Распоряжение Правительства Московской области
от 16 декабря 2016 г. N 421-РП/46
"О Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области"
12 апреля 2017 г.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в целях оптимизации расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств Московской области, а также в целях - обеспечения организации, ведения и развития централизованного бухгалтерского (бюджетного) учета:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области.
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области.
Распоряжением Правительства Московской области от 12 апреля 2017 г. N 184-РП в пункт 3 внесены изменения
3. Установить, что Министерство экономики и финансов Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление организационно-методического обеспечения организации, ведения и развития централизованного бухгалтерского (бюджетного) учета на территории Московской области.
4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Вице-губернатора Московской области Габдрахманова И.Н.
Исполняющий обязанности |
И.Н. Габдрахманов |
Концепция
централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области
(утв. распоряжением Правительства Московской области
от 16 декабря 2016 г. N 421-РП/46)
12 апреля 2017 г.
I. Характеристика текущего положения организации бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях Московской области
В настоящее время в Московской области действует более 1000 государственных учреждений Московской области, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным органам Московской области (далее - государственные учреждения), из них подведомственных Министерству здравоохранения Московской области - 317 государственных учреждений (казенных - 24, бюджетных - 242, автономных - 51), Министерству культуры Московской области 29 государственных учреждений (бюджетных - 10, автономных - 19), Министерству образования Московской области - 73 государственных учреждения (казенных - 5, бюджетных - 62, автономных - 6), Министерству социального развития Московской области - 224 государственных учреждения (казенных - 123, бюджетных - 89, автономных - 12), Министерству физической культуры и спорта Московской области - 26 государственных учреждений (бюджетных - 17 автономных - 9).
Ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование бухгалтерской (бюджетной) отчетности осуществляются соответствующими самостоятельными структурными подразделениями государственных учреждений, что закреплено в учетной политике учреждения.
Применяемый способ организации бухгалтерского (бюджетного) учета государственных учреждений имеет ряд недостатков. В частности, допускаются случаи несоблюдения установленного нормативными документами порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности, положений учетной политики учреждений, графиков документооборота применения неутвержденных форм первичной учетной документации, что в конечном итоге может приводить к снижению оперативности учета и качества представленной отчетности. В связи с использованием для ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности разнообразных программных продуктов в государственных учреждениях Московской области возникает целый ряд различий в подходах к организации такой деятельности. Это, в свою очередь, препятствует унификации и комплексной обработке данных, проведению общеотраслевых и межотраслевых исследований выявлению значимых тенденций в приоритетных сферах развития и принятию системных управленческих решений.
Таким образом, более дорогая, разрозненная и трудозатратная модель работы по организации бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности не позволяет добиться желаемых результатов, снижает качество и оперативность учета, не позволяет применять единообразный подход к отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности фактов хозяйственной жизни а по ряду моментов продуцирует информационный вакуум и создает препятствия для подготовки и оперативного принятия оптимальных решений как в отдельных отраслях, так и на межотраслевом уровне.
В сложившейся ситуации назрела необходимость передачи функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных учреждений на обслуживание специализированному учреждению (централизованной бухгалтерии).
Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета позволит снизить расходы содержание административно-управленческого персонала государственных учреждении и повысить качество финансового менеджмента.
Подобный шаг позволит повысить профессионализм бухгалтерских кадров и усовершенствовать деятельность кадровых подразделений, стандартизировать и унифицировать учетные процессы сократить расходы бюджета, повысить эффективность внутреннего финансового контроля деятельности государственных учреждении, сформировать базу данных для аналитических исследований и оценки деятельности государственных учреждений в реальном времени.
II. Основные направления работы по реализации Концепции
Работа по реализации Концепции требует принятия мер по следующим направлениям:
выбор оптимальной территориальной и организационно-управленческой модели работы централизованной бухгалтерии;
методическое обеспечение организации работы централизованной бухгалтерии;
принятие комплекса мер по обеспечению единообразия в ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных учреждений;
передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных учреждений на обслуживание в централизованную бухгалтерию на основании Договора об обслуживании централизованной бухгалтерией государственного учреждения Московской области (далее - договор об обслуживании), содержащего регламент взаимодействия государственного учреждения с централизованной бухгалтерией;
мониторинг деятельности централизованной бухгалтерии;
организация и осуществление внутреннего контроля в рамках переданных полномочий.
