Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу
Министерства здравоохранения
Московской области
от 3 декабря 2015 г. N 1799
Организационно-методические указания
по подготовке Службы медицины катастроф Московской области в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2016 год
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Служба медицины катастроф осуществляет решение задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
Выполнение основных целевых направлений деятельности Службы медицины катастроф Московской области (далее - Служба) обеспечило поддержание на должном уровне готовности государственных учреждений здравоохранения Московской области (далее - Учреждений) и формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и своевременное и качественное оказание медицинской помощи пострадавшим.
Практически во всех муниципальных образованиях Московской области налажена работа Единых дежурно-диспетчерских служб, в которые функционально интегрированы дежурные подразделения Учреждений.
Исполнение Распоряжения Губернатора Московской области от 27 декабря 2012 г. N 612-РГ "Об обмене информацией при возникновении аварийных ситуаций на территории Московской области" (происшествий) находится под непосредственным контролем Министерства здравоохранения Московской области (далее - Министерство).
Данные вопросы регулярно освещаются на ежемесячных постоянно действующих семинарах с заместителями руководителей медицинских организаций, где доводятся требования действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Дальнейшее развитие получила система подготовки штатных и нештатных специалистов Службы на базе кафедры медицины катастроф ФУ В ГБУЗ МО "МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского"(в том числе на выездном цикле в г. Клин).
Совершенствовалась работа бригад экстренной медицинской помощи (далее - БЭМП) Государственного казённого учреждения здравоохранения Московской области "Территориальный центр медицины катастроф"(далее - ГКУЗ МО ТЦМК), дислоцирующихся в муниципальных образованиях Московской области.
По данным статистической отчётности, в течение 2015 года специалисты Службы принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий около 120 чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), зарегистрированных на территории Московской области. Медицинская помощь была оказана более 400 поражённым и больным, из которых свыше 140 человек были госпитализированы. При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС были задействованы более 150 штатных и нештатных медицинских формирований
Службы.
В целях повышения готовности сил и средств Службы к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и консолидации действий органов управления, формирований и учреждений различных ведомств в истекшем году подготовлено и проведено более 800 учебно-тренировочных мероприятий различных уровней.
В мае 2015 года специалисты и формирования Службы были задействованы в демонстрационном полевом учении по ликвидации ЧС в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность - 2015"на территории 179-го Спасательного Центра МЧС России.
По плану Национального антитеррористического комитета проведены командно-штабные учения по проведению первоочередных мероприятий направленных на пресечение теракта по сигналу "Эдельвейс - Московская область - 2015" (г/о Серпухов), "Метель - Московская область - 2015" (г/о Жуковский).
В ходе учений и тренировок совершенствовались вопросы взаимодействия подразделений Службы, скорой медицинской помощи, МВД, ФСБ, аварийно-спасательных формирований МЧС и других оперативных и специальных служб, а также отрабатывались комплексные вопросы управления силами и средствами.
Проведённые учения и тренировки способствовали росту уровня профессиональной подготовки руководящего состава и специалистов Службы, совершенствованию современных технологий управления, прогнозирования медико-санитарных последствий, организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС.
Совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях остается одним из приоритетных направлений деятельности. В 2015 году продолжилось обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи, а также формирование травматологических центров второго и третьего уровней на базе Учреждений.
На основании Соглашения об оказании медицинской помощи населению Московской области и доставки пострадавших в клинические больницы Московской области и города Москвы с использованием вертолётов осуществлено более 37 вылетов авиамедицинской бригады ГКУЗ МО ТЦМК.
Ежеквартально производится освежение и обновление областного резерва медикаментов, перевязочных средств и медицинского имущества, рассчитанного на 500 поражённых, а также неснижаемых запасов медикаментов и медицинского имущества муниципальных учреждений здравоохранения, предназначенные для проведения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Практическая работа Службы во всех режимах функционирования требует чёткой организации обмена информацией, нацеленной на своевременное оповещение, повышение готовности, рациональное и эффективное применение сил и средств Службы.
В реальном масштабе времени обеспечен канал видеоконференцсвязи с ЦУКС ФГБУ ВЦМК "Защита"Минздрава России, ЦУКС ГУ МЧС России по Московской области, который необходим для координации работы Службы.
