Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за 2016 год
Основные направления федеральной и региональной налоговой политики по-прежнему сфокусированы на решении двух стратегических задач: создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечение структурных изменений в российской экономике; повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков. Решение этих задач должно способствовать повышению конкурентоспособности экономики Московской области.
В налоговом законодательстве Московской области Московская областная Дума по предложениям Губернатора Московской области, а также Комитета использует все возможности для обеспечения экономического роста, создания налоговых стимулов поддержки малого и среднего бизнеса, которые предоставляет федеральное законодательство.
Закон Московской области N 4/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" разработан и принят в целях повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. На федеральном уровне предусмотрено разработать меры, позволяющие обеспечить полноценную интеграцию налоговой политики (в части предоставления налоговых льгот), в том числе разработать методику оценки эффективности налоговых льгот.
Учитывая, что на федеральном уровне указанная методика не разработана, до 1 января 2017 года приостановлено действие второго предложения абзаца первого и подпунктов 1 - пункта 4 статьи 3, подпунктов 2 и 4 статьи 6 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
Закон Московской области N 15/2016-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 "Ограничения по установлению налоговых льгот" и статью 26.10 "Льготы, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны" Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" разработан и принят в целях повышения инвестиционной привлекательности Московской области.
Данный Закон направлен на совершенствование механизма оказания государственной поддержки резидентам особых экономических зон Московской области и предусматривает реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по установлению для резидентов особых экономических зон пониженных ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, и льгот по транспортному налогу.
Закон Московской области N 140/2016-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2017 год" разработан и принят в рамках реализации налоговых полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях экономического регулирования миграционных потоков.
Для обеспечения стабильности налоговой нагрузки и стимулирования притока на территорию Московской области иностранных работников коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда Московской области на 2017 год, был установлен в размере 2,05381, что позволило размер авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность на территории Московской области, сохранить в размере 4 000 рублей в месяц.
Закон Московской области от 28.11.2016 N 141/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области".
В соответствии с Федеральным Законом от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2014 года законами субъектов Российской Федерации о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, для отдельных объектов недвижимого имущества могут быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости этих объектов.
В пределах предоставленных полномочий в Московской области в 2016 году установлены особенности исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости для торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства.
С 1 января 2017 года расширен перечень видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на территории Московской области определяется исходя из их кадастровой стоимости, а именно: в него включены жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, а также на 2017 год установлена ставка налога на имущество организаций по указанным объектам налогообложения, в том числе по торговым центрам, в размере 1,5 процентов, что соответствует уровню 2016 года.
Реализация положений данного Закона, помимо расширения налоговой базы налога на имущество организаций, будет способствовать решению проблемы стимулирования продаж объектов недвижимости и увеличит инвестиционные возможности организаций торговли по развитию бизнеса.
Закон Московской области N 142/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области" разработан и принят в связи с окончанием с 1 января 2017 года переходного периода и введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). (Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (в ред. от 30.09.2014).
Виды экономической деятельности, в отношении которых на территории Московской области ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлена в размере 10 процентов, а также в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, указаны в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 с учетом переходных ключей, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Одновременно до 31 декабря 2017 года продлено действие пониженной налоговой ставки в размере 10 процентов для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, которые являются приоритетными для Московской области. С 1 января 2017 года для всех групп налогоплательщиков, выбравших патентную систему налогообложения, значения потенциально возможного к получению годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности увеличены на индекс потребительских цен в размере 1,072, утвержденный приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.11.2016 N 698.
При рассмотрении этого вопроса было принято во внимание, что величина потенциально возможного к получению годового дохода последний раз в Московской области изменялась в 2015 году и только для предпринимателей, работающих без привлечения наемных работников или имеющих не более трех наемных работников. Для тех, у кого в штате от четырех до 15 человек, индексация потенциально возможного к получению годового дохода не проводилась уже два года.
Закон Московской области N 165/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области" разработан и принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральной закон от 3 июля 2016 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", изменяющий порядок определения видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых субъекты Российской Федерации вправе вводить "налоговые каникулы". В целях реализации вновь установленного порядка принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р, которым определен перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, и перечень кодов услуг, относящихся к бытовым услугам.
Принятие данного Закона позволило сохранить для всех впервые зарегистрировавшихся в 2016 году индивидуальных предпринимателей, осуществлявших деятельность в сфере бытовых услуг, право на применение "налоговых каникул" в 2017 году.
Кроме того, с 1 января 2017 года на пять видов расширен перечень видов деятельности, по которым в Московской области возможно применять патентую систему налогообложения.
В данный перечень вошли следующие виды деятельности:
предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла;
обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
обработка металлических изделий механическая;
деятельность специализированная в области дизайна;
дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования.
Закон Московской области N 188/2016-ОЗ "Об установлении в Московской области даты начала начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года" разработан и принят в целях адаптации налогоплательщиков к новому порядку уплаты налога на имущество физических лиц на основе кадастровой оценки имущества.