В то же время мероприятия, направленные на обеспечение централизации бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование бухгалтерской (бюджетной) отчетности однотипных государственных учреждений, позволят выявлять проблемы, возможности, учитывать отраслевые особенности работы в различных сферах, а потому могут выполняться параллельно с проработкой методического обеспечения основ организации работы централизованной бухгалтерии и учитываться при определении функционала, формирования учетной политики, графика документооборота и прочих аспектов ее деятельности.
III. Территориальная и организационно-управленческая модель работы централизованной бухгалтерии
Организация централизованной бухгалтерии для государственных учреждении целесообразна по межотраслевому принципу, путем объединения в одном государственном учреждении Московской области задач по обслуживанию государственных учреждений различной отраслевой принадлежности.
В целях обеспечения территориальной доступности централизованной бухгалтерии для государственных учреждений, расположенных в различных муниципальных образованиях Московской области, планируется организация филиалов централизованной бухгалтерии, по кустовому принципу объединяющих несколько муниципальных районов и городских округов Московской области.
Распределение государственных учреждений между филиалами должно осуществляться на основании предложений центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - ЦИОГВ) и самих государственных учреждений с учетом их представления относительно удобства и транспортной доступности соответствующих подразделений централизованной бухгалтерии.
Наличие у централизованной бухгалтерии филиальной сети позволит упростить контакты с обслуживаемыми государственными учреждениями, обеспечить транспортную доступность при взаимодействии работников государственного учреждения и централизованной бухгалтерии по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Одним из важных вопросов, требующих решения, станет вопрос о численности работников централизованной бухгалтерии (включая число работников отдельных филиалов) и подборе кадров. При его решении предполагается придерживаться следующих принципов:
подбор кадров из числа опытных специалистов подразделений, осуществляющих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях, передаваемых на централизованное обслуживание;
обоснованный расчет численности работников централизованной бухгалтерии;
оптимизация моделей организации труда работников централизованной бухгалтерии и их взаимодействия с обслуживаемыми государственными учреждениями, позволяющих обеспечить наибольшую производительность труда при наименьших физических и материальных затратах;
поэтапное заключение договоров об обслуживании централизованной бухгалтерией государственных учреждений.
Увеличение численности работников централизованной бухгалтерии планируется осуществлять постепенно, по мере увеличения числа обслуживаемых учреждений.
IV. Определение функционала и методическое обеспечение работы централизованной бухгалтерии
Выбирая из различных вариантов организации работы создаваемой централизованной бухгалтерии, наиболее обоснованным представляется остановиться на максимально возможной централизации по функциональному признаку. Причем предполагается перевод большей части задач, осуществляемых в настоящее время бухгалтериями государственных учреждений, в централизованную бухгалтерию.
При организации работы централизованной бухгалтерии по функциональному признаку планируется рассматривать все возможные аспекты деятельности по бухгалтерскому (бюджетному) учету, формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности, осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, проведению анализа и мониторинга финансового состояния обслуживаемых государственных учреждений в рамках переданных полномочий.
Непрофильные функции, если таковые в настоящее время фактически выполняются структурными подразделениями, осуществляющими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях (например, организация осуществления закупок, кадровый учет с формированием и отражением приказов и информации из табелей учета рабочего времени в едином программном продукте и т.п.), передаваться в централизованную бухгалтерию не должны, за исключением закупок для нужд централизованной бухгалтерии.
При организации работы централизованной бухгалтерии и взаимодействия с государственными учреждениями потребуется учесть ряд отраслевых особенностей, включая:
состав имущества;
структуру, функционал и определяемые этим особенности финансового обеспечения государственного учреждения;
отраслевые особенности оплаты труда работников;
наличие приносящей доход деятельности (оказание платных услуг, выполнение работ, применяемые виды расчетов за них), особенности учета затрат и формирования себестоимости, и другие.
Оформление первичных учетных документов, передача их скан-копий с использованием межведомственной системы электронного документооборота в централизованную бухгалтерию, отражение кадровых приказов, касающихся начисления заработной платы и табелей учета рабочего времени, а также ведение и отражение кассовых операций будет осуществляться работниками государственных учреждений самостоятельно в едином программном продукте, используемом централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми учреждениями. Ответственность за правильность, достоверность, своевременность и качество их оформления будет возложена на руководителей государственных учреждений. Работа в едином программном продукте и в едином информационном пространстве обеспечит получение информации в режиме реального времени о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, что позволит контролировать их движение и остатки, не обращаясь в централизованную бухгалтерию.