В целях дальнейшего повышения эффективности функционирования Службы, главной задачей по подготовке органов управления и сил Службы всех уровней на 2016 год считать совершенствование системы медицинского обеспечения населения Московской области при чрезвычайных ситуациях, знаний и навыков, направленных на снижение рисков и тяжести медико-санитарных последствий ЧС. Для решения поставленных задач определить основные направления деятельности Службы в 2016 году:
обеспечение и поддержание постоянной готовности Учреждений и формирований Службы к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного времени;
совершенствование взаимодействия Учреждений и формирований Службы всех уровней, с органами управления и формированиями других министерств, ведомств и организаций, участвующих в ликвидации последствий ЧС на территории Московского региона;
совершенствование системы и порядка информационного обмена о медико-тактической обстановке и возможностях применения медицинских сил и средств;
повышение эффективности функционирования штатных и нештатных учреждений и формирований Службы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
проведение мероприятий по восполнению и эффективному использованию резервов (запасов) материально-технических средств, предназначенных для ликвидации медико- санитарных последствий ЧС;
совершенствование работы по организации медицинского обеспечения мероприятий с массовым сосредоточением людей на территории Московской области.
1. В целях совершенствования организации управления Службой:
1.1. Директору ГКУЗ МО ТЦМК:
1.1.1. Совершенствовать систему видеоконференцсвязи с Центром управления в кризисных ситуациях ФГБУ ВЦМК "Защита"Минздрава России и обеспечить функционирование дежурной службы ГКУЗ МО ТЦМК в сети видеоконференцсвязи Правительства Московской области.
1.1.2. Продолжить участие в реализации мероприятий по медицинской составляющей при организации единой "Службы "112"и системы "103"на территории Московской области.
1.2. Начальникам Управлений координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства, руководителям Учреждений:
1.2.1. Продолжить работу по интеграции дежурных служб Учреждений в систему единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований.
1.2.2. Обеспечить исполнение требований приказа Министерства от 02.12.2015 N 1779 "Об организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий при возникновении аварийных ситуаций (происшествий) на территории Московской области".
2. Подготовка органов Учреждений и формирований Службы
Формами подготовки специалистов Службы являются специальные учения, командно-штабные учения (далее - КШУ) и тренировки (далее - ШТ), на которых в реальной многовариантной обстановке отрабатывается комплекс мероприятий по взаимодействию, осуществляется документооборот по обмену информацией, создаются различные условия для тренинга Учреждений, принятия адекватных решений на ликвидацию последствий ЧС. Реализовывать данное направление деятельности необходимо с учетом угроз и рисков, особенностей выполнения аварийно-спасательных работ, развития технологий управленческой деятельности.
Главными направлениями подготовки в 2016 году считать: совершенствование навыков руководителей различных уровней в планировании медицинского обеспечения населения в ЧС и организации управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени; проведении расчетов и анализа возможных санитарных потерь, исходя из конкретных местных условий, и уточнения потребности в медицинских силах и средствах, необходимых для обеспечения населения; организацию взаимодействия с органами управления и формированиями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
2.1. Директору ГКУЗ МО ТЦМК:
2.1.1. Принимать активное участие в подготовке и проведении КШУ, ШТ. и специальных учений и занятий на территории Московской области, в том числе во исполнение Решений объединенных Коллегий органов исполнительной власти.
2.1.2. Организовать сбор и обобщение заявок на последипломное обучение специалистов Службы по актуальным вопросам медицины катастроф на 2016 год и обеспечить направление специалистов Службы на циклы усовершенствования.
2.1.3. Совместно с кафедрой медицины катастроф ФУВ МОНИКИ организовать учебный процесс с использованием дистанционного обучения.
2.1.4. Продолжить подготовку специалистов взаимодействующих оперативных структур (сотрудники ДПС, спасатели, УГПС) и других категорий граждан по вопросам оказания первой помощи, в том числе с использованием Симуляционного тренинг-центра ФУВ МОНИКИ.
2.2. Начальникам Управлений координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства, главным врачам Учреждений.
2.2.1. Определять темы и формы специальной подготовки по вопросам Службы медицины катастроф, исходя из особенностей территории, наличия потенциально опасных производственных объектов, возможных ЧС и конкретной медико-санитарной обстановки.
2.2.2. Организовать чёткую систему учёта и планирования повышения квалификации специалистов Службы и обеспечить своевременное представление в ГКУЗ МО ТЦМК заявок на обучение специалистов по вопросам медицины катастроф.
3. Организация медицинского обеспечения населения
В целях повышения готовности к ликвидации медико-санитарных последствий возможных террористических угроз ежегодно оценивать готовность персонала медицинских организаций к работе в этих условиях, используя имеющиеся научно-методические разработки. Планомерно повышать квалификацию сотрудников Учреждений по вопросам санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий при возможных террористических угрозах.