Перенос даты начала начисления пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года на 1 мая 2017 года позволит создать благоприятные условия для исполнения владельцами недвижимого имущества обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год.
Закон Московской области N 192/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", дополнении его статьями 26.20 "Льготы, предоставляемые участникам и привлеченным лицам специальных инвестиционных контрактов", 26.21 "Льготы, предоставляемые участникам региональных инвестиционных проектов", 26.22 "Льготы, предоставляемые организациям, заключившим концессионное соглашение о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации имущества аэродромов аэропортов", 26.23 "Льготы, предоставляемые организациям, реализующим инвестиционные проекты по строительству и последующей эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления" и признании утратившими силу статей 26.5 "Льготы, предоставляемые организациям, принявшим на бухгалтерский учет в качестве основных средств объекты инженерной, транспортной и инновационной инфраструктуры в целях обеспечения функционирования технико-внедренческой особой экономической зоны" и 26.6 "Льготы, предоставляемые гражданам, на которых распространяется действие Закона Московской области "О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году" разработан и принят в целях формирования благоприятного инвестиционного климата для создания промышленных производств на территории Московской области.
С 2017 года в Московской области установлены налоговые льготы четырем новым категориям налогоплательщиков.
Основными целями бюджетной политики Московской области в 2016 году являлись:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
дальнейшая реализация программно-целевых методов управления;
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Законами Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" внесены изменения в параметры бюджета Московской области на 2016 год. Изменения в 2016 году вносились четырьмя законами Московской области: N 23/2016-ОЗ, N 105/2016-ОЗ, N 125/2016-ОЗ и N 173/2016-ОЗ.
Основные характеристики бюджета Московской области в 2016 году изменились следующим образом:
общий объем доходов бюджета Московской области на 2016 год увеличился с 376,78 млрд. рублей до 424,3 млрд. рублей;
общий объем расходов бюджета увеличился с 443,31 млрд. рублей до 462 млрд. рублей;
дефицит бюджета снизился с 66,53 млрд. рублей до 37,8 млрд. рублей.
Изменения обусловлены в том числе:
уточнением плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам с учетом динамики их поступлений в бюджет Московской области;
включением в бюджет Московской области средств, подлежащих получению из федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, остатков средств федерального бюджета и средств бюджета Московской области, не использованных в 2015 году;
обеспечением реализации указов Президента Российской Федерации и распоряжения Губернатора Московской области от 24.05.2016 N 136-РГ "О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы Московской области";
уточнением и перераспределением отдельных расходов бюджета Московской области в связи с необходимостью финансового обеспечения мероприятий по приоритетным направлениям в 2016 году и плановом периоде 2017-годов.
Закон Московской области N 1/2016-ОЗ "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" и законы Московской области о внесении изменений в Закон Московской области "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (N 43/2016-ОЗ, N 80/2016-ОЗ, N 118/2016-ОЗ, N 171/2016-ОЗ) разрабатывались и принимались в целях финансирования дополнительных мероприятий в сферах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения в 2016 году, а также планирования объемов средств на эти цели в плановом периоде 2017 и 2018 годов.
Закон Московской области N 66/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О межбюджетных отношениях в Московской области" разработан и принят в целях установления порядка распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Московской области, между бюджетами муниципальных образований.
Установленный порядок позволит сократить время между поступлением иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Московской области и фактическим использованием бюджетами муниципальных образований Московской области предоставленных средств, что, в свою очередь, сделает возможным максимально оперативно решать вопросы, связанные с реализацией установленных целей.
Закон Московской области N 71/2016-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2015 год" разработан и принят в целях реализации бюджетных полномочий. Утвержден отчет об исполнении бюджета Московской области за 2015 год по доходам в сумме 393145289 тыс. рублей, по расходам в сумме 392748265 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит бюджета Московской области) в сумме 397024 тыс. рублей. Фактический объем средств, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, составил 39555050 тыс. рублей. Объем государственного долга Московской области на 1 января 2016 года составил 98747642 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Московской области 298673 тыс. рублей.
При работе над годовым отчетом и проектом закона Московской области "Об исполнении бюджета Московской области за 2015 год" Комитетом проведена работа по проверке соответствия проекта закона требованиям законодательства Российской Федерации и Московской области.
Закон Московской области N 111/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области" разработан и принят в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством, а также оптимизации процессов составления и исполнения бюджета Московской области.
Срок внесения на рассмотрение Московской областной Думы проекта закона Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период продлен до 1 ноября. Данное изменение будет способствовать оптимизации процесса составления бюджета Московской области, в том числе позволит максимально учесть при подготовке проекта бюджета Московской области объемы средств, планируемых к поступлению в бюджет Московской области в очередном финансовом году и плановом периоде из федерального бюджета, что, в свою очередь, снизит количество изменений, вносимых в закон Московской области о бюджете Московской области в течение года.
