В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьями 103, 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Московская областная Дума постановила:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". (Прилагается.)
2. Назначить официальным представителем Московской областной Думы при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Лазутину Л.Е. - депутата Московской областной Думы, председателя Комитета по вопросам образования и культуры.
3. Направить настоящее постановление и прилагаемый к нему проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать законодательную инициативу Московской областной Думы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.
Председатель |
И.Ю. Брынцалов |
Вносится
Московской областной Думой
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Внести в абзац первый части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2011, N 19, ст. 2715; 2013, N 30, ст. 4029) изменение, изложив его в следующей редакции:
"1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе непринятие родителями или иными законными представителями несовершеннолетних установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних и их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в общественных местах, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, - ".
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях усиления ответственности родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе за непринятие мер, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации") в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации было предоставлено право своими законами устанавливать административную ответственность родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
В связи с реализацией правовых норм Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" во всех субъектах Российской Федерации были приняты новые законы либо были внесены в уже действующие законы изменения, направленные на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и устанавливающие меры по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
В 2009 - 2011 годах всеми субъектами Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие административную ответственность родителей, должностных лиц, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
Однако Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях от 2 ноября 2011 г. N 1-Г11-26, от 13 марта 2013 г. N 64-АПГ13-1 и от 20 августа 2014 г. N 74-АПГ14-7 признал недействующими положения законодательства субъектов Российской Федерации об установлении административной ответственности за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда, указав при этом, что административная ответственность родителей уже предусмотрена статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации были признаны утратившими силу региональные нормативные правовые акты, устанавливающие административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
На практике при производстве по делам об административных правонарушениях по привлечению к административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних, допустивших нахождение несовершеннолетних в ночное время в местах, где их нахождение не допускается, по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальные органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав испытывают трудности в привлечении родителей или иных законных представителей к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как состав данного административного правонарушения - формальный. Факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренных законом обязанностей, вне зависимости от наступления каких-либо вредных последствий, считается правонарушением, которое относится к категории "длящееся". Сам факт нахождения подростка в ночное время вне дома не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо неоднократно доказывать, что нахождение подростков в ночное время в местах, где их нахождение не допускается, связано с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей по воспитанию. Это ведет к ослаблению родительского контроля за детьми, ставит под угрозу безопасность детей, способствует дальнейшему распространению их безнадзорности, вовлечению в антиобщественные действия и преступления.
С учетом изложенного в целях совершенствования положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменение в часть 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе за непринятие установленных в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних и их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в общественных местах, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Московской областной Думы от 23 июня 2016 г. N 44/171-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст постановления официально опубликован не был