3.1. Директору ГКУЗ МО ТЦМК:
3.1.1. Провести корректировку Плана медико-санитарного обеспечения населения Московской области при чрезвычайных ситуациях по состоянию на 01.04.2016 года.
3.1.2. Продолжить работу по совершенствованию алгоритмов взаимодействия медицинских учреждений и формирований в системе Службы, в том числе при организации медицинского обеспечения массовых мероприятий на территории Московской области.
3.1.3. Обеспечить участие руководящего состава ГКУЗ МО ТЦМК в работе оперативных штабов при подготовке и проведении мероприятий с массовым сосредоточением людей на территории Московской области и организовать взаимодействие с Учреждениями.
3.1.4. Обеспечить обобщение сведений о сезонной травме.
3.1.5. Совершенствовать работу БЭМП ГКУЗ МО ТЦМК на региональных и федеральных автомобильных дорогах и продолжить проведение мероприятий по совершенствованию системы оказания экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в ДТП на территории Московской области.
3.2. Начальникам Управлений координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства, главным врачам Учреждений:
3.2.1. Откорректировать Договоры о взаимодействии в системе межтерриториальных объединений при ликвидации ЧС по состоянию на 01.07.2016 года.
3.2.2. Обеспечить еженедельное представление отчётов о сезонной травме.
3.2.3. Продолжить проведение мероприятий по обеспечению Учреждений резервными источниками снабжения электрической энергией (РИСЭЭ). Сведения об их наличии с указанием технических характеристик представлять в ГКУЗ МО ТЦМК ежегодно в сроки сдачи годовых отчётов по Службе (форма - приложение N 1).
3.2.4. Обеспечить своевременное представление полных и достоверных сведений о наличии, использовании и восполнении неснижаемых запасов медикаментов и медицинского имущества, предназначенного для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по форме 4/МК в ГКУЗ МО ТЦМК согласно Табеля срочных донесений.
3.2.5. Откорректировать Схемы эвакуации больных из Учреждений, которые представлять в ГКУЗ МО ТЦМК ежегодно в сроки сдачи годовых отчётов по Службе (форма - приложение N 2).
3.2.6. Принять меры по обеспечению персонала Учреждений и медицинских формирований средствами индивидуальной защиты.
3.2.7. Обеспечить взаимодействие с руководством ГКУЗ МО ТЦМК и БЭМП при подготовке к проведению мероприятий с массовым сосредоточением людей.
4. Учёт и отчетность
При составлении отчётов по Службе руководствоваться требованиями приказа Министерства здравоохранения Московской области от 17.03.2005 N 49 "О принятии к исполнению приказа Минздравсоцразвития России от 03.02.2005 г. N 112".
4.1. Директору ГКУЗ МО ТЦМК:
4.1.1. Обеспечить представление в Министерство и Штаб ВСМК (ФГБУ "ВЦМК "Защита"Минздрава России"):
- отчётов по формам 1/МК, 2/МК ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца (нарастающим итогом);
- отчётов по формам 3/МК, 4/МК по полугодиям до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца;
- отчётов о выполнении "Организационно-методических указаний по подготовке Территориальной службы медицины катастроф Московской области в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях"по полугодиям до 20.07.2016 года и 20.02.2017 года;
- Пояснительной записки к годовому отчёту Службы до 15.03.2016 года.
4.1.2. Обеспечить представление в МИАЦ Московской области сводных статистических отчётов по формам NN 55, 56 в соответствии с графиком сдачи годовых отчетов, утверждённым приказом Минздрава Московской области.
4.2. Начальникам Управлений координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства, главным врачам Учреждений организовать своевременное представление в ГКУЗ МО ТЦМК:
4.2.1. Донесений о ЧС, произошедших на подведомственной территории, в соответствии с Табелем срочных донесений Службы медицины катастроф (форма 165/у-05) и критериями ЧС для здравоохранения.
4.2.2. Карточек учёта детей, пострадавших в ДТП на территории Московской области (приложение N 2 к приказу Министерства от 06.04.2004 N 99).
4.2.3. Отчётов по формам 1/МК и 2/МК ежеквартально нарастающим итогом до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца.
4.2.4. Отчётов по форме 4/МК по полугодиям до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца.
4.2.5. Сводных годовых статистических отчетов по формам NN 55, 56 в соответствии с графиком сдачи годовых отчетов, утверждённым приказом Министерства.
4.2.6. Отчётов о выполнении "Организационно-методических указаний по подготовке Территориальной службы медицины катастроф Московской области в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях" по полугодиям в срок до 10.07.2016 г. и 10.02.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.