В целях оптимизации перечня информации, представляемой в составе закона Московской области о бюджете Московской области по расходам, и устранения ее дублирования исключено из состава приложений к закону Московской области о бюджете Московской области приложение о распределении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Уточнено наименование субсидии, подлежащей предоставлению бюджету Московской области из бюджетов муниципальных образований Московской области, в части критерия для ее установления и групп муниципальных образований, по которым производится ее установление.
Предусмотрено установление различных методик определения прогноза налогового потенциала, расчетных доходов бюджетов муниципальных образований Московской области и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг для городских поселений (городских округов) и для сельских поселений.
Во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнен перечень материалов, представляемых в Московскую областную Думу одновременно с проектом закона Московской области о бюджете Московской области.
В его состав включены:
проекты бюджетных смет, предложенные Московской областной Думой, органами судебной системы, Контрольно-счетной палатой Московской области, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом Московской области в отношении указанных бюджетных смет;
реестры источников доходов бюджета Московской области.
Введены понятия "предметы рассмотрения проекта закона Московской области о бюджете Московской области" при принятии его за основу и при принятии его в целом.
Кроме того, дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон Московской области о бюджете Московской области распространены на бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Закон Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области" дополнен статьей, устанавливающей особенности использования средств, получаемых отдельными юридическими лицами из бюджета Московской области.
Закреплена норма, согласно которой законом Московской области о бюджете Московской области могут устанавливаться случаи перечисления из бюджета Московской области средств по государственным контрактам, договорам о предоставлении субсидий, а также по контрактам, договорам, соглашениям, заключенным в рамках их исполнения, на лицевые счета, открытые юридическим лицам на счетах финансового органа Московской области в учреждении Центрального банка Российской Федерации.
Операции по расходованию средств с указанных счетов осуществляются после проверки финансовым органом Московской области документов, подтверждающих денежные обязательства юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Московской области.
Закон Московской области N 147/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Контрольно-счетной палате Московской области" разработан и принят в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.
Внесен ряд изменений в части финансового контроля, в том числе, уточнены объекты внешнего государственного финансового контроля, а также дополнен перечень методов проведения контрольных мероприятий, а также законодательно установлена обязанность объектов контроля и их должностных лиц своевременно и в полном объеме представлять в Контрольно-счетную палату по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления мониторинга, проведения и при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предоставлять должностным лицам Контрольно-счетной палаты допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
Закон Московской области N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов".
Основные характеристики бюджета Московской области:
доходы бюджета Московской области составят: в 2017 году - 399,3 млрд. рублей, с уменьшением к уровню 2016 года на 24,6 млрд. рублей или 5,8%; в 2018 году - 412,95 млрд. рублей, в 2019 году - 432,3 млрд. рублей;
расходы бюджета Московской области составят: в 2017 году - 436,87 млрд. рублей, с уменьшением к 2016 году на 24,9 млрд. рублей или 5,4%; в 2018 году - 426 млрд. рублей, в 2019 году - 451,2 млрд. рублей;
бюджет Московской области сформирован с дефицитом, размер которого составит: в 2017 году - 37,6 млрд. рублей, в 2018 и 2019 годах - 13 млрд. рублей и 18,9 млрд. рублей соответственно.
В условиях "четырехлетнего" моратория Правительства Российской Федерации на повышение налоговой нагрузки и осуществление каких-либо масштабных изменений в налоговой системе Российской Федерации ключевые направления налоговой политики Московской области в 2017 году с учетом необходимости обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы включают:
повышение предпринимательской активности;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения налоговых издержек;
дальнейшее улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
обеспечение принципа установления региональных налоговых льгот на временной основе с проведением обязательного анализа эффективности их применения.
Основными целями бюджетной политики при формировании бюджета Московской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов являются:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области;
повышение доходного потенциала бюджета Московской области;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
обеспечение высокой доли бюджета развития, направленного на реализацию приоритетных проектов развития инфраструктуры в сферах: образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение условий для развития доступной и качественной медицины;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области;
повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Основные приоритеты расходов бюджета Московской области в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годах определены с учетом необходимости решения неотложных проблем экономического и социального развития, достижения целевых показателей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Дальнейшая реализация программно-целевого принципа планирования бюджета Московской области повышает обоснованность бюджетных ассигнований, обеспечивает их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
На 2017 год расходы бюджета Московской области в объеме 423,49 млрд. рублей сформированы в рамках 16 государственных и 1 адресной программы Московской области, удельный вес программных расходов в общем объеме всех расходов бюджета Московской области составляет 96,9%.
Проект закона Московской области "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" разработан в целях финансового обеспечения реализации дополнительных мероприятий по наказам избирателей в сферах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения. В соответствии с решением Комитета от 30.11.2016 N 14/8 проект закона внесен на рассмотрение Московской областной Думы и направлен на заключение Губернатора Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.