Отражение, систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету скан-копях первичных (сводных) учетных документов, указанных в абзаце девятом настоящего раздела, в целях отражения ее в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета, будет осуществляться работниками централизованной бухгалтерии. Ответственность за правильность, своевременность и полноту ее отражения будет возлагаться на руководителя централизованной бухгалтерии.
При этом необходимо вовлекать в организацию и осуществление деятельности централизованной бухгалтерии как ЦИОГВ и государственные органы Московской области, в ведении которых находятся соответствующие государственные учреждения, так и сами государственные учреждения, в том числе в рамках организации рабочих групп и обеспечения открытого диалога всех участников, позволяющего выявить и принять обоснованные решения по всем возникающим проблемным вопросам.
Распоряжением Правительства Московской области от 12 апреля 2017 г. N 184-РП в раздел V внесены изменения
V. Меры по обеспечению единообразия ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности в государственных учреждениях
В целях недопущения централизованной бухгалтерией недостатков в работе подразделений, осуществляющих ведение централизованного бухгалтерского (бюджетного) учета государственных учреждений, необходимо проведение детального исследования и оценки практики ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных учреждений различных отраслей. При этом необходимо предусмотреть перевод государственных учреждений на единое программное обеспечение, введенное в эксплуатацию Министерством экономики и финансов Московской области и зарегистрированное в Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, при условии сохранения в едином программном обеспечении отраслевых особенностей работы отдельных государственных учреждений. При использовании единого программного обеспечения должны применяться современные web-технологии.
Отраслевые особенности целесообразно рассматривать в рамках деятельности рабочих групп и учитывать при организации работы централизованной бухгалтерии и ее взаимодействия с государственными учреждениями.
Предпринимаемые шаги, направленные на обеспечение единообразия бухгалтерского (бюджетного) учета и внедрения единого программного продукта для ведения бухгалтерского (бюджетного) учета с применением современных web- технологий, потребуют проведения мероприятий по обучению специалистов предлагаемым методикам и технологиям работы на подготовительной стадии, до начала полномасштабного функционирования централизованной бухгалтерии.
VI. Передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета государственных учреждений централизованной бухгалтерии
Организация передачи функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета государственных учреждений централизованной бухгалтерии обеспечит возможность непрерывного ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, своевременного формирования и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, исключит возникновение экстремальных нагрузок на специалистов и руководителей государственных учреждений, позволит планомерно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и оказывать государственные услуги в требуемых объемах и требуемого качества, не создавая неудобств для потребителей (в том числе потребителей платных услуг), а также в дальнейшем исключить расчеты наличными денежными средствами через кассы государственных учреждений.
Для этих целей передачу указанных функций государственных учреждений централизованной бухгалтерии планируется осуществлять по графикам, учитывающим в том числе такие факторы, как:
степень готовности работников государственного учреждения и централизованной бухгалтерии;
наличие необходимых программных и технических средств;
проработанность процедур и моделей взаимодействия с учетом отраслевых особенностей конкретного государственного учреждения;
положительный результат работ по унификации и систематизации работы государственного учреждения в установленных программных комплексах.
В случае выявления в процессе передачи функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета государственных учреждений централизованной бухгалтерии отдельных проблем, требующих дополнительных временных затрат, первоначально составленные графики могут подлежать корректировке.
При этом предлагается поэтапная централизация бухгалтерского (бюджетного) учета государственных учреждений со штатной численностью свыше 2000 единиц должностей.
Принимаемые меры должны позволить осуществить переход большинства государственных учреждений на обслуживание централизованной бухгалтерией уже с 1 апреля 2017 года. Также запланирован перевод в течение 2018 года всех ЦИОГВ, государственных органов Московской области и подведомственных им государственных учреждений на обслуживание в централизованную бухгалтерию.
Передача функций ЦИОГВ, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии планируется осуществлять в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области и методическими рекомендациями по организации взаимодействия между централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми ЦИОГВ, государственными органами Московской области и государственными учреждениями.
VII. Мониторинг и повышение эффективности работы централизованной бухгалтерии
В целях обеспечения максимально эффективной работы централизованной бухгалтерии результаты передачи функций государственных учреждений по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии должны быть оценены с учетом удобства предложенных механизмов взаимодействия, а также возможностей выполнения аналитических задач в финансовой сфере.
Распоряжением Правительства Московской области от 12 апреля 2017 г. N 184-РП в План внесены изменения
План
мероприятий по реализации Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области
(утв. распоряжением Правительства Московской области
от 16 декабря 2016 г. N 421-РП/46)
12 апреля 2017 г.
