская |
|
|
|
|
методическая |
|
|
|
|
управленческая |
|
|
|
|
проектная |
|
|
|
|
культурно-просветительская |
|
|
|
|
4.6. Условия реализации учебного модуля.
4.7. Описание системы оценки качества освоения программы с указанием на формы и содержание промежуточного и итогового контроля.
4.8. Перечень учебных модулей, дополняющих содержание данного модуля, выбор которых слушателем желателен/возможен.
5. Программное содержание (пп. 4.2 - 4.4) раскрывается в соответствии с данной структурой:
1. (Название раздела, дисциплины).
1.1. (Название темы).
Лекция (основное содержание).
Практическое занятие (семинарское): (основное содержание деятельности слушателей).
1.2. (Название темы).
Самостоятельная внеаудиторная работа (содержание работы слушателей).
6. Список литературы оформляется в три подраздела:
основная литература;
дополнительная литература;
Интернет-ресурсы.
Обязательным требованием является наличие в списках источников, изданных в последние пять лет. Допускается использование основополагающих трудов, опубликованных ранее, если они не переиздавались.
Все рекомендуемые произведения должны раскрывать содержательные особенности той сферы социально-экономической деятельности, к которой отнесены категории слушателей. При необходимости список литературы может содержать подраздел "Нормативно-правовые акты".
7. Приложения к программе учебного модуля содержат:
материалы для организации работы слушателей, в т.ч. раскрывающие содержание внеаудиторной самостоятельной работы слушателей;
диагностические материалы для оценки качества усвоения программы: задания и "ключи" к предусмотренным в учебном плане формам промежуточного контроля, перечень тем итоговых практико-значимых работ, которые должны иметь форму актуального для слушателя продукта;
оценочную балльно-рейтинговую шкалу, соотнесенную с программой и ее содержанием для проверки работ в рамках промежуточного контроля, для проверки практико-значимой работы, для оценки качества защиты слушателем практико-значимой работы.
Приложение: образец оформления титульного листа (приложение N 1);
образец оформления учебного плана дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) (приложение N 2).
Приложение N 1
к Требованиям к структуре
и содержанию программы
учебного модуля дополнительной
профессиональной программы
(повышения квалификации)
Полное наименование организации
___________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Должность
руководителя _________________ ИОФ
"___" ____________________ 20__ г.
Кафедра _______________________
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
"Название"
Вариативный модуль
___ часа
(учебно-методические документы: учебный план, рабочая программа)
Авторы-составители:
Москва 201__
Приложение N 2
к Требованиям к структуре
и содержанию программы
учебного модуля дополнительной
профессиональной программы
(повышения квалификации)
Полное наименование организации
Кафедра ____________________
УТВЕРЖДАЮ
Проректор __________________ ИОФ
_____________ 20__ г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной программы
(повышения квалификации)
"_________________ Название __________________"
Вариативный модуль
___ часа
Цель реализации программы -
Планируемые результаты обучения -
Категория слушателей -
Требования к квалификации слушателей -
Форма обучения -
Трудоемкость для слушателя -
Режим занятий -
N п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная внеаудиторная работа |
||||
в т.ч. выездные занятия, учебные экскурсии, стажировки | ||||||
1 |
раздела 1. ТЕМА |
|
|
|
|
|
1.1 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
1.2 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
1.3 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
1.4 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
2 |
раздела 2. ТЕМА |
|
|
|
|
|
2.1 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
2.2 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
2.3 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
3 |
раздела 3. ТЕМА |
|
|
|
|
|
3.1 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
3.2 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
3.3 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
3.4 |
Наименование темы занятия |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
(36) 72 |
(12) 24 |
(12) 24 |
(12) 24 |
x |
|
Итоговая аттестация |
6 |
x |
x |
x |
Защита итоговой практико-значимой работы |
".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра образования Московской области от 3 августа 2015 г. N 4116 "О внесении изменений в приказ министра образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.