N |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Создание государственного учреждения Московской области, осуществляющего функции централизованной бухгалтерии |
||
1.1 |
Подготовка проекта распоряжения Правительства Московской области о создании государственного учреждения Московской области, осуществляющего функции централизованной бухгалтерии (далее - Учреждение) |
Министерство экономики и финансов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области |
декабрь 2016 |
1.2 |
Подготовка предложений по предельной штатной численности и фонду оплаты труда, а также норм материально-технического обеспечения Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - январь 2017 |
1.3 |
Разработка и утверждение положения по оплате труда работников Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - январь 2017 |
1.4 |
Подготовка предложений по размещению Учреждения |
Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - май 2017 |
1.5 |
Подготовка проекта, согласование и утверждение Устава Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области |
декабрь 2016 - январь 2017 |
1.6 |
Разработка и доведение в установленном порядке методических рекомендаций по организации финансово-экономического обеспечения деятельности государственных учреждений Московской области (далее - обслуживаемые организации), в отношении которых Учреждение исполняет функции по ведению бухгалтерского учета, формированию бухгалтерской отчетности и иные функции по финансово-экономическому обеспечению их деятельности |
Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - январь 2017 |
1.7 |
Обеспечение в установленном порядке государственной регистрации Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - январь 2017 |
1.8 |
Организация материально-технического обеспечения Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - май 2017 |
1.9 |
Подбор кадров для работы в Учреждении |
Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016-октябрь 2017 |
1.10 |
Обеспечение Учреждения и его филиалов рабочими помещениями |
Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области |
декабрь 2016 - декабрь 2017 |
2 |
Организация работы Учреждения и обслуживаемых организаций |
||
2.1 |
Заключение договоров на обслуживание между Учреждением и обслуживаемыми организациями |
руководители обслуживаемых организаций, руководитель Учреждения (филиала) |
январь - декабрь 2017 |
2.2 |
Перевод обслуживаемых организаций на централизованное бухгалтерское обслуживание в Учреждение согласно планам перевода между централизованной бухгалтерией Московской области и обслуживаемыми организациями |
Министерство экономики и финансов Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, руководители обслуживаемых организаций |
декабрь 2016 - январь 2018 |
2.3 |
Уничтожение дел по финансово-хозяйственной деятельности с истекшими сроками хранения, передача в Учреждение дел за 2013 - 2015 годы не подлежащих уничтожению. Сдача обслуживаемыми организациями в архивы дел, подлежащих длительному и бессрочному хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации по архивному делопроизводству |
руководители обслуживаемых организаций |
январь 2017 - январь 2018 |
2.4 |
Внесение, при необходимости, в установленном порядке изменений в уставы обслуживаемых организаций |
руководители обслуживаемых организаций |
декабрь 2016 - январь 2018 |
3 |
Подготовка нормативных правовых документов по работе Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области |
декабрь 2016 - май 2017 |
4 |
Разработка и внедрение единого программного обеспечения процесса создания и развития системы централизованных бухгалтерий и обслуживаемых организаций с учетом отраслевых особенностей |
Министерство экономики и финансов Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, руководители обслуживаемых организаций |
декабрь 2016 - январь 2018 |
5 |
Иные мероприятия |
||
5.1 |
Подготовка графика перевода учреждений, предложений по сокращению штатной численности работников подразделений и перечня сокращаемых должностей, осуществляющих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета в обслуживаемых организациях |
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, руководители обслуживаемых организаций |
январь 2017 - январь 2018 |
5.2 |
Проведение организационно-штатных мероприятий в отношении работников обслуживаемых организаций, должности которых сокращаются |
Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, руководители обслуживаемых организаций |
февраль 2017 - январь 2018 |
5.3 |
Обучение работников Учреждения |
Министерство экономики и финансов Московской области |
январь 2017 - декабрь 2019 |
5.4 |
Подготовка и утверждение плана перевода центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и подведомственных им государственных учреждений на обслуживание в Учреждение |
Министерство экономики и финансов Московской области |
октябрь 2017 - декабрь 2018 |
5.5 |
Перевод центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и подведомственных им государственных учреждений на обслуживание в Учреждение |
Министерство экономики и финансов Московской области, центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, руководители обслуживаемых организаций |
январь 2018 - декабрь 2019 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Московской области от 16 декабря 2016 г. N 421-РП/46 "О Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области"
Текст распоряжения опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 16 декабря 2016 г.; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 9 февраля 2017 г., N 24; в "Информационном вестнике Правительства Московской области", апрель 2017 г., N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Московской области от 12 апреля 2017 г. N 